Научная статья на тему 'Опыт применения интерактивных технологий в процессе воспитательной работы с обучающимися в Санкт-Петербургском университете МВД России'

Опыт применения интерактивных технологий в процессе воспитательной работы с обучающимися в Санкт-Петербургском университете МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ / ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР / EDUCATIONAL WORK / INTERACTIVE TECHNOLOGIES OF UPBRINGING / PROJECT METHODS / SELF-MANAGEMENT / MORAL CHOICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сошникова Ирина Аркадьевна, Трипутин Сергей Николаевич

В статье раскрывается опыт применения интерактивных технологий проектов, самоуправления, нравственного выбора в воспитательной работе с курсантами и слушателями, обучающимися в Санкт-Петербургском университете МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience in the application of interactive technologies in the process of educational work with cadets at the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia

The experience of using interactive technologies projects, self-management, moral choice in educational work with cadets and students studying at the Saint-Petersburg University of the MIA of the Russian Federation is revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Опыт применения интерактивных технологий в процессе воспитательной работы с обучающимися в Санкт-Петербургском университете МВД России»

Сошникова И. А., Трипутин С. Н. Опыт применения интерактивных технологий в процессе воспитательной работы...

С другой стороны, и само это общество, его гражданские институты должны проводить работу по снижению уровня негативизма и настороженного отношения к представителям власти, а также самоизоляционизма мигрантов перед лицом общих социальных проблем. Отдельная большая задача, стоящая перед самими национальными сообществами, заключается в повышении готовности представителей национальных сообществ к взаимодействию с полицией, к росту открытости представителей национальных сообществ.

пресекать и предупреждать правонарушения, но четыре-пять человек из десяти.

Подводя итоги, следует признать, что приводимые материалы исследования отчётливо демонстрируют необходимость разработки специальных методик формирования профессионально-этического компонента мировоззрения сотрудников ОВД, направленного на формирование устойчивых позитивных моделей взаимодействия с представителями национальных сообществ в деле обеспечения правопорядка и общественной безопасности. Необходимо планомерно и целенаправленно разрушать негативный образ мигранта, нивелировать ксенофобные настроения и идеи, формировать навыки взаимодействия с гражданами в рамках полиэтнического общества.

Список литературы

1. Андреев, Н. А., Коробов, В. Б. Социальное партнёрство в правоохранительной сфере // Труды Академии управления МВД России. - 2015. - № 1. - С. 28-32.

2. Гаврилин, С. А. К вопросу об оптимизации взаимодействия сотрудников ОВД с представителями национальных сообществ // Наука и практика. - 2016. - № 4. - С. 23-26.

3. Коробов, В. Б., Кильмашкина, Т. Н. К вопросу о формировании толерантного сознания у руководителей органов внутренних дел в Академии управления МВД России // Труды Академии управления МВД России. - 2013. - № 1. - С. 3-7.

4. Михайлов, А. П. Кризис адаптации общества как основа развития экстремизма // Человек. Общество. Инклюзия. -2016. - № 3-2. - С. 20-25.

5. Орловская область в цифрах - 2014 : статистический ежегодник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. orel.gks.ru.

6. Ульянов, М. В. Миграционные процессы в системе детерминации преступлений экстремистской направленности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2017.

7. Шушкевич, И. Ч., Ефремова, М. Ю. Работа полиции с населением: учёт этнических особенностей граждан в деятельности полицейских ведомств (анализ опыта зарубежных стран) : монография. - Ростов н/Д.: ООО «Терра», 2004.

(33 гъ

0

н

1

s *

С

р *

н

СТ\

у тз

м

о «

о м

0 у

1 S X

S н гъ

н р

(33

J3

Р

о о г S S

© Сальников Е. В., Леонова И. А., 2017

УДК 378

о

И. А. Сошникова, С. Н. Трипутин

СОШНИКОВА Ирина Аркадьевна

Адъюнкт Санкт-Петербургского университета МВД России Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 E-mail: sukalik@mail.ru

SOSHNIKOVA Irina Arkadievna

Post-graduate student, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 E-mail: sukalik@mail.ru

ТРИПУТИН Сергей Николаевич

Заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России по работе с личным составом

Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 E-mail: sukalik@mail.ru

TRIPUTIN Sergey Nikolayevich

Deputy head of Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia on personal staff

Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 E-mail: sukalik@mail.ru

Опыт применения интерактивных технологий в процессе воспитательной работы с обучающимися в Санкт-Петербургском университете МВД России

Experience in the application of interactive technologies in the process of educational work with cadets at the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia

В статье раскрывается опыт применения интерактивных технологий - проектов, самоуправления, нравственного выбора - в воспитательной работе с курсантами и слушателями, обучающимися в Санкт-Петербургском университете МВД России.

Ключевые слова: воспитательная работа, интерактивные технологии воспитания, проектные методы, самоуправление, нравственный выбор.

The experience of using interactive technologies - projects, self-management, moral choice - in educational work with cadets and students studying at the Saint-Petersburg University of the MIA of the Russian Federation is revealed in the article.

Keywords: educational work, interactive technologies of upbringing, project methods, self-management, moral choice.

Педагогика

^ В воспитательной работе с курсантами и слушателя-

о ми, обучающимися в образовательных организациях МВД ^ России, как правило, используются традиционные формы сС и методы воспитания: индивидуальные и групповые тема-^ тические беседы, лекции, доклады, встречи с ветеранами, ^ торжественные митинги. При этом возникает проблема 8 низкой активности большинства обучающихся, которым § отводится пассивная роль слушателей или зрителей. В о последние два года на базе Санкт-Петербургского университета МВД России в воспитательной работе интенсивно § используются интерактивные технологии, позволяющие 5! решить выявленную проблему.

В связи с решением задач профессионально-нрав-

н ственного воспитания особое внимание в опытно-экс-

§ периментальной работе уделялось методам проекта,

&1 самоуправления и нравственного выбора. Данные методы

§ широко освещены в педагогической литературе. Вместе с

рУ тем описание последовательности действий, конкретных

го шагов по их применению в воспитательной работе явно не-

§ достаточно. Их раскрытие является задачей данной статьи.

й Работа обучающихся над проектом включает поста-

^ новку проблемы, самостоятельный поиск путей её решения \о - е. -

и предполагает творческий подход, обеспечивающий само-

н реализацию участников проекта [1, 2].

С Примером проектной деятельности в воспитательной

н работе является проект «Наша память». Его содержанием

К являлось создание комнаты боевой славы 21-й дивизии

и НКВД в учебной аудитории одного из факультетов Санкт-

^ Петербургского университета МВД России. Проект был

К начат в рамках патриотического воспитания, но опыт

^ работы показал, что деятельность по его реализации вме-

т стила в себя и профессионально-нравственное, и правовое

воспитание.

Идея проекта «Наша память» зародилась на факультете подготовки сотрудников для оперативных подразделений Санкт-Петербургского университета МВД России. На традиционном митинге у обелиска «Передний край обороны Ленинграда» несколько курсантов выступили с сообщением об истории этого памятника. При подготовке к выступлению они нашли заинтересовавший их исторический материал, связанный с деятельностью правоохранительных органов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в частности, о вкладе в защиту Ленинграда в 1941 г. 21-й дивизии НКВД, состоявшей из сотрудников ленинградской милиции.

Инициативная группа из четырёх курсантов обратились к руководству курса с предложением создать стенд об истории 21-й дивизии НКВД и разместить его на факультете. Руководство курса и факультета поддержало предложение. При совместном обсуждении курсанты и сотрудники факультета (в т.ч. авторы) решили создать проект «Наша память», результатом которого станет комната боевой славы 21-й дивизии НКВД.

Проект был рассчитан на активное участие курсантов и предполагал использование таких методов, как коллективное творческое дело, диалог, дискуссия, решение проблемных ситуаций, работа в малых группах. Работа команды проекта строилась на следующих принципах: равенство всех участников; добровольность; деятельностное участие.

На начальном этапе реализации проекта инициативная группа курсантов на общем построении факультета подготовки сотрудников для оперативных подразделений выступила перед курсантами и слушателями с предложением принять участие в проекте по созданию комнаты боевой славы 21-й дивизии НКВД. Обучающиеся входили в команду проекта только по желанию, так же как и сотрудники Санкт-Петербургского университета МВД России. Через две недели после старта проекта определился состав команды: 32 - человека - курсанты и слушатели факультета подготовки сотрудников для оперативных подразделений; 4 человека - сотрудники факультета и университета (в т.ч. и авторы). Впоследствии команда проекта увеличилась. К числу сотрудников факультета присоединились педаго-

гические работники и сотрудники отделов университета. Обучающиеся рассказывали друг другу о свой работе, и в скором времени количество курсантов, участвующих в проекте, увеличилось до 48 человек.

Команда разделилась на несколько подгрупп: поисковая группа; группа работы с архивами; группа общения собранной информации; группа цифровой обработки информации; группа оформителей (дизайна). В каждую группу входило около десяти человек: курсанты разных курсов (в основном 3-й курс), сотрудники факультета и преподаватели кафедры истории государства и права. В каждой подгруппе был один координатор, как правило, курсант. Принцип равенства всех участников проекта соблюдался всеми. Так, например, профессор, входящий в состав группы работы с архивами, консультировал и помогал в поиске информации, а координатор распределял задачи между остальными участниками проекта.

Работа по сбору и обобщению информации о 21-й дивизии НКВД продолжалась пять месяцев. Совместно с профессором кафедры истории университета курсанты работали в читальном зале Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга. Другая группа курсантов работала Музее обороны переднего края Ленинграда, который с 2005 г. действует в Экономическом колледже в Сосновой поляне. Наладив отношения с заведующей музеем, курсанты получили доступ к большому количеству представленной там информации, касающейся истории 21-й дивизии НКВД. Ещё одна группа работала совместно с Советом ветеранов. На встречах со специалистами по истории войск НКВД из Совета ветеранов курсанты получали ответы на интересующие их вопросы, уточняли и корректировали найденную информацию. Группа курсантов совместно с сотрудниками университета, входившими в ее состав, выезжала на раскопки в места ведения боевых действий, где были найдены артефакты (оружие, части формы, предметы снаряжения командиров, письма).

Параллельно с группами по сбору информации работала группа оформителей (дизайнеров). По мере накопления и обобщения собранной информации и артефактов проходило оформление результатов проекта. Собранная историческая информация обобщалась, создавались эскизы стендов, макеты выставочных стоек, планировалось размещение объектов в учебной аудитории.

Руководство Санкт-Петербургского университета МВД России поддержало курсантов в создании проекта, взяв на себя решение финансовых вопросов. Так, были профинансированы ремонт аудитории для комнаты боевой славы, приобретение материалов для создания стендов и витрин. Плакаты для стендов изготавливались в типографии университета.

Курсанты, участвовавшие в проекте, предложили собираться раз в две недели и обсуждать достигнутые результаты. В ходе обсуждения каждая подгруппа делилась своими достижениями. Ребята обсуждали возникшие трудности, высказывали мнения о том, как их преодолеть. В ходе одного из обсуждений, курсанты из поисковой группы рассказали о своем желании более основательно заниматься поисковой деятельностью. Эта идея была подержана руководством курса и факультета, а впоследствии и университета.

В университете был создан поисковый отряд «Урицк», вошедший в состав официально зарегистрированных поисковых отрядов Северо-Западного Федерального округа. Так взаимодействие обучающихся и сотрудников университета позволило развить новое направление активной деятельности курсантов.

В декабре 2015 г. на факультете подготовки сотрудников для оперативных подразделений прошло торжественное открытие комнаты боевой славы 21-й дивизии НКВД. Это стало завершающим этапом проекта «Наша память».

После открытия комнаты все участники проекта встретились на подведении итогов проекта. Каждый из присутствующих мог высказать мнение, о том, что ему дал проект, что понравилось, что не понравилось. Курсанты и

Сошникова И. А., Трипутин С. Н. Опыт применения ин

слушатели отмечали, что работа в проекте расширила их кругозор. Информация, полученная в ходе поисковой работы, поставила много новых вопросов, на которые важно найти ответы. Также было отмечено, что в начале проекта им (курсантам) было непривычно общаться со «взрослыми» не как с начальниками, а как с членами одной команды, но постепенно этот барьер был преодолен. Курсанты научились работать вместе, помогая друг другу, самостоятельно принимать решения в конкретных ситуациях, устанавливать деловые контакты с представителями других организаций. Проект позволил курсантам увидеть себя и товарищей с другой стороны.

Примером следующей интерактивной технологии - «Самоуправление» - служит деятельность группы курсантов и слушателей из Совета общежития Санкт-Петербургского университета МВД России.

Целью работы в рамках самоуправления было развитие социальной активности курсантов и слушателей, создание условий, позволяющих им саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Применение интерактивных технологий воспитательной работы в формате самоуправления рассматривалось в двух аспектах:

- первый - широкий, при котором самоуправление само по себе является интерактивной технологией, основанной на обязательной обратной связи - взаимодействии - органов самоуправления курсантов с руководством университета в решении значимых вопросов;

- второй - узкий, подразумевает использование конкретных интерактивных технологий в работе Совета общежития.

Установившийся формат взаимодействия обучающихся, проживающих в общежитии, с руководством университета позволил рассматривать самоуправление в широком аспекте. Встречи обучающихся, проживающих в общежитии, с руководством университета проходили один раз в квартал. На них всегда присутствовали сотрудники тыловых служб. Формат встреч носил диалоговый и конструктивный характер. Члены Совета общежития выносили на обсуждение назревшие проблемы и возникшие предложения. Так, помимо общих вопросов организации внутреннего порядка, курсанты вносили переложения о выделении им в общежитии отдельной комнаты для проведения совместных мероприятий, о создании спортивного зала, об организации наземного транспортного сообщения между общежитием и университетом. Руководство университета, в свою очередь, рассматривало варианты и возможности реализации внесенных предложений. Результатом такого взаимодействия стало открытие в общежитии спортивного зала, оборудованного современными тренажерами; создание комнаты воспитательной работы для проведения совместных творческих вечеров, встреч и игр.

В личных беседах курсанты отмечали, что на встречах с руководством университета самым важным для них был диалог: руководители не просто выступали с речью, а действительно слушали, обсуждали услышанное и решали проблемы.

Узкий аспект применения интерактивных технологий воспитательной работы в работе Совета общежития выражался в проведении квестов, игр, похода, создании проектов, а также в использовании возможностей социальных сетей для расширения взаимодействия Совета общежития с курсантами своего университета и студентами других образовательных организаций.

Авторами исследования была проведена беседа с активом Совета общежития на тему, как сделать жизнь в общежитии интересней. В процессе обсуждения курсанты отметили, что им интересно участие в походах и квестах (играх на заданную тематику с обязательным выполнением заданий). Авторы предложили еще такие формы работы, как коллективные дела, проекты, деловые игры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За период работы Совета общежития в формате интерактивных технологий воспитательной работы кур-

активных технологий в процессе воспитательной работы...

санты самостоятельно организовали и провели несколько и квестов. Например, квест «Санкт-Петербург

котором я учусь» проходил в центре Санкт-Петербурга, где д

участники, следуя маршруту по заранее подготовленной к

карте, искали подсказки и отвечали на вопросы по исто- С

рии города. Еще один пример - квест-игра «Путешествие д

по планете» - проходил в комнате воспитательной работы -

в общежитии. Каждый желающий или группа желающих П

готовили электронную презентацию с рекламой любого е

места на планете, где бы им хотелось побывать: рассказ об Р

тт 04

этом месте, что там можно увидеть, чем заняться. Присут- Р ствующие зрители путём голосования выбирали наиболее с интересное и понравившееся им место. Организация и § проведение квестов осуществлялись членами Совета обще- § жития. Участие в самих квестах принимали любые желаю- н щие курсанты и слушатели. Помимо этого, члены Совета в общежития принимали участие в городском квесте «900», р посвященном подвигу города-героя Ленинграда в период и блокады, а также самостоятельно организовали и провели е квест «Тайны общежития». а

После проведения квестов участники отмечали, что ^ данные мероприятия позволили им узнать много ново- Д го, повысить свой культурный уровень в непривычном и интересном формате. §

Следующая форма работы - «проекты». В декабре и 2015 г. в общежитии стартовал проект «Мои цели в 2016 а году». В коридоре было вывешено несколько листов ватмана, где каждый мог написать свои желаемые достижения в ( наступающем году. В проекте приняли участие около пяти- 5 десяти человек. В декабре 2016 г. вновь были вывешены эти 2 ватманы, чтобы участники смогли сопоставить желаемое с о достигнутым и оставить свои комментарии. На предново- 7 годней общей встрече в комнате воспитательной работы курсанты обсуждали свои достижения, в совместном диалоге искали причины неудач.

Помимо этого курсанты, проживающие в общежитии, активно включались в подготовку и реализацию проектов «Классика жанра» (о русской классической литературе); «Мы против курения» (конкурс агитационных плакатов о вреде курения, проведение акции «Поменяй сигарету на конфету, пачку на шоколадку»); «Мы помним, мы гордимся» (к годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.); «В здоровом теле здоровый дух» (о физическом развитии под руководством наставника, с замером спортивных результатов до и после начала участия).

В мае 2016 г. Советом общежития был организован и проведён тематический поход на легендарный плацдарм на левом берегу Невы - «Невский пятачок». В отличие от традиционных выездов, когда курсанты являются участниками официального ритуала, тематический поход включал в себя неформальное взаимодействие, совместное преодоление трудностей. В походе участвовали приглашенные курсантами сотрудники университета (преподаватель кафедры истории, начальник и заместитель начальника курса). В походе курсанты в неформальной обстановке узнали исторические факты о боях в районе Невской Дубровки во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., возложили цветы к памятнику защитникам Ленинграда на Невском пяточке. В личных беседах после похода, курсанты отмечали, что они узнали много нового о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Полученная информация заставила их задуматься о событиях тех лет, несколько человек взяли в библиотеке художественную литературу по данной тематике.

На начальном этапе работы в формате «Самоуправление» была выявлена проблема зависимости деятельности Совета общежития от рекомендаций отдела воспитательной работы университета. Ребятам предлагалось планировать свою работу в зависимости от текущих событий, не учитывая мероприятий, которые инициировал сам Совет общежития. Таким образом, члены Совета подчинялись указаниям сверху и желание самостоятельной деятельности не активизировалось. Решение данной проблемы было

Педагогика

^ найдено в ходе совместной работы. Сначала Совет общего жития планировал мероприятия, а потом они входили в ^ план воспитательной работы факультетов. сС Анализ работы с Советом общежития в рамках блока

^ программы внедрения интерактивных технологий позволя-^ ет сказать, что данный вид деятельности вызывал интерес 8 у обучающихся, позволил им проявить ответственность, § инициативу, социальную активность. о Следующий формат внедрения интерактивных техно-

логий в воспитательную работу - «Нравственный выбор». § Целью работы в формате «Нравственный выбор»

5! было формирование у обучающихся опыта принятия ^ нравственного выбора, решения нравственных конфлик-н тов, а также, обогащение моральных ценностей на основе § обсуждения и анализа конкретных ситуаций из жизни, &1 художественной литературы и художественных фильмов. § Работа в формате «Нравственный выбор» включила

рУ в себя такие интерактивные технологии как дискуссии ° и дебаты. Для достижения максимального эффекта они § проводились в группах численностью не более 15 человек. й Дискуссия является диалоговой формой интерактив-

^ ных технологий. Монолог ведущего должен быть кратким ^ и содержательным. В связи с этим большое значение имеет н позиция ведущего, который является регулятором и коор-С динатором происходящего, т.е. приобретает функции коуча н или фасилитатаора.

К Темы для дискуссии выбирались не только из жизнен-

и ных примеров, но и из художественных фильмов. Для того ^ чтобы мероприятие по просмотру художественного фильма К и дискуссия по его обсуждению не было затянуто, оно раз-^ бивалось на два этапа. В первый день курсанты (не более т 15 человек) собирались в учебной аудитории и смотрели предложенный им фильм. Практика показала, что обсуждение лучше проводить на следующий день после просмотра. Если не получалось, то в ближайшее время, иначе стирается эмоциональный настрой от просмотренного.

Для дискуссии была выбрана одна из серий фильма «Глухарь». В этой серии герою - следователю - предстоит сделать нравственный выбор. Он знает, что его товарищ-полицейский, которому требуются большие деньги на лечение больной жены, согласен за деньги не совершать обязательные процессуальные действия. Внутренне он осуждает товарища, но одновременно и оправдывает. Он понимает, что обязан доложить об этом руководству, но его понятия о дружбе не дают ему это сделать.

В начале дискуссии ведущий задавал курсантам вопрос о том, что им понравилось в просмотренном фильме. После краткого обсуждения сюжета внимание аудитории переключалось на обсуждение нравственных позиций: было ли тяжело героям; что помогло им решить свой внутренний нравственный конфликт и сделать моральный выбор; могут ли курсанты привести примеры нравственного выбора или нравственного конфликта. Главное в дискуссии было вывести группу на обсуждение социальных регуляторов поведения, таких как страх - польза, стыд - одобрение, совесть - чувство собственного достоинства.

В следующих дискуссиях поднимались темы, актуальные сегодня. В частности, арест крупных государственных чиновников (Сердюков, Захарченко) за получение взяток в крупных размерах. Дискуссия была направлена на нравственную оценку их поведения. С курсантами обсуждалось, что нечестно заработанные деньги и большая власть не приводят к счастью и не решают всех проблем. В основном участь таких людей предрешена. Перед аудиторией ставились проблемы нравственного выбора: как жить с чувством собственного достоинства в условиях социальной несправедливости; воровать и жить в достатке, или уважать себя и быть честным. Необходимо отметить, что в диалоге всегда возникали разные мнения, противовес которых придавал дискуссиям динамичность.

В дискуссиях поднимались вопросы, связанные не только с профессиональной деятельностью, но и с взаимоотношениями с друзьями, семьей, любимыми. Жизнь

настолько многогранна, что обсуждение таких вопросов имеет очень важное значение для обучающихся.

Опыт проведения дискуссий позволяет сказать, что большинство курсантов стесняются и не умеют высказывать свое личное мнение. Это можно объяснить тем, что они привыкают воспроизводить на учебных занятиях прочитанные тексты или зачитывать с листа подготовленные доклады. В воспитательной работе на большинстве мероприятий курсанты являются пассивными слушателями либо воспроизводителями подготовленной информации. Диалог используется в основном в рамках индивидуальных бесед. В связи с этим задача ведущего состоит в том, чтобы наводящими вопросами помочь аудитории, включить присутствующих в диалог. Особенно это касается пассивной части аудитории, которая на мероприятии отмалчивается.

Еще одной формой работы с курсантами в формате «Нравственный выбор» были дебаты. Дебаты отличаются от дискуссии наличием соревновательного элемента. Обязательно из двух групп выбирается лучшая, доводы которой наиболее аргументированы.

В дебатах принимали участие две группы по 14-15 человек. За два дня до дебатов предлагалась тема, например, «Курсанты и социальные сети». Одной команде предлагалось подготовить аргументы о возможности свободного использования курсантами своих аккаунтов в социальных сетях: свободному предоставлению ими информации о себе, образовательной организации, в которой они учатся, и других личных данных. Второй группе предлагалось подготовить аргументы в пользу того, что курсанты не могут свободно пользоваться аккаунтами в социальных сетях, т.к. на них накладывает ограничение их социальный статус. Таким образом, в игровой форме обучающимся предлагалось обсудить нравственный выбор, возникающий у молодых людей (курсантов) между желанием свободы и ограничением этой свободы, связанным с их социальным статусом.

На дебаты обязательно приглашались эксперты: представители инспекции по личному составу, с которыми заранее оговаривалось, что их присутствие на игре носит неофициальный характер. Их задача - не пугать обучающихся наказаниями, а лишь донести правовую информацию, связанную с обсуждаемым вопросом и участвовать в жюри по выбору наиболее аргументированного выступления.

Перед началом дебатов ведущий представлял присутствующих друг другу, ещё раз напоминал тему. От каждой команды по два представителя приглашались в состав жюри, куда входили и присутствующие на дебатах сотрудники факультета. Ведущий приглашал по три спикера от команды выйти для представления подготовленных тезисов. На выступление каждого спикера отводилось не более двух минут. После заслушивания тезисов остальным командам давалось пять минут на подготовку вопросов оппонентам. На вопросы мог отвечать любой представитель команды.

Жюри следило за аргументированностью и логикой в выступлениях команд. После окончания дебатов, которые длились не более 40 минут, каждый член жюри давал оценку командам, и жюри выносило решение, какая команда была наиболее убедительна.

Так было проведено три мероприятия в формате дебатов на темы «Курсанты и социальные сети», «Вор должен сидеть в тюрьме», «Выборы - право или обязанность».

Опыт проведения дискуссий и дебатов позволяет сделать вывод, что применение в воспитательной работе данных интерактивных технологий решает насколько задач. Во-первых, даёт возможность курсантам получить навыки анализа нравственных ситуаций для того, чтобы увидеть в них нравственный конфликт. Во-вторых, обсуждение помогает курсантам научиться рассуждать, критически мыслить, вести конструктивный диалог, аргументировано высказывать свою точку зрения, занимать определенную нравственную позицию. В-третьих, вопросы, поднимаемые на обсуждении и дебатах, создают условия для формирования нравственных ценностей обучающихся в разных

Шагиева Н. М., Шагиева М. А. Формирование представления о научном стиле в дискурсе адъюнктов

областях жизни: патриотической, профессионально-нравственной, правовой.

Завершая рассмотрение опыта применения интерактивных технологий в процессе воспитательной работы с обучающимися в Санкт-Петербургском университете МВД России, можно сделать следующие выводы.

Использование интерактивных технологий в воспитательной работе с курсантами и слушателями возможно по всем направлениям воспитания: патриотическому, профессионально-нравственному, правовому.

При использовании интерактивных технологий в воспитательной работе необходимо обращать внимание на соблюдение ряда правил: работа проводится в небольших группах; обязательно наличие обратной связи участников; ведущий приобретает функции коуча или фасилитатора; приоритетной формой общения является диалог.

Результаты личных бесед с курсантами показали, что участие в мероприятиях с использованием интерактивных технологий вызывает у них интерес и желание продолжить работу в таком формате.

tö гъ

0

H

1

s *

С р

i

*

н

СТ\ У

тз

M

о «

о

M

0 У

1 s

X

Список литературы

1. Митрофанова, Г. Г. Диахронический подход к идее проектной деятельности в образовании // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2014. - № 4. - С. 40-49.

2. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2008 .- 272 с.

3. Гейжан, Н. Ф., Витольник, Г. А., Кочин, А. А., Мусин, Я. Н., Силкин, Н. Н. Педагогика (курс лекций) : учебное пособие. - Санкт-Петербургский университет МВД России, Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности / под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Фонд «Университет», 2003. - 152 с.

tö »

Р

о о г s s

© Сошникова И. А., Трипутин С. Н., 2017 ^

УДК 001.814

Н. М. Шагиева, М. А. Шагиева

о

ШАГИЕВА Наталья Михайловна

Доцент кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук, доцент

Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (953) 350-60-05 E-mail: nmshagieva@yandex.ru

SHAGIEVA Natalia Mikhailovna

Associate professor of the department of foreign languages of the Saint-Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Psychological Sciences, Associate professor. Address: Russia, 198206, Saint Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (953) 350-60-05 E-mail: nmshagieva@yandex.ru

ШАГИЕВА Мария Алексеевна

Доцент кафедры экономики и управления качеством

Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат экономических наук Адрес: Россия, 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30/32 Тел.: 8 (904) 55-66-423 E-mail: mshagieva@mail.ru

SHAGIEVA Maria Alexeyevna

Associate professor of the department of economics and quality management of the Saint-Petersburg State economic University, Candidate of Economical Sciences Address: Russia, 191023, Saint-Petersburg, emb. of Griboedova canal, 30/32 Ph.: +7 (904) 55-66-423 E-mail: mshagieva@mail.ru

Формирование представления о научном стиле в дискурсе адъюнктов Forming the awareness of the scientific style in the discourse of the postgraduates

Статья посвящена формированию представления о научном стиле в дискурсе адъюнктов. Рассматриваются характерные особенности научного стиля; подчёркивается его относительная обособленность в системе других функциональных стилей.

Ключевые слова: научный стиль, дискурс, логичность, последовательность, связанность, абстрактность, объективность, формальность, сжатость.

The article is devoted to forming the awareness of the scientific style in the discourse of the post-graduates. The characteristic features of the scientific style are considered, its relative isolation in the system of other functional styles is emphasized.

Keywords: scientific style, discourse, consistency, sequence, coherence, abstractness, objectivity, formality, conciseness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.