Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы обучающихся в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний'

Организация самостоятельной работы обучающихся в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные организации / самостоятельная работа / компетентностный подход / самообразование / обучающиеся / educational organization / independent work / competence approach / self-education / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козацкая Варвара Эдуардовна

Одним из важных направлений в системе высшего ведомственного образования является качественная и эффективная организация самостоятельной работы обучающихся в рамках реализации конкретной основной профессиональной образовательной программы. Задачи, выполняемые сотрудниками уголовно-исполнительной системы (УИС), обусловлены целью и задачами ФСИН России, сложной динамичной оперативной обстановкой, складывающейся в исправительных учреждениях, и требуют от них высокого уровня дисциплины, ответственности и самостоятельности в принятии решений. Это должно быть заложено в вузе и облечено в форму самообразовательной компетенции. Выделены перспективные задачи в организации самостоятельной работы обучающихся в образовательных организациях ФСИН России: привлечение к организации самостоятельной работы обучающихся сотрудников практических органов; разработка методики организации самостоятельной работы, оценки ее качества и эффективности; развитие взаимодействия кафедр отечественных и зарубежных вузов по вопросам передового опыта организации самостоятельной работы обучающихся; обеспечение участия обучающихся в деятельности общественных научно-исследовательских лабораторий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козацкая Варвара Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FPS OF RUSSIA

One of the important directions in the system of higher institutional education is high-quality and effective organization of independent work of students in the framework of the implementation of specific main professional educational program. The tasks performed by the employees of criminal-Executive system, due to the purpose and objectives of the FPS of Russia, the complex and dynamic operational situation in penal institutions, and require a high level of discipline, responsibility and independence in decision making. Obviously, this must be built in the University and couched in the form of self-educational competence. The author identifies long-term objectives in the organization of independent work of students in educational institutions of the FSIN of Russia: involvement in the organization of independent work of students practical bodies; development of methodology of organization of independent work, assess its quality and effectiveness; development of interaction of departments of domestic and foreign universities on best practices of organization of independent work of students; ensuring participation of trainees in the activities of public research laboratories.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы обучающихся в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний»

УДК 37.026:343.83 ВАРВАРА ЭДУАРДОВНА КОЗАЦКАЯ,

кандидат юридических наук, начальник кафедры гражданского права и процесса

(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Реферат: одним из важных направлений в системе высшего ведомственного образования является качественная и эффективная организация самостоятельной работы обучающихся в рамках реализации конкретной основной профессиональной образовательной программы. Задачи, выполняемые сотрудниками уголовно-исполнительной системы (УИС), обусловлены целью и задачами ФСИН России, сложной динамичной оперативной обстановкой, складывающейся в исправительных учреждениях, и требуют от них высокого уровня дисциплины, ответственности и самостоятельности в принятии решений. Это должно быть заложено в вузе и облечено в форму самообразовательной компетенции.

Выделены перспективные задачи в организации самостоятельной работы обучающихся в образовательных организациях ФСИН России:

привлечение к организации самостоятельной работы обучающихся сотрудников практических органов; разработка методики организации самостоятельной работы, оценки ее качества и эффективности; развитие взаимодействия кафедр отечественных и зарубежных вузов по вопросам передового опыта организации самостоятельной работы обучающихся;

обеспечение участия обучающихся в деятельности общественных научно-исследовательских лабораторий.

Ключевые слова: образовательные организации, самостоятельная работа, компетентностный подход, самообразование, обучающиеся.

Современная образовательная парадигма обусловлена необходимостью реализации в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) ком-петентностного подхода, являющегося базовым критерием оценки качества образования, пришедшим на смену квалификационному подходу, определившему вектор образовательной политики (вместо «образование на всю жизнь» - «образование в течение всей жизни»), акцентирующему внимание не на содержании, а на результатах образования, выраженных в форме компетенций.

На основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности (ст. 48). Согласно ст. 13 Закона самостоятельная работа входит в объем трудоемкости образовательной программы наравне с аудиторной работой обучающихся. В рабочем учебном, тематическом планах, рабочей программе учебной дисциплины, планах семинарских и практических занятий, методических рекоменда-

© Козацкая В. Э., 2016

циях по организации самостоятельной работы обучающихся по конкретной дисциплине, разработанных вузом, кафедрами, находит свое обязательное отражение информация об объеме часов, выделенных для самостоятельной работы обучающихся.

В настоящее время компетентностный подход широко используется и при проектировании системы самостоятельной работы студентов (курсантов), одной из задач которого является развитие у обучаемых самообразовательной компетентности, под которой, в свою очередь, понимается качество личности, характеризующее ее способность к систематической, самостоятельно организуемой познавательной деятельности, направленной на продолжение собственного образования в общекультурном и профессиональном аспектах. При этом понятие самообразовательной компетентности является емким и может включать в себя ряд компетенций, установленных ФГОС ВО.

В ведомственных вузах ФСИН России имеется многолетний научный и учебно-методический опыт в сфере подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы, накопленный поколениями ученых и практиков вуза, основателями научных школ. В соответствии с основными

направлениями деятельности УИС на среднесрочную перспективу, сформулированными в докладе директора ФСИН России Г. А. Корниенко на коллегии ФСИН России 2015 г., определен ряд задач:

- совершенствование кадрового обеспечения работников УИС в части проведения комплекса мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования работников УИС;

- обеспечение сбалансированности процессов сохранения и обновления количественного и качественного состава кадров, повышения их профессиональной компетенции (на постоянной основе).

В связи с этим с целью подготовки высокопрофессиональных кадров для УИС, а также профильной подготовки сотрудников УИС с учетом специализации вузов ФСИН России одним из важных направлений в системе высшего ведомственного образования является качественная и эффективная организация самостоятельной работы обучающихся в рамках реализации конкретной основной профессиональной образовательной программы.

Задачи, выполняемые сотрудниками УИС, обусловлены целью и задачами ФСИН России, сложной динамичной оперативной обстановкой, складывающейся в учреждениях и органах УИС, и требуют от них высокого уровня дисциплины, ответственности и самостоятельности в принятии решений, что, очевидно, должно быть заложено в вузе и облечено в форму самообразовательной компетенции.

Исходя из анализа содержания локальных актов ведомственных вузов ФСИН России под самостоятельной работой понимается планируемая учебная и научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия в специально отведенное для этого время.

Правовой режим организации самостоятельной работы обучающихся в ведомственных вузах ФСИН России регламентирован локальным актом - положением об организации самостоятельной работы обучающихся, рассмотренным на заседании ученого совета вуза и утвержденным приказом образовательной организации. Самостоятельная работа является неотъемлемым и обязательным элементом образовательного процесса в вузе.

Субъектами организации самостоятельной работы обучающихся являются: кафедра; предметно-методическая секция кафедры; научный кружок кафедры; научная лаборатория; профессорско-преподавательский состав кафедры.

Контроль за организацией самостоятельной работы в вузе осуществляют: учебный отдел; научный отдел; начальники факультетов; начальники курсов.

Целью организации самостоятельной работы обучающихся в ведомственных вузах ФСИН России является подготовка высококвалифицированных кадров для нужд УИС, обладающих общекультурными и профессиональными компетенциями, обеспечивающих формирование и развитие у них способности:

- к самостоятельности в принятии решений при осуществлении правоприменительной деятельности, ответственности и организованности;

- использованию творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня;

- самообразованию и саморазвитию.

Задачами субъектов образовательного процесса

по организации самостоятельной работы обучающихся являются:

- формирование знаний, умений и навыков в области изучаемых дисциплин, их систематизация, углубление и расширение, формирование общекультурных и профессиональных компетенций;

- формирование навыков в принятии управленческих решений в образовательной и профессиональной сфере;

- развитие познавательных и творческих способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений и навыков;

- формирование мотивации к приобретению новых знаний, умений и навыков;

- формирование чувства ответственности за профессиональное становление;

- формирование способности к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию;

- повышение качества реализации образовательных программ с учетом реализации компетентностно-го подхода и практической составляющей обучения;

- повышение степени готовности к практической деятельности в УИС;

- приобретение и развитие навыков самостоятельной аналитической, правоприменительной и исследовательской деятельности по оценке состояния и основных направлений совершенствования организации и управления деятельностью УИС;

- обеспечение более полных возможностей для формирования профессиональных компетенций обучающихся, их профориентация;

- выработка общей стратегии обучения сотрудников УИС.

Организация самостоятельной работы обучающихся в образовательных организациях ФСИН России реализуется в следующих формах:

- аудиторная работа обучающихся (определяется трудоемкостью в рамках проведения всех видов занятий, предусмотренных тематическим планом учебной дисциплины; осуществляется на основании кафедральной и индивидуальной методики преподавания в рамках проведения занятий (их части) в активной или интерактивной форме (то есть самостоятельная работа может выступать в качестве составной части деловых и ролевых игр, игрового проектирования, ситуационных игр, группового тренинга, тематического диспута, олимпиады, решения практических ситуаций, рецензирования научной статьи при использовании учебного рабочего места конкретного специалиста УИС и др., когда обучающиеся должны самостоятельно в период аудиторного занятия выполнить в режиме реального времени конкретный вид работы);

- внеаудиторная работа обучающихся [определяется часами в тематическом плане учебной дисциплины в разделе самостоятельной работы; обусловлена необходимостью разработки методических рекомендаций по организации самостоятельной работы обучающихся в рамках всестороннего и полного изучения дисциплины; предполагает контроль со стороны преподавателя, а также находит свое отражение в расчете нагрузки в разделе внеаудиторная работа (проверка домашний заданий) и в строгой отчетности преподавателя; составляет в определенном количестве часов учебную и учебно-методическую нагрузку преподавателя (процедура планирования и учета выполненной внеаудиторной нагрузки предусмотрена инструкцией вуза по нормированию труда профессорско-преподавательского состава)].

В соответствии с требованиями ФГОС ВО образовательная организация обязана иметь помещения для самостоятельной работы обучающихся, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

На сегодняшний день организация самостоятельной работы обучающихся в образовательных учреждениях ФСИН России происходит и в рамках электронной образовательной среды. Обучение построено в рамках системы управления курсами МооШе, известной как система управления обучением, или виртуальная обучающая среда, в которой преподавательский состав осуществляет построение учебного курса и организует в его формате самостоятельную работу обучающихся с системой тотального контроля качества и количества выполняемых заданий, а также с выставлением соответствующих оценок.

Особое значение в организации самостоятельной работы имеют фонды оценочных средств, предусмот-

ренные требованиями ФГОС третьего поколения и необходимые для оценки сформированности компетенций обучающихся, в том числе самообразовательной компетентности. Фонд оценочных средств (ФОС) -комплект методических материалов, нормирующих процедуры оценивания результатов обучения, то есть установления соответствия учебных достижений запланированным результатам обучения и требованиям образовательных программ, рабочих программ модулей (дисциплин). Методика составления и использования данной методической разработки предусматривает и формирование самооценки результатов знаний обучающимися, направленной на рефлексию познавательной деятельности; использование методов групповых и взаимных оценок (рецензирование курсантами (студентами) работ друг друга; оппонирование студентами проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей и т. п.). Критерием оценки качества ФОС в результате проведенной экспертизы является стимулирование познавательной деятельности обучающихся (разнообразие форм заданий, контекстные задания, релевантное и интегрированное оценивание, рефлексия, взаимооценка), а также формирование навыков само- и взаимооценивания;

- научно-исследовательская работа обучающихся (является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных творчески и с наибольшей эффективностью применять в практической деятельности полученные знания; является продолжением и углублением образовательного процесса и организуется непосредственно на кафедрах (в научных кружках и др.) при активном содействии научного общества курсантов и студентов.

Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся предусмотрена планами:

- научно-исследовательской деятельности вуза;

- научно-исследовательской деятельности кафедры;

- работы научного кружка кафедры;

- работы общественной научно-исследовательской лаборатории кафедры;

- работы совета научного общества обучающихся; может иметь инициативный характер вне плана работы.

Деятельность профессорско-преподавательского состава вуза по организации самостоятельной работы обучающихся в рамках научно-исследовательской работы также подлежит нормированию, оценке как на уровне мониторинга научно-исследовательской деятельности вуза, кафедры и преподавателя, так и на уровне отчета научно-исследовательской деятельности по итогам кален-

дарного и учебного года, отчета профессорско-преподавательского состава о выполненной нагрузке по итогам учебного года.

Организация научно-исследовательской работы обучающихся построена в рамках следующих направлений деятельности:

1) организация совместных с обучающимися плановых и инициативных научных исследований, их реализация в виде научных статей;

2) привлечение обучающихся к участию в научных мероприятиях; совместная подготовка выступлений и научных тезисов;

3) организация научных мероприятий для обучающихся (олимпиады, конкурсы, брейн-ринги, викторины, недели творчества и др.);

4) организация работы научного кружка кафедр;

5) привлечение обучающихся к совместным научным разработкам в рамках деятельности научных школ кафедр;

6) привлечение к деятельности кафедральной общественной научно-исследовательской лаборатории;

7) организация участия обучающихся в проведении правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в рамках экспертной комиссии по проведению правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

8) привлечение обучающихся к работе по составлению проектов нормативных правовых актов, в том числе ведомственного характера;

9) организация проведения научных исследований обучающихся на базе правоохранительных органов, в том числе учреждений и органов УИС, в рамках прохождения всех видов практики, деятельности экспериментальных площадок, работы юридической клиники, созданной при образовательной организации, в рамках специально организованных рабочих встреч с практическими работниками и др.;

10) организация научно-исследовательской работы обучающихся в рамках грантов.

Во время самостоятельной работы обучающиеся имеют право:

1) заниматься в учебных аудиториях, закрепленных за учебными группами, учебно-методическом кабинете кафедры, читальных залах библиотеки, компьютерных классах;

2) получать консультации профессорско-преподавательского состава;

3) пользоваться фондами библиотеки, учебно-методического кабинета, электронными ресурсами, Интернет;

4) принимать участие в заседаниях научного кружка, общественной научной лаборатории, рабочей группы по подготовке и обсуждению зако-

нопроекта; в работе экспериментальной площадки, заседания совета научного общества курсантов и студентов, в работе курсантского самоуправления как самостоятельного инициативного объединения курсантов, направленного на повышение успеваемости, качества знаний, дисциплины, улучшение бытовых условий, организацию активного научно-познавательного процесса и отдыха, а также решение других вопросов, возникающих в период обучения и т. д.;

1) осуществлять научные исследования в рамках подготовки научных работ на конкурсы, олимпиады, конференции, семинары, круглые столы и т. д.;

2) отрабатывать умения и навыки с использованием учебных рабочих мест кафедр;

3) принимать участие во встречах с практическими сотрудниками правоохранительных органов;

4) посещать научные мероприятия (конференции, семинары, круглые столы, олимпиады и т. д.);

5) осуществлять работу в рамках юридической клиники.

Следует отметить, что в системе оценки качества образовательной деятельности ведомственных вузов ФСИН России, в том числе в области организации самостоятельной работы обучающихся, помимо учетно-отчетной документации, предусмотрены по различным направлениям деятельности конкурсы, мониторинги, регламентированные локальными актами:

- конкурсы «Преподаватель года»; на лучшее учебное рабочее место; на лучшее учебно-методическое обеспечение дисциплин; на лучшую организацию работы учебно-методических кабинетов кафедр; на лучшую организацию научно-исследовательской работы курсантов и слушателей вуза; на лучшую научную работу курсантов и слушателей; «Ученый года»; «Книга года».

- мониторинг учебно-методического обеспечения учебных дисциплин; мониторинг научно-исследовательской деятельности кафедр.

Анализ опыта организации самостоятельной работы обучающихся в вузах ФСИН России позволил выявить ее принципы:

- целенаправленность и целесообразность, обусловленные обязанностью вуза формировать компетенции;

- сбалансированность заданий, имеющих индивидуальный творческий характер;

- построение индивидуальной и групповой образовательной траектории обучения;

- эффективность, системность и качество выполненных заданий;

- наличие системы контроля качества организации самостоятельной работы;

- высокий креативный уровень мотивации обучающихся;

- неформальность и концептуальность подхода преподавателя;

- активность и интерактивность субъектов образовательного процесса;

- повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

С учетом имеющегося опыта организации самостоятельной работы обучающихся в образовательных организациях ФСИН России следует выделить перспективные задачи в указанной сфере:

1) с целью усиления практической составляющей обучения в ведомственных вузах ФСИН России рекомендуется обеспечивать привлечение к организации самостоятельной работы обучающихся сотрудников правоохранительных органов, в том числе учреждений и органов УИС;

2) увеличивать долю самостоятельной работы обучающихся, проделываемой с использованием созданного на кафедрах учебного рабочего места специалиста УИС;

3) предусматривать в плане повышения квалификации профессорско-преподавательского состава курсы по организации самостоятельной работы обучающихся ведомственных вузов ФСИН России, в том числе в рамках электронной образовательной среды;

4) проходить курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов

ФСИН России в ведущих вузах государства, использующих передовые образовательные технологии организации самостоятельной работы;

5) разработать методику организации самостоятельной работы в ведомственных вузах ФСИН России и оценки ее качества и эффективности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) обеспечивать взаимодействие кафедр отечественных и зарубежных вузов по вопросам передового опыта организации самостоятельной работы обучающихся, методики преподавания учебных дисциплин;

7) увеличивать долю научных исследований курсантов и слушателей, занимающих призовые места во всероссийских, зарубежных и международных мероприятиях;

8)активизировать совместную работу курсантов и слушателей, а также их научных руководителей из числа профессорско-преподавательского состава по подготовке научных статей для публикаций в ведущих научных изданий, в том числе из перечня ВАК;

9) обеспечивать участие обучающихся в деятельности общественных научно-исследовательских лабораторий кафедр, экспериментальных площадок;

10) активно привлекать обучающихся к правовой экспертизе проектов нормативных правовых актов, в том числе в рамках экспертной комиссии по проведению правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и региона.

VARVARA JEDUARDOVNA KOZACKAJA,

phd in law, head of the civil law and process department (Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FPS OF RUSSIA

Annotation: one of the important directions in the system of higher institutional education is high-quality and effective organization of independent work of students in the framework of the implementation of specific main professional educational program. The tasks performed by the employees of criminal-Executive system, due to the purpose and objectives of the FPS of Russia, the complex and dynamic operational situation in penal institutions, and require a high level of discipline, responsibility and independence in decision making. Obviously, this must be built in the University and couched in the form of self-educational competence.

The author identifies long-term objectives in the organization of independent work of students in educational institutions of the FSIN of Russia:

involvement in the organization of independent work of students practical bodies; development of methodology of organization of independent work, assess its quality and effectiveness; development of interaction of departments of domestic and foreign universities on best practices of organization of independent work of students;

ensuring participation of trainees in the activities of public research laboratories.

Key words: educational organization, independent work, competence approach, self-education, students.

© Kozackaja V. Je., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.