УДК 37.026:343.83 ВАРВАРА ЭДУАРДОВНА КОЗАЦКАЯ,
кандидат юридических наук, начальник кафедры гражданского права и процесса
(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Реферат: одним из важных направлений в системе высшего ведомственного образования является качественная и эффективная организация самостоятельной работы обучающихся в рамках реализации конкретной основной профессиональной образовательной программы. Задачи, выполняемые сотрудниками уголовно-исполнительной системы (УИС), обусловлены целью и задачами ФСИН России, сложной динамичной оперативной обстановкой, складывающейся в исправительных учреждениях, и требуют от них высокого уровня дисциплины, ответственности и самостоятельности в принятии решений. Это должно быть заложено в вузе и облечено в форму самообразовательной компетенции.
Выделены перспективные задачи в организации самостоятельной работы обучающихся в образовательных организациях ФСИН России:
привлечение к организации самостоятельной работы обучающихся сотрудников практических органов; разработка методики организации самостоятельной работы, оценки ее качества и эффективности; развитие взаимодействия кафедр отечественных и зарубежных вузов по вопросам передового опыта организации самостоятельной работы обучающихся;
обеспечение участия обучающихся в деятельности общественных научно-исследовательских лабораторий.
Ключевые слова: образовательные организации, самостоятельная работа, компетентностный подход, самообразование, обучающиеся.
Современная образовательная парадигма обусловлена необходимостью реализации в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) ком-петентностного подхода, являющегося базовым критерием оценки качества образования, пришедшим на смену квалификационному подходу, определившему вектор образовательной политики (вместо «образование на всю жизнь» - «образование в течение всей жизни»), акцентирующему внимание не на содержании, а на результатах образования, выраженных в форме компетенций.
На основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности (ст. 48). Согласно ст. 13 Закона самостоятельная работа входит в объем трудоемкости образовательной программы наравне с аудиторной работой обучающихся. В рабочем учебном, тематическом планах, рабочей программе учебной дисциплины, планах семинарских и практических занятий, методических рекоменда-
© Козацкая В. Э., 2016
циях по организации самостоятельной работы обучающихся по конкретной дисциплине, разработанных вузом, кафедрами, находит свое обязательное отражение информация об объеме часов, выделенных для самостоятельной работы обучающихся.
В настоящее время компетентностный подход широко используется и при проектировании системы самостоятельной работы студентов (курсантов), одной из задач которого является развитие у обучаемых самообразовательной компетентности, под которой, в свою очередь, понимается качество личности, характеризующее ее способность к систематической, самостоятельно организуемой познавательной деятельности, направленной на продолжение собственного образования в общекультурном и профессиональном аспектах. При этом понятие самообразовательной компетентности является емким и может включать в себя ряд компетенций, установленных ФГОС ВО.
В ведомственных вузах ФСИН России имеется многолетний научный и учебно-методический опыт в сфере подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы, накопленный поколениями ученых и практиков вуза, основателями научных школ. В соответствии с основными
направлениями деятельности УИС на среднесрочную перспективу, сформулированными в докладе директора ФСИН России Г. А. Корниенко на коллегии ФСИН России 2015 г., определен ряд задач:
- совершенствование кадрового обеспечения работников УИС в части проведения комплекса мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования работников УИС;
- обеспечение сбалансированности процессов сохранения и обновления количественного и качественного состава кадров, повышения их профессиональной компетенции (на постоянной основе).
В связи с этим с целью подготовки высокопрофессиональных кадров для УИС, а также профильной подготовки сотрудников УИС с учетом специализации вузов ФСИН России одним из важных направлений в системе высшего ведомственного образования является качественная и эффективная организация самостоятельной работы обучающихся в рамках реализации конкретной основной профессиональной образовательной программы.
Задачи, выполняемые сотрудниками УИС, обусловлены целью и задачами ФСИН России, сложной динамичной оперативной обстановкой, складывающейся в учреждениях и органах УИС, и требуют от них высокого уровня дисциплины, ответственности и самостоятельности в принятии решений, что, очевидно, должно быть заложено в вузе и облечено в форму самообразовательной компетенции.
Исходя из анализа содержания локальных актов ведомственных вузов ФСИН России под самостоятельной работой понимается планируемая учебная и научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия в специально отведенное для этого время.
Правовой режим организации самостоятельной работы обучающихся в ведомственных вузах ФСИН России регламентирован локальным актом - положением об организации самостоятельной работы обучающихся, рассмотренным на заседании ученого совета вуза и утвержденным приказом образовательной организации. Самостоятельная работа является неотъемлемым и обязательным элементом образовательного процесса в вузе.
Субъектами организации самостоятельной работы обучающихся являются: кафедра; предметно-методическая секция кафедры; научный кружок кафедры; научная лаборатория; профессорско-преподавательский состав кафедры.
Контроль за организацией самостоятельной работы в вузе осуществляют: учебный отдел; научный отдел; начальники факультетов; начальники курсов.
Целью организации самостоятельной работы обучающихся в ведомственных вузах ФСИН России является подготовка высококвалифицированных кадров для нужд УИС, обладающих общекультурными и профессиональными компетенциями, обеспечивающих формирование и развитие у них способности:
- к самостоятельности в принятии решений при осуществлении правоприменительной деятельности, ответственности и организованности;
- использованию творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня;
- самообразованию и саморазвитию.
Задачами субъектов образовательного процесса
по организации самостоятельной работы обучающихся являются:
- формирование знаний, умений и навыков в области изучаемых дисциплин, их систематизация, углубление и расширение, формирование общекультурных и профессиональных компетенций;
- формирование навыков в принятии управленческих решений в образовательной и профессиональной сфере;
- развитие познавательных и творческих способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений и навыков;
- формирование мотивации к приобретению новых знаний, умений и навыков;
- формирование чувства ответственности за профессиональное становление;
- формирование способности к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию;
- повышение качества реализации образовательных программ с учетом реализации компетентностно-го подхода и практической составляющей обучения;
- повышение степени готовности к практической деятельности в УИС;
- приобретение и развитие навыков самостоятельной аналитической, правоприменительной и исследовательской деятельности по оценке состояния и основных направлений совершенствования организации и управления деятельностью УИС;
- обеспечение более полных возможностей для формирования профессиональных компетенций обучающихся, их профориентация;
- выработка общей стратегии обучения сотрудников УИС.
Организация самостоятельной работы обучающихся в образовательных организациях ФСИН России реализуется в следующих формах:
- аудиторная работа обучающихся (определяется трудоемкостью в рамках проведения всех видов занятий, предусмотренных тематическим планом учебной дисциплины; осуществляется на основании кафедральной и индивидуальной методики преподавания в рамках проведения занятий (их части) в активной или интерактивной форме (то есть самостоятельная работа может выступать в качестве составной части деловых и ролевых игр, игрового проектирования, ситуационных игр, группового тренинга, тематического диспута, олимпиады, решения практических ситуаций, рецензирования научной статьи при использовании учебного рабочего места конкретного специалиста УИС и др., когда обучающиеся должны самостоятельно в период аудиторного занятия выполнить в режиме реального времени конкретный вид работы);
- внеаудиторная работа обучающихся [определяется часами в тематическом плане учебной дисциплины в разделе самостоятельной работы; обусловлена необходимостью разработки методических рекомендаций по организации самостоятельной работы обучающихся в рамках всестороннего и полного изучения дисциплины; предполагает контроль со стороны преподавателя, а также находит свое отражение в расчете нагрузки в разделе внеаудиторная работа (проверка домашний заданий) и в строгой отчетности преподавателя; составляет в определенном количестве часов учебную и учебно-методическую нагрузку преподавателя (процедура планирования и учета выполненной внеаудиторной нагрузки предусмотрена инструкцией вуза по нормированию труда профессорско-преподавательского состава)].
В соответствии с требованиями ФГОС ВО образовательная организация обязана иметь помещения для самостоятельной работы обучающихся, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
На сегодняшний день организация самостоятельной работы обучающихся в образовательных учреждениях ФСИН России происходит и в рамках электронной образовательной среды. Обучение построено в рамках системы управления курсами МооШе, известной как система управления обучением, или виртуальная обучающая среда, в которой преподавательский состав осуществляет построение учебного курса и организует в его формате самостоятельную работу обучающихся с системой тотального контроля качества и количества выполняемых заданий, а также с выставлением соответствующих оценок.
Особое значение в организации самостоятельной работы имеют фонды оценочных средств, предусмот-
ренные требованиями ФГОС третьего поколения и необходимые для оценки сформированности компетенций обучающихся, в том числе самообразовательной компетентности. Фонд оценочных средств (ФОС) -комплект методических материалов, нормирующих процедуры оценивания результатов обучения, то есть установления соответствия учебных достижений запланированным результатам обучения и требованиям образовательных программ, рабочих программ модулей (дисциплин). Методика составления и использования данной методической разработки предусматривает и формирование самооценки результатов знаний обучающимися, направленной на рефлексию познавательной деятельности; использование методов групповых и взаимных оценок (рецензирование курсантами (студентами) работ друг друга; оппонирование студентами проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей и т. п.). Критерием оценки качества ФОС в результате проведенной экспертизы является стимулирование познавательной деятельности обучающихся (разнообразие форм заданий, контекстные задания, релевантное и интегрированное оценивание, рефлексия, взаимооценка), а также формирование навыков само- и взаимооценивания;
- научно-исследовательская работа обучающихся (является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных творчески и с наибольшей эффективностью применять в практической деятельности полученные знания; является продолжением и углублением образовательного процесса и организуется непосредственно на кафедрах (в научных кружках и др.) при активном содействии научного общества курсантов и студентов.
Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся предусмотрена планами:
- научно-исследовательской деятельности вуза;
- научно-исследовательской деятельности кафедры;
- работы научного кружка кафедры;
- работы общественной научно-исследовательской лаборатории кафедры;
- работы совета научного общества обучающихся; может иметь инициативный характер вне плана работы.
Деятельность профессорско-преподавательского состава вуза по организации самостоятельной работы обучающихся в рамках научно-исследовательской работы также подлежит нормированию, оценке как на уровне мониторинга научно-исследовательской деятельности вуза, кафедры и преподавателя, так и на уровне отчета научно-исследовательской деятельности по итогам кален-
дарного и учебного года, отчета профессорско-преподавательского состава о выполненной нагрузке по итогам учебного года.
Организация научно-исследовательской работы обучающихся построена в рамках следующих направлений деятельности:
1) организация совместных с обучающимися плановых и инициативных научных исследований, их реализация в виде научных статей;
2) привлечение обучающихся к участию в научных мероприятиях; совместная подготовка выступлений и научных тезисов;
3) организация научных мероприятий для обучающихся (олимпиады, конкурсы, брейн-ринги, викторины, недели творчества и др.);
4) организация работы научного кружка кафедр;
5) привлечение обучающихся к совместным научным разработкам в рамках деятельности научных школ кафедр;
6) привлечение к деятельности кафедральной общественной научно-исследовательской лаборатории;
7) организация участия обучающихся в проведении правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в рамках экспертной комиссии по проведению правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
8) привлечение обучающихся к работе по составлению проектов нормативных правовых актов, в том числе ведомственного характера;
9) организация проведения научных исследований обучающихся на базе правоохранительных органов, в том числе учреждений и органов УИС, в рамках прохождения всех видов практики, деятельности экспериментальных площадок, работы юридической клиники, созданной при образовательной организации, в рамках специально организованных рабочих встреч с практическими работниками и др.;
10) организация научно-исследовательской работы обучающихся в рамках грантов.
Во время самостоятельной работы обучающиеся имеют право:
1) заниматься в учебных аудиториях, закрепленных за учебными группами, учебно-методическом кабинете кафедры, читальных залах библиотеки, компьютерных классах;
2) получать консультации профессорско-преподавательского состава;
3) пользоваться фондами библиотеки, учебно-методического кабинета, электронными ресурсами, Интернет;
4) принимать участие в заседаниях научного кружка, общественной научной лаборатории, рабочей группы по подготовке и обсуждению зако-
нопроекта; в работе экспериментальной площадки, заседания совета научного общества курсантов и студентов, в работе курсантского самоуправления как самостоятельного инициативного объединения курсантов, направленного на повышение успеваемости, качества знаний, дисциплины, улучшение бытовых условий, организацию активного научно-познавательного процесса и отдыха, а также решение других вопросов, возникающих в период обучения и т. д.;
1) осуществлять научные исследования в рамках подготовки научных работ на конкурсы, олимпиады, конференции, семинары, круглые столы и т. д.;
2) отрабатывать умения и навыки с использованием учебных рабочих мест кафедр;
3) принимать участие во встречах с практическими сотрудниками правоохранительных органов;
4) посещать научные мероприятия (конференции, семинары, круглые столы, олимпиады и т. д.);
5) осуществлять работу в рамках юридической клиники.
Следует отметить, что в системе оценки качества образовательной деятельности ведомственных вузов ФСИН России, в том числе в области организации самостоятельной работы обучающихся, помимо учетно-отчетной документации, предусмотрены по различным направлениям деятельности конкурсы, мониторинги, регламентированные локальными актами:
- конкурсы «Преподаватель года»; на лучшее учебное рабочее место; на лучшее учебно-методическое обеспечение дисциплин; на лучшую организацию работы учебно-методических кабинетов кафедр; на лучшую организацию научно-исследовательской работы курсантов и слушателей вуза; на лучшую научную работу курсантов и слушателей; «Ученый года»; «Книга года».
- мониторинг учебно-методического обеспечения учебных дисциплин; мониторинг научно-исследовательской деятельности кафедр.
Анализ опыта организации самостоятельной работы обучающихся в вузах ФСИН России позволил выявить ее принципы:
- целенаправленность и целесообразность, обусловленные обязанностью вуза формировать компетенции;
- сбалансированность заданий, имеющих индивидуальный творческий характер;
- построение индивидуальной и групповой образовательной траектории обучения;
- эффективность, системность и качество выполненных заданий;
- наличие системы контроля качества организации самостоятельной работы;
- высокий креативный уровень мотивации обучающихся;
- неформальность и концептуальность подхода преподавателя;
- активность и интерактивность субъектов образовательного процесса;
- повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.
С учетом имеющегося опыта организации самостоятельной работы обучающихся в образовательных организациях ФСИН России следует выделить перспективные задачи в указанной сфере:
1) с целью усиления практической составляющей обучения в ведомственных вузах ФСИН России рекомендуется обеспечивать привлечение к организации самостоятельной работы обучающихся сотрудников правоохранительных органов, в том числе учреждений и органов УИС;
2) увеличивать долю самостоятельной работы обучающихся, проделываемой с использованием созданного на кафедрах учебного рабочего места специалиста УИС;
3) предусматривать в плане повышения квалификации профессорско-преподавательского состава курсы по организации самостоятельной работы обучающихся ведомственных вузов ФСИН России, в том числе в рамках электронной образовательной среды;
4) проходить курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов
ФСИН России в ведущих вузах государства, использующих передовые образовательные технологии организации самостоятельной работы;
5) разработать методику организации самостоятельной работы в ведомственных вузах ФСИН России и оценки ее качества и эффективности;
6) обеспечивать взаимодействие кафедр отечественных и зарубежных вузов по вопросам передового опыта организации самостоятельной работы обучающихся, методики преподавания учебных дисциплин;
7) увеличивать долю научных исследований курсантов и слушателей, занимающих призовые места во всероссийских, зарубежных и международных мероприятиях;
8)активизировать совместную работу курсантов и слушателей, а также их научных руководителей из числа профессорско-преподавательского состава по подготовке научных статей для публикаций в ведущих научных изданий, в том числе из перечня ВАК;
9) обеспечивать участие обучающихся в деятельности общественных научно-исследовательских лабораторий кафедр, экспериментальных площадок;
10) активно привлекать обучающихся к правовой экспертизе проектов нормативных правовых актов, в том числе в рамках экспертной комиссии по проведению правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и региона.
VARVARA JEDUARDOVNA KOZACKAJA,
phd in law, head of the civil law and process department (Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FPS OF RUSSIA
Annotation: one of the important directions in the system of higher institutional education is high-quality and effective organization of independent work of students in the framework of the implementation of specific main professional educational program. The tasks performed by the employees of criminal-Executive system, due to the purpose and objectives of the FPS of Russia, the complex and dynamic operational situation in penal institutions, and require a high level of discipline, responsibility and independence in decision making. Obviously, this must be built in the University and couched in the form of self-educational competence.
The author identifies long-term objectives in the organization of independent work of students in educational institutions of the FSIN of Russia:
involvement in the organization of independent work of students practical bodies; development of methodology of organization of independent work, assess its quality and effectiveness; development of interaction of departments of domestic and foreign universities on best practices of organization of independent work of students;
ensuring participation of trainees in the activities of public research laboratories.
Key words: educational organization, independent work, competence approach, self-education, students.
© Kozackaja V. Je., 2016