ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (к 25 летию СЮИ ФСИН России)
Л.А. Родионов, канд. юр. наук, доцент Самарский юридический институт ФСИН России (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10850
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы качественной подготовки сотрудников и обучающихся в ВУЗах уголовно-исполнительной системы исходя из задач, вытекающих на основе Концепции развития УИС РФ до 2020 года. Автор делает попытку раскрыть аспекты совершенствования системы подготовки кадров и учебно-методического процесса на примере Самарского юридического института ФСИН России на этапе своего 25-летия.
Ключевые слова: учебный процесс, юрист, уголовно-исполнительная система, практи-ко-ориентированное обучение, обучающийся, высшее учебное заведение, образование, концепция, реформа, подготовка сотрудников.
В настоящее время образование является главным фактором развития личности и прогресса общества, содействует получению квалификации и удовлетворению потребности государства в профессиональных кадрах. Это утверждения является аксиомой и, в общем-то, никем не оспаривается. В Российской Федерации право на образование признано высшей конституционной ценностью и закреплено конституционном уровне. В России в последние годы происходит переосмысление роли и значения образования, в том числе высшего.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р) констатирует, что профессиональную подготовку и повышение квалификации личного состава, а также научно-исследовательское обеспечение уголовно-исполнительной системы осуществляют 8 образовательных организаций высшего образования с 7 филиалами, 74 учебных центра и пункта, институт повышения квалификации и 2 научно-исследовательских института с 3 филиалами [1].
Качественная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы к сложным условиям их деятельности была
и остается приоритетной задачей образовательных учреждений ФСИН России. Итоговые цели профессорско-
преподавательского состава здесь отличаются известным дуализмом. С одной стороны, необходимо подготовить юриста, обладающего знаниями, навыками и умениями, отвечающими Государственному образовательному стандарту по соответствующей специальности. На взгляд автора, непременным элементом учебного и воспитательного процессов в вузах ФСИН России есть и остается формирование профессионально-коммуникативных умений у обучающихся при изучении дисциплин уголовно-правового, гражданско-правового и общеправовых циклов.
Отметим, что совершенствование системы подготовки кадров уголовно-исполнительной системы, а также эффективности их профессионального обучения является одним из основных направлений кадровой политики ФСИН России. Сегодня необходимы кадры не только с хорошей профессиональной подготовкой, но и с более широким кругозором, высокой культурой поведения, прочными моральными установками, умеющие общаться на различных социальных уровнях и по различным вопросам.
В соответствии с требованиями действующего образовательного стандарта вы-
пускник должен обладать общекультурными компетенциями, обладать профессиональными компетенциями в нормо-творческой деятельности,
Профессиональная подготовка будущих специалистов УИС должна быть ориентирована на формирование системы научных принципов и методов, обеспечивающих функции прогнозирования, проектирования и организации процессуальных сторон системы исполнения наказаний, где коммуникативный компонент является основным составляющим деятельности специалиста, что ставит педагогическую проблему формирования профессионально-коммуникативных умений в разряд наиболее значимых.
Таким образом, для того чтобы формирование профессионально-коммуникативных умений слушателей происходило успешнее, следует включать обучение этим умениям в контексте с профессионально-значимыми дисциплинами уголовно-правового цикла, организовывать наблюдение за применением профессионально-коммуникативных умений в практической деятельности юриста, вызывать интерес к освоению профессионально-коммуникативных умений, добиваться понимания важности, необходимости владения профессионально-коммуникативных умений при осуществлении профессиональной деятельности [2, С. 366].
В интервью на вопрос: как отразится на улучшении качества системы образования дальнейшая реализация Концепции развития УИС РФ до 2020 года, заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний РФ А. Рудый ответил, что реформирование УИС влечёт и соответствующее реформирование системы подготовки кадров. Система ведомственного профобразования должна гибко реагировать на любые изменения в организации деятельности учреждений и органов ФСИН России и обеспечивать качественную подготовку кадров, способных к выполнению служебных задач на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы. В условиях реформирования приобретает актуальность подготовка работников уголовно-
исполнительной системы, владеющих новейшими психологическими и педагогическими методиками и технологиями воздействия на поведение граждан в условиях их изоляции от общества, навыками работы с новыми телекоммуникационными системами, внедряемыми в деятельность УИС современными техническими средствами охраны и надзора. Перед образовательными организациями ФСИН России стоят задачи повышения качества реализуемых образовательных программ, усиления антикоррупционной направленности обучения, организации подготовки и переподготовки кадров для учреждений и органов с учётом дальнейшей дифференциации видов наказаний. Содержание программ обучения должно быть максимально приближено к реальным условиям оперативно-служебной деятельности учреждений и органов УИС.
Сегодня высшее профессиональное образование остается государственным по форме, фундаментальным и академичным по содержанию. Скорейшему преодолению данного противоречия способствует применение в образовательном процессе практико-ориентированного подхода.
Современная высшая школа выработала целый ряд подходов к практико-ориентированному образованию. Первый из них связан с особенностями организации учебной, производственной и преддипломной практики обучаемого посредством погружения его в профессиональную среду, соотнесения его представлений о профессии с требованиями, предъявляемыми обществом, осознания собственной роли в профессии [3, С. 41-46]. Второй подход связан с внедрением профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у обучающихся значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности юриста на требуемом уровне [4]. Третий подход связан с использованием в практико-ориентированном образовании возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения
профильных и непрофильных дисциплин [5].
Самарский юридический институт ФСИН России сегодня - это динамично развивающееся учебное заведение с развитой материальной базой, высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, активно применяющим передовые образовательные и научные технологии, что позволяет обеспечивать непрерывность и преемственность образовательного процесса и высокое качество подготовки кадров для пенитенциарной системы России.
Предметом особой заботы руководства института является личность преподавателя, его научная и педагогическая состоятельность. Учебный процесс в институте ведется по 56 учебным дисциплинам 10 кафедр, в нем участвуют 132 преподавателя.
Ежегодно проводимый конкурс «Лучший преподаватель года», определяет рейтинговую позицию и выбирает «Лучшего по профессии». Высокий уровень результатов в образовательной деятельности достигается благодаря работе коллектива высокопрофессиональных специалистов, из которых 18 имеют ученую степень доктора наук и 83 кандидата наук. Наряду с учеными активное участие в учебном процессе принимают сотрудники уголовно-исполнительной системы, имеющие большой опыт практической работы. Их участие усиливает практико-ориентированный характер образовательной деятельности и обеспечивает двустороннюю связь института с территориальными органами УИС.
В институте значительное внимание уделяется внедрению новых методик преподавания, основанных на использовании
системы дистанционного обучения, формирование банка электронных образовательных ресурсов, тестирования в системе «Прометей». Развертывание ситуационного центра позволило значительно повысить эффективность учебного процесса и отработку учебных вопросов и прогнозированию различных ситуаций в служебной деятельности подразделений исполнительной системы, принятию обоснованных решений. Проводимые занятия в Зале судебных заседаний помогает обучающимся приобретать базовые навыки участия в судебном разбирательстве, выступления в роли государственных обвинителей на учебном процессе. Имеющийся кабинет криминалистики позволяет обучающимся самостоятельно под контролем преподавателя проводить технико-криминалистические операции, а криминалистическая лаборатория дает возможность обучающимся самостоятельно проводить отдельные криминалистические операции, входящие в функциональные обязанности сотрудников служб режима и надзора [6].
Сегодня Самарский юридический институт ФСИН России уверенно смотрит в будущее, поскольку у него есть главные составляющие успеха, это высоко профессиональный профессорско-преподавательский состав под руководством начальника института, полковника внутренней службы, кандидата педагогических наук, доцента Вотинова Александра Андреевича и авторитетного организатора учебного процесса в соответствии современным требованиям Арбузовой Светланы Анатольевны - заместителя начальника института по учебной работе, полковника внутренней службы, кандидата юридических наук, доцента.
информационных технологий: развитие
Библиографический список
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р) СПС Консультант Плюс. (дата обращения 25.04.2019 г.)
2. Сорокин А. В. Формирование профессионально-коммуникативных умений в процессе профессиональной подготовки слушателей в вузах ФСИН России как педагогическая проблема [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Между-нар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. - С. 364367. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1727/ (дата обращения: 27.04.2019).
3. Ветров Ю., Клушина Н. Практико-ориентированный подход. изд. Московский политехнический университет // Высшее образование в России. -2002. - № 6. - С. 41-46.
4. Дмитренко Т. Практико-ориентированное обучение в системе профессионального образования. Автореферат докторской диссертации. - М., 2004. Интернет ресурс: https://www.twirpx.com/file/773094/ (дата обращения 26.04.2009 г.)
5. Вербицкий А., Плотникова Е., Шершнева В. Роль практико-ориентированного подхода в учебном процессе ВУЗА при формировании и развитии отраслевых и региональных рынков услуг РФ // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». Интернет ресурс https://science-education.ru/ru/article/view?id=7784. (дата обращения 26.04.20019 г.)
6. Михайлова О. «Самарскому юридическому институту 20 лет» изд. Самарские судьбы. Интернет ресурс: www.samsud.ru. (дата обращения 29.04.2019 г.)
HIGHER EDUCATION IN THE LIGHT OF THE CONCEPT OF REFORMING THE
PENITENTIARY SYSTEM (the 25 anniversary of SUY Federal Penal Correction Service)
L.A. Rodionov, candidate of legal sciences, associate professor Samara law institute FSIN of Russia (Russia, Samara)
Abstract. The article deals with the questions of quality training for staff and students in higher education institutions of the penal correction system based on tasks arising on the basis of the concept of development of the PENAL CORRECTION SYSTEM of the RUSSIAN FEDERATION to the year 2020. The author tries to uncover aspects of improvement of the system of training and educational-methodical process for example, Law Institute of the Federal Penal Correction Service of Samara on stage in its 25-year anniversary.
Keywords: educational process, lawyer, criminal-executive system, practice-oriented training, student, university, education, reform, training for staff.