Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка и переподготовка работников уголовно-исполнительной системы -важнейшее направление оптимизации кадрового обеспечения в условиях реформирования УИС'

Профессиональная подготовка и переподготовка работников уголовно-исполнительной системы -важнейшее направление оптимизации кадрового обеспечения в условиях реформирования УИС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1074
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 Г / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ФСИН РОССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФИЛИЗАЦИЯ ВУЗОВ / PENAL SYSTEM / CONCEPTION OF PENAL SYSTEM DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION UNTIL 2020 / HUMAN RESOURCES / EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIAN FEDERAL PENITENTIARY SERVICE / VOCATIONAL TRAINING / RETRAINING / ADVANCED TRAINING / PRACTICAL TRAINING / SPECIALIZATION OF UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева А.Д.

Статья посвящена проблеме модернизации структуры профессионального образования работников уголовно-исполнительной системы в рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. Автором сделаны выводы о некоторых положительных и отрицательных результатах реформы образовательных учреждений ФСИН России, о влиянии подготовки и переподготовки работников уголовно-исполнительной системы на совершенствование кадрового обеспечения УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vocational training and retraining of penitentiary system employees as the major area of human resources optimization in the conditions of penal system reformation

The article deals with modernization of the structure of vocational training of penitentiary system employees in the framework of the Conception of penal system development of the Russian Federation until 2020. The author concludes, that there are some positive and negative results of the reform of educational institutions of the Russian Federal Penitentiary Service. The impact of training and retraining of penitentiary system employees on the improvement of human resources of the penal system is considered.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка и переподготовка работников уголовно-исполнительной системы -важнейшее направление оптимизации кадрового обеспечения в условиях реформирования УИС»

УДК 343.8:378.6

Лебедева Анна Дмитриевна

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры общетеоретических и государственно-правовых дисциплин Кубанского социально-экономического института

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ - ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ УИС

Аннотация:

Статья посвящена проблеме модернизации структуры профессионального образования работников уголовно-исполнительной системы в рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. Автором сделаны выводы о некоторых положительных и отрицательных результатах реформы образовательных учреждений ФСИН России, о влиянии подготовки и переподготовки работников уголовно-исполнительной системы на совершенствование кадрового обеспечения УИС.

Ключевые слова:

уголовно-исполнительная система, Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., кадровое обеспечение, образовательные учреждения ФСИН России, профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации, практическое обучение, профилизация вузов.

Lebedeva Anna Dmitrievna

PhD in Law, Professor, General Theoretical and State Legal Disciplines Department, Kuban Institute for Social and Economic Studies

VOCATIONAL TRAINING AND RETRAINING OF PENITENTIARY SYSTEM EMPLOYEES AS THE MAJOR AREA OF HUMAN RESOURCES OPTIMIZATION IN THE CONDITIONS OF PENAL SYSTEM REFORMATION

Summary:

The article deals with modernization of the structure of vocational training of penitentiary system employees in the framework of the Conception of penal system development of the Russian Federation until 2020. The author concludes, that there are some positive and negative results of the reform of educational institutions of the Russian Federal Penitentiary Service. The impact of training and retraining of penitentiary system employees on the improvement of human resources of the penal system is considered.

Keywords:

penal system, Conception of penal system development of the Russian Federation until 2020, human resources, educational institutions of Russian Federal Penitentiary Service, vocational training, retraining, advanced training, practical training, specialization of universities.

Проводимая в России реформа уголовно-исполнительной системы (УИС) предопределила необходимость решения проблемы оптимизации деятельности кадровых аппаратов, поскольку является одним из важных условий повышения эффективности деятельности органов ФСИН.

Практика показывает, что упущения в работе учреждений уголовно-исполнительной системы, чрезвычайные происшествия, коррупция, осложнения оперативной обстановки тесно связаны с недостатками в кадровом обеспечении их деятельности [1].

Модернизация государственной службы диктует необходимость улучшения работы с кадрами органов, исполняющих наказания. Пенитенциарная система как никогда стала нуждаться в высококвалифицированных специалистах.

Следует согласиться с мнением М.И. Тарасовой, что совершенствование кадрового обеспечения ФСИН России с очевидностью несет в себе стимулирующую нагрузку, заключающуюся в получении довольно широкого спектра дополнительных гарантий при выполнении той или иной работы (службы) [2]. Это возможно лишь при результативной кадровой политике и при наличии в целом действенной системы профессиональной подготовки специалистов.

В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р (далее - Концепция), пристальное внимание уделено вопросам кадрового обеспечения и социального статуса работников уголовно-исполнительной системы. Среди ключевых моментов Концепции в данном направлении следует отметить следующие: проведение комплекса мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования работников уголовно-исполнительной системы; подготовку высококвалифицированных специалистов за счет перехода образовательных учреждений высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний на бакалавриат как основной уровень профессио-

нального образования; повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, экономики, государственного управления; обеспечение сбалансированности процессов сохранения и обновления количественного и качественного состава кадров, повышения их профессиональной компетенции и ряд других.

Становится очевидным, что эффективность исполнения наказаний в значительной степени зависит от кадрового обеспечения тюремного ведомства и службы пробации, от тех требований, которые предъявляются к сотрудникам, от их квалификации, степени профессиональной подготовки и личностных качеств [3].

Подавляющее большинство вновь пришедших сотрудников имеет слабое представление о задачах и функциях деятельности пенитенциарных учреждений, условиях и порядке прохождения службы во ФСИН России. Пополнение учреждений уголовно-исполнительной системы необходимыми квалифицированными кадрами за счет выпускников других (гражданских) вузов не позволяет обеспечить организацию деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на должном уровне в силу специфики службы и возрастающих требований к уровню практических знаний. Служба в исправительном учреждении представляет собой работу на потенциально опасном объекте, при которой недостаток знаний и опыта может повлечь гибель людей и ущерб здоровью. Поэтому удовлетворение потребностей учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в высококвалифицированных кадрах является одной из приоритетных задач ФСИН России [4].

Следует отметить, что от уровня профессиональной подготовки сотрудников УИС зависит их способность в полном объеме справляться со своими служебными обязанностями.

Выпускник образовательного учреждения УИС должен не только овладеть глубокими научными знаниями, но и уметь использовать их для решения практических задач. Совершенно справедливо отмечает С.П. Мишустин, что процессы формирования и становления профессиональных качеств, характеризующих профессиональную подготовку, начинаются еще в период обучения в вузе. Возникает необходимость проведения комплекса мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования работников УИС, подготовки высококвалифицированных специалистов и повышения качества образовательных программ, придания образовательному процессу вузов ФСИН России практико-ориентированной направленности [5].

С учетом изменения государственной политики в сфере образования, направленной на ужесточение требований к организации учебно-воспитательного процесса, повышение качества обучения, 24 декабря 2009 г. в Москве состоялось совещание руководителей образовательных учреждений ФСИН России, на котором был рассмотрен вопрос их реформирования. Ключевым моментом стало решение о сокращении малочисленных вузов, а также их филиалов.

По состоянию на 1 января 2010 г. система образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования включала в себя восемь вузов с семью филиалами, Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников ФСИН России, один межрегиональный учебный центр, 73 учебных центра (пункта) при территориальных органах ФСИН России.

На сегодняшний день в составе уголовно-исполнительной системы действуют семь учреждений высшего образования с одним филиалом, три института повышения квалификации, два межрегиональных учебных центра, 29 учебных центров территориальных органов, научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательский институт информационных технологий [6].

Полагаем, что сокращение числа образовательных учреждений ФСИН (в том числе и их филиалов) в целом негативно сказалось на системе подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы. В результате такого сокращения состоялся массовый перевод обучающихся в другие учебные заведения ФСИН, находящиеся в иных регионах, возникли сложности с прибытием на экзаменационные сессии, многим пришлось переводиться в гражданские вузы для завершения обучения по месту службы, нередко с увеличением срока освоения основной образовательной программы, при этом с полной оплатой стоимости обучения за свой счет. Закрытие филиалов повлекло в том числе и увольнение со службы по сокращению штата ряда опытных, квалифицированных преподавателей.

По состоянию на 1 января 2011 г. переподготовке и повышению квалификации в ФСИН России подлежали 88,4 тыс. сотрудников, а на 1 января 2013 г. этот показатель составил 86 тыс. сотрудников, что свидетельствует об уменьшении количества лиц, подлежащих переподготовке и повышению квалификации. Снижение данного показателя объясняется наибольшим за последние годы оттоком кадров из УИС, который был предопределен сокращением штатной численности работников УИС с целью повышения социальных гарантий сотрудников ФСИН России [7].

Следует согласиться с Б.А. Спасенниковым, что ход реализации Концепции показывает необходимость корректировки отдельных положений этого нормативно-правового акта. В частности, следует развивать положения Концепции, касающиеся подготовки высококвалифицированных специалистов за счет перехода образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России на бакалавриат и магистратуру. Полагаем, что руководители исправительных учреждений, территориальных органов, центрального аппарата ФСИН России должны иметь степень магистра права [8].

В числе положительных моментов реформы следует отметить профилизацию вузов по подготовке кадров в интересах служб уголовно-исполнительной системы, основанную на тесном взаимодействии между отраслевыми управлениями и ведомственными вузами в вопросах практической подготовки кадров. Совершенствование практического обучения является важным направлением модернизации образовательного процесса путем развития сети специализированных практико-ориентированных учебных мест, полигонов и других элементов инфраструктуры, позволяющей обеспечить формирование профессиональных компетенций выпускников для работы как в начальных должностях, так и в должностях руководящего состава различных категорий, что особенно актуально для решения задач развития повышения квалификации.

Полагаем, что практико-ориентированное обучение твердо укрепило свои позиции и задача учебных заведений ФСИН - продолжить работу по использованию его в образовательном процессе, а также расширить его применение за счет разработки новых практико-ориентированных занятий, направленных на углубленное изучение специальных дисциплин и дисциплин специализаций. Считаем, что применение практико-ориентированных методов обучения в образовательном процессе позволяет эффективнее преодолевать противоречия, возникающие между теорией и практикой, в результате чего значительно снижается период профессиональной адаптации выпускников высших учебных заведений, значительно повышаются заинтересованность и активность в процессе обучения будущих специалистов, как во время проведения занятий, так и в период учебной практики. Вместе с тем стоит обратить внимание на то, что необходимо учитывать специфику практической деятельности будущих специалистов, поэтому применение методов такого рода в образовательном процессе требует всестороннего, целенаправленного изучения.

Таким образом, в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы необходимо проведение грамотной кадровой политики, включающей подготовку и переподготовку сотрудников.

Ссылки:

1. Лосева С.Н. Организация и правовые основы деятельности учебных центров ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 6. С. 11-12.

2. Тарасова М.И. К вопросу о социальных гарантиях сотрудников уголовно-исполнительной системы // Там же. 2015. № 3. С. 9-14.

3. Борсученко С. Кадры УИС решают все, и даже больше... // ЭЖ-Юрист. 2014. № 49. С. 7.

4. Большаков В.П. О реформировании образовательных учреждений ФСИН России // Служу закону. Газета Вологодского института права и экономики ФСИН России. 2010. № 1 (22). Январь.

5. Мишустин С.П. Организация практико-ориентированного подхода в обучении курсантов ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 2. С. 17-19.

6. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний [Электронный ресурс]. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/DROND%202015-2017.pdf (дата обращения: 25.02.2016).

7. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (в ред. от 31 мая 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.

8. Спасенников Б.А. О концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Уголовно-исполнительная система. 2015. № 36.

References:

1. Loseva, SN 2014, 'Organization and legal bases of activity of training centers FSIN Russia', Penal system: law, economics, management, no. 6, p. 11-12.

2. Tarasova, MI 2015, 'On the issue of social guarantees for employees of the penitentiary system', Penal system: law, economics, management, no. 3, p. 9-14.

3. Borsuchenko, S 2014, 'MIS Cadres decide everything, and even more ...', PE-Lawyer, no. 49, p. 7.

4. Bolshakov, VP 2010, 'On the reform of educational institutions FSIN Russia', Serve the law. Newspaper Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, no. 1 (22), January.

5. Mishustin, SP 2014, 'Organization of the practice-oriented approach in teaching students FSIN Russia', Penal system: law, economics, management, no. 2, p. 17-19.

6. Report on the results and the main activities of the Federal Penitentiary Service 2015, retrieved 25 February 2016, <http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/DROND%202015-2017.pdf>.

7. 'On the Concept of development of the penal system of the Russian Federation till 2020: the disposal of the Russian Federation from 14.10.2010 number 1772-p (as amended on May 31, 2012)' 2010, Legislation of the Russian Federation, no. 43, art. 5544.

8. Spasennikov, BA 2015, 'About the development of the concept of the penal system of the Russian Federation till 2020', Penal system, no. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.