Научная статья на тему 'Педагогические условия реализации модели формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России'

Педагогические условия реализации модели формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ / ВЕДОМСТВЕННЫЙ ВУЗ / СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / МОДЕЛЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Татьяна Васильевна

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов, обучающихся в вузах Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. Целью данной статьи является выделение педагогических условий, способствующих реализации модели формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. Для реализации исследовательских задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение педагогической, методической литературы по проблеме работы; классификация; обобщение педагогического опыта, моделирование. Результаты. Автор рассматривает педагогические условия реализации программы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. Автор предлагает формировать профессиональную коммуникативную компетенцию курсантов на протяжении всего обучения в ведомственном вузе поэтапно, комплексно, с использованием специально разработанных интерактивных методов обучения, которые отражают специфику будущей профессии и моделируют ситуации профессиональной коммуникации. Основываясь на опыте работы Пермского института Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, автор особое внимание уделяет особенностям профессиональной коммуникативной компетенции в зависимости от профиля деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы: «Организация охраны и конвоирования в уголовно-исполнительной системе», «Организация режима в уголовно-исполнительной системе», «Кинология». Кроме того, важную роль в формировании данной компетенции играет организация самообразования курсантов, а также повышение коммуникативной подготовки профессорско-преподавательского и командного состава вузов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. Заключение. Реализация рассмотренных педагогических условий позволит в рамках образовательного процесса в ведомственном вузе сформировать профессиональную коммуникативную компетенцию курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of realization of model for formation of professional communicative competence among cadets of the universities of the federal penal service

The article deals with the problem of shaping professional communicative competence of penal officers. The aim of the article is the selection of the pedagogical conditions promoting realization of model of formation of professional communicative competence anomg cadets of the universities of the Federal Penal Service. For realization of research tasks the following methods of research were used: the analysis and generalization of pedagogical, methodical literature on the work problem; the synthesis of pedagogical experience, modeling. Results. The author considers pedagogical conditions of realization of the program of formation of professional communicative competence among cadets of the universities of the Federal Penal Service of Russia. The author proposes to form the professional communicative competence of cadets throughout the entire training in a departmental institution of higher education in stages, in a comprehensive manner, using specially designed interactive teaching methods that reflect the specifics of the future profession and simulate situations of professional communication. Based on the experience of the Perm Institute of the Federal Service for the Execution of Punishments of the Russian Federation, the author pays special attention to the peculiarities of professional communicative competence, depending on the profile of the criminal-executive system: “Organization of the guard and convoy”, “Organization of the regime”, “Kinology”. An important role in the formation of this competence is the organisation of self-education of cadets and improvement of communicative training of the teaching staff and the command staff of higher education institutions of the Federal Penal Service of Russia. Conclusion. Realization of the examined pedagogical conditions will allow to form the professional communicative competence of cadets within the framework of the educational process in the departmental higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия реализации модели формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России»

УДК 372.881.161.1

DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-2-55-64

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

Т. В. Никитина

ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, г. Пермь

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов, обучающихся в вузах Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. Целью данной статьи является выделение педагогических условий, способствующих реализации модели формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. Для реализации исследовательских задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение педагогической, методической литературы по проблеме работы; классификация; обобщение педагогического опыта, моделирование. Результаты. Автор рассматривает педагогические условия реализации программы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. Автор предлагает формировать профессиональную коммуникативную компетенцию курсантов на протяжении всего обучения в ведомственном вузе поэтапно, комплексно, с использованием специально разработанных интерактивных методов обучения, которые отражают специфику будущей профессии и моделируют ситуации профессиональной коммуникации. Основываясь на опыте работы Пермского института Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, автор особое внимание уделяет особенностям профессиональной коммуникативной компетенции в зависимости от профиля деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы: «Организация охраны и конвоирования в уголовно-исполнительной системе», «Организация режима в уголовно-исполнительной системе», «Кинология». Кроме того, важную роль в формировании данной компетенции играет организация самообразования курсантов, а также повышение коммуникативной подготовки профессорско-преподавательского и командного состава вузов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. Заключение. Реализация рассмотренных педагогических условий позволит в рамках образовательного процесса в ведомственном вузе сформировать профессиональную коммуникативную компетенцию курсантов.

Ключевые слова: педагогические условия, профессиональная коммуникативная компетенция, высшее образование, профиль подготовки, ведомственный вуз, сотрудник уголовно-исполнительной системы, модель, интерактивные методы обучения.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION OF MODEL FOR FORMATION OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE AMONG CADETS OF THE UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENAL SERVICE

T. V. Nikitina

Perm Institute of the Federal Penal Service, Perm

The article deals with the problem of shaping professional communicative competence of penal officers. The aim of the article is the selection of the pedagogical conditions promoting realization of model of formation of professional communicative competence anomg cadets of the universities of the Federal Penal Service. For realization of research tasks the following methods of research were used: the analysis and generalization of pedagogical, methodical literature on the work problem; the synthesis of pedagogical experience, modeling. Results. The author considers pedagogical conditions of realization of the program of formation of professional communicative competence among cadets of the universities of the Federal Penal Service of Russia. The author proposes to form the professional communicative competence of cadets throughout the entire training in a departmental institution of higher education in stages, in a comprehensive manner, using specially designed interactive teaching methods that reflect the specifics of the future profession and simulate situations of professional communication. Based on the experience of the Perm Institute of the Federal Service for the Execution of Punishments of the Russian Federation, the author pays special attention to the peculiarities of professional communicative competence, depending on the profile of the criminal-executive system: "Organization of the guard and convoy", "Organization of the regime", "Kinology". An important role in the formation of this competence is the organisation of self-education of cadets and improvement of communicative training of the

© Никитина Т. В., 2018

teaching staff and the command staff of higher education institutions of the Federal Penal Service of Russia. Conclusion. Realization of the examined pedagogical conditions will allow to form the professional communicative competence of cadets within the framework of the educational process in the departmental higher educational institution.

Keywords: pedagogical conditions, professional communicative competence, higher education, provisioning profile, departmental University, penal officer, model, interactive teaching methods.

Сформированность профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России как результат образовательного процесса зависит от создания специальных педагогических условий, которые представляют собой сознательно сконструированные педагогические способы и средства, существенно влияющие на протекание педагогических процессов. Нами выделено шесть взаимосвязанных педагогических условий:

- необходимость интеграции процесса формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России в целостный процесс их обучения в вузе;

- учет профессионально-специализированной модели подготовки выпускника и специфики профессионального общения сотрудников УИС;

- комплексная реализация программы поэтапного формирования профессиональной коммуникативной компетенции;

- коммуникативно-ориентированная направленность процесса формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов с использованием специально разработанных интерактивных методов обучения, которые моделируют ситуации профессиональной коммуникации;

- организация самообразования курсантов: в рамках самоподготовки (в том числе с использование электронных УМК), научно-исследовательской работы, встреч с практическими работниками и часа чтения;

- повышение коммуникативной подготовки профессорско-преподавательского и командного состава вузов ФСИН России.

Дадим характеристику выделенным педагогическим условиям.

Первое условие - формирование профессиональной коммуникативной компетенции на протяжении всего процесса обучения курсанта в ведомственном вузе - достигается за счет междисциплинарной интеграции коммуникативного и профессионального содержания учебных дисциплин и различного рода практик; соединения реальной коммуникативной деятельности курсанта

и моделируемой предметно-технологической деятельности специалиста; синтеза заданий, имитирующих реальную профессиональную деятельность, с заданиями, способствующими формированию профессиональной коммуникативной компетенции. Это помогает курсантам через овладение основными профессиональными умениями и навыками на занятиях по различным дисциплинам и при прохождении различного рода практик сформировать и профессиональную коммуникативную компетенцию, необходимую в их будущей профессиональной деятельности.

Второе условие - учет специфики профессиональной коммуникативной компетенции сотрудников УИС и моделей формирования профессионально-специализированных компетенций курсантов [7; 8] при разработке структуры и содержательного наполнения профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России.

Сравнение двух направлений (юриспруденция и зоотехния) и трех профилей («Организация охраны и конвоирования в УИС», «Организация режима и надзора в УИС», «Кинология») подготовки курсантов позволили выявить общие тенденции и различия в формировании профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России.

Инвариантное, вариативное и специфическое содержание процесса формирования профессиональной коммуникативной компетенции отразим на схеме комплексного подхода к формированию профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России (см. рис. 1).

- встреч с практическими работниками и часа чтения;

- повышение коммуникативной подготовки профессорско-преподавательского и командного состава вузов ФСИН России.

Дадим характеристику выделенным педагогическим условиям.

Первое условие - формирование профессиональной коммуникативной компетенции на протяжении всего процесса обучения курсанта

VESTNIK OF THE MARI STATE UNIVERSITY. 2018, vol. 12, no. 2

57

в ведомственном вузе - достигается за счет междисциплинарной интеграции коммуникативного и профессионального содержания учебных дисциплин и различного рода практик; соединения реальной коммуникативной деятельности курсанта и моделируемой предметно-технологической деятельности специалиста; синтеза заданий, имитирующих реальную профессиональную деятельность, с заданиями, способствующими формированию профессиональной коммуникативной компетенции. Это помогает курсантам через овладение основными профессиональными умениями и навыками на занятиях по различным дисциплинам и при прохождении различного рода практик сформировать и профессиональную коммуникативную компетенцию, необходимую в их будущей профессиональной деятельности.

Второе условие - учет специфики профессиональной коммуникативной компетенции сотрудни-

ков УИС и моделей формирования профессионально-специализированных компетенций курсантов [7; 8] при разработке структуры и содержательного наполнения профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России.

Сравнение двух направлений (Юриспруденция и Зоотехния) и трех профилей («Организация охраны и конвоирования в УИС», «Организация режима и надзора в УИС», «Кинология») подготовки курсантов позволили выявить общие тенденции и различия в формировании профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России.

Инвариантное, вариативное и специфическое содержание процесса формирования профессиональной коммуникативной компетенции отразим на схеме комплексного подхода к формированию профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России (см. рис. 1).

XfXfc

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

(в том числе русский язык и культура речи)

Профессиональный цикл (правовые дисциплины)

¿V Профессиональный цикл

Yf

Дисциплины специализации

«Организация охраны

и конвоирования в УИС»

Дисциплины специализации

«Организация режима в УИС»

&

Дисциплины специализации

«Кинология»

т

т

ХГ X tr Факультативный

курс «Коммуникация в профессиональной деятельности»

ХЪ

КГ

Практика

Внеучебная

У Учебная

XX Хй- Производственная (в том числе преддипломная)

Самообразование

Условные обозначения:

- Профиль подготовки «Организация охраны и конвоирования в УИС» ^ ^ - Профиль подготовки «Организация режима в УИС»

^ - Профиль подготовки «Кинология»

Рис. 1. Схема комплексного подхода к формированию профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России с учетом профиля подготовки / Fig. 1. Scheme of the integrated approach to formation of professional communicative competence among cadets of the universities of the Federal penal service, including provisioning profile

58

ВЕСТНИК МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2018. Т. 12. № 2

Инвариантная, вариативная и специфическая части профессиональной коммуникативной компетенции курсанта напрямую связаны с содержательной структурой профессиональной коммуникативной компетенции и ее составляющими

(базовые, профессионально-ориентированные, профессионально-специализированные коммуникативные компетенции). Структурно-функциональная модель профессиональной коммуникативной компетенции курсантов представлена на рисунке 2.

Структурные компоненты

Базовые коммуникативные компетенции

Функциональные компоненты

Профессионально-ориентированные коммуникативные компетенции

Профессионально-специализированные коммуникативные компетенции

0>

i>

Отвечают за способность к эффективной коммуникации в стандартных ситуациях.

Инвариантная часть профессиональной коммуникативной компетенции курсанта

Отвечают за способность к эффективной коммуникации в ситуациях профессионально-ориентированного характера (как сотрудника УИС). Вариативная часть профессиональной коммуникативной компетенции курсанта

Отвечают за способность к эффективной

коммуникации в ситуациях профессионально-специализированного характера (как сотрудника отдела охраны (конвоирования) / отдела безопасности (режима) / кинологического

отделения (группы). Специфическая часть профессиональной коммуникативной компетенции курсанта

Рис. 2. Структурно-функциональная модель профессиональной коммуникативной компетенции курсанта / Fig. 2. Structural-functional model of professional communicative competence of a cadet

Базовые коммуникативные компетенции отвечают за способность к эффективной коммуникации в стандартных ситуациях и составляют инвариантную часть профессиональной коммуникативной компетенции курсанта. Профессионально-ориентированные коммуникативные компетенции отвеча-

ют за способность к эффективной коммуникации в ситуациях профессионально-ориентированного характера и составляют вариативную часть профессиональной коммуникативной компетенции курсанта. Они необходимы для осуществления основных видов профессиональной деятельности.

Профессионально-специализированные коммуникативные компетенции составляют специфическую часть профессиональной коммуникативной компетенции курсанта и отвечают за способность к эффективной коммуникации в ситуациях профессионально-специализированного характера (как сотрудника отдела охраны (конвоирования) / отдела безопасности (режима) / кинологического отделения (группы) УИС), то есть помогают осуществлению конкретного вида профессиональной деятельности, привязаны к определенному ее виду.

Третье условие - комплексная реализация программы поэтапного формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России. Опытно-экспериментальная работа позволила убедиться в том, что формирование профессиональной коммуникативной ком-

петенции не должно ограничиваться изучением русского языка и культуры речи. Данный процесс должен быть организован на протяжении освоения всей образовательной программы (рис. 3): начинаться от изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла (в том числе русского языка и культуры речи), продолжаться при изучении профессиональных и профильных дисциплин, прохождении различного рода практик (вне учебной, учебной и производственной, в том числе преддипломной) и в процессе самообразования. Кроме того, мы предлагаем ввести для курсантов всех профилей подготовки факультативный курс «Коммуникация в профессиональной деятельности». А также на протяжении всего периода обучения сквозной нитью проходит саморазвитие коммуникативных умений курсантов.

Периоды формирования профессиональной коммуникативной компетенции

Первый

Второй

Третий

Курсы обучения

1 курс

2 курс

3-4 курс

Этапы формирования

Русский язык и культура речи

Г N

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Профессиональные дисциплины

s ч

Учебная

практика

V У

Дисциплины специализации

Спецкурс

Производственная практика

Самообучение

Базовые коммуникативные компетенции

Профессионально-ориентированные коммуникативные компетенции

Профессионально-специализированные коммуникативные компетенции

Профессиональная коммуникативная компетенция

Рис. 3. Организационная структура процесса поэтапного формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России / Fig. 3. The organizational structure of the process of gradual formation of professional communicative competence among cadets of the universities of the Federal penal service

Преимущество комплексной реализации программы поэтапного формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России, заключается в том, что она рассчитана на весь период обучения курсантов в ведомственном вузе. При этом она предполагает поэтапное и последовательное формирование указанной компетенции на протяжении освоения всей образовательной программы. Нами выделены периоды формирования профессиональной коммуникативной компетенции в зависимости от ее структуры и содержания. В рамках каждого периода определены этапы формирования: при изучении гуманитарных и социально-экономических, профессиональных и специальных дисциплин, прохождении различного рода практик, при организации самоподготовки и самообразования курсантов - на весь период их обучения.

Логика реализации комплексной программы соответствует логике образовательного процесса в вузе, специфике преподаваемых дисциплин и практик, процессов воспитания и развития личности обучаемых на разных курсах обучения [2, с. 129].

В рамках комплексной реализации программы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России нами выделено три периода (см. рис. 3). Каждый период формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов реализуется в несколько этапов.

Так, в рамках первого периода формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов (на первом курсе обучения) нами выделено два этапа, на которых закладываются базовые знания, умения и способы действия, помогающие дальнейшему формированию данной компетенции:

- в рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи»;

- в рамках изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла - происходит расширение и углубление полученных знаний, умений и способов деятельности.

В рамках второго периода (на втором курсе обучения) нами выделено два этапа, на которых у курсантов формируются профессионально-ориентированные коммуникативные компетенции:

- при включении различных блоков коммуникативной направленности в изучение профессиональных дисциплин;

- при включении различных блоков коммуникативной направленности в программы прохождения внеучебной и учебной практик.

В рамках третьего периода (на третьем и четвертом курсах обучения) нами выделено три этапа, на которых у курсантов формируются профессионально-специализированные коммуникативные компетенции:

- при включении различных блоков коммуникативной направленности в изучение профильных дисциплин;

- при включении различных блоков коммуникативной направленности в программы производственной, в том числе преддипломной, практик;

- при включении в образовательный процесс ведомственного вуза разработанного спецкурса «Коммуникация в профессиональной деятельности» для курсантов всех профилей подготовки, имеющего профессиональную коммуникативную направленность и требующего для его реализации применения интерактивных методов обучения.

Нами разработан алгоритм включения различных блоков коммуникативной направленности в содержание учебных дисциплин и практик, который предполагает следующие шаги:

1. Анализ содержания гуманитарных, социально-экономических, профессиональных и специальных дисциплин и программ практик (внеучебной, учебной, производственной, в том числе преддипломной) с целью выявления разделов и тем, способствующих формированию профессиональной коммуникативной компетенции курсантов.

2. Соотнесение выделенных разделов и тем учебных дисциплин и практик с составляющими профессиональной коммуникативной компетенции курсантов: базовые, профессионально-ориентированные и профессионально-специализированные коммуникативные компетенции.

3. Определение содержательного наполнения коммуникативных блоков, включенных в выделенные разделы и темы учебных дисциплин и практик, имеющих инвариантное, вариативное и специфическое дидактическое обеспечение.

4. Разработка интерактивных технологий обучения, способствующих формированию профессиональной коммуникативной компетенции курсантов.

Кроме того, на протяжении всего периода обучения совершенствование процесса формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов осуществляется за счет педагогического сопровождения их самостоятельной работы

по саморазвитию коммуникативных умений в рамках самостоятельной подготовки (в том числе с использованием электронных УМК), научно-исследовательской работы, встреч с практическими работниками и часа чтения.

А также при формировании профессиональной коммуникативной компетенции курсантов важную роль играет уровень коммуникативной подготовки профессорско-преподавательского и командного состава вуза, поэтому нами разработан спецкурс «Коммуникативная компетенция профессорско-преподавательского и командного состава вузов ФСИН России», способствующий его повышению.

Отсюда вытекает следующее педагогическое условие.

Четвертое условие - коммуникативно-ориентированная направленность процесса формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов с использованием специально созданного учебно-методического обеспечения учебного процесса, способствующего формированию профессиональной коммуникативной компетенции курсантов на основе использования интерактивных методов обучения, моделирующих ситуации профессиональной коммуникации.

Эффективными в формировании профессиональной коммуникативной компетенции являются интерактивные методы обучения, в числе которых проведение ролевых игр, организация круглых столов, дискуссий, дебатов, рассмотрение типичных ситуаций, которые могут непременно возникнуть в будущей профессиональной деятельности сотрудников УИС и др., что способствует вовлечению всех курсантов в активную деятельность, помогает им абстрагироваться и побыть в различных ролях и ситуациях, характерных для пенитенциарной системы.

Пятое условие - педагогическое сопровождение самостоятельной работы курсантов по саморазвитию коммуникативных умений. Оно достигается вооружением курсантов знанием методики развития процесса формирования коммуникативных умений; побуждением их к самостоятельной работе по развитию данных умений ходе усвоения ими не только дисциплины «Русский язык и культура речи», но и других гуманитарных, социально-экономических, профессиональных и специальных дисциплин в рамках основной образовательной программы; оказанием курсантам помощи в планировании этой работы; методическим со-

провождением их самостоятельной работы (в том числе благодаря разработанным электронным учебно-методическим комплексам дисциплин); курированием их научно-исследовательской деятельности как в рамках, так и вне учебного процесса; созданием педагогических и психологических условий выполнения ими планов самостоятельной работы; организацией встреч с практическими работниками (в процессе обучения - при проведении с курсантами лекционных, семинарских и практических занятий, а также при прохождении курсантами внеучебной, учебной, производственной, преддипломной практик; в процессе воспитания - закрепление наставника для оказания своевременной помощи при профессиональном становлении личности; в процессе научной деятельности - обсуждение проблемных вопросов в рамках курсантских научно-практических конференций, проблемных семинаров и «круглых столов»); созданием условий для чтения курсантами художественной и другой литературы [6, с. 47].

Шестое условие - повышение коммуникативной подготовки профессорско-преподавательского и командного состава вузов ФСИН России. Реализации данного условия возможна как в рамках разработанного и экспериментально проверенного нами спецкурса «Коммуникативная компетенция профессорско-преподавательского и командного состава вузов ФСИН России» [5], так и в рамках цикла занятий по служебной подготовке и/или собственными усилиями, направленными на самосовершенствование, изучение, обобщение и использование передового опыта с использованием электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Русский язык и культура речи» через СДО «Прометей» (теоретическая часть) и постоянно действующего семинара «Школа молодых преподавателей» (практическая часть). Содержание данных занятий носит как инвариантный, так и вариативный характер (в зависимости от категории слушателей) и нацелено на углубление и систематизацию знаний о теории и практике речевой коммуникации, функциональных стилях речи, разновидностях национального языка, языковых нормах, этике и психологии речевой коммуникации, основах публичного выступления и организации письменных коммуникаций, совершенствование коммуникативных навыков профессорско-преподавательского и командного состава вузов. Повышение уровня их коммуникативной компетенции, несомненно, скажется на эффективности работы

по формированию профессиональной коммуникативной компетенции у курсантов.

Критериями и показателями оценки результативности реализации указанных педагогических условий выступают следующие:

1. Личностно-мотивационный - мотивы, ценностные ориентации, установки и потребности будущего сотрудника УИС в профессиональной коммуникативной компетенции. Показателями лич-ностно-мотивационного критерия выступают следующие: осознание курсантом важности коммуникативной компетенции для его дальнейшей успешной профессиональной деятельности; стремление курсанта к овладению профессиональной коммуникативной компетенцией, правилами взаимоотношений между сотрудниками, установленных в рамках дисциплинарных уставов, норм, личностных стремлений, интересов и установок, и к дальнейшему самосовершенствованию своих коммуникативных навыков; наличие у курсанта представления о себе, как о субъекте взаимодействия, способном реализовать коммуникативный потенциал для развития личности.

2. Когнитивный - совокупность профессиональных коммуникативных знаний, согласно ФГОС ВО и квалификационных требований, предъявляемых к сотрудникам УИС. Показателями когнитивного критерия являются: система знаний, позволяющих сотруднику УИС строить эффективную коммуникацию в соответствии с целями и условиями профессиональной деятельности; знание норм и правил профессионального поведения (установленных дисциплинарными уставами и приказами) в тех или иных коммуникативных ситуациях, знания о закономерностях протекания тех или иных коммуникативных процессов; знание о том, что такое эффективная коммуникация, виды и фазы общения, приемы и методы общения, их потенциал для достижения наиболее эффективного взаимодействия с подчиненными, коллегами, осужденными и различными категориями граждан в складывающихся ситуациях в ходе выполнения служебно-боевых задач; знание о том, какие методы являются эффективными в отношении различных категорий людей и разных ситуаций.

3. Деятельностно-рефлексивный - практические умения и способности к осуществлению эффективной профессиональной коммуникации самооценке личностных качеств. Показателями деятельностно-рефлексивного критерия являются: умения при-

менять коммуникативные знания в рамках взаимодействия с окружающими в ходе профессиональной деятельности; умения и навыки, профессиональные коммуникативные качества, характера и стиля общения личности, проявляющиеся в интересе будущих сотрудников УИС к вопросам общения, в стремлении к самосовершенствованию на основе анализа собственной деятельности; умение выбирать оптимальные формы общения с коллегами для эффективной реализации своего профессионального потенциала; владение вербальными, невербальными и паралингвистическими средствами; умение ориентироваться в коммуникативных ситуациях; умение определять личностные особенности и эмоциональное состояние собеседника; способность курсанта использовать полученные коммуникативные умения и навыки в образовательном процессе для решения возникающих коммуникативных задач и различных коммуникативных ситуаций при выполнении конкретных служебно-боевых задач, анализировать результаты своей коммуникативной деятельности, выявлять причины отклонений в профессиональной коммуникации с руководящим и личным составом и принимать превентивные меры по их устранению.

Каждый критерий оценивается исходя из трех уровней: элементарного, достаточного и продвинутого, в соответствии с которыми определяется общий уровень сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России. Для этого нами был разработан пакет контрольно-измерительных материалов, позволяющих отследить динамику формирования данной компетенции в соответствии с вышеобозначенными критериями.

Таким образом, реализация рассмотренных педагогических условий способствует формированию профессиональной коммуникативной компетенции курсантов в рамках образовательного процесса ведомственного вуза.

Литература

1. Гарафутдинова Г. Р. Модель формирования профессиональной компетентности выпускника вуза // Фундаментальные исследования. 2008. № 5. С. 57-59. URL: https:// fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2915 (дата обращения: 06.11.2017).

2. Евтихов О. В., Караваев А. Ф. Формирование основ профессионализма и профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов как педагогическая проблема // Психопедагогика в правоохранительных органах.

2014. № 1(48). С. 128-132. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-osnov-professionalizma-i-professionalnoy-kompetentnosti-kursantov-v-vuze-pravoohranitelnyh-organov-kak-pedagogicheskaya (дата обращения: 06.11.2017).

3. Ильина И. В., Лопата К. М. Педагогические условия формирования дискурсивной компетентности у будущих врачей (на примере изучения иностранного языка) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35). URL: http://www. scientific-notes.ru/pdl/040-015.pdf (дата обращения: 25.04.2017).

4. Кошелева А. О., Кошелева Е. А., Шевченко О. И. Психолого-педагогические условия развития исследовательских способностей у студентов вузов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. № 17. С. 5-10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17662755 (дата обращения: 06.11.2017).

5. Никитина Т. В. Повышение коммуникативной подготовки профессорско-преподавательского и командного состава вузов ФСИН России как фактор формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов // Право и образование. 2017. № 7. С. 22-37. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=29459786 (дата обращения: 05.12.2017).

6. Никитина Т. В. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции курсантов ведомственных вузов в процессе самообразования // Полицейская деятельность. 2017. № 4. С. 32-47. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=29946577 (дата обращения: 05.12.2017).

7. Никитина Т. В., Никитин П. И. Учет специфики профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы при разработке модели подготовки выпускника юридического профиля в Пермском институте ФСИН России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 3. С. 90-96. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=26700348 (дата обращения: 05.12.2017).

8. Никитина Т. В., Никитин П. И. Отражение специфики профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы в модели подготовки бакалавра кинологического профиля // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2016. 4 (169) С. 162-166. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=25778590 (дата обращения: 05.12.2017).

9. Субботенко О. А., Ильина И. В. Педагогическая модель формирования информационно-аналитической компетентности у обучающихся в ведомственном вузе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 2 (42). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-model-formirovaniya-informatsionno-analiticheskoy-kompetentnosti-u-obuchayuschihsya-v-vedomstvennom-vuze (дата обращения: 06.11.2017).

10. Шумилова Е. А. Концепция формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов в вузе. Челябинск: Дитрих, 2011. 258 с. URL: http:// elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/56/%20%20%2 0%20%20%20%20%20.%20%20%20%20%20.pdf?sequence=1 (дата обращения: 06.11.2017).

References

1. Garafutdinova G. R. Model' formirovaniya profession-al'noy kompetentnosti vypusknika vuza [Model of formation of professional competence of graduates]. Fundamental'nye issle-dovaniya = Fundamental research, 2008, no. 5, рр. 57-59.

Available at: https://fimdamental-research.ru/ru/article/iew?id=2915 (accessed 06.11.2017). (In Russ.)

2. Evtikhov O. V., Karavaev A. F. Formirovanie osnov profes-sionalizma i professional'noy kompetentnosti kursantov v vuze pravookhranitel'nykh organov kak pedagogicheskaya problema [Formation of the foundations of professionalism and professional competence of students in the University of law enforcement bodies as a pedagogical problem]. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh = Psychopedagogy in law enforcement bodies, 2014, no. 1(48), pp. 128-132. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/nformkovame-osnov-professionalizma-i-professionalnoy-kompetentnosti-kursantov-v-vuze-pravoohranitelnyh-organov-kak-pedagogicheskaya (accessed 06.11.2017). (In Russ.)

3. Ilyina I. V, Lopata K. M. Pedagogicheskie usloviya formi-rovaniya diskursivnoy kompetentnosti u budushchikh vrachey (na primere izucheniya inostrannogo yazyka) [Pedagogical conditions of formation of discursive competence of future physicians (for example, learning a foreign language)]. Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo univer-siteta = Scientific Notes: The online academic journal of Kursk State University, 2015, no. 3 (35). Available at: http://www. scientific-notes.ru/pdf040-015.pdf (accessed 25.04.2017). (In Russ.)

4. Kosheleva A. O., Kosheleva E. A., Shevchenko O. I. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya issledovatel'skikh sposobnostey u studentov vuzov [Psycho-pedagogical conditions of development of the research abilities of university students]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve = Psychology of education in multicultural environment, 2012, no. 17, pp. 5-10. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id= 17662755 (accessed 06.11.2017). (In Russ.)

5. Nikitina T. V. Povyshenie kommunikativnoj podgotovki professorsko-prepodavatel'skogo i komandnogo sostava vuzov FSIN Rossii kak faktor formirovanija professional'noj kommu-nikativnoj kompetencii kursantov [Increase in communicative training of the teachers and command staff officers of all the institutions of the Federal penal service as the factor of formation of professional communicative competence of cadets]. Pravo i obrazovanie = Law and education, 2017, no. 7, pp. 22-37. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29459786 (accessed 05.12.2017). (In Russ.)

6. Nikitina T. V. Formirovanie professional'noj kommu-nikativnoj kompetencii kursantov vedomstvennyh vuzov v processe samoobrazovanija [Formation of professional communicative competence of cadets of departmental institutions in the process of self-education]. Policejskaja dejatel'nost' = Policing, 2017, no. 4, pp. 32-47. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=29946577 (accessed 05.12.2017). (In Russ.)

7. Nikitina T. V., Nikitin P. I. Uchet spetsifiki professional'noi deyatel'nosti sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noi sistemy pri razrabotke modeli podgotovki vypusknika yuridicheskogo profilya v Permskom institute FSIN Rossii [Accounting for the specifics of the professional activity of the penitentiary system staff in the development of the model for the training of a graduate of a legal profile at the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Problemy pravoohranitel'noj dejatel'nosti = Problems of law enforcement, 2016, 3, pp. 90-96. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26700348 (accessed 05.12.2017). (In Russ.)

8. Nikitina T. V., Nikitin P. I. Otrazhenie spetsifiki profes-sional'noi deyatel'nosti sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noi sistemy v modeli podgotovki bakalavra kinologicheskogo profilya

[Reflection of the specifics of the professional activity of the penitentiary system staff in the model of the bachelor's training in the cynological profile]. Vestnik TGPU = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2016, 4 (169), pp. 162-166. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25778590 (accessed 05.12.2017). (In Russ.)

9. Subbotenko O. A., Ilyina I. V. Pedagogicheskaya model' formirovaniya informatsionno-analiticheskoy kompetentnosti u obuchayushchikhsya v vedomstvennom vuze [Pedagogical model of formation of information-analytical competence of students in the departmental University]. Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta =

Scientific Notes: The online academic journal of Kursk State University, 2017, no. 2 (42). Available at: https://cyberleninka.ru/ artide/npedagogicheskaya-model-formkovamya-informatsionno-anaHticheskoy-kompetentnosti-u-obuchayuschihsya-v-vedomstvennom-vuze (accessed 06.11.2017). (In Russ.)

10. Shumilova E. A. Kontseptsiya formirovaniya sotsial'no-kommunikativnoy kompetentnosti budushchikh pedagogov v vuze [Concept of formation of socio-communicative competence of future teachers in high school]. Chelyabinsk, 2011. Available at: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/ 56/%20%20%20%20%20%20%20%20.%20%20%20%20%20.pdf? sequence=1 (accessed 06.11.2017). (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 12.02.2018 г.

Submitted 12.02.2018.

Для цитирования: Никитина Т. В. Педагогические условия реализации модели формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 2. С. 55-64. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-2-55-64

Citation for an article: Nikitina T. V. Pedagogical conditions of realization of model for formation of professional communicative competence among cadets of the universities of the Federal Penal Service. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 2, pp. 55-64. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-2-55-64

Никитина Татьяна Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России», г. Пермь, [email protected]

Tatyana V. Nikitina, Ph. D. (Pedagogy), associate professor, Perm Institute of the Federal Penal Service, Perm, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.