Научная статья на тему 'Оценка эффективности внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России'

Оценка эффективности внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ / СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE / EVALUATION METHODOLOGY / LEVEL OF FORMATION OF COMPETENCE / PENAL OFFICERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Т.В.

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов, обучающихся в вузах Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН). Целью данной статьи является доказательство эффективности внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России. Для реализации исследовательских задач использовались следующие методы: анализ и обобщение педагогической и воспитательной деятельности, анкетирование, обобщение педагогического опыта. Результаты: Автор предлагает формировать профессиональную коммуникативную компетенцию курсантов на протяжении всего обучения в ведомственном вузе поэтапно, комплексно. В эксперименте приняли участие шесть групп курсантов одного курса, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция» (4 группы) и «Зоотехния» (2 группы), в количестве 145 человек. Эксперимент продолжался весь период обучения курсантов в вузе (4 года). На третьем курсе за курсантами были закреплены специализации («Организация охраны и конвоирования в УИС», «Организация режима в УИС» и «Кинология»). В диагностике участвовало 72 курсанта экспериментальной группы и 73 курсанта контрольной группы. Проведены мониторинг уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции по результатам самооценки и контрольно-измерительных материалов до и после педагогического эксперимента, обработка и анализ эмпирических данных с использованием современных статистических методов, проанализированы полученные результаты. С помощью критерия Пирсона доказано влияние изучаемого воздействия на образовательный процесс в экспериментальной группе курсантов. Наличие статистических различий в выборках свидетельствует о том, что нулевая гипотеза отклоняется, а альтернативная принимается с вероятностью 99%. Доказана конструктная валидность исследовательского аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the effectiveness of the methodological system of formation of professional communicative competence of cadets of higher education institutes of the Federal Penitentiary Service of Russia

The article deals with the problem of developing professional communicative competence of penal officers. The aim of the article is to prove the effectiveness of the implementation of the methodological system of formation of professional communicative competence of cadets of the institutes of the Federal Penitentiary Service. For realization of research tasks, the following methods of research were used: the analysis and generalization of pedagogical and educational activities, the survey and synthesis of pedagogical experience. Results: The author proposes to form professional communicative competence of cadets throughout their entire training in stages, in a comprehensive manner. The experiment involved 145 people, divided into 6 groups of cadets of the same year of study, enrolled in the areas of “Jurisprudence” (4 groups) and “Zootechnics” (2 groups). The experiment lasted the entire period of the cadets’ training at the institute (4 years). There was carried out the monitoring of the level of formation of professional communicative competence before and after the pedagogical experiment, processing and analysis of empirical data using modern statistical methods. The obtained results were analyzed. Using the Pearson's criterion, the affect of the studied influence on the educational process in the experimental group of cadets was proved. The presence of statistical differences in the samples indicates that the hypothesis is rejected, and the alternative hypothesis is accepted with a probability of 99%. The design validity of the research apparatus is proved.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России»

Никитина Т.В. Оценка эффективности внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России//Научный результат. Педагогика и психология

образования. Т. 4, №4:3-19

ПЕДАГОГИКА PEDAGOGICS

УДК 372.881.161.1 Никитина Т.В.

Б01: 10.18413/2313-8971-2018-4-4-0-1

Оценка эффективности внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России_

Пермский институт ФСИН России, ул. Карпинского, 125, г. Пермь, 614012, Россия E-mail: tanya.perm@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов, обучающихся в вузах Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН). Целью данной статьи является доказательство эффективности внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России. Для реализации исследовательских задач использовались следующие методы: анализ и обобщение педагогической и воспитательной деятельности, анкетирование, обобщение педагогического опыта. Результаты: Автор предлагает формировать профессиональную коммуникативную компетенцию курсантов на протяжении всего обучения в ведомственном вузе поэтапно, комплексно. В эксперименте приняли участие шесть групп курсантов одного курса, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция» (4 группы) и «Зоотехния» (2 группы), в количестве 145 человек. Эксперимент продолжался весь период обучения курсантов в вузе (4 года). На третьем курсе за курсантами были закреплены специализации («Организация охраны и конвоирования в УИС», «Организация режима в УИС» и «Кинология»). В диагностике участвовало 72 курсанта экспериментальной группы и 73 курсанта контрольной группы. Проведены мониторинг уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции по результатам самооценки и контрольно-измерительных материалов до и после педагогического эксперимента, обработка и анализ эмпирических данных с использованием современных статистических методов, проанализированы полученные результаты. С помощью критерия Пирсона доказано влияние изучаемого воздействия на образовательный процесс в экспериментальной группе курсантов. Наличие статистических различий в выборках свидетельствует о том, что нулевая гипотеза отклоняется, а альтернативная - принимается с вероятностью 99%. Доказана конструктная валидность исследовательского аппарата.

Ключевые слова: компетенция, профессиональная коммуникативная компетенция, методика оценки, уровень сформированности компетенции, сотрудник уголовно-исполнительной системы.

Информация для цитирования: Никитина Т.В. Оценка эффективности внедрения методической системы формирования профессиональной коммуни-

Никитина Т.В. Оценка эффективности внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России//Научный результат. Педагогика и психология

образования. Т. 4, №4:3-19

кативной компетенции курсантов вузов ФСИН России // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. Т. 4, № 4. С. 3-19. DOI: 10.18413/2313-8971-2018-4-4-0-1

Статья поступила 30 октября 2018 г.; Принята 3 декабря 2018 г.; Опубликована 31 декабря 2018 г.

T.V. Nikitina

Evaluation of the effectiveness of the methodological system of formation of professional communicative competence of cadets of higher education institutes of the Federal Penitentiary Service of Russia

Perm Institute of the Federal Penal Service, 125 Karpinsky Str., Perm, 614012, Russia E-mail: tanya.perm@mail.ru

Abstract. The article deals with the problem of developing professional communicative competence of penal officers. The aim of the article is to prove the effectiveness of the implementation of the methodological system of formation of professional communicative competence of cadets of the institutes of the Federal Penitentiary Service. For realization of research tasks, the following methods of research were used: the analysis and generalization of pedagogical and educational activities, the survey and synthesis of pedagogical experience. Results: The author proposes to form professional communicative competence of cadets throughout their entire training in stages, in a comprehensive manner. The experiment involved 145 people, divided into 6 groups of cadets of the same year of study, enrolled in the areas of "Jurisprudence" (4 groups) and "Zootechnics" (2 groups). The experiment lasted the entire period of the cadets' training at the institute (4 years). There was carried out the monitoring of the level of formation of professional communicative competence before and after the pedagogical experiment, processing and analysis of empirical data using modern statistical methods. The obtained results were analyzed. Using the Pearson's criterion, the affect of the studied influence on the educational process in the experimental group of cadets was proved. The presence of statistical differences in the samples indicates that the null hypothesis is rejected, and the alternative hypothesis is accepted with a probability of 99%. The design validity of the research apparatus is proved.

Keywords: competence; professional communicative competence; evaluation methodology; the level of formation of competence; penal officers

Information for citation: Nikitina, T.V. (2018) "Evaluation of the effectiveness of the methodological system of formation of professional communicative competence of cadets of higher education institutes of the Federal Penitentiary Service of Russia", Research Results. Pedagogy and Psychology of Education, 4 (4), 3-19, DOI: 10.18413/2313-8971-2018-4-4-0-1

Received 30 October 2018; Accepted 3 December2018; Published 31 December2018

Введение. К уровню подготовки сотрудника правоохранительных органов, в целом, и уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), в частности, предъявляются особые требования, так как от эффективности выполнения должностных обязанностей и профессионализма во многом зависит общественное спокойствие и укрепление государственной власти. Но, как показывает практика, уровень коммуникативной подготовки многих сотрудников УИС не отвечает современным требованиям, предъявляемым к деятельности учреждений и органов ФСИН России.

Основной причиной сложившейся ситуации, на наш взгляд, является имеющееся противоречие между возрастающей потребностью в специалистах, имеющих высокий уровень владения профессиональной коммуникацией, и отсутствием приемлемой методической системы формирования и развития профессиональной коммуникативной компетенции будущих офицеров УИС, а также оценки уровня ее сформированности.

К изучению проблем формирования коммуникативной компетенции обращались Ф.И. Буслаев, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, В.Г. Костомаров, М.В. Ломоносов, А.М. Пешковский, А.А. Шахматов,

Л.В. Щерба и др. В последние годы возрос интерес к проблематике формирования профессиональной коммуникативной компетенции (М.В. Бирюкова, Ch. Brumfit, W. Littlewood, St. Ryan, S. Villiers, Watson J. и др.), коммуникативной компетенции сотрудников силовых структур (Т.А. Кукарце-ва и др.), культуры речи сотрудников УИС (Г.А. Гиренок, Н.П. Тюменева), коммуникативной компетенции юристов (О.В. Климова и др.), коммуникативной компетенцией кинологов не занимался никто.

Анализ методологических исследований позволил констатировать, что единая методическая система формирования коммуникативной компетенции курсантов в ведомственном вузе в них не представлена, как нет и диагностической обеспеченности, что свидетельствует о недостаточной изученности данного вопроса.

Основная часть. Под профессиональной коммуникативной компетенцией курсантов мы понимаем заданную результативную характеристику курсанта, которая достигается в процессе его профессиональной подготовки в ведомственном вузе и определяет готовность и способность использовать сформированные у него базовые, профессионально-ориентированные и профессионально-специализированные коммуникативные знания, умения и способы деятельности для осуществления эффективной профессиональной коммуникации (как письменной, так и устной) в соответствии с моделью методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России (Никитина, 2018: 112).

Мы полагаем, что профессиональная коммуникативная компетенция курсантов состоит из трех блоков: базовая, профессионально-ориентированная, профессионально-специализированная коммуникативные компетенции. Так, базовая коммуникативная компетенция отвечает за способность к эффективной коммуникации в стандартных ситуациях и составляет инвариантную часть профессиональной коммуникативной компетенции курсанта. Профессионально-ориентированная коммуникативная компетенция отвечает за способность к эффективной коммуникации в ситуациях профессионально-ориентированного характера и составляет вариативную часть профессиональной коммуникативной компетенции курсанта. Она необходима для осуществления основных видов профессиональной деятельности. Профессионально-специализированная коммуникативная компетенция составляет специфическую часть профессиональной коммуникативной компетенции курсанта и отвечает за способность к эффективной коммуникации в ситуациях профессионально-специализированного характера (как сотрудника отдела охраны (конвоирования) / отдела безопасности (режима) / кинологического отделения (группы) УИС), то есть помогает осуществлению конкретного вида профессиональной деятельности

Никитина Т.В. Оценка эффективности внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России// Научный результат. Педагогика и психология

образования. Т. 4, №4:3-19

L

Никитина Т.В. Оценка эффективности внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России// Научный результат. Педагогика и психология

образования. Т. 4, №4: 3-19

(Никитина, 2018: 112).

Цель статьи - доказать эффективность внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России.

В 2013-2017 учебных годах на базе Пермского института ФСИН России осу-

ществлялось комплексное внедрение методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России (Никитина, 2018: 111-117) в практику обучения курсантов ведомственного вуза (рис. 1).

Период формирования профессиональной коммуникативной компетенции

Первый

Второй

Третий

1 курс

Курсы обучения i ~

2 курс

3-4 курс

Этапы формирования

Русский язык и культура речи

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Профессиональные дисциплины

Факультатив

Самообучение

I

z/

Базовая коммуникативная компетенция

v:

I

Профессионально-ориентированная коммуникативная компетенция

V"

I

Дисциплины специализации

Производственная практика

Профессионально-специализированная коммуникативная компетенция

Профессиональная коммуникативная компетенция

Рис. 1. Организационная структура процесса поэтапного формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России Fig. 1. Organizational structure of the process of step-by-step formation of professional communicative competence of cadets of the institute of the Federal Penitentiary Service

L

Никитина Т.В. Оценка эффективности внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России// Научный результат. Педагогика и психология

образования. Т. 4, №4: 3-19

Одной из задач обработки результатов экспериментального педагогического исследования является установление достоверности совпадений или различий статистических характеристик ЭГ и КГ. Для этого сформулируем статистические гипотезы:

- гипотеза об отсутствии различий (так называемая нулевая гипотеза Н0);

- гипотеза о статистической значимости различий (так называемая альтернативная гипотеза Н1).

Для принятия решения о том, какую из гипотез (нулевую или альтернативную) следует принять, используют статистические критерии. Общий алгоритм использования статистических критериев состоит в том, что на основе характеристик ЭГ и КГ, вычисляется число, называемое эмпирическим значением критерия. Это число сравнивается с заданным таблично эталонным числом, которое называется «критическим» значением критерия. Критические значения критерия приводятся для нескольких уровней значимости. Уровнем значимости называется вероятность ошибки, то есть вероятность того, что различия между характеристиками независимых групп определяются как существенные, в то время как в действительности они являются случайными.

В педагогических исследованиях чаще всего ограничиваются уровнем значимости равным 0,05, то есть допускается не более

чем 5% возможность ошибки в сделанных выводах, поэтому, если эмпирическое значение критерия оказывается меньше или равно критическому, то можно сделать вывод, что характеристики ЭГ и КГ совпадают с вероятностью 95 % и считается, что на заданном уровне значимости характеристики ЭГ и КГ статистически не различаются. Если эмпирическое значение параметра критерия оказывается строго больше критического, то нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза, состоящая в утверждении того, что характеристики ЭГ и КГ статистически отличаются друг от друга на соответствующем уровне значимости.

Если уровень значимости равен 0,05, и принята альтернативная гипотеза, то достоверность различий в статистических характеристиках групп составляет 95%. Иными словами, чем левее эмпирическое значение соответствующего критерия находится от критического, тем больше степень достоверности совпадения статистических характеристик сравниваемых объектов. В противном случае, чем правее эмпирическое значение критерия находится по сравнению с критическим, тем сильнее различаются статистические характеристики сравниваемых объектов. Все сказанное выше можно наглядно представить в виде следующей схемы (рис. 2):

Рис. 2. Применение статистического критерия Fig. 2. The use of a statistical test

Для оценки эффективности внедрения педагогических инноваций чаще используется критерий Пирсона (критерий «Хи-квадарат» (х2)). Это связано с тем, что, во-первых, он позволяет сравнивать распределения частот вне зависимости от того, является ли распределение нормальным или нет. Во-вторых, его можно использовать как при больших, так и при относительно небольших объемах выборок. В-третьих, его применение целесообразно в случае работы с порядковыми шкалами, которые наиболее распространены в педагогике и психологии (Кашицын, Еремин, 2012: 30-31).

Использование критерия х2 позволяет ответить на вопрос: с одинаковой ли частотой встречаются разные значения измеряемой величины для исследуемого признака в эмпирическом и теоретическом распределениях или в нескольких эмпирических распределениях?

Проведя диагностику, мы распределим полученные результаты по уровням (достаточный, продвинутый, элементарный), а далее вычислим распределение числа испытуемых по этим уровням.

При работе с ЭГ и КГ проведем замеры как до осуществления целенаправленного педагогического воздействия в ЭГ (специально разработанной методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России), так и после.

И если до внедрения методической системы распределение курсантов по уровням будет более или менее одинаковым (т.е. статистических различий в выборках не будет выявлено), а после проведения эксперимента распределение испытуемых станет различным, т.е. появятся статистические раз-

личия, следует признать доказанность влияния изучаемого воздействия на образовательный процесс в ЭГ. Если же статистические различия после педагогического воздействия не выявятся, то сделать вывод о влиянии проведенного воздействия на изучаемый признак нельзя.

Сравним распределения по уровням в ЭГ и КГ.

Для этого реализуем следующий алгоритм:

1. Сформулируем статистические гипотезы.

Нулевая гипотеза (Но): распределения по уровням сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России в обеих группах значимо не отличаются от случайных.

Альтернативная гипотеза (Н1): распределения по уровням сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России в ЭГ и КГ значимо отличаются от случайных.

2. Подсчитаем число степеней свободы г=(Я-1)(С-1), где С - количество столбцов в таблице, Я - количество строк. В нашем случае - только два столбца (т.к. имеем дело в двумя группами курсантов (КГ и ЭГ): С=2) и три строки (продвинутый, достаточный и элементарный уровни: Я=3). Так как для случая сравнения двух групп С=2, то формула для числа степеней свободы дает значение г =Я-1=2.

3. Подсчитаем объем выборки в КГ N и ЭГ (М). N = П1 + П2+ П3. M = Ш1 + Ш2+ тз. В нашем случае: N=73 и М=72.

4. Вычислим эмпирическое значение критерия с помощью следующей расчетной формулы:

Никитина Т.В. Оценка эффективности внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России// Научный результат. Педагогика и психология

образования. Т. 4, №4: 3-19

1 /(ДАг *т1- RM * Ti!) (ЯДг * т2 - RM * п2) (ДА, *т2- R,,¡ * щ) RN*R„\ п1 + т1 пг+т2 +

5. Для наглядности представим условные обозначения в таблице:

Никитина Т.В. Оценка эффективности внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России// Научный результат. Педагогика и психология

образования. Т. 4, №4: 3-19

Таблица 1

Условные обозначения категорий для вычисления эмпирического значения критерия

Tabl 1

Legend categories to calculate the empirical value of the criterion

Уровень C

Контрольная группа Экспериментальная группа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продвинутый П1 mi

Достаточный П2 Ш2

Элементарный П3 тз

Итого N M

Подставляя соответствующие значения, вычислим эмпирическое значение критерия с помощью расчетной формулы для личностно-мотивационного, когнитивного и деятельностно-рефлексивного критериев базовой, профессионально-ориентированной и профессионально-специализированной коммуникативной компетенции.

6. Сравним полученное эмпирическое значение с критическим. Из этой таблицы для г=2 и уровня значимости 0,05 критическое значение составляет 5,99, а для уровня значимости 0,01 оно равно 9,21.

У критерия х2 имеются ограничения. К числу наиболее значимых из них относятся:

1. Хотя объем выборки (значения М и N может быть и не очень большим, рекомендуется брать значения М>30, N>30, так как при меньших значениях критерий дает значительную погрешность. Соответственно, погрешность уменьшается при увеличении объема выборки.

2. Значение параметра для каждой ячейки таблицы должно быть не меньше 5. При меньших значениях погрешность также возрастает, а при частотах, близких к нулю, изменение значения параметра всего на одну единицу дает значительное изменение значения рассчитываемого критерия.

3. Число градаций Я должно быть не менее 3-х.

Так, в нашем случае первое ограничение несущественно, так как объем выборок достаточный (N=73 и М=72). Что касается второго ограничения, то мы имеем Пк >5, Шк >5. Относительно третьего ограничения, то

мы имеем три градации (продвинутый, достаточный, элементарный уровни).

Достоверность получаемых выводов на основе используемых методик обеспечивалась сопоставлением данных, полученных каждой отдельной методикой, с результатами других, успеваемостью курсантов. В целом были применены методы исследования, адекватные предмету исследования.

Оценка уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции, состоящей из трех блоков: базовая (БКК), профессионально-ориентированная (ПОКК), профессионально-специализированная (ПСКК) коммуникативные компетенции, осуществлялась по следующим критериям:

- личностно-мотивационному (наличие мотивов, ценностных ориентаций, установок и потребностей будущего сотрудника УИС в профессиональной коммуникативной компетенции);

- когнитивному (сформированность профессиональных коммуникативных знаний, согласно ФГОС ВО и квалификационных требований, предъявляемых к сотрудникам УИС);

- деятельностно-рефлексивному (владение практическими умениями и способностью к осуществлению эффективной профессиональной коммуникации, самооценке личностных качеств).

Для определения уровня сформиро-ванности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России мы использовали авторскую методику самооценки уровня сформированности

L

Никитина Т.В. Оценка эффективности внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России//Научный результат. Педагогика и психология

образования. Т. 4, №4:3-19

профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России и контрольно-измерительные материалы (далее - КИМ).

Данные по уровням сформированно-сти профессиональной коммуникативной компетенции по результатам самооценки покритериально (личностно-мотивацион-ный, когнитивный и деятельностно-

рефлексивный) до педагогического эксперимента представлены в табл. 2.

Кроме того, уровень сформированно-сти профессиональной коммуникативной компетенции курсантов на констатирующем этапе был определен с помощью специально разработанных КИМов (Никитина. 2017: 134-138) (результаты представлены в табл. 3).

Таблица 2

Показатели самооценки профессиональной коммуникативной компетенции курсантов

Table 2

Indicators of self-assessment of professional communicative competence of cadets

Составляющие коммуникативной компетенции Уровень сфор-мированности До эксперимента После эксперимента

КГ ЭГ КГ ЭГ

БКК (первый период) Личностно-мотивационн ый критерий

Продвинутый 13 (17,8 %) 16 (22,2 %) 18 (24,7 %) 31 (43 %)

Достаточный 28 (38,4 %) 28(38,9 %) 22 (30,1 %) 36 (50 %)

Элементарный 32 (43,8 %) 28 (38,9 %) 33 (45,2 %) 5 (6,9 %)

Когнитивный критерий

Продвинутый 9 (12,4%) 12 (16,7 %) 11 (15 %) 26 (36,1 %)

Достаточный 32 (43,8%) 33 (45,8 %) 29 (39,7 %) 37 (51,4 %)

Элементарный 32 (43,8%) 27 (37,5 %) 33 (45,2 %) 9 (12,5 %)

Деятельностно-рефлексивный критерий

Продвинутый 11 (15 %) 11 (15,3 %) 13 (17,8 %) 28 (37,5 %)

Достаточный 24 (32,9%) 26 (36,1 %) 21 (28,8 %) 38 (52,8 %)

Элементарный 38 (52,1%) 35 (48,6 %) 39 (53,4 %) 7 (9,7 %)

ПОКК (второй период) Личностно-мотивационн ый критерий

Продвинутый 16 (21,9 %) 13 (18,1 %) 17 (23,2 %) 33 (45,8 %)

Достаточный 31 (42,5 %) 34 (47,2 %) 28 (38,4 %) 29 (40,3 %)

Элементарный 26 (35,6 %) 25 (34,7 %) 28 (38,4 %) 10 (13,9 %)

Когнитивный критерий

Продвинутый 12 (16,4 %) 11 (15,3 %) 15 (20,5 %) 28 (38,9 %)

Достаточный 30 (41,1 %) 33 (45,8 %) 30 (41,1 %) 29 (40,3 %)

Элементарный 31 (42,5 %) 28 (38,9 %) 28 (38,4 %) 15 (20,8 %)

Деятельностно-рефлексивный критерий

Продвинутый 14 (19,2 %) 12 (16,7 %) 16 (21,9 %) 29 (40,3 %)

Достаточный 26 (35,6 %) 29 (40,3 %) 23 (31,5 %) 29 (40,3 %)

Элементарный 33 (45,2 %) 31 (43 %) 34 (46,6 %) 14 (19,4 %)

ПСКК (третий период) Деятельностно-рефлексивный критерий

Продвинутый 0 (0 %) 1 (1,4 %) 7 (9,6 %) 27 (37,5 %)

Достаточный 11 (15,1 %) 6 (8,3 %) 25 (34,2 %) 34 (47,2 %)

Элементарный 62 (84,9 %) 65 (90,3 %) 41 (56,2 %) 11 (15,3 %)

Никитина Т.В. Оценка эффективности внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России// Научный результат. Педагогика и психология

образования. Т. 4, №4: 3-19

Таблица 3

Показатели сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов по результатам контрольно-измерительных материалов

Table 3

Indicators of formation of professional communicative competence of cadets based on the results of control and measuring materials

Составляющие коммуникативной компетенции Уровень сформированности До эксперимента После эксперимента

КГ ЭГ КГ ЭГ

БКК (первый период) Личностно-мотивационн ый критерий

Продвинутый 13 (17,8 %) 16 (22,2 %) 17 (23,3 %) 35 (48,6 %)

Достаточный 28 (38,4 %) 28(38,9 %) 27 (37 %) 29 (40,3 %)

Элементарный 32 (43,8 %) 28 (38,9 %) 29 (39,7 %) 8 (11,1 %)

Когнитивный критерий

Продвинутый 9 (12,4%) 12 (16,7 %) 9 (12,3 %) 21 (29,2 %)

Достаточный 32 (43,8%) 33 (45,8 %) 30 (41,1 %) 41 (56,9 %)

Элементарный 32 (43,8%) 27 (37,5 %) 34 (46,6 %) 10 (13,9 %)

Деятельностно-рефлексивный критерий

Продвинутый 11 (15 %) 11 (15,3 %) 12 (16,4 %) 28 (38,9 %)

Достаточный 24 (32,9%) 26 (36,1 %) 23 (31,5 %) 36 (50 %)

Элементарный 38 (52,1%) 35 (48,6 %) 38 (52,1 %) 8 (11,1 %)

ПОКК (второй период) Личностно-мотивационн ый критерий

Продвинутый 16 (21,9 %) 13 (18,1 %)

Достаточный 31 (42,5 %) 34 (47,2 %)

Элементарный 26 (35,6 %) 25 (34,7 %)

Когнитивный критерий

Продвинутый 12 (16,4 %) 11 (15,3 %) 9 (12,3 %) 26 (36,1 %)

Достаточный 30 (41,1 %) 33 (45,8 %) 24 (32,9 %) 28 (38,9 %)

Элементарный 31 (42,5 %) 28 (38,9 %) 40 (54,8 %) 18 (25 %)

Деятельностно-рефлексивный критерий

Продвинутый 14 (19,2 %) 12 (16,7 %) 10 (13,7 %) 25 (34,7 %)

Достаточный 26 (35,6 %) 29 (40,3 %) 27 (37 %) 35 (48,6 %)

Элементарный 33 (45,2 %) 31 (43 %) 36 (49,3 %) 12 (16,7 %)

ПСКК (третий период) Деятельностно-рефлексивный критерий ПСКК-1

Продвинутый 0 (0 %) 1 (1,4 %) 8 (11 %) 29 (40,3 %)

Достаточный 11 (15,1 %) 6 (8,3 %) 22 (30,1 %) 31 (43,1 %)

Элементарный 62 (84,9 %) 65 (90,3 %) 43 (58,9 %) 13 (18,1 %)

Деятельностно-рефлексивный критерий ПСКК-2

Продвинутый 4 (5,5 %) 30 (41,7 %)

Достаточный 19 (26 %) 28 (38,9 %)

Элементарный 50 (68,5 %) 14 (19,4 %)

Деятельностно-рефлексивный критерий ПСКК-3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продвинутый 8 (11 %) 30 (41,7 %)

Достаточный 22 (30,1 %) 31 (43 %)

Элементарный 43 (58,9 %) 11 (15,3 %)

L

Никитина Т.В. Оценка эффективности внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России// Научный результат. Педагогика и психология

образования. Т. 4, №4: 3-19

Так, в начале первого курса до реализации педагогического эксперимента (в начале изучения дисциплины «Русский язык и культура речи») для оценки уровня сфор-мированности когнитивного критерия базовой коммуникативной компетенции курсантов был проведен входной контроль в форме теста. Для оценки личностно-мотива-ционного критерия курсантам было предложено написать эссе «Каким я вижу свое профессиональное будущее?». Данная тематика была предложена курсантам КГ и ЭГ, обучающимся как по направлению подготовки «Юриспруденция», так и «Зоотехния». Для оценки деятельностно-рефлексивного критерия базовой коммуникативной компетенции курсантам ЭГ и КГ было дано задание: подготовить публичное выступление на тему «Я - курсант вуза ФСИН». Результаты представлены в табл. 3.

В начале второго курса до реализации второго периода формирования профессиональной коммуникативной компетенции в рамках педагогического эксперимента для оценки уровня сформированности профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции курсантам было дано следующее задание: Вы - курсант 2 курса, несете службу способом патрулирования и

Таблица 4

Эмпирическое значение критерия Хи-квадрат для профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России до педагогического эксперимента

Table 4

Empirical value of x2 criterion for professional communicative competence of cadets of the institutes of the Federal Penitentiary Service before the pedagogical experiment

заметили, как курсант 1 курса пытался покинуть территорию института без разрешения (через забор). Составить рапорт о случившемся и акт по применению физической силы. Результаты представлены в табл. 3.

В начале третьего курса до реализации третьего периода формирования профессиональной коммуникативной компетенции в рамках педагогического эксперимента до начала изучения специальных дисциплин курсантам всех профилей подготовки для оценки уровня сформированности профессионально-специализированной коммуникативной компетенции было дано следующее задание: в рамках ролевой игры «Сотрудник отдела охраны (конвоирования) / отдела безопасности (режима) / кинологического отделения (группы)» (в зависимости от профиля подготовки), которая была организована в начале изучения специальных дисциплин, необходимо составить план-конспект проведения инструктивного занятия. Результаты представлены в табл. 3.

Достоверность совпадений или различий статистических характеристик ЭГ и КГ до педагогического эксперимента проверена с помощью критерия Хи-квадрат (табл. 4).

Период формирования Составляющие ПКК Критерий x2

Л-М К Д-Р

По результатам самооценки

Первый БКК 0,58 0,87 0,2

Второй ПОКК 0,48 0,34 0,38

Третий ПСКК 2,54

Итого: 0,15 0,38 0,3

По результатам КИМ

Первый БКК 0,07 0,3 0,11

Второй ПОКК 1,18

Третий ПСКК 1,03

Итого: 0,07 0,54 0,74

Никитина Т.В. Оценка эффективности внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России// Научный результат. Педагогика и психология

образования. Т. 4, №4: 3-19

Полученные данные отразим на диаграмме (рис. 3):

Рис. 3. Хи-квадрат для профессиональной коммуникативной компетенции

курсантов вузов ФСИН России до эксперимента Fig. 3. х2 for professional communicative competence of cadets of the institutes the Federal Penitentiary Service before the experiment

Из табл. 4 и рис. 3, видно, что характеристики сравниваемых выборок ниже уровня значимости 0,05 (х2эмпир< Х2крит), что свидетельствует о том, что статистических различий в выборках не выявлено (распределение курсантов по уровням было одинаковым).

Для самооценки уровня сформирован-ности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов после педагогического эксперимента, также использовалась авторская методика измерения уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России. Полученные результаты представлены в табл. 1.

Кроме того, уровень сформированно-сти профессиональной коммуникативной компетенции курсантов на контрольном этапе определялся по результатам выполнения КИМов (Никитина, 2017: 134-138).

Так, на первом этапе исследования для оценки когнитивного критерия проводился компетентностно-ориентированный тест, который включал в себя следующие задания:

1) позволяющие курсантам продемонстрировать свою коммуникативную грамотность (владение всеми видами речевой деятельности; способность воспринимать чу-

жую речь (устную, письменную) и самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной форме);

2) предполагающие включение курсанта в различные коммуникативные ситуации, приближенные к профессиональной деятельности.

Данные задания относятся к разному уровню сложности и включают в себя задания с выбором верных ответов (одного или нескольких), задания на установление соответствия, на установление правильной последовательности, на ранжирование, открытые задания (на дополнение и задания на подстановку).

Для оценки уровня сформированности деятельностно-рефлексивного критерия базовых коммуникативных компетенций курсантам была предложена ролевая игра «Судебное заседание». Для этого курсантам во время самостоятельной подготовки было необходимо подготовить обвинительную / защитную речь (в зависимости от роли); определиться с темой для дискуссии, выбрать оппонента, собрать и систематизировать материал. Темой для обсуждения может быть, как абстрактное понятие, так и конкретное «преступление». Один курсант выступает в роли защитника,

другой - обвинителя. Доклад представляет собой судебную речь обвинительного или защитного характера, которая должна учитывать характерные особенности данного вида высказывания.

После выступления каждой пары в процессе ролевой игры организуется последующее подробное коллективное обсуждение с анализом речевых ошибок. Для каждого адвоката и прокурора, должен быть выбран судья, который будет регулировать процесс спора и подводить итоги по делу. Все остальные - присяжные заседатели. Они тоже имеют право высказывать свое мнение и исправлять ошибки (речевые или фактические), допущенные ораторами. Выступающий должен отстоять свою точку зрения, склонить других к ее принятию, убедить в виновности или невиновности конкретного человека, либо высказать все «за» и «против» какого-либо понятия.

На втором этапе исследования изучался уровень сформированности профессионально-ориентированных коммуникативных компетенций курсантов. Для оценки личностно-мотивационного критерия профессиональной коммуникативной компетенции курсантам было предложено написать эссе «Нужны ли элементарная орфографическая и пунктуационная грамотность и культура речи в моей профессиональной деятельности?».

Для оценки уровня сформированности деятельностно-рефлексивного критерия профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции курсантам была предложена разработка проекта «Экскурсия по подразделению исправительного учреждения». Для этого во время прохождения учебной практики курсантам было предложено провести экскурсию по подразделению исправительного учреждения, в котором они проходят практику: отдел охраны / управление по конвоированию / отдел безопасности (режима), кинологическое отделение). В качестве экскурсантов могут выступать курсанты, прибывшие в данное

исправительное учреждение с

ознакомительной целью в рамках изучения профильной учебной дисциплины.

В ходе экскурсии курсантом должны быть освещены следующие вопросы: структура отдела, выполняемые задачи, функциональные обязанности сотрудников, штатная структура и т.д. Для проведения экскурсии курсанту необходимо составить план и подготовить подробный конспект.

Для оценки уровня сформированности когнитивного критерия профессионально-ориентированной и профессионально-специализированной коммуникативной компетенции курсантам было предложено выполнение компетентностно-ориентиро-ванного теста, который включал в себя следующие задания:

1) позволяющие курсантам продемонстрировать знание основ современной речевой коммуникации, основных критериев хорошей речи, особенностей, видов и стилей общения; владение приемами поведения в конфликтных ситуациях, основами мастерства публичного выступления, аргументации, анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии, деловым общением;

2) предполагающие включение курсанта в различные коммуникативные ситуации, приближенные к профессиональной деятельности.

Данные задания предполагали разный уровень сложности и включали в себя закрытые (одиночного и множественного выбора, соотнесения вариантов,

определения последовательности) и открытые вопросы.

На третьем этапе исследования изучался уровень сформированности профессионально-специализированных коммуникативных компетенций курсантов.

Для оценки уровня сформированности деятельностно-рефлексивного критерия профессионально-специализированной коммуникативной компетенции курсантам была предложена ролевая игра «Сотрудник отдела охраны (конвоирования) / отдела безопасности (режима) / кинологического

Никитина Т.В. Оценка эффективности внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России//Научный результат. Педагогика и психология

образования. Т. 4, №4:3-19

отделения (группы)» (в зависимости от профиля подготовки), которая была организована в ходе изучения специальных дисциплин. Остановимся подробнее на описании ролей и их функций.

Профиль подготовки «Организация охраны и конвоирования в УИС»

При изучении дисциплины «Организация охраны» в рамках ролевой игры курсанты по очереди проигрывают следующие роли:

- Начальник караула, которому необходимо выполнить следующие действия: поставить задачу караульным перед заступлением на пост; оценить сотрудников караула по результатам несения службы.

- Инспектора отдела охраны, которому необходимо выполнить следующие действия: подготовить и оформить планирующую и отчетную служебную документацию отдела охраны; оформить решение начальника учреждения по организации охраны на квартал, заместителя начальника учреждения по охране на месяц и на сутки; провести инструктаж и инструктивное занятие с личным составом перед заступлением на службу; организовать и провести занятие с личным составом отдела в системе служебно-боевой подготовки; проверить службу караула; организовать и провести воспитательные мероприятия с сотрудниками отдела охраны; провести служебное и оперативное совещание, учебно-методические сборы.

При изучении дисциплины «Организация конвоирования» курсанты, участвуя в ролевых играх, выполняют обязанности:

- Начальника караула отделения по конвоированию отдела по конвоированию, которому необходимо выполнить следующие действия: поставить задачи караульным перед заступлением на посты в составе караула по конвоированию; оценить сотрудников караула по результатам несения службы.

- Инспектор отдела организации службы конвоирования управления по

конвоированию, которому необходимо выполнить следующие действия:

подготовить и оформить планирующую и отчетную служебную документацию отдела по конвоированию; подготовить суточный приказ по конвоированию; провести инструктаж и инструктивное занятие с личным составом; организовать и провести занятие с личным составом отдела в системе служебно-боевой подготовки; проверить служебную деятельность караула по конвоированию; организовать и провести мероприятие по воспитательной работе с личным составом отдела; провести служебное и оперативное совещание, учебно-методические сборы.

Профиль подготовки «Организация режима в УИС»

При изучении специальных дисциплин «Правовое регулирование и организация режима», «Правовое регулирование и организация надзора» в рамках ролевой игры курсанты по очереди проигрывают следующие роли:

- Дежурный помощник начальника колонии / дежурный помощник начальника следственного изолятора / дежурный помощник начальника тюрьмы, которым необходимо выполнить следующие действия: поставить задачи личному составу перед заступлением на службу; осуществить объектовый надзор; осуществить руководство действиями при происшествиях; провести инструктаж и инструктивное занятие с личным составом; организовать и провести мероприятие по воспитательной работе с личным составом отдела.

- Инспектор отдела безопасности (режима), которому необходимо выполнить следующие действия: организовать службу дежурной (дневной) смены; подготовить и оформить служебную документацию дежурной смены; осуществить делопроизводство отдела безопасности (отдела режима) с учетом режима секретности на основании требований нормативных документов; составить план работы отдела безопасности (режима) исправительного учреждения

Никитина Т.В. Оценка эффективности внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России// Научный результат. Педагогика и психология

образования. Т. 4, №4: 3-19

L

Никитина Т.В. Оценка эффективности внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России// Научный результат. Педагогика и психология

образования. Т. 4, №4: 3-19

(следственного изолятора); подготовить и оформить планирующую и отчетную служебную документацию отдела безопасности (режима); спланировать деятельность по обеспечению надзора; осуществить руководство личным составом отдела безопасности (режима); организовать выполнение личным составом отдела безопасности (режима) поставленных задач; провести инструктаж и инструктивное занятие с личным составом; организовать и провести занятие в системе служебно-боевой подготовки с инспекторами, младшими инспекторами отдела

безопасности (режима); организовать и провести мероприятие по воспитательной работе с личным составом отдела; провести служебное и оперативное совещание, учебно-методические сборы.

Профиль подготовки «Кинология» При изучении дисциплины «Организация кинологической деятельности ФСИН России», в рамках ролевой игры курсанты по очереди проигрывают роль начальника кинологического отделения отдела охраны, которому необходимо выполнить следующие действия: подготовить и оформить планирующую и отчетную документацию кинологического подразделения отдела охраны; организовать руководство личным составом кинологического подразделения; провести занятие со специалистами-кинологами в системе служебно-боевой и специальной подготовки; организовать и провести мероприятие по воспитательной работе с личным составом кинологического подразделения; провести служебное и опе-

Таблица 5

Эмпирическое значение критерия Хи-квадрат для профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России после педагогического эксперимента

Table 5

Empirical value of x2 criterion for professional communicative competence of cadets of the institutes of the Federal Penitentiary Service after the pedagogical experiment

ративное совещание, учебно-методические сборы.

Кроме того, для оценки уровня сфор-мированности деятельностно-рефлексив-ного критерия (письменной) профессионально-специализированной коммуникативной компетенции (в зависимости от профиля подготовки) курсантами предоставляются следующие документы, оформленные во время преддипломной практики: планы-конспекты проведения занятий по служебной подготовке; планы проведения инструктивных занятий; планы подведения итогов несения службы; копии служебных документов, подготовленных и оформленных курсантами во время прохождения практики.

Для оценки уровня сформированности деятельностно-рефлексивного критерия (устной) профессионально-специализированной коммуникативной компетенции (в зависимости от профиля подготовки) на одно из занятий по служебной подготовке, на одно из инструктивных занятий и одно из подведений итогов несения службы, которые проводит курсант-практикант во время преддипломной практики,

приглашается преподаватель-филолог (либо занятие записывается на видео и сдается на кафедру гуманитарных и социально-экономических дисциплин института).

Достоверность совпадений или различий статистических характеристик ЭГ и КГ после педагогического эксперимента проверена с помощью критерия Хи-квадрат (см. табл. 5).

Период формирования Составляющие ПКК Критерий x2

Л-М К Д-Р

По результатам самооценки

Первый БКК 27,46 20,77 32,65

Второй ПОКК 13,66 7,88 12,78

Никитина Т.В. Оценка эффективности внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России// Научный результат. Педагогика и психология

образования. Т. 4, №4: 3-19

Третий ПСКК 30,45

Итого: 19,15 13,15 22,97

По результатам КИМов

Первый БКК 18,22 19,6 28,83

Второй ПОКК 16,9 19,46

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третий ПСКК-1 29,52

ПСКК-2 41,86

ПСКК-3 33,23

Итого: 18,22 17,76 29,37

Полученные данные отразим на диаграмме (рис. 4):

Рис. 4. Хи-квадрат для профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов

ФСИН России после эксперимента Fig. 4. х2 for professional communicative competence of cadets of the institutes of the Federal Penitentiary Service after experiment

Из табл. 4 и рис. 4, видно, что характеристики сравниваемых выборок превосходят критическое значение критерия Пирсона (Х2эмпир> Х2крит), что свидетельствует о наличии статистических различий и доказывает влияние изучаемого воздействия на образовательный процесс в ЭГ.

Анализ данных, полученных по результатам самооценки и в ходе выполнения курсантами КИМов, подтвердил, что применение разработанной методической системы обеспечивает объективное и достоверное оценивание уровня сформированности профессиональ-

ной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России.

До внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции распределение курсантов КГ и ЭГ по уровням было одинаковым (т.е. статистических различий в выборках не было выявлено), а после проведения педагогического эксперимента распределение испытуемых стало различным, т.е. появились статистические различия, следует признать доказанность влияния изучаемого воздействия на образовательный процесс в ЭГ курсантов.

Сравним полученное эмпирическое значение с критическим, которое приведено в таблице критических точек распределения Пирсона (хи-квадрат). Из этой таблицы для i=2 и уровня значимости 0,05 критическое значение составляет 5,99, а для уровня значимости 0,01 оно равно 9,21.

В нашем случае и для того, и для другого уровня значимости х2эмп> X крит, поэтому можно сделать вывод о наличии статистических различий в выборках, т.е. нулевая гипотеза отклоняется, а альтернативная принимается (с вероятностью 99%). Коэффициент корреляции Пирсона соответствует коэффициенту надежности.

Для обеспечения полного доказательства валидности произведем конвергентную валидизацию (Гессман, Шеронов, 2013: 2031). Для измерения уровня сформированно-сти профессиональной коммуникативной компетенции курсантов мы использовали несколько методик. Сравнив полученные результаты, мы можем говорить о конструк-тной валидности, так как экспериментальные данные, полученные от разных методик, имеют высокую корреляцию.

Заключение. Результаты, полученные в ходе реализации методики измерения уровня профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России, в сравнении с результатами, полученными в ходе использования контрольно-измерительных материалов, дают полный охват исследуемой проблемы, позволяют целостно оценить уровень сформированности данной компетенции у курсантов и доказывают действенность внедрения модели формирования профессиональной коммуникативной

компетенции курсантов вузов ФСИН России (Никитина, 2018: 134-138).

Список литературы

Гессманн Х.В., Шеронов Е.А. Валидность психологического теста // Современная зарубежная психология. 2013. № 4. С. 20-31.

Гиренок Г.А. Формирование

коммуникативной компетенции будущих сотрудников УИС в высшей профессиональной

школе: Дисс. ... канд. пед. наук. Самара, 2013. 198 с.

Кашицын А.С., Еремин С.В. Методы статистической обработки результатов педагогического эксперимента. Шуя: ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012. 43 с.

Климова О.В. Формирование

профессиональной коммуникативной

компетенции у студентов юридических специальностей в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин: Дисс. . канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 166 с.

Кукарцева Т.А. Формирование

профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов военно-экономического профиля в иноязычном образовательном процессе: Дисс. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2011. 206 с.

Никитина Т.В. Модель формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний России // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 1 (18). С. 134-138.

Никитина Т.В. Профессиональная коммуникативная компетенция курсантов вузов ФСИН России: структура и содержательное наполнение // Гуманитарно-педагогическое образование. 2018. Т. 4. № 1. С. 111-117.

Никитина Т.В. Формирование

профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2017. № 3 (39). С. 134-138.

Полонский В.М. Научный результат: структура и способы описания // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016. Т. 2. № 4. С. 23-28.

Тюменева Н.П. Формирование

коммуникативных способностей курсантов и слушателей вузов ФСИН России при изучении русского языка и культуры речи: Дисс. . канд. пед. наук. Рязань, 2007. 184 с.

Biryukova M.V. Development of communicative and technological competencies of students within programs of short-term mobility // Research result: Pedagogy and psychology of education. 2017. Vol. 3. № 3. Р. 3-9.

Brumfit Ch. Communicative Methodology in language teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 1984. 154 p.

Никитина Т.В. Оценка эффективности внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России// Научный результат. Педагогика и психология

образования. Т. 4, №4: 3-19

Littlewood W. Communicative Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.90 p.

Ryan S.B. Overcoming Common Problems Related to Communicative Methodology. The Internet TESL Journal. 2001. Vol. VII. № 11. URL: http://iteslj.org/Techniques/Ryan-Communicative.html (дата обращения: 15.09.2018).

Villiers S. Sharing Our Understanding of the "Communicative Method" // Иностранные языки в школе. 2000. № 3. С. 21-23.

Watson J.R. Language and Culture Training: Separate Paths? // Military Review. English Edition: Fort Leavenworth, KS: Combined Arms Center, 2010. №2. P.56-61.

References

Gessmann, H.-W., Sheronov, E.A. (2018), "Psychological Test Validity", Modern foreign psychology, 4, 20-31.

Girenok, G.A. (2013), Formation of communicative competence of the future employees of the penal correction system in the higher vocational school, Abstract of Ph.D. dissertation, Samara, Russia.

Kashitsyn, A.S. and Eremin, S.V (2012), Metody statisticheskoi obrabotki rezul'tatov peda-gogicheskogo eksperimenta [Methods of statistical processing of pedagogical experiment results], Shuya, Russia.

Klimova, O.V. (2009), Formation of professional communicative competence of students of legal specialties in the process of studying psychological and pedagogical disciplines, Abstract of Ph.D. dissertation, Chelyabinsk, Russia.

Kukartseva, T.A. (2011), Formation of professional and communicative competence of future specialists of the military-economic profile in the foreign language educational process, Abstract of Ph.D. dissertation, Vladivostok, Russia.

Nikitina, T V. (2018), "The model of formation of professional communicative competence of cadets at the institutes of the Federal Penitentiary Service of Russia", Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian research. 1 (18), 134-138.

Nikitina, T V. (2018), "Professional Communicative Competence of Cadets of the institutes of the Federal Penitentiary Service: Structure and Content", Humanitarian and pedagogical education. 1, 111-117.

Nikitina, T.V. (2017), "The formation of professional communicative competence of cadets at

the institutes of the Federal Penitentiary Service of Russia" Humanities, 3 (39), 134-138.

Polonskiy, V.M. (2016), "Research result: the structure description and methods", Research result: Pedagogy and psychology of education, 2 (4), 23-28.

Tyumeneva, N.P. (2007), The formation of communicative abilities of cadets and listeners of higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service in studying the Russian language and speech culture, Abstract of Ph.D. dissertation, Ryazan, Russia.

Biryukova, M.V. (2017), "Development of communicative and technological competencies of students within programs of short-term mobility", Research result: Pedagogy and psychology of education, 3 (3), 3-9.

Brumfit, Ch. (1984), Communicative Methodology in language teaching, Cambridge University Press, Cambridge, UK.

Littlewood, W. (1994), Communicative Language Teaching, Cambridge University Press, Cambridge, UK.

Ryan, S.B. (2001), "Overcoming Common Problems Related to Communicative Methodology", The Internet TESL Journal, VII (11), available at: http://iteslj .org/Techniques/Ryan-

Communicative.html. (Accessed 15 September 2018).

Villiers, S. (2000), "Sharing Our Understanding of the Communicative Method", Foreign languages at school, 3, 21-23.

Watson, J.R. (2010), "Language and Culture Training: Separate Paths?", Military Review. English Edition, 2, 56-61.

Информация о конфликте интересов:

автор не имеет конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the author has no conflict of interests to declare.

Никитина Татьяна Васильевна, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России» (614012, Россия, Пермь, ул. Карпинского, 125), кандидат педагогических наук, доцент, tanya.perm@mail.ru

Tatуana V. Nikitina, Assistant Professor of the Chair of the Humanities, Social and Economic Disciplines Perm Institute of the Federal Penal Service (125 Karpinsky Str., Perm, 614012, Russia), Candidate of Pedagogic Sciences, Docent, tan-ya.perm@mail.ru

Никитина Т.В. Оценка эффективности внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России//Научный результат. Педагогика и психология

образования. Т. 4, №4:3-19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.