Научная статья на тему 'Отражение специфики профессиональной деятельности сотрудников уголовно- исполнительной системы в модели подготовки бакалавра кинологического профиля'

Отражение специфики профессиональной деятельности сотрудников уголовно- исполнительной системы в модели подготовки бакалавра кинологического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
691
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL AND SPECIALIZED COMPETENCE / PENAL OFFICERS / KINOLOGY / PENAL SYSTEM / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / КИНОЛОГИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Татьяна Васильевна, Никитин Петр Игоревич

Рассматривается проблема формирования профессионально-специализированных компетенций у сотрудников уголовно-исполнительной системы. Цель доказать, что в свете реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) и перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования необходимо учитывать специфику деятельности сотрудников УИС при формировании профессионально-специализированных компетенций курсантов. Проанализированы материалы Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения (бакалавриат) и учебные планы Пермского института Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации на предмет формирования и развития профессионально-специализированных компетенций курсантов-кинологов и предложены пути формирования данных компетенций. Проведен анализ специфики психологических особенностей личности сотрудников УИС и их профессиональной деятельности. Разработана модель подготовки выпускника-бакалавра кинологического профиля с учетом специфики деятельности сотрудников кинологических подразделений отделов охраны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Татьяна Васильевна, Никитин Петр Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF PENAL OFFICERS IN THE MODEL OF TRAINING BACHELORS OF THE DOG HANDLING PROFILE

The article deals with the problem of shaping professional and specialized competence of penal officers. The aim of the research is to prove that in the light of the reform of the penal system and the transition to the new federal state educational standards of higher education it is necessary to consider the specifics of the penitentiary system employees’ activities in the formation of professional and specialized competences of students. The author analyzes the Federal State Standard on Higher Professional Education of the third generation and the curricula of Perm Institute of the Federal Penal Service in search of means of shaping these professional and specialized competences. The article suggests the ways of formation of professional and specialized competences. The author analyses characteristics of the personality of penal officers, their professional activity. The author develops the model of training of the bachelors of the dog handling profile of preparation of the cadets of Perm Institute of the Federal Penal Service.

Текст научной работы на тему «Отражение специфики профессиональной деятельности сотрудников уголовно- исполнительной системы в модели подготовки бакалавра кинологического профиля»

УДК 372.881.161.1

Т. В. Никитина, П. И. Никитин

ОТРАЖЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА КИНОЛОГИЧЕСКОГО

ПРОФИЛЯ

Рассматривается проблема формирования профессионально-специализированных компетенций у сотрудников уголовно-исполнительной системы. Цель - доказать, что в свете реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) и перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования необходимо учитывать специфику деятельности сотрудников УИС при формировании профессионально-специализированных компетенций курсантов. Проанализированы материалы Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения (бакалавриат) и учебные планы Пермского института Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации на предмет формирования и развития профессионально-специализированных компетенций курсантов-кинологов и предложены пути формирования данных компетенций. Проведен анализ специфики психологических особенностей личности сотрудников УИС и их профессиональной деятельности. Разработана модель подготовки выпускника-бакалавра кинологического профиля с учетом специфики деятельности сотрудников кинологических подразделений отделов охраны.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессионально-специализированная компетенция, сотрудник уголовно-исполнительной системы, кинология, уголовно-исполнительная система.

Особенности служебной деятельности профессионального сообщества сотрудников правоохранительной, правоприменительной и уголовно-исполнительной систем связаны с изменениями в пенитенциарной политике государства. Смена политических и социально-общественных приоритетов с репрессивного типа отношения к осужденному на тип ресоциализирующего воздействия на его личность приводит к тому, что меняется содержание деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). Это, в свою очередь, не может не повлечь изменения социальных норм, ценностей, установок, потребностей, что связано с формированием нового типа пенитенциарной политики и требует от сотрудников УИС вхождения в более тесный личностный контакт с субъектами, преступившими закон, для достижения воспитательного воздействия [1, с. 5].

Общим вопросам профессиональной подготовки сотрудников УИС посвящены работы И. В. Био-чинского, А. В. Буданова, М. Г. Дебольского, В. Я. Кикоть, А. А. Кобозева, С. Х. Шамсунова и др., вопросам подготовки кинологов - А. А. Во-тинова, П. С. Осипова.

Деятельность сотрудника УИС связана с выполнением служебных обязанностей, которые зафиксированы в существующих нормативных документах Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН) России.

Работа в УИС - это вид государственной службы. Особый характер обязанностей, выполняемых сотрудником, предопределяет специфику подготовки и подбора кадров.

Государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте:

успешно осуществлять функцию воплощения в обществе государственной воли возможно, только учитывая моральные основы этой воли, общественные требования к исполнителям данной функции.

Реформирование УИС обусловило новые требования к высшей школе, подготовке будущих офицеров. В связи с этим возникла необходимость изменения подхода к отбору содержания профессионального образования, к методам и средствам обучения и воспитания в высших учебных заведениях ФСИН. От выпускников вузов требуется быть профессионально и социально компетентными, в своей повседневной жизни руководствоваться моральными ценностями, чувством долга, честью и достоинством, быть дисциплинированным и ответственным.

Высокая морально-психологическая и физическая напряженность труда сотрудников связана с риском для их жизни и здоровья. Сотрудникам УИС часто приходится иметь дело не с лучшими сторонами общественной жизни, что отражается на моральном облике сотрудника. Важную роль в формировании личности сотрудника играют четкое распределение обязанностей, закрепленное в приказах и инструкциях, субординация, единоначалие, наложение взысканий за дисциплинарные проступки.

Формирование и развитие личности профессионала являются одной из основных задач современного общества. Важную роль при этом играет образовательная среда, так как на данном этапе профессионального становления происходит усвоение необходимых знаний, умений и способов действия, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.

Деятельность сотрудников, обеспечивающих исполнение уголовных наказаний, обусловлена сложной организационной структурой, условиями труда, необходимостью постоянного взаимодействия с осужденными [2, с. 4].

Всех сотрудников пенитенциарных учреждений можно разделить на две группы:

1) сотрудники, имеющие непосредственный контакт с осужденными (сотрудники оперативной, психологической и медицинской служб, отделов режима и безопасности);

2) сотрудники, имеющие опосредованный контакт с осужденными (сотрудники отдела охраны, в том числе специалисты кинологической службы, инженерно-технического обеспечения связи и вооружения, тылового обеспечения, отдела специального учета, бухгалтерии, отдела кадров и по работе с личным составом).

Осужденные являются объектом деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений, что необходимо учитывать персоналу в своих действиях и поступках.

Таким образом, для профессиональной служебной деятельности сотрудников УИС характерна необходимость действовать в весьма сложных, экстремальных ситуациях. При этом результат выполнения профессиональных задач обеспечивается высоким уровнем сформированности профессионально важных умений и навыков, определенных физических и психических качеств, адаптации к специфике профессиональной деятельности, высоким уровнем профессиональной работоспособности. Сказанное в полной мере касается и подготовки кинологов.

Однако, как показывает анализ практики ФСИН России, сотрудники подразделений часто не могут эффективно выполнять служебные обязанности (охрана, конвоирование, розыск и т. д.) по причине недостаточного уровня профессиональной подготовки. Следовательно, существует проблема подготовки специалистов-кинологов в условиях ведомственного профессионального образования.

В связи с этим сотрудник УИС вообще и кинологического подразделения в частности должен иметь образование и специальную профессиональную подготовку, соответствующую занимаемой должности, а также высокий уровень общего развития и культуры и широкий кругозор.

Современные требования, предъявляемые к специалистам ФСИН России, включают в себя организацию процесса подготовки будущих специалистов на этапе обучения в ведомственных образовательных учреждениях ФСИН России. В связи с этим в квалификационных требованиях к сотрудникам УИС сказано, что «... профессиональная деятельность сотрудников ФСИН России, ее качест-

во и безопасность в значительной степени определяются готовностью конкретных субъектов к обучению и созданию условий для успешного усвоения совокупности специальных знаний, умений и навыков» [3, с. 12].

Одним из условий эффективного формирования профессионального самовосприятия будущих специалистов ФСИН России является их общение с опытными сотрудниками УИС и преподавателями специальных дисциплин. Наиболее активно формирование профессионального самовосприятия происходит во время учебных практик и стажировок, где сначала формируется представление о себе как субъекте квазипрофессиональной деятельности, а затем и профессиональной деятельности. Однако, как отмечает Т. Л. Миронова, полноценное формирование профессионального самосознания происходит лишь в процессе ответственного участия субъекта в профессиональной деятельности, которая и становится основной детер-минантой профессионального становления личности.

Деятельность профессорско-преподавательского состава должна также осуществляться путем проведения таких мероприятий, как курсантские научно-практические конференции, проблемные семинары и круглые столы с привлечением опытных сотрудников учреждений и органов ФСИН России. При этом совместное обсуждение коммуникативных проблем в деятельности сотрудников УИС, с одной стороны, позволит определить качество получаемых курсантами знаний (прочность, глубину, системность), а с другой стороны, появится возможность обсуждать реальные ситуации, с которыми сталкиваются практические работники УИС, и почувствовать себя в роли действующих сотрудников.

В Пермском институте ФСИН России специфика деятельности сотрудников кинологических подразделений отдела охраны обеспечивается процессом подготовки бакалавров в рамках реализации модели формирования профессионально-специализированных компетенций (см. схему 1).

В данной модели предусмотрено поэтапное формирование у обучаемых необходимых профессионально-специализированных компетенций, которыми должны обладать сотрудники кинологических отделений.

В компетентностной модели специалиста цели образования формулируются в виде интегрированных требований к результату образовательного процесса [4, с. 178].

В результате освоения основной образовательной программы у курсантов при изучении профессиональных дисциплин на первом этапе обучения формируются профессионально-специализирован-

Профессиональные компетенции

Способность выполнять обязанности вожатого караульных собак и приготовителя корма

Профессиональные критерии

Знать:

правовые основы организации охраны учреждений УИС; основы караульной службы; порядок и условия применения и использования оружия, физической силы и специальных средств сотрудниками УИС; обязанности вожатого караульных собак и приготовителя корма. Уметь:

законно применять оружие, физическую силу, специальные средства при

выполнении служебных обязанностей.

Обладать:

практическими навыками выполнения обязанностей вожатого караульных собак при применении и использовании оружия, специальных средств, физической силы

Второй модуль

Профессиональные компетенции

Профессиональные критерии

Знать:

методики и техники дрессировки собак; тактические приемы применения собак в служебной деятельности в роли помощника начальника караула по кинологической службе и специалиста-кинолога досмотровой группы. Уметь:

выполнять действия помощника начальника караула по кинологической службе при побеге осужденного, подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений, специалиста-кинолога досмотровой группы. Обладать:

практическими навыками выполнения обязанностей помощника качальника караула по кинологической службе по охране ИУ и их объектов, специалиста-кинолога досмотровой группы

Третий модуль

Профессиональные компетенции

Способность осуществлять руководство кинологическим отделением отделов охраны учреждений УИС

Профессиональные критерии

Знать:

обязанности начальника кинологического отделения отдела охраны; обязанности специалистов кинологической службы территогиального органа ФСИН России; методику проведения занятий по специальной подготовке специалистов кинологической службы; организацию продовольственного, вещевого и ветеринарного обеспечения кинологических подразделений. Уметь:

вести планирующую и отчетную документацию отделения кинологической службы отдела охраны; организовывать дрессировку и тренировку служебных собак. Обладать:

практическими навыками по организации руководства личным составом кинологического отделения; навыками проведения занятий со специалистами-кинологами в системе служебной подготовки

Схема 1. Модель формирования профессионально-специализированных компетенций у курсантов Пермского института ФСИН России направления подготовки «Зоотехния», профиля подготовки «Кинология»

ные компетенции, которыми должны обладать сотрудники младшего начальствующего состава кинологических отделений: способность выполнять обязанности вожатого караульных собак и приго-товителя кормов. Далее на втором и третьем этапах обучения у курсантов формируются и закрепляются профессионально-специализированные компетенции, которыми должны обладать сотрудники младшего и среднего начальствующего состава ки-

нологических отделений: способность выполнять обязанности помощника начальника караула по кинологической службе по охране исправительных учреждений и их объектов; специалиста-кинолога досмотровой группы; способность осуществлять руководство кинологическим отделением отделов охраны учреждений УИС.

Степень освоения необходимых профессиональных критериев проверяется у курсантов после

изучения каждого модуля с помощью предусмотренных оценочных средств.

На каждом этапе формирования профессионально-специализированных компетенций курсанты при изучении дисциплин специализации «Дрессировка и тренировка собак», «Методика обучения кинологов», «Тактика применения собак в служебной деятельности ФСИН России», «Организация кинологической деятельности ФСИН России», «Организация охраны и конвоирования в УИС» и др. осваивают модуль профессиональных критериев, получая необходимые знания и овладевая практическими умениями и навыками [5].

Закрепление профессиональных компетенций осуществляется при отработке мероприятий программ учебной и внеучебной практик в кинологических подразделениях отдела охраны. В процессе прохождения практик курсанты заступают на службу на начальном этапе в качестве вожатого караульных собак и приготовителя кормов. На втором этапе - дублерами помощника начальника караула по кинологической службе по охране исправительных учреждений и их объектов, дублерами специалиста-кинолога досмотровой группы. На третьем - дублерами начальника кинологических отделений.

В программах практик для каждого курсанта разработан план-задание, согласно которому они самостоятельно (под контролем начальника караула и начальника кинологического отделения) выполняют запланированные мероприятия:

- изучают должностные инструкции специалистов кинологической службы и нормативные акты, регламентирующие работу отдела охраны учре-

1. 2.

3.

4.

5.

Никитина Т. В., кандидат педагогических наук, доцент. Пермский институт ФСИН России. Ул. Карпинского, 125, Россия, Пермь, 614000 E-mail: tanya.perm@mail.ru

ждения (кинологического отделения в составе управления по конвоированию);

- изучают план охраны объекта (объектов) исправительного учреждения, органа УИС и служебную документацию караула, наряжаемого для его охраны;

- принимают участие в проведении занятий по специальной подготовке со специалистами-кинологами;

- принимают участие в проведении выводки служебных собак;

- изучают должностную инструкцию и общие обязанности начальника кинологического отделения (службы), в том числе при чрезвычайных обстоятельствах;

- изучают перечень нормативных актов и документов, регламентирующих кинологическую деятельность в учреждениях ФСИН России;

- изучают инженерно-техническое обеспечение службы караулов по охране объектов.

Каждый курсант оценивается наставником из числа офицеров отдела охраны по выполнению мероприятий практики. Данные оценки учитываются при защите курсантами выполненных мероприятий практик и показывают степень освоения ими профессиональных компетенций.

Выпускник Пермского института ФСИН России в результате освоения всех модулей модели формирования профессионально-специализированных компетенций по профилю подготовки «Кинология» будет обладать профессиональными компетенциями, которые позволят профессионально выполнять служебные обязанности на должностях среднего и старшего начальствующего состава кинологических подразделений.

Список литературы

Меньшакова Н. Н., Никитина Т. В. Речь сотрудников подразделений охраны и конвоирования (русско-английский словарь-разговорник): учебное пособие. Пермь: ФКОУ ВПО «Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний», 2012. 54 с. Кусакина Е. А. Развитие профессиональных компетентностей и профессионального саморазвития сотрудников УИИ: метод. рекомендации. Пермь: ФКОУ ВПО «Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний», 2010. 57 с.

Барановский Н. Н., Демин В. М. Квалификационные требования к сотрудникам основных служб уголовно-исполнительной системы: метод. рекомендации. М., 2006. С. 47.

Алексеева Е. О., Катаев С. Г. Компетентностная модель выпускника физической специальности педагогического вуза // Вестн. Томского гос. ун-та (TSPU Bulletin), 2014. Вып. 11 (152). С. 178-181.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 111100 «Зоотехния» (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 января 2010 г. № 73. Приложение [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/197691 (дата обращения: 23.06.2015).

Никитин П. И., инспектор отдела охраны.

ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю.

Ул. Соликамская, 246, Россия, Пермь, 614000. E-mail: pit3113@mail.ru

Материал поступил в редакцию 23.09.2015.

T. V. Nikitina, P. I. Nikitin

THE SPECIFICS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF PENAL OFFICERS IN THE MODEL OF TRAINING BACHELORS OF THE

DOG HANDLING PROFILE

The article deals with the problem of shaping professional and specialized competence of penal officers. The aim of the research is to prove that in the light of the reform of the penal system and the transition to the new federal state educational standards of higher education it is necessary to consider the specifics of the penitentiary system employees' activities in the formation of professional and specialized competences of students. The author analyzes the Federal State Standard on Higher Professional Education of the third generation and the curricula of Perm Institute of the Federal Penal Service in search of means of shaping these professional and specialized competences. The article suggests the ways of formation of professional and specialized competences. The author analyses characteristics of the personality of penal officers, their professional activity. The author develops the model of training of the bachelors of the dog handling profile of preparation of the cadets of Perm Institute of the Federal Penal Service.

Key words: competence approach, professional and specialized competence, penal officers, kinology, penal system.

References

1. Menshakova N. N., Nikitina T. V. Rech'sotrudnikovpodrazdeleniy okhrany ikonvoirovaniya (russko-angliyskiy slovar'-razgovornik) [The speech of the guard and escort (Russian-English dictionary-phrasebook)]. Perm, FKOU VPO "Perm'skiy institute Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy" Publ., 2012. 54 p. (In Russian).

2. Kusakina E. A. Razvitiye professional'nykh kompetentnostey i professional'nogo samorazvitiya sotrudnikov UII: metod. rekomendatsii [Development of professional competencies and professional self-development of penal officers: method. recommendations]. Perm, FKOU VPO "Perm'skiy institute Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy" Publ., 2010. 57 p. (In Russian)

3. Baranovskiy N. N., Demin V. M. Kvalifikatsionnye trebovaniya k sotrudnikam osnovnykh sluzhb ugolovno-ispolnitel'noy sistemy: metod. rekomendatsii [Qualification requirements to employees of the basic services of the correctional system: method. recommendations]. Moscow, 2006. P. 47 (In Russian).

4. Alekseeva E. O., Kataev S. G. Kompetentnostnaya model' vypusknika fizicheskoy spetsial'nosti pedagogicheskogo vuza [Competence-based model of a pedagogical university graduate of physics speciality]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no. 11 (152), pp. 178-181 (In Russian).

5. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovateTnyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 111100 "Zootekhniya" (kvalifikatsiya (stepen')"bakalavrJ'). Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 25 yanvarya 2010 g. № 73. Prilozheniye [Federal state educational standard of Higher professional education in the field of training 111100 Zootechny (qualification (degree) "bachelor"). Approved by the Russian Federation Ministry of Education and Science on 25 January 2010 number 73. Appendix]. URL: http://base.garant.ru/197691/ (In Russian).

Nikitina T. V.

Perm Institute of the Federal Penal Service.

Ul. Karpinskogo, 125, Russia, Perm, 614000. E-mail: tanya.perm@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nikitin P. I.

Penal colony № 29 Federal Penal Service for Perm region.

Ul. Solikamskaya, 246, Russia, Perm, 614000 E-mail: pit3113@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.