УДК 316.4
Нор-Аревян Оксана Аведиковна
кандидат социологических наук, доцент,
доцент кафедры социальных технологий
Южного федерального университета
Oksana A. Nor Arevyan
PhD in Sociology, Associate Professor,
Associate Professor of Social Technologies Department of
Southern Federal University
Социальное партнерство в сфере трудоустройства студентов российских вузов: опыт регионального исследования1
Social partnership in the field of employment Russian students: experience of
regional research
Аннотация. В статье рассматриваются сущностные черты и направления социального партнерства в сфере трудоустройства студентов российских вузов. Анализируются итоги прикладных социологических исследований, отражающих современные реалии и тенденции развития социального партнерства на примере вузов Ростовской области.
Ключевые слова: социальное партнерство, студент, работодатель, рекрутинговые агентства, трудоустройство.
Ключевые слова: социальное партнерство, студент, работодатель, рекрутинговые агентства, трудоустройство.
Annotation. This article discusses the essential features and directions of social partnership in the field of Russian studentsЛ employment. It is analyzed the results of applied social research reflecting current realities and trends in the development of social partnership on the example of universities in Rostov region. Keywords: social partnership, students, employers, recruitment agencies, employment.
Трудоустройство выпускников после окончания обучения - важная составляющая работы любого вуза, а показатели трудоустройства являются одним из критериев эффективности работы образовательной организации. Институт социального партнерства является основным инструментом в сфере регулирования отношений по трудоустройству выпускников вузов и их успешной интеграции в социально-профессиональную структуру общества.
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научного исследования «Социальное партнерство в системе дополнительного профессионального образования: модели мотивации и кооперации», проект № 14-03-00236.
Актуальность социологического исследования социального партнерства в сфере трудоустройства студентов российских вузов определяется тем, что в формирующемся постиндустриальном информационном обществе студенческая молодежь и выпускники вузов являются стратегическим ресурсом социально-экономического развития, прежде всего, региона, для которого осуществляется профессиональная подготовка молодых специалистов. Региональный рынок труда является базовой площадкой для удовлетворения взаимных интересов всех социальных субъектов социального партнерства.
Несмотря на имеющийся массив научных работ в области исследования социального партнерства [1], данная проблема недостаточно изучена в социологической науке, что актуализирует комплексное исследование современного состояния и тенденций региональной системы социального партнерства в сфере трудоустройства студентов вузов.
Как отмечает И.А. Хоменко, социальное партнерство определяется как особый тип совместной деятельности, характеризующийся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования» [2, с.97].
Концептуальные основы социального партнерства глубоко исследованы в работах Л.В. Тарасенко, при изучении механизмов социального взаимодействия в сфере профессиональной социализации [3]. Основополагающим принципом социального партнерства выступает добровольность вступления во взаимодействие субъектов социального партнерства, эффективность которого будет обусловлена степенью доверия/неверия между этими субъектами.
Следует отметить множественность субъектов социального партнерства в сфере трудоустройства студенческой молодежи и многообразие направлений взаимодействия между ними. Это, прежде всего, сами студенты и выпускники, администрация вуза, в том числе вузовские центры карьеры или трудоустройства выпускников, и работодатели. Также в исследуемой сфере социального партнерства участвуют частные рекрутинговые агентства и органы студенческого самоуправления, осуществляющие деятельность по оказанию помощи в содействии трудоустройству. Государство разрабатывает программы социальной политики занятости молодежи и осуществляет контроль над развитием молодежного рынка труда.
Прикладные исследования разных лет свидетельствуют о том, что студенты всегда совмещали учебу с работой, преимущественно на старших курсах. Однако, мотивация вторичной занятости разнится. Так, если для студентов 70-80 гг. основным мотивом совмещения учебы с работой выступали дополнительный источник дохода, отработка практики, выполнение учебных работ или поиск будущего места трудоустройства, то у студентов в середине 1990-х гг. приоритеты выглядели иначе. На основе экспертных оценок преподавателей и администрации вузов, работодателей, сотрудников рекрутинговых агентств, основным мотивом к трудоустройству послужила, по словам В.И. Герчикова, необходимость «зарабатывать себе на жизнь и на образование», на втором месте - трудоустройство и карьера [4, с. 313]. По
результатам общероссийского исследования «Вторичная занятость студентов», проведенного в 2000 г в рамках программы «Разработка и реализация федерально-региональной политики в области образования» МО РФ по общероссийской выборке (N=1812) среди студентов 4 курсов 22 вузов РФ, было установлено, что трудовая занятость студентов - распространенное явление, «в среднем работают 39,1% студентов, еще 49,4% от общего числа студентов 4 курсов хотели бы работать, если бы им удалось найти работу» [5, с. 166]. Авторы исследования объясняют наличие занятости среди студентов воздействием таких факторов, как: социальный состав студентов (производная родительских семей), образовательный уровень родителей студентов, материальное обеспечение семей. Также в ходе исследования была выявлена зависимость между занятостью и успеваемостью студентов.
Наиболее популярной причиной, по которой студенты работают, является желание иметь свои деньги (67,5%) и необходимость обеспечивать себе средства существования (57,9%) [6, с. 324]. Как оказалось, желание лучше овладеть изучаемой профессией не является значимым мотивом при совмещении учебы с работой. Только каждый десятый стремился к самореализации (11,9%), примерно в два раза больше респондентов считали, что надо помогать родителям (19,8%), и почти в три раза больше ответивших хотели устанавливать нужные контакты и связи (29,7%) во время работы [6, с.324]. Произошедший в постсоветский период разрыв социальных связей между вузами и работодателями, отстраненность государства от выполнения задач по трудоустройству выпускников, квотированию рабочих мест для молодых специалистов, развал распределительной системы трудоустройства молодых специалистов привели к бесконтрольной самоорганизации развития и формирования молодежного рынка труда в регионах и актуализации проблем незанятости по специальности и молодежной безработицы в том числе.
Материалы региональных социологических исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время молодые специалисты по-прежнему не готовы к успешному решению проблем трудоустройства, профессионального развития и карьеры, осознание этого неизбежно патернализирует социальные ожидания выпускников. Так, практически каждый второй (47,8%) считает, что государство должно законодательно обязывать работодателей брать на работу выпускников вузов. Такого мнения придерживаются опрошенные эксперты в ходе социологического исследования портрета молодежи Ростовской области: «необходимо создать систему государственного регулирования трудоустройства молодежи, в рамках которой на законодательном уровне были бы закреплены права и обязанности сторон трудовых отношений (молодого специалиста и работодателя), позволяющие гарантировать успешное трудоустройство тем выпускникам, которые этого достойны» [7, с. 61-62].
Но система распределения, свойственная советскому периоду, давно не существует и, по словам Д.А. Медведева, «возврата к обязательному распределению быть не может» [8]. Молодежи все труднее найти себе работу, полностью соответствующую полученной специальности. Поэтому важным
социально-ориентированным направлением деятельности каждого вуза в целом и даже каждой выпускающей кафедры, в частности, должно явиться внедрение системы адаптации обучающихся к рынку труда посредством сотрудничества с работодателями.
В докладе Международной конференции труда в 2012 г. были отмечены две новые тенденции, характеризующие новый кризис занятости молодежи: увеличение числа «потерявших надежду» на трудоустройство молодых людей и повышение уровня безработицы среди выпускников высших учебных заведений. Термин «потеря надежд на трудоустройство» ассоциируется с молодыми людьми, которые не учатся и не работают, который также позволяет описать основные причины и последствия вытеснения из рынка труда и общества. В Докладе приводятся данные, свидетельствующие о росте чувства разочарования во многих странах, где растущая безработица побуждает некоторых молодых людей вообще отказаться от поисков работы, а высшее образование само по себе не рассматривается как конкурентоспособный критерий на рынке труда, гарантирующий трудоустройство выпускников после окончания вуза [9].
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ гарантирует обучающимся право на получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки (п. 28 ст. 34). Закрепленное в законе право реализуется посредством социального партнерства, субъектами которого выступают региональные органы исполнительной власти, частные рекрутинговые компаниями, работодатели, вузовские центры карьеры, которые участвуют в разработке и реализации программ содействия трудоустройству выпускников.
Направленность и результативность некоторых направлений социального партнерства в сфере трудоустройства студентов рассмотрим на материалах прикладных социологических исследований, проведенных автором в составе рабочей группы Социологического центра мониторинга, диагностики и прогнозирования социального развития ЮФУ в 2011-2013 гг.
Обратимся к анализу ответов респондентов о возможных перспективах трудоустройства молодых специалистов из числа выпускников вуза по результатам социологического исследования «Социализация и воспитание студенческой молодежи вузов РО», проведенного в 2011 г. автором в составе научного коллектива. В ходе исследования были опрошены 4029 студентов и 953 преподавателя 13 государственных и 3 негосударственных вузов, а также 406 работодателей.
Стратегия поведения студента на рынке труда во время и после окончания вуза во многом зависит от того профессионального уровня, которого студент достиг за время обучения в вузе. Так, анализ ответов студентов показывает что, половина связывает свою будущую карьеру с хорошей учебой, каждый пятый не видит этой связи, и почти четверть студентов затрудняются ответить однозначно. Таким образом, подтверждается гипотеза о
формировании тенденции взаимосвязи в представлениях студентов уровня образовательной и профессиональной подготовки и будущей трудовой деятельности. Примерно так же распределяются ответы о значении диплома о высшем образовании для достойного места в профессиональной сфере: уверены в этом 43,6% опрошенных студентов, треть сомневается, каждый пятый не согласен с этим утверждением.
Студенты всех типов вузов одинаково стабильно ориентируются на гарантированное трудоустройство и среднюю заработную плату, однако большую долю риска в решении проблемы занятости видят студенты вузов областного центра (22,2%) по сравнению со студентами вузов средних городов (21%) и вузов сельской местности (16,7%).
В ходе проведенного исследования удалось выявить формирующуюся благоприятную тенденцию, связанную с представлениями студентов о наличии взаимосвязи трудоустройства и профессиональной карьеры с хорошей учебой и получаемыми знаниями, а не только с наличием диплома о высшем образовании.
В то же время, по мере обучения в вузе возрастает прагматизм молодежи в отношении будущей профессии и, как следствие, больше разочарований и больше тревог относительно дальнейшего трудоустройства. Будущий социальный и профессиональный статус для многих оказывается неопределенным и не всегда непосредственно связанным с получаемой в вузе профессией, также становится более устойчивым представление о возможности стать безработным после окончания вуза.
Анализ перспектив трудоустройства выпускников вузов в оценках работодателей показал, что наиболее важными профессиональными качествами молодого специалиста работодатели указали уровень профессиональных знаний (61%), готовность учиться и переучиваться (56,5%), дисциплинированность, соблюдение трудовой дисциплины (51,1%), умение работать в коллективе (47,2%) и ответственность (43,2%). Каждый третий работодатель в перечне профессиональных качеств также указал инициативность (35,8%) и творческий подход к делу (33,3%).
При отборе молодого специалиста в первую очередь работодатели обращают внимание на наличие навыков, т.е. умение сделать что-либо, затем на умение ставить задачу и находить решение и на моральные качества молодых специалистов. При отборе молодого специалиста не менее важен и опыт работы, так считает каждый второй опрошенный работодатель.
Набор молодых специалистов на работу в компанию работодатели осуществляют в основном «через отбор самостоятельно обращающихся в компанию соискателей» (54%). Вместе с тем, работодателями высоко отмечена роль участия вуза в будущем трудоустройстве выпускников, 44,8% опрошенных указали на канал «связи с преподавателями вузов», 35,1% - «через ярмарки карьеры, организуемые вузами», 31,3% - «через организацию в вузах специальных компаний по привлечению молодых сотрудников». В целом, работодатели используют разнообразные каналы набора молодых специалистов, но предпочтение отдают отбору самостоятельно обратившихся
молодых специалистов, не прибегая к использованию таких каналов профессиональной мобильности, как личные контакты, связи, родственные отношения, рекомендации знакомых и т.д.
Большая часть работодателей (62,3%) отметила, что не проводят целевые кампании по набору выпускников, но примерно половина работодателей отметила, что у них существуют устойчивые связи с вузом или отдельными факультетами (48,3%), 42% опрошенных таких связей не имеют и каждый десятый респондент затруднился ответить на вопрос (9,5%). Взаимодействие с вузами и факультетами осуществляется в форме «шефства», регулярного найма выпускников, подписание соглашений о сотрудничестве и т.п.
В целом, при приеме на работу каждый второй работодатель отдает предпочтение какому-то конкретному вузу или факультету и примерно половина (46,1%) не имеют приоритетов при отборе молодых специалистов в организацию.
По мнению опрошенных работодателей, вузам необходимо проводить целенаправленный комплекс мероприятий в области формирования и повышения профессионального уровня молодых специалистов. Подавляющее большинство опрошенных (62,5%) полагает, что этому может способствовать расширение баз практик, проведение совместных мероприятий с работодателями, увеличение часов на практику; 14,6% респондентов ответили, что необходимо усиление и совершенствование подготовки по специальным дисциплинам и программному обеспечению; 12,3% указали на необходимость совершенствования материально-технической базы и применение инновационных технологий в образовательном процессе.
Неверие студенческой молодежи в гарантированность своего будущего трудоустройства является одной из побудительных основ к «плотному знакомству» с работодателями. Потребность попробовать себя, свои силы в будущей профессии, определиться с желаемым местом работы, узнать о своих возможностях на рынке труда как молодого специалиста становятся движущими причинами вторичной занятости у студенческой молодежи. Несмотря на то, что основной причиной все-таки остается материальная заинтересованность и даже потребность в источнике средств к существованию.
В последние десятилетия было проведено достаточно большое количество социологических исследований положения молодежи на рынке труда, ее включенности в структуру профессиональной занятости, рассматривались и вопросы совмещения учебы и работы, выявлялась мотивация и тенденции вторичной занятости.
В целях успешного решения проблем трудоустройства, профессионального развития и карьеры современная студенческая молодежь неизбежно вовлекается в сферу вторичной занятости. На протяжении последнего десятилетия число работающих студентов колеблется в пределах 40-45% [10, с.107]. Проблема вторичной занятости как объективная реальность в структуре профессионального становления и выбора траектории профессионального поведения студенческой молодежи уже была рассмотрена автором в ранних публикациях [11]. Отметим лишь, что вторичная занятость
студентов областных вузов выступает механизмом профессиональной социализации в целях получения больших возможностей последующего трудоустройства после окончания вуза.
Элементы внутривузовского социального партнерства в сфере трудоустройства студентов и выпускников присущи и деятельности органов студенческого самоуправления. Результаты регионального социологического исследования «Студенческое самоуправление как фактор подготовки современного специалиста» (опрошено 900 студентов, 350 преподавателей-экспертов и активистов студенческого самоуправления). Они отразили в целом высокую практическую значимость работы студенческого самоуправления в направлении содействия трудоустройству студентов и выпускников вуза. Объективно, что органы студенческого самоуправления делают акцент на первокурсниках, направляя их в дальнейшем по уже известному маршруту взаимодействия с работодателями по вопросам прохождения производственных и научно-исследовательских практик, а также по вопросам возможного летнего трудоустройства. Предполагается, что с каждым курсом студенты, получив опыт, будут и сами двигателем для студентов младших курсов по вопросам организации практического обучения и трудоустройства. Однако, такая работа органов самоуправления оценивается студентами все менее и менее эффективно, вплоть до того, что к четвертому курсу четверть респондентов (25,6%) указали на полную неэффективность работы по вопросам трудоустройства. К пятому курсу студенты снова отмечают значимость проводимой работы органами самоуправления, что может проявляться в активной деятельности вузовских центров трудоустройства с привлечением студентов, как младших, так и старших курсов, но все эти мероприятия, безусловно, уже направлены на старшекурсников - будущих выпускников в целях оказать им содействие в будущем трудоустройстве.
Осуществляемые в рамках этой работы разнообразные проекты карьерной направленности (дни карьеры, ярмарки вакансий и др.) с участием активистов студенческого самоуправления оценены достаточно высоко. Так, 36,4% респондентов указали на их регулярность, и каждый третий опрошенный отметил, что такие мероприятия проводятся редко с участием органов студенческого самоуправления, они организовываются, но без участия органов СМУ (7,4%) и пятая часть опрошенных затруднилась ответить на вопрос (20,4%).
На вопрос «Какова модель взаимодействия работодателей и органов студенческого самоуправления в Вашем вузе?» ответы распределились следующим образом: 24,3% указали, что «есть работодатели, сотрудничающие с органами студенческого самоуправления на постоянной основе»; каждый пятый (20,5%) отметил, что «есть работодатели, сотрудничающие с органами студенческого самоуправления на сезонной основе»; десятая доля опрошенных (9,9%) отметила, что «в нашем учебном заведении нет практики такого сотрудничества» и 6% указали на то, что «работодатели, как правило, взаимодействуют с другими структурными подразделениями учебного заведения». Однако, 39,3% респондентов затруднились ответить на вопрос, что
еще раз свидетельствует о недостаточной степени осведомленности обучающихся о возможностях и перспективах вуза в организации работы по трудоустройству выпускников.
Частью работы по организации трудоустройства и сопровождения практического обучения студентов является организации студенческих практик и стажировок обучающихся. На вопрос «Участвуют ли органы студенческого самоуправления Вашего учебного заведения в организации и контроле научно-производственной, производственной и учебной практики студентов?» каждый четвертый студент (25,1%) указал на то, что органы СМУ занимают активную позицию в этом процессе, 39,2% указали на частичное участие, 14,9% отметили, что органы СМУ к этому направлению работы отношения не имеют и это дело администрации вуза, и каждый пятый студент (20,8%) затруднился с ответом.
При содействии органов студенческого самоуправления в вузах активно проводятся мероприятия по профориентационной работе, в числе которых следующие: организация школ, семинаров, тренингов, деловых игр, направленных на личностное и профессиональное развитие студентов - 39,4%; разработка методических материалов по вопросам содействия трудоустройству студентов и выпускников -31,7%; взаимодействие с организацией университета по данному вопросу -22,6%; создание отдельного органа, координирующего данный процесс -19,7%; организация электронной тематической рассылки -14,8% и затруднились ответить на вопрос 31,5% респондентов.
Интересно, что степень содействия органов студенческого самоуправления летнему трудоустройству студентов и трудоустройству выпускников факультета неоднородна в ответах студентов в зависимости от типа учебного заведения. Эта позиция доминирует в ответах студентов сельскохозяйственных типов вузов и менее выражена в оценках респондентов из числа учащихся естественно-гуманитарных вузов.
В структуре профессиональной подготовки большое значение имеет организация и проведение всех видов практик. На вопрос «Участвуют ли органы студенческого самоуправления Вашего учебного заведения в организации и контроле научно-производственной, производственной и учебной практики студентов?». Как правило, данный процесс находится в ведомстве администраций - так считают чуть больше трети опрошенных экспертов (36,2%), другая треть респондентов полагает, что органы студенческого СМУ частично участвуют (32,6%), 15% опрошенных затруднились ответить на вопрос и лишь 16,1% экспертов абсолютно убеждены в том, что органы студенческого самоуправления занимают активную позицию в данном процессе. При содействии органов студенческого самоуправления осуществляются разнообразные виды профориентационной работы, в числе которых наиболее значимыми мероприятиями эксперты назвали организацию школ, семинаров, тренингов, деловых игр, направленных на личностное и профессиональное развитие студентов.
Результаты исследования показали, что студенческое самоуправление как канал профессиональной социализации получает все большее развитие и
расширяет сферу своего влияния через содействие трудоустройству студентов и выпускников вузов. По мнению опрошенных, работа вузовских центров карьеры координирована с деятельностью органов студенческого самоуправления, которые принимают активное участие и в профориентационной работе, и в работе карьерной направленности. Используя ресурсы студенческого самоуправления в вопросах организации и проведения производственных, научно-производственных и учебных практик, органы студенческого самоуправления могут способствовать обеспечению стартовой возможности для будущего трудоустройства студентов и выпускников в организациях, с которыми тесно сотрудничали через органы студенческого самоуправления.
Сегодня сотрудничество с работодателями уже реализуется в таких направлениях, как проведение переговоров и заключение соглашений или договоров о прохождении студентами практик в учреждениях работодателя, приглашение представителей работодателей для проведения обзорного занятия по актуальным вопросам деятельности учреждения, приглашение представителей работодателей для проведения встречи с выпускниками и студентами старших курсов, презентации учреждения, организации и подбора сотрудника и др. Разработка и реализация таких программ позволит выявить потребность экономики в кадрах и будет способствовать эффективному решению задач трудоустройства подготовленных специалистов адекватно потребностям регионального рынка. Это один из шагов на пути установления доверия между молодежью и властью региона, который должен быть реализован незамедлительно и максимально полно.
В кризисных условиях рынка труда еще более актуализируется проблема качества предлагаемой рабочей силы и обостряется конкуренция среди ищущих работу, подстегивающая к приобретению новых знаний, дополнительных профессий и специальностей. В числе потенциальных соискателей вакансии оказываются молодые люди, только окончившие высшие учебные заведения. На сегодняшний день быть конкурентоспособным на рынке труда - значит иметь хорошую теоретическую подготовку, практический опыт в сфере профессиональной деятельности, обладать профессиональными компетенциями и быть в курсе инновационных технологий трудоустройства.
Уровень профессиональных знаний, готовность учиться и переучиваться, дисциплинированность, соблюдение трудовой дисциплины, умение работать в коллективе и ответственность, - вот те наиболее важные профессиональные качества молодого специалиста, выделенные работодателями, которые обеспечат студенту-выпускнику конкурентоспособность на рынке труда. И, в целом, работодатели частично удовлетворены наличием этих качеств у молодых специалистов. Прием на работу молодых специалистов они предпочитают вести путем отбора самостоятельно обратившихся в компанию соискателей, но и не исключают сотрудничество с конкретными вузами в этом направлении (проведение совместных ярмарок вакансий, связи с преподавателями, организация специальных кампаний в вузах по привлечение специалистов).
Анализ региональных особенностей социального партнерства в сфере трудоустройства российской молодежи объективно строить на конкретном опыте осуществления социального партнерства. Примером такого положительного и эффективного опыта в Ростовской области можно назвать развитие Института исследователей Правительства Ростовской области в целях формирования эффективного кадрового резерва молодых специалистов для органов региональной исполнительной власти.
Правительство РО ежегодно (с 2010 г.) проводит конкурсный набор выпускников и аспирантов вузов для выполнения исследовательских и аналитических работ в органах исполнительной власти области, сроком на 6 месяцев на условиях оплаты труда. Фактически это стажировка в органах исполнительной власти. Основными задачами конкурса являются привлечение наиболее талантливых аспирантов и выпускников вузов к работе в органах исполнительной власти региона и эффективное использование научного потенциала молодых специалистов для решения прикладных задач в области государственного управления.
Такое направление социального партнерство вуза и органов власти успешно и эффективно развивается: за период 2010-2012 гг. работу прошли 30 человек, из которых 12 приняты на работы в областные органы исполнительной власти [12].
Важно отметить теоретическую и практическую значимость разработки и развития концепции практико-ориентированного образования. Подчеркиваем, что ее реализация позволяет образовательному учреждению развивать социально-экономическое партнерство и позиционировать себя как социально-ответственную образовательную структуру, обеспечивающую полное трудоустройство своих выпускников [13]. В современном мире ресурсы практико-ориентированного образования включены в систему управления качеством образования в высшей школе и, несомненно, способствуют развитию конкурентоспособности молодого специалиста на рынке труда. В современной России возобновился и активно продолжается процесс создания эффективной системы трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.
Литература:
1. См.: Зинченко, Г.П., Рогов, И.И. Социальное партнерство: Учебник. /Г.П. Зинченко, И.И. Рогов. - М.: Издателъско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Академцентр, 2009. - 224 с.; Исправникова, Н.Р. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления. / Н.Р. Исправникова. // Глобализация и социальные изменения в современной России. - М.: Социологический факультет МГУ, 2006; Марьин А. Социальное партнерство в образовании. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2011/01/21/398; Михеев, ВА. Основы социального партнерства: теория и политика. /ВА. Михеев. - М., 2001.
2. Михеев, В.А. Основы социального партнерства: теория и политика. /В.А. Михеев. - М., 2001.
3. См.: Тарасенко Л.В. Дополнительное профессиональное образование в современной России: становление института вторичной профессиональной социализации. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2009;
Тарасенко Л.В., Угольницкий Г.А., Дьяченко В.К. Модели кооперации в системе социального партнерства // Инженерный вестник Дона. 2013. № 1. [Электронный журнал]. - № гос. регистрации 0421100096. -http://ivdon.ru/masazine/archive/n1y2013/1555
4. Родионова А.В. Позитивные и негативные аспекты трудовой занятости российских студентов // Социология вчера, сегодня, завтра. Вторые социологические чтения памяти Валерия Борисовича Голофаста / Под редакцией О.Б. Божкова - СПб.: Бильбо, 2008.
5. Актуальные проблемы образования: Сборник научных трудов / Науч. ред. Д. Л. Константиновский, Г. А. Чередниченко. М. 2003.
6. Цит. по: Социология образования перед новыми проблемами. М. — Омск. 2003.
7. Социологический портрет молодежи Ростовской области: коллективная монография / Отв. ред. Ю.Г. Волков. Изд-во: Март, Ростов-на-Дону, 2012.
8. Стенограмма встречи Дмитрия Медведева со студентами
Сибирского федерального университета, 14 февраля 2013 г. // Правительство РФ [Электронный ресурс]: 2013. Режим доступа:
http://government.ru/docs/22796/ (дата обращения 15.02.2013г.).
9. Доклад V. Кризис в сфере занятости молодежи: Время действовать / Международная конференция труда, 101-я сессия, Женева, 2012 г. - Электронный ресурс. - [Режим доступа]: http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/info/publ/crisis_ve_ru.pdf, свободный.
10. Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости // Социологические исследования. 2008. № 8. - С. 107.
11. См.: Нор-Аревян О.А. Проблемы вторичной занятости студентов и стратегии профессионального поведения после окончания вуза // Философия права. 2013. №1 (56). - С. 67-73; Нор-Аревян О.А. Мотивация и тенденции вторичной занятости студенческой молодежи (на примере социологического исследования в вузах Ростовской области) // Социология образования. 2013. №8. - С. 53-61.
12. Институт исследователей Правительства Ростовской области. -Электронный ресурс. - [Режим доступа]: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=117023, свободный.
13. См.: Nor-Arevyan O. Role of practical direction of education in vocational buildup // Social policy and sociology/ Interdisciplinary theoretical and practical magazine. - 2012. - № 12 (90); Нор-Аревян О.А. Практико-ориентированное образование в системе управления качеством образования в высшей школе / Качество образования в высшей школе проблемы и перспективы компетентстного подхода / Под общ. ред. В.И. Курбатова, Н.В. Мацининой. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2009.
Literature:
1. See: Zinchenko, GP, Rogov, II Social partnership: Textbook. / GP Zinchenko, II Horns. - Moscow: Publishing and Trading Corporation "Dashkov i K
□ »; Akademtsentr 2009. - P.224; Ispravnikova, NR Public-private partnership in Russia: problems of formation. / NR Ispravnikova. / / Globalisation and social change in modern Russia. - M.: Sociology Faculty, 2006; Marin A. Social Partnership in Education. - Mode of access: http://www.proza.ru/2011/01/21/398; Mikheev, VA Basics of Social Partnership: Theory and Policy. / VA Mikheev. -Moscow, 2001.
2. Mikheev, VA Basics of Social Partnership: Theory and Policy. / VA Mikheev. - Moscow, 2001.
3. See: Tarasenko LV Professional education in modern Russia: establishment of the institute secondary professional socialization . - Rostov -on-Don: Izd SFU, 2009; Tarasenko LV, Ugolnitsky GA, VK Dyachenko Models of cooperation in the social partnership / / Engineering Gazette Don. 2013 . № 1. [Electronic Journal]. - № state. registered 0,421,100,096 . -http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2013/1555
4. Rodionov AV Positive and negative aspects of the employment of Russian students / / Sociology yesterday, today and tomorrow. Second Sociological Readings in memory of Valery Borisovich Golofastov / Edited by OB Bozhkova - St. Petersburg: Bilbo, 2008.
5. Actual Problems of Education: Collection of scientific papers / Scientific . Ed. DL Constantine, GA Cherednychenko. M. 2003.
6. Op. by: Sociology of Education to new problems. Moscow - Omsk. 2003.
7. Sociological portrait of the young Rostov region: collective monograph / Ans. Ed. YG Wolves. Publ March, Rostov-on-Don, 2012.
8. Transcript Dmitry Medvedev met with students of the Siberian Federal University, February 14, 2013 / / Government of the Russian Federation [electronic resource]: 2013. Access mode: http://government.ru/docs/22796/ (date accessed 15.02.2013).
9. V Report of the crisis in youth employment: Time to Act / International Labour Conference, 101st Session, Geneva, 2012 - Electronic Resource. - [Access Mode]: http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/info/publ/crisis_ye_ru.pdf, free.
10. Raven MA Motives of student employment / / Case Studies. 2008. № 8. -P. 107.
11. See: Nor-Arevyan OA Problems secondary employment of students and strategies ofprofessional conduct after graduation / / Philosophy of Law. 2013. № 1 (56) . - P. 67-73 ; Nor Arevyan OA Motivation and trends in secondary employment of students (for example, sociological research in the universities of the Rostov region) / / Sociology of Education. 2013. № 8. - P. 53-61 .
12. Institute researchers Government of the Rostov region. - Electronic resource. - [Access Mode]: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=117023, free.
13. See : Nor-Arevyan O. Role of practical direction of education in vocational buildup / / Social policy and sociology / Interdisciplinary theoretical and practical magazine. -2012. - №12 ( 90); Nor Arevyan OA Practice-oriented education in the system of education quality management in higher education / quality of education in higher education problems
and prospects kompetentstnogo approach / Under total. Ed. VI Kurbatova, NVMatsininoy. -Rostov -on-Don: Izd SFU in 2009.