Научная статья на тему 'Законодательство о государственной санитарной инспекции общесоюзное и союзных республик'

Законодательство о государственной санитарной инспекции общесоюзное и союзных республик Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законодательство о государственной санитарной инспекции общесоюзное и союзных республик»

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Доцент И. Я. БЫЧКОВ (Москва)

Законодательство о государственной санитарной инспекции общесоюзное и союзных республик

Из отделения Санитарного законодательства Центрального научного института коммунальной санитарии и гигиены (заведующий отделением и директор института—I заслуженный деятель науки профессор А. Н. Сысин)

Постановление ЦИК и СНК СССР от 25.XII.1933 г. об организации Государственной санитарной инспекции открыло новую эру в развитии в СССР санитарного дела. В этом законе ясно и четко проводится разделение между двумя системами санитарной организации: а) Государственной санитарной инспекцией, находящейся в системе органов здравоохранения и осуществляющей функции государственного санитарного контроля, б) ведомственными санитарными' службами, входящими в систему соответствующих хозяйственных органов и выполняющими там организационно-оперативные функции по санитарному обслуживанию.

Важной установкой закона от 23.XII. 1933 г. является то, что на местную санитарную инспекцию возложен надзор за выполнением установленных санитарно-гигиенических норм и правил как общесанитарного характера, так и всех специальных видов санитарного надзора За всеми общесоюзными, республиканскими и местными предприятиями, организациями, учреждениями и т. д.

Из этой формулировки закона ясно вытекает универсальность функций Государственной санитарной инспекции по всем видам санитарного надзора, в том числе и по линии промышленной санитарии, по поводу которой ряд лет существовали разногласия между органами НКТруда и НКЗдрава по вопросу о том, кому из них принадлежит прерогатива контроля в этой области.

Законом от 23.XII.1933 г. в основном положен конец этим разногласиям, так как из приведенной формулировки закона ясно вытекает, что Государственная санитарная инспекция осуществляет санитарный контроль также в области промышленной санитарии.

В развитие общего закона от 23.XII.1933 г. республиканскими правительствами изданы положения о Государственной санитарной инспекции, которые мы рассмотрим и проанализируем дальше.

Создание в конце 1934 г. Всесоюзной санитарной инспекции явилось моментом, обеспечившим унификацию руководства деятельностью Государственной санитарной инспекции в общесоюзном масштабе.

В положении о Всесоюзной государственной санитарной инспекции (ВГСИ), утвержденном СНК СССР 26.VI.1935 г., на ВГСИ возлагается объединение руководства работой органов Государственной санитарной инспекции на всей территории СССР.

При ознакомлении с республиканскими законами о Государственной санитарной инспекции возникает ряд вопросов, которые ВГСИ следовало бы перед собой поставить в целях унификации деятельности Государственных санитарных инспекций отдельных республик по единой методике.

В нашем* распоряжении имелись следующие законы о Государственной санитарной инспекции: Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 20.111.1934 г., Постановление ЦИК и СНК УССР от 28.IV.1934 г.. Постановление ЦИК и СНК БССР от 5^.1934 г., Постановление ЦИК и СНК Грузинской ССР от 14.VI.1934 г., Постановление СНК Узбекской ССР от 30.XII.1933 г. (Постановление ЦИК и СНК ССР Армении от 1934 г.

Из перечисленных законов законы Таджикистана и Грузии представляют собой дословное повторение закона РСФСР. Законы Армении и Белоруссии в ос-

новно.м сходны с законами РСФСР, но имеют некоторые отличия, которых мы коснемся ниже.

Наиболее оригинальным по своему содержанию является закон о Государственной санитарной инспекции Узбекской ССР, который по дате издания является первым из всех республиканских законов о Государственной санитарной испек-ции: он издан, через 7 дней после опубликования общесоюзного закона об организации Государственной санитарной инспекции. Однако закон Узбекистана содержит несколько положений, в некоторой степени противоречащих установкам общесоюзного закона. 11-й статьей закона Узбекистана устанавливается, что Государственный санитарный инспектор несет ответственность за санитарное состояние обслуживаемых им предприятий наряду с администрацией этих предприятий. Этим в значительной степени сводится на-нет основная установка общесоюзного закона о Государственной санитарной инспекции, по которому последняя является по преимуществу органом санитарного контроля, а не хозяйственно-оперативным; формулировка же статьи 11-й закона Узбекистана приравнивает Государственную санитарную инспекцию к хозяйственным органам. Статья 5-я устанавливает, что фабрики, заводы и другие промышленные предприятия подлежат санитарному надзору Государственной санитарной инспекции с точки зрения общего благоустройства и предупреждения неблагоприятных влияний на окружающее население. Там повторено содержание постановления СНК от 4.УН.1932 г. «О разграничении функций органов здравоохранения и органов труда на промышленных предприятиях». По закону 1932 г. функции органа здравоохранения в промышленных предприятиях были значительно ограничены. В результате происшедших позднее сдвигов в работе органов здравоохранения эти ограничения потеряли свой смысл и фактически отменены законом от 23.XII. 1933 г. Между тем в положении о Государственной санитарной инспекции Узбекской ССР, изданном в развитие общесоюзного закона от 23.XII. 1933 г., по существу имеется противоречие с установками этого закона в части, касающейся прав Государственной санитарной инспекции по промышленно-санитарному надзору. Далее в 1-м пункте статьи 4-й закона Узбекистана к органам Государственной санитарной инспекции отнесены все врачи здравпунктов. До издания общесоюзного закона о Государственной санитарной инспекции и в РСФСР распоряжением НКЗдрава (от 28.111. 1932 г. и от 9.УШ.1933 г.) врачам здравпунктов были предоставлены права государственных инспекторов по санитарному надзору. Тогда это имело свое логическое обоснование, так как в законодательстве еще не была четко очерчена роль государственных санитарных инспекторов как органов государственного санитарного контроля, не было четкого разделения функций санитарного контроля и повседневной оперативно-оздоровительной работы на предприятиях.

Закон от 23.XII.1933 г. имеет своей основной целеустановкой четкое подразделение этих двух моментов. В связи с этим нецелесообразно загромождение контингентов государственных санитарных инспекторов всеми врачами здравпунктов, тем более, что за последние годы здравпункты перестроились, перейдя в основном на функции оказания первой медицинской помощи.

Перейдем к сопоставлению отдельных республиканских законов о государственной санитарной инспекции в части, касающейся структуры государственной санитарной инспекции, прав госсанинспекторов и взаимоотношений с ведомственными санитарными службами.

В Государственную санитарную инспекцию входят по закону РСФСР госсанинспектора: а) по пищевой санитарии, б) промышленной санитарной, в) жилищно-коммунальной санитарии, г) школьной санитарии, д) санитарии водного транспорта, е) санитарии железнодорожного транспорта и ж) санитарии курортов.

По закону УССР водно-санитарная инспекция выделена из состава жилищно-коммунальной санитарной инспекции в самостоятельную организационную единицу, а санитарно-пищевая инспекция разделена на 2 самостоятельные: а) пищевой промышленности и б) общественного питания и торговли пищевыми продуктами.

По законодательству Армении, Узбекистана и Белоруссии структура Государственной санитарной инспекции аналогична принятой законом РСФСР с' добавлением того, что в состав Государственной санитарной инспекции входят также госсанинспектора-эпидемиологи.

Законы Таджикистана и Грузии, как мы уже писали, представляют собой точное дословное повторение закона РСФСР, поэтому на их разборе мы задерживаться не будем.

По законам Узбекистана, УССР и Белоруссии к функциям Государственной санитарной инспекции отнесено также ведение массовой санитарно-культурной работы, а по закону УССР к органам Государственной санитарной инспекции отнесен также центральный санитарно-технический совет.

Важным дискуссионным моментом является вопрос о том, следует ли включать эпидемиологов в состав Государственной санитарной инспекции. Как мы уже указали, законодательством 3 союзных республик этот вопрос разрешен в положительном смысле. Законами РСФСР, УССР, .Грузии и Таджикистана эпидемио-

логи в состав Государственной санитарной инспекции не включены. Фактически в РСФСР организация по борьбе с эпидемиями на местах работает целиком и полностью под руководством Государственной санитарной инспекции,, причем согласно инструкции НКЗдрава РСФСР от 10.11.1935 г. районный госсанинспектор одновременно является и районным эпидемиологом.

Таким образом, в некоторой степени здесь налицо расхождение фактического положения вещей с положением, предусмотренным в законе о Государственной санитарной инспекции. Важным соображением в пользу того, что эпидемиологи не должны входить в Государственную санитарную инспекцию в качестве госсанинспекторов, является то, что по существу эпидемиологи осуществляют не столько контрольные функции, сколько оперативно-организационные, осуществляя санитарную обработку профилактических прививок, дезинфекцию и т. п. Однако вся работа Государственной санитарной инспекции имеет своей целеустремленностью предупреждение эпидемий. Во всяком случае этот вопрос весьма существенен как с практической стороны, так и в смысле его теоретического обоснования, и он должен быть поставлен и разрешен Всесоюзной санитарной инспекцией единообразно для всех союзных республик.

В части, касающейся прав Государственной санитарной инспекции, расхождения в законодательстве отдельных республик имеются по вопросу о праве закрытия предприятия и по вопросу о наложении штрафов.

Вопрос о праве закрытия предприятий лучше всего разрешен в законах о Государственной санитарной инспекции Армении и УССГ\ Согласно статье 17-й закона Армении предприятия республиканского и союзного значения могут быть закрыты только с разрешения главного санитарного инспектора Армении, а предприятия местного значения—по постановлению районного или городского государственного санитарного инспектора.

В статье 10-й Положения о Государственной санитарной инспекции УССР всем государственным санитарным инспекторам до участкового включительно предоставлено право закрытия предприятий, находящихся под их контролем. Между тем по закону РСФСР (статья 17-я) даже для закрытия предприятия местного значения требуется в каждом отдельном случае утверждение краевого (областного) государственного санитарного инспектора.

Подобный же порядок предусматривает закон Белоруссии. В законе Узбекистана государственным санитарным инспекторам предоставлено право только предварительного закрытия предприятия, так как получения в каждом отдельном случае разрешения от краевого санитарного инспектора на закрытие предприятия, тем более когда речь идет о мелких объектах (киоски, палатки, небольшой продмаг и т. п.), может создать большие затруднения при большой отдаленности краевого центра от районного.

В инструкции для отраслевых государственных санитарных инспекторов, изданной НКЗдравом в начале 1935 г., сделано некоторое отступление от вышеуказанной установки закона по вопросу о закрытии предприятий. В инструкциях местным государственным санитарным инспекторам дано право выносить постановления о закрытии предприятий с направлением их на последующее утверждение краевого государственного санитарного инспектора. Это является выходом из могущих возникнуть затруднений, но вместе с тем здесь допущена некоторая натяжка в толковании закона.

В части, касающейся наложения штрафов, в законодательстве отдельных республик имеется расхождение как в вопросе о размере штрафов, так и по определению, за что штрафовать и кого штрафовать.

По закону РСФСР допускается наложение штрафа (статья 18-я) за нарушение санитарно-гигиенических правил, причем главный государственный санитарный инспектор республики, государственный санитарный инспектор центрального аппарата НКЗдрава, краевой и областной государственные санитарные инспектора "имеют право штрафовать как юридических лиц, так и физических лиц. Все прочие инспектора вправе налагать только персональные штрафы.

По закону УССР (пункт 3-й, статья 10-я) каждый государственный санитарный инспектор, до участкового включительно, имеет право штрафовать юридических лиц (предприятия, учреждения) в размере до 1 ООО рублей, а областной — до 2 ООО рублей против 1 ООО рублей по закону РСФСР для областного государственного санитарного инспектора.

По законам Белоруссии — то же, что и по закону УССР, но снижен размер штрафов, а именно: районный и городской государственные санитарные инспектора могут штрафовать юридическое лицо на сумму не свыше 500 рублей. На сумму до 1 000 рублей вправе штрафовать государственный санитарный инспектор центрального аппарата НКЗдрава Белоруссии.

В статье 7-й закона Узбекистана указано, что любой государственный санитарный инспектор имеет право налагать штраф как на отдельных лиц, так и на предприятия и учреждения, но только в сумме до 100 рублей. Целесообразность штрафования юридических лиц на сумму до 100 рублей весьма сомнительна.

По законодательству Армении право штрафования юридических лиц также предоставлено всем звеньям Государственной санитарной инспекции с диферен-циацией размеров штрафа.

Узбекская ССР, единственная среди республик Союза, по законодательству которой обжалование штрафа, наложенного государственным санитарным инспектором, производится не вышестоящему государственному санитарному инспектору, а в городской или районный здравотдел. Решение заведующего здравотделом по жалобе является окончательным. Таким образом, здесь внесен определенный диссонанс в структуру Государственной санитарной инспекции, являющейся по вертикали относительно автономной системой внутри общей системы здравоохранения. '

Положительным моментом в законе Узбекской ССР следует признать включение в текст закона права государственного санитарного инспектора штрафовать не только за нарушение установленных санитарно-гигиенических правил, но также за невыполнение требований Государственной санитарной инспекции; в случае невозможности взыскания штрафа он заменяется исправтрудработами.

Отсутствие в законах других республик прямого указания на право замены штрафа исправтрудработами создает чрезвычайные затруднения со взысканием штрафа. Большинство штрафов; налагаемых Государственной санитарной инспекцией, остаются невзысканными, что зачастую сводит на-нет всю штрафную политику Государственной санитарной инспекции и в ряде случаев влияет отрицательно на эффективность осуществляемого еще санитарного контроля.

Следует также отметить как положительный момент содержащееся в законах БССР и УССР и отсутствующее в законодательстве других союзных республик прямое указание на право' государственного санитарного инспектора выступать в суде в качестве обвинителя и производить расследование (дознание) по делам о санитарных нарушениях.

В законодательстве РСФСР указания по этому вопросу имеются в уголовно-процессуальном кодексе (статьи 97 и 50), но большинство санитарных работников с этим кодексом не знакомы и вследствие этого остаются в неведении об их правах в этой области. Включение этих прав в основной закон о Государственной санитарной инспекции делает эти права более эффективными.

Ознакомление с законодательством о Государственной санитарной инспекции отдельных республик привело нас к выводу, что в этом законодательстве имеется весьма существенный разнобой, причем расхождения касаются, как видно из изложенного, некоторых весьма важных принципиальных установок.

Перед Всесоюзной государственной инспекцией НКЗдрава СССР стоит задача вплотную заняться этим вопросом и привести законодательство о Государственной инспекции отдельных республик в соответствие с директивами и установками союзного правительства по этому вопросу.

Консультация по санитарному законодательству

1. Вопрос. Вправе ли заведующий райздравом предоставить без согласования с районным госсанинспектором помощнику госсанинспектора очередной отпуск? (Осяев, Кувакино, Чувашской АССР.)

Ответ. Заведующий райздравом является администратором в отношении всех сотрудников райздрава и он формально имеет право распределить очередность отпусков между ними, в том числе установить срок отпуска и для помощника госсанинспектора. По существу, конечно, весьма нецелесообразно, если заведующий райздравом не согласует вопроса об отпуске помощника госсанинспектора с инспектором, в непосредственном ведении которого помощник состоит. В соответствии со статьей 5-й Инструкции НКЗдрава РСФСР от 10.11.1935 г. за № 28/27 «О работе Госсанинспекции», в случае несогласия с распоряжением заведующего райздравом госсанинспектор, не приостанавливая исполнения полученного распоряжения, немедленно доносит об этом вышестоящему госсанинспектору (в Чувашской ССР — ГСИ НКЗдрава Чувашской АССР), который вправе отменить распоряжение заведующего райздравом. В данном случае вопрос об отмене, конечно, не реален, но он может быть поставлен как прецедент для будущей работы.

2. Вопрос. Как тарифицируется химик с высшим образованием, работающий в санлаборатории в качестве лаборанта? (Санврач Красоткина, Москва.)

Ответ. На основании письма СНК СССР от 2.1Х.1936 г. за № 510/31 НКЗдрав СССР издал циркулярное разъяснение от 23.IX.1936 г.. за № сп/132, что биологи,

химики и биохимики, работающие в учреждениях здравоохранения, тарифицируются наравне с врачами по ставкам, установленным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 4.III.1935 г. Следовательно, химик-лаборант (с высшим образованием) в соответствии с пунктом 6-м перечня,, помещенного в законе от 4.III.1935 г., должен получать ежемесячно в зависимости от стажа при работе в городе 300, 350 или 400 рублей в месяц (стаж до 5 лет, от 5 до 10 лет или свыше 1.0 лет), а при работе в сельской местности — 275, 315 или 360 руб.

3. Вопрос. Допустимо ли назначать в качестве госсанинспектора лицо без зрачебного диплома, имеющее стаж работы в качестве операционной сестры (зав. Кунакинским райздравом, Чувашская АССР).

Ответ. Лицо, имеющее стаж операционной сестры, на должность госсанинспектора назначено быть не может. При наличии специальной подготовки (прохождение краткосрочных курсов) такое лицо может быть назначено помощником госсанинспектора; в исключительном случае при отсутствии госсанинспектора помощник госсанинспектора, соответствующий для работы в качестве госсанинспектора, по его личным данным, может быть допущен к временному исполнению обязанностей ГСИ на срок не более 3 месяцев (с периодическим возобновлением в случае необходимости), получая при этом открытый лист ГСИ, в котором он именуется «помсанврач — врид госсанинспектора». (Основание: §§ 2 и 5 Положения о помощнике госсанинспектора, утвержденного НКЗдравом РСФСР З.Х.1935 г. за № 192/37.)

В директивном письме НКЗдрава СССР от 25.VIII.1936 г. «Об основных установках план по здравоохранению на 1937 г.» во II разделе дана установка, что в крайнем случае при отсутствии врача, обязанности ГСИ могут быть возложены на работников, знающих пищевую, коммунальную и другие отрасли хозяйства и подготовленных к инспекторской работе. Лица со стажем операционной сестры под эту директиву не подходят.

4. Вопрос. Как должно осуществляться взыскание штрафов, наложенных Госсанинспекцией в связи с изданием циркуляра НКЗдрава РСФСР за № 40/37 от 4.VI.1936 г. о запрете удержания штрафа из зарплаты оштрафованного? (Госсанинспектор Крымской АССР тов. Неустроев.)

Ответ. В настоящее время находится на разрешении СНК СССР внесенный НКЗдравом СССР проект закона о взыскании штрафов, налагаемых Госсанинспекторами. В этом проекте, который в основном согласован уже с рядом Наркоматов и с генеральным прокурором СССР, предусмотрено взыскание штрафа с зарплаты лиц, работающих по найму. Когда этот проект будет утвержден СНК СССР тогда автоматически аннулируется циркуляр НКЗдрава № 40/37 от 4.VI. 1936 г. До издания нового закона приходится руководствоваться циркуляром от 4.У1. 1936 г. и обращать взыскание штрафа в . случаях его неуплаты на имущество оштрафованного. Конечно, практическое осуществление этого силами ГСИ довольно затруднительно. Рекомендуется на месте договориться с финотделами о возложении этой обязанности на налоговую агентуру. Если это не удастся, то придется осуществить взыскание силами Госсанинспекции (в основном в лице помощников ГСИ), получив указания о технике проведения описи и продажи имущества в местных финорганах. Целесообразно сосредоточить эту работу у одного из помощников госсанинспектора, наиболее подходящего для этой цели.

5. Вопрос. Вправе ли госсанинспектор вызывать повесткой лиц, подлежащих обследованию на бациллоносительство, и угрожать в повестке за неявку репрессиями. (ГСИ Ивановской области.)

Ответ. Вызов повесткой на обследовательский пункт лица, подлежащего обследованию на бациллоносительство, не является противозаконным. Однако угроза за неявку штрафом или привлечением к уголовной ответственности (по статье 181-й УК), а тем более само применение штрафа может иметь место лишь в том случае, если есть местное обязательное постановление об обязательности для оп- . ределенных категорий населения прохождения обследований на бациллоносительство, причем налагать взыскание следует на директоров предприятий, не обеспечивших медосмотр своих работников и допускающих к работе без осмотра.

В отношении лиц, работающих в пищевых предприятиях, по санитарно-гигиеническому обслуживанию населения (бани, прачечные, парикмахерские и т. п.) и по водоснабжению, ГСИ вправе, ссылаясь на пункт «е» статьи 17-й постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О Госсанинспекции РСФСР» и на постановление СНК СССР от 1.Х.1936 г. «О медосмотрах персонала пищевых и других предприятий», указать (а в случае надобности и осуществить на деле) в повестке, что лицо, уклонившееся от обследования на бациллоносительство, будет отстранено от работы.

6. Вопрос. Понимается ли под термином «санитарная экспертиза» обязательно экспертиза, осуществляемая Госсанинспекцией? (ГСИ Туракин, Куйбышев.)

Ответ. Под «санитарной экспертизой» следует понимать оценку, данную ком-, патентным представителем санитарной организации, как то: Госсанинспекции, санитарной лаборатории, ведомственной .санслужбы. Последняя — тоже орган пра-

вомочный на осуществление санитарной экспертизы в обслуживаемых ею предприятиях.

7. Вопрос. Вправе ли врач — пенсионер по инвалидности, продолжающий работать по найму, получать пенсию и зарплату, и учитывается ли при исчислении заработка пенсионера зарплата, которую данный врач получал до перехода на пенсию по совместительству? (Санврач Лукиди, Саратов.)

Ответ. В § 14 постановления Союзного совета социального страхования при НКТруде СССР от 29.11.1932 г. за № 47, которое действует до сих пор, ясно сформулировано, что «пенсионерам, работающим в качестве рабочих или служащих, пенсия выплачивается в таком размере, чтобы пенсия вместе с заработком не превышала в общей сложности прежнего заработка пенсионера, независимо от его размера». Под заработком понимается как зарплата по основной работе, так и зарплата по совмещаемой должности.

Если врач получал полуторную ставку в 600 рублей, то после перехода на пенсию размер его пенсии вместе с заработком не должен превышать 600 рублей.

8. Вопрос. Действует ли в 1936 г. соглашение НКЗдрава и НКСвязи о бесплатной пересылке по почте карт-экстренных извещений о заразных больных? (Госсанинспекция Ивановской области.)

Ответ. По разъяснению Эпидуправления НКЗдрава в 1936 г. не удалось достигнуть соглашения с НКСвязи по вопросу о бесплатной пересылке карт-экстрен-ных извещений о заразных болезнях, и эти карты подлежат оплате марками при пересылке по почте на общих основаниях.

9. Вопрос. Вправе ли госсанинспектор отстранить от работы в пищевом предприятии бациллоносителя паратифа «Б» и как должен компенсироваться этот работник после его отстранения от работы?

Ответ. В постановлении СНК СССР от 1.Х.1936 г. за № 1769, которое разослано всем госсанинспекторам при циркуляре ГСИ РСФСР от 19.Х.1936 г. за № 3706/160 предусмотрены обязательность медосмотров для работников пищевых предприятий и право отстранения от работ лиц, больных заразными болезнями. Впредь до установления списка болезней, с которыми нельзя допускать к работе в пищевом деле, остается в силе по РСФСР список, содержащийся в постановлении НКЗдрава и НКТруда РСФСР от 15.Ш.1933 г. за № 74/мв. В этом постановлении значатся также бациллоносители брюшного тифа, паратифа и дизентерии.

Следовательно, Госсанинспекция вправе отстранить носителей паратифа Б от работы в любом, пищевом 'предприятии, и требование Госсанинспекции об этом для нанимателя в силу закона от 1.Х.1936 г. и постановления НКЗдрава и НКТруда с-т 15.III.1933 г. безусловно обязательно. Что касается формы компенсации отстраненного от работы по признаку бациллоносительства, то в действующих распоряжениях по социальному страхованию по этому поводу прямых указаний не имеется. Регулирование этого вопроса всецело относится к компентенции органов соцстраха (ВЦСПС).

В действующих теперь правилах о пособиях' по социальному страхованию, утвержденных ВЦСПС 5.XI. 1933 г., имеется раздел об обеспечении по временной нетрудоспособности при отстранении вследствие заразного заболевания (приложение 2-е к статье 14-й). В списке болезней, по которому при отстранении от работы в пищевом предприятии отстраняемому выплачивается пособие так же, как при общем заболевании, паратифозное бациллоносительство не значится. Так как в подобном случае работник фактически трудоспособен, но он опасен при работе для окружающих, и поскольку в процессе работы бациллоноситель соприкасается с пищевыми продуктами, «здесь уместно применение статей 15— 17 указанных правил ВЦСПС от 5.Х1.1933 г., а именно: по согласованию с фаб-завкомом администрация переводит работника на другую работу (конечно, с ведома и согласия Госсанинспекции), а до предоставления другой работы работнику выплачивается пособие на общих основаниях.

10. Вопрос. Кто решает вопрос о допуске в пищу сомнительных продуктов, лаборатория или госсанинспектор, и вправе ли заведующий санитарно-пищевой лабораторией работать по совместительству в качестве врача ведомственной сан-службы? (Госсанинспектор Свирипов, Куйбышевский Крайздрав.)

Ответ. В одобренных 4.VIII. 1934 г. ГСИ РСФСР правилах браковки пищевых продуктов (сб. «Санитарный контроль и санитарное обслуживание общественного питания», Биомедгиз, 1935 г., стр. 57) имеется прямое указание, что «лаборатория, производящая исследование, помимо приведения объективных данных (протокол органолептической пробы и анализа), отвечает на вопрос о пригодности в пищу исследованных образцов. Окончательное решение о допуске или недопуске в пищу сомнительной партии продуктов выносит госсаш-гнспектор, руководствуясь как заключением лаборатории, так и другими, имеющимися в его распоряжении данными: результат личного осмотра, результаты дегазстанции и т. д.» (57 правил). ! ' '

Прямой запрет совмещать санслужбу в ведомственных органах установлен только для госсанинпекторов (циркуляр НКЗдрава РСФСР № 2/34 от 5.1.1935 г.). (См. «В помощь госсанинспектору», вып. 1-й, 1935 г., стр. 66.)

Заведующий санитарно-пищевой лабораторией под этот запрет не подходит, однако, исходя из установки статьи 1-й постановления СНК СССР от 11.111.1933 г. «Об упорядочении совместительств», что работа по совместительству допускается только при наличии разрешения руководителя учреждения, в котором лицо стоит на основной работе, краевой госсанинспектор, если он находит в интересах дела неудобным и нецелесообразным работу заведующего пищевой лабораторией в качестве ведомственного санврача, вправе (и даже должен) запретить такое совместительство.

11. Вопрос. Кто из работников санитарно-бактериологических лабораторий имеет право на получение 15°/о прибавки к зарплате? (Санврач Бакина М. Н., Ярославль).

Ответ. По разъяснению НКЗдрава РСФСР от 11.XII.1935 г. за № 1802/а, помимо работников, занятых в сывороточно-вакцинном производстве, для которых 15% надбавка к зарплате прямо предусмотрена в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 4.Ш.1935 г., НКЗдравом РСФСР даны разъяснения о допустимости выплаты такой же надбавки работникам санбактериологических институтов и лабораторий, непосредственно соприкасающихся в своей работе (взятие материалов для исследования и т. п.) с острозаразными больными (паразитарные тифы, капельные инфекции, острокишечные заболевания). Работникам, имеющий дело с заразными объектами, но не соприкасающимся с больными, 15%> надбавка к зарплате не выплачивается.

12. Вопрос. Вправе ли администрация установить участковому госсанинспектору более низкий оклад, чем данное лицо получало раньше по должности начальника санитарного участка железной дороги и кто вправе повысить должностной оклад? (Санврач Федорова, Кашира).

Ответ. По должности районного (или участкового) госсанинспектора установлена согласно пункту 11-му закона от 4.Ш.1935 г. максимальная ставка в 400 рублей в месяц. По должности начальника санитарного участка железной дороги при том же стаже (свыше 10 лет) определена ставка в 550 рублей. При переходе на новую должность зарплата устанавливается сообразно должностной ставке по новому месту работы независимо от того, что раньше данное лицо получало более высокий оклад. Содержавшаяся в законе от 23.XI.1931 г. «О гарантиях и компенсациях при переводе, приеме вновь и направлении на работу в другие местности» статья 17-я, согласно которой в течение года не допускалось снижение зарплаты, в 1935 г. исключена (Постановление ЦИК и СНК от 17.VIII.1935 г.).

Установление оклада выше должностного по госнормированию, т. е. для медработников, по закону от 4.Ш.1935 г. допускается в порядке персональной ставки, которая назначается НКЗдравом РСФСР по представлению областного Госсанинспектора. .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.