Научная статья на тему 'Справка о санитарном законодательстве и организации санитарного надзора за рубежом (Англия, Германия, Франция, США и Бельгия)'

Справка о санитарном законодательстве и организации санитарного надзора за рубежом (Англия, Германия, Франция, США и Бельгия) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
317
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Справка о санитарном законодательстве и организации санитарного надзора за рубежом (Англия, Германия, Франция, США и Бельгия)»

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Дод. И. Я. БЫЧКОВ (Москва).

Справка о санитарном законодательстве и организации санитарного надзора за рубежом

(Англия, Германия, Франция, США и Бельгия)

Из отделения санитарного законодательства Центрального научно-исследовательского-института коммунальной санитарии и гигиены РСФСР .(дир. института и зав. отделением — заслуженный деятель науки проф. А. Н. Сысин)

Капиталистическая государственная власть сводит санитарное дело в основном к борьбе с эпидемиями, а мероприятия по организации санитарного надзора, по оздоровлению условий труда и быта широких масс населения проводятся крохоборчески, являясь часто только «показными», без реального содержания.

Ниже приводим некоторые данные об организации санитарного надзора и о санитарном законодательстве в ряде капиталистических стран.

I. Англия. До сих пор в Англии основным документом санитарного законодательства является закон об общественном здравии 1875 г. — Public Health Act (в Шотландии — закон 1897 г.).

Более поздними «крупными» актами английского санитарного законодательства являются: 1) закон от 3.VIII.1928 «О борьбе с фальсификацией продуктов, питания и медикаментов» и 2) закон от 15.X1I.1926 «О мероприятиях, предупреждающих загрязнение атмосферного воздуха в городах». Последний закон, содержащий довольно строгие гигиенические нормативы, в результате почти сводит к нулю все ограничения для предпринимателей, освобождая их от ответственности, если они докажут, что ими приняты «все возможные меры» для устранения попадания дыма в окружающую атмосферу.

Смежным с чисто санитарным законодательством документом можно считать также английский жилищный закон 1935 г., призванный по заявлению современного консервативного министерства Англии, проводившего этот закон, ликвидировать трущобы. Но в условиях депрессии особого рода и общей политики консервативного правительства, выражающейся в нажиме на трудящихся, вряд ли эта декларация будет реализована \

Санитарный надзор в Англии распылен по разным ведомствам.

По пищевой и жилищно-коммунальной санитарии надзор осуществляет министерство общественного здоровья, в области школьной санитарии — министерство просвещения, а в области промышленной — министерство внутренних дел. Санитарный контроль железных дорог и флота осуществляется соответствующими министерствами.

На местах, в графствах имеются санитарные комитеты, в их ведении — сан-бюро (Health Departament) с санитарными врачами разных специальностей. В ведении каждого санитарного врача находится штат санитарных инспекторов (неврачей) со специальной средней подготовкой и санитарных сестер (сестер-обсле-довательниц). В передовой в Европе промышленной стране — Англии — промыш-ленно-санитарный надзор развит очень слабо; имеется всего несколько десятков промышленно-санитарных врачей на всю страну, состоящих в ведении министерства внутренних дел.

Школьно-санитарный надзор осуществляется лучше промышленного. На него государство тратит ежегодно 1—1,5 млн. фунтов стерлингов. Лучше всего организованы пищевой и жилищно-коммунальный санитарный надзор.

1 См. статью проф. М. Загряцкова, «Трущобные кварталы и ^¡борьба с ними в Англии», журн. «Гигиена и санитария», № 7, 1936 г., стр. 75—78.

II. Германия. Санитарный надзор осуществляется правительствами отдельных государств, входящих в состав Германии (Пруссия, Бавария, Саксония и т. д.).

В общегосударственном масштабе санитарный надзор проводится следующим образом.

Санитарно-пищевой надзор, жилищно-коммунальный и школьный осуществляются министерством внутренних дел. В качестве специального органа в составе последнего имеется Reichsgesundheitsamt (Общегерманский департамент здравоохранения). Этот орган играет в основном роль консультативную, информационную и высшей экспертизы по вопросам здравоохранения при министерстве.

Промышленно-санитарный надзор осуществляет министерство труда в весьма урезанном масштабе, санитарный надзор на железных дорогах — министерство путей сообщения и во флоте — морское министерство.

На местах имеются подчиненные правительствам отдельных государств городские и окружные органы здравоохранения (комиссии, отделы), а в их ведении санврачи, в основном выполняющие консультативные функции. Оперативная и решающая роль в санитарном надзоре принадлежит фашистской полиции, имеющей в своем составе специальные санитарные отделения. В полиции работу по санитарному надзору ведут лица со специальной подготовкой (не врачи). Надзор за молоком и мясом осуществляет ветеринарная полиция.

Основными актами санитарного законодательства являются: 1) пищевой закон «Lebensmittelgesetz» 1927 г.1 и 2) закон о борьбе с заразными болезнями от 30.VI.1900 (Seuchengesetz).

III. Франция. Основным документом, регламентирующим санитарное дело во Франции, является закон от 15.11.1902. В 1930 г. особым законом учреждено министерство гигиены и при нем высший гигиенический совет (Conseil supérieur d'Hygiène). Наиболее новым актом санитарного законодательства является опубликованный 20.IV.1932 закон о санитарной охране воздуха, имеющий целью-не допустить загрязнения воздуха в населенных местах сажей, пылью, вредными или ядовитыми газами. Действующими законами также является закон «О санитарной охране границ» от 26.1.1929 и закон от 19.VII.1924 «О благоустройстве городов», содержащий ряд нормативов гигиенического порядка.

Осуществление санитарного надзора по французским законам лежит на органах полиции (на префекте). В каждом департаменте при префекте состоит санитарная инспекция (возглавляется врачом) и гигиенический совет. Оперативные функции по санитарному надзору несут окружные и городские санитарные бюро (всего их во Франции имеется около 400), возглавляемые субпрефектом. В городах, с населением свыше 20 000 во главе бюро должен стоять врач, подчиненный в свою очередь субпрефекту. Эти бюро осуществляют санитарный надзор за продуктами питания, за промышленными предприятиями, за жилищами, школами и т. п., а также проводят мероприятия по предупреждению заразных заболеваний. В каждом городе мэр (глава местного самоуправления) вправе издавать местные обязательные санитарные правила, предусматривая за их нарушения мелкие штрафы (до ЗОЭ франков) или кратковременное лишение свободы (до 10 суток). Права санитарных бюро и работающих в них санитарных врачей чрезвычайно ничтожны. При обнаружении санитарных дефектов они самостоятельно никаких репрессивных мер (закрытие предприятия, изъятие вредных для здоровья продуктов и т. п.) принять не вправе, а должны передать дело на усмотрение полиции (префектуры). Только полиции предоставлено право наложения административных взысканий (штрафы). В министерстве гигиены не сосредоточены все виды санитарного надзора.

Санитарной охраной границ занимается министерство внутренних дел, в ведении которого находятся 5 санитарных пограничных округов с директором-врачом во главе в каждом округе. Вопросы санитарии в колониях отнесены целиком к компетенции министра колоний, в армии — к компетенции военного, а во флоте — морского министра. Руководство осуществляемых на местах префектурой надзором за доброкачественностью пищевых продуктов, в том числе и с санитарной точки зрения (санитарно-пищевой надзор) возложено не на министерство гигиены, а на министерство земледелия.

IV. Соединенные штаты Северной Америки (США). Единного для всей федерации санитарного законодательства нет. В каждом штате местный парламент утверждает санитарные нормативы и правила, действующие в пределах штата. Исключение сделано для продуктов питания, основные санитарные требования к которым содержатся в общефедеративном законе 1928 г. Центральной санитарной организацией США является Управление здравоохранения министерства финансов. Это управление ведает в основном противоэпидемическими мероприятиями и санитарной охраной границ. Промышленно-санитарный надзор находится в ве-

1 В настоящее время на рассмотрении германского правительства находится новый пищевой закон.

.дении министерства труда, школьно-санитарный — в ведении министерства просвещения. Вопросами жилищно-коммунального санитарного надзора в общефедеративном масштабе не занимается никто. В отдельных штатах это дело сосредоточено (за небольшим исключением) в так называемых инженерных бюро, не входящих в систему санитарной организации штата. Структура и формы работы санитарной организации в штатах ие унифицированы. Как правило', в каждом штате имеется санитарная организация, входящая в департамент здравоохранения штата, подчиненного губернатору штата и совершенно независимого от федерального управления здравоохранения. Федеральное управление здравоохранения, в ряде случаев субсидируя санитарные организации штатов, иногда оказывает на них некоторое давление, стимулируя их к согласованным санитарным мероприятиям. Для наблюдения за использованием отдельными штатами получаемых из центра субсидий федеральное управление здравоохранения назначает в штаты своих уполномоченных (одного на 10—15 штатов; всего таких уполномоченных в США — 6), возглавляющих так называемый «федеративный санитарный округ».

В крупных городах имеются самостоятельные департаменты здравоохранения со своей санитарной организацией, подчиненные мэру города. В графствах санитарный надзор осуществляется санитарными чиновниками (Jutltime officers); чаще всего — это врачи (около 60%). Многие из них занимаются одновременно частной практикой. Нередко занимаются частной врачебной практикой даже директор департамента здравоохранения и руководитель санитарной организации штата. В ведении санитарной организации каждого штата и крупного города находится санитарная лаборатория. В большинстве случаев лаборатории содержатся за счет субсидии федерального правительства или за счет благотворительности американских миллиардеров (Рокфеллеровская миссия, фонд Рузвельта, Карнеджи и др.).

Взаимоотношения между департаментом здравоохранения штата и санитарными чиновниками графств в разных штатах разрешаются по-своему, в зависимости от установок местного законодательства. В одних штатах санитарный чиновник графства подчинен дирекции департамента здравоохранения, в других штатах он совершенно независим от департамента здравоохранения, а подчиняется только администрации графства. Департамент здравоохранения штата в подобных случаях может иметь некоторое влияние на графства путем выдачи им субсидий, таким же путем, как и федеральный орган здравоохранения влияет на санитарное дело в отдельных штатах.

При некоторых крупных медицинских школах (Харвард, Джон Хопкинс) существуют особые школы здравоохранения (Public Healt School) для врачей-гигиенистов— будущих санитарных чиновников. Американская ассоциация здравоохранения ведет кампанию за то, чтобы требовать от всех санитарных чиновников дипломы этих школ. Многие штаты уже их теперь требуют. В среднем этими школами выпускается от 80 до 100 гигиенистов в год.

В США в организационных формах санитарного дела особо выпукло выявляются черты, делающие санитарную организацию малоактивной, сводящие всю ее деятельность к крохоборчеству. Распыленность санитарной организации, отсутствие плановости, единства руководства, вплоть до полной автономии в отдельных случаях санитарного чиновника графства, обрекают заранее на бесплодие все благие порывы отдельных деятелей США в области санитарии.

VI. Бельгия. Все виды санитарного надзора, исключая промышленной, сосредоточены в министерстве внутренних дел и гигиены, в составе которого имеется Управление здравоохранения с Высшим советом общественной гигиены. В ведении управления здравоохранения состоят 22 санитарных врача, 21 пищевой санитарный инспектор (врачи и химики) и 4 инженера, ведущие санитарно-технический надзор за строительством.

Для занятия должности санитарного врача требуется, помимо диплома об окончании медицинского факультета, стаж не менее трех лет общеврачебной работы и свидетельство об окончании курсов специализации продолжительностью не менее трех месяцев.

На местах организованы в каждой области медицинские комиссии, члены которых (врачи, ветеринары, фармацевты, архитекторы) персонально назначаются королем. В задачи этих комиссий входит надзор за выполнением санитарного законодательства и дача предварительных заключений по проектам санитарных установок.

В портах (Антверпене, Остенде и др.) учреждены особые портовые санитарные комиссии.

Промышленно-санитарный надзор осуществляет министерство труда, имеющее генерального санитарного инспектора труда и 10 районных инспекторов (все врачи) на всю страну (в среднем 1 на 100 000 рабочих). Санитарная инспекция министерства труда имеет в своем ведении центральную лабораторию и издает свой журнал («Bulletin du service medicale du travail»).

Консультация по санитарному законодательству

1. Вопрос. На основании чего можно предъявить хозорганам требование об обязательном проведении мероприятий по санитарии? (Госсанинспектор В. Н. Орлова, Ленинград).

Ответ. В разделе IV постановления XVI Съезда советов РСФСР по докладу НКЗдрава от 23.1.1935 (СУ, 1935 г., № 9, ст. 98) Госсанинспекции предложено дать каждому крупному предприятию, каждой новостройке, совхозу, колхозу конкретный план-задание по санитарному благоустройству. Отсюда вытекает обязательность выполнения хозорганами предложенных им Госсанинспекцией планов-заДаний. !

Кроме того в статье 3 постановления СНК РСФСР от 21.1.1930 «О санитарном минимуме» (СУ, № 24, ст. 322) сформулировано, что расходы по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, финансирование которых по закону возложено на хозорганы, производятся последними в установленном законом порядке. В статье 1? Положения о Госсанинспекции РСФСР, утвержденном постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20.Ш.1934, установлено, что, осуществляя саннадзор, госсанинспектора дают распоряжения о проведении санитарных мероприятий, связанных с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил, с указанием сроков их исполнения. Эта статья закона определяет обязательность для хозорганов выполнения предложений Госсанинспекции в части, касающейся соблюдения санитарного режима, установленного соответствующими правилами.

2. Вопрос. Что является законным основанием для предъявления требования о предоставлении в сельской местности госсанинспектору и его помощнику транспортных средств? (ГСИ, Воронцов, Азово-Черноморский край).

Ответ. В статье 12 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.VI.193:> (СУ, 1930 г., № 39, ст. 481) «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» установлено, что «квалифицированные медицинские работники, обязанные совершать служебные поездки по району, обеспечиваются бесплатным транспортом в натуре или же на основании соглашений, заключаемых на местах, им возмещаются расходы по разъездам». Госсанинспектора и их помощники подпадают под действие вышеприведенной статьи закона. Возмещение расходов вместо предоставления транспорта в натуре допускается только с согласия работника, причем размер возмещаемых расходов устанавливается по соглашению сторон или от случая к случаю, или в форме твердой надбавки к заработной плате.

В пункте 5 раздела II постановления XVI Всероссийского съезда советов от 23.1.1935 по докладу НКЗдрава также написано: «Обязать райисполкомы и сельсоветы... обеспечить врачей транспортными средствами для разъездов».

Приведенные выдержки из законодательства дают право ГСИ и его помощнику предъявлять требования о предоставлении транспортных средств для разъездов по району в сельских местностях.

3. Вопрос. Установлены ли обязательные нормы обеспеченности банями рабочих совхозов и какие именно? (ГСИ, Лобанов, Саратов).

Ответ. В соответствии с указаниями СНК РСФСР от 12.У.1935 за № 555/38 Главной санитарной инспекцией РСФСР предложено местным органам Госсанинспекции (циркуляр № 84/34 от 5.У1.1934 г., «На фронте здравоохранения», офиц. отдел, 1934 г., № 12) установить наблюдение за выполнением вышеуказанного постановления правительства о необходимости обеспечить совхозы, имеющие более 300 рабочих, санитарно-пропускным'и пунктами; более мелкие совхозы, а также отделения (фермы) крупных совхозов, расположенных дальше 2 км от центральной усадьбы, обеспечить банями с пропускной способностью 5—10 человек в час. г

4. Вопрос. Обязан ли хозорган при строительстве нового совхоза строить помещение для больницы, амбулатории? (Ленинский райздрав).

Ответ. В § 8 постановления СНК СССР от 12.1.1930 «Об условиях труда в советских хозяйствах» (СЗ, № 6, ст. 70, 1930 г.) предложено, чтобы в планах строительства новых совхозов и значительного расширения существующих предусматривалось полное обеспечение совхоза больничными и школьными помещениями. Ежегодные ассигнования на эту надобность должны быть предусмотрены в производственно-финансовых планах совхозов.

5. Вопрос. Как должен госсанинспектор осуществить закрытие предприятия? (Госсанинспектор Барсова, Ростов).

Ответ. В пункте «д» статьи 17 Положения о Госсанинспекции РСФСР, утвержденного постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20.111.1934, госсанинспектору предоставлено право приостанавливать до проведения необходимых санитарных мер эксплоатацию предприятий, пользование помещениями и складами, а также

закрывать на срок или бессрочно вредные и опасные для здоровья производства-

В примечаниях к этой статье закона указано, что при закрытии предприятий местного значения требуется утверждение областного (краевого, АССР) гоЬ-санинспектора, а для закрытия предприятий республиканского или общесоюзного-значения — утверждение главного госсанинспектора РСФСР.

В инструкциях для отраслевых госсанинспекторов, утвержденных НКЗдравом РСФСР (см. статью 14 инструкции для ГСИ по пищевой санитарии за № 14/35 от 29.1.1935 и др.), это требование закона' уточнено в том смысле, что закрытие-целиком предприятия общесоюзного или республиканского значения или закрытие отдельных помещений такого предприятия, которое должно повлечь за собой прекращение функционирования предприятия в целом, допускается с обязательного предварительного утверждения главного санитарного инспектора РСФСР.

Во всех прочих случаях, т. е. в случае закрытия предприятия областного значения и ниже, а также в случае закрытия отдельных помещений «а предприятии общесоюзного или республиканского значения, не влекущего за собой приостановку деятельности предприятия в целом, постановление о закрытии выноЬится и приводится в исполнение местным госсанинспектором (вплоть до участкового) с последующим (не позже чем через 3 дня по вынесении постановления) направлением всего материала по делу на утверждение ГСИ области (края, АССР).

О закрытии предприятия госсанинспектор выносит мотивированное постановление; типовой образец такого постановления приведен во 2-м выпуске сборника «В пом'ощь госсанинспектору», стр. 42 (сборник разослан ГСИ РСФСР в июле 1936 г.). В постановлении следует обязательно указать, закрывается ли предприятие (помещение) бессрочно или на определенный срок, а в последнем случае — по выполнении каких именно условий или с какого времени допускается возобновление эксплоатации предприятия (помещения).

Постановление пишется в трех экземплярах, из которых один остается в делах госсанинспектора, второй вручается для исполнения ответственному за предприятие лицу, а третий посылается на утверждение ГСИ области (края, АССР).

Если ответственное за предприятие лицо отказывается или уклоняется от выполнения постановления ГСИ о закрытии предприятия или у госсанинспектора имеются основания опасаться последующей отмены, а также при особой санитарной значимости данного казуса (опасность распространения инфекции и т. п.), госсанинспектор опечатывает предприятие (помещение). При наличии сопротивления (активного или пассивного, как, например, отказ удалиться из помещения) на помощь приглашается милиция, обязанная согласно Положению о рабоче-крестьянской милиции, утвержденному СНК СССР 25.У.1931 (СЗ, № 33, ст. 247, 1931 г.), оказывать содействие всем представителям ведомственных инспекций в случаях, когда они встречают сопротивление при осуществлении предоставленных им по закону прав. 1

Срыв ответственным за предприятие лицом печати, наложенной Госсанинспекцией, и возобновление деятельности предприятия вопреки постановлению ГСИ является прямым злоупотреблением служебным положением и подпадает под действие статьи 109 УК РСФСР. Возбудить в этих случаях уголовное преследование следует через прокурора. Последний, обязан оказывать содействие Госсанинспекции при осуществлении возложенных на нее по закону функций по санитарному надзору (см. циркуляры НКЮста РСФСР, № 12а, 1931 г., № 92, 1932 г. и № 8, 1934 г.;-' текст их приведен во 2-м выпуске «В помощь госсанинспектору», стр. 32—34. Прямая директива прокуратуре об активной помощи с ее стороны Госсанинспекции в борьбе с нарушителями санитарных правил содержится также в водной части постановления XVI Всероссийского съезда советов по докладу НКЗдрава РСФСР от 23.1.1935 (СУ, № 9, ст. 98, 1935 г.), где ясно и четко сформулировано: «Съезд обязывает Госсанинспекцию, органы НКВД, прокуратуры и суда со всей энергией стать на защиту санитарных требований, используя все права государственной власти в борьбе за санитарию в особенности на пищевых и промышленных предприятиях».

6. Вопрос. В какой степени торговая инспекция должна проверять соблюдение санитарных правил в торговых предприятиях и каковы ее взаимоотношения с Госсанинспекцией? (Санврач В. Красаткина, БССР).

Ответ. В постановлении СНК СССР от 19.Х.1934 г. «О Государственной торговой инспекции при НКВТорге СССР» (СЗ, № 53, ст. 412, 1934 г.) на торговых инспекторов возложена проверка выполнения в подконтрольных предприятиях санитарных правил, установленных Санитарной инспекцией.

Постановлением СНК СССР от 19.111.1935 «О контроле за санитарным состоянием хлебозаводов и хлебопекарен» (СЗ, № 15, ст. 119, 1935 г.) на Госторговую инспекцию возложен также контроль за соблюдением санитарных правил всеми хлебопекарными предприятиями, не входящими в систему Союзпромхлебопече-ния (теперь—Главхлеба НКПищепрома СССР).

В развитие этих постановлений правительства в изданной НКВТоргом инст-

рукцни о работе Госторговой инспекции (по линии Госсанинспекции извлечение из инструкции разослано при циркуляре ВГСИ от 16.XI.1935 г.). В статье 33 вменено в обязанность инспекторам Госторгинспекции контролировать в первую очередь:

а) выполнение предписаний ГСИ в части внешней обстановки работы проверяемого предприятия, как-то: наличие санитарного журнала, соответствие помещения характеру торговли, степень чистоты, наличие вентиляции, соответствие температуры воздуха требованиям, предъявляемым к данному типу предприятий, наличие приспособлений, предохраняющих продукты от порчи, загрязнения, от мух и т. п.;

б) соблюдение правил обращения с продуктами, в особенности в части сро1-ков и способов хранения скоропортящихся продуктов;

в) наличие санитарных билетов (карточек) у персонала предприятия и прохождение персоналом медосмотров.

На совещании при ВГСИ с участием представителей НКВТорга 4.1Х.1935 г. (протокол совещания разослан при цуркуляре ВГСИ от 1.1Х.1935 г.) постановлено: а) предоставить торговым инспекторам право при обнаружении недоброкачественных в санитарном отношении продуктов приостанавливать их продажу впредь до осмотра их госсанинспектором, б) установив в контролируемых торговых точках антисанитарное состояние, вызывающее необходимость закрытия предприятия, госторговый инспектор сообщает об этом по принадлежности Госсанинспекции.

Госторговые инспектора проверяют также выполнение отдельных предписаний ГСИ, занесенных в санитарный журнал предприятия или о которых Госсанинспекция специально поставила в известность Госторгинспекцию на предмет последующей проверки этих предписаний.

По РСФСР предложено госсанинспекторам установить контакт с представителями торговой инспекции и ставить их в известность о случаях антисанитарии в торговых предприятиях и хлебопекарнях (не системы НКПП), требуя от торг-инспекции наблюдения за проведением в жизнь требований Госсанинспекции (циркуляр Главной санитарной инспекции РСФСР, № 3706/106 от 28.1V.1935 г.; см. «В помощь госсаяинспектору», выпуск 2-й, Биомедгиз, 1936 г., стр. 68).

7. Вопрос. Какие действуют в настоящее время санитарные правила для ларикмахерских? (Госсанинспектор Шапиро, Москва).

Ответ. В отмену санитарных правил НКЗдрава РСФСР от 4^.1928 г. по устройству, оборудованию и содержанию парикмахерских Главной санитарной инспекцией РСФСР разосланы при циркуляре за № 3706/119 от 17.Ш.1936 г. новые санитарные правила. Эти правила надо рассматривать как руководящие указания местным органам Госсанинспекции при проверке ими санитарного состояния парикмахерских и при разрешении вопроса об открытии новых парикмахерских.

На основе этих правил госсанинспектора должны разработать проекты местных обязательных постановлений, представив их в установленном порядке на утверждение соответствующего исполкома (горсовета). Для того чтобы правила были обязательными для всех парикмахерских и для работающего в них персонала в пределах данной территории (край, область, город), должно быть непременно издано обязательное постановление местного органа советской власти. Такое обязательное постановление конкретизирует санитарные требования применительно к специфическим местным условиям, приближает эти требования к исполнителям и является бесспорным законным основанием для наложения на нарушителей административных взысканий (штраф, исправтрудработы).

8. Вопрос. В каком порядке и за чей счет осуществляются медосмотры работников пищевых предприятий? (ГСИ, Бакина, Вологда).

Ответ. 1.Х.1936 г. СНК СССР принято постановление за № 1769, по которому медосмотры работников пищевых предприятий осуществляются в обязательном лорядке амбулаториями и поликлиниками местных здравотделов за счет предприятий и учреждений, в которых состоят на работе лица, подлежащие медосмотру.

Такса за медосмотры устанавливается местными исполкомами и горсоветами на основе генеральных соглашений, заключаемых:

а) в отношении предприятий союзного значения — НКЗдравом СССР с соответствующими союзными наркоматами (НКППром, НКВТорг и т. д.);

б) в отношении предприятий республиканского и местного значения — на основе соглашений, заключаемых республиканским НКЗдравом с соответствующим республиканским наркоматом, в ведении которого находятся пищевые предприятия.

Доход, получаемый от медосмотров, зачисляется в спецсредства учреждений, ©существляющих медосмотры, и расходуется исключительно на оплату труда работников, производящих медосмотры, и на прочие мероприятия, связанные с медосмотрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.