Научная статья на тему 'Врачебно-санитарный строй в Венгрии'

Врачебно-санитарный строй в Венгрии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Врачебно-санитарный строй в Венгрии»

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Д-р 3. ПАРТОШ (Москва)

Врачебно-санитарный строй в Венгрии

Венгерский закон о здравоохранении был издан в 1876 г. В это время Венгрия представляла собой отсталую аграрную страну, несмотря на революцию 1848 г., которая «ликвидировала» крепостное право "в условиях полуфеодального строя. Еще в 1896 г. из 2389 ООО хозяйств с 36 ООО ООО моргенов 12 000 000 моргенов (т. е. одной третью) владело 4 000 крупных землевладельцев-помещиков. Остающиеся 24 000 000 моргенов распределялись так: 2 000 000 моргенов находились в собственности 1 300 ООО мелких крестьянских хозяйств, 17 000 ООО моргенов принадлежали 1000 000 крестьян и остальные 5000000 моргенов принадлежали зажиточным (кулакам) крестьянам. Совершенно не имеющих земли (батраков) насчитывалось около 2 ООО 000 человек.

В 1888 г. .в стране насчитывалось всего 938 фабрично-заводских предприятий, на которых было занят-о 89950 рабочих; число рабочих горной промышленности составляло 40363 человека. Промышленность Венгрии тогда только начинала развиваться. Казалось бы, что ;в этой стране закон по здравооохранению в соответствии с положением этой страшы и других стран появился очень рано.

В 1890 г. в Венгрии насчитывалось населения 17 468 781 человек.

Таблица I

Рождаемость Смертность Детская смертность

Годы Абсолютные числа °/оо Абсолюттые числа % 0 Абсолютные числа %

1881—1900 1891—1900 1901—1910 728 000 741 000 743 000 44 40,6 37,0 537 000 545 000 515 000 32.5 29,9 25.6 174 000 155000 23,4 20,8

Таблица 2

Смертность по годам

Тиф Дифтерия Скарлатина Туберкулез

Годы Абсолютные числа % 00 Абсолютные числа %оо Абсолютные числа %оо Абсолют-ныз числе °/ооо

1891—1895 6 000 3,1 30 000 17,0 12 000 6,5 49 000 27,5

1901—1903 5 600 2,9 9 200 4,7 21 000 10,7 78 000 39,6

1906—1910 5 500 2,7 8 300 4,1 20 0С0 9,9 77 0Э0 37,4

В действительности венгерский закон об охране-здоровья представлял собой лишь этап борьбы между промышленной буржуазией р феодальной знатью — крупными помещиками, которые не могли воспрепятствовать изданию закона, но

могли .противодействовать его проведению, так как департаменты находились в их руках. Даже' текст закона был таков, что давал возможность крупным поме- ' щикам отодвинуть его осуществление на 50 лет. Но 50 лет давно уже прошли, а условия жизни сельскохозяйственного пролетариата до сих пор остались почти такими же, какими были при опубликовании закона 1.

Можно смело сказать, что венгерский закон об охране здоровья явился плохо удавшимся подражанием венгерского господствующего класса Западу. Нетрудно себе ¡представить, какую цену мог иметь закон .1876 г. об охране здоровья в стране, где сельскохозяйственные рабочие еще в начале XX века зарабатывали за 16-часовой рабочий день 50 крейцеров (40 копеек), в стране, в которой эти же рабочие еще в 1912—1913 гг. жили у помещиков в «квартирах», состоявших из одной «комнаты», одновременно служившей и кухней, где ютились, стряпали, спали, размножались и жили 3—4 рабочих семьи со своими многочисленными детьми, в общей сложности 20—25 человек. Эти условия вне улучшились ни после империалистической войны, ни даже после революций 1918 и 1919 гг. В резолюции Конгресса сельскохозяйственных рабочих в 1921 г. рабочие требовали от правительства белого террора: 1) введения рабочего дня продолжительностью в 12 часов, а во время уборки урожая не .свыше 15 часов; 2) запрещения использования помещиками детей моложе 14 лет в качестве наемных рабочих; 3). предоставления каждой семье самостоятельной квартиры, состоящей из одной комнаты и кухни; 4) издания ¡правительственного запрещения рабочим спать в хлевах. Эти требования Конгресса сельскохозяйственных рабочих от 1921 г. остались не осуществленными до сих пор, несмотря на закон о здравоохранении.

Положение промышленного пролетариата было несколько лучше ¡положения сельскохозяйственных рабочих. (Промышленный пролетариат вел тяжелую классовую борьбу за .улучшение своего положения, в то время, как неорганизованная масса сельскохозяйственного пролетариата, совершенно игнорируемая социал-демократией, страдала от зверской эксплоатации и гнета дворян-помещиков и от оружейных залпов жандармерии.

Закон об обеспечении промышленных -рабочих на время болезни, вступивший в силу в 1907 г., 50% вкладов по страхованию обязывал вносить самих же рабочих. Выдаваемые по этому закону ссуды по болезни составляли всего лишь 50°/о дневной заработной ¡платы, и только рабочие потерявшие трудоспособ-ность вследствие несчастного случая, получали 60"/о от заработной .платы в виде компенсации.

Закон о здравоохранении 1876 г. несколько раз дополнялся: закон, изданный в 1908 г., ¡постановляет организовать санитарную службу, по закону 1925 г. был основан в системе учреждений здравоохранения институт общественной гигиены; закон 1927 г. в корне изменил действующую до того времени систему страхования и централизойал страхование по болезни во всей стране. Страхование предусмат- ' ривало ¡промышленных рабочих, служащих, зарабатывающих в год меньше 3 600 пенго государственных пенсионеров и пенсионеров общины, .армии и полиции, вдов, сирот и членов семьи всех этих категорий. На основании этого закона для остального населения было возможно факультативное обеспечение в случае болезни. И, наконец, второй закон 1927 г. берет за основу Международную конвенцию по вопросам труда от 1921 г. в отношении детей, занятых в ¡Венгрии в сельском хозяйстве. Наконец, последним законом в .1935 г. организуется медицинская палата. Право заниматься врачебной практикой получают только члены этой палаты. Этим законом создана основа корпорации врачей деревенских округов и тем самым эта корпорация освобождается от власти муниципалитетов и департаментов.

С декабря 1919 г. все венгерское здравоохранение подчиняется вновь созданному »министерству труда и общественного ¡призрения. До революции делом здравоохранения занимался государственный секретариат при министерстве внутренних дел. В созданном министерстве труда и общественного призрения организуются 8 отделов, которые ведают здравоохранением. Эти 8 отделов руководятся тремя государственными секретарями. Первый отдел осуществляет управление медицинским ¡персоналом в узком смысле (административная служба, законодательство, волостные врачи, подготовка всех кадров медицинских работников), второй отдел занимается вопросами борьбы с заразными заболеваниями, ведая гигиеной воздуха, воды, земли, продуктов питания и похоронным делом.

¡В ведении третьего отдела находятся так называемые социальные болезни-туберкулез, венерические болезни и алкоголизм; санатории, консультации, сани-

1 Недавно в Будапеште вышла в свет книга крупного писателя современной Венгрии Н. Иллэш. В этой книге описываются санитарно-гигиенические условия

и жизненный уровень сельскохозяйственного пролетариата и мелкого крестьян- . ства. Эти описания очень напоминают изображенное, в книге Энгельса «Положение рабочего класса в Англии».

2 Пенго — около 35 копеек.

тарная пропаганда среди населения (жилищная гигиена, гигиена труда и транспорта). Четвертый отдел занимается вопросами охраны материнства, младенчества и детства, пятый отдел — вопросами больниц, аптек, ваннами, спортом и спасанием погибающих, шестой—общественными сооружениями, седьмой — социальным обеспечением, и, наконец, восьмой — вопросами обеспечения армии врачебными силами.

С 1025 г. этому министерству непосредственно подчинены: 1) государственный совет по вопросам гигиены, 2) Институт общественной гигиены, 3) музей гигиены. Санитарную службу в стране несут 800 волостных и городских врачей, 200 городских и сельскохозяйственных врачей округов, 40 департаментских, т. е. городских старших врачей1. В 11933 г. в Венгрии было 8 841 000 жителей,

Районные врачи/несут санитарную службу в деревнях. Район охватывает 5—'8, иногда даже 10—12 деревень, населенных в общей сложности 8 000, 10 ООО и ¡18 000 жителями. Обычно эти деревни находятся от местожительства районного врача на расстоянии от 5—6 до^ 12—>15 км. Районные врачи консультируют по вопросам санитарии и гигиены' ' в общинных советах подведомственных лм деревень. Так. как врачи в Венгрии не имеют права осуществлять административные функции, то свои пожелания они передают соответствующим административным органам общины.

Э'ти врачи находятся в подчинении у врачей сельского округа.

Крупные, общины не подчиняются районам и сельским округам. Такие общины назначают общинного врача, который работает вместе с бургомистром и по службе подчиняется страшему врачу департамента.

Врачи. сельских округов во многих врачебных районах несут санитарную службу. Они являются консультантами по вопросам санитар,им и гигиены при окружных судьях и выполняют необходимые административные мероприятия через окружных судей. Подчиняются эти врачи старшему врачу департамента. Старшие врачи департамента руководят санитарно-гигиенической работой целого департамента; необходимые административные мероприятия они проводят через префектов. Одновременно старшие врачи являются консультантами по вопросам санитарии и гигиены при Совете департамента. В служебном отношении они подчиняются соответствующему отделу министерства.

Большие города делятся на районы, в которых санитарную службу несут городские районные врачи. Городские районные врачи работают в магистрате,' а в служебном отношении подчинены старшему городскому врачу, который в свою очередь, так же, как и старшие врачи департамента, подчиняется соответствующему отделу министерства. Старшие городские врачи являются консультантами по вопросам' санитарии и гигиены в городском совете. Таким образом, схема санитарной организации представляется в следующем виде:

Министерство

Старшие врачи департамента (префект департамента)

\

Врачи мелких городов (общинные врачи)

(общинный совет) бургомистр

Старший врач большого города (городской совет, бургомистр)

Ф

Врачи городских районов (совет городского района, бургомистр)

Врачи сельских округов (судья округа)

Ф

Районные врачи (общинный совет сельский нотариус)

Перечисленным категориям врачей подчиняется санитарно-медицинскей вспомогательный персонал, состоящий из акушерок, сестер, производящих дезинфекцию при эпидемиях и наблюдающих за медицинским снабжением, и патронажных сестер, в обязанность которых входит работа по охране материнства и младенчества.

Работа этого санитарного аппарата заставляет желать много лучшего. Жалованье районных врачей,- несущих санитарную службу в деревнях, крайне низкое (150—180 .пенго в месяц). Они принуждены заниматься частной практикой, которая в условиях обнищания населения сводится почти к нулю. Районный врач обычно живет в одной из больших деревень своего района (казенной квартиры он не получает, располагая лишь .небольшой для этой цели суммой, которая, однако, далеко не покрывает стоимости квартиры) и отсюда должен обсуживать деревни своего района, иногда удаленные на несколько километров. Врач дол-

1 В 1933 г. министерство труда и общественного призрения было ввиду крупных злоупотреблений ликвидировано. С этого времени венгерское здравоохранение' подчиняется министерству внутренних дел. 1

жен посещать близлежащие деревни один раз в неделю, а более отдаленные (10—20—25 км)— раз в 2 недели в заранее назначенный день. Значительное большинство врачей лишено возможности иметь собственный экипаж, поэтому они ейдят в наемных экипажах. Вполне естественно, что врачи, когда это возможно, пренебрегают своими поездкам-и, чтобы съэкономить деньги, получаемые в весьма ограниченных суммах на разъезды.

Обязанности районного врача чрезвычайно разнообразны. Его работа очень трудна, а нагрузка чересчур велика. В обязанности районного врача входит: 1) оказание врачебной помощи всем больным его района, неимущим1 без вознаграждения, прочим за чрезвычайно низкий установленный государством гонорар; 2) посещение школ, ясель и квартир сельскохозяйственных рабочих, бакалейных и прочих продовольственных магазинов, гостиниц, поселков и т. д. его района 1 раз в 3 месяца; 3) борьба с эпидемическими заболеваниями; 4) производство прививок против заразных заболеваний; 5) осмотры больных; 6) осмотры мяса в деревне, где он живет.

Легко себе представить, как все эти функции выполняются врачом. Врач фактически находится под постоянным контролем помещиков, обычно являющихся ближайшими друзьями или даже родственниками судьи—-начальника этого врача. .Кроме того, врач округа получает от помещиков определенный годовой гонорар за вызйвьг :в качестве домашнего врача. Разумеется, что провести объективное санитарное обследование жилищ сельскохозяйственных рабочих и честно осуществлять надзор за санитарно-гигиеническими условиями рабочих врач лишен возможности, не может же он итти против интересов собственного на-чальста и своего работодателя.

Обнаружив инфекционные заболевания, районный врач должен сейчас же поставить об этом в известность судью или врача сельского округа. Это же врач обязан сделать и в случаях смерти от инфекционных болезней. По истечении -срока карантина врач должен сообщить о выздоровлениях и проведенных дезинфекциях. Врач обязан приклеивать на дверь жилища {дома), где находится заразнобольной красный знач» к, строго запрещающий вход в помещение посторонним лицам. В случае редких и опасных эпидемических заболеваний (оспа, сыпной тиф, холера и т. д.) врач района (округа или общины) должен телеграфно поставить об этом* в известность соответствующий отдел министерства- и префекта.

Подобным же образом и врач общины проводит свою работу в/небольшом городе. Врач" сельского округа, помимо проведения такой же работы, обязан проверять также работу районных врачей, акушерок ,и аптек своего округа. Об эпидемическом состоянии, смертях и выздоровлении от инфекционных заболеваний своего района врач сельского округа обязан оповещать раз в два 'месяца старшего врача департамента или бургомистра.

Только на основании удостоверения врача сельского округа (городского или районного врача) кто-либо может быть объявлен душевнобольным и принят в лечебницу. Подобным же образом проводится работа городских районе ных врачей, которые должны сообщать -о заразных заболеваниях (сейчас же' при их появлении) бургомистру или один раз в 2 месяца старшему городскому врачу. Врачам городских районов также разрешается частная практика. Эти врачи обязаны осуществлять, кроме того, санитарно-гигиенический надзор еа проститутками. Организация санитарной службы и работа ее аппарата иначе выглядит только в Будапеште, столице Венгрии. Здесь имеются 3 категории врачей. Во-первых, районные врачи, в обязанность которых входят -оказание врачебной помощи только неимущим больным; во-вторых, районные врачи, которые должны вести всю другую санитарно-медицинскую работу наравне с Остальными городскими районными врачами других городов, и, наконец, полицейские врачи, ведущие санитарно-медицимский надзор за проститутками и за проституцией вообще и являющиеся одновременно врачами полицейских тюрем.

Врачи всех категорий имеют право в некоторых случаях (при наличии больного заразной болезнью в школе или ;при повышении уровня эпидемических заболеваний и т. д.) закрывать школы на 3 .недели, по истечении которых они могут этот срок продлить. Закрытие школы по распоряжению врача должно быть подтверждено административными властями (судьей, бургомистром, префектом), но в ' силу вступает немедленно.

Главные врачи департамента и .города ^непосредственно связаны с соответствующим отделом министерства.

1 Врачебная помощь больным беднякам является самой элементарной. Врач должен прописывать 'только утвержденные «нормальные рецепты», по которым лекарство отпускается в аптеке той деревни, где живет врач, бесплатно. «Нормальным рецептам», естественно соответствует «нормальное обследование» больного: «диагнозы» ставятся «на-глаз».

Консультация по санитарному законодательству

1. Вопрос. В каких случаях допустимо наложение штрафа го с с ая инспектором за служебные упущения санитарного порядка на работников отдела технического -контроля завода и на- ведомственных инспекторов управленческого аппарата? (Старший госсанинопектор по пищевой санитарии Ленинграда Агра-■новский).

Ответ. Действующее законодательство о Госсанинспекции {постановление ЦИК и СНК СССР от 23.XII.1933 г. и статья ,18-я постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 20.111. 1934 г.) дает право госсанинс-пектору налагать штрафы за нарушение установленных санитарных норм и правил (к -этому приравнивается нарушение предложений Гоесанинапекции). Под нарушением понимается определенное умышленное действие. Следовательно, если работник отдела технического контроля в процессе проверки качества продукций умышленно пропустил недоброкачественную в санитарном отношении продукцию, то в зависимости от обстоятельств дела он может быть или привлечен к уголовной ответственности (по статьям 109 или 112 УПК), или оштрафован за нарушение санитарных норм и правил в административном порядке.

Это также касается и действий руководящих работников госторговли, потребкооперации, пищевой промышленности и т. п., отдавших -распоряжения, являющиеся по существу нарушением, санитарных норм и правил.

В тех же случаях, когда работник отдела технического контроля, инспекторский или руководящий работник аппарата проявил небрежность, халатность («не досмотрел»), т. е. совершил то, что подпадает под термин «неосторожность», а не «умысел», в зависимости от конкретных обстоятельств дела может стоять вопрос о предании виновного суду (по статьям 111 или 112 УК) или о наложении на него дисциплинарного взыскания. Наложение штрафа в подобном случае незаконно. В подобных случаях штрафовать можно непосредственных виновников санитарного нарушения, тех, кто по своей должности обязаны были непосредственно выполнять, но не выполнили то или иное мероприятие (оперативных исполнителей). Как правило, следует избегать наложения штрафов на работников -ОТК, внутреннего инспекторского аппарата и т. п., выполняющих в основном также контрольные функции. Наложение на них штрафов можно допускать в редких случаях и только тогда, когда данное лицо своим непосредственным распоряжением обусловило отмеченное санитарное нарушение (г. е. в данном случае выполняло функции администратора распорядителя, а не контролера). Во всех случаях плохой работы персонала ОТК и т. п.,-что в конечном счете обусловливает санитарные нарушения, следует поступать так же, как в отношении-персонала санитарной службы, т. е. сообщить начальству по службе для наложения дисциплинарного взыскания.

2. Вопрос. Вправе ли вышестоящий госсанинспектор принять к своему рассмотрению жалобу :по делу -о штрафе, прошедшем две инстанции: госсанинспектор участковый и городской? (ГОИ Карельской АССР, Ярошевич).

Ответ. В точном соответствии со статьей 6-й инструкции «О порядке взыскания штрафов, наложенных органами Госсанинспекции», утвержденных НКЗдра-вом и НКФином РСФСР по согласованию с НКЮстом от 15.1.1935 г. за № 8/мв, постановление районного (городского) госсанинспектора по жалобе на штраф, наложенный участковым госсанинспектором, является окончательным и дальнейшему обжалованию не .подлежит.

Это означает, что в случае подачи -при этом жалобы (а подавать жалобу кому бы то ни было запретить нельзя) взыскание штрафа не приостанавливается. Краевой (АССР) госсанияспектор при подобном казусе вправе отказать в рассмотрении жалобы по процессуальным мотивам. Однако не исключено право вышестоящего госсанинспектора (вплоть до ГСИ РСФСР) затребовать , любое дело по наложению штрафа от нижестоящего ЛОИ и, если для этого- имеются основания, пересмотреть дело в порядке надзора по существу и вынести по нему свое -постановление, хотя бы это дело прошло уже две установленные в -§ 6 инструкции от 15.1.1935 -г. инстанции. Это прерогатива вышестоящего ГСИ, к которой следует прибегать при наличии особо серьезных показателей.

3. Вопрос. Правильно ли поступила- Госсанинспекция, запретив применение с косметической целью физиотерапевтической аппаратуры в парикмахерской? (Санврач В. Красавкина, Одесса).

Ответ. Местная Госсанинспекция поступила совершенно правильно, запретив применение в ¡парикмахерской физиотерапевтической аппаратуры (д'Арсонваль, фарадический ток и др.) с косметической -целью. Применение этой аппаратуры для ухода за кожей лица -и т. п. может быть допущено только в лечебном .учреждении или в специальном кабинете {в последнем—лод постоянным вра-

чебным наблюдением и при наличии соответствующей санитарной обстановки) с разрешения местной Госсанинспекции.

4. Вопрос. Как следует тарифицировать районного госсанинспектора, имеющего не врачебный диплом, а фармацевтический? (ГОИ Оренбургской области).

Ответ. В том случае, если районный госсанинспектор имеет диплом фармацевта с высшим образованием (провизор, аптекарский помощник, прошедший дополнительно специальные курсы усовершенствования, окончил Химфармин-ститут), то в соответствии с циркулярным письмом НКЗдрава ССОР от 23.1Х. 1936 г. № СП132 о приравнен»» работающих в учреждениях здравоохранения химиков, биологов и т. п. по тарификации к врачам, зарплата этому госсанинспектору может быть установлена по п. 14 закона от 4.Ш.1936 г.

Если же этот госсанинспектор-фармацевт со средним образованием (окончил фармтехникум, аптекарский помощник и т. п.), то его следует тарифицировать по. п. 16 закона от 4.111.1935 г. как фельдшера, заведующего самостоятельным врачебным пунктом. Данное разъяснение согласовано с зам. наркома здравоохранения РСФСР тов. В. А. Кангелари.

5. Вопрос. Должен ли госсанинспектор проверять санитарное состояние бойни и колбасного завода при наличии там ведомственной ветсанслужбы и вправе ли госсанинспектор штрафовать ветврача за обнаруженные на бойне санитарные нарушения?

Ответ. На основании законодательства о Госсанинспекции (постановление ЦИК и СНК СССР от 23.XII.1933 г. и постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 20.IH.1934 г.) гоосанинопектор осуществляет санитарный контроль над всеми предприятиями и учреждениями, независимо от того, имеется ли там представитель ведомственной санслужбьс или нет. Бойни и колбасные предприятия являются одними из существеннейших объектов санитарного контроля. Наличие ветврача на бойне не лишает госсанинспектора права и не освобождает от обязанности осуществлять там самый строгий санитарный контроль. Если этот ветврач является заведующим 'бойней или заместителем заведующего, то вполне уместно в надлежащих случаях налагать на него штраф за обнаруженные на бойне нарушения установленных санитарных норм и правил. Если же ветврач не является администратором, а только представителем ведомственного ветсаннадзора (ветсанелуж-ба), то в соответствии со статьей 24 инструкции 'НКЗдрава для ГОИ по пищевой санитарии от 29.1.1935 г. наложение штрафа на такого ветврача не допускается. О всех его упущениях но работе ПСИ должен сообщить вышестоящему органу санелужбы для наложения на ветврача дисциплинарного взыскания, а в случаях особо крупных недочетов может быть поставлен вопрос предания этого ветврача суду.

6. Вопрос. Установлена ли в законодательном порядке обязательность периодической дезинфекции школьных помещений? (Санврач В. Н. Ве.рушкина, Москва).

Ответ. Обязательность периодической дезинфекции в школах (без особых эпидемиологических показаний) не установлена.

В разделе IX Санитарных правил для городских школ и детсадов, утвержденных ГСИ РСФСР 19.IX.1936 г., предусмотрена обязанность генеральной уборки один раз в месяц всех школьных помещений; при этом могут быть применены и дезинфицирующие средства (желательно не сильно пахнущие). В разделе VI тех же правил (ст. 5 и 7) предусмотрена обязательность повседневного применения дезинфекционных средств (по указаниям госсанинспектора) при очистке и уборке умывальных и уборных в школах.

7. Вопрос. Допустимо ли оставление в должности заведующего санитарно-бактериологичеекой лабораторией лица с фармацевтическим образованием и как следует такого заведующего тарифицировать? (Зав. Егорьевским райздравом Московской области).

Ответ. В законодательном порядке обязательность врачебного диплома для заведывания санитарно-бактериологической лабораторией не установлена. На эту должность может быть допущена, лицо, имеющее диплом химика, биолога и т. п. Допустимо также назначить на эту должность соответствующего по своим знаниям и опыту фармацевта с высшим образованием, прошедшего надлежащую переквалификацию. Что касается тарификации такого зав. лабораторией, то в соответствии с циркуляром НКЗдрав-а. СССР от 23.IX.1936 г. приравнение в отношении ставок зарплаты химиков, биологов и т. п. лиц, работающих в системе здравоохранения, к врачам, лицо с высшим фармацевтическим образованием, должно тарифицироваться, наравне с врачами по занимаемой должности, по ставкам, установленным в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от- 4.Ш.1935 г.

8. Вопрос. Полагается ли 1(3°/о прибавка к зарплате работникам санитарно-химической лаборатории, имеющим дело с химическими вредностями? (Директор Горьковского института санитарии и гигиены).

Ответ. В законе от 4.ШЛ935 г. «О повышении зарплаты медработникам» и в инструкции, изданной в развитие закона, предусмотрены надбавки к зарплате

только для медработников, работающих на сывороточно-вакцинном производстве, в заразных отделениях, в психиатрических лечебных заведениях и в 'рентгеновских кабинетах. Для медперсонала, .соприкасающегося в работе с химическими вредностями, прибавка к зарплате не установлена.

9. Вопрос. Имеются ли рекомендованные НКЗдравом нормы уборки для дворников? (ТОЙ Красноярска, Кузнецов).

Ответ. Норм уборки для дворников, рекомендованных НКЗдравом или НКХозом, не имеется. Во многих городах (в том числе и в Москве) местные горсоветы утверждают положение о дворниках и устанавливают для них нормы уборки. Эти нормы в Москве весьма диференцированы в зависимости от степени людности данной улицы, от одежды улицы (асфальт, булыжник и т. п.) и колеблются от 250 до Й500 м2. Рекомендуем вам этот 'вопрос выяснить в Обкоме работников коммунального хозяйства. Насколько нам известно, но линии ЦК этого союза такие нормативы разработаны.

10. Вопрос. Какие возможны со стороны Госсанинспекции меры воздействия в отношении частных домовладельцев, которые в интересах наживы переуплотняют свои дома, что обусловливает их скверное санитарное состояние? (Зав. санстанцией в Орджоникидзеграде Суслов).

Ответ. В соответствии со статьей 5 постановления ВЦИК от 14.V. 1923 г. «О муниципализации строений» (СУ, 1033 г., №' 44, ст. 465; см. также книгу «Жилищные законы», изд. НККХоз РСФСР, 1035 г., стр. 60) строения, бесхозяйственное содержание и использование которых установлено надлежащим образом, подлежат муниципализации. Факт разрушения жилища в результате его хищнической эксплоатации (переполнение) должен быть установлен органом жилищного контроля и местным коммунальным отделом. На основании этого возбуждается вопрос об изъятии дома у владельца и о передаче его в муниципальный фонд. Инструкция о применении закона от 14.\Л1923 г. издана НКЮстом 23.\Л1923 г. за № 226 (см. Сборник действующих циркуляров НКЮста РСФСР, изд. «Советское законодательство», М., 1934 г., стр. 54). Эта мера крайняя и прибегнуть к ней можно, если переуплотнение жилища влечет за собой его разрушение.

Согласно § 6 инструкции НККХоза РСФСР и НКЮста РСФ'СР от 27.1.1934 г. за '№ 7 «О постоянных пользователях и временных жильцах» вселение новых жильцов в комнату, занимаемую двумя или более плательщиками, допускается не иначе, как с согласия всех жильцов-плательщиков. Требование от частного владельца строгого соблюдения этого условия может в некоторой степени ограничить его стремление к переуплотнению жилища в интересах наживы. Во всяком случае недопустимо снижать жилплощадь ниже строгих норм. Госсанинспекция со своей стороны должна усилить контроль за подобными жилищами, настаивая на строгом соблюдении в них чистоты и благоустройства в соответствии с имеющимися по этому поводу местными обязательными постановлениями (или в соответствии с правилами НКЗдрава от Г5.1ХЛ922 г.) применять к домовладельцам репрессивные меры (штрафы) за- каждый факт нарушения санитарных правил. Прямого запрета уплотнять жилище в частном домовладении выше определенного предела в< законодательстве не установлено.

Для домов муниципального фонда вселение в порядке самоуплотнения допускается лишь в том случае, если излишки жилой площади постоянного пользования превышают 4 м2 на каждое вновь вселяющееся лицо или половину более высокой нормы пользования жилплощадью, установленной местными советами (статья 3 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 1.УШ4927 г. «Об урегулировании права пользования жилой площадью») для временных жильцов и в домах обобществленного сектора не установлен допустимый предел вселения.

Не исключается также для недопущения переуплотнения жилищ в частновладельческих домах возможность для Госсанинспекции договориться с местной милицией об отказе в прописке при отсутствии хотя бы установленного в законе от 1.У'Ш.:Ш27 г. минимума в 4 м2 на вновь вселяемое лицо.

11. Вопрос. Кто обязан проверять прохождение персоналом консервного завода медосмотра, заводской медпункт или госсанинспектор? (Фельдшер Борисовский Ейск Азово-Черноморского края).

Ответ. Согласно приказу НКЗдрава РСФСР от 11.XI.1934 г. «О здравпунктах на промпредприятиях» функции по санитарному надзору, в том числе и по контролю прохождения персоналом завода медицинских осмотров, в обязанности медпункта (здравпункта) не входят. Эти функции являются компетенцией ведомственной санслужбы и Госсанинспекции. Заведующий медпунктом только осуществляет медицинские осмотры по поручению амбулатории (поликлиники), в ведении которой медпункт состоит. Проверка личных санитарных , карточек, именных списков и т. п., для того чтобы убедиться, что все работники завода прошли установленные для них медосмотры и что на заводе соблюдается действующее законодательство о медосмотрах (постановление СНК СССР .от 1.Х. 1936 г. и постановление НКТПромаАи НКЗдрава от 15.111.1983 г.), является функциями санитарного надзора, а не медпункта. (

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.