Научная статья на тему 'Проблемы санитарного законодательства в третьей пятилетке'

Проблемы санитарного законодательства в третьей пятилетке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы санитарного законодательства в третьей пятилетке»

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

/ '

Доц. И. Я. БЫЧКОВ (Москва)

Проблемы санитарного законодательства в третьей пятилетке

Из отделения санитарного законодательства Центрального научного института Коммунальной санитарии и гигиены НКЗдрава СССР (дир.— заслуженный деятель науки

проф. А. Н. Сысин)

В своем историческом докладе на VIII Чрезвычайном, всесоюзном съезде советов СССР 25.XI.1936 г. товарищ Сталин отметил, что »наше советское общество добилось того, что уже осуществило в основном социализм, создало социалистический строй, т. е. осуществило то, что у марксистов называется иначе первой или низшей фазой коммунизма. Значит, у нас уже осуществлена в основном первая фаза коммуниз,ма, социализм. Сталинская Конституция является «регистрацией и законодательным закреплением того, что уже добыто и завоевано на деле»

В новой Конституции фиксированы права граждан — право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, право на образование; иначе — право на здоровую, бодрую, радостную жизнь. Особенность новой Конституции состоит, по определению ее гениального автора, в том, что она «не ограничивается фиксированием формальных прав граждан, а переносит центр тяжести на вопрос о гарантиях этих прав, на вопрос о средствах осуществления этих прав»

Среди имеющихся налицо гарантий немаловажную роль играет осуществление мероприятий по оздоровлению труда и быта, вопросы здорового жилища, водоснабжения, здоровых условий для отдыха, повышения уровня санитарно-технического оснащения предприятий, населенных мест и уровня санитарной культуры трудящихся. Деятельность санитарной организации, призванной реализовать оздоровление всех условий труда и быта, представляет существенное значение в социалистическом обществе. В своей работе санитарная организация опирается на стройную систему норм, на разветвленное санитарное законодательство. Важнейшим принципом советского права является принцип планового руководства всем хозяйством страны. В то время когда «буржуазно-государствен-ный аппарат играет по преимуществу роль полицейско-регулятивную»3, советский государственный аппарат и советские законы играют положительно стимулирующую роль.

Наше санитарное законодательство играет положительно стимулирующую роль в оздоровлении страны социализма; оно призвано своими нормативами обеспечить четкую и эффективную работу санитарной организации, обеспечить выполнение всеми отдельными звеньями советского организма, каждым отдельным гражданином СССР необходимых условий для оздоровления труда и быта.

Постановление июньского пленума ЦК ВКП(б) 1931 г. «О городском хозяйстве», постановление ЦК ВКП(б) от 19.VIII. 1931 г. «Об улучшении общественного питания» и обращение ЦК ВКП(б) от 22.XII.1933 г. «Ко всем парторганизациям, к работникам пищевых предприятий», постановление ЦИК и СНК СССР от 23.XII.1933 г. «Об организации Государственной санитарной инспекции», Положение о Всесоюзной госсанинспекции, утвержденное СНК СССР от 26.VU.1935 г., постановление ЦИК и СНК СССР от 23.VI.1933 г. «О составлении и утверждении проектов социалистической реконструкции городов и других населенных мест СССР», постановление СНК СССР от 23.IV.1934 г. «Об улучшении жилищного строительства», постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10.VII.1935 г. «О генеральном плане реконструкции города Москвы», постановление ЦИК и СНК СССР от 17.V.1937 Г- «О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения»— все это важнейшие документы общесоюзного санитарного законодательства,

1 И. В. Сталин, Доклад о проекте Конституции СССР, Партиздат, стр. 25, 1936.

2 Там же.

3 Из речи Л. М. Кагановича на XVII съезде ВКП(б); стенографический отчет, стр. 532.

За 20 лет Великой Октябрьской социалистической революции, очень много издано актов санитарного законодательства в отдельных союзных республиках.

Помимо «законов» в прямом смысле слова (постановления правительства) как по линии общесоюзной, так в особенности в отдельных союзных республиках в области санитарин издано очень много ведомственных постановлений (в основном — НКЗдрава СССР и НКЗдравов республик и др.).

Наше Санитарное законодательство на пороге третьей пятилетки представляет собой огромную массу материала, еще не вполне объединенную в единое целое. В этой массе материалов часть устарела, но формально не отменена.

Наряду с этим подлежат регламентации в санитарном законодательстве обязанности и условия так называемого предупредительно санитарного контроля (предварительное согласование с госсаннадзором выбора участка под строительство и строительных проектов);. Не уточнен в законодательстве вопрос о санитарной норме жилищной площади. Общепризнанные 8,25 м2 указаны в ведомг ственном циркуляре (в РСФСР — НКЗдрава и НКВД от 5.Х.1928 г.), но не утверждены в законе.

Вопрос о госпитализации остро заразных больных в законодательстве разрешен (в форме междуведомственного документа) лишь в отношении 5 конвенционных инфекций. Совершенно не предусмотрен в законе вопрос о принудительной госпитализации остро заразных больных. Не оформлена в законодательстве имеющая серьезное противоэпидемическое Значение сигнализация о всех остро заразных больных (так называемые экстренные извещения).

Особенности переходного времени, положившие свой отпечаток на все наше законодательство, до настоящего времени обусловливали быструю смену нашего законодательства и в области санитарной. В. И. Ленин еще на IV сессии ВЦИК в 1922 г. говорил: «Быстроты законодательства подобно нашей другие державы, к сожалению, не знают»Эти обстоятельства оправдывают то, что у нас до сих пор не проведена универсальная кодификация всего санитарного законодательства; устойчивость такой кодификации измерялась бы несколькими годами, в ряде случаев — месяцами.

Однако завершение второй пятилетки и завершение социалистической реконструкции всего нашего хозяйства, обусловившие введение в действие величайшего документа н,ашей эпохи — Сталинской Конституции, говорят о том, что создана определенная база для большей устойчивости всего нашего законодательства, в том числе и сани,тарного.

Открывая новую эпоху советской демократии, Сталинская Конституция поднимает вместе с тем на еще большую высоту авторитет и значение советского закона и проводит четкую границу между законами (согласно статьям 32 и ¡5:1 Конституции, законодательная власть осуществляется исключительно Верховным или Республиканским советом СССР) и остальными постановлениями и актами государственного управления (ведомственные распоряжения, постановления Советов депутатов трудящихся), которые должны быть подчинены закону.

Теперь вполне уместно и даже необходимо ставить вопрос о кодификации нашего санитарного законодательства, о едином санитарном кодексе как о важнейшем вопросе нашей практической работы по линии оздоровления труда и быта в СССР.

Создание НКЗдрава СССР, вступившего во второй год своего существования, и наличие в составе НКЗдрава Всесоюзной госсанинспекции, функционирующей уже 3 с лишним года, дают повод ставить вопрос о Санитарном кодексе как о сводном основном документе санитарного законодательства.

Проект Санитарного кодекса должен быть внесен на обсуждение Верховного совета СССР. Третья пятилетка должна обогатиться новым документом, свидетельствующим об успехах страны социализма, — Санитарным кодексом СССР.

' Успехи социалиетического строительства во всех областях народного хозяйства, техническая реконструкция промышленности, сельского хозяйства и населенных мест, рост общей материальной культуры трудящихся — основные вехи, определяющие пути оздоровления страны, пути развития у нас санитарного законодательства.

Опыт 20 лет работы советского здравоохранения, достижения гигиенической науки в СССР вооружили нас достаточно' вескими и научно проверенными данными для фиксирования их в виде норм санитарного кодекса, который должен быть, как и все прочие советские законы, «живым и оперативным выразителем воли партии и правительства, проникнутым духом борьбы за социализм»2.

Первый проект Санитарного кодекса РСФСР был подготовлен по заданию НКЗдрава Центральным научным институтом коммунальной санитарии в конце 1932 г., издан отдельной брошюрой и разослан для отзыва ряду учреждений и лиц3.

В 1933 г. этот проект был подвергнут весьма значительной переработке.

1 Ленин, Собр. соч., т. XXVII, стр. 319.

5 Из передовой «Правды» от 7.^111.1934 г.

3 См. нашу статью «Санитарный кодекс периода социалистической реконструкции», «Гигиена и социалистическое здравоохранение», № ю, 1932.

В 1935 г. второй вариант кодекса был подвергнут новой переработке и передан на заключение в Госплан РСФСР. В связи с постановкой в то время вопроса об организации НКЗдрава СССР дальнейшая работа над Санитарным кодексом была прекращена и проект его законсервирован.

В 1935 г. издан в виде брошюры на правах рукописи проект Кодекса законов по охране здоровья УССР, разработанный по поручению НКЗдрава УССР в украинских институтах социалистического здравоохранения и коммунальной гигиены.

Таким образом, мы в настоящее время располагаем как исходным материалом для составления проекта санитарного кодекса СССР двумя готовыми проектами, над которыми работали в течение нескольких лет ряд научных институтов и крупнейших специалистов-гигиенистов.

Наряду с проблемой издания санитарного кодекса по линии санитарного законодательства в третьей пятилетке предстоит:

а) уточнить в ведомственных инструкциях организационные формы деятельности и методы работы органов санитарного надзора;

б) издать санитарные правила для отдельных типов и видов учреждений и предприятий и отраслей хозяйства для проведения на основе этих правил оздоровления данных объектов;

в) укрепить местное санитарное законодательство путем уточнения функций и объема работы местных органов власти по изданию обязательных постановлений и путем влияния распоряжениями из центра на содержание этих постановлений. Роль местных обязательных постановлений в области санитарии в третью пятилетку должна усилиться.

Консультация по санитарному законодательству

1. Вопрос. Допустимо ли наложение госсанинспектором штрафа на администрацию больницы за ранНюю выписку заразного больного и за неправильное заполнение экстренных извещений? (Главврач детской больницы в Муроме.)

Ответ. Налагать штраф на медперсонал больницы за раннюю выписку остро заразного больного, за неправильности в экстренных извещениях и тому подобные проступки госсанинспектор не может. Подобные проступки не подпадают под смысл ст. 18 закона о Госсанинспекции «Нарушение установленных санитарных норм и правил», за что госсанинспектору предоставляется право штрафовать. В подобных случаях госсанинспектор должен, установив неправильность действий администрации больницы, добиться через здравотдел наложения на виновных соответствующих дисциплинарных взысканий.

2. Вопрос. Нужно ли иметь в штатах Госсанинспекции специальное лицо для принудительного взыскания штрафов (опись и продажа имущества и т. п.):' (Госсанинспектор г. Орджоникидзе т. Ражев.)

Ответ. С изданием постановления ЦИК и СНК СССР от 8.ХИ.1936 г. «О порядке взыскания штрафов, налагаемых госсанинспекторами» совершенно отпадает для Госсанинспекции надобность заниматься непосредственно описью и продажей имущества оштрафованных. Законом от 8.ХП.1936 г. ясно и четко установлено, что штрафы с лиц, работающих по найму, взыскиваются путем вычета с зарплаты, а с прочих — принудительным порядком органами милиции. Следовательно, теперь совершенно не нужно иметь в штате Госсанинспекции специаль.^ ного работника по взысканию штрафов.

3. Вопрос. Правильно ли поступает бухгалтер, отказывающийся по предложению госсанинспектора удержать из зарплаты штраф на том основании, что с данного лица уже производится удержание 50% зарплаты по исполнительному листу на содержание семьи (алименты)? (Госсанинспектор Харламова, г. Калинин.)

Ответ. Согласно примечанию 1 к ст. 289 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР, максимальный размер принудительных удержаний из зарплаты составляет 50°/о. Следовательно, если с кого-либо удерживается по исполнительному листу 50в/о заработка на содержание членов семьи, то бухгалтер законно отказывается от производства дополнительного удержания по предложению госсанинспектора. В подобных по существу весьма редких случаях штрдф может быть реализован: а) путем обращения взыскания на домашнее имущество оштрафованного (производятся опись и продажа имущества с соблюдением определенных процессуальных норм, согласно ст. 271 ГПК; с техникой этого можно ознакомиться у судебного исполнителя); б) в случае, если штраф наложен за нарушение местного обязательного постановления, можно войти в комиссию по адм-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.