Научная статья на тему 'Советское санитарное законодательство за 20 лет'

Советское санитарное законодательство за 20 лет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
197
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Советское санитарное законодательство за 20 лет»

работу с политической и общественной деятельностью в том или ином виде-(депутаты, мэры/ издатели и редакторы журналов и газет, публицисты и др.).

Великие социалисты-утописты «доставили драгоценный материал для просвещения рабочих» 1; но они, а тем более их последователи, не в состоянии были ни обнаружить истинные причины и корни обличаемого ими «общественного зла», ни указать поэтому действительных путей его преодоления. Они еще не видели и не поняли исторической роли класса, единственно способного осуществить замену капиталистической «цивилизации» строем подлинного — не утопического — социализма.

На смену утопическому социализму пришел научный коммунизм. «Для того-чтобы сделать из социализма науку, нужно было поставить его на реальную, прочную, незыблемую основу. И это было сделано Марксом»2.

В стране победившего социализма, СССР, осуществляются лучшие и самые смелые мечты великих утопистов, в том числе мечты Фурье о «праве на труд», закрепленном ныне в Сталинской Конституции, о соревновании, об уничтожении противоположности между интересами общества и интересами личности, между городом и деревней и др. Советское здравоохранение реализует «право-на здоровье» каждого члена социалистического общества.

Изучая в наши дни утопический социализм, как отошедший в прошлое «один из важнейших периодов в истории социализма»3, как один из источников научного мировоззрения пролетариата, мы не можем пройти мимо вопроса о том влиянии, какое он оказал в числе других областей на медицинскую и гигиеническую мысль прошлого. С этой стороны данный период пока мало изучен. Столетие'со дня смерти Фурье напоминает нам об этой невыполненной задаче.

Советское санитарное законодательство

за 20 лет

Из отделения санитарного законодательства Центрального института коммунальной: санитарии и гигиены НКЗдрава СССР

Санитарное законодательство в дореволюционной России в основном было представлено уставом медицинской полиции. .Этот устав входил как составная часть в XIII том Свода законов Российской империи. В уставе содержался ряд запретительных и карательных статей, «примитивно предусматривавших обязанности и ответственность обывателя и выдвигавших в качестве главных санитарных агентов чинов полиции» 4.

Относительно полнее было разработано законодательство по предупреждению заноса извне эпидемических заболеваний (чумы, холеры).

Совершенно отсутствовали законодательные акты, регламентирующие санитарное благоустройство населенных местностей, санитарную охрану труда. Установление элементарных обязанностей по санитарному благоустройству осуществлялось в некоторой степени обязательными постановлениями органов местного самоуправления (городские и земские управы), власть которых была, чрезвычайно ничтожна.

В итоге все санитарное законодательство дореволюционной России сводилось к полицейско-запретительным нормативам, имевшим своей основной целеустремленностью возможное недопущение вспышек массовых заразных болезней, жертвой которых могли сделаться и привилегированные слои населения, и наносивших ущерб экономическим устоям правящих классов.

Среди санитарного законодательства дореволюционной России не было ничего, чем можно было бы, воспользоваться после Октябрьской революции даже как литературным материалом. Советское санитарное законодательство пришлось создавать совершенно заново.

В п. 1 § 25 программы ВКП(б)' среди широких санитарных мероприятий, проведение которых ВКП(б) ставит своей целью, значится «создание санитарного законодательства». Осуществление этой задачи начато сразу после образования советского государства.

1 Маркс и Энгельс, т. V, стр. 511. «Манифест коммунистической, партии».

_ s Энгельс, т. XIV, стр. 378. Анти-Дюринг.

3 Энгельс, т. XIV, стр. 31. Анти-Дюринг.

4 Фрейберг, Сборник законов и распоряжений по вра^ебно-санитарному делу, Москва, 1919 г., стр. 320.

Приват-доцент И. Я. БЫЧКОВ (Москва)

Советское санитарное законодательство уже на первых ступенях своего развития отошло от запретительных норм для отдельных граждан, составлявших отличительный признак санитарного законодательства дореволюционной России. Основой советского санитарного законодательства с первых дней являются нормы положительного порядка, осуществление которых должно обеспечить определенные предпосылки улучшения санитарного состояния страны.

Советское санитарное законодательство по этапам его развития может быть разбито на 4 части: 1) законодательство периода гражданской войны (1918— 1922 гг. включительно), 2) законодательство восстановительного периода (1922— 1927 гг.), 3) законодательство периода первой пятилетки социалистического строительства (1928—1932 гг.) и 4) законодательство периода второй пятилетки — периода завершения построения социализма в нашей стране (1933—1937 гг.).

Советская власть объявила войну санитарному неблагополучию, полученному в наследие от царской России., В отчетном докладе СНК в ,1919 г. В. И. Ленин 1 говорил: «Если мы напряжем все свои силы, чтобы стереть с лица земли русской сыпной тиф — результат некультурности, нищеты, темноты и невежества, если мы все те силы, весь тот опыт, который приобрели в кровавой войне, применим в этой войне бескровной, мы можем быть уверенными, что в этом деле, которое все же гораздо легче, гораздо человечнее, чем война, мы завою-, ем себе успехи все большие и большие».

Напряженная борьба с эпидемиями — основной лейтмотив актов санитарного законодательства периода гражданской войны. В декрете СНК от 28.1.1919 г. «О мероприятиях по сыпному тифу» содержится ряд поручений отдельным органам (ВСНХ, Реввоенсовету, Чусоснабарму и др.) по осуществлений) определенных положительных мероприятий для ликвидации эпидемии сыпного тифа. Местным продовольственным органам предписано удовлетворять продуктами в первую очередь лечебно-санитарные учреждения. Жилищным отделам предложено немедленно отводить помещения под заразные бараки и госпитали. Всем советским > гражданским и военным органам в центре и на местах вменено в .обязанность оказывать полное содействие врачебно-санитарным организациям по борьбе с сыпным тифом, удовлетворяя все их требования и запросы. В этом документе, являющемся одним из первенцев советского санитарного законодательства, достаточно отчетливо выявлена характерная отличительная черта советского санитарного законодательства, а именно — упор в законе сделан не на административно-ограничительные нормативы, а на позитивно-стимулирующие.

Аналогичным актом санитарного законодательства, регламентирующим борьбу с эпидемиями в период гражданской войны, являются также: циркуляр НКЗдрава от 19.Х.1918 г. и от 27.XI.1919 г. «О мерах борьбы с сыпным тифом», от 5.VI.1919 г. и от 5.VI.1920 г. «О мерах по борьбе с холерой».'Ту же целеустремленность имеет декрет СНК от 30.IX.1920 г. «Об обеспечении населения республики банями» и циркуляр НКЗдрава от 9.Х.1920 г. «Об организации банных недель». Законодательным актом, отражающим период напряженной борьбы ,с эпидемиями, является также постановление правительства от 18.VIII.1918 г. «Об организации Центральной комиссии при НКЗдраве по борьбе с эпидеми-нескими болезнями». Этой комиссии были предоставлены чрезвычайные полномочия давать указания всем ведомствам и учреждениям и координировать работу всех органов НКЗдрава в части борьбы с эпидемиями.

Из противоэпидемического законодательства периода гражданской войны заслуживает упоминания также постановление НКЗдрава от 7^111.1918 г. «Об обязательном извещении врачами о случаях заболевания заразными болезнями или смерти ,от них». Это постановление сохранило свою силу в РСФСР до сих пор.

Наряду с. актами законодательства, несущими на себе отпечаток героических усилий по ликвидации эпидемий в условиях гражданской войны, первый период советского санитарного законодательства пополняется такж^ рядом декретов, отражающих стремление к созданию нормальных санитарных условий для трудящихся во всех областях труда и быта.

Утвержденный в 1918 г. Кодекс законов о труде, являющийся первенцем из всех советских кодексов, содержал ряд статей, предусматривающих оздоровление условий труда: восьмичасовой рабочий день, сокращенный рабочий день на тяжелых и вредных работах, специальные привилегированные условия труда для подростков и для беременных женщин, обязательность проведения мероприятий по промышленной санитарии, создание санитарной инспекции труда.

Постановление СНК от 25 мая 1920 г. «О мерах правильного распределения жилой площади среди трудящихся населения» содержит нормативы, имеющие целеустремленностью оздоровление жилищных условий трудящихся. В 1919 г. декретом от 8ЛП «О [Санитарной охране жилищ» учреждена в системе НКЗдрава жилищно-санитарная инспекция, которой предоставлены широкие полномочия.

Далее, в своем постановлении от 6У1.1921 г. «в целях обеспечения единого плана оздоровительных мероприятий в отношении санитарной охраны жилищ»

1 Том XVI, стр. 422.

СНК подтвердил, что органом, ведающим санитарной охраной жилищ в полном объеме, является исключительно НКЗдрав и что, помимо последнего в центре или здравотделов на местах, не могут издаваться ведомствами никакие санитарно-гигиенические правила, нормирующие как содержание жилищ, так и жилищное строительство.

Эти два декрета, которые числятся еще и в настоящее время в перечне действующих законов РСФСР, имели и имеют большое практическое значение в работе санитарной организации.

На первом этапе советского санитарного законодательства уже появились также постановления в области общего санитарного благоустройства населенных местностей. В декрете СНК от 21 марта 1921 г. «О мерах по улучшению водоснабжения, канализации и ассенизации в республике» установлено, что все предприятия и учреждения, выполняющие указанные работы на территории РСФСР, признаются ударными со всеми вытекающими отсюда последствиями. Лошади обозов коммунальных отделов, обслуживающие водоснабжение, ассенизацию и канализацию, не подлежат ни военным мобилизациям, ни гужевой повинности. Ту же целевую установку — создать нормальные условия санитарного благоустройства — содержит и постановление СНК от 18.ViII.1921 г. «О привлечении населения к ремонту водопровода, канализации и, т. п. в муниципализированных домах».

Дореволюционная Россия была одной из немногих стран в Европе, не установившей обязательности оспопрививания. Декретом СНК от 10.1V.1919 г. установлена обязательность оспопрививания для всех граждан республики и судебная ответственность для уклоняющихся от оспопрививания.

В период гражданской войны санитарно-пищевое законодательство получает сравнительно небольшое развитие. Заслуживающим упоминания документом в этой, области являются правила, регулирующие взаимоотношения НКЗдрава и других ведомств в области охраны народного питания. Эти правила утверждены НКЗдравом, НКПродом, НКЗемом и ВСНХ 6.Х1.1921 г. В этом документе фиксировано, что на НКЗдрав и его органы возлагается санитарный надзор за всеми пищевыми продуктами во всех стадиях их изготовления, транспортирования, хранения и распределения. Далее, в этих правилах установлено, что все новые способы изготовления и обработки пищевых продуктов подлежат обязательному согласованию с органами НКЗдрава. Последняя установка является уже нормативом, определяющим начатки предупредительного санитарного надзора, осуществление которого мы и в настоящее время считаем одной из важнейших задач и одним из положительных признаков, отличающих работу советских санитарных органов от работы санитарной организации в условиях капиталистического строя.

В первом периоде гражданской войны отсутствует еще закон, регламентирующий общие формы осуществления санитарного надзора. Отдельными актами, о которых мы писали выше (декрет СНК от 16.VI.1919 г. «О санитарной охране жилищ» и междуведомственные правила от 6.Х1.1921 г. по вопросам пищевок санитарии), установлено осуществление санитарного надзора органами здравоохранения. Но, наряду с этим, в законе «О рабоче-крестьянской милиции», утвержденном правительством 17.Х.1918 г., в ст. 25 в числе функций милиции значилось «наблюдение за выполнением санитарных правил и мероприятий, предпринимаемых НКЗдравом и местными органами советской власти».

С окончанием гражданской войны открылась возможность для дальнейшего развития санитарного законодательства по линии установления нормативов, выполнение которых связано с значительными материальными затратами.

Одним из первых актов санитарного законодательства этого периода является декрет СНК от 15.IX.1922 г. «О санитарных органах республики». Изданием этого декрета ликвидирован пробел в части регламентирования порядка и форм осуществления санитарного надзора. Этот декрет установил, что санитарный надзор во всех случаях осуществляется НКЗдравом и его местными органами, в составе которых выделяется санитарная организация со специализацией ее по отдельным видам санитарного надзора по жилищно-санитарному и пищевому санитарному надзору. Промышленно-санитарный надзор в тот период представлял еще исключительную прерогативу органов санитарной инсн*кции труда, входивших в систему НКТруда. В этом же законе установлены нормы санитарных органов, а именно: а) в губернском центре три санитарных врача для руководства санитарным делом в губернском масштабе, б) в каждом уезде с числом жителей до 200 тысяч один уездный санитарный врач, а с числом жителей свыше 200 тысяч два санитарных врача, в городах один санитарный врач на 50 тысяч населения. Помимо этого, в городах с населением свыше 50 тысяч установлены штаты санитарного надзора — по однрму жилищно-санитарному инспектору на каждые 25 тысяч жителей и по одному санитарно-пищевому врачу на каждые 100 тысяч жителей.

Эти нормы, конечно, далеко отстают от современных норм санитарного обслуживания в советских республиках, но в тот период все же являлись значительным шагом вперед.

В декрете от 15.IX.1922 г. изложены также права санитарных органов. По этому закону санитарные органы не были еще наделены теми правами, которыми они обладают теперь по наложению административных взысканий и по применению репрессий (закрытие предприятий, уничтожение продуктов и т. п)

В развитие закона от 15.IX.1922 г. НКЗдравом опубликовано положение о санитарных советах — губернских, уездных и волостных.

В циркуляре НКЗдрава от 13.XII.1923 г. «О местных санитарных учреждениях» регламентированы также функции и нормы основных учреждений (санитарные лаборатории, дезинфекционные станции, пастеровские станции, эпидемические отряды, дома санпросвета и т. д.).

Нормативы, имеющие своей целью коренное оздоровление страны, содержатся в законодательных актах восстановительного периода: в постановлении СНК РСФСР от 18.VIII. 1923 г. «О производстве гидротехнических работ», в постановлении СНК от 12.-V.1924 г. «О мероприятиях по борьбе с малярией». В этом законе установлена обязательность согласования с санитарными органами проектов железнодорожных строительных работ, могущих вызвать заболевание почвы, и фиксирована обязанность промышленных предприятий проводить по-указаниям санитарных органов неотложные мероприятия по борьбе с малярией. В постановлении от 20.VI. 1924 г. «О медико-санитарном обслуживании переселенцев» установлен ряд нормативов, предусматривающих создание для переселенцев при их продвижении по железным дорогам и водным путям и при оседании на месте нового жительства благоприятных санитарных условий.

В 1924 г. издан вместо закона 1919 г. новый закон об обязательном оспопрививании, в котором уточнены контингенты лиц, подлежащих оспопрививанию, и сроки прививки (не менее 3 раз в течение жизни).

В этом же периоде изданы также акты санитарного законодательства об-охране границ. Постановление СНК £»ССР от 10.III.1925 г. «О санитарной охране морских границ» впоследствии заменено новым постановлением от 30.IV". 1926 г. «О санитарной охране границ (как морских, так и сухопутных)».

Санитарное законодательство в восстановительный период обогащается рядом документов (постановления НКЗдрава и междуведомственные) по отдельным отраслям пищевой санитарии. Из них заслуживают быть отмеченными: а) санитарные правила для хлебопекарен (постановление ИКТруда и НКЗдрава от 10.111.1924 г.), действовавшие до 1931 г., когда они были заменены новыми правилами НКТруда, в свою очередь замененными в конце 1935 г. новыми правилами Всесоюзной государственной санитарной инспекции; б) санитарные правила НКЗдрава и НКЗема от 17.VI.1925 г. «О порядке содержания молочных, сыроваренных и маслоделательных заводов»; в) правила ветеринарно-санитарно-го осмотра убойных животных от 17.XI.1924 г., действовавшие до 1934 г., когда они были заменены новыми правилами НКЗема СССР, согласованными с НКЗдравом.

К этому периоду относится также издание ветеринарного устава РСФСР Постановление НКЗдрава и НКТруда от 2.11.1925 г. об обязательности предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих в пищевом деле. Это постановление действовало до 15.Ш.1933 г., когда оно было заменено новым постановлением НКЗдрава; и ВЦСПС, а в 1937 г. вместо него Всесоюзной государственной санитарной инспекцией издана инструкция о медосмотрах, в основу которой положено постановление СНК СССР от 1.Х.1936 г.

4.11.1925 г. урегулирован вопрос о добавлении, в пищевые продукты красок изданием по этому вопросу постановления НКЗдрава и НКЮста. Этим постановлением допущены к применению в пищевом производстве краски исключительно растительного и животного происхождения, синтетические (каменноугольные) красители в то время были воспрещены и лишь более поздним законодательством (1932—1934 гг.) допущены семь наименований безвредных синтетических красителей.

В области борьбы с заразными болезнями санитарное законодательство восстановительного периода пополняется рядом декретов и ведомственных циркуляров, имеющих целью постепенную ликвидацию этих заболеваний и предупреждение возможности их появления. _

Сюда относятся: а) действующее до сих пор постановление СНК СССР от 10.VI.ll23 г. «О мерах борьбы с проказой», б) циркуляр НКЗдрава от 28.IX.1923 г^ «О ликвидации паразитарных тифов», в) междуведомственное распоряжение НКЗдрава и НКПроса от 8.11.1924 г. «О мерах борьбы с детскими инфекциями»л

По этому поводу издан ряд отдельных документов: инструкция от 12.IV.1924 г. «О противоскарлатинозных прививках», инструкция от 8.Х.1925 г. «О проведении активной иммунизации против дифтерии», инструкция от 21.Х.1924 г. «По применению сыворотки коревых реконвалесцентов для предохранения от заболевания корью». , ,

Постановлением СНК РСФСР от 1.Х.1928 г. «О мер!а* по борьбе с бешенством собак», действующим сейчас и изданными в его развитие рядом ведом-

1 В 1936 г заменен Общесоюзным ветеринарным уставом (Собрание законов. СССР, № 58, 1936 г.). I

ственных распоряжений по этому поводу (в том числе утвержденное НКЗдравом положение о пастеровских станциях), регламентировано проведение ряда обязательных мероприятий по ликвидации наследства бескультурья старой России, особенно в сельских местностях, — заболевания и гибели от укусов бешеных животных.

В области санитарного благоустройства законодательство восстановительного периода пополняется двумя имеющими существенное значение декретами — это постановление СНК РСФСР от 6.У1.1928 г. «О мероприятиях по улучшению санитарного состояния рабочего жилищного строительства и по благоустройству в рабочих поселках» (закон вполне актуален еще и в настоящее время), в нем предусмотрены: обязательность планировки вновь строящихся поселков, обязательность устройства водоснабжения и сооружений для очистки отбросов и сточных вод одновременно с постройкой поселка. В этом законе также содержится: запрет вырубки зеленых насаждений, обязательность строительства зданий специального назначения и общего пользования (бани, прачечные, общественные столовые, магазины, лечебные и санитарно-профилактические учреждения, здания для отдыха и для физических развлечений).

Постановление СНК РСФСР от 6.УН.1928 г. «О зонах санитарной охраны центрального водоснабжения» предусматривает обеспечение трудящихся доброкачественной питьевой водой путем проведения ряда мероприятий по защите поступающей в водопровод воды от загрязнения. Это чрезвычайно важное постановление, издание и проведение которого стали возможными лишь на уровне •определенных весьма значительных экономических достижений, действовало до 1937 г., когда оно было заменено новым общесоюзным законом от 17.У.1937 г. «О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения».

Совершенно новой главой санитарного законодательства, не известной ни в дореволюционной России, ни в период гражданской войны в Советской России, является законодательство в области предупреждения профессиональных заболеваний. Сюда относятся: а) постановление НКТруда и НКЗдрава от 1.111.1924 г. -«Об обязательных извещения^ о профессиональных отравлениях и заболеваниях», б) циркуляр НКЗдрава от 1.111.1924 г. и от 30.IV.1925 г. «О работе в области профессиональных заболеваний», в) постановление НКЗдрава и НКТруда от '24.IX.1925 г. «О периодических медицинских осмотрах рабочих во вредных производствах».

Постановлением правительства РСФСР от 28.VI.1926 г. подведена законодательная база под издание местных обязательных постановлений, среди которых немаловажное место занимают постановления по вопросам санитарии

Таким образом, центральным законодательством дан толчок к широкому развертыванию «местных актов санитарного законодательства», которыми по существу являются местные обязательные постановления, уточняющие и дифе-ренцирующие санитарные нормативы применительно к условиям отдельных местностей.

Указания местным санитарным органам об их участии в составлении и издании обязательных постановлений даны в циркуляре НКЗДрава от 28.Х.1926 г.

Громадные успехи социалистического строительства, индустриализация страны ■и коллективизация сельского хозяйства, огромный рост промышленного, жилищного и культурно-бытового строительства, рост благосостояния трудящихся масс по-новому поставили проблемы оздоровления страны и обусловили дальнейшее развитие санитарного законодательства.

Принятые еще в конце восстановительного периода новый закон «О нормах санитарных органов республик» (постановление СНК РСФСР от 19.11.1927 г.) и новое положение «О санитарных органах республик» (постановление СНК РСФСР от 8.Х.1927 г.) обусловили значительный количественный рост, значительное укрепление материально-технической базы и правового положения санитарных органов республик.

Санитарное законодательство в течение первой пятилетки социалистического строительства продолжало обогащаться , рядом важных документов.

В постановлении СНК РСФСР от 7.УПЛ929 г. «О санитарном состоянии республик», наряду с констатацией ряда достижений в области оздоровления страны, отмечено, что санитарное состояние в ряде областей все же остается еще неудовлетворительным. В этом законе правительством предложен ряд мероприятий для оздоровления страны, причем акцентировано внимание: 1) на предупреждении и борьбе с эпидемическими заболеваниями, 2) на усилений борьбы с профессиональными заболеваниями, 3) на вопросах пищевой санитарии, 4) на усилении санитарного обслуживания культурно отсталых народностей.

В законе РСФСР от 19.VIII.1930 г. «О. борьбе с эпидемиями» даны директивы о проведении решительных мероприятий в отношении эпидемических заболеваний и ликвидации некоторых из них (паразитарные тифы, оспа) в течение ближайшего периода.

1 В 1931 г. этот закон заменен новым, в котором расширены права райисполкомов по изданию местных обязательных постановлений.

Резолюция июньского Пленума Центрального комитета ВКП(б) 1931 г. по докладу товарища Л. М. Кагановича (о развитии городского хозяйства) постановление ЦК ВКП(б) от 16.У.1930 г. «О перестройке быта и благоустройстве рабочих поселков и жилищ», постановление ЦК ВКП(б) от 19.VIII.1931 г. «О мерах улучшения общественного питания» —все это исторические документы, имеющие исключительное значение для развития санитарного законодательства. Содержание этих документов направлено к созданию комплекса условий, обеспечивающих максимальное повышение уровня санитарной культуры и санитарного благоустройства Страны советов.

Сформулированные в постановлении ЦК ВКП(б) от 16.У.1930 г. обязательства по развертыванию общественного обслуживания быта трудящихся по обеспечению на новостройках достаточной зеленой полосы между производственными и жилыми зонами, обеспечение гигиенических условий и удобств при новом строительстве — все это свидетельствует о максимальном отражении в советском санитарном законодательстве нового периода в соответствии с указаниями товарища Сталина о заботе о живом человеке — строителе социализма.

Постановление СНК РСФСР от 14.\Л1932 г. «Об улучшении санитарного состояния городов и новостроек» содержит ряд конкретных и четких правительственных директив по вопросам санитарного благоустройства городов в области водоснабжения, канализации, банно^рачечного хозяйства, охраны и развития зеленых насаждений.

Постановление СНК СССР от 9.1Х.1931 г. «Об организации во всех союзных "> республиках Государственной инспекции По санитарному надзору» является пер- / вым акт,ом санитарного законодательства, направленным к унификации организационных форм санитарного надзора во всех союзных республиках.

Опубликованный в августе 1931 г. новый закон «О санитарной охране границ» и изданные в развитие его санитарные правила с полной четкостью и всесторонне регламентируют обязательства, принятые на себя СССР по международной санитарной конвенции 1926 К >

Большой материал по советскому санитарному законодательству, накопившийся за период с 1917 по 1932| г., позволил в РСФСР во второй пятилетке подойти к вопросу о полной кодификации этого законодательства в форме единого санитарного кодекса.

В мае 1932 г. состояло^, постановление СНК РСФСР о подготовке проекта санитарного кодекса. Такой проект, содержащий нормативы по всем разделам санитарии, включая также и такие разделы, как «Санитарная охрана младенчества и детства», «Санитарная охрана курортов», разработан, и введение его в жизнь является в настоящее время одной из важнейших задач санитарного законодательства.

В течение второй пятилетки санитарное законодательство продолжает пополняться новыми документами по различным областям санитарного дела в форме ведомственных и междуведомственных инструкций, правил и т. п., касающихся условий устройства, оборудования и содержания отдельных объектов (жилые помещения, промышленные предприятия, бытовые учреждения).

За период с 1933 г. до начала 1937 г. советское законодательство пополнилось рядом новых существенных документов. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 23.XII.1933 г. «Об организации государственной санитарной инспекции» санитарная организация размежевана на Госсанинспекцию и ведомственную санитарную службу (в системе наркоматов пищевой промышленности, внутренней торговли, путей сообщения и Центросоюза).

В законе от 23.XII.1933 г. декретировано, что «Санитарно-гигиенические нормы и правила в отношении пищевой промышленности и торговли продуктами 'питания устанавливаются СНК СССР как единые для всего СССР и обязательные к исполнению на всей территории СССР».

Установкой ЦИК и СНК СССР на унификацию в союзном масштабе санитарно-гигиенических норм и правил обусловлено издание постановления правительства от 5.УШ.1935 г. «Об организации Всесоюзной санитарной инспекции при СНК СССР». Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 20.VIII.1936 г., •Всесоюзная санитарная инспекция (ВГСИ) передана в ведение вновь образованного НКЗдрава ' СССР.

В утвержденном СНК СССР 26.V1I.1935 г. положении о ВГСИ на последнюю возложено объединение руководства работой органов Госсанинспекции на >всей территории СССР.

В развитие общесоюзного закона от 23.XII.1933 г. во всех союзных республиках изданы новые законы о Госсанинспекции, в которых установлены струк тура последней, функции и права госсанинспекторов

Новыми актами санитарного законодательства установлена структура органов Госсанинспекции со строгой подчиненностью каждого органа вышестоящему.

1 В РСФСР новое положение о Госсанинспекции) утверждено правительством 20.111.1934 г., в УССР —28.1V.1934 г., в БССР — 5ЛЛ1934 г., в Узбекской ССР — 30.X1I.1933 г., в Грузинской ССР—14.VI.1934 г.

Квалифицированиость санитарного контроля обеспечивается выделением в системе Госсанинспекции — в руководящих ее звеньях и во всех крупных городах— отраслевых госсанинспекторов по специальности: промышленно-.санитар-ных, жилищно-коммунальных, пищевых и школьных. Некоторые наиболее значимые в санитарном отношении объекты, имеющие общесоюзное значение, взяты под непосредственный контроль ВГСИ, в которой, согласно утвержденному СНК СССР положению о ней, выделены для этой цели уполномоченные. По РСФСР аналогичный порядок применяется путем выделения на наиболее важные объекты госсанинспекторов, подчиненных центру.

Права госсанинспекторов расширены по сравнению с действовавшим до 1934 г. законодательством, а именно — им предоставлено непосредственное право закрытия опасных в санитарном отношении предприятий, в то время как прежним законодательством это право было ограничено временным закрытием до решения вопроса надлежащими судебными или административными органами.

В части положения штрафов за санитарные нарушения четко регламентировано право госсанинспектора непосредственно осуществлять этот акт административной репрессии.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 8.ХП.1936 д установлена единообраз ная система взыскания» штрафов, налагаемых органами ГСИ.

Новое законодательство о Государственной санитарной инспекции обеспечивает осуществление санитарного контроля квалифицированными специалистами, наделенными вескими правами органа государственной власти.

Четкая формулировка значения и роли санитарного контроля дана еще в важнейшем документе санитарного законодательства второй пятилетки — в резолюции XVI Всесоюзного съезда советов РСФСР по докладу НКЗдрава от 23.1.1935 г.

Съезд обязал Госсанинспекцию, органы НКВД, прокуратуры и суда со всей энергией стать на защиту санитарных требований, используя все права государственной власти 'в борьбе за санитарию, в особенности на пищевых и промышленных предприятиях.

Съезд подчеркнул, что борьба за санитарное оздоровление страны является делом не только органов здравоохранения, но делом каждого советского органа на своем участке работы. Самое активное участие в этой борьбе должен принять каждый директор фабрики, завода, совхоза, начальник каждого строительства, не допуская антисанитарии на своих предприятиях и принимая все меры к созданию санитарной обстановки труда и быта рабочих.

Органам ГСИ съездом поручено дать каждому крупному предприятию, каждой йовой стройке, сельсовету, совхозу и колхозу непосредственный план-задание по санитарному благоустройству.

Последняя установка знаменует новый этап в санитарном законодательстве — декретирование плановости при осуществлении санитарных мероприятий и обязательности плановых заданий, даваемых органами санитарного контроля.

В области санитарно-пищевого законодательства третьей пятилетки важнейшее директивное значение имеет обращение ЦК ВКП(б) от 22.XII.1933 г. «Всем обкомам, крайкомам и ЦК нацкомпартий, всем парторганизациям пищевых заводов и фабрик». В ^том обращении ЦК ВКП(б) даны установки по строжайшему соблюдению в пищевых предприятиях санитарно-гигиенического режима.

Санитарно-пищевое законодательство обогатилось во второй пятилетке рядом существенных документов, к важнейшим из которых следует отнести: 1) постановление СНК СССР от 1-Х.1936 г. «Об обязательных медицинских осмотрах лиц, работающих в предприятиях пищевых, по санитарно-гигиеническому обслуживанию населения и по водоснабжению, в котором установлена обязательность предварительных во время работы медицинских осмотров, осуществленных медицинскими учреждениями за счет соответствующих хозорганов; 2) Ветеринарный устав Союза ССР, утвержденный ЦИК и СНК СССР 27.Х.1936 г.; 3) инструкция НКЗдрава РСФСР и НКСнаба СССР от 26.IV.1934 г. за № 68/35 о порядке производства химико-бактериологического контроля жестяночных консервов; в инструкции содержатся нормы солей меди и олова в консервах, основные санитарные показатели их доброкачественности и методы химического и бактериологического исследования консервов; 4) санитарные правила для хлебопекарных и хлеботоргующих предприятий, утвержденные ВГСИ 1.ХП.1935* г.; 5) санитарные правила для рыбзаводов, утвержденные ВГСИ 19.111.1936 г.; 6) санитарные правила для пивоваренных заводов, утвержденные Главной санитарной инспекцией РСФСР 2.Х.1936 г.; 7) санитарные правила для предприятий безалкогольной промышленности, утвержденные ВГСИ 16.IV.1937 г.

/ В области жилищно-коммунальной санитарии за период с 1933 г. изданы следующие важные законодательные акты: 1) постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от Ш.УН. 1935 г. «О генеральном плане реконструкции Москвы»; сталинская забота о трудящихся выражена в содержащейся в этом документе санитарной установке — «в интересах правильной организации территории Москвы и обеспечения здоровых условий для жизни населения вывести постепенно из

города все опасные в пожарном отношении и вредные в санитарно-гигиеническом отношении предприятия» (стр. 15, раздел 1); 2) постановление СНК СССР от 23.IV.1934 г. «Об улучшении жилищного строительства»; в этом законе содержится ряд норм гигиенического характера; 3) постановление ЦИК и СНК СССР от 17.V. 1937 г. «О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения», в котором содержатся условия и правила отвода и содержания зон санитарной охраны и директивы по устройству сооружения для очистки и обезвреживания сточных вод.

Об обязательности согласования с Госсанинспекцией выбора места под строительство и строительных проектов издан циркуляр Высшего совета коммунального хозяйства при ЦИК СССР от 16.11.1937 г. за № 13/246, а в БССР постановление СНК от 28.VII.1934 г.

В области промышленной санитарии законодательство за период после 1934 г. пополнилось следующими новыми документами: 1) постановлением НКЗдрава РСФСР и ВЦСПС от 16.XI.1935 г. «О периодических медицинских осмотрах рабочих во вредных производства», 2) приказом НКТПрома СССР от 15.IV.1936 г. за № 675 «О контрольных цифрах на охрану труда и промсанитарию в промышленности, подчиненной НКТП», 3) циркуляром Главной санитарной инспекции РСФСР от 29^.1936 г. за № 3706/137 о порядке составления планов-заданий по оздоровлению промышленных учреждений, 4) приказом НКЗдрава СССР и РСФСР от 13.Ш.1937 г. «О мероприятиях по промышленной санитарии» (в связи с вредительством в промышленности).

Содержащаяся в постановлении ЦИК и СНК СССР от 23.XII.1933 г. установка, что Госсанинспекция осуществляет контроль над соблюдением _есех санитарных норм и правил, вносит ясность в вопрос о функциях ГСИ по промсаннадзору, определив полноту прав и компетенции ГСИ в этой области.

Во второй пятилетке санитарное законодательство пополнилось рядом документов по линии санитарной охраны школ, которой Госсанинспекция занялась только после издания закона от 23.XII.1933 г. Сюда относятся: 1) нормы строительства городских школ, утвержденные СНК СССР и ЦК ВКП(б) 22.11.1935 г., 2) санитарная инструкция по приемке школьных зданий, утвержденная Главной санитарной инспекцией РСФСР 27.VII.1935 г., 3) правила санитарного содержания городских школ и детских домов, утвержденные ГСИ РСФСР 19.IX.1936 г., 4) постановление НКЗдрава, НКПроса РСФСР от 28.Х.1936 г. «О согласовании с ГСИ вопросов школьного и дошкольного строительства и благоустройства».

В области борьбы с заразными болезнями санитарное законодательство периода второй пятилетки дополнено нижеследующими документами: 1) постановлением СНК СССР от 20^.1934 г. «О мероприятиях по борьбе с малярией»; в этом законе в основном очерчен круг конкретных оперативных мероприятий по материальному оснащению противомалярийной борьбы (отпуск денежных средств и материальных фондов); наряду с этим в законе (§ 13) четко сформулировано, что на Госсанинспекцию возлагается контроль за соблюдением противомалярийных требований при проведении гидромелиоративных и других строительных работ и предложено привлекать к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении санитарных требований; эта формулировка закона дает в руки санитарной инспекции верное оружие в борьбе за предупреждение малярии; 2) постановлением СНК РСФСР от 10.XII.1934 г. «О мероприятиях по борьбе с туберкулезом»; в этом постановлении содержится, наряду с рядом других условий, обязанность госпитализации тяжелых бациллярных больных; эта установка закона -имеет существенное профилактическое значение.

Директивы общего порядка о проведении противоэпидемических мероприятий содержатся в постановлении XVI Всероссийского съезда советов от 23.1.193-5 г. по докладу НКЗдрава, в котором сформулировано: «возложить ответственность за своевременную ликвидацию эпидемических вспышек и за уничтожение эпидемических очагов как на органы здравоохранения, так и на местные советы, исполкомы и на хозяйственные организации, на территории которых происходят эпидемические заболевания». Далее, в этом постановлении возложена на исполкомы, хозорганы и предприятия обязанность провести мероприятия по уничтожению малярийного комара в 3-километровой зоне вокруг промышленных учреждений, железнодорожных станций, курортов, пунктов расположения частей РККА, совхозов, городов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обзор советского санитарного законодательства за 20 лет наглядно иллюстрирует его обогащение из года в год все новыми и новыми документами, содержащими в основном нормативы положительного порядка, стимулирующие повышение уровня санитарного благоустройства.

За 20 лет мы очень далеко ушли не только от санитарного законодательства дореволюционной России, но и от современного санитарного законодательства капиталистических стран с его полицейско-запретительным уклоном.

Такие документы, как закон 1934 г. о жилищном строительстве, закон 1935 г. о социалистической реконструкции Москвы, постановление XVI съезда советов РСФСР, закон 1937 г. о санитарной охране водопроводов., законы по борьбе с малярией, являются бесспорным доказательством этого положения.

Положительный шаг вперед сделан и в области процессуального санитарного законодательства, устанавливающего порядок и форму работы санитарных органов. Законодательством СССР в этой области (закон от 23.XII.1933 г.), положение о ВГСИ от 26.VII.1935 г., подведен достаточно прочный правовой базис под дея--тельность санитарной организации, наделенной вескими правами органа государственной власти с определенной четкой установкой на осуществление функций санитарной власти квалифицированными специалистами.

Принятая VIII Чрезвычайным съездом советов СССР 5.XII.1936 г. Великая Сталинская Конституция открывает новые широкие возможности для правового творчества во всех областях народного хозяйства и культуры и в том числе также в области санитарного законодательства. В разделе Конституции (гл. X)) «Основные права и обязанности граждан» декретированы имеющие чрезвычайно важное санитарное значение право на труд (ст. 118), право на отдых (ст. 119), право на материальное обеспечение старости, в случае болезни и потери трудоспособности (ст. 120), государственная охрана материнства (ст. 122). В ст. 11-й Конституции содержится принципиальная установка, что «хозяйственная жизнь СССР епре-деляется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности». Из этого вытекает, что интересы санитарной культуры, которыми должно определяться содержание советского санитарного законодательства, являются также одной из предпосылок народнохозяйственного плана.

Опыт санитарного законодательства общесоюзного, РСФСР и других союзных республик за истекшие два десятилетия со времени Октябрьской революции, достижения советской науки в области гигиены, наличие единого руководства делом здравоохранения в общесоюзном масштабе дают возможность конкретно поставить вопрос о том, чтобы в течение ближайшего времени весь огромный накопившийся за два' десятилетия материал по санитарному законодательству был обработан, обобщен и изложен в виде единого общесоюзного санитарного кодекса. 1 . i .. i „,i d í

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник законов и распоряжений правительства Российской республики по врачебно-санитарному делу с 7.XI.1917 по 1.XI.1919 г, составил Н. Г. Фрей-берг, Москва, 1922. — 2. Сборкик законов и распоряжений правительства РСФСР по врачебно-санитарному делу с 1.IX.1919 по 1.1.1925 г., составил Н. Г. Фрейберг, / Москва, 1925. — 3. Санитарное .законодательство, сборник под редакцией А. Н.\/ Сысина, Москва, 1926.—4. Сборник действующего законодательства по здравоохранению, вып. 2, составили С. Черняк и Г. Каранович, Госмедиздат, Москва, V 1930. — 5. Пищевое законодательство, составил И. Я- Бычков, изд. «Советское законодательство», Москва, 1932. — 6. И. Бычков и А. Сысин, Санитарное законодательство, БМЭ, т. XXIX, стр. 615—631. —7. В помощь госсанинспектору, составил И. Я. Бычков, вып. 1, 1935 г., вып. 2¡, 1936 г„ вып. 3, .1937 г. —8. Журнал «На фронте здравоохранения» за период с 1.1.1929 по 1.V.III.1935 г.— 9. Журнал «Официальный сборник НКЗдрава РСФСР» за период с 1.VIII.1935 по 1.IX.1937 г.

Отв. редактор М. Ф. Болдырев

Техн. редактор Е. Н. Матвеева Вып) екающий М. В. Аксенфельд

Сдано в производство 29.Х.1937 Подписано к печати 10.11.1938 Биомедгиз 48

Уполн. Главлита № Б—39603 Формат 72хЮ5/1в. Печ. л. 7*/» Авт. л. П'/ч

60СЮ0 зн. в 1 печ. л. Заказ 1584 Тираж 6025

15-я тип. ОГИЗ'а треста «Полиграфкнига», Месква, М. Дмитровка, 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.