Научная статья на тему 'Забота о будущих поколениях'

Забота о будущих поколениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ОБРА-ЗОВАТЕЛЬНОЙ И ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЫ / FORMATION OF KNOWLEDGE OF HEALTH AND SAFETY OF CHILDREN AND TEENAGERS / CREATION OF THE SAFE EDUCATIONAL AND VITAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудинова Лариса Николаевна, Манаенков Александр Митрофанович

Авторами разработаны и внедряются в рамках инновационных проектов технологии реализации комплексного подхода к формированию знаний по безопасности жизнедеятельности детей и подростков способствует созданию безопасной образовательной и жизненной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудинова Лариса Николаевна, Манаенков Александр Митрофанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

By authors are developed and take root within innovative projects of technology of realization of a comprehensive approach to formation of knowledge of health and safety of children and teenagers promotes creation of the safe educational and vital environment.

Текст научной работы на тему «Забота о будущих поколениях»

ЗАБОТА О БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЯХ

МАНАЕНКОВ А.М., КУДИНОВА Л.Н.

Авторами разработаны и внедряются в рамках инновационных проектов технологии реализации комплексного подхода к формированию знаний по безопасности жизнедеятельности детей и подростков способствует созданию безопасной образовательной и жизненной среды.

By authors are developed and take root within innovative projects of technology of realization of a comprehensive approach to formation of knowledge of health and safety of children and teenagers promotes creation of the safe educational and vital environment.

Специфика города Москвы, обладающего развитой промышленной, транспортной, коммунальной, социальной, культурной инфраструктурой, объективно создает ситуацию возникновения для молодежи широкого круга специфических опасностей и угроз, характерных для крупного мегаполиса. Недостаточность жизненного опыта, высокий темп жизни, лавинообразный объем разноплановой информации создают условия для замедленного формирования у молодых людей социальных приоритетов и в то же время вызывают притупление естественного чувства опасности.

Ключевым звеном формирования навыков противопожарной безопасности в условиях сохранения жизни и здоровья в критических ситуациях является обучение, которое наиболее эффективно в детском и юношеском возрасте. Обучение неразрывно связано с воспитанием и проводится оно наиболее интенсивно в образовательных учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования, деятельность которых подведомственна Департаменту образования города Москвы. Развитие комплекса изменений в модернизации московского образования заложено в Государственной программе «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») на 2012-2016 годы», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года № 450-ПП. Главная цель программы - инновации в системе столичного образования, в том числе проектирование новых институциональных моделей управления, создающих условия для совершенствования качества образования и требований к индивидуализации образовательных траекторий. Комплексный подход к формированию знаний по безопасности жизнедеятельности детей и подростков способствует созданию безопасной образовательной и жизненной среды. Современные формы подачи материала по профилактике противопожарной безопасности через коллективно-творческие, спортивно-массовые, познавательно-игровые мероприятия привлекают обучающихся как равноправных партнеров к решению общих социальных задач и актуальных вопросов обеспечения безопасного будущего молодого поколения.

В федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования заложены основные требования к результатам подготовки пожарных и иных работников противопожарной службы, обучающихся по обеспечению пожарной безопасности, защиты личности, имущества, общества и государства от пожаров и других условий повышенной опасности и риска ЧС. На уровне же школ предусматривается, главным образом, проведение разъяснительной работы по профилактике пожара и по действиям во время пожара (беседы, анкеты, показ видеосюжетов и др.). В образовательных учреждениях, к сожалению, не переведено в массовую практическую направленность функционирование добровольных пожарных дружин, образованных согласно распоряжению правительства Москвы от 22.04.2009 № 734-РП «Об усилении пожарной безопасности в городе Москве в весенне-летний период 2009 г.».

Рост всеобщей напряжённости, сложность и неустроенность жизни общества, необходимость снижения рисков чрезвычайных ситуаций, повышение защиты населения и территорий города Москвы от угроз природного и техногенного характера делает необходимым разработ-

ку приоритетных направлений для обеспечения жизнедеятельности молодежи города Москвы. Сегодня это: повышение качества подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, совершенствование экологического образования и воспитания, уменьшение травматизма в сфере дорожного движения, осуществление патриотического воспитания молодежи.

В рамках реализации Государственной программы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») на 2012-2016 годы» предусмотрены мероприятия по профилактике противопожарной безопасности и обучению методам обеспечения личной безопасности в условиях повышенной опасности и риска ЧС: внедрение методики проведения профилактических работ по профилактике противопожарной безопасности и правилам поведения в условиях повышенной опасности и риска ЧС для овладения субъектами образовательного процесса (учащимися, учителями, родителями) жизненно важными знаниями и умениями для деятельности в современных быстро изменяющихся условиях.

Основным ценностным содержанием таких подходов является забота о будущих поколениях, выработка грамотного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, формирование у молодежи навыков безопасности жизнедеятельности.

В процессе целевой подготовки специалистов среднего звена для работодателей особое внимание уделяется вопросам специальной подготовки будущих пожарных и спасателей. Главными и основными социальными партнерами ГБОУ СПО города Москвы Технического пожарно-спасательного колледжа № 57 являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и ГУ МЧС России по городу Москве. Колледж стал инициатором и активным участником разработки стандарта по новой специальности. Авторским коллективом с участием МЧС России, ГУ МЧС России по городу Москве найдены эффективные совместные подходы к определению области профессиональной деятельности выпускника, осуществлена разработка области и основного вида профессиональной деятельности.

В основу содержания положений ФГОС СПО легли основные требования МЧС к работнику, при этом учтены все нормативные документы МЧС по вопросам подготовки и обучения спасателей. Совместный анализ позволил перейти к формулировке основных видов профессиональной деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций: спасение, оказание первой медицинской и психологической помощи пострадавшим и определению профессиональных компетенций, т.е. построению компетентностной модели специалиста в этой области. В ходе экспериментальной деятельности были сформулированы квалификационные характеристики будущих специалистов и коллегиально разработаны необходимые требования к выпускнику, включающие общие и профессиональные компетенции.

В совместной работе над положениями стандарта мы решали общую проблему: существует стандарт по высшему образованию этих специалистов, а по среднему специальному образованию образовательного стандарта не существовало. Разрабатывая стандарт, мы восполнили этот пробел. До недавнего времени спасатели заканчивали в учебно-методическом центре МЧС трёхмесячные курсы, выпускающие специалистов, с последующей дополнительной подготовкой в подразделениях. С началом подготовки спасателей с базовым образованием в колледже эта проблема во многом решается. Поэтому сегодня колледж занимает в вопросах эффективного взаимодействия с социальными партнерами устойчивые позиции, направленные на перспективное долгосрочное сотрудничество и соблюдение необходимых требований времени: высокого качества подготовки специалистов, готовности учитывать запросы работодателей при разработке учебных программ, способности быстро реагировать на требования рынка труда.

Сегодня ГБОУ СПО города Москвы Технический пожарно-спасательный колледж № 57 принимает участие в реализации мероприятия Государственной программы «Столичное обра-

зование» 03В1600 «Обеспечение эффективного использования потенциала учреждений среднего профессионального образования и учащейся молодежи в интересах города Москвы». Тема городской инновационной площадки: «Внедрение методики проведения профилактических работ в ОУ различных уровней образования по профилактике противопожарной безопасности и правилам поведения в условиях повышенной опасности и риска ЧС в рамках программы «Безопасный город». Научный руководитель проекта - Елисеев Александр Михайлович, начальник Главного управления МЧС России по городу Москве, генерал-лейтенант внутренней службы.

Необходимо особо отметить, что городские власти и Правительство Москвы уделяют большое внимание вопросам обеспечения безопасности города и его жителей, принимаются целенаправленные комплексные меры в этой сфере. Выживание человека и человеческой цивилизации в условиях пожароопасных и чрезвычайных ситуаций имеет не только региональный масштаб, и, безусловно, относится к разряду очень серьезных проблем современности. Защита человека от существующих или потенциальных угроз в природной, социальной и техногенной сфере, противодействие чрезвычайным ситуациям в полной мере стала частью государственной политики, приобрела общенациональную значимость. В настоящее время реализуется Государственная программа города Москвы «БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД» на 20122016 годы и в ней подпрограмма 2 - «Предупреждение Чрезвычайных ситуаций, развитие гражданской обороны, защита населения и территории города Москвы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Цель государственной программы «БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД» - комплексное обеспечение безопасности населения и объектов на территории города Москвы. Ответственный исполнитель программы: Департамент региональной безопасности города Москвы. В подпрограмму 2 включены мероприятия в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, развития гражданской обороны, защиты населения и территории города от чрезвычайных ситуаций, непосредственным образом взаимосвязанные с актуальностью темы городской инновационной площадки по двум направлениям:

1) осуществление комплекса мероприятий по обеспечению функционирования, развитию и совершенствованию системы подготовки, обучения и психологического обеспечения пожарных, спасателей и населения города Москвы по вопросам гражданской обороны, пожарной безопасности, профилактики и защиты в чрезвычайных ситуациях, безопасному поведению;

2) проведение мероприятий по информированию населения и пропаганде безопасного поведения при пожарах и других чрезвычайных ситуациях, повышению престижности профессии пожарного и спасателя.

Соединение направлений двух Государственных программ не является случайным. Практика и накопленный за последние годы опыт реализации задач по обеспечению безопасности города Москвы подтверждают необходимость внедрения комплексного подхода в этой работе.

Результаты предварительных маркетинговых исследований. Сегодня в фокусе постоянного внимания находится состояние пожарной безопасности в городе Москве. Чаще всего пожары происходят по причине неосторожного обращения с огнем - 57% от их общего количества. Статистика показывает, что каждый двадцатый пожар в России происходит в результате детской шалости или неосторожности с огнем. И главными виновниками произошедшего, как показывает практика, являются дети школьного возраста. Остается проблемным вопросом безопасная и быстрая эвакуация жильцов в случае пожара, в том числе с использованием средств для самоспасения из квартир, а также обеспечение их средствами защиты органов дыхания и зрения.

Гибель людей и материальный ущерб, связанные с опасностями, возникающими в мегаполисе, в том числе несоблюдением норм здорового образа жизни, во многом превышают

потери от чрезвычайных ситуаций. Только за 2009 год на территории города Москвы зарегистрировано 26198 аварий и происшествий, из них 28 чрезвычайных ситуаций. В результате пострадали 19231 человек, в том числе погибло 1382 человека, травмировано 17849 человек, из которых около 7 процентов - молодежь.

Анализ российского опыта разработки мероприятий по профилактике противопожарной безопасности и формированию у молодежи навыков безопасности жизнедеятельности, поведенческих умений в условиях повышенной опасности и риска ЧС позволяет сделать вывод о явном преобладании программ традиционного (репродуктивного) характера.

Переход на компетентностный подход к организации выработки умений грамотного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, анализ инновационного российского и зарубежного опыта позволяет утверждать, что необходимо применение новых, интерактивных форм организации досуга обучающихся в форме социально-значимой и общественно-полезной деятельности, методов, обеспечивающих формирование осознанной мотивации отказа от вредных привычек и асоциального поведения, отрыва подростков от негативной молодежной среды.

Международный опыт также показывает, что развитие волонтерской деятельности позволяет повысить эффективность профилактики противопожарной безопасности и реализации правил поведения в условиях повышенной опасности и риска ЧС, а, самое главное, сформировать специально подготовленную группу гражданского населения, способную оказывать помощь населению и профессионалам в чрезвычайных ситуациях. Поэтому мы рассматриваем международное сотрудничество как одно из направлений разработки инновационных проектов в рамках деятельности инновационной площадки.

Программа реализации нового инновационного проекта способствует решению проблем сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в чрезвычайных и опасных ситуациях, сохранения окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений жителей города Москвы.

Для осуществления «привязки» к типу инновации была использована классификация, в которой выделяются четыре типа инноваций, которые охватывают широкий круг изменений, наблюдаемых в инновационной деятельности: продуктовые, процессные, организационные и маркетинговые.

Преобладающий тип инновации в данном проекте - организационная инновация, т.к. программа его реализации предусматривает, с одной стороны, внедрение новых организационных методов в практику ОУ по профилактике противопожарной безопасности и правилам поведения в условиях повышенной опасности и риска ЧС для овладения субъектами образовательного процесса (учащимися, учителями, родителями) жизненно важными знаниями и умениями для деятельности в современных быстро изменяющихся условиях. С другой стороны -отработку новых механизмов во внешних связях, т.к. к реализации проекта планируется привлечение социальных партнеров как из системы образования, так и из необразовательной сферы.

Но, учитывая, что внедрение инновации носит системный характер, а успешная реализация требует взаимодействия различных элементов тех или иных комплексных процессов, то можно констатировать, что имеет место и продуктная инновация (внедрение новых программ, ФГОС СПО и т.п.), и процессная (внедрение новой организации учебного процесса и использование потенциала колледжа для оказания услуг населению).

По характеру удовлетворяемых потребностей в данном проекте инновации могут быть ориентированы на создание новых потребностей - прежде всего, потребности молодежи в освоении умений грамотного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций.

Разработанные основные направления профилактических работ в ОУ различных уровней образования по профилактике противопожарной безопасности и правилам поведения в условиях повышенной опасности и риска ЧС заключаются в следующем:

- системное взаимодействие с социальными партнерами МЧС России и ГУ МЧС России по городу Москве по вопросам адресной подготовки кадров по новой специальности и обеспечения соответствия программ подготовки специалистов требованиям работодателей;

- совершенствование системы подготовки, обучения и психологического обеспечения образовательного процесса по специальности 280707 «Защита в чрезвычайных ситуациях» (квалификация техник-спасатель);

- организация профориентационной работы в образовательных учреждениях различного уровня и разработка системы мероприятий по повышению престижности профессии пожарного и спасателя;

- разработка программ дополнительного образования для учащихся различных возрастов по профилактике противопожарной безопасности и правилам поведения в условиях повышенной опасности и риска ЧС;

- разработка программ дополнительного профессионального образования для руководителей и преподавателей образовательных учреждений различных уровней по профилактике противопожарной безопасности и правилам поведения в условиях повышенной опасности и риска ЧС;

- разработка системы мероприятий, направленных на выработку у населения Москвы грамотного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, формирование у молодежи навыков безопасности жизнедеятельности;

- создание инновационных проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера в области профилактики противопожарной безопасности и правилам поведения в условиях повышенной опасности и риска ЧС, а также обеспечение условий и возможностей для их реализации;

- повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов Технического пожарно-спасательного колледжа № 57 при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям противопожарной безопасности и правилам поведения в условиях повышенной опасности и риска ЧС.

За последние годы колледжем накоплен положительный опыт проводимой экспериментальной (инновационной) работы, серьезный научный и методический потенциал, о котором можно сказать, что полученные результаты инновационной деятельности приобретают большое практическое значение:

- разработан, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2010 г. № 184 и зарегистрирован в Министерстве юстиции России 28 апреля 2010 г. под № 17041 ФГОС СПО по новой специальности 280707 «Защита в чрезвычайных ситуациях» (Квалификация техник-спасатель);

- разработаны и утверждены примерные программы ОПОП ФГОС СПО по новой специальности 280707 «Защита в чрезвычайных ситуациях»;

- разработаны и утверждены рабочие программы ОПОП ФГОС СПО по новой специальности 280707 «Защита в чрезвычайных ситуациях»;

- разработаны и утверждены программы вариативной части ФГОС СПО по новой специальности 280707 «Защита в чрезвычайных ситуациях»;

- разработан и утвержден ФГОС СПО нового поколения по профессии 280705 «Пожарный» и специальности 280703 «Пожарная безопасность» в соответствии с профессиональными компетенциями МЧС России;

- разработаны программы совершенствования системы подготовки, обучения и психологического обеспечения будущих и действующих пожарных города Москвы;

- разработаны программы дополнительного образования для детей различных возрастных групп, обеспечивающих выработку грамотного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, формирование у молодежи навыков безопасности жизнедеятельности.

В инновационных программах нашли свое отражение процессы формирования специфического умения и навыков, которые непосредственным образом связаны со степенью сфор-мированности общих и профессиональных компетенций. В наших подходах при разработке документов мы руководствовались тем, что компетенции закладываются с первого дня обучения студента, и формируются в течение всего срока освоения основной образовательной программы. Их поэтапное формирование происходит при непосредственном участии педагогического коллектива, а закрепление - в условиях прохождения производственной (профессиональной) практики с использованием современной технологической базы социального партнера, современного оборудования и технологий. Мы полагаем, что тем самым формируется и новый подход к контролю качества освоения программы образования.

Контроль качества образования предполагается включить на каждой его ступени, а также привлекать ведущих специалистов социальных партнеров к обеспечению контроля качества подготовки специалистов путем участия в работе Государственной аттестационной комиссии при проведении итоговой государственной аттестации выпускников. При этом выпускник колледжа по новой специальности может получить и профессиональные навыки, и пройти социализацию, отвечать современным запросам общества, использовать информационно-коммуникационные технологии, работать в коллективе, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного роста.

Совместная работа всех участников проекта носила характер согласованного взаимодействия: с МЧС России, ГУ МЧС России по городу Москве, с УМЦ ГУ МЧС по г. Москве, вузами МЧС России: Академией государственной противопожарной службы, Академией гражданской защиты, ФИРО. У нас была одна общая цель, чтобы все проекты программ общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей учитывали нормативные требования МЧС России по вопросам подготовки и обучения спасателей и удовлетворяли требованиям нашего работодателя для последующего формирования Государственного заказа на подготовку необходимых специалистов. Разработанные и подготовленные к дальнейшему рассмотрению проекты примерных образовательных программ и профессиональных модулей были направлены социальным партнерам для государственно-общественной экспертизы с целью получения отзывов и экспертных заключений. Реализация цели проекта нашла свое подтверждение в положительных рецензиях от социальных партнеров:

- МЧС России (Центр стратегических исследований гражданской защиты Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий - ЦСИ ГЗ МЧС России),

- Академии гражданской защиты МЧС России,

- ГУ МЧС России по городу Москве (УМЦ ГО и ЧС г. Москвы).

Результаты экспертизы работодателя показывают, что проекты примерных образовательных программ и профессиональных модулей разработаны на современной научно-методической и профессиональной основе, содержание программ отвечает инновационному уровню развития науки и техники, что позволит приобрести хороший уровень знаний и умений. Представленные программы соответствуют предъявляемым требованиям к подготовке специалистов Министерства Российской Федерации по делам ГО и ЧС и ликвидации стихийных бедствий.

По содержанию разработанные программы являются практико-ориентированными, включают необходимый и достаточный объем академических и практических знаний, направлены на качественную подготовку специалистов в области безопасности жизнедеятельности, соответствуют требованиям работодателей, позволяют конкретизировать конечные результаты обучения и практического опыта. Программы могут быть рекомендованы для реализации в средних специальных учебных заведениях в рамках ФГОС СПО нового поколения по специальности 280707 «Защита в чрезвычайных ситуациях».

Большое значение приобретают программы обучения новым эффективным образова-

тельным технологиям. Перед педагогами колледжа определена задача - стимулировать активную позицию студента и побуждать его к самостоятельному обучению. Поэтому специалисты колледжа выделили темы обучения: «Технология деятельности тьютора в системе СПО», «Проектирование и внедрение инновационных комплексов педагогических технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения». Погружаясь в содержание и методы обучения, педагоги приобретают востребованные перспективные формы развития системы взаимоотношений с обучающимися в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

Особое внимание приобретает выработка психологической устойчивости личности к разрушающим воздействиям внешнего характера по защите от наркопоражения. Для совместного взаимодействия по выполнению важнейших разделов содержания специальной программы «Современные технологии по противодействию распространению и профилактике наркомании», разработанной в целях реализации положений «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации», коллектив колледжа плодотворно сотрудничает с Управлением ФСКН по городу Москве.

Мы используем новую форму работы по охране детства и молодежи. Ею стал интернет-урок антинаркотической направленности «Имею право знать!» с демонстрацией видеофильма «Точка невозврата». Его цель - профилактика наркомании, пропаганда здорового образа жизни, выработка собственной позиции «Не пробовать никогда». Студенты колледжа обладают информацией об официальном интернет-сайте ФСКН /www.fskn.qov.ru/, где сформирован специальный блог, и любой пользователь независимо от возраста может найти необходимую информацию о том, как не попасть в наркотическую зависимость самому и уберечь своих друзей.

Студенты колледжа по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях» сегодня принимают участие в Международных научно-практических конференциях. В этом году на пленарном заседании конференции «Социальный институт воспитания в современной России: модернизация, динамика и стратегия развития» с презентацией по вопросам взаимодействия и сотрудничества с социальными партнерами МЧС России и ГУ МЧС России по городу Москве состоялось выступление первокурсника колледжа. Представителю молодого поколения удалось сконцентрировать внимание аудитории на осознанной необходимости социального партнерства, и именно в сфере воспитания достойного гражданина своего Отечества.

Отвечая на вопрос: «какие проблемы студенчества можно решить через развитие системы социального партнерства?», студенты ответили, что для них это открывает дополнительные возможности, а именно:

- упрощает доступ информации о будущей перспективе в выбранной специальности;

- обеспечивает учет требований работодателей по содержанию подготовки будущих пожарных и спасателей;

- расширяет возможности для организации практики и трудоустройства выпускников;

- рождает новые совместные проекты для более тесного сотрудничества.

Материалы работы конференции планируются к публикации в Сборнике докладов и выступлений Международной научно-практической конференции.

Результаты деятельности городской экспериментальной площадки регулярно публикуются в Сборниках научных исследований НИИРПО Департамента образования города Москвы. На постоянной основе осуществляется сотрудничество с телевизионными группами Центрального Телевидения (каналами НТВ, ТВЦ, «Доверие» северного административного округа города Москвы) в подготовке телевизионных программ и репортажей об образовательной деятельности колледжа по подготовке специалистов для работы в системе МЧС.

Оценка экономической эффективности материалов и мероприятий, разрабатываемых в рамках нового востребованного инновационного проекта, позволяет прогнозировать, что их внедрение позволит:

- существенно расширить круг социальных и бизнес-партнеров, готовых участвовать в мероприятиях по профилактике противопожарной безопасности и реализации правил поведения в условиях повышенной опасности и риска ЧС;

- проводить инвестиции в образовательные учреждения с целью совершенствования подготовки профессиональных кадров для МЧС России, ГУ МЧС России по городу Москве и формирования их готовности к ведению поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на основе разработки и реализации ФГОС СПО по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях» и системы его психолого-педагического сопровождения;

- обеспечить тиражирование и внедрение ФГОС СПО по новой специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях» в образовательные учреждения регионов РФ;

- скоординировать деятельность организаций и Департаментов исполнительной власти города Москвы, участвующих в реализации программы «Безопасный город», и оптимизировать использование средств на профилактические и образовательные программы.

Социально-культурная эффективность инновации, по предварительной оценке, будет выражаться:

- в создании системы взаимодействия МЧС России, ГУ МЧС России по городу Москве и государственных образовательных учреждений профессионального, дошкольного, общего и дополнительного образования;

- во внедрении инновационных форм формирования умений и отработки правил поведения в условиях повышенной опасности и риска ЧС для обучающихся образовательных учреждений различных уровней;

- внедрение образовательных программ дополнительного образования позволит обеспечить повышение безопасности поведения детей и взрослых в условиях повышенной опасности и риска ЧС;

- внедрение образовательных программ дополнительного профессионального образования для руководителей и педагогов позволит создать безопасную среду в образовательных учреждениях.

Непосредственным образом для самих обучающихся положительный эффект инновационного проекта выражается в комбинаторных и модифицирующих изменениях, которые предоставляют возможности создания условий для:

- повышения эффективности формирования личностного сознания и гражданской позиции в деле предупреждения и соблюдения мер пожарной безопасности;

- организации профессиональной ориентации и активизации деятельности Дружин юных пожарных;

- развития волонтерского движения населения различного возраста для оказания помощи в условиях повышенной опасности и риска ЧС;

- приобретения дополнительных знаний и формирования умений по противопожарной безопасности;

- приобретения практических умений и действий в случае пожароопасных и экстремальных ситуаций;

- получения медицинских знаний по оказанию помощи пострадавшему при пожаре или в чрезвычайной ситуации.

Библиографический список:

1. Семечева М.К. Формирование инновационного потенциала педагогов колледжа // Научные исследования в образовании. 2010. № 1. С. 42-47.

2. Травкина Н.Н., Ананьев А.В. К вопросу о развитии инновационного потенциала учреждений профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2011. №

3. С. 6-9.

3. Дуброва Т.И. Развитие интеграционного потенциала учреждений профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2011. № 11. С. 55-58.

4. Талашова В.А. Особенности и потенциал социально-ориентированной деятельности образовательных учреждений // Проблемы стратегии и тактики регионального развития. 2011. Т. 3. С. 184-186.

5. Кропачев С.А., Магид С.И., Мищеряков С.В., Музыка Л.П. Человеческий потенциал - обеспечение качества и надежности (по материалам VI Всероссийской конференции образовательных учреждений электроэнергетики) // Энергосбережение и водоподготовка. 2005. № 4. С. 39-44.

Ключевые слова: формирование знаний по безопасности жизнедеятельности детей и подростков, создание безопасной обра-зовательной и жизненной среды.

Keywords: formation of knowledge of health and safety of children and teenagers, creation of the safe educational and vital environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.