Научная статья на тему 'Об основных направлениях деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по реализации Сендайской рамочной программы действий по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы'

Об основных направлениях деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по реализации Сендайской рамочной программы действий по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1157
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНИЖЕНИЕ РИСКА БЕДСТВИЙ / АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ / МОНИТОРИНГ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / РЕАГИРОВАНИЕ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / СИСТЕМЫ РАННЕГО ОПОВЕЩЕНИЯ О БЕДСТВИЯХ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ (ВОЛОНТЁРСКОЕ) ДВИЖЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕТИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ / КРИЗИСНЫЕ ЦЕНТРЫ / ПРИОРИТЕТЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РСЧС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фалеев Михаил Иванович, Грязнов Сергей Николаевич, Дымков Алексей Васильевич, Старостин Александр Сергеевич

В статье представлены итоги работы российской делегации на 3-й Всемирной конференции Организации Объединенных Наций по уменьшению опасности бедствий, показан состав мероприятий, реализующихся в соответствии с предложенными национальными обязательствами, а также имеющиеся в настоящее время достижения в работе по их реализации. Предложены основные направления деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по реализации в России Сендайской рамочной программы действий по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фалеев Михаил Иванович, Грязнов Сергей Николаевич, Дымков Алексей Васильевич, Старостин Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об основных направлениях деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по реализации Сендайской рамочной программы действий по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы»

УДК 614.8

М.И. Фалеев, С.Н. Грязнов, A.B. Дымков, A.C. Старостин

Об основных направлениях деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по реализации Сендайской рамочной программы действий по снижению риска бедствий на 2015 — 2030 годы

Аннотация

В статье представлены итоги работы российской делегации на 3-й Всемирной конференции Организации Объединенных Наций по уменьшению опасности бедствий, показан состав мероприятий, реализующихся в соответствии с предложенными национальными обязательствами, а также имеющиеся в настоящее время достижения в работе по их реализации. Предложены основные направления деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по реализации в России Сендайской рамочной программы действий по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы.

Ключевые слова: снижение риска бедствий; анализ и управление риском; мониторинг; прогнозирование; национальные инициативные обязательства; реагирование на чрезвычайные ситуации; системы раннего оповещения о бедствиях; культура безопасности жизнедеятельности; добровольческое (волонтёрское) движение; международное взаимодействие; сети антикризисного управления; кризисные центры; приоритеты и основные направления деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Содержание

Введение

1. 3-я Всемирная конференция ООН по уменьшению опасности бедствий

2. Основные направления деятельности единой государственной системы предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций по реализации Сендайской рамочной программы действий по снижению риска бедствий на 2015 — 2030 годы Заключение Литература

Введение

Стихийные бедствия и наносимые ими огромные экономические потери, серьезно затрудняют достижение целей устойчивого развития, как отдельной страны или региона, так и мирового сообщества в целом. По оценке Организации Объединенных Наций, сумма только прямых убытков в результате бедствий выросла с 75,5 млрд долларов США в 60-х годах прошлого века до 1,3 триллиона долларов за последнее десятилетие.

Землетрясения, наводнения и другие разрушительные бедствия вызывают жертвы среди населения. Они имеют долгосрочные социальные, экономические и экологические последствия и нередко носят трансграничный характер.

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в 1989 году приняла Резолюцию № 44/236. В ней период 1990 — 2000 годов был про-

возглашен Международным десятилетием по уменьшению опасности стихийных бедствий. Его проведение помогло повысить осведомленность о необходимости принятия мер для уменьшения опасности бедствий.

В1994 году в Иокогаме (Япония) была проведена Всемирная конференция по уменьшению опасности стихийных бедствий. На ней была принята «Иокогамская стратегия по обеспечению более безопасного мира». Очередная Всемирная конференция Организации Объединенных Наций по уменьшению опасности бедствий состоялась в 2005 году в Кобе (префектура Хиого, Япония). На ней были приняты Хиогская декларация и Рамочная программа действий на 2005 — 2015 годы, определившие пути создания потенциала противодействия государств и сообществ бедствиям.

3-я Всемирная конференция Организации Объединенных Наций по уменьшению опасности бедствий (далее — Конференция), состоялась 14—18 марта 2015 г. в Сендае (префектура Мияги, Япония).

В ходе работы Конференции были приняты политическая Декларация и Сендайская рамочная программа действий по снижению риска бедствий на 2015 — 2030 годы.

Статья посвящена проблемам реализации приоритетов новой программы и выдвинутых Россией государственных инициатив в области уменьшения опасности бедствий и достижения устойчивого развития государств и народов нашей планеты.

1. 3-я Всемирная конференция ООН по уменьшению опасности бедствий

3-я Всемирная конференция Организации Объединенных Наций по уменьшению опасности бедствий, позволила представителям мирового сообщества согласовать целевые показатели, приоритеты и формат международного сотрудничества в области уменьшения опасности бедствий на ближайшие полтора десятилетия.

В работе Конференции приняли участие более 6500 делегатов, включая 2800 представителей правительств из 187 государств, в том числе Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, ряд глав государств и правительств. Российскую делегацию возглавлял глава МЧС России В.А. Пучков.

Итоги Конференции были отражены в политической Декларации и Сендайской рамочной программе действий по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы. В них определены одобренные делегатами приоритетные направления действий, а также конкретные семь основных задач и сроки их достижения.

Участники Конференции отметили, что за последнее десятилетие в результате стихийных бедствий погибли более 700 тысяч человек и свыше 1,4 миллиона получили увечья. Примерно 23 миллиона человек лишились жилья. В результате бедствий пострадали более 1,5 миллиарда человек. Кроме того, в период 2008 — 2012 годов в результате бедствий 144 миллиона человек были эвакуированы или оказались беженцами.

Сендайская рамочная программа действий представляет собой перспективный и ориентированный на практические действия комплекс мероприятий по уменьшению опасности бедствий на местном, национальном, региональном и международном уровнях.

Основной целью Сендайской рамочной программы действий является проведение работы по предотвращению возникновения новых и снижению угрозы существующих рисков. Она включает реализацию комплекса экономических, структурных, юридических, социальных, медико-санитарных, культурных, образовательных, экологиче-

ских, технологических, политических и институциональных мер.

Структурно рамочная программа состоит из 6 разделов. Каждый посвящен предполагаемым результатам и целям, руководящим принципам, приоритетам в отношении действий, роли заинтересованных сторон, международному сотрудничеству и налаживанию глобальных партнёрских связей.

Предполагаемыми результатами рамочной программы станут: существенное снижение риска бедствий, сокращение числа человеческих жертв, людей, утративших источники средств к существованию, людей или получивших вред здоровью, а также сокращение социального, экономического, экологического и другого ущерба.

Для оценки состояния процесса достижения предполагаемых результатов, определены семь глобальных целевых задач, которые касаются:

увеличения числа стран, которые разрабатывают адекватные национальные планы по реализации стратегии сокращения рисков;

снижения смертности в результате землетрясений, наводнений, ураганов и других стихийных бедствий;

уменьшения числа пострадавших людей в целом;

развития систем раннего оповещения об опасности бедствий;

сокращения экономических потерь от бедствий; сокращения наносимого бедствиями ущерба образовательным и медицинским учреждениям;

сокращения масштабов разрушений жизненно важной инфраструктуры; расширения международного сотрудничества по оказанию помощи развивающимся странам в деле смягчения последствий природных катастроф.

Рамочной программой на 2015 — 2030 годы определены приоритетные направления её реализации.

Эти направления предполагают: осуществление действий, посвященных пониманию риска бедствий, осознанию опасности существующих угроз; совершенствование организационно-правовых рамок управления риском бедствий; укрепление системы управления, организации и совершенствование мер, направленных на предупреждение возникновения бедствий и минимизацию их последствий; инвестирование в обеспечение экономической, социальной, культурной и экологической устойчивости; обеспечение готовности для принятия эффективных мер реагирования; определение оптимальных шагов в области восстановления функционирования пострадавших от бедствий территорий.

В целях достижения предполагаемых результатов, рамочной программой определены роли и направления деятельности всех заинтересованных сторон на местном, национальном, региональном и международном уровнях. В их число входят коммерческие предприятия, профессиональные ассо-

циации, финансовые учреждения частного сектора, благотворительные фонды, научные круги и исследовательские институты, социальные группы, добровольцы, гражданское обществ и конфессиональные организации.

Особая роль по уменьшению опасности бедствий при реализации программы отведена развитию международного сотрудничества и налаживанию глобальных партнёрских связей.

Всем государствам, региональным и международным организациям, включая учреждения ООН и международные финансовые учреждения, предлагается интегрировать стратегии, связанные с уменьшением опасности бедствий, в свою политику, планы и программы в области устойчивого развития на всех уровнях, а также содействовать налаживанию более тесной координации заинтересованных сторон.

Предусматривается политическое признание развития партнерства и сотрудничества между участниками различных соглашений и рамочных программ при реализации как международных, так и национальных механизмов уменьшения опасности бедствий.

В отличие от Хиогской декларации и Рамочной программы действий новые мероприятия предусматривают создание механизмов международного контроля по реализации Сендайской рамочной программы.

Содержательная часть Сендайской рамочной программы действий обеспечивает преемственность с Хиогской декларацией и Рамочной программой действий.

После проведённой в Сендае Конференции с учётом её целей, приоритетов и задач в 2015 году пройдёт серия глобальных конференций. В Аддис-Абебе пройдет конференция по финансированию устойчивого развития. В Нью-Йорке мировое сообщество должно согласовать стратегии устойчивого развития, которые придут на смену Целям развития тысячелетия1 и одобрить повестку дня в области развития на период после 2015 года. В Париже предполагается принять всеобъемлющее соглашение по борьбе с изменением климата.

Девизом Сендайской рамочной программы действий является «Управление риском — в целях устойчивого развития». Таким образом, приоритет в построении национальных и международных мероприятий отдаётся вопросам предупреждения бедствий на основе научных исследований и передовых технологий.

В период проведения Конференции активное участие в её работе приняла межведомственная российская делегация под руководством В.А. Пуч-кова. Он был избран её вице-председателем, а также принял участие в мероприятиях межправитель-

ственного сегмента. В составе делегации участвовали представители МЧС России, МИД России, Росгидромета, Российской Академии наук и Общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей».

В рамках межправительственного сегмента Конференции было проведено 6 пленарных заседаний и три партнерских диалога высокого уровня по различным аспектам проблематики снижения рисков.

Было проведено пять «круглых министерских столов» со следующей тематикой: «Управление рисками бедствий: преодолевая вызовы», «Международное сотрудничество в поддержке рамочной программы уменьшения опасностей бедствий после 2015 года», «Уменьшение риска бедствий в городских застройках», «Восстановление после бедствий: теперь построим лучше», «Стратегия общественных инвестиций для уменьшения опасности бедствий».

На них обсуждались вопросы всестороннего жизнеобеспечения населения, восстановления объектов экономики и инфраструктуры после стихийных бедствий, сотрудничества государств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместных действий правительства, общества и организаций против катастроф, всеобщего управления рисками бедствий, а также развитие международной системы снижения рисков в период после 2015 года.

Члены российской делегации приняли участие в 34 рабочих заседаниях конференции. В своих выступлениях участники российской делегации в полной мере использовали предоставленную возможность для продвижения российских приоритетов, подходов и успешного опыта работы в области уменьшения опасности бедствий.

Особая роль в процессе реализации Сендайской рамочной программы действий отведена инициативным государственным обязательствам стран-участниц и налаживанию глобальных партнёрских связей.

В целях реализации принятой программы руководителем российской делегации В.А. Пучковым был предложен ряд национальных инициативных обязательств, как внутреннего характера, так и направленных на усиление международного взаимодействия.

К важнейшим национальным обязательствам в ходе реализации Сендайской рамочной программы действий отнесены следующие комплексы мероприятий.

Один из основных, комплекс мероприятий под девизом «Опередить беду», предусматривает использование комплексного анализа рисков для социально-экономического развития и повышения

1 «Декларация тысячелетия Организации Объединённых Наций» принята 8 сентября 2000 года Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция № Л/ИБ8/52/2). В «Декларации тысячелетия» государства — члены ООН приняли на себя обязательства в достижении целей развития тысячелетия в области мира и безопасности; развития; охраны окружающей среды; прав человека, демократии и управления; защиты уязвимых; удовлетворения потребностей Африки; укрепления ООН.

устойчивости объектов и территорий, совершенствование методик и распространение технологий мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций.

Второй, под девизом «Ускорить и сделать компетентнее реагирование», предусматривает завершение создания единых диспетчерских аварийно-спасательных служб.

Третий, под девизом «Достижение науки и технологий — против катастроф», позволит расширить возможности мониторинга, информационно-телекоммуникационных систем, пожарно-спа-сательного оборудования для различных климатических зон, детекторов предпосылок производственных аварий.

Четвёртый, под девизом «Культуру безопасности — в каждый дом, на каждый производственный объект». Его воплощение в жизнь позволит сформировать в сознании людей образы безопасной жизни со школьной парты — до старости, внедрить передовые методы подготовки кадров на производстве и в отрасли спасения.

Пятый, под девизом «Все вместе — против катастроф», позволит интегрировать усилия внутри страны со стороны государства, частного бизнеса, общественных организаций во имя спасения человеческих жизней.

К инициативным обязательствам России, направленным на усиление международного взаимодействия, относятся следующие мероприятия:

последовательное продвижение под эгидой Национального центра управления в кризисных ситуаций МЧС России создания региональных и глобальных сетей антикризисного управления. Они будут служить основой для формирования международного механизма уменьшения опасности бедствий;

усиление координации спасательной и гуманитарной деятельности, дальнейшее развитие деятельности Российско-Сербского гуманитарного центра и продвижение идеи создания аналогичных центров в других регионах мира;

продвижение на международной арене идеи информационно-аналитической кооперации для предупреждения и эффективной борьбы с катастрофами, развитие системы коммуникаций в данной сфере;

последовательное продвижение и отстаивание идеи о необходимости усиления лидирующей роли Организации Объединенных Наций в координации международных усилий по противостоянию чрезвычайным ситуациям, распространению передового опыта и технологий;

совершенствование инструментов мониторинга, оценки и прогнозирования бедствий и риска их возникновения, проведение международного научного конгресса по вопросам анализа и управления рисками.

Предложенные Россией государственные инициативы в полной мере соответствуют приоритетам, целям и задачам Сендайской рамочной

программы действий. Они подтверждают статус нашей страны как государства-лидера в области уменьшения опасности бедствий, как на национальном, так и на международном уровнях.

Вместе с тем, итоги работы российской делегации показали, что для осуществления в России основных приоритетов и целей, заложенных в Сендайской рамочной программе необходимо выработать основные направления деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по её реализации, а также определить механизмы финансового обеспечения программных мероприятий.

2. Основные направления деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по реализации Сендайской рамочной программы действий по снижению риска бедствий на 2015 — 2030 годы

Современная цивилизация развивается, преодолевая риски, обусловленные динамикой окружающей среды и эволюцией техносферы.

Территория России подвержена риску потенциального воздействия широкого спектра различных угроз и опасностей природного и техногенного характера. Более 20 миллионов россиян живут в сейсмоопасной зоне. Около 60 процентов территории расположено в зоне «вечной мерзлоты». Более 17 тысяч километров морского побережья России подвержено угрозе цунами. До 79 процентов земель расположены в зоне рискованного земледелия. По стране протекает множество рек, потенциальная площадь розлива которых составляет 400 тысяч квадратных километров. Крупнейший метеорит XXI века упал на территорию России.

В 2014 году на территории Российской Федерации произошли 262 чрезвычайные ситуации. В результате погибло 567 человек, пострадало 129 869 человек, спасено 34 735 человек. На пожарах спасено 86 860 человек и материальных ценностей на сумму около 45,8 млрд рублей. Всего в результате реагирования сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на чрезвычайные ситуации, пожары, аварии и катастрофы было спасено более 275 тыс. человек.

В этих условиях устойчиво развиваться Россия может исключительно благодаря целенаправленной государственной политике по борьбе с бедствиями и катастрофами. Она выражается в законодательных актах, функционировании органов управления, специально уполномоченных на решение вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Государственная политика проявляется в наличии специально подготовленных сил, материальных и финансовых ресурсов.

Основной целью государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства в пределах научно обоснованных критериев приемлемого риска.

К настоящему времени Россией в целях реализации приоритетов Сендайской рамочной программы действий уже проделана значительная работа. К основным результатам этой работы можно отнести следующие показатели:

общее количество разработанных и принятых в России за период 2005 — 2014 годов нормативных правовых актов в области защиты от чрезвычайных ситуаций превысило 27,5 тысяч;

объём финансирования мероприятий по уменьшению опасности бедствий (в рамках федеральных целевых программ) за последние 7 лет составляет 34,2 млрд рублей;

функционирует группировка сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Численность группировки сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций составляет более 935 тысяч человек, 144 тысячи единиц техники. В их числе специально подготовленные силы и средства МЧС России численностью более 133 тысячи человек, 18 тысяч единиц техники, включая аэромобильную группировку сил общей численностью свыше 12 тыс. человек;

ежегодно в мероприятиях оперативной подготовки принимает участие более 5 млн специалистов органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, профессиональных и нештатных аварийно-спасательных служб, формирований и общественных организаций;

ежесуточный охват Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей составляет более 35 городов с населением свыше 70 млн человек. Количество населения, находящегося в зонах комплексной системы экстренного оповещения населения составляет более 100 млн человек;

обеспечена возможность вызова экстренных оперативных служб с мобильных телефонов по номеру «112» в 83-х субъектах Российской Федерации (143,664 млн чел., 98,4 % населения);

за счет бюджетных средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на штатной основе созданы 2283 единые дежур-но-диспетчерские службы муниципальных образований;

на муниципальном уровне системы оповещения созданы в 80,5 % муниципальных образований;

на территории Российской Федерации создано более 38 тысяч общественных объединений пожар-

ной охраны. В реестр добровольных пожарных внесено более 910 тысяч человек. Их подразделения обеспечивают противопожарную защиту 38 908 населенных пунктов;

на протяжении пяти последних лет обстановка с пожарами и их последствиями имеет устойчивую положительную динамику снижения (количество пожаров уменьшилось на 16,2 %, количество погибших в них людей — на 23 %, травмированных — на 16,5 %);

наблюдается снижение гибели людей на водных объектах;

растёт общий объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в стоимостном выражении, накопленный органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Он составляет более 15,2 млрд руб.

Результаты работы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются только начальным этапом в осуществлении государственных обязательств России, связанных с достижением целей и приоритетов Сендайской рамочной программы действий.

Национальный комплекс мероприятий, под девизом «Опередить беду», касается использования в социально-экономическом развитии страны комплексного анализа и управления рисками.

Управление рисками в России — наиболее перспективный путь совершенствования и интеграции всех направлений деятельности по защите населения и территорий от катастроф.

Основу российской системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и осуществления комплексного анализа рисков формируют территориальные центры мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации. В них применяются автоматизированные системы краткосрочного (оперативного) прогноза природных и техногенных угроз.

Мониторинг объектов повышенного уровня ответственности, в том числе технологических процессов осуществляется с использованием технологии мониторинга инженерных систем и несущих конструкций. Данная технология позволяет получать полную информацию о состоянии критических элементов объектов и отклонениях от нормальных условий функционирования.

Активно развивается система космического мониторинга чрезвычайных ситуаций. Она обеспечивает органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и территориального уровней оперативной информацией о состоянии территорий, находящихся в зонах повышенного риска возникновения чрезвычайных ситуаций, фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, параметрах обстановки в пострадавших районах и динамики их дальнейшего развития.

С помощью технологий дистанционного зондирования Земли в автоматизированном режиме кон-

тролируется ледовая и паводковая обстановка на реках и водоемах, происходит выявление тепловых аномалий и распознавание природных пожаров и других параметров обстановки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Функционирует единая геоинформационная система, состоящая из электронных векторных карт различных масштабов и типов, включая космические снимки различного разрешения.

Взаимодействие с другими министерствами и ведомствами осуществляется с помощью интеграции ведомственных информационных систем с автоматизированной системой Национального центра управления в кризисных ситуациях.

Особого внимания заслуживают результаты работы по созданию и внедрению инфраструктуры российской системы предупреждения о цунами. Она состоит из четырех подсистем: сейсмической; гидрофизической; центров наблюдения и предупреждения о цунами; подсистемы оповещения населения.

Расчет параметров землетрясений в системе предупреждения о цунами занимает не более 7 минут, расчет характеристик волн цунами — не более 1 минуты, оповещение — до 2 минут.

Оповещение населения осуществляется через региональные автоматизированные системы централизованного оповещения, которые обеспечивают гарантированное и своевременное доведение сигналов оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций до населения, проживающего в зонах экстренного оповещения.

В рамках работы по развитию российской системы предупреждения о цунами составляются карты цунами районирования всего побережья Российской Федерации, включая Черноморское побережье.

Для снижения опасности бедствий и связанных с ними рисков в области строительства в России существует четкая систематизация в области выявления, оценки и управления рисками бедствий на всех этапах жизненного цикла при строительстве (восстановлении) крупных объектов инфраструктуры, основанная на разработанных методиках анализа и управления рисками.

Разработан пакет сводов правил и стандартов, положения которых детально раскрывают порядок проведения мероприятий по минимизации последствий крупных аварий и катастроф.

Действующие в России механизмы комплексного анализа рисков и управления ими позволяют получать положительные результаты в области уменьшения опасности бедствий и обеспечивают положительную динамику развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Достигнуть положительных результатов в области уменьшения опасности бедствий возможно путем реализации межведомственного комплекса мероприятий, входящих в государственные про-

граммы, касающиеся реализации политики в сфере обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, общественной, экологической, промышленной, транспортной безопасности и др.

В целях выработки межведомственного комплекса мероприятий по реализации в России целей и приоритетов Сендайской рамочной программы действий целесообразно провести заседание Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. На её заседании определить комплекс мероприятий, выработать конкретные инструменты и механизмы по его реализации.

Например, в состав межведомственного комплекса можно включить следующие мероприятия:

распространение опыта ряда отраслей экономики (атомная, нефтегазовая и др.) по использованию технологий управления рисками в реализации крупных проектов, социально-экономическом развитии;

разработка и осуществление программы участия России в создании Глобальной системы наблюдения Земли;

создание совместных центров приема и обработки космической информации;

системное планирование мер по парированию прогнозируемых последствий изменения климата на территории России;

совершенствование функционирования Дальневосточной системы предупреждения о цунами, организация работы по цунами районированию территории России и создание системы предупреждения о цунами на Черноморском побережье;

создание системы комплексной безопасности для защиты населения и критически важных объектов от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Арктической зоне Российской Федерации и др.

Осуществление конструктивного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти имеет большое значение при разработке и принятии нормативных правовых актов, касающихся уменьшения опасности бедствий.

Это относится к разработке и принятию следующих нормативных правовых актов:

проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам и потенциально опасным объектам, требований, предъявляемых к ним в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядка формирования перечней таких объектов, а также порядка разработки и формы паспорта безопасности»;

проект приказа МЧС России «Об утверждении порядка разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации (в части организации мониторинга состояния потенциально опасных объектов)» и др.

Транспортные, энергетические и промышленные ведомства самостоятельно разрабатывают ведомственные документы по обеспечению безопасности и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Дублируются требования, предъявляемые к опасным объектам, увеличивается количество разрабатываемых документов, что приводит к дополнительной финансовой нагрузке на предприятия и организации.

Целесообразно унифицировать требования, предъявляемых к предприятиям и организациям, имеющим опасные объекты, а также к планирующим и информационным документам.

Одним из механизмов комплексного анализа и управления рисками является создание и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Одна из его основных задач — формирование коммуникационной платформы для органов местного самоуправления с целью устранения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, происшествий и нарушений правопорядка на базе межведомственного взаимодействия.

В целях реализации Концепции2 построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» до 2020 года МЧС России во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти подготовлен план проведения необходимых мероприятий.

В субъектах Российской Федерации разрабатывают планы реализации Концепции и региональные программы софинансирования мероприятий по построению сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

Использование в социально-экономическом развитии страны механизмов комплексного анализа рисков и управления ими стало одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации. Применение этих механизмов позволит добиться значительного снижения потерь от бедствий и катастроф, а их развитие является одной из ключевых задач для России в свете реализации Сендайской рамочной программы действий.

Реализация национального комплекса мероприятий под девизом «Ускорить и сделать компетентнее реагирование» позволит завершить создание в России единых дежурно-диспетчерских служб по единому номеру «112» (система-112).

Работа единых дежурно-диспетчерских служб с использованием системы-112 позволит не только повысить оперативность и эффективность реагирования спасательных подразделений, но и по-

высить охват населения системами оповещения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

Важным мероприятием данного национального комплекса мероприятий является развитие систем раннего оповещения об опасностях бедствий.

Для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации созданы федеральная, межрегиональные (в границах федеральных округов), региональные (в границах субъектов Российской Федерации) централизованные автоматизированные системы оповещения, а также муниципальные (в границах муниципальных образований) и локальные (в районах размещения потенциально опасных объектов) системы оповещения.

В сельской местности охват населения сетью электросирен и мощных электронных акустических систем, как основного средства оповещения населения в 2014 году составил 43,5 % (в 2013 г. составлял 35,9 %).

В целях своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций создана и совершенствуется комплексная система экстренного оповещения населения.

Приоритетное внимание должно быть уделено модернизации (созданию) местных систем оповещения в муниципальных образованиях (сельской местности), подверженных воздействию быстро развивающихся опасных процессов (вблизи потенциально опасных объектов, районов, подверженных воздействию опасных гидрометеорологических явлений, и т.д.).

Успешно функционирует Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. По состоянию на 1 января 2015 года в составе системы создано: 43 информационных центра, в том числе 7 созданы за счет средств субъектов Российской Федерации; 656 терминальных комплексов.

Ежесуточный охват системы Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей составляет более 35 городов с населением свыше 70 млн человек. Количество населения, находящегося в зонах комплексной системы экстренного оповещения населения — свыше 100 млн человек.

Дальнейшими задачами по развитию этого направления работы в рамках реализации Сендай-ской рамочной программы действий являются:

совершенствование законодательства и процесса нормативного правового регулирования в этой области;

завершение в 2017 году работ по созданию во всех субъектах Российской Федерации единых де-

2 Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 2446-р.

журно-диспетчерских служб на основе систе-мы-112;

завершение создания комплексной системы экстренного оповещения населения, Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей и обеспечение к 2030 году охвата всего населения страны системами раннего оповещения об опасности бедствий.

Национальный комплекс мероприятий под девизом «Достижения науки и технологий - против катастроф» предусматривает активное использование науки и технологий для уменьшения опасности бедствий.

Наиболее значимыми направлениями выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области уменьшения опасности бедствий являются:

проведение фундаментальных и прикладных исследований, направленных на разработку и внедрение научных и методических основ прогноза рисков чрезвычайных ситуаций;

разработка и внедрение в практику современных способов и технологий проведения аварийно-спасательных работ;

формирование научной и технологической базы мониторинга источников чрезвычайных ситуаций, а также предупреждения негативных последствий, аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий;

разработка и формирование научных основ обеспечения защищенности критически важных и потенциально опасных объектов.

Ежегодно в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ создаются и внедряются новые образцы техники и современные технологии проведения аварийно-спасательных работ.

Многие научные разработки положительно себя зарекомендовали и успешно применяются в ходе проведения спасательных работ. Это аварийно-спасательные автомобили улучшенной проходимости, модули для удаления дыма и токсичных газов из закрытых пространств, мобильный лабораторный комплекс для оценки и контроля радиационной и химической обстановки.

На оснащении у пиротехников МЧС России находятся современные дистанционно управляемые робототехнические комплексы. В целях обеспечения безопасности на водных объектах разработаны комбинированная самоходная плавучая пожарная насосная станция, а также опытный образец по-жарно-спасательного амфибийного судна на воздушной подушке.

Для решения задач в Арктическом регионе разработан и применяется широкий спектр современных образцов пожарно-спасательной техники,

оборудования и экипировки. Это пожарно-спаса-тельный автомобиль ПСА-С-6,0-40 и пожарная автоцистерна АЦ-С 8,0-70 в климатическом исполнении ХЛ3, гусеничный вездеход типа «БОБР», лыж-но-гусеничный снегоход типа «Беркут», аварийно-спасательный инструмент, предназначенный для работы в условиях низких температур, комплекты экипировки «Костюм для особо холодного климата «Арктика-1», «Арктика-2» и др.

Достижения, связанные с развитием науки, техники и технологий в области снижения риска бедствий, ежегодно представляются специалистам и широкой общественности в ходе Международного салона средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность», проводимого МЧС России.

Дальнейшее развитие национального комплекса мероприятий под девизом «Достижения науки и технологий — против катастроф» целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

разработка методических основ прогноза рисков бедствий, формирование технологической базы мониторинга источников чрезвычайных ситуаций и внедрение в практику современных методов оценки и управления рисками. Это позволит внедрить во все звенья управления социально-экономическим развитием новейшие технологии управления рисками бедствий;

разработка и внедрение в практику современных способов и технологий проведения аварийно-спасательных работ, новейших образцов техники, аварийно-спасательных средств и экипировки, что усилит потенциал противодействия катастрофам, повысит эффективность реагирования сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и создаст безопасные условия жизнедеятельности населения.

Национальный комплекс мероприятий под девизом «Культуру безопасности — в каждый дом, на каждый производственный объект» предусматривает формирование в сознании людей культуры безопасной жизни и деятельности.

Основной целью формирования культуры безопасности жизнедеятельности является формирование такой направленности личности, общественного мнения коллективов, общества в целом, при котором обеспечение безопасности жизнедеятельности становится их внутренней потребностью.

Формирование у населения России культуры безопасности жизнедеятельности осуществляется в рамках внедряемой в регионах Российской Федерации Комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.

В её структуре функционирует программа подготовки населения в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций,

3 ХЛ — холодное климатическое исполнение. Оборудование, предназначенное для эксплуатации в климатических районах с холодным климатом при температуре окружающего воздуха от минус 60 °С до плюс 40 °С.

обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, охватывающая подавляющее большинство населения Российской Федерации.

В процессе формирования у населения культуры безопасности жизнедеятельности широко используются способы информационно-пропагандистского характера, а также передовые информационно-коммуникационные технологии комплексной системы экстренного оповещения населения.

Обучение работающего населения в области пожарной безопасности осуществляется путём проведения противопожарных инструктажей, изучения минимума пожарно-технических знаний и проведения тренировок.

Базовый уровень знаний и умений по различным аспектам безопасности граждане приобретают в ходе получения общего и профессионального образования в рамках изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Основополагающую роль в подготовке руководящего состава и работников единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций играет система подготовки кадров МЧС России.

В настоящее время система подготовки кадров объединяет 32 образовательные организации высшего образования и дополнительного профессионального образования и осуществляет подготовку кадров для МЧС России по 13 основным и 15 вспомогательным специальностям и направлениям подготовки высшего профессионального образования и более 130 программам дополнительного профессионального образования4.

В рамках работы по информированию населения о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях на всей территории России ежегодно проводятся информационно-разъяснительные компании по предупреждению сезонных рисков (паводок, летний пожароопасный период, новогодние праздники и др.).

По итогам прошедшего года силами МЧС России, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и различных организаций по тематике защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности создано и распространено: 8 794 видеофильма; 22 983 видеоролика; более 2,5 млн листовок, памяток, плакатов, буклетов.

На информационную ленту МЧС России в сети Интернет подписано свыше 500 представителей средств массовой информации. Число подписчиков на официальные страницы МЧС России в социальных сетях составило более 800 тыс. человек. Общее число посетителей ШББ-порталов МЧС России составляет более 21 млн человек.

Особая роль в формировании культуры безопасности жизнедеятельности отведена совместной работе органов государственной власти, всероссийских общественных движений и общероссийских общественных организаций по подготовке подрастающего поколения к действиям в чрезвычайных, опасных и негативных ситуациях, пропаганде и популяризации здорового и безопасного образа жизни, патриотическому воспитанию молодежи, совершенствованию его морально-психологического состояния и физического развития.

Примером такой работы является деятельность Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности», образованного в 1994 году при участии МЧС России и Ми-нобрнауки России.

Сегодня Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности» состоит из 55 региональных отделений и объединяет в своих рядах более 2,5 миллионов детей и подростков.

За 20 лет со дня своего образования в мероприятиях «Школы безопасности» приняли участие миллионы школьников по всей стране. Многие годы в соревнованиях и полевых лагерях «Юный спасатель» ежегодно участвует более 2 млн детей всех регионов страны.

Сегодня в России функционируют 11 кадетских корпусов МЧС России, 18 кадетских школ «Юный спасатель», 285 классов и более 1500 кружков «Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный водник».

В 2014 году в рамках «Школы безопасности» проведено более 24,5 тыс. соревнований, полевых лагерей «Юный спасатель», «Юный водник», «Юный пожарный». В них приняло участие более 2,7 млн человек.

Ещё одним примером работы с подрастающим поколением является деятельность Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» (далее — Общество).

С участием Общества работают 10,7 тыс. Дружин Юных Пожарных. В их рядах 134,4 тыс. детей. В 2014 году лидеры Юных Пожарных России достойно представили Россию на международном симпозиуме «Международная ассоциация противопожарных и спасательных служб» с участием представителей 15 европейских стран.

Общество принимает активное участие в работе по повышению уровня обучения детей мерам пожарной безопасности. Так, в прошедшем году при проведении «Месячника безопасности детей» с участием членов Общества в образовательных организациях всех типов было проведено более 72 тыс. уроков по вопросам пожарной безопасности, более 303 тыс. практических тренировок по

4 В соответствии с государственными заданиями на оказание государственных услуг в образовательных организациях МЧС России в 2014 году обучено 68 079 человек по востребованным образовательным программам, позволяющим качественно и в полном объеме решать задачи, стоящие перед МЧС России и РСЧС.

эвакуации людей в случае возникновения пожара, около 145 тыс. инструктажей с преподавателями.

Национальный комплекс мероприятий под девизом «Все вместе — против катастроф» предусматривает интеграцию усилий всех слоёв общества страны во имя спасения человеческих жизней.

Особая роль в реализации данного комплекса принадлежит добровольческому движению.

Одним из наиболее значимых явлений этого движения является Общероссийская общественная организация «Всероссийское добровольное пожарное общество». Оно состоит из 83 региональных и более 1,5 тыс. местных отделений общей численностью свыше 330 тыс. человек.

В 2014 году силами Всероссийского добровольного пожарного общества самостоятельно потушено 11,7 тыс. пожаров (5,3 тыс. за 2013 г.), спасено 157 человек, организована профилактическая работа и выполнены работы по оборудованию системами противопожарной защиты на 24 тыс. объектах образования, здравоохранения и промышленных предприятиях.

В 2014 году создано 1 235 добровольных пожарных команд и 1 736 новых добровольных пожарных дружин. Общая численность добровольных пожарных команд и добровольных пожарных дружин Всероссийского добровольного пожарного общества составляет 4 434 команды и 13 202 дружины.

Важная роль в консолидации усилий общества при решении проблем безопасности и спасения людей в условиях чрезвычайных ситуаций принадлежит также Общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей». На сегодняшний день создано 83 региональных отделения Организации, в состав которых входят спасатели федерального, регионального, муниципального уровней, а также других ведомств и служб.

В 2012 году коллективным членом «Российского союза спасателей» стала Всероссийская общественная организация «Всероссийский студенческий корпус спасателей». Корпус насчитывает 205 студенческих спасательных отрядов общей численностью 12 320 добровольцев. Из них 5 270 человек аттестованы на квалификацию «спасатель».

В 2013 году спасатели-добровольцы из двенадцати регионов страны 43 дня боролись со стихией Амура в Хабаровске и Хабаровском крае, Комсомольске-на-Амуре и Благовещенске. Для выполнения своих обязанностей в зоне чрезвычайных ситуаций сводный межрегиональный отряд был оснащен личным и групповым снаряжением, плавсредствами, средствами индивидуальной защиты, оборудованием для обеспечения автономных лагерей.

В 2014 году региональными отделениями «Российского союза спасателей» проведено 1700 учений и тренировок. Более 2000 объектов массового отдыха граждан на воде контролировалось спасателями, около 380 туристических маршрутов сопровождаются специалистами МЧС России.

Важная роль в развитии добровольчества принадлежит вопросам совершенствования законодательства в этой области. Анализ применения норм Федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» показал, что существует необходимость корректировки его положений.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольной пожарной охране» определяет задачи добровольных пожарных дружин и команд по профилактике пожаров. Проект закона дает определение понятия участия в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ. Он исключает обязательную государственную регистрацию общественных организаций пожарной охраны и территориальных подразделений добровольной пожарной охраны, расширяет круг лиц, которые могут быть добровольными пожарными.

Особое значение в развитии добровольчества имеет принятие законопроекта «О добровольчестве (волонтёрстве)», проходящего в настоящее время процедуру общественного обсуждения.

Принятие этого нормативного правового акта позволит установить правовые основы добровольчества (волонтерства), включая основные принципы и виды добровольческой (волонтёрской) деятельности, ее цели и задачи, основные формы, виды и порядок ее осуществления, а также меры по поддержке добровольчества (волонтёрства).

Российские инициативные обязательства, направленные на усиление международного взаимодействия, при реализации целей и приоритетов Сендайской рамочной программы действий имеют для России не меньшее значение, чем реализация вышеизложенных национальных комплексов мероприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основополагающей инициативой России, направленной на укрепление международного взаимодействия, является деятельность по последовательному продвижению под эгидой Национального центра управления в кризисных ситуаций МЧС России региональных и глобальных сетей антикризисного управления. Они будут служить основой для создания международного механизма уменьшения опасности бедствий.

МЧС России проводит активную работу по укреплению взаимодействия с международными объединениями Азиатско-тихоокеанского региона, включая форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество», Ассоциацию государств юго-восточной Азии, а также Восточно-азиатский саммит и форум «Азия — Европа».

Одним из основных направлений работы было продвижение российской инициативы по формированию сети центров управления в кризисных ситуациях на пространстве Азиатско-тихоокеанского региона, включая формирование на базе существующих в России и других заинтересованных странах информационных технологий, програм-

мно-аппаратных комплексов и методической базы Азиатско-Тихоокеанского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

В рамках взаимодействия МЧС России с Региональным форумом Ассоциации государств юго-восточной Азии по безопасности на министерской сессии, которая прошла в августе 2014 г. в г. Нейпьидо (Мьянма), принято Заявление об укреплении координации и сотрудничества при проведении поисково-спасательных операций на море и в воздушном пространстве.

В рамках сотрудничества по линии Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества специалисты МЧС России на регулярной основе принимают участие в заседаниях Рабочей группы по вопросам готовности к чрезвычайным ситуациям. Ключевым мероприятием стал 8-й Форум старших должностных лиц чрезвычайных служб, состоявшийся в августе 2014 года в г. Пекине.

Особое значение в работе по укреплению международного взаимодействия в Азиатско-тихоокеанском регионе уделяется активизации двустороннего российско-китайского сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В частности, в рамках реализации договоренностей принят ряд важных решений о развитии информационной составляющей сотрудничества и создана Рабочая группа по борьбе с наводнениями, первое заседание которой состоялось в Китае в декабре прошлого года.

Основой взаимодействия с Евросоюзом в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является Административная договорённость между МЧС России и Генеральным директоратом Еврокомиссии по гуманитарной помощи и гражданской защите о практическом сотрудничестве в области гражданской защиты от 22 марта 2013 года. Работа по реализации Административной договоренности, в части осуществления оперативного информационного обмена и взаимодействия при возникновении чрезвычайных ситуаций, проводится в соответствии с совместным Рабочим планом на 2014—2015 годы, подписанным в феврале 2014 года.

В целях укрепления взаимодействия с международными организациями МЧС России продолжило активную работу по укреплению позиции Российской Федерации с Международной организацией гражданской обороны (далее — МОГО).

В июне 2015 года в штаб-квартире МОГО при содействии МЧС России состоялось открытие Международного координационно-информационного центра по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основной задачей информационного центра является обеспечение оперативной связи и обмена информацией со всеми членами и партнерами организации, включая соответствующие структуры

ведущих агентств Организации Объединенных Наций. Это позволит продвигать на международной арене идею информационно-аналитической кооперации для предупреждения и эффективной борьбы с катастрофами, развивать систему коммуникаций в данной сфере.

Работа Международного координационно-информационного центра будет способствовать тому, что Международная организация гражданской обороны станет платформой для разработки единых стандартов в области гражданской защиты, а сам Центр станет международным кризисным центром, способствующим созданию сетей антикризисного управления в странах, входящих в эту организацию.

Инициативным обязательством России в свете реализации целей и приоритетов Сендайской рамочной программы действий стало систематическое проведение в Москве Международного конгресса по вопросам анализа и управления рисками (далее — Конгресс).

Основная цель проведения этого форума - адаптация с учётом новой рамочной программы в системных документах государств-участников Сен-дайской рамочной программы действий методов анализа и оценки рисков, а также выработка рекомендаций для конкретных исполнителей программных мероприятий.

Участие в очередном Конгрессе в конце 2015 года примут учёные и специалисты в области оценки рисков ведущих научных и общественных организаций России и зарубежных стран, представители органов государственной власти стран-участниц Сендайской рамочной программы действий и Международных организаций.

Результатом работы Конгресса для России должен стать перечень взаимоувязанных и практически значимых предложений по реализации целей и приоритетов программы, принятой в г. Сендае, с учётом специфики российских регионов и существующих на их территориях рисков.

Таковы основные направления деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по реализации целей и приоритетов Сендайской рамочной программы действий.

В целях реализации направлений деятельности целесообразно сформировать иерархический механизм контроля за планированием и проведением комплексов мероприятий в рамках Сендайской рамочной программы действий. На Правительственной комиссии регулярно заслушивать ход её выполнения и формировать отчёты для Организации Объединенных Наций.

Реализация в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предложенных направлений деятельности позволит уменьшить в России опасность бедствий и добиться в 2030 году следующих результатов реа-

лизации Сендайской рамочной программы действий:

внедрить во все звенья управления социально-экономическим развитием территорий страны технологии управления рисками бедствий;

завершить работу по созданию во всех субъектах Российской Федерации единых дежурно-дис-петчерских служб на основе системы-112;

завершить создание комплексной системы экстренного оповещения населения, Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей и обеспечить охват всего населения страны системами раннего оповещения об опасности бедствий;

полностью переоснастить силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций новейшими образцами техники, аварийно-спасательных средств и экипировки;

повысить уровень информационного обеспечения населения и достигнуть по сравнению с настоящим периодом времени снижения на 50 процентов количества пострадавших в чрезвычайных ситуаций;

сформировать в сознании каждого гражданина России образ безопасной жизни;

увеличить численность добровольцев в области пожарно-спасательной деятельности до 1,5 млн. человек.

Вместе с тем, необходимо отметить, что эффективность достижения Россией целей и приоритетов Сендайской рамочной программы действий во многом зависит от финансового обеспечения проводимых мероприятий.

Таким образом, можно заключить, что успешная работа всех участников единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и получение положительных результатов в рамках реализации предложенных направлений деятельности позволит России успешно претворить в жизнь российские инициативы, а также добиться значительных успехов в достижении целей и приоритетов Сендайской рамочной программы действий.

Заключение

В марте 2015 года завершила работу 3-я Всемирная конференция Организации Объединенных Наций по уменьшению опасности бедствий.Она позволила мировому сообществу согласовать целевые показатели, приоритеты и формат международного сотрудничества в области уменьшения опасности бедствий на ближайшие полтора десятилетия. Принята Сендайская рамочная

программа действий по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы.

Основная цель принятой программы — проведение работы, направленной на предотвращение возникновения новых и снижение угрозы существующих рисков, повышение готовности к реагированию и восстановлению, а также увеличение числа стран, осуществляющих национальные и местные стратегии по уменьшению опасности бедствий.

Поставленные перед российской делегацией задачи по согласованию целевых показателей, приоритетов и формата международного сотрудничества при реализации Россией мероприятий, предусмотренных Сендайской программой, выполнены в полном объёме.

Предложенные Россией национальные инициативы в полной мере соответствуют приоритетам, целям и задачам принятой программы, а их успешное выполнение позволит в очередной раз подтвердить статус нашей страны как государства-лидера в области уменьшения опасности бедствий, как на национальном, так и международном уровнях.

Реализация мер по выполнению приоритетов Сендайской рамочной программы действий и национальных инициатив может быть организована посредством соответствующих скоординированных ведомственных мероприятий и создания системы мониторинга и контроля их реализации.

Литература

1. Владимиров В.А., Грязнов С.Н., Ткачев А.И. Основные направления совершенствования РСЧС. Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2014. Т. 4. №1. С. 603 — 625.

2. Воробьев Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Воробьев Ю.Л., Пучков В.А., Дурнев Р.А.; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. МЧС России. М.: Деловой экспресс, 2006. 316 с.

3. Фалеев М.И. Логика развития РСЧС и МЧС России. Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2013. Т. 3. № 2. С. 4-6.

5.07.2015

Сведения об авторах:

Фалеев Михаил Иванович: к.п.н., начальник Центра

Грязнов Сергеи Николаевич: к.с.н., доцент, заместитель начальника Центра;

Дымков Алексеи Васильевич: главный специалист; Старостин Александр Сергеевич: ведущий специалист ГО;

ФКу ЦСИ ГЗ МЧС России, e-mail: [email protected], 121352 Москва, ул. Давыдковская, д. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.