/32 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 2 (52) УДК: 327.7:341.24:711.4:352.075.31
О реализации в Российской Федерации Сендайской рамочной программы и глобальной кампании МСУОБ ООН по повышению устойчивости городов «Мой город готовится!»
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2017
И.Ю. Олтян, Е.В. Арефьева, В.В. Крапухин, Т.Л. Ляховец
Аннотация
Рассмотрены общие организационные мероприятия по выполнению Сендайской рамочной программы и опыт реализации всемирной кампании МСУОБ ООН по повышению устойчивости городов «Мой город готовится!». Приведена масштабируемая методика оценки риска ИНФОРМ для количественного описания устойчивости к бедствиям стран, регионов и муниципалитетов. Даны примеры методических материалов по оценке устойчивости городов, предоставленные руководителями семинара, представителями МСУОБ ООН, переведенные на русский язык.
Ключевые слова: анализ рисков; международное взаимодействие; Сендайская рамочная программа; бедствия; устойчивость городов; индикаторы; оценочные карты.
Implementing Sendai Framework and UNISDR Global Campaign Making Cities Resilient: "My City is Getting Ready!" in Russia
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2017
I. Oltyan, E. Arefyeva, V. Krapukhin, T. Lyakhovets
Abstract
The article deals with general organizational activities for the Sendai Framework implementation and describes the experience of the global campaign Making Cities Resilient: "My city is getting ready!" launched by UNISDR. The campaign has been recently joined by 6 Russian cities. INFORM methodology is described for quantitative characterization of disaster resilience at national, regional and local levels. Extracts from guidance for evaluation of city resilience provided by the workshop leaders, UNISDR representatives, are presented in Russian.
Key words: risk analysis; international collaboration; Sendai framework; disasters; city resilience; indicators; score cards.
В основе глобального подхода к оценке риска бедствий природного и антропогенного характера лежит Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015-2030 гг. (далее—СРП). СРП была выработана под эгидой ООН и принята Третьей Всемирной конференцией ООН в г. Сендае (Япония) в марте 2015 г. В ней отражены основные направления развития международного сообщества в области снижения риска бедствий (далее — СРБ), сформулированные в виде четырех приоритетов деятельности и семи глобальных целевых задач, ход выполнения которых будет оцениваться на глобальном уровне системой индикаторов [1]. Задача реализации СРП в Российской Федерации—обеспечить всестороннюю деятельность по снижению рисков бедствий. Эта деятельность должна охватывать все ведомственные структуры на уровнях федеральном, субъектов федерации, муниципальном и объектовом в рамках функционирования РСЧС (п. 2 Плана деятельности МЧС России по реализации Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 февраля 2016 года). Деятельность МЧС России по реализации стратегических приоритетов СРП осуществляется в формате совершенствования функционирования РСЧС. Основное внимание должно быть сосредоточено на следующих задачах:
анализ и управление рисками чрезвычайных ситуаций (далее—ЧС) на всех уровнях системы РСЧС, мониторинг и прогнозирование угроз ЧС на основе системы Центров управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), обмен такой информацией как по исполнительской вертикали РСЧС, так и по горизонтали — с заинтересованными организациями и населением;
совершенствование управления и координации действий органов государственной законодательной и исполнительной власти, органов самоуправления, ведомств и организаций в области повышения устойчивости городов;
укрепление научно-технического, социально-экономического, медико-санитарного, культурного и образовательного потенциала противодействия ЧС;
развитие систем раннего оповещения населения, повышение готовности и обеспечение эффективного реагирования, восстановления, реабилитации и реконструкции перед лицом различных природных и техногенных угроз;
расширение сотрудничества между государствами и международными организациями, развитыми и развивающимися странами.
В рамках реализации приоритетов СРП в МЧС России в 2015-2016 гг. проведены следующие мероприятия:
определена организация-координатор реализации СРП на национальном уровне — Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (федеральный центр науки и высоких технологий)—ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ);
подготовлен комплексный межведомственный План реализации СРП в Российской Федерации;
ведется активная работа по формированию терминологии в области снижения риска бедствий и системы индикаторов для оценки достигнутых результатов СРП в Межправительственной рабочей группе Международной Стратегии по уменьшению опасности бедствий (МСУОБ) ООН открытого состава официальным представителем Российской Федерации;
проведен Международный конгресс «Глобальная и национальная стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий», очередная XXI Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от ЧС на тему «Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения» и другие научные мероприятия;
разработан и запущен интернет-сайт «Сен-дай-Россия», на котором публикуются важные документы, программы, методические материалы по реализации приоритетов СРП в Российской Федерации (http://www.srpsrb.org.);
развернута национальная кампания по повышению устойчивости городов и муниципальных образований в рамках международной кампании МСУОБ ООН «Мой город готовится!». В кампанию уже включились 6 городов России. Переведена на русский язык и направлена официальным письмом в МСУОБ ООН «Карта оценки устойчивости городов к бедствиям», версия 2010 года, а также переведена на русский язык новая версия оценочной карты, версия 2017 года, скорректированная в соответствии с задачами и индикаторами СРП.
В международном сообществе одним из подходов к построению интегрального индекса риска является метод ИНФОРМ (интегральный индекс для управления риском) [2], опирающийся на понятие риска, как совокупности трех составляющих:
идентификация и оценка угроз и опасностей природного и техногенного характера;
оценка уязвимости населения, объектов и территории от вероятных угроз;
оценка величины потенциала противодействия бедствиям.
На основе экспертных оценок, выполненных по специальной оценочной шкале, формируется интегральный индекс, отражающий состояние объекта, системы инженерной защиты и системы реагирования и оповещения,—тем самым осуществляется управление рисками. Улучшение значений интегрального индекса и его компонентов свидетельствует об эффективности мероприятий по управлению рисками.
ИНФОРМ является универсальным инструментом, применимым на глобальном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Этот подход позволяет получать оценку рисков бедствий на основе построения трендов опасностей, уязвимостей и недостаточности потенциала противодействия опасностям и угрозам. ИНФОРМ является также сравнительным инструментом для выявления наиболее уязвимых регионов, районов, муниципалитетов.
Обобщенная структура интегрального риска видна из табл. 1. Интегральный индекс риска ИНФОРМ включает около 50 различных показателей для измерения опасностей, уязвимостей и определения необходимых ресурсов для купирования опасностей и определяется по формуле [2]:
' *т/ *
я = 3 н *у * ь.
где Н— индекс опасностей и угроз; V— индекс уязвимостей; Ь—индекс недостаточности потенциала противодействия опасностям и угрозам.
В соответствии со структурой интегрального индекса риска, показатели распределены по трем категориям (опасность и угрозы, уязвимость и недостаточность потенциала противодействия опасностям и угрозам), в каждой из трех категорий соответствующий индекс оценивается по 10-балльной шкале. Шкала включает 4 интервала, числовые значения границ интервалов получены в результате анализа большого статистического материала с использованием аппарата нечетких множеств и процедур дефаззификации нечетких множеств [2]. Наиболее опасное состояние характеризуется значением, близким к 10, благоприятное состояние—значением, близким к 0. Значения интервалов для шкалы оценки каждого индекса интегрального индекса риска приведены в табл. 2.
Информация по базе данных и результатам расчетов ИНФОРМ представлена в открытом доступе на сайте www.inform-index.org.
Различные подходы к управлению рисками техногенных катастроф и стихийных бедствий, а также научные, правовые, организационные и технические аспекты в этой области, представлены в монографии [3].
Для разработки инструментов оценки глобального прогресса в деле осуществления СРП с учетом
наработок Межотраслевой экспертной группы (МЭГ) по показателям достижения целей в области устойчивого развития, в соответствии с параграфом 50 СРП и резолюцией 69/284 Генеральной Ассамблеи ООН, была создана «Открытая межправительственная рабочая группа экспертов» (OIEWG) открытого состава по показателям и терминологии в области СРБ. Для участия в рабочей группе 85 стран номинировали 163 эксперта, которые представляют различные национальные министерства и ведомства, в том числе в следующих областях: гражданская оборона и защита в чрезвычайных ситуациях; экология, охрана окружающей среды и природных ресурсов; статистика; энергетика; гуманитарные вопросы; международное/ региональное сотрудничество; внутренние дела; землеустройство; транспорт и туризм; здравоохранение; экономика и развитие; образование. От Российской Федерации экспертом номинирована начальник 6 НИЦ ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) Олтян И. Ю. Результаты работы МЭГ отражены в статье [4].
В целях оказания поддержки государствам, взявшим на себя обязательства по выполнению СРП, МСУОБ ООН проводит консультации по разработке следующих документов:
а) минимальные стандарты в области СРБ и руководства по созданию национальных баз данных по бедствиям;
б) методики для измерения показателей и обработки статистических данных совместно с соответствующими заинтересованными сторонами;
в) технический инструментарий для тестирования и внедрения оценочных показателей для отслеживания прогресса в реализации СРП.
Одним из механизмов реализации СРП на местном уровне является глобальная кампания МСУОБ ООН по повышению устойчивости городов «Мой
Структура интегрального индекса риска в ИНФОРМ [2]
Таблица 1
Категории Подкатегории Компоненты
Землетрясение
Цунами
Природные Наводнение
Опасность и угрозы Циклон
2 Засуха
ч я Антропогенные Интенсивность текущих конфликтов
« Риск будущих конфликтов
и ^ Развитие
& Социально-экономическая Неравенство
а Уязвимость Зависимость от помощи
Рч Уязвимые группы населения Вынужденные переселенцы
о © к к Другие уязвимые группы населения
Институциональный потенциал Снижение риска бедствий
Недостаточность потенциала противодействия Государственное управление
Коммуникации
Критическая инфраструктура Физическая инфраструктура
Доступ к системе здравоохранения
Таблица 2
Интервалы числовых значений индексов, входящих в состав интегрального индекса риска
Значение индекса Числовой интервал индекса по каждому измерению
Опасность Уязвимость Недостаточность потенциала противодействия опасностям Интегральный индекс риска
Низкий уровень 0-1,54 0-1,83 0-3,32 0-2,3
Средний уровень 1,54-2,71 1,83-3,2 3,32-4,95 2,3-3,25
Высокий уровень 2,71-4,38 3,2-5,06 4,95-6,73 3,25-4,64
Очень высокий 4,38-10,0 5,06-10,0 6,73-10,0 4,64-10,0
город готовится!». Эта кампания была запущена в 2010 г. в рамках Хиогской рамочной программы действий по СРБ на период 2005-2015 гг., предшествовавшей СРП. Кампания объединяет все заинтересованные стороны на местном уровне в деятельности по сбору, анализу, прогнозу, распространению информации о рисках, мерах по СРБ.
Цель кампании «Мой город готовится!»—содей-ствовать городским властям в планировании и реализации мероприятий, направленных на достижение приоритетов и целей СРП на местном уровне с целью предупреждения бедствий и их последствий, в том числе связанных с климатическими изменениями. К кампании уже присоединилось около 3400 городов в 100 странах мира, которые взяли на себя обязательства по выполнению основных 10 принципов (см. табл. 3) повышения устойчивости городов к бедствиям [5]. Принципы кампании согласуются с приоритетами и основными задачами СРП и помогают местным властям активизировать и координировать действия в области СРБ.
Актуальность участия российских городов в этой кампании не вызывает сомнений, т.к. уже сегодня более 73% населения Российской Федерации проживает в городах. Города и другие населенные пункты первыми сталкиваются с бедствиями (наводнениями, землетрясениями, штормами и пр.), и от эффективных действий местного руководства зависит количество спасенных жизней и размер ущерба [6, 7]. В дополнение к ранее разработанным методикам и оценочным картам [5], МСУОБ ООН разработан новый оценочный инструментарий, структурированный в соответствии с приоритетами, основными индикаторами СРП. Данный инструментарий переведен авторами на русский язык и доступен на сайте www.srpsrb.org.
В соответствии с принципами кампании администрации городов разрабатывают стратегический план по снижению рисков бедствий на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Основные этапы составления такого плана отражены в табл. 4.
Как уже было сказано выше, в МСУОБ ООН в 2017 году разработан новый вариант оценочной карты по оценке и самооценке городов с учетом индикаторов и критериев СРП. Новая оценочная карта имеет иерархическую структуру. В табл. 5 представлены индикаторы 1-го и 2-го уровней. Индикаторы 3-го и 4-го уровней (в табл. 4 не приведены) вклю-
Таблица 3
Десять принципов повышения устойчивости городов в рамках кампании «Мой город готовится!»
Принципы для создания благоприятных условий
1. Организация по созданию потенциала противодействия бедствиям (управления)
2. Идентифицировать и изучать риски, использовать сценарии существующих и будущих рисков
3. Укрепление финансового потенциала для повышения устойчивости.
Оперативные принципы (секторы)
4. Осуществлять устойчивое развитие городских территорий
5. Охрана естественных буферных зон для усиления защитных функций, обеспечиваемых природными экосистемами
6. Укрепление институционального потенциала для повышения устойчивости
7. Понимание и повышение устойчивости общества к бедствиям
8. Повышение устойчивости инфраструктуры к бедствиям
Принципы для «Строить лучше и безопаснее»
9. Обеспечение эффективного реагирования на бедствия
10 Быстрое восстановление по принципу «Лучше, чем было».
чают около 250 индикаторов, которые детализируют степень реализации 10 принципов кампании. Подробнее с новой оценочной картой можно ознакомиться на сайте www.srpsrb.org.
В рамках выполнения плана реализации СРП в Российской Федерации 24-25 января 2017 года в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) при поддержке МЧС России и МСУОБ ООН был проведен первый обучающий семинар по реализации СРП на местном уровне. Во время мероприятия состоялась торжественная церемония вручения сертификатов ООН (см. рис. 1) представителям городов России, присоединившихся к кампании «Мой город готовится!» (г. Альметьевск,
Рис. 1. Сертификат глобальной кампании по повышению устойчивости городов «Мой город готовится!»
Таблица 4
Этапы планирования мероприятий и их реализация по повышению устойчивости городов в рамках
Кампании «Мой город готовится!»
Этапы Наименование этапа Деятельность в рамках этапа
1 этап Организация и подготовка применения 10 принципов Кампании 1. Подготовить институциональную структуру, повысить осведомленность населения
2. Оформить процесс участия заинтересованных сторон
3. Спланировать мероприятия по СРБ
2 этап Диагностика и оценка городских рисков 4. Ознакомиться с рисками
5. Провести оценку рисков
6. Проанализировать состояние окружающей среды
7. Подготовить оценочный доклад
3 этап Разработка плана действий по повышению устойчивости города 8. Определить концепцию, задачи и основные действия
9. Определить программы и проекты
10. Поддерживать выполнение плана действий по повышению устойчивости города
4 этап Реализация плана действий 11. Приступить к реализации плана и мобилизации ресурсов
12. Обеспечить широкое участие населения
5 этап Мониторинг выполнения плана 13. Осуществлять мониторинг, наблюдение и оценку выполнения плана
Таблица 5
Индикаторы 1-го и 2-го уровня кампании «Мой город готовится!»
Наименование Индикаторы Индикаторы 2-го уровня принципа 1-го уровня
Принцип 1: Организация деятельности по повышению устойчивости к бедствиям Предусматривает ли Генеральный план города внедрение положений СРП 1.1. Является ли СРБ одним из ключевых аспектов концепции развития и/или стратегического плана города
1.2. Город располагает необходимыми полномочиями и ресурсами для удовлетворения местных требований к СРБ
1.3. Определена ответственность (ведущая организация) за различные аспекты устойчивости города к бедствиям
1.4. В городе имеется механизм приоритетного выделения ресурсов на эффективное снижение значительных рисков, выявленных при оценке местных рисков
Принцип 2: Идентифицировать и изучать риски, использовать сценарии существующих и будущих рисков Число погибших в результате опасных природных явлений в пересчете на 100 000 чел/год 2.1. В городе проводится технический и экспертный анализ существующих и будущих угроз и опасностей для оценки подверженности воздействиям и уязвимости на всей территории города
Число непосредственно пострадавших (травмированных или заболевших, эвакуированных) в результате опасных явлений в пересчете на 100 000 чел. 2.2. Информация о подверженности и уязвимости учитывается в долгосрочном городском планировании
2.3. В городе имеется регулярно обновляемая платформа данных, которая обеспечивает заинтересованным сторонам и широким слоям населения доступ к информации по рискам и обмен такой информацией
Принцип 3: Укрепление финансового потенциала для повышения устойчивости 3.1. У города имеются финансовый план (или процедуры) и ресурсы, позволяющие осуществлять меры по повышению устойчивости, включая долгосрочные меры по адаптации к изменению климата
3.2. У города есть специальный бюджет, необходимые ресурсы и резервный фонд для финансирования местных мероприятий по СРБ (смягчение последствий, предотвращение, реагирование и восстановление)
3.3. Имеются средства для обеспечения необходимой финансовой поддержки для защиты уязвимых категорий населения города
Принцип 4: Осуществлять устойчивое развитие городских территорий 1-4 Прямые экономические потери вследствие бедствий 4.1. Городские планы составляются с учетом и под влиянием актуальной информации о рисках
4.2. В городских планах рассматриваются сквозные вопросы устойчивости города
4.3. Имеется ли механизм/ процедура городского планирования с учетом рисков
4.4. В городе разрабатываются и обновляются строительные нормы и правила с учетом актуальных опасностей и последствий изменения климата, и обеспечивается их применение
Принцип 5: Охрана естественных буферных зон для усиления защитных функций, обеспечиваемых природными экосистемами 5.1. Имеются решения, направленные на управление текущими и будущими экологическими рисками.
5.2. В городе обеспечивается защита и восстановление экосистем настолько, что они позволяют в достаточной степени адаптироваться и смягчать существующие и будущие риски
Технологии гражданской безопасности, том 14, 2017, № 2 (52) /37
Окончание табл. 5
Наименование Индикаторы Индикаторы 2-го уровня принципа 1-го уровня
Принцип 6: Укрепление институционального потенциала для повышения устойчивости 6.1. Функции и обязанности по обеспечению устойчивости к бедствиям определены в законодательстве по СРБ
6.2. Существуют механизмы для повышения уровня знаний и обмена опытом сторон, занимающихся вопросами повышения устойчивости к бедствиям
6.3. Существуют процедуры для упрощенной коммуникации между разными уровнями «сверху вниз» и «снизу вверх», а также для расширения знаний и информированности населения
6.4. Город использует потенциал частного сектора и гражданского общества для СРБ
Принцип 7: Понимание и повышение устойчивости общества к бедствиям 7.1. Город оказывает социальную поддержку беднейшим слоям населения, повышая их устойчивость и снижая уязвимость к бедствиям
7.2. Имеется понимание степени социальной сплоченности и социального потенциала города
7.3. В городе имеется достаточно механизмов для укрепления социального потенциала
Принцип 8: Повышение устойчивости инфраструктуры к бедствиям Число разрушенных/ поврежденных учреждений здравоохранения 8.1. Город имеет и реализует план или стратегию по защите критически важной инфраструктуры и коммунальных служб
Число разрушенных / поврежденных учреждений образования 8.2. Имеется ли необходимая защитная инфраструктура/ сооружения, позволяющие снизить риски (например, защитные сооружения от наводнений, сейсмостойкие конструкции)
Продолжительность перерывов в предоставлении важнейших услуг в год (водоснабжение и канализация, электроснабжение, здравоохранение, связь, информационные системы, электро/ энергоснабжение, транспорт)
Принцип 9: Обеспечение эффективного реагирования на бедствия Охват населения системой раннего оповещения о природных бедствиях, на 100 000 населения Охват населения системой раннего оповещения о природных бедствиях, на 100 000 населения
Принцип 10: Быстрое восстановление по принципу «лучше, чем было» 10.1. Наличие стратегии или процедуры для восстановления и реконструкции после бедствия с учетом экономических, социальных аспектов и др.
10.2. Город способен при необходимости эффективно реализовать концепцию «строить лучше, чем было»
10.3. Город учится и перенимает опыт у других городов, сталкивающихся с похожими рисками
г. Буйнакск, г. Дербент, г. Казань, г. Каспийск, г. Набережные Челны). Сертификаты вручали начальник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) А. Г. Чириков и руководитель программ МСУОБ ООН Лука Росси (см. рис. 2).
В течение двух дней сотрудники МСУОБ ООН Сара Ваде-Апицелла и Лука Росси при поддержке специалистов 6 НИЦ ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) провели семинар для представителей администраций городов и научно-образовательных учреждений, занимающихся подготовкой специалистов в области СРБ. Участникам семинара подробно рассказали о Глобальной кампании по повышению устойчивости городов и о том, как можно на практике использовать ее инструменты, материалы и методы для повышения устойчивости к бедствиям. Организаторы семинара и сотрудники МСУОБ ООН представили информацию об оценочной карте кампании, скорректированной в соответствии с принципами СРП, поделились опытом других стран по ее реализации [8, 9], а также провели тренинги в рабочих группах. В ходе тренингов участники практиковались в составлении планов для повышения безопасности и устойчивости города
к бедствиям, а также в заполнении карты самооценки городов по СРБ. Таким образом, семинар создал площадку для сотрудничества между городами в области повышения устойчивости к бедствиям путем интегрирования принципов СРБ в местные планы, программы и инициативы. Данное мероприятие является первым и значимым шагом для городов России на пути международного сотрудничества в вопросах повышения устойчивости городов, реализации СРП и снижения риска бедствий в нашей стране.
В заключение надо отметить, что, как правило, в городах отсутствуют стратегические комплексные планы по снижению рисков бедствий. Лишь некоторые аспекты снижения риска бедствий содержатся в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также в Стратегиях социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований. Требуется законодательное закрепление необходимости оценки риска, уязвимости и устойчивости на муниципальном уровне с использованием оценоч-
Рис. 2. Представители администраций городов России, ставших первыми участниками кампании МСУОБ ООН
«Мой город готовится!»
ной карты глобальной кампании ООН по повышению устойчивости городов «Мой город готовится!», адаптированной к российской практике.
Литература
1. Сендайская рамочная программа по снижению рисков бедствий на 2015-2030 гг., http://www.preventionweb.net/drr-framework/sendai-framework
2. Index for risk-management. Results 2015 — INFORM, 2015/ www/ inform-index.org.
3. Cardona, O.D. (2006). "A System of Indicators for Disaster Risk Management in the Americas" in Measuring Vulnerability to Hazards of Natural Origin: Towards Disaster Resilient Societies, Editor J. Birkmann, United Nations University Press, Tokyo.
4. Управление рисками техногенных катастроф и стихийных бедствий (пособие для руководителей организаций) / Под общ. ред. М. И. Фалеева. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. 270 с.
5. Олтян И. Ю., Ляховец Т. Л. Разработка терминологии и индикаторов прогресса в области реализации Сендайской рамочной программы по уменьшению риска бедствий на 2015-2030 годы // Технологии гражданской безопасности. 2016. Т. 13. № 1 (47). С. 22-26.
6. Инструментарий кампании МСУОБ ООН по устойчивости городов http://www.unisdr.org/campaign/resilientcities/home/toolkit
7. Сосунов И. В., Олтян И. Ю., Ляховец Т. Л. Всемирная кампания: Мой город готовится: об оценке риска и повышении устойчивости городов к ЧС // Основы безопасности жизнедеятельности. 2014 . № 9. С. 19-25.
8. Арефьева Е. В., Рыбаков А. В. О подходах к построению оценочного инструментария деятельности по снижению рисков бедствий: международный опыт // Сб. материалов конференции 17 марта 2016 г.: XXVI Международная научно-практическая конференция «Предупреждение. Спасение. Помощь». г. Химки, Моск. обл., АГЗ МЧС России, секц. 10. С. 5-12.
9. Арефьева Е. В. Особенности использования оценочного инструментария международной кампании ООН «Мой город готовится» в Арктической зоне Российской Федерации // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в арктическом регионе. Безопасный город в Арктике». 7-8 апреля, 2016 г., г. Звенигород, Моск. обл. С. 13-18.
10. Информация о странах-участницах и программах по снижению рисков. http://www.preventionweb.net/english/countries/, http:// www.preventionweb.net/search/pw
Сведения об авторах
Олтян Ирина Юрьевна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), нач. научно-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
е-таМ: [email protected] SPIN-код — 3476-5213.
Арефьева Елена Валентиновна: д. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-таМ: [email protected], SPIN-код — 2738-6323
Крапухин Вячеслав Всеволодович: к. физ.-мат. н.,
ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в.н.с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
е-таМ: [email protected],
SPIN-код — 4663-7700
Ляховец Татьяна Лаврентьевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с.н.с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-mail: [email protected]
Information about the authors
Oltyan Irina J.: Cand.Sci. (Engineering), Head of Research Center, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies.
7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 3476-5213.
Arefyeva Elena V.: Dr. Sci. (Engineering), Chief Researcher Research Center, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 2738-6323.
Krapukhin Viacheslav V.: Cand.Sci. (Physics&Maths), Leading Researcher Research department, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 4663-7700.
Lyakhovets Tatiana L.: Senior Researcher Research department, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies.
7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]