/8 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 3 (53) УДК 005.50
Показатели и критерии выполнения Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на национальном и местном уровне
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2017
И.Ю. Олтян, Т.Л. Ляховец, Р.Л. Галиуллина
Аннотация
Рассмотрены показатели и критерии выполнения Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на национальном и местном уровне, разработанные Межправительственной рабочей группой экспертов открытого состава по показателям и терминологии, касающимся снижения риска бедствий. Приводится связь глобальных целевых показателей Сендайской рамочной программы и индикаторов состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Ключевые слова: Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий; терминология; глобальная целевая задача; глобальные показатели.
Indicators and Criteria for the Implementation of the Sendai Framework Program for Risk Reduction at the National and Local Level
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2017
I. Oltyan, T. Lyakhovets, R. Galiullina
Abstract
The indicators and criteria for the implementation of the Sendai Framework for disaster risk reduction at the national and local level developed by the open-ended intergovernmental working group of experts on indicators and terminology relating to disaster risk reduction, provides a link between the global targets of the Sendai Framework and indicators of the state of protection of the population and territories from emergency situations.
Key words: Sendai Framework for disaster risk reduction; global target; global indicators.
Данная публикация является продолжением материалов [1] по разработке терминологии и индикаторов прогресса в области реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы1 (далее—СРП).
Вопросы необходимости реализации СРП отражены в ряде нормативных правовых актов Президента2 и Федерального собрания Российской Федерации3. Предварительные итоги реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы в Российской Федерации обсуждались на Международном конгрессе «Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий» [2].
В соответствии с СРП (раздел II, п. 18) для содействия оценке хода достижения результата и целей, предусмотренных этой рамочной программой, определены семь глобальных целевых задач, ход
выполнения которых будет оцениваться на глобальном уровне [1, 2].
В результате плодотворной работы Межправительственной рабочей группы экспертов открытого состава по показателям и терминологии, касающимся снижения риска бедствий (далее—ОМГЭ), созданной в соответствии с резолюцией 69/284 Генеральной Ассамблеи ООН, деятельность которой отражена в работе [1], был подготовлен документ для Генеральной Ассамблеи ООН под названием «Рекомендации межправительственной рабочей группы экспертов открытого состава по показателям и терминологии, касающимся снижения риска бедствий». Подготовленные ОМГЭ показатели одобрены Генеральной Ассамблеей ООН 2 февраля 2017 г.4 и в настоящее время определены как глобальные показатели выполнения глобальных целевых задач Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы (см. табл.).
Таблица
Глобальные показатели выполнения глобальных целевых задач Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы
Глобальная целевая задача А: к 2030 году добиться значительного снижения общемирового уровня смертности в результате бедствий, чтобы в период 2020—2030 годов среднее количество таких смертей в расчете на 100 000 человек было меньше, чем в 2005-2015 годах
А-1 (составной) Число погибших и пропавших без вести в результате бедствий на 100 000 человек
А-2 Число погибших в результате бедствий на 100 000 человек
А-3 Число пропавших в результате бедствий на 100 000 человек
Перечень бедствий, рассматриваемых в настоящей и последующих целевых задачах, определен в пункте 15 Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы и включает мелкомасштабные и крупномасштабные, регулярные и нерегулярные, внезапные и замедленные бедствия, вызываемые природными или антропогенными угрозами, а также связанными с ними экологическими, техногенными и биологическими угрозами и рисками.
Глобальная целевая задача В: к 2030 году добиться значительного сокращения количества пострадавших людей в общемировом масштабе, чтобы в период 2020-2030 годов среднее общемировое число людей, пострадавших от бедствий, на 100 000 человек было меньше, чем в период 2005-2015 годов
В-1 (составной) Количество непосредственно пострадавших в результате бедствий на 100 000 человек
В-2 Число получивших увечья или пострадавших от болезней в результате бедствий на 100 000 человек
В-3 Число людей, жилища которых были повреждены в результате бедствий
В-4 Число людей, жилища которых были уничтожены в результате бедствий
В-5 Число людей, средства к существованию которых пострадали или были уничтожены в результате бедствий
Глобальная целевая задача С: к 2030 году сократить прямые экономические потери от бедствий в процентном отношении к мировому валовому внутреннему продукту (ВВП)
С-1 (составной) Прямые экономические потери в результате бедствий в процентном отношении к мировому валовому внутреннему продукту
С-2 Прямые сельскохозяйственные потери в результате бедствий. Сельское хозяйство в данном случае включает сектора земледелия, животноводства, рыболовства, пчеловодства, аквакультуры и лесоводства, а также связанные с ними объекты и инфраструктуру.
С-3 Прямые экономические потери, обусловленные повреждением или уничтожением всех других производственных активов в результате бедствий Производственные активы будут даны в разбивке по экономическим секторам, включая сферу услуг, в соответствии со стандартными международными классификациями. Страны будут представлять данные по тем экономическим секторам, которые относятся к их экономике. Эти сектора будут отражены в соответствующих метаданных.
1 Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий. Резолюция A/CONF224/L.2 Генеральной ассамблеи ООН.
2 Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года (утв. Указом Президента РФ от 20 декабря 2016 г № 696).
3 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 февраля 2016 года «О состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».
4 Резолюция A/RES/71/276, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 2 февраля 2017 года.
/10 См! SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, N0. 3 (53)
С-4 Прямой экономический ущерб, причиненный сектору жилья в результате бедствий. Данные по жилью будут представлены с разбивкой на данные по поврежденным и данные по уничтоженным жилищам.
С-5 Прямые экономические потери, обусловленные повреждением или уничтожением важнейших объектов инфраструктуры в результате бедствий. Решение о том, какие элементы жизненно важной инфраструктуры будут включаться в расчет этого показателя, будет приниматься государствами-членами и будет отражено в сопроводительных метаданных. В расчеты следует включать, в соответствующих случаях, объекты защитной инфраструктуры и объекты «зеленой» инфраструктуры.
С-6 Прямые экономические потери, обусловленные повреждением или уничтожением объектов культурного населения в результате бедствий
Глобальная целевая задача D: к 2030 году значительно уменьшить ущерб, причиняемый бедствиями важнейшим объектам инфраструктуры, и ущерб в виде нарушения работы основных служб, включая медицинские учреждения и учебные заведения, в том числе за счет укрепления их потенциала противодействия
D-1 (составной) Ущерб, причиненный важнейшим объектам инфраструктуры в результате бедствий
D-2 Число медицинских учреждений, уничтоженных или поврежденных в результате бедствий
D-3 Число учебных заведений, уничтоженных или поврежденных в результате бедствий
D-4 Число других важнейших элементов и объектов инфраструктуры, уничтоженных или поврежденных в результате бедствий. Решение о том, какие элементы жизненно важной инфраструктуры будут включаться в расчет этого показателя, будет приниматься государствами-членами и будет отражено в сопроводительных метаданных. В расчеты следует включать, в соответствующих случаях, объекты защитной инфраструктуры и объекты «зеленой» инфраструктуры.
D-5 (составной) Число случаев нарушения работы основных служб в результате бедствий
D-6 Число сбоев образовательных услуг, отнесенных к бедствиям
D-7 Число случаев нарушения работы медицинских учреждений в результате бедствий
D-8 Число случаев нарушения работы других основных служб в результате бедствий. Решение о том, какие элементы основных служб будут включаться в расчет этого показателя, будет приниматься государствами-членами и будет отражено в сопроводительных метаданных.
Глобальная целевая задача E: к 2020 году значительно увеличить число стран, принявших национальные и местные стратегии снижения риска бедствий
Е-1 Число стран, принявших и проводящих в жизнь национальные стратегии снижения риска бедствий в соответствии с Сендайской рамочной программой по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы
Е-2 Доля местных органов власти, принявших и проводящих в жизнь местные стратегии снижения риска бедствий в соответствии с национальными стратегиями. Следует представить информацию об органах власти соответствующих уровней ниже национального уровня, в сферу ответственности которых входят вопросы снижения риска бедствий.
Глобальная целевая задача F: значительно расширить международное сотрудничество с развивающимися странами посредством предоставления им достаточной и непрерывной поддержки в целях подкрепления принимаемых ими на национальном уровне мер для осуществления Сендайской рамочной программы к 2030 году
F-1 Общий объем официальной международной поддержки (официальная помощь в целях развития (ОПР) плюс другие потоки официальной помощи) на цели осуществления национальных мероприятий по снижению риска бедствий. Данные об оказании или получении международного содействия в области снижения риска бедствий должны предоставляться в соответствии с процедурами, применяемыми в соответствующих странах. Странам-получателям рекомендуется предоставлять информацию об оценочном объеме национальных расходов на цели снижения риска бедствий.
F-2 Общий объем официальной международной поддержки (ОПР плюс другие потоки официальной помощи), предоставленной на двусторонней основе на цели осуществления национальных мероприятий по снижению риска бедствий
F-3 Общий объем официальной международной поддержки (ОПР плюс другие потоки официальной помощи), предоставленной на двусторонней основе на цели осуществления национальных мероприятий по снижению риска бедствий
F-4 Общий объем официальной международной поддержки (ОПР плюс другие потоки официальной помощи) на цели передачи технологий, связанных со снижением риска бедствий, и обмена такими технологиями
F-5 Число международных, региональных и двусторонних программ и инициатив в целях передачи научных знаний, технологий и новшеств в области снижения риска бедствий и обмена ими для развивающихся стран
F-6 Общий объем официальной международной поддержки (ОПР плюс другие потоки официальной помощи) на цели укрепления потенциала в области снижения риска бедствий
F-7 Число международных, региональных и двусторонних программ и инициатив в целях укрепления потенциала в области снижения риска бедствий
F-8 Число развивающихся стран, которым оказывается поддержка по линии международных, региональных и двусторонних инициатив в целях укрепления их статистического потенциала в области снижения риска бедствий
Глобальная целевая задача G.: к 2030 году значительно улучшить ситуацию с наличием систем раннего оповещения, охватывающих разные виды угроз, и информации и оценок относительно риска бедствий и расширить доступ к ним людей
G-1 (составной G2-G5) Число стран, в которых имеются системы раннего оповещения, охватывающие разные виды угроз
G-2 Число стран, в которых имеются системы мониторинга и прогнозирования, охватывающие разные виды угроз
G-3 Число охваченных информационной системой раннего оповещения через местные органы власти или через национальные механизмы распространения информации на 100 000 человек
G-4 Доля местных органов власти, имеющих план действий в области раннего оповещения
G-5 Число стран, в которых население получает доступную, понятную, практическую и значимую информацию и оценки, касающиеся риска бедствий, на национальном и местном уровне
G-6 Доля населения, подверженного угрозе или риску бедствий, защита которого обеспечивается путем заблаговременной эвакуации на основе раннего оповещения. Государствам-членам, которые могут предоставлять информацию о количестве эвакуированных, рекомендуется делать это.
Примечание: для удобства пользования серым выделены сложные (комплексные) показатели, которые включают в себя ряд других показателей.
Критерием выполнения Сендайской рамочной программы к 2030 году является достижение всех семи глобальных целевых задач, определенных п. 18 СРП и отраженных в таблице.
Стоит отметить, что терминология, одобренная Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 2 февраля 2017 г. и связанная со снижением риска бедствий, содержит 38 основных терминов и связанные с ними второстепенные термины. Например, термин disaster (катастрофа) является основным и определяется как «серьезное нарушение функционирования сообщества или общества в любом масштабе вследствие опасных событий, взаимодействующих с воздействием, уязвимостью и потенциалом, ведущее к одному или более событий: людские, материальные, экономические и экологические потери и последствия». Второстепенными по отношению к термину disaster являются: emergency (опасность), disaster damage
(ущерб от катастроф), disaster impact (последствия катастроф).
Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 2 февраля 2017 г. определено, что, начиная с 2018 года, страны будут осуществлять двухгодичные оценки прогресса в деле выполнения семи глобальных целевых задач Сендайской рамочной программы. Дорожная карта по мониторингу Сендайской рамочной программы приведена на рис. 1.
Стоит отметить, что Российской Федерацией накоплен значительный опыт по статистическому учету ЧС и их последствий, а также оценке состояния защиты населения и территорий от ЧС с помощью индикаторов и показателей. В частности, в настоящее время действует Государственная программа Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных
Рис. 1. Дорожная карта по мониторингу Сендайской рамочной программы
/12 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 3 (53)
объектах»5 (далее—Государственная программа), цель которой—минимизация социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде от ведения и вследствие ведения военных действий, совершения террористических актов, ЧС природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах. Достижение плановых показателей Государственной программы осуществляется в рамках сложившейся в настоящее время системы планирования, регулируемой Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [3].
Целевыми индикаторами и показателями Государственной программы, которые коррелируют с глобальными показателями выполнения глобальных целевых задач СРП, являются:
экономический ущерб от деструктивных событий; сокращение количества лиц, погибших в ЧС. Кроме того, показателями состояния национальной безопасности, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 6846, которые коррелируют с глобальными целевыми показателями выполнения глобальных целевых задач СРП, являются:
количество ЧС природного и техногенного характера, пожаров и погибших в них;
уровень готовности систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и ЧС.
На рис. 2 представлена взаимоувязка показателей (индикаторов) Государственной программы и показателей состояния национальной безопасности с глобальными показателями выполнения глобальных целевых задач СРП.
Следует подробнее остановиться на каждой из семи глобальных целевых задач СРП и соответствующих глобальных показателях.
Глобальная целевая задача А предусматривает значительное снижение уровня смертности в результате бедствий в расчете на 100000 человек. Согласно «Докладу межправительственной рабочей группы экспертов открытого состава по показателям и терминологии, касающимся снижения риска бедствий»7, под бедствием понимается событие любого масштаба, которое серьезно нарушает жизнь местных общин или общества в результате сочетания опасных событий с имеющимся уровнем подверженности угрозе, уязвимости и потенциала и приводит, по отдельности или в сочетании друг с другом, к таким последствиям, как жертвы среди населения, а также материальный, экономический или экологический ущерб и воздействие8. Стоит заметить, что снижение количества лиц, погибших в ЧС, является одним из целевых индикаторов Государственной
программы, что соответствует показателю А-2 для измерения прогресса СРП. Данный индикатор (в абсолютных единицах) ежегодно отображается в Государственном докладе о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и будет отображаться в ежегодном Докладе о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению. Статистический анализ ЧС на территории Российской Федерации в 2014-2015 годах рассмотрен в [4]. Сложнее обстоит дело с показателем «Число пропавших в результате бедствий» (показатель А-3), так как учет лиц, пропавших без вести, осуществляется МВД России; статистика отдельно по пропавшим без вести в ЧС не ведется. В рамках работы рабочей группы Российская Федерация выступала против данного показателя для контроля достижения глобальных целевых задач, т.к. он имеет значительную долю неопределенности.
Глобальная целевая задача В предусматривает значительное сокращение количества пострадавших людей в общемировом масштабе и применительно к каждой стране. В международной терминологии под пострадавшими (affected) в ЧС в международной терминологии понимаются люди, которые пострадали прямо или косвенно, от опасных событий. Напрямую это касается тех, кто пострадал от травмы, болезни или других последствий для здоровья, эвакуированных, перемещенных, переехавших или которым был нанесен прямой ущерб их жизнедеятельности, экономическим, физическим, социальным, культурным и экологическим активам. Косвенно пострадали люди, которые пострадали от последствий, кроме или в дополнение к прямым эффектам, из-за нарушения или изменения в сфере экономики, деятельности критически важных объектов инфраструктуры, основных услуг, торговли, работы или от социальных, медицинских и психологических последствий. Следует заметить, что в РФ термин «пострадавший в чрезвычайной ситуации» определен в национальном стандарте (ГОСТ Р 22.0.02-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий). Под пострадавшим в ЧС понимается человек, погибший и/или получивший в результате ЧС вред для здоровья, утративший личное имущество или получивший его повреждение, а также ухудшивший в результате ЧС условия своей жизнедеятельности, т.е. в Российской Федерации термин «пострадавший в ЧС» имеет значение, отличное от определенного в глоссарии ООН. Количество непосредственно пострадавших в результате бедствий (показатель В-1), является также одним из индикаторов Государственной программы. В официальной статистике в РФ не учитываются отдельно:
5 Государственная программа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утв. постановлением Правительства 15 апреля 2014 г. № 300.
6 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 684 «Об оценке и государственном мониторинге состояния национальной безопасности Российской Федерации».
7 Доклад межправительственной рабочей группы экспертов открытого состава по показателям и терминологии, касающимся снижения риска бедствий. Резолюция А/71/644. http://www.preventionweb.net/files/50683_oiewgreportrussia.pdf.
8 Практически идентично термину «чрезвычайная ситуация», используемому в российском законодательстве.
Рис. 2. Взаимоувязка показателей (индикаторов) Государственной программы, ее подпрограмм, ФЦП, других показателей с глобальными показателями Сендайской рамочной программы
получившие увечья или пострадавшие от болезней в результате бедствий (показатель В-2);
люди, средства к существованию которых пострадали или были уничтожены в результате бедствий (показатель В-5);
хотя данная информация собирается, несомненно, Минздравом России, Минфином и МЧС России.
Что касается людей, у которых были повреждены или уничтожены жилища (показатели В-3, В-4), то в соответствии с положениями Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» «...лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения...», предоставляются жилые помещения, возмещается материальный ущерб и пр. Информацией о количестве людей, у которых были повреждены и/или разрушены дома, владеет Министерство финансов Российской Федерации.
Глобальная целевая задача С предусматривает сокращение прямых экономических потерь от бедствий. Экономический ущерб от деструктивных событий, в млрд руб. в ценах 2010 года, также является одним из целевых индикаторов Государственной программы, однако в Российской Федерации остальные составляющие ущерба (показатели С-2-С-7, см. табл.) не фигурируют в официальной статистике по ЧС, обобщенными данными обладает Минэкономразвития России. Кроме того, данные по ущербам представляются напрямую субъектами Российской Федерации, отсутствует единая методика их сбора и обработки. Действующая в настоящее время «Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций», утвержденная в 2004 году, потеряла свою актуальность и нуждается в пересмотре.
Глобальная целевая задача D предусматривает значительное уменьшение ущерба, причиняемого
бедствиями важнейшим объектам инфраструктуры. Стоит отметить, что вместо всеобъемлющего термина «критическая инфраструктура» в Российской Федерации используются термины «критически важный объект»9, «потенциально опасный объект», «объект жизнеобеспечения». Информация о показателях D-2-D-4 (см. табл.) передается в НЦУКС по форме 2ЧС и хранится в БД АИУС РСЧС. Информация по показателям D-5 — D-8 не фигурирует в официальной статистике по ЧС. Возможно, такие данные вообще не собираются и не анализируются.
Что касается глобальной целевой задачи Е— значительно увеличить число стран, принявших национальные и местные стратегии снижения риска бедствий, то Планом МЧС России по разработке документов стратегического планирования в области защиты населения и территорий от ЧС в 2017 году запланирована разработка:
Основ государственной политики РФ в области защиты населения и территорий от ЧС до 2030 года;
Стратегии развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения национальной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года. Необходима разработка целей, задач и приоритетов Стратегии с учетом приоритетов Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий (показатель E-1).
Вместе с тем, местные стратегии по снижению риска бедствий на законодательном уровне отсутствуют, и их разработка не планируется. Некоторые аспекты снижения риска бедствий содержатся в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также Стратегиях социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований. Требуется законодательное закрепление необходимости оценки риска, устойчивости и уязвимости на
9 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
/14 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 3 (53)
муниципальном уровне, возможно, на основе Score Card Глобальной кампании ООН по повышению устойчивости городов «Мой город готовится!» [5].
Для расширения международного сотрудничества с развивающимися странами, оценка масштабов которого также является глобальной целевой задачей F выполнения Сендайской рамочной программы, только в 2016 г. было проведено 48 гуманитарных операций. В общей сложности помощь оказана 21 стране, доставлено более 31,6 тыс. т гуманитарных грузов10.
В Российской Федерации проделана большая работа по глобальной целевой задаче G—значитель-но улучшить ситуацию с наличием систем раннего оповещения. Созданы сети электросиренного оповещения. В зонах, подверженных риску возникновения быстроразвивающихся ЧС, создана Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (КСЭОН). Информация об охвате населения сетями электросирен и количество зон, охваченных КСЭОН, ежегодно приводятся в Государственном докладе.
В РФ создана система мониторинга и прогнозирования ЧС. В целях реализации мероприятий и осуществления деятельности в рамках РСЧС между МЧС России и Росгидрометом подписано Соглашение о взаимодействии при решении задач в области прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС. Следовательно, показатель G-1 в Российской Федерации имеет значение, равное 1 (имеются системы раннего оповещения, охватывающие разные виды угроз); показатель G-2 также имеет значение, равное 1 (имеются системы мониторинга и прогнозирования, охватывающие разные виды угроз). Косвенным образом с показателем G-3 связан индикатор состояния национальной безопасности «Уровень готовности систем оповещения населения об опасностях...». Значение показателя G-4 в Российской Федерации равно 100, так как согласно постановлению Правительства № 794 от 30 декабря 2003 г.11, мероприятия по предупреждению и ликвидации любых ЧС—от самых небольших до имеющих масштаб страны — осуществляются на основе Планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включающих вопросы раннего оповещения об опасности.
Предстоит большая работа по организации доступа населения к доступной, понятной, практической и значимой информации и оценкам, касающимся риска бедствий на национальном и местном уровне (показатель G-5).
Таким образом, имея значительный задел в индикативной оценке состояния защиты населения и территорий от ЧС, можно надеяться, Российская Федерация будет флагманом по выполнению и оценке приоритетов Сендайской рамочной программы на международном уровне.
Литература
1. Олтян И. Ю., Ляховец Т. Л. Разработка терминологии и инди-
каторов прогресса в области реализации Сендайской рамочной программы по уменьшению риска бедствий на 2015-2030 годы. Технологии гражданской безопасности, выпуск 1 (47) 2016. С. 22-26.
2. Олтян И. Ю. Предварительные итоги реализации Сендайской
рамочной программы по снижению риска бедствий на 20152030 годы в Российской Федерации. Материалы международного конгресса «Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий». 7 июня 2017 г. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. С. 14-24.
3. Ермакова Е. С., Коротова К. И., Макиев Ю. Д. Статистический
анализ индикаторов государственной программы и методический аппарат оценки влияния внешних факторов на достижение показателей (индикаторов) государственной программы. Стратегия гражданской защиты. Том 5, 2015, № 2(9). С. 85-93.
4. Сорокина И. В., Галиуллина Р. Л. Чрезвычайные ситуации на тер-
ритории Российской Федерации в 2014-2015 годах: статистический анализ. Вопросы статистики. № 7, 2016. С. 64-67.
5. Олтян И. Ю., Арефьева Е. В., Крапухин В. В., Ляховец Т. Л. О реа-
лизации в Российской Федерации Сендайской рамочной программы и глобальной кампании МСУО ООН по повышению устойчивости городов «Мой город готовится!». Технологии гражданской безопасности. Том 14, 2017, № 2(52). С. 32-39.
Сведения об авторах
Олтян Ирина Юрьевна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
нач. науч.-исслед. центра.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
e-mail: [email protected]
SPIN-код — 2738-6323.
Ляховец Татьяна Лаврентьевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected] SPIN-код — 2633-7326.
Галиуллина Рената Линаровна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected] SPIN-код — 8970-6381.
Information about the authors
Oltyan Irina J.: Cand.Sci. (Engineering), All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Head of Research Center.
7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 3476-5213.
Lyakhovets Tatiana L.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher Research Department.
7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 2633-7326.
Galiullina Renata L.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Junior Researcher Research Department.
7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 8970-6381.
10 Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2016 году. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017, 360 с.
11 Постановление Правительства № 794 от 30 декабря 2003 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».