Научная статья на тему 'Диагностика мотивационной и психологической готовности к получению профессионального образования, связанного с деятельностью в чрезвычайных ситуациях'

Диагностика мотивационной и психологической готовности к получению профессионального образования, связанного с деятельностью в чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
941
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДИАГНОСТИКО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / СЛУЖБА В МЧС РОССИИ / PSYCHOLOGICAL READINESS / MOTIVATION / STRESS RESISTANCE / SELF-REGULATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / DIAGNOSTIC AND MOTIVATIONAL STAGE OF THE SURVEY / SERVICE AT THE RUSSIAN EMERGENCY MINISTRY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черная Анна Викторовна, Иванов Александр Евгеньевич

В статье рассматривается проблема формирования устойчивой мотивации и психологической готовности курсантов МЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях. Предлагается авторское определение понятий «психологическая готовность», «мотивационная готовность», определены формы, виды и компоненты готовности к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях, условия ее формирования. Актуальность работы объясняется необходимостью проведения сравнительного анализа требований ФГОС к содержанию профессиональных компетенций выпускников профессиональных образовательных учреждений и реальных требований профессиональной деятельности сотрудников МЧС России. Представлены общие результаты диагностики, положенные в основу инновационного проекта, направленного на реализацию преемственной системы психолого-педагогического сопровождения формирования устойчивой мотивации и психологической готовности к службе в системе МЧС. Раскрываются технология и результаты первого этапа реализации программы диагностико-мотивационного, на котором были определены уровень мотивации, а также степень развития интеллектуально-мнестической, эмоционально-личностной, мотивационно-волевой и психофизиологической сфер курсантов. Обозначены цели следующего, мотивационно-формирующего, этапа исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черная Анна Викторовна, Иванов Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The examination of motivational and psychological readiness for getting an emergency-related professional education

The paper deals with the development of sustainable motivation and psychological readiness of students studying at the educational institutions of the Russian Emergency Ministry to act in an emergency. The research presents the author’s definition of the psychological and motivational readiness, describes forms, types, and components of readiness for professional activity in an emergency, a prerequisite for its development. The relevance of the study is determined by the need to compare the requirements of the Federal State Educational Standard for professional skills of the graduates with the real-world requirements for professional activity of the agents of the Russian Emergency Ministry. The paper describes the overall results of examination based on the innovative project which is to implement the continuous system of psychological and educational support for developing sustainable motivation and psychological readiness for a service at the Russian Emergency Ministry. The authors reveal the technology and the results of the first stage of program implementation (the diagnostic and motivational one) which defines the level of motivation as well as the degree of development of intellectual and mnestic, emotional and personal, motivational and volitional, psychological and physiological aspects of students’ life. The objectives of the next stage of the survey, i.e. the motivational and underlying one, are noted.

Текст научной работы на тему «Диагностика мотивационной и психологической готовности к получению профессионального образования, связанного с деятельностью в чрезвычайных ситуациях»

УДК 37.015.324:378+614

https://doi.org/10.24158/spp.2017.12.13

Черная Анна Викторовна

доктор психологических наук, профессор Южного федерального университета

Иванов Александр Евгеньевич

Chernaya Anna Viktorovna

D.Phil. in Psychology, Professor, Southern Federal University

Ivanov Aleksandr Evgenyevich

старший инспектор-психолог

Главного управления МЧС России

по Ямало-Ненецкому автономному округу, Салехард

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СВЯЗАННОГО С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Senior Inspection Psychologist, Main Department of EMERCOM of Russia in Yamal-Nenets Autonomous District, Salekhard

THE EXAMINATION OF MOTIVATIONAL AND PSYCHOLOGICAL READINESS FOR GETTING AN EMERGENCY-RELATED PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация:

В статье рассматривается проблема формирования устойчивой мотивации и психологической готовности курсантов МЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях. Предлагается авторское определение понятий «психологическая готовность», «моти-вационная готовность», определены формы, виды и компоненты готовности к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях, условия ее формирования. Актуальность работы объясняется необходимостью проведения сравнительного анализа требований ФГОС к содержанию профессиональных компетенций выпускников профессиональных образовательных учреждений и реальных требований профессиональной деятельности сотрудников МЧС России. Представлены общие резуль-таты диагностики, положенные в основу инновационного проекта, направленного на реализацию преемственной системы психолого-педагогического сопровождения формирования устойчивой мотивации и психологической готовности к службе в системе МЧС. Раскрываются технология и результаты первого этапа реализации программы - диагностико-мо-тивационного, на котором были определены уровень мотивации, а также степень развития интел-лектуально-мнестической, эмоционально-личностной, мотивационно-волевой и психофизиологической сфер курсантов. Обозначены цели следующего, мо-тивационно-формирующего, этапа исследования.

Ключевые слова:

психологическая готовность, мотивация, стрес-соустойчивость, саморегуляция, профессиональное самоопределение, диагностико-мотивацион-ный этап исследования, чрезвычайная ситуация, служба в МЧС России.

Summary:

The paper deals with the development of sustainable motivation and psychological readiness of students studying at the educational institutions of the Russian Emergency Ministry to act in an emergency. The research presents the author's definition of the psychological and motivational readiness, describes forms, types, and components of readiness for professional activity in an emergency, a prerequisite for its development. The relevance of the study is determined by the need to compare the requirements of the Federal State Educational Standard for professional skills of the graduates with the real-world requirements for professional activity of the agents of the Russian Emergency Ministry. The paper describes the overall results of examination based on the innovative project which is to implement the continuous system of psychological and educational support for developing sustainable motivation and psychological readiness for a service at the Russian Emergency Ministry. The authors reveal the technology and the results of the first stage of program implementation (the diagnostic and motivational one) which defines the level of motivation as well as the degree of development of intellectual and mnestic, emotional and personal, motivational and volitional, psychological and physiological aspects of students' life. The objectives of the next stage of the survey, i.e. the motivational and underlying one, are noted.

Keywords:

psychological readiness, motivation, stress resistance, self-regulation, professional self-determination, diagnostic and motivational stage of the survey, service at the Russian Emergency Ministry.

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций социального (криминогенного), природного и техногенного характера является важнейшей функцией государства в области национальной безопасности и устойчивого развития страны. Пожарным, военнослужащим, сотрудникам и психологам системы МЧС приходится действовать в условиях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера, в экстремальных условиях, вызывающих перенапряжение адаптационных психофизиологических возможностей, что требует особой профессионально-психологической подготовленности, владения техниками саморегуляции и методами психологической помощи населению [1]. Стрессогенный характер деятельности в системе МЧС требует формирования морально-психологических качеств, мотивационной устойчивости и психологической готовности к действиям в сложных ситуациях [2]. В формировании

психологической и мотивационной готовности обучающихся к действиям в сложных и особо опасных чрезвычайных ситуациях важная роль принадлежит профессиональным образовательным учреждениям [3]. В связи с этим исследование психологических особенностей формирования устойчивой и осознанной мотивационной и психологической подготовленности к профессиональному обучению для системы МЧС является актуальным.

Возраст курсантов приходится на период их нравственного, эмоционально-волевого становления как личности и специалиста: расширяется объем деятельности, меняются черты характера, закладываются основы сознательного поведения и умения регулировать волевые усилия, формируются нравственные представления. Согласно возрастной периодизации Б.Г. Ананьева, студенческий возраст выделяется в качестве отдельного периода, включающего позднюю юность (1718 лет) и раннюю зрелость (22-23 года) [4]. Чаще всего студенческий возраст рассматривается как одна из самостоятельных первых стадий возрастной периодизации ранней взрослости (20-40 лет). Это подчеркивает актуальность целенаправленного формирования устойчивой мотивации к овладению специальностью с учетом психологических особенностей будущей деятельности.

Подчеркивая актуальность проблемы, Ю.С. Шойгу отмечает: «В рамках психодиагностического обеспечения проводятся различные исследования. Это и профессиональный психологический отбор, который позволяет оценивать степень соответствия кандидатов на работу в МЧС России требованиям профессии. Это и динамическое наблюдение за психологическим состоянием сотрудников Министерства в период прохождения службы, работы или учебы, которое позволяет выявлять психологические последствия, связанные с профессиональной деятельностью» [5, с. 132].

Проблема исследования психологических особенностей мотивации к службе в структурах МЧС актуализируется необходимостью сравнения требований ФГОС к содержанию профессиональных компетенций выпускников профессиональных образовательных учреждений [6] с реальными требованиями профессиональной деятельности сотрудников МЧС. Существует противоречие между требованиями к высокому профессионализму сотрудников МЧС России и недостаточностью знаний о психологических особенностях будущей профессиональной деятельности. Кроме того, на формирование мотивации влияют различные факторы: процесс профессиональной подготовки, изменение социального статуса курсанта, специфика требований, личностные психологические свойства и др. Возрастающие требования к профессионализму сотрудников МЧС, сложные условия деятельности и недостаточная разработанность проблем психологических особенностей мотивации к выполнению особо опасных работ обусловили необходимость осуществления специального исследования, проведенного авторами в различных условиях, с различными категориями сотрудников МЧС и на разных этапах их становления. В статье приведены теоретические положения и практические результаты первого этапа исследования, заключавшегося в диагностике степени осознанной мотивационной и психологической подготовленности к профессиональному обучению для системы МЧС, необходимой в будущей профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях.

Общей теоретической основой исследования явились проблемы мотивационной сферы личности, разрабатываемые отечественными учеными во взаимосвязи с категориями: деятельности (Б.М. Додонов, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, В.Ф. Моргун, С.Д. Рубинштейн, Г.С. Сухобская, Г.И. Щукина, П.М. Якобсон, В.Я. Якунин); психологической готовности к профессиональной деятельности, в том числе в особо опасных условиях (А.В. Веденов, Л.А. Кан-дыбович, А.Г. Ковалев, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, П.Р. Чамта и др.); психологического обеспечения в МЧС России (Ю.С. Шойгу); негативных изменений психики, связанных с экстремальными условиями труда (М.В. Леви, М.И. Марьина); профессиографией (С.Г. Геллерштейн, И.Н. Шпиль-рейн); профпригодности к деятельности (К.М. Гуревич, Г.М. Зараковский и др.); профессионального самоопределения (П.Р. Атутов, Е.А. Климов, Н.И. Крылов, В.В. Чебышева, Е.А. Шумилин и др.).

Кроме того, исследование опиралось на теории мотивации профессиональной деятельности зарубежных ученых, базирующиеся на изучении потребностей человека как основных мотивов поведения и деятельности (А. Маслоу, Ф. Герцберг [7], Д. Макклелланд [8]), процессуальных теориях В. Врума [9] и Портера - Лоулера [10].

Исследование проводилось в 2010-2017 гг. в три этапа, носило системный и преемственный характер. Основной проблемой исследования являлось формирование осознанной мотивационной и психологической готовности обучающихся к особо опасной профессиональной деятельности на примере военнослужащих и будущих сотрудников МЧС на этапах их подготовки в различных профессиональных образовательных учреждениях города Ростова-на-Дону, Москвы, Салехарда. Базой исследования выступили:

- школа спасателей - образовательная организация, дающая первичную допрофессио-нальную подготовку учащимся Ростовской области;

- Колледж права и социальной безопасности (Ростов-на-Дону), осуществляющий подготовку студентов со средним профессиональным образованием по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях»;

- Ростовский военный институт ракетных войск (РВИ РВ, позднее - Ростовский филиал Российской академии Петра Великого), осуществляющий подготовку офицеров для ракетных войск стратегического назначения;

- Военный университет (Москва), осуществляющий подготовку педагогов-психологов для Вооруженных сил России;

- Салехардский многопрофильный колледж, осуществляющий подготовку студентов по профессии «Пожарная безопасность»;

- Главное управление МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу (ЯНАО).

Целями первого - диагностико-мотивационного этапа исследования (2010-2012) были диагностирование исходного уровня мотивации абитуриентов/студентов/курсантов, выявление психологических особенностей мотивации к освоению особо опасных профессий и специальностей (военнослужащий, спасатель, пожарник и др.) и разработка рекомендаций по их целенаправленному и эффективному формированию в период обучения. В указанных профессиональных учреждениях проводилось первичное исследование мотивационной сферы учащихся школы спасателей методами опроса и беседы; студентов Колледжа права и социальной безопасности и Салехардского многопрофильного колледжа - методом тестирования и наблюдения; курсантов РВИ РВ и Военного университета - с помощью методики многостороннего исследования личности по Ф.Б. Березину.

Общая методология диагностики основывалась на системном подходе к формированию мотивационной и психологической готовности будущего сотрудника МЧС России. Конкретно-методологическую основу исследования составили:

- современные подходы и направления в области новых психологических технологий контроля профессионализма (И.Б. Лебедев, А.Н. Печников);

- принципы и теоретические основы организации психологического обеспечения в МЧС России (С.С. Алексанин, А.М. Никифоров, М.И. Марьин, В.Ю. Рыбников, Ю.С. Шойгу);

- нормативные документы федерального и ведомственного уровня в области прохождения службы в МЧС России.

Основным тезисом было положение о том, уровень профессиональной мотивационной и психологической готовности и устойчивости относится к числу приоритетных показателей профессионального отбора для дальнейшей профессиональной, психологической и оперативно-технической подготовки будущих сотрудников МЧС России [11]. Авторы согласны с мнением А.В. Осипова [12], что мотивационная и психологическая готовность как профессионально важные качества служащих в системе МЧС, особенно пожарных и спасателей, обусловлены их индивидуальностью и формируются в процессе профессионального обучения и деятельности.

Базовыми теоретическими положениями избраны следующие.

Психологическая готовность - это целостная, относительно устойчивая система психологических образований личности, которые, актуализируясь в различных обстоятельствах служебной деятельности, создают соответствующие состояния психики и регулируют поведение и профессиональную деятельность, обеспечивая способность к длительному сохранению высокой активности, умение распределять и переключать внимание, уравновешенность и устойчивость к стрессу, уверенность и хладнокровие в принятии адекватных решений в обстановке дефицита времени.

Мотивационная готовность - это профессионально осознанная система психологических образований личности, определяющаяся соответствующей устойчивой направленностью, наличием личностного смысла в избранной профессиональной деятельности, профессиональными установками личности, способная компенсировать недостаточный уровень развития других профессионально важных качеств в деятельности, связанной с особо опасными профессиями.

Диагностика проводилась по показателям и критериям с учетом возраста, территориальной принадлежности образовательной организации на этапе конкурсного отбора абитуриентов и начальном этапе профессионального обучения студентов/курсантов. Основной целью была оценка существующего уровня мотивации и психофизиологической готовности к будущей деятельности в экстремальных условиях, способности качественно выполнять основные служебные и боевые задачи и базовых параметров деятельности, выявление профессионально и личностно значимых мотивов. Определялись наличие и самооценка таких профессионально важных качеств, как смелость, уверенность в себе, способности брать на себя ответственность в сложных ситуациях, принимать правильное решение при недостатке необходимой информации и отсутствии времени на ее осмысление, длительно сохранять высокую активность, умение распределять и переключать внимание при выполнении нескольких задач, хорошая память, уравновешенность, самообладание при конфликтах, склонность к риску и т. д. [13]. При этом было указано, что недостаточная развитость этих качеств снижает эффективность профессиональной деятельности.

С учетом мнения военных психологов А.Г. Караяни, И.В. Сыромятникова основными показателями психологической готовности избраны:

- психологические знания об объекте деятельности и практических способах их реализации в условиях стрессогенных ситуаций;

- знание регламента профессиональной деятельности в системе МЧС;

- знание и соблюдение этических норм деятельности;

- умение применять психологические методы и средства с учетом характера чрезвычайной ситуации и индивидуального использования в работе с населением;

- владение навыками эффективной профессиональной коммуникации.

Показателями уровня мотивационной готовности к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности в системе МЧС избраны:

- осознанность в освоении специфики подготовки и устойчивость направленности на профессиональную деятельность в системе МЧС;

- активность участия в мероприятиях практического обучения и учебно-тренировочных сборах;

- заинтересованное участие в обсуждении личностных результатов диагностики и мониторинга уровня мотивационной готовности к будущей профессиональной деятельности;

- настойчивость в преодолении возникающих затруднений психологического характера;

- активность в саморазвитии, стремление к самореализации.

В зависимости от силы и характера проявления мотивационной и психологической готовности критериями реализации данных показателей выделена отнесенность к одному их трех уровней: высокому, среднему и низкому.

- Высокий уровень мотивации - служба в рядах МЧС включена в систему ценностных ори-ентаций, существует ярко выраженная установка на службу в системе МЧС, ориентированная на эффективное решение служебных задач и потребность в психологическом и профессиональном совершенствовании.

- Средний уровень мотивации - служба в системе МЧС включена в систему ценностных ориентаций и установок в качестве промежуточной, а не главной цели.

- Низкий уровень мотивации - служба в системе МЧС не включена в систему ценностных ориентаций и установок.

По результатам диагностики определялся уровень развития интеллектуально-мнестиче-ской, эмоционально-личностной, мотивационно-волевой и психофизиологической сфер, устанавливающий принципиальную возможность/невозможность обучения по особо опасным профессиям, связанным с чрезвычайными ситуациями.

Содержание диагностики включало определение уровня развития:

- интеллекта, интеллектуальной лабильности, стиля мышления, внимания и памяти (ин-теллектуально-мнестическая сфера);

- навыков общения, лидерских черт, тревожности, агрессивности, конфликтности, эмоциональности, стрессоустойчивости (эмоционально-личностная сфера);

- волевых качеств, направленности мотивации и притязаний, локуса контроля (мотиваци-онно-волевая сфера);

- лабильности и выносливости нервных процессов, функционального состояния, скорости, качества и стабильности реакций на стимулы (психофизиологическая сфера).

Анализ выбора специальности осуществлялся на основе сопоставления индивидуальных показателей по шкалам «предпочтение», «желание», «отношение». Полученные результаты свидетельствовали о наличии у большинства абитуриентов и первокурсников противоречий между желаниями и реальными способностями и возможностями, что подтверждало наличие проблемы знания психологических особенностей деятельности в сфере МЧС и необходимость их учета при формировании устойчивой мотивационной и психологической готовности к осуществлению особо опасной профессиональной деятельности.

Общий анализ и сравнение полученных результатов диагностики на начальных этапах поступления и обучения показали, что в целом у всех респондентов преобладали мотивы общей активности и стремлений к самореализации; направленность на общественную полезность и оказание помощи людям (35 %); психологическое стремление к риску и опасности (27 %); склонность к военной и военизированной службе (52 %); стремление к моральной удовлетворенности профессиональной деятельностью (17 %). У 46 % респондентов имели место романтическая устремленность и завышенная самооценка личных нравственно-психологических качеств, таких как воля, стрессоустойчивость, скорость реакций и переключения внимания, устойчивость памяти, а также недооценка роли психологических знаний и методов их использования. Наименьшую значимость имел мотив творческой активности, так как объективно в профессиональной деятельности сотрудник МЧС подчиняется требованиям служебных документов. Недооценивалась значимость обладания хорошей памятью, уравновешенностью, самообладания при конфликтах, психологической устойчивости, направленности на самообразование, самовоспитание, развитие и самосовершенствование (24 %).

На основании анализа и сравнения результатов диагностики был разработан инновационный проект «Психолого-педагогические особенности и пути формирования устойчивой мотивации курсантов к службе по особо опасным профессиям», направленный на реализацию преемственной системы психолого-педагогического сопровождения подготовки, обеспечивающей формирование и развитие устойчивой мотивации, готовность и способность к эффективной службе в системе МЧС.

Общая цель проекта - развитие устойчивых профессиональных намерений и склонностей, осознанных ценностных ориентаций и мотивов, профессиональных притязаний и ожиданий, профессиональных установок, интересов, готовности к профессиональной деятельности, которые формировались в процессе профессионального обучения и развивались по мере овладения профессией.

Содержание проекта направлено на системное формирование психологических, социально-психологических и психофизиологических качеств обучающихся, мониторинг уровня развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств, определение степени подготовленности курсантов к выполнению профессиональных обязанностей, связанных с будущей деятельностью в чрезвычайных ситуациях. Предполагалось, что система общих мероприятий и индивидуальная работа помогут избежать возможных ошибочных действий в будущей профессиональной деятельности, которые могут быть совершены по причине несоответствия индивидуально-психологических качеств требованиям профессиональной деятельности.

Технология индивидуального развития устойчивой мотивационной и психологической готовности, профессиональных установок к профессиональной деятельности включала:

1) подбор методов психодиагностического развития устойчивой мотивации к профессиональной деятельности в особо опасных условиях;

2) системное проведение психодиагностического тестирования и других методов;

3) сравнительный анализ динамики развития психологической устойчивости к мотивации будущей профессиональной деятельности;

4) проведение индивидуальных бесед (выявление маркеров факторов группы риска);

5) проведение дополнительных (углубленных) обследований (в случае необходимости);

6) установление уровня профессиональной психологической готовности и сформированное™ мотивации;

7) подготовка индивидуальных заключений и рекомендаций по самоформированию и самовоспитанию профессионально важных качеств для деятельности в системе МЧС.

Результаты формирования устойчивой мотивации и направленности психологической готовности к особо опасной профессиональной деятельности, проявленные процессы самовоспитания и самообразования в процессе обучения подтвердили, что знание психологических основ и преемственное психолого-педагогическое сопровождение их развития позволили обеспечить направленное профессиональное самоопределение будущих сотрудников и его эффективное развитие в реальной профессиональной деятельности.

Преемственное психолого-педагогическое сопровождение подготовки специалиста явилось основой следующего этапа реализации проекта - мотивационно-формирующего (2012-2016), основанного на стимулировании роста уровня мотивации к службе в рядах МЧС, последовательном достижении осознанного освоения психологических знаний и умений их практического применения, развитии способности действовать в опасных ситуациях, актуализации мотивов самореализации, достижения поставленной цели и статуса профессионала высокого уровня в системе МЧС.

В заключение необходимо отметить, что для эффективного выполнения оперативно-служебных задач большое значение имеет формирование мотивационной и психологической готовности к профессиональной деятельности лиц, несущих службу в системе государственной службы МЧС России.

Ссылки:

1. Каппушев С.С. Психологические особенности мотивации профессиональной деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России // Вестник психотерапии. 2006. № 18. С. 108-113.

2. Рекешева Ф.М. Формирование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности // Гуманитарные аспекты непрерывного образования : материалы междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2006. С. 74-78.

3. Михалин В.Н. Мотивация как основа формирования готовности к профессиональной деятельности курсантов вузов МЧС России // Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. 2013. № 02 (086). С. 350-359.

4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды : в 2 т. Т. 1. М., 1980. 232 с.

5. Шойгу Ю.С. Организация деятельности психологической службы МЧС России // Национальный психологический журнал. 2012. № 1 (7). С. 131-133.

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 20.02.02 «Защита в чрезвычайных ситуациях» [Электронный ресурс] : приказ Минобрна-уки России от 18 апр. 2014 г. № 352. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1 ai/% D0% B4% D0%BE% D0% BA%D1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1 %82%D1 %8B/7036 (дата обращения: 21.12.2017).

7. Херцберг Ф., Майнер М.У. Побуждение к труду и производственная мотивация // Социологические исследования. 1990. № 1. С. 122-131.

8. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007. 672 с.

9. Vroom V.H., Deci E.L. An Overview of Work Motivation // Readings in Industrial and Organizational Psychology. N. Y., 1972.

10. Porter L.W., Lawler E.E. Managerial Attitudes and Performance. Homewood, III, R.D. Irwin, 1968. 209 p.

11. Бодров В.А., Сыркин Л.Д. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 1. С. 77-82.

12. Осипов А.В. Профессионально важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления : дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2009.

13. Дежкина Ю.А. Развитие профессионально важных качеств сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в процессе профессионализации : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.