Научная статья на тему 'Отношение абитуриентов к основным профессиям системы МЧС России'

Отношение абитуриентов к основным профессиям системы МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АБИТУРИЕНТ / МОТИВАЦИЯ / МЧС РОССИИ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елфимова Марина Владимировна, Елфимов Николай Владимирович

В статье обсуждаются вопросы мотивационной направленности выбора будущей профессии и поступления молодого поколения в образовательные организации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Своевременное выявление профессиональных мотивов, интереса и склонности к профессии спасателя у абитуриентов является значимым фактором удовлетворенности профессией в будущем и формировании жизненного пути молодого поколения. Приведены результаты мониторинга и оценки развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств, динамики мотивационной направленности курсантов в соответствии с обязательным стандартом, а также представлены результаты исследования мотивационной направленности в профессиональной сфере с экспериментальными группами курсантов третьего курса и другими курсами факультета инженеров пожарной безопасности Сибирской пожарно-спасательной академии государственной противопожарной службы МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елфимова Марина Владимировна, Елфимов Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение абитуриентов к основным профессиям системы МЧС России»

УДК 378.147

Елфимова Марина Владимировна

Кандидат технических наук, заместитель начальника по учебной работе, Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, [email protected], Железногорск, Красноярский край

Елфимов Николай Владимирович

Преподаватель кафедры тактики и аварийно-спасательных работ, Сибирская пожарно-спаса-тельная академия ГПС МЧС России, [email protected] Железногорск, Красноярский край

ОТНОШЕНИЕ АБИТУРИЕНТОВ К ОСНОВНЫМ ПРОФЕССИЯМ СИСТЕМЫ МЧС РОССИИ

Аннотация. В статье обсуждаются вопросы мотивационной направленности выбора будущей профессии и поступления молодого поколения в образовательные организации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Своевременное выявление профессиональных мотивов, интереса и склонности к профессии спасателя у абитуриентов является значимым фактором удовлетворенности профессией в будущем и формировании жизненного пути молодого поколения. Приведены результаты мониторинга и оценки развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств, динамики мотивационной направленности курсантов в соответствии с обязательным стандартом, а также представлены результаты исследования мотивационной направленности в профессиональной сфере с экспериментальными группами курсантов третьего курса и другими курсами факультета инженеров пожарной безопасности Сибирской пожарно-спасательной академии государственной противопожарной службы МЧС России.

Ключевые слова: высшее образование, абитуриент, мотивация, МЧС России, результаты исследования

Развитие общества диктует все возрастающие требования к профессиональной подготовке специалистов системы МЧС России, которые должны обладать не только знаниями, умениями и навыками, но и сформированными профессиональными компетенциями, необходимыми для эффективной профессиональной деятельности. МЧС России занимается подготовкой детей, начиная с дошкольного возраста, а также в школах и вузах. В школах организована подготовка по курсу «Безопасность жизнедеятельности». МЧС России стремится к тому, чтобы все дети, посещающие учебные заведения, были готовы к правильным и адекватным действиям в любых чрезвычайных и сложных жизненных ситуациях [1; 2: 7; 8]. Переход от старшего школьного возраста к студенческому зачастую сопровождается противоречиями, связанными с выбором образовательной организации и специальности. Помогая молодежи в выборе профессии и определении дальнейшего жизненного пути, привлекая молодежь в свою систему, сотрудники МЧС России проводят пропагандистскую работу, которая играет немаловажную роль в созревании моральной

и психологической устойчивости молодого поколения.

В данной работе рассматриваются вопросы мотивационной направленности абитуриентов к основным профессиям в системе МЧС России, а также приведены результаты исследования мотивационной направленности в профессиональной сфере с экспериментальными группами курсантов 3-го курса и другими курсами факультета инженеров пожарной безопасности Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России.

Популяризация профессии спасателя в большей части основана на наглядном показе готовности сотрудников МЧС России работать с пожарно-техническим вооружением, демонстрации возможности применения пожарной и аварийно-спасательной техники, ее тактических возможностей, что, несомненно, отражается на формировании профессиональной мотивации у потенциальных абитуриентов. Проблема профессиональной мотивации высвечивает основные моменты взаимодействия индивида и общества, при котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

Вопросами формирования профессио-

нализма и профессионального обучения активно занимались такие учёные, как: Б. Г. Ананьев, С. В. Анюшин, В. А. Бодров, С. В. Гришаев, А. А. Деркач, К. М. Гуревич, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, Ю. В. Коте-лова, Н. В. Левитов, Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова, К. К. Платонов, В. А. Понаморенко,

A. Н. Рыбников, И. Ю. Степанова,

B. Д. Шадриков и др.

Одним из важнейших компонентов профессиональной деятельности является моти-вационный комплекс личности: мотивация учебной и профессиональной деятельности, мотивация успеха, факторы привлекательности профессии для обучающихся в вузе системы МЧС России. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей - важный прогностический фактор удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность высшего образования [6; 10].

На вступительных испытаниях при проведении профессионального отбора и во время обучения изучается профессионально-ориентированная мотивация курсантов, мотивы, побуждающие их к прохождению службы в системе МЧС России, что позволяет образовательным организациям обоснованно решать задачи повышения эффективности образовательной деятельности, а именно, более качественно осуществлять подбор кандидатов на обучение, оптимизировать образовательный процесс с учетом современных систем обучения и нормативных документов, планировать профессиональную подготовку курсантов. Своевременное выявление профессиональных мотивов, интереса и склонности к профессии спасателя у абитуриентов является значимым фактором удовлетворенности профессией в будущем и формировании жизненного пути молодого поколения. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора - весьма важный аспект, обуславливающий успешность обучения в образовательной организации системы МЧС России [2; 3].

Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России (далее - Академия) -это образовательная организация высшего образования, выполняющая кадровый заказ ГПС МЧС России по подготовке высо-

коквалифицированных специалистов для регионов Сибирского федерального округа в области обеспечения пожарной безопасности. В соответствии с лицензией на право осуществления образовательной деятельности Академия ведет образовательную деятельность по пяти направлениям подготовки: «Психология служебной деятельности»; «Юриспруденция»; «Судебная экспертиза»; «Техносферная безопасность»; «Пожарная безопасность». На сегодняшний день в Академии обучается более 1300 человек. Большой интерес у абитуриентов, поступающих на очную и заочную формы обучения, вызывает специальность «Пожарная безопасность» [5; 6; 8]. Требования к освоению специальности «Пожарная безопасность» определены федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.

Профессиональная деятельность специалистов пожарной безопасности направлена на изучение: общих принципов обеспечения пожарной безопасности объектов защиты; опасностей среды обитания, связанных с деятельностью человека; опасностей среды обитания, связанных с опасными природными явлениями; опасных технологических процессов и производства; методов оценки и способов снижения пожарных рисков; методов и средств защиты человека и среды обитания от опасностей; правил нормирования опасностей и их воздействие на окружающую природную среду; управленческих процессов, обеспечивающих достижение цели систем обеспечения пожарной безопасности; методов, средств и сил спасения человека и имущества при чрезвычайных ситуациях (ЧС); средств информационного, метрологического, диагностического и управленческого обеспечения технологических систем для достижения качества выпускаемых систем обеспечения пожарной безопасности [4; 11].

Контрольные цифры целевого приема на очную и заочную формы обучения формируются на учебный год Департаментом кадровой политики МЧС России в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 09 января 2014 года «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета,

программам магистратуры на год». Комплектующими органами, которые определяют свою потребность в квалифицированных кадрах, являются территориальные органы Сибирского федерального округа [1; 3; 11]. При целевом приеме на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета, принимаются граждане Российской Федерации, способные по своим личностным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья к службе в органах внутренних дел РФ, успешно прошедшие вступительные испытания и конкурсный отбор.

До начала вступительных испытаний кандидаты на обучение по очной форме в обязательном порядке непосредственно в Академии проходят профессиональное психологическое обследование, направленное на получение объективных данных о личностных качествах кандидата, выявление мотивации на обучение в образовательной организации системы МЧС России, а также окончательное медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссии Академии. Кандидаты, не прошедшие психологическое и медицинское обследование, к вступительным испытаниям не допускаются [5; 6].

Для изучения профессиональной направленности личности проведено анкетирование абитуриентов, сдающих вступительные экзамены. В анкете предлагались утвержде-

ния, касающиеся обучения в образовательной организации МЧС России. Необходимо было сделать выбрать один вариант ответа из предложенных. В результате обработки анкетных данных наиболее значимые мотивы для поступления абитуриентов в образовательные организации системы МЧС России представлены на рис. 1.

Кроме этого, в Сибирской пожарно-спа-сательной академии ГПС МЧС России согласно Методическому руководству по психодиагностическому сопровождению учебного процесса в ГОУ ВПО МЧС России ежегодно проводится мониторинг мотивов выбора будущей профессии среди курсантов факультета инженеров пожарной безопасности (очное обучение) [4]. Данный мониторинг проводится с целью оценки развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств и динамики мотивационной направленности курсантов в соответствии с обязательным стандартом. Применялись следующие методики: тест возрастающей трудности Д. Равена; методика «Интеллектуальная лабильность»; стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) по Л. Н. Собчик; методика изучения динамики профессиональной направленности личности курсанта (модифицированный вариант); методика определения мотивации в работе.

Рис. 1. Анализ мотивов поступления в образовательные организации МЧС России

В исследовании приняли участие 97 курсантов, что составило 97 % от общего числа обучающихся на 3-м курсе факультета инженеров пожарной безопасности. Динамика общего уровня интеллектуальных способностей за истекший период представлена на рис. 2.

На рисунке 2 видно, что у 74 курсантов увеличился уровень интеллектуальных способностей, что составляет 76,3 % от общего количества, снижение уровня интеллектуальных способностей произошло у 20 курсантов, что составляет 20,7 %, без изменений остался уровень 3 курсантов, что составляет 3 % от общего количества.

Динамика развития интеллектуальной лабильности, то есть скорости протекания и гибкости мыслительных процессов за истекший период обучения, в процентном отношении от общего количества участников исследования представлена на рис. 3.

Увеличение уровня развития интеллектуальной лабильности за истекший период произошло у 92 курсанта, что составляет 94,8 % от общего количества. У 4 курсантов наблюдалось снижение уровня развития интеллектуальной лабильности, что составля-

ет 4,1 % от общего количества.

Динамика развития мотивационной направленности в профессиональной сфере за истекший период обучения представлена на рис. 4.

На рисунке 4 показано, как изменилась мотивационная направленность курсантов за период обучения. Значительно увеличилось количество курсантов с высоким уровнем - на 58,8 %. Средний уровень развития мотивационной направленности уменьшился на 1 %, а количество студентов с низким уровнем уменьшилось на 57,8 %.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на первом курсе у курсантов был низкий уровень мотивации, к третьему курсу он стал значительно выше. При этом есть тенденция к увеличению общего уровня интеллектуальных способностей и развития интеллектуальной лабильности.

Конечно, в достижении увеличения общего уровня интеллектуальных способностей и развития интеллектуальной лабильности большую роль играет правильная организация учебного процесса. Для более качественного обучения и более глубокого понимания курсантами учебного материала необходимо

Рис. 2. Динамика общего уровня интеллектуальных способностей

Рис. 3. Динамика развития интеллектуальной лабильности

Рис. 4. Динамика развития мотивационной направленности в профессиональной сфере

задействовать современные средства обучения, более детально останавливаться на инновационных технологиях. Ведь образовательные организации высшего образования решают важнейшую задачу - формируют личности будущих специалистов, усваивающих компетенции, обозначенные в федеральном государственном образовательном стандарте соответствующей специальности. Учебный процесс должен вызывать у курсантов живой интерес к изучению учебного материала и к будущей профессии, которую они приобретут по окончании образовательной организации.

В настоящее время продолжаются исследования мотивационной направленности в профессиональной сфере с экспериментальными группами курсантами 3-го курса и другими курсами факультета инженеров пожарной безопасности Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России.

Библиографический список

1. Адольф В. А. Вызовы времени - становление профессионального образовательного сообщества // Сибирский педагогический журнал. -2013. - № 3. - С. 9-14.

2. Евтихов О. В., Адольф В. А. Структура профессиональной компетентности выпускника вуза правоохранительных органов // Научное образование: гуманитарные исследования. - 2014. -№ 8. - С. 6-14.

3. Евтихов О. В., Адольф В. А. Теоретико-методологические основы формирования профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов: монография. -Красноярск, КГПУ, 2014. - 364 с.

4. Методическое руководство по психодиагностическому сопровождению учебного процесса в ГОУ ВПО МЧС России [Электронный ре-

сурс]. - URL: http: www.igps.ru (дата обращения: 10.02.2015).

5. Приказ Минобрнауки РФ от 14.01.2011 №12 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 280705 Пожарная безопасность (квалификация (степень) «специалист» [Электронный ресурс]. - URL: http//www.edu.ru/ (дата обращения: 10.02.2015).

6. Приказ Минобрнауки РФ от 09 января 2014 года «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на год» [Электронный ресурс]. - URL: http: www.igps.ru (дата обращения: 16.02.2015).

7. Самохвалова С. Ю. Практическая направленность процесса профессиональной подготовки в высшей школе: Противоречия и проблемы // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2014. - № 11. - С. 11-18.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 №273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http// www.consultant.ru/ cabinet (дата обращения: 20.02.2015).

9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. -М.: Педагогика, 2005. - 392 с.

10. Adolf V., Yakovleva N. La formazione del carattere nelle organizzazioni studentesche imbarco. Italian Science Review. - 2014. - № 7(16). -Р. 388-392 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. ias-journal .org/archive/2014/juli/Adolf. pdf (дата обращения: 30.01.2015).

11. Abraham H. Maslow. Motivation and Personality. - 3nd ed. N.Y.: Harper & Row, 2008. -270 р.

12. While R. W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psichological review, 1959. - № 66.

_ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ_

Elfimova Marina Vladimirovna

Cand. Sci. (Technic.), the deputy Chief on study of the Siberian GPS rescue and fire fighting Academy of Emercom of Russia, [email protected], Zheleznogorsk, Krasnoyarsk Krai

Elfimov Nikolay Vladimirovich

Teacher of chair of tactics and wrecking of the Siberian GPS rescue andfire fighting Academy of Emercom of Russia, [email protected], Zheleznogorsk, Krasnoyarsk Krai

ATTITUDE OF ENTRANTS TOwARDS THE MAIN TO PROFESSIONS OF system OF EMERCOM OF RUSSIA

Abstract. In article questions of a motivational orientation of a choice of future profession and receipt of the younger generation in the educational organizations of the Ministry of the Russian Federation for civil defense, to emergency situations and natural disaster response are discussed. Timely identification of professional motives, interest and tendency to the rescuer's profession at entrants is a significant factor of satisfaction with a profession in the future and formation of a course of life of the younger generation. Results of monitoring and assessment of development of individual and psychological professionally important qualities, dynamics of a motivational orientation of cadets according to the obligatory standard are given, and also results of research of a motivational orientation in the professional sphere with experimental groups cadets of a third year and other courses of faculty of engineers of fire safety of the Siberian rescue and fire fighting academy of the public fire service of Emercom of Russia are presented.

Keywords: higher education, students, motivation, system of EMERCOM of Russia, the results of the study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.