ОТРАЖЕНИЕ И УЧЕТ СПЕЦИФИКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ УНИВЕРСИТЕТА В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Д.Н. Церфус, кандидат медицинских наук, доцент; Т.В. Иванова;
М.В. Карагачева, кандидат психологических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Проведен анализ представления чрезвычайной ситуации и образов субъектов чрезвычайной ситуации в сознании сотрудников МЧС России с различным опытом участия в аварийно-спасательных работах. Представлено обоснование учета специфики представлений чрезвычайной ситуации в преподавании дисциплины «Экстремальная психология» в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России.
Ключевые слова: представления, образ, чрезвычайная ситуация, «Экстремальная психология», сотрудники МЧС России, пострадавший, образ пострадавшего, курсанты
STUDENTS REPRESENTATIONS OF EMERGENCY SITUATION
IN TEACHING DISCIPLINE «EXTREME PSYCHOLOGY»
AT THE UNIVERSITY OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA
D.N. Tserfus; T.V. Ivanova; M.V. Karagacheva.
Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
The analysis of representation of emergency situation and images of person of emergency situation in consciousness of the Russian EMERCOM employees with various experience in rescue operations is carried out in the article. Substantiation of including the issues results of representations of emergency situation in teaching discipline «Extreme psychology» at the studding program of Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia is presented in the article.
Keywords: representations, image, emergency situation, «Extreme psychology», staff of EMERCOM of Russia, victim, image of the victim, cadets
В связи с ростом ответственности и сложностью решаемых задач в МЧС России повышаются требования к коммуникативным, профессиональным и личностным качествам специалистов этого ведомства. Уровень подготовки молодого специалиста должен способствовать его быстрому включению в профессиональную деятельность, продуктивному использованию квалификации, опыта и компетенций, приобретенных в ходе обучения в университете [1].
Существуют, по крайней мере, три основных направления в формирующейся системе практико-ориентированного обучения, которые различаются степенью охвата элементов образовательного процесса [2].
Первое направление связано с формированием профессионального опыта обучающихся при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики, а также с учетом полученного опыта курсантами при ликвидации последствий техногенных и природных чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Второе направление предполагает использование профессионально-ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.
Третье, наиболее широкое направление, очень емко сформулировано в деятельностно-компетентностной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение, наряду с теоретическими знаниями, опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивается вовлечением обучающихся в деятельность, их активностью, формированием мотивации к изучению теоретического материала от потребности в решении практических задач.
Деятельностно-компетентностный подход необходим для построения эффективной системы практико-ориентированного обучения специалистов. И в первую очередь это относится к подготовке специалистов МЧС России.
Таким образом, этот подход дает возможность моделировать фрагменты будущей профессиональной деятельности в контексте (профессионально направленного) изучения дисциплины «Экстремальная психология», где отражена специфика представлений ЧС и образов субъектов ЧС у курсантов с различным опытом участия в аварийно-спасательных работах.
В рамках разработки методологических подходов и анализа психологических факторов педагогического процесса в целях качественной подготовки кадров МЧС России можно отметить работы Н.Г. Винокуровой, Ю.Г. Баскина [1, 3].
Использование моделирования реальной профессиональной среды является важным ресурсом формирования представлений ЧС у обучающихся.
Анализируя структуру психологической готовности к деятельности в условиях риска, В.В. Михайлова, наряду с мотивационным, эмоциональным, волевым и поведенческим, выделяет познавательный компонент. Он, в свою очередь, включает «представление о предстоящих трудностях, условиях выполнения задач» [4]. Грачев А. А. относит знания и представления об условиях профессиональной деятельности к ориентационному компоненту структуры готовности сотрудника Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России к профессиональной деятельности, который формируется на этапе начальной профессиональной подготовки [5].
Исследование представлений о ЧС курсантов с различным опытом участия в ликвидации последствий ЧС показали, что курсанты, не имеющие опыта участия в аварийно-спасательных работах, представляют себе ЧС как более тяжелую, напряженную и большую, нежели курсанты, участвовавшие в ликвидации последствий наводнений. В соответствии с приобретением опыта участия в ликвидации последствий ЧС снижается вес оценочной позиции [6].
Таким образом, представление ЧС является важным компонентом образа профессиональной среды специалиста экстремального профиля.
Важной составляющей качественной подготовки будущих сотрудников МЧС России, обладающих не только техническими знаниями и умениями, но и психологически готовых применять их в ЧС, является дисциплина «Экстремальная психология».
«Экстремальная психология - отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования. Исследования в области экстремальной психологии имеют своей задачей совершенствование психологического отбора и психологической подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов» [7].
Одним из ключевых понятий, отражающим специфику МЧС России и непосредственно влияющим на деятельность сотрудников, является понятие «чрезвычайная ситуация». Поэтому с целью отражения и учета специфики представлений ЧС
в преподавании дисциплины «Экстремальная психология» было проведено исследование представления ЧС и в сознании обучающихся Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.
Исследование проводилось в период с 2014 по 2016 гг. в СПб университете ГПС МЧС России. Общий объем выборки составил 412 человек, среди них - курсанты (277 человек), сотрудники МЧС России - пожарные, спасатели (135 человек).
С учетом выявленной специфики представлений ЧС курсантов, имеющих и не имеющих опыта участия в ликвидации последствий ЧС, следует учитывать, что представления о ЧС отражают не только объективные характеристики, но и субъективную значимость ЧС.
Наряду с универсальностью, общепринятым представлением о ЧС, характеризующимся как «авария», «беда», «опасность», «катастрофа», «разрушение», в ходе исследования у курсантов, участвовавших в ликвидации последствий наводнений, выявились специфичные, уникальные черты представления, которые сформировались под воздействием опыта выполнения профессиональных обязанностей.
Это говорит об осознании особенностей будущей профессии и о том, что уже на уровне представлений начинается формирование профессиональной идентичности будущего специалиста.
Большое количество периферийных элементов структуры представления в группе курсантов, не имеющих опыта участия в ЧС, свидетельствует о воздействии разного рода источников информации о ЧС. Следовательно, необходима система мер, позволяющих структурировать получаемую информацию о ЧС во время профессиональной подготовки в систему, обеспечивающую наглядность, устойчивость, осмысленность, целостность представлений о ЧС.
Первый раздел дисциплины направлен на реализацию задач по формированию и развитию ряда профессионально важных качеств и созданию условий для включения курсантов в качестве субъектов в систему профилактики негативных последствий профессионального стресса.
Курсанты, не имеющие опыта участия в ЧС, имеют более шаблонное представление, включающее типичные, стандартные характеристики ЧС, а также их возможные связи.
В результатах обследования группы пожарных при помощи методики «естественных категорий» Б. А. Еремеева выявились положительные корреляционные связи в представлении ЧС между словами «работа», «стресс», «вызов», в группе спасателей «стресс» - «угроза». В группе курсантов с однократным участием в ликвидации последствий наводнений представление ЧС стрессогенное воздействие факторов ЧС отражено в положительных связях слова «тревога» и слов «разбор», «ликвидация», «помощь».
В группах курсантов-ликвидаторов последствий наводнений, по сравнению с группой без опыта участия в ЧС, представление о ЧС характеризуется более тяжелыми эмоциональными переживаниями «горя». Это объясняется тем, что в ходе ведения аварийно-спасательных работ курсантам приходилось сталкиваться с реальным горем пострадавших при наводнении.
Личная включенность в ЧС курсантов-ликвидаторов проявилась в том, что горе более значимо, чем опасность для собственной жизни.
Курсанты, не участвовавшие в аварийно-спасательных работах (частота встречаемости 70 %), видят ЧС более опасной, чем курсанты, имеющие опыт ликвидации последствий ЧС (28 %).
В группе с отсутствием опыта участия 49 % респондентов выбрали категорию «страх» при описании ЧС, в группах курсантов-ликвидаторов - 33 % респондентов, в группе пожарных - 8,7 %, спасателей - 20 % .
При анализе полученных данных можно отметить разницу в количественных показателях положительной оценки ЧС: ликвидаторы последствий наводнений значительно чаще употребляют положительные характеристики ЧС, такие как «забота»,
«вера», «помощь», «сотрудничество», «единение», «благодарность», «сплоченность», «поддержка» и т.п.
Следовательно, на основании данных исследования при проведении занятий по темам «Психологическая составляющая профессиональной деятельности специалиста экстремального профиля», «Профессиональное здоровье специалиста экстремального профиля», «Профессиональный стресс» необходимо акцентировать внимание на роль профессиональных установок, активной профессиональной позиции и отношения специалиста к ЧС в вероятности влияния негативных факторов ЧС на психику.
В рамках семинарского занятия «Экстремальные условия в профессиональной деятельности сотрудников МЧС России» на основе разбора негативных аспектов профессиональной среды и положительных изменений состояния и активности части людей в экстремальных ситуациях следует добиться понимания факторов, влияющих на деятельность специалистов экстремального профиля. Сделать акцент на роли профессионально-важных качеств, обеспечивающих готовность специалиста к выполнению обязанностей в условиях ЧС. Изучение причин и способов профилактики профессионального выгорания, а также помощи при появлении его признаков обеспечит курсантов необходимыми знаниями и навыками для поддержания профессионального здоровья. Организация занятия в форме дибрифинга позволит осмыслить уже имеющийся учебно-профессиональный опыт и проанализировать возможности использования данного способа в условиях профессиональной деятельности.
Особое внимание следует уделить формированию представления о стрессе как нормальной реакции под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Необходимо акцентировать внимание, что стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность; положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль - вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.
В рамках формирования навыков оказания самопомощи и профилактики профессионального стресса особое внимание занимает практическое занятие по освоению методов и приёмов психологической саморегуляции.
В процессе проведения занятий по курсу «Экстремальная психология» и занятий по психологической подготовке с действующими сотрудниками МЧС России стало очевидным, что такая важная составляющая представления о ЧС, как образ пострадавшего различаются в сознании действующих сотрудников МЧС России и курсантов СПб университета ГПС МЧС России.
От того, насколько установлен контакт между сотрудниками и пострадавшими во многом зависит успешность ликвидации последствий, спасение людей, протекание острых стрессовых реакций, вероятность возникновения посттравматических стрессовых расстройств у сотрудников и пострадавших.
В представлении курсантов, участвовавших в ликвидации последствий наводнений, ЧС - это люди, что отражается в корреляционных связях «работа», «люди», «пострадавшие», «жертвы», «разбор». В группе спасателей это связи «жертвы» - «ликвидация», «работа» -«люди».
Для более детального изучения образа пострадавшего в сознании обучающихся и опытных сотрудников МЧС России было проведено исследование, в котором приняли участие 90 курсантов СПб университета ГПС МЧС России и 50 действующих сотрудников МЧС России, принимавших участие в спасении людей.
В результате данного исследования было выявлено, что при описании пострадавших и обучающиеся и опытные сотрудники преимущественно используют негативные характеристики: «агрессивный», «раненый», «нервный», «испуганный», «раздражительный», «беспомощный», «больной», «слабый», «растерянный». Однако у 75 % опрошенных
встречались позитивные характеристики, среди них преобладают следующие: «адекватный», «спокойный», «внимательный», «надеющийся», «стойкий», «уравновешенный».
Как для сотрудников, так и для курсантов наиболее значимыми являются эмоциональные, телесно-физические и поведенческие характеристики при описании пострадавших.
На основе анализа достоверных различий структуры образа пострадавшего было выявлено, что действующие сотрудники достоверно чаще используют конвенциональные (общепринятые) высказывания и характеристики социального интеллекта. Курсанты при описании пострадавших применяют достоверно больше деятельностных, эмоциональных и негативных характеристик.
Анализируя содержание образа пострадавших при помощи частотного словаря было выявлено, что сотрудники дают более четкие и конкретные определения («агрессивный», «раненый», «ребенок», «неадекватный»), а курсанты чаще применяют эмоционально насыщенные ассоциации («страх», «боль», «паника», «горе», «слезы»).
Для действующих сотрудников пострадавший обладает большим спектром возможных качеств и характеристик в сравнении с курсантами. От агрессивного и нервного до спокойного и адекватного. У курсантов же наблюдается меньшее разнообразие высказываний, все они преимущественно связаны с чувствами жалости, сострадания [8].
Полученные результаты позволили разработать практические задания и тренинговые упражнения для формирования более адекватного и дифференцированного образа пострадавшего, а также обязательное использование видео материалов, отражающих особенности работы с пострадавшими в ЧС.
На практических занятиях отрабатываются приемы общения с пострадавшими в ЧС, основные этапы работы с пострадавшим, изолированном в очаге ЧС, переживающим горе. На основе формируемого представления на лекциях о реакциях и поведении пострадавших в ЧС на практических занятиях отрабатываются приемы работы с различными реакциями на стрессовую ситуацию. Работа в группах по отработке основных видов острой стрессовой реакции (ОСР): найти и сопоставить описание ОСР с вариантами помощи при различных ОСР; придумать ситуацию, в которой может возникнуть ОСР, подготовить участников группы для исполнения роли «пострадавшего» и «специалиста» для проигрывания ситуации и еще одного «специалиста» для оказания помощи «пострадавшему» другой группы; обсуждение положительных и отрицательных моментов работы специалиста, особенностей проявления пострадавшего. В работе активно используются видеоматериалы.
Проведенное исследование представлений курсантов с различным опытом участия в ликвидации последствий ЧС показало эффективность привлечения курсантов к мероприятиям в рамках работы нештатного подразделения спасения СПб университета ГПС МЧС России в целях формирования профессионального опыта обучающихся при погружении их в профессиональную среду.
По результатам проведенного исследования внесены рекомендации, которые могут быть реализованы в курсе «Экстремальная психология»: целесообразно применять методики диагностики представлений на этапе начала освоения дисциплины и по завершению, на семинарских и практических занятиях, целью которой будет повышение осознанности, рефлексия, формирование профессиональной мотивации и адекватного представления ЧС и образа профессионала. Также целесообразно включать в учебный процесс просмотр видео материалов о специфике профессии пожарного и спасателя, привлечение к работе на занятиях сотрудников МЧС России, имеющих большой опыт ликвидации крупномасштабных ЧС.
Подготовленный учебно-методический комплекс «Экстремальная психология» с учетом выявленной специфики представления ЧС сотрудниками МЧС России позволит сформировать у курсантов целостное и адекватное представление ЧС и ее субъектов, являющиеся важным компонентом психологической составляющей профессиональной деятельности и повысить качество подготовки.
Литература
1. Баскин Ю.Г., Канисев П.В., Степанов Р.А. Проблемы управления качеством профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы в условиях модернизации российского пожарно-технического образования // Проблемы управления рисками в техносфере. 2011. № 1 (17). С. 126-130.
2. Солянкина Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде // Известия ВГПУ. 2011. № 1.
3. Винокурова Н.Г., Церфус Д.Н. О применении энтропийных методов для исследования педагогических систем // Проблемы управления рисками в техносфере. 2014. № 2 (30). С. 128-133.
4. Михайлова В.В. Повышение эффективности формирования психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к деятельности в условиях риска: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2008.
5. Грачев А. А. Технология формирования готовности к профессиональной деятельности у сотрудников ГПС МЧС России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2011.
6. Иванова Т.В., Лукьянова Е.Л. Психосемантические различия представлений чрезвычайной ситуации курсантов с различным опытом участия в ликвидации последствий наводнений // Проблемы управления рисками в техносфере. 2015. № 3 (35). С. 136-140.
7. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных: учеб. пособие / под общ. ред. Ю.С. Шойгу. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2014. 188 с.
8. Карагачева М.В., Церфус Д.Н. Психологические аспекты образа пострадавшего в сознании сотрудников МЧС России при ликвидации последствий техногенных и природных ЧС // Пожаровзрывобезопасность. 2016. Вып. 9. С. 70-78.
References
1. Baskin Yu.G., Kanisev P.V., Stepanov R.A. Problems of quality management of professional training of employees of the State fire service in the conditions of upgrade of the Russian fire technical education]. Problemy upravleniya riskami v tekhnosfere (Problems of Risk Management in a Technosphere). 2011. no. 1 (17). pp. 126-130 (in Russian).
2. Solyankina Ь.Е. Model of development of professional competence of the praktiko-oriented educational environment // VGPU News [Izvestija VGPU]. 2011. no 1 (in Russian).
3. Vinokurova N.G., Cerfus D.N. About application of entropy methods for a research of pedagogical systems // Problems of risk management in a technosphere. 2014. no 2 (30). pp. 128-133 (in Russian).
4. Mikhaylova V.V. Increase in efficiency of forming of psychological readiness of cadets of higher education institutions of GPS EMERCOM of Russia for activities in the conditions of risk: abstract of dis. ... cand. ped. nayk. SPb.: S.-Petersb. un-t of State fire service of EMERCOM of Russia, 2008 (in Russian).
5. Grachev A.A. Technology of formation of readiness for professional activity at employees of GPS EMERCOM of Russia: abstract of dis. ... cand. ped. nayk. SPb.: S.-Petersb. un-t of State fire service of EMERCOM of Russia, 2011 (in Russian).
6. Ivanova T.V., Lukyanova E.L. Psychosemantic distinctions of representations of an emergency situation at cadets with different experience of participation in mitigation of consequences of floods]. Problemy upravleniya riskami v tekhnosfere, nauchno-analiticheskiy zhurnal (Risk Management Problems in a Technosphere. The Scientific and Analytical Magazine), 2015. no. 3 (35). pp. 136-140 (in Russian).
7. Psychology of extreme situations for rescuers and firefighters: the education guidance / pod obh. red. Yu.S. Shoygu. S.-Petersb. un-t of State fire service of EMERCOM of Russia, 2014. P. 188 (in Russian).
8. Karagacheva M.V., Tserfus D.N. Psychological aspects of the image of victim in consciousness of the Russian EMERCOM employees at liquidation of technogenic and natural emergencies consequences // Fire and Explosion Safety 2016. no 9. pp. 70-78 (in Russian).