МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ РАБОТЕ (ПРОПАГАНДЕ И ОБУЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ) В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л.В. Медведева, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. О.Е. Мельник.
Сибирская пожарно-спасательная академия - филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России
Приведено описание авторской методики подготовки курсантов в вузах МЧС России к профилактической противопожарной работе с комплексом показателей качества учебно-практической деятельности курсантов в области пропаганды и обучения пожарной безопасности в организациях дошкольного и начального образования.
Ключевые слова: пожарная безопасность, обучение, пропаганда, методика подготовки, показатели качества, учебно-практическая деятельность, курсант, дошкольное и начальное образование
TECHNIQUE OF PREPARATION OF CADETS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA FOR THE FIRE PREVENTION ACTIVITIES (EDUCATION AND PROPAGANDA OF THE FIRE SAFETY) IN ORGANIZATIONS OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION
L.V. Меёуеёеуа. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. O.E. Melnik. Siberian fire-rescue academy - branch
of Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
The article deals with the technique of preparation of cadets in higher education institutions of the ministry of emergency situations of Russia for the fire prevention activities (education and propaganda of the fire safety) in organizations of preschool and primary education. The technique of preparation includes the complex of the parameters for diagnostics the quality the fire prevention practical activities of the cadets.
Keywords: fire safety, education, propaganda, еhe technique of preparation, complex of the parameters for diagnostics the quality, educational and practical activities, cadet, preschool and primary education
Пропаганда и обучение пожарной безопасности населения является одним из направлений противопожарной профилактической работы. Организация деятельности по пропаганде и обучению пожарной безопасности отнесена к функциональным задачам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и является обязательным в отношении организаций дошкольного и начального образования [1, 2], осуществляется квалифицированными специалистами в рамках федеральных государственных требований [1, 3, 4].
В соответствии с требованиями Концепции информационной политики России на период 2013-2015 гг., утвержденной Решением коллегии МЧС России 27 февраля 2013 г. № 2/11, пропаганда пожарной безопасности в организациях дошкольного и начального образования должна обеспечить популяризацию культуры безопасности жизнедеятельности. Концепция актуализирует задачи методического руководства процесса подготовки сотрудников, обучающихся, учащихся и воспитанников образовательных организаций с учетом их потребностей как социальных групп; расширения содержания и поиска современных форм, средств и методов противопожарной пропаганды и обучения с учетом возрастных особенностей, рисков современного общества и потребностей государства; а также разработки, издания и распространения специальной литературы, особенно детских печатных изданий.
Теоретические основы реализации компетентностного и практико-подходов подготовки курсантов в вузах МЧС России рассмотрены в работах Ю.Г. Баскина [5], В.А. Шубина [6], О.В. Солнцева [7] и др. Анализ состояния современной практики пропаганды и обучения пожарной безопасности в образовательных организациях и практики вузов МЧС России в области подготовки курсантов по специальности «Пожарная безопасность» к пропаганде и обучению пожарной безопасности в контексте требований Концепции информационной политики МЧС России позволяет выявить следующие существенные противоречия:
- программа подготовки специалиста пожарной безопасности ориентирована на формирование профессиональных компетенций инженерно-технической направленности, а приобретение педагогического опыта в ходе практической деятельности по пропаганде и обучению пожарной безопасности среди разных социальных групп (в частности в образовательных организациях) является ситуативным (в рамках отдельных мероприятий) [8, 9];
- задачи формирования профессиональных компетенций в области пропаганды и обучения пожарной безопасности, а также содержание педагогических компетенций в рамках практической профессиональной деятельности четко не определены в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 280705.65. «Пожарная безопасность» [8]. В результате выпускник при решении практических задач по пропаганде и обучению пожарной безопасности в организациях дошкольного и начального образования оказывается фактически не готов к качественному выполнению должностных обязанностей.
Разрешение выдвинутых противоречий представляется путем научно-теоретической разработки в вузах МЧС России способов организации и дидактического сопровождения подготовки курсантов к пропаганде и обучению пожарной безопасности в организациях дошкольного и начального образования. Подготовка в вузах МЧС России курсантов к профилактической противопожарной работе (пропаганде и обучению пожарной безопасности) в организациях дошкольного и начального образования будет эффективна, если разработать методику подготовки курсантов к профилактической противопожарной работе с комплексом показателей качества учебно-практической деятельности курсантов по противопожарной профилактике в организациях дошкольного и начального образования и комплекс средств дидактической поддержки подготовки курсантов к профилактической противопожарной работе в организациях дошкольного и начального образования.
Методом Дельфи была проведена экспертиза выдвинутой гипотезы исследования (анализ «свернутой» и «развернутой гипотезы»), по результатам которой на основании оценок 14 экспертов была доказана актуальность темы, научно-практической задачи и гипотезы диссертационного исследования.
В ходе изучения проблемы (с 2005 по 2014 гг.) проведен теоретический анализ научных трудов; организована исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность (мониторинг дидактических средств поддержки деятельности по пропаганде и обучению пожарной безопасности, доступных на территории Российской Федерации; организована
опытно-экспериментальная работа по разработке, проверке эффективности и апробации методического обеспечения подготовки курсантов вузов МЧС России к профилактической противопожарной работе в организациях дошкольного и начального образования).
В результате исследования была предложена методика подготовки курсантов вузов МЧС России к пропаганде и обучению в организациях дошкольного и начального образования, которая включает в себя следующие этапы: теоретическая подготовка, практическая подготовка, контроль и коррекция учебно-практической деятельности обучающихся (рис.).
Теоретическая подготовка
На этапе теоретической подготовки целесообразно осуществлять подготовку курсантов под руководством преподавателей в рамках следующих видов деятельности: учебной деятельности в рамках дисциплин ФГОС ВПО, научно-исследовательской деятельности (проведение исследований на темы пропаганды и обучения пожарной безопасности), посещения лекций, конференций, семинаров, открытых занятий и других мероприятий по темам пропаганды и обучения пожарной безопасности, самостоятельного изучения рекомендованной литературы.
На этапе теоретической подготовки субъектами образовательного процесса преподаватель вуза МЧС России является обучающим, а курсант - обучаемым.
Преподаватель вуза МЧС России осуществляет деятельность по организации процесса обучения, контроль процесса подготовки материалов к выполнению практических задач, консультирование, контроль промежуточных результатов и корректировку. В своей деятельности преподаватель руководствуется «Методическими рекомендациями по реализации принципа практико-ориентированного обучения курсантов деятельности по пропаганде и обучению пожарной безопасности».
Организация теоретической подготовки под руководством преподавателей вуза в рамках дисциплин ФГОС ВПО и научно-исследовательской деятельности должна активизировать междисциплинарные связи в рамках следующих вопросов:
- нормативно-правовые основы организации пропаганды и обучения пожарной безопасности в организациях дошкольного и начального образования;
- возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста (психологические, интеллектуальные, физиологические, эмоциональные и психолого-педагогические особенности развития личности в разные возрастные периоды);
- причины детского термического травматизма (термический травматизм, статистика Всемирной организации зравохранения по термическому травматизму, факторы термического травматизма, подходы к снижению термического травматизма);
- личность безопасного типа, её характеристики. Особенности поведения (педагогика безопасности, личность безопасного типа, безопасное поведение, средства, качества личности безопасного поведения, формы и методы формирования безопасного поведения);
- организация пропаганды и обучения пожарной безопасности в образовательных организациях дошкольного и начального образования (пропаганда, система пропаганды, формы, методы, средства, цели и принципы пропаганды);
- риски социализации, их регулирование (стихийная и регулируемая социализация, агенты, каналы и средства социализации, риски социализации. Влияние условий и рисков социализации на физиологические, психологические, интеллектуальные и личностно-волевые качества личности безопасного типа. Методы, формы и средства регулирования формирования безопасного поведения ребенка в процессе социализации. Рекомендации по применению средств дидактической поддержки: печатные издания, игрушки и игровые комплекты, мультипликационные фильмы, средства наглядной агитации).
Курсанты как обучаемые в процессе теоретической подготовки выполняют учебные задачи, изучают рекомендованную литературу, осуществляют подготовку к выполнению практических заданий. Курсанты обеспечиваются специальными изданиями: «Методическое
руководство по организации пропаганды и обучения в организациях дошкольного и начального образования» и «Пожарная безопасность для детей» - справочник средств дидактической поддержки пропаганды и обучения пожарной безопасности.
Теоретическая
подготовка курсанта в вузе МЧС России
Организация процесса подготовки курсанта в вузе
Обучающий-преподаватель
Организация обучения; контроль выполнения практических заданий; консультации; контроль промежуточных результатов; корректировка обучения
Обучающийся курсант
Выполнение учебных задач самостоятельная
работа с литературой; разработка учебных материалов
Теоретическая подготовка (дисциплины ФГОС ВПО); Научно-исследовательская деятельность (по темам пропаганды и обучения ПБ); лекции, конференции, семинары, открытые занятия, мероприятия по темам пропаганды и обучения ПБ Самостоятельное изучение литературы
Практическая подготовка курсанта к профилактической противопожарной работе в организациях
начального и дошкольного образования
Организация учебно-практической деятельности курсантов профилактической противопожарной работе в организациях начального и дошкольного образования
Организация процесса формирования безопасного поведения ребенка
ОБУЧАЮЩИМ: курсант
X
Участие: в мероприятиях по пропаганде и обучению детей и родителей; в мастер-классах, выступлениях, сезонных профилактических мероприятиях и др.
Проведение мероприятий для детей на базе вузов МЧС России, образовательной организации
ОБУЧАЮЩИЕСЯ
Самостоятельная разработка материалов для проведения мероприятий (дети. родители, педагоги); Самостоятельные выбор дидактических средств; Организация и проведение мероприятий; Опосредованный контроль
ребенок
т
Участие в мероприятиях; выполнение учебных заданий
родители
Участие в мероприятиях;
Оценка мероприятий; Вопросы
педагогические работники
I
Участие в мероприятиях;
Оценка мероприятий; Вопросы
Оценка готовности
курсанта к профилактической противопожарной работе в организациях
начального и дошкольного образования
Тестирование, экспертная оценка преподавателями вузов результатов
Оценка результатов учебно-практической деятельности курсантов внешними экспертами
Коррективы программы подготовки курсантов
Рис. Методика подготовки курсантов вузов МЧС России к пропаганде и обучению пожарной безопасности (ПБ) в образовательных организациях
Практическая подготовка
Второй этап - практическая подготовка реализуется также с опорой на комплекс средств дидактической поддержки. Этап включает учебно-практическую деятельность курсантов по профилактической противопожарной работе: участие в мероприятиях по пропаганде и обучению детей и родителей в образовательных организациях; участие в мастер-классах и показательных выступлениях, участие профилактических сезонных мероприятиях, участие в досуговых мероприятиях (КВН, концерты, конкурсы, смотры, спортивные соревнования).
Этап предполагает, что курсант самостоятельно разрабатывает материалы для проведения конкретных мероприятий (с детьми, педагогами, родителями), самостоятельно осуществляет выбор форм, методов и средств пропаганды и обучения для конкретного мероприятия, проводит запланированное мероприятие и выполняет опосредованный контроль результатов своей деятельности и деятельности адресатов.
Курсант выполняет функции обучающего, где обучаемыми (адресатами пропаганды) являются ребенок, родитель и педагог образовательной организации. Курсант организовывает деятельность адресатов пропаганды (обучаемых). Дети выполняют задания, предлагаемые курсантом вуза МЧС России, принимают участие в мероприятии. Родитель и педагог привлекаются к совместной профилактической противопожарной деятельности -участвуют в мероприятии, являются наблюдателями, после мероприятия взаимодействуют с курсантом вуза МЧС России по вопросам формирования безопасного поведения ребенка в области пожарной безопасности.
При подготовке и организации практической профилактической противопожарной деятельности в организациях дошкольного и начального образования курсант использует специальные издания (комплекс средств дидактической поддержки): «Методическое руководство по организации пропаганды и обучения в организациях дошкольного и начального образования»; «Пожарная безопасность для детей» - справочник средств дидактической поддержки пропаганды и обучения пожарной безопасности»; «Пожарная безопасность для детей. Устное народное творчество. Хрестоматия»; «Сборник занимательных заданий по пожарной безопасности для детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Оценка готовности курсанта к профессиональной деятельности
Для оценки уровня подготовки курсанта к профилактической противопожарной деятельности (пропаганде и обучению) в организациях дошкольного и начального образования в ходе диссертационного исследования уточнены профессиональные компетенции, установленные в ФГОС ВПО по направлению подготовки 280705.65 «Пожарная безопасность»; разработан комплекс показателей качества учебно-практической деятельности курсантов по противопожарной профилактике (табл. 1); разработана комплексная методика оценки уровня подготовки курсанта к профилактической противопожарной деятельности (пропаганде и обучению) в организациях дошкольного и начального образования с собственными средствами педагогических измерений.
Для оценки уровня подготовки курсанта к профилактической противопожарной деятельности (пропаганде и обучению) в организациях дошкольного и начального образования разработаны специальные пакеты контрольных тестов и практико-ориентированные задания. Для внутренней экспертной оценки разработана письменная работа «Мероприятие по обучению или пропаганде пожарной безопасности для организации дошкольного или начального образования».
Таблица 1. Оценка уровня подготовки курсантов к профилактической противопожарной работе в организациях дошкольного и начального образования
Компетенция ФГОС ВПО 280705.65 «Пожарная безопасность», уточнение Показатель качества учебно-практической деятельности курсантов по противопожарной профилактике Контрольно-измерительный материал, способ измерения
Знание механизма воздействия опасностей на человека и взаимодействия организма с опасностями среды обитания (ПК-8) Сформированность понятийного аппарата профилактической противопожарной работы в организациях дошкольного и начального образования (знание компонентов структуры и содержания профилактической работы) Тест. Раздела 1. Вопросы на знание теоретического материала (каждый правильный ответ - 1 балл, максимум 30 баллов)
Знание основ информационного обеспечения, противопожарной пропаганды и обучения в области пожарной безопасности (ПСК-25) Осведомленность об информационном обеспечении пропаганды пожарной безопасности в организациях дошкольного и начального образования (ориентирование в информационных и иных ресурсах по педагогике безопасности в рамках пожарной безопасности) Тест. Раздела 2. Практико-ориентированные задачи на владение информационными и дидактическими средствами обеспечения пропаганды и обучения в организациях дошкольного и начального образования (каждый правильный ответ - 1 балл, максимум 30 баллов)
Владение педагогическими методами обучения в своей предметной области при условии дополнительного педагогического модуля (ПК-16) (знание форм, методов и средств пропаганды пожарной безопасности, умение проектировать мероприятие) Владение педагогическими методами пропаганды и обучения при выполнении практико-ориентированных задач (умение проектировать практическую задачу); Экспертная оценка преподавателем вуза результатов письменной работы Бланк-опросник, включающий 15 вопросов для оценки письменной работы «Мероприятие по обучению или пропаганде пожарной безопасности для организации дошкольного или начального образования». Оценка каждого из 15 вопросов в баллах от 0 до 3, максимальный балл по всем вопросам - 45. Неметрический критерий -комментарии и рекомендации преподавателя
Способность использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач (ПК-1) (способность адаптировать теоретические знания в форму, доступную для восприятия и понимания адресата пропаганды) Владение педагогическими методами пропаганды и обучения при выполнении практико-ориентированных задач (умение выполнить практическую задачу); Оценка результатов учебно-практической деятельности курсантов внешними экспертами Бланк-опросник, включающий 15 вопросов для оценки практической деятельности курсанта (проведения мероприятия по обучению или пропаганде пожарной безопасности для организации дошкольного или начального образования). Оценка каждого из 15 вопросов в баллах от 0 до 3, максимальный балл по всем вопросам - 45. Неметрический критерий -комментарии и рекомендации эксперта
Итоговый показатель (комплекс компетенций ПК-8, ПСК-25, ПК-16; ПК-1) Готовность к профессиональной деятельности по пропаганде и обучению в организациях дошкольного и начального образования Сумма баллов по результатам тестирования, экспертной оценки письменной работы и практической деятельности курсанта (макс. 150). Рекомендации эксперта
При проведении внешней экспертизы оценивается мероприятие по обучению или
пропаганде пожарной безопасности для организации дошкольного или начального
образования, подготовленное и проведенное курсантом вуза МЧС России в качестве субъекта пропаганды.
Апробация и результаты внедрения методики
Апробация и проверка эффективности предложенного методического обеспечения подготовки курсантов к профилактической противопожарной деятельности в организациях дошкольного и начального образования осуществлена на базе Сибирской пожарно-спасательной академии в г. Железногорске с 2011 по 2014 гг. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 80 курсантов (набор 2011 и 2012 гг.), из них 40 - экспериментальная группа, три преподавателя (по дисциплинам «Педагогика и психология», «Основы первой помощи», «Безопасность жизнедеятельности»). Практическая деятельность курсантов экспериментальных групп включала опытно-экспериментальную деятельность на базе школы № 100 г. Железногорск, представлявшую собой курирование подготовки младших школьников по пожарной безопасности с 2012 по 2014 гг. (набор детей 2012 г., экспериментальный класс «Б» - 26 человек, контрольный класс «А» - 26 человек). Для осуществления экспертной оценки деятельности курсантов привлекались сотрудники Центра противопожарной пропаганды и общественных связей ФГКУ «Специальное управление ФПС № 2 МЧС России» г. Железногорска Красноярского края.
Результаты сравнительного анализа показателей подготовки курсантов контрольной и экспериментальных групп к профилактической противопожарной работе в организациях дошкольного и начального образования (2011-2014 гг.) на заключительном этапе педагогического эксперимента, полученные с помощью контрольно-измерительных материалов методики оценки готовности курсантов к профилактической противопожарной работе, приведены в табл. 2.
В результате анализа многомерных факторов, эффектов межгрупповых факторов, метрических данных по критериям парных выборок (с помощью компьютерной программы «Statistical Package for the Social Science» (SPSS 15) установлено наличие значимых изменений по всем показателям в контрольной и экспериментальной группах, а по общему показателю готовности к профессиональной деятельности в экспериментальной группе итоговые показатели контрольного эксперимента оказались выше, чем в контрольной на 12,24 %. Уровень сформированности понятийного аппарата по пожарной безопасности по всем показателям в экспериментальной группе младших школьников был выше, чем в контрольной, а итоговый показатель экспериментальной группы оказался выше показателя контрольной группы на 19,28 % .
Следует отметить, что деятельность курсантов не только положительно повлияла на формирование понятийного аппарата по пожарной безопасности младших школьников экспериментальных групп, но и обусловила возможность создания на базе экспериментального класса школы № 100 г. Железногорска под руководством Сибирской пожарно-спасательной академии класса профильного обучения либо дружины юных пожарных.
В результате проведенного исследования теория и методика профессионального образования обогащена новым научным знанием об эффективных формах, методах и средствах пропаганды пожарной безопасности в организациях дошкольного и начального образования. Научно обоснованы и определены для вузов МЧС России показатели качества учебно-практической деятельности курсантов по пропаганде и обучению в организациях дошкольного и начального образования. Разработаны и успешно апробированы методика подготовки курсантов в вузах МЧС России к профилактической противопожарной работе (пропаганде и обучению) в организациях дошкольного и начального образования, комплекс средств дидактической поддержки, комплексная методика оценки уровня подготовки курсанта к профилактической противопожарной деятельности (пропаганде и обучению) в организациях дошкольного и начального образования.
Таблица 2. Результаты оценки готовности курсантов к профилактической противопожарной работе в организациях дошкольного и начального образования
Показатель и соответствие коду компетенции по ФГОС ВПО 280705.65. «Пожарная безопасность» Ед. измерения Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Разница итогового показателя между контр. и эксп. гр.
контр. эксп. контр. эксп. в баллах в %
Сформированность понятийного аппарата (ПК-8 ) балл 10,43 10,06 21,39 21,45 0,06 0,1
% 34,76 33,53 71,33 71,5
Осведомленность об информационном обеспечении (ПСК-25) балл 12,98 13,19 19,64 19,97 0,33 1,16
% 43,26 43,96 65,4 66,56
Владение педагогическими методами пропаганды и обучения (умение проектировать практическую задачу) (ПК-16) балл 15,24 12,98 35,98 36,26 1,16 0,28
% 33,86 28,84 79,95 80,57
Владение педагогическими методами пропаганды и обучения (умение выполнить практическую задачу) (ПК-1) балл 7,72 7,91 18,42 36,12 17,7 39,33
% 17,15 17,57 40,93 80,26
Готовность к практической деятельности по пропаганде и обучению балл 45,37 44,14 95,43 113,8 18,37 12,24
Литература
1. О пожарной безопасности: Федер. закон Рос. Федерации от 21 дек. 1994 г. № 69-ФЗ. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».
2. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Указ Президента Рос. Федерации от 11 июля 2004 г. № 868. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».
3. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».
4. Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обучению населения мерам пожарной безопасности / А.И. Лукашевич [и др.]. М.: ВНИИПО, 2012. 187 с.
5. Баскин Ю.Г., Рекунов Р.С., Баранов А.В. Технологический подход к обучению как средство формирования компетентности будущих специалистов МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. 2006. № 4 (15). С. 147-151.
6. Шубин В.А. Профессиональные стратегии как фактор успешности профессиональной социализации курсантов вузов ГПС МЧС России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2010. № 4. С. 120-127.
7. Солнцев В.О. Совершенствование теории и практики воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2009. № 102. С. 93-99.
8. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 280705 Пожарная безопасность (квалификация (степень) «специалист»: Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 янв. 2011 г. № 12. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».
9. Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждения высшего профессионального образования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (утв. зам. министра МЧС России А.П. Чуприяном ) от 28 авг. 2011 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».