УДК 378:356.13 ББК 74.580 Ш 50
Д.Е. Шерстнев
Преподаватель кафедры специальных дисциплин Сибирского филиала Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации г. Железногорска; E-mail: sd-igps@mail. ru
Е.В. Домаев
Заместитель начальника кафедры специальных дисциплин Сибирского филиала Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации г. Железногорска; E-mail: sd-igps@mail . ru
КООРДИНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ НАУЧНОГО
ОБЩЕСТВА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У
КУРСАНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОПАГАНДЫ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(Рецензирована)
Аннотация. Данная статья представляет описание практического опыта координирования научной деятельности курсантов разных кафедр Сибирского филиала Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций России в г. Железногорске Красноярского края, обеспечивающего повышение эффективности формирования профессиональных компетенций пропаганды пожарной безопасности.
Ключевые слова: научное общество, научно-исследовательская работа, научное
взаимодействие, противопожарная пропаганда, профессиональные компетенции.
D.E. Sherstnev
Lecturer of Special Disciplines Department of the Siberian Branch of the St.-Petersburg University of the State Fire Service, the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation, Zheleznogorsk; Email: [email protected]
E.V. Domaev
Deputy Chief of Special Disciplines Department of the Siberian Branch of the St.-Petersburg State Fire Service University, the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation, Zheleznogorsk; Email: sd-igps@mail. ru
CO-ORDINATION OF LISTENERS’ ACTIVITY AT SCIENTIFIC ORGANIZATION TO INCREASE EFFICIENCY OF FORMATION AT CADETS OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF FIRE SAFETY PROPAGATION
Abstract. The paper describes practical experience of co-ordination of cadets’ scientific activity at different departments of the Siberian Branch of the St.-Petersburg State Fire Service University of the Ministry of Emergency Situations of Russia in Zheleznogorsk of Krasnoyarsk region providing increasing efficiency of formation of professional competences for fire safety propagation.
Keywords: scientific organization, research work, scientific interaction, fire-prevention propagation, professional competences.
Переход высшего образования на стандарты третьего поколения ориентирован на повышение качества подготовки специалистов, включающего повышение эффективности формирования у обучающихся навыков научно-исследовательской работы. Возникла потребность изменения подходов к организации деятельности слушательских научных
обществ ВУЗа. Координирование научно-исследовательской деятельности курсантов разных кафедр повышает качество и практическую значимость научных разработок, способствует формированию профессиональных навыков и компетенций, предъявляемых к выпускникам федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки. Данная статья представляет опыт координирования научной деятельности разных кафедр на базе Сибирского филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.
Содержание и направления научно-исследовательской деятельности курсантов Сибирского филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России определяются планами научной деятельности университета и учебными программами ВУЗа. Научная деятельность слушателей и курсантов является важным средством повышения качества подготовки дипломированных специалистов для подразделений противопожарной службы. Она предназначена для содействия овладения методами проведения научных исследований, основами научных теорий и достижений научно-технического прогресса, развития творческого подхода к решению теоретических и практических задач, обеспечения органической взаимосвязи учебной и научной работы, реализации общеуниверситетского комплексного плана [1].
Организация работы слушательских научных обществ (СНО) как добровольных самодеятельных организаций слушателей, курсантов является обязательной составляющей учебного процесса любого ВУЗа. Традиционно направления научных исследований определяются кафедрами, за которыми закреплены тематические секции СНО, представляющие собой не связанные между собой поля исследований. Опыт координирования научной деятельности секций СНО разных кафедр был предпринят на базе Сибирского филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России между слушателями научного общества секции «Педагогика» (кафедра специальных дисциплин, консультант - лейтенант вн. сл., преподаватель Д.Е. Шерстнев) и слушателями секции «Перевод профессиональной литературы» (кафедра социально-экономических и
гуманитарных дисциплин, консультант - преподаватель О.Е. Шерстнева). Выбор поля исследования был обусловлен объективной необходимостью повышения качества противопожарной пропаганды среди населения, а, следовательно, необходимостью
повышения эффективности формирования соответствующих профессиональных
компетенций у специалистов ГПС МЧС России.
Противопожарная пропаганда определена как «целенаправленное информирование общества о путях обеспечения противопожарной безопасности через средства массовой информации, специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и других, не запрещенных законодательством Российской Федерацией, форм информирования гражданского населения» [2]. Пропаганда пожарной безопасности, осуществляемая специалистами Государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации (ГПС МЧС РФ), включает решение задач противопожарной подготовки сотрудников различных учреждений, разработку и реализацию системы профилактических мероприятий; поиск и применение эффективных средств, форм и методов противопожарной пропаганды. Решение указанных задач требует от специалиста по специальности «Пожарная безопасность» владения следующими профессиональными компетенциями: способностью использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач, способностью разрабатывать и использовать графическую документацию в рамках профессиональной деятельности, знаниями механизма воздействия опасностей на человека, характера взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания, способностью обосновано выбирать механизмы и системы защиты человека и природной среды от опасностей, способностью ориентироваться в причинно-следственном поле опасностей среды обитания, знаниями свойств опасностей; знаниями иерархической структуры существующей системы органов исполнительной власти, соответствующей действующим нормативно-правовым актам и
нормативным документам в рамках профессиональной деятельности, способностью определять допустимые, недопустимые и неприемлемые уровни риска, способностью решать научные задачи в сфере своей профессиональной деятельности по пропаганде пожарной безопасности, владению педагогическими методами обучения по пожарной безопасности. Данные компетенции соответствуют требованиям к выпускникам ВУЗов, предложенным в пункте 5.2. проекта Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 280705 Пожарная безопасность, а именно: ПК-1; ПК-2; ПК-8; ПК-9; ПК-10; ПК-11; ПК-12; ПК-15; ПК-16 [3]. Таким образом, полем научных исследований двух секций было определено выявление эффективных форм и методов пропаганды пожарной безопасности с учетом факторов рисков термических повреждений для гражданского населения.
В опытно-экспериментальной работе по повышению эффективности формирования профессиональных навыков пропаганды пожарной безопасности приняли участие курсанты первого курса Сибирского филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России и преподаватели двух кафедр - специальных дисциплин (СД) и гуманитарных и социальноэкономических дисциплин (ГСЭД). Экспериментальной группой стали курсанты, ставшие слушателями научного общества секции «Педагогика» (кафедра специальных дисциплин, консультант - лейт. вн. сл., преподаватель Д.Е. Шерстнев) и слушателями секции «Перевод профессиональной литературы» (кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин, консультант - преподаватель О.Е. Шерстнева). Тематика научных работ слушателей секций «Педагогика» и «Перевод профессиональной литературы» была определена в рамках одного поля исследования таким образом, чтобы деятельность слушателей одной секции дополняла и расширяла возможности научного поиска слушателей другой секции. Так, после утверждения тематики работ слушателей секции «Педагогика» осуществляется подбор зарубежной научной литературы, соответствующей проблематике работ слушателей секции «Педагогика» и опубликованной за последние два года (в 2010/11 учебном году - публикации за 2009 и 2010 гг.). Курсанты и слушатели секции «Перевод профессиональной литературы», осуществляя перевод и реферирование зарубежных научных исследований по проблемам пожарной безопасности, изучают научные подходы к определению рисков термических повреждений, типологию факторов риска, статистические показатели исследований Всемирной организации здравоохранения по термическому травматизму. Ежемесячно слушатели секции «Перевод профессиональной литературы» предоставляют слушателям СНО секции «Педагогика» рефераты и аннотации научных статей, над переводом которых работают. Курсанты и слушатели СНО секции «Педагогика» сопоставляют подходы отечественных исследователей с опытом зарубежных коллег в решении научных задач, определенных тематикой исследования, и разрабатывают мероприятия по пропаганде пожарной безопасности с учетом полученных данных. Разработанные слушателями и курсантами мероприятия по пропаганде пожарной безопасности проходят экспертную оценку специалистов ГПС МЧС России и педагогов образовательных учреждений. После доработки и устранения всех замечаний курсанты и слушатели СНО «Педагогика» и «Перевод профессиональной литературы» участвуют в проведении на базе ОУ разработанных профилактических мероприятий.
Организация научно-исследовательской работы слушателей СНО секций «Педагогика» и «Перевод профессиональной литературы» включала участие в мероприятиях, способствующих интеллектуальному, культурному и профессиональному развитию: посещение действующих пожарных частей (СПЧ -1 г. Железногорска), музея пожарного дела, образовательных учреждений г. Железногорска; посещение мероприятий по пропаганде пожарной безопасности, проводимых в г. Железногорске специалистами противопожарной службы; участие в экспертной оценке средств обучения пожарной безопасности, предложенных студентами кафедры безопасности жизнедеятельности Филиала ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»; подготовку мероприятий по пропаганде пожарной безопасности и их проведение на базе
образовательных учреждений (МДОУ №19 «Светлана», школа-гимназия № 91); подготовка докладов и участие в научно-практической конференции (май 2010 г. «Знание. Образование. Современность», филиал ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева в г. Железногорске).
Проверка знаний по пожарной безопасности курсантов проводилась на первом курсе в начале обучения (в сентябре 2009 г.) и на втором курсе в начале учебного года (сентябрь 2010) в форме анкетирования. Вопросы анкеты были разработаны в соответствии с программой подготовки: общие сведения о пожаре, условия протекания и стадии пожара, стадии пожара в помещениях, классификация пожара, основные причины пожаров, общие меры по обеспечению пожарной безопасности, методы противодействия пожару, профилактические действия, защитные действия, первичные средства пожаротушения, знаки пожарной безопасности, требования к организации эвакуации, нормативные документы в области пожарной безопасности, источники информирования по пожарной безопасности. В анкету также были включены вопросы по факторам риска возникновения пожароопасной ситуации и факторах, повышающих уровень травматизма в условиях возгорания и задымления: возраст, привычки, социальный статус, гендерная принадлежность, факторы окружающей среды, социально-экономический уровень, состояние здоровья.
В опросе участвовало 80 курсантов, из которых 10 девушек и 70 юношей. Экспериментальная группа (слушатели СНО) включала 32 курсанта, из которых 4 девушки и 28 юношей.
Обработка первоначальных и итоговых показателей осуществлялась методами математической статистики с помощью пакета программ SPSS 15.
В результате анализа показателей была выявлена корреляционная связь между научноисследовательской деятельностью и формированием профессиональных знаний. У курсантов - слушателей СНО показатели, полученные при проверке знаний путем анкетирования, статистически значимо отличались от показателей курсантов контрольной группы (являлся выше в среднем на 13,62%): при оценке многомерных критериев след Пиллая, лямбда Уилкса, след Хотеллинга, наибольший корень Роя; при оценке межгрупповых факторов во всех случаях индекс был ниже 0,05. Следовательно, координирование деятельности слушателей научного обществ уже с первых курсов обучения позволило активизировать формирование профессиональных компетенций, необходимых специалисту для организации профессиональной деятельности по пропаганде пожарной безопасности.
Координирование деятельности слушателей научного общества секции «Педагогика» и секции «Перевод профессиональной литературы» обеспечило решение задач, указанных в пункте 4.4. проекта Федерального государственного стандарта ВПО по направлению подготовки (специальности) 280705 «Пожарная безопасность», а именно: участие в разработке разделов и проектов, связанных с вопросами пожарной безопасности; организация и проведение теоретической и практической подготовки по видам и формам профессиональной деятельности к действиям во время пожара и проведении аварийноспасательных работ; научно-исследовательская деятельность; проведение информационного поиска по заданной теме; проведение научных исследований в отдельных областях, связанных с обеспечением защиты от чрезвычайных ситуаций; развитие науки и техники в области обеспечения пожарной безопасности [3].
В ходе опытно-экспериментальной работы была реализована идея В. М. Гребенниковой об осуществлении контроля качества подготовки специалиста в высшей школе посредством проведения общественной экспертизы [4, с. 57]. Привлечение педагогов-практиков к оценке образовательных продуктов для детей по пожарной безопасности, подготовленных слушателями СНО, позволило составить профессиограмму молодого специалиста (специальность «Пожарная безопасность»). У курсантов, принявших участие в опытно-экспериментальной деятельности, были зафиксированы профессионально важные качества: активность, контактность, инициативность, профессиональная память, ответственность, самоорганизованность, собранность и самоконтроль, настойчивость в
достижении цели, эмоциональная устойчивость, наблюдательность и внимательность при выполнении поставленных задач и инструкций, что соответствует педагогической концепции воспитания в ВУЗах государственной противопожарной службы [5, c. 40].
Опыт координирования научной деятельности секций «Педагогика» и «Перевод профессиональной литературы» обеспечил возможности для слушателей, не обладающих высоким уровнем владения иностранным языком (либо изучающих другой иностранный язык), использовать опыт зарубежных специалистов для научной разработки выбранной темы по пропаганде пожарной безопасности. Необходимость постоянного активного взаимодействия курсантов мотивирует каждого члена СНО к качественному выполнению всех этапов работы над научным исследованием, что повышает качество научного исследования в целом. Опыт подготовки мероприятий по пропаганде пожарной безопасности как результата скоординированного научно-исследовательского взаимодействия курсантов, педагогов ВУЗов, практикующих педагогов образовательных учреждений и специалистов по безопасности имел положительные результаты. Следовательно, целесообразно внедрение подобных форм работы в практику ВУЗов, ориентированных на подготовку специалистов в сфере безопасности.
Примечания:
1. Устав слушательского научного общества Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России: утверждено приказом Начальника университета № 382 от 12 сентября 2007 г.
2. О пожарной безопасности: Федеральный закон РФ от 21.12.94 № 69-ФЗ (в ред. от 29.12.2010) // СПС «КонсультантПлюс». М., 2011.
3. Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 280705 «Пожарная безопасность» (квалификация (степень) специалист) // Министерство Образования и науки. URL: http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo3/pr_pog.bez.s.pdf (Проверено 08.12.2010).
4. Гребенникова В.М. Преемственность как принцип общественной экспертизы качества высшего профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп,. 2009. Вып. 3. С. 56-59.
5. Солнцев В.О. Педагогическая концепция воспитания в ВУЗах государственной противопожарной службы. СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2010. 184 с.
References:
1. The regulations of the Scientific Society of Listerners of the St.-Petersburg State University of Antifire Service of the Ministry of Emergency Measures of Russia. (Confirmed by the order of the University Chief № 382. September, 12th, 2007).
2. The federal law of the Russian Federation № 69-FZ «On Fire Safety» (8/22/2004 № 122-FZ).
3. The project of the federal state educational standard of the higher vocational training in a direction of profession (speciality) 280705 Fire safety (expert’s qualification (degree)) / the Ministry of Education and Science [site]. URL: http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo3/pr_pog.bez.s.pdf (Checked up 12/8/2010).
4. Grebennikova V.M. Continuity as a principle of public examination of higher vocational training quality // The Bulletin of the Adyghe State University: the network electronic scientific edition. Maikop, ASU. Issue 3. 2009. P. 56-59.
5. Solntsev V.O. The Pedagogical concept of education at Higher Schools of the State Fire Service: monograph. SPb.: SpbU SFS the Ministry of Emergency Measures of Russia, 2010. 184 pp.