Научная статья на тему 'Формирование исследовательских умений у курсантов при выполнении лабораторного практикума по химии'

Формирование исследовательских умений у курсантов при выполнении лабораторного практикума по химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / LABORATORY PRACTICAL WORK / COMPETENCE / RESEARCH ABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карташова Татьяна Викторовна, Сорокина Юлия Николаевна

Выявлена роль лабораторного практикума по химии в формировании профессионально-профилированных компетенций при подготовке инженеров по специальности 280705 «Пожарная безопасность». Проанализированы цели лабораторных занятий, приведен перечень тем лабораторных работ, выполняемых курсантами Воронежского института ГПС МЧС России, указана структура их проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карташова Татьяна Викторовна, Сорокина Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RESEARCH SKILLS IN MILITARY STUDENTS DURING THE IMPLEMENTATION OF LABORATORY WORKS ON THE CHEMISTRY

The role of laboratory training in chemistry in the formation of professionally-profile competences in the training of engineers in the specialty 280705 "Fire Safety" is detected. Objectives of laboratory studies are analyzed, a list of laboratory work performed by military students of the Voronezh Institute of State Fire Service of Ministry for Emergency Situations of Russia is presented and the structure of their conduction is indicated.

Текст научной работы на тему «Формирование исследовательских умений у курсантов при выполнении лабораторного практикума по химии»

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ. ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ББК 378.147

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У КУРСАНТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ

ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА ПО ХИМИИ

Т.В. Карташова, Ю.Н. Сорокина

Выявлена роль лабораторного практикума по химии в формировании пр офессионально-профилированных компетенций при подготовке инженеров по специальности 280705 «Пожарная безопасность». Проанализированы цели лабораторных занятий, приведен перечень тем лабораторныхработ, выполняемых курсантами Воронежского института ГПС МЧС России, указана структура их проведения.

Ключевые слова: лабораторный практикум, компетенция, исследовательские умения.

Основной целью современного высшего образования является развитие компетентностного подхода [1]. Профессиональные компетенции - это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с предъявляемыми требованиями, методически организованно и самостоятельно решать задачи и профессионально трактовать проблемы [2].

При подготовке инженера по специальности «Пожарная безопасность» в вузах МЧС России необходимо сформировать у обучаемого ряд профессионально-профилированных компетенций, среди которых важную роль играют исследовательские умения [3]:

1) умение проводить эксперименты по заданным методикам с обработкой и анализом результатов;

2) способность оценить риск и определить меры по обеспечению безопасности проводимого эксперимента;

3) способность проводить измерения уровней опасностей на производстве и в окружающей среде;

4) способность к познавательной деятельности (анализу и синтезу, обобщению, разрешению проблемных ситуаций, резюмированию решений).

Активное формирование данных умений происходит при экспериментальном изучении курса химии.

Химия является общетеоретической дисциплиной на факультете инженеров пожарной безопасности Воронежского института ГПС МЧС России. Она призвана дать современное научное представление о веществе как одном из видов движущейся материи, о путях, механизмах и способах превращения одних веществ в другие. Знание основных химических законов, владение техникой химических расчётов значительно ускоряют получение нужного результата в

Карташова Татьяна Викторовна - ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, кандидат химических наук, тел. (473) 236-33-05;

Сорокина Юлия Николаевна - ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, кандидат технических наук, доцент, тел. +7-906-585-80-01.

сфере деятельности инженера пожарной безопасности.

Особенностью химии как дисциплины для курсантов, обучающихся по направлению подготовки «Пожарная безопасность», является то, что в небольшом по объёму курсе даются необходимые знания для понимания многообразной и сложной картины химических законов. При выполнении лабораторного практикума курсанты впервые встречаются со многими прикладными аспектами научных исследований, что предваряет дисциплины, которые будут изучаться на старших курсах [4, 5].

Целями лабораторных занятий по химии в Воронежском институте ГПС МЧС России являются следующие:

1) обучить курсантов методам перспективных экспериментальных исследований в химии (титри-метрический, фотоколориметрический методы, рН-метрия, тест-методы анализа и т.д.).

2) сформировать у курсантов экспериментальные и исследовательские умения: умения работать с химическими реактивами, лабораторным оборудованием, самостоятельно выполнять и прогнозировать химический эксперимент, оценивать его риск и безопасность;

3) сформировать у курсантов общенаучные умения: осуществление вычислительных, графических действий, объяснение причинно-следственных связей и др. и общелогические умения: способности характеризовать, сопоставлять, анализировать результаты опытов, умения делать выводы.

Работа в лаборатории является для курсантов одной из важнейших форм учебной работы, при которой формируются личностные качества будущего специалиста: наблюдательность, самостоятельность в принимаемых решениях, проявление инициативы. Именно поэтому на лабораторных занятиях возможно детально изучить способности и интересы каждого курсанта, применить личностноориентированный подход в обучении. Личностноориентированное обучение на лабораторном практикуме является оптимальным условием для формирования исследовательских умений [6]. В связи с этим растет объем аудиторной нагрузки, отведенной

на лабораторный практикум. В Воронежском институте ГПС МЧС России на лабораторные занятия отведено 64 % учебного времени.

При построении учебного курса важной задачей является отбор содержания материала, подлежащего экспериментальному изучению. Он должен раскрывать методику современных научных исследований применительно к специальной подготовке инженера пожарной безопасности. Необходимо соблюдать преемственность в осуществлении экспериментальной подготовки [7]. Следуя этому, при изучении курса химии в Воронежском институте ГПС МЧС России предполагается последовательно выполнить следующие лабораторные работы (табл.).

Из таблицы видно, что большая часть работ посвящена изучению пожароопасных свойств органических и неорганических веществ и материалов.

Рассмотрим формирование исследовательских умений у курсантов на примере выполнения некоторых лабораторных работ. Лабораторная работа № 9 направлена на изучение пожароопасных свойств углеводородов. При проведении опытов курсанты исследуют особенности процессов горения предельных, непредельных и ароматических углеводородов, изучают характеристики пламени, продукты горения соответствующих веществ, производят необходимые расчеты. Выполнение данного эксперимента позволяет сформировать у обучаемого ряд практических умений, наиболее важными из которых являются умения прогнозировать процесс горения углеводорода и его последствия. Данные компетенции будут востребованы и развиты в дальнейшем при изучении ряда профильных дисциплин: «Теория горения и взрыва», «Физико-химические основы развития и тушения пожаров» и т.д.

При выполнении работ № 11 и № 12 у курсантов формируются умения экспериментальной работы с различными полимерами: проведение анализа продуктов термического разложения полимеров, используемых в строительстве, прогнозирование процессов горения пластмасс, синтетических волокон и оценка риска данных процессов. Сформированные в результате выполнения данных опытов умения будут необходимы при изучении дисциплины «Пожарная безопасность в строительстве».

Лабораторные работы по химии, проводимые в Воронежском институте ГПС МЧС России, имеют единую структуру, состоящую из следующих этапов:

• проверочный тест,

• выполнение лабораторной работы;

• оформление лабораторной работы;

• защита лабораторной работы.

Цель проверочного теста заключается в определении степени подготовленности курсанта к лабораторной работе. По результатам тестирования можно оценить, насколько глубоко курсант владеет теоретическим материалом, необходимым для выполнения работы.

Оформление лабораторной работы в соответствии с требованиями позволяет привить навыки

работы с документами (составление, оформление анализ и др.), протоколами технических испытаний и т.д.

Лабораторные работы по химии, содержащие методы перспективных экспериментальных исследований

Одним из современных педагогических средств, используемых на лабораторных занятиях по химии, является виртуальная лаборатория. Использование виртуальной лаборатории помогает курсантам овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. В то же время необходимо, чтобы работа курсанта при проведении химиче-

Химическая наука Тематика лабораторных работ

Общая химия 1. Определение молярной массы кислорода

2. Изучение свойств оксидов, кислот, оснований и солей

3. Исследование механизма образования, прочности и свойств различных типов химической связи

4. Влияние различных факторов на состояние химического равновесия

5. Равновесия в водных растворах электролитов

6. Строение, физические, химические и пожароопасные свойства типичных окислителей и восстановителей

7. Изучение химической коррозии металлов

8. Измерение ЭДС гальванического элемента Даниэля-Якоби

Органические соединения 9. Исследование физикохимических и пожароопасных свойств углеводородов

10. Исследование физикохимических и пожароопасных свойств кислородсодержащих органических соединений

11. Изучение пожароопасных свойств полимеров

12. Идентификация продуктов термического разложения полимеров

13. Исследование пожароопасных свойств галогенпроизвод-ных, азотсодержащих углеводородов

Химия строительных материалов и огнетушащих веществ 14. Изучение свойств строительных материалов

15. Изучение свойств огнетушащих веществ

ских опытов всегда являлась небольшим исследованием, в результате которого активно формируются исследовательские умения. Это возможно лишь с использованием традиционной методики проведения практикума. Таким образом, необходимо оптимальное сочетание традиционных методов химического эксперимента с внедрением информационных технологий.

Литература

1. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. №3. С. 20-26.

2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

3. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm12-1.pdf. ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки (специальности) 280705.

4. Химия. Рабочая программа дисциплины по специальности 280705.65 - «Пожарная безопасность» / Ю.Н. Сорокина, Т.В. Карташова. Воронеж: Воронежский институт ГПС МЧС России. 2011. 11 с.

5. Карташова Т.В. Выявление конечных результатов химической подготовки курсантов, обучающихся по специальности «Пожарная безопасность» / Т.В. Карташова, Ю.Н. Сорокина, М.В. Мамонтов // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы инновационных систем информатизации и безопасности». Воронеж: Научная книга. 2011. С. 18-20.

6. Образцов П.И. Дидактика высшей военной школы : учеб. пособие / П.И. Образцов, В.М. Косухин. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. 317 с.

7. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов [под ред. В. А. Сластенина]. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России»

FORMATION OF RESEARCH SKILLS IN MILITARY STUDENTS DURING THE IMPLEMENTATION OF LABORATORY WORKS ON THE CHEMISTRY

T. Kartashova, J. Sorokina

The role of laboratory training in chemistry in the formation of professionally-profile competences in the training of engineers in the specialty 280705 "Fire Safety" is detected. Objectives of laboratory studies are analyzed, a list of laboratory work performed by military students ofthe Voronezh Institute of State Fire Service ofMinistry for Emergency Situations ofRussia is presented and the structure of their conduction is indicated.

Key words: laboratory practical work, competence, research ability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.