СТРУКТУРНО-ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л.В. Медведева, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. О.Е. Мельник.
Сибирская пожарно-спасательная академия - филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России
Представлена модель противопожарной профилактической деятельности (пропаганды и обучения пожарной безопасности) МЧС России в организациях дошкольного и начального образования: цель, содержание, формы, методы, средства пропаганды и обучения.
Ключевые слова: пожарная безопасность, обучение, пропаганда, модель противопожарной профилактической деятельности, формы, методы, средства, дошкольное и начальное образование
STRUCTURALLY INTEGRATIVE MODEL OF THE FIRE PREVENTION ACTIVITIES (EDUCATION AND PROPAGANDA OF THE FIRE SAFETY) IN ORGANIZATIONS OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION
L.V. Меёуеёеуа. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia.
Melnik. Siberian fire-rescue academy - branch of Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
Presents the model of organization of fire fire prevention activities (education and propaganda of the fire safety) in organizations of preschool and primary education purpose, content, forms, methods, means of propaganda and education.
Keywords: fire safety, education, promotion, model of fire prevention activities, forms, methods, means, pre-primary and primary education
Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) признало непреднамеренный травматизм ведущей причиной детской смертности еще в 1958 г. [1], и эта проблема актуальна сегодня. В числе наиболее распространенных причин детской смертности ВОЗ выделяет термические повреждения - смертность от ожогов [2, c. 29]. В данном исследовании рассмотрена модель противопожарной профилактической деятельности (пропаганды и обучения) МЧС России в организациях дошкольногои начального образования.
В соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ФЗ РФ № 69-ФЗ) профилактика пожаров представляет собой совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий (ст. 1) [3]. Проведение противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности включено в число профилактических противопожарных мероприятий, и является функцией системы обеспечения пожарной безопасности (ст. 3) [3]. Пропаганда в области гражданской обороны и осуществление методического руководства и контроля при решении вопросов
по обучению населения в области гражданской обороны населения отнесены к компетенции МЧС России [4].
Теоретические аспекты пропаганды и обучения пожарной безопасности в образовательных организациях разрабатываются специалистами Т.А. Ворошиловой,
B.Т. Потемкиной, Г.А. Расчетиной [5], А.И. Лукашевич, А.В. Птахиной, Л.В. Автономовой, О. Д. Ратниковой, Т.Н. Смирновой, И.Г. Веселовой, В.В. Володченковой, Г. А. Прытковой [6],
C.Г. Шварц-Зиндер, Е.В. Портнягиным [7] и др. Система пропаганды и обучения пожарной безопасности представляет собой комплекс взаимосвязанных компонентов: субъект, адресат, цели, содержание, формы, методы, средства и принципы пропаганды и обучения [5-7].
В контексте реализации требований Концепции информационной политики МЧС России на период 2013-2015 гг. [8] необходимо уточнение компонентов системы пропаганды и обучения пожарной безопасности. Следует учесть педагогический опыт практикующих воспитателей и педагогов, условия, в которых развивается ребенок, факторы термического травматизма и смертности, интересы и потребностей самого ребенка. Решение данных задач обусловило выбор направлений и методов проведения исследований.
В процессе изучения поля исследования были проведены:
- с 2007 по 2009 гг. изучение условий формирования безопасного поведения ребенка вне образовательной организации, выявление рисков социализации осуществлялось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения №№ 59, 22, 19, 13 и школ г. Железногорска Красноярского края № № 91, 106, 103, 98, 100. Оно включало анкетирование и интервьюирование родителей дошкольников. В исследовании приняли участие 1 448 родителей детей 5-10 лет [9];
- с 2007 по 2014 гг. проведен мониторинг дидактических средств поддержки деятельности по пропаганде и обучению пожарной безопасности, доступных на территории Российской Федерации;
- С 2007 по 2010 гг. опытно-экспериментальная деятельность (педагогический эксперимент) по определению эффективных форм, методов и средств пропаганды и обучения осуществлялась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа № № 19, № 70 и №60 и общеобразовательных организаций ЗАТО г. Железногорска № № 91, № 106, № 100 и № 176 (приняли участие 937 детей в возрасте от 5 до 10 лет, в том числе экспериментальная группа - 471) [10, 11].
Полученный эмпирический материал позволил предложить структурно-интегративную модель профилактической противопожарной деятельности (пропаганды и обучения) в организациях дошкольного и начального образования (рис.).
Пропаганда и обучение пожарной безопасности в организациях дошкольного и начального образования направлена на формирование у адресатов установок на личную и общественную безопасность. В отношении детей дошкольного и младшего школьного возраста целью пропаганды и обучения пожарной безопасности является формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста понятий о культуре безопасности и основ безопасного поведения в области пожарной безопасности (рис.).
Деятельность подразделений МЧС России должна обеспечить качественное проведение методического руководства подготовки адресатов в организациях дошкольного и начального образования. В связи с этим необходимо осуществление мониторинга информационных ресурсов по пропаганде пожарной безопасности и создание баз данных о дидактических средствах поддержки; подготовка специальных изданий по пожарной безопасности, удовлетворяющих потребности адресатов (детей, родителей, педагогов), организация комплексного воздействия на ребенка в направлении популяризации культуры безопасности.
Опасности и угрозы цивилизации
Требования государства и министерства МЧС России к обеспечению безопасности ребенка
Особенности современной социализации
Цель пропаганды— формирование у адресатов установок на личную и общественную безопасность; (формирование у детей понятий о культуре безопасности и основ безопасного поведения };
Содержание материалов:
-учет наиболее значимых угроз (причин смертности и травматизма адресатов); - учет возрастных, психолого-педагогических особенностей и потребностей адресатов; -учет условий социализации адресатов; -учет результатов исследований и педагогического опыта в области педагогике безопасности.
Методы пропаганды:
- устного сообщения;- печатного сообщения;
- наглядного воздействия; ■СМИ
-аудиовизуального воздействия;
- активизации творческой деятельности
- практико-ориентированные;
I
Деятельность субъектов пропаганды:
- профилактические противопожарные проверки;"
- информационно-разъяснительная работа;
-обучение правилам пожарной безопасности
- мониторинг ресурсов и создание баз данных дидактических средств поддержки пропаганды ПБ; -подготовка специальных изданий по пожарной безопасности, удовлетворяющих потребности адресатов;
- организация взаимодействия и совместной деятельности сотрудников МЧС России, педагогов 00 и семьи.
Организационные формы:
- взаимодействия сотрудников МЧС России, образовательной организации и семьи по педагогике безопасности
- организации учебно-познавательной, творческой, игровой, досуговой деятельности ребенка -■-опосредованного контроля.
I \
Деятельность адресатов проиа-
Педагогические работники 00:
- создание безопасной среды и условий для обучения ребенка;
- обучение ребенка правилам ПБ;
- взаимодействие с родителями и сотрудниками МЧС России по вопросам ПБ
\ /
Средства пропаганды:
-печатные средства информирования и обучения пожарной безопасности;
- наглядной агитации;
- аудиовизуальные и мультимедийные средства:
- организации творческой деятельности;
- организации развивающей предметно-игровой среды; -опосредованного контроля.
Родители:
- создание безопасной среды и условий формирования культуры безопасного поведения ребенка; -обеспечение ребенка средствами формирования безопасного поведения, учитывающими возрастные особенности
Ребенок: учебно-познавательная; игровая; творческая; досуговая; двигательная активность
I
Результат: культура безопасности и безопасное поведение ребенка
- иметь представление о работе пожарных и других сотрудников МЧС России; о природе огня, его свойствах и факторов, которые на него влияют.
- умение выделять безопасные и пожароопасные факторы в окружающей среде;*
- понимание правил безопасного поведения, мотивация к их соблюдению;
- умение ориентироваться в пространстве «опасно-безопасно», принимать здоровьесберегающие решения (готовность к адекватным действиям в условиях возникновения реальной угрозы жизни и здоровью)
Рис. Структурно-интегративная модель пропаганды и обучения в организациях дошкольного и начального образования
(ПБ - пожарная безопасность; ОО - образовательные организации)
Необходимо создать условия для совместной деятельности адресатов пропаганды (педагога образовательной организации, родителя, ребенка) в рамках тематического поля «Пожарная безопасность» (рис.), где:
- педагогические работники образовательных организаций отвечают за создание безопасной окружающей среды в образовательной организации, обучение ребенка правилам пожарной безопасности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом; осуществляют взаимодействие с родителями и сотрудниками МЧС России по вопросам пожарной безопасности;
- родители ответственны за создание безопасной учебно-развивающей и игровой среды дома, условий для формирования культуры безопасного поведения, обеспечение ребенка средствами формирования безопасного поведения, учитывающими его возрастные особенности и интересы;
- ребенок в процессе взаимодействия родителей, педагогов и сотрудников МЧС России занимается соответствующими его возрасту видами деятельности: учебно-познавательной, игровой, творческой, удовлетворяет потребность в двигательной активности и др.
Содержание информационных, пропагандистских и обучающих материалов применяемых в организациях дошкольного и начального образования должны учитывать: государственные требования к обеспечению безопасности ребенка, наиболее значимые, возрастные, психолого-педагогические особенности дошкольников и младших школьников и специфику их социализации.
В процессе работы в образовательных организациях следует учитывать факторы, повышающие риск детского термического травматизма: взаимосвязь возраста ребенка и типичных термических травм (дети 9 мес.-5 лет - ожоги поверхностей; дети 4-7 лет -ожоги от фейерверков, спичек, серьезные пожары, дети 5-9 лет - обваривания паром и горячими жидкостями, ожоги от электроприборов); гендерную принадлежность адресатов (девочки более склонны к получению ожогов бытовыми приборами, мальчики к шалостям со спичками, фейерверками, ожогам от мангалов и разведения костра); социальный статус семьи (более подвержены риску термического травматизма дети из неблагополучных и малообеспеченных семей); наличие вредных привычек у ближайшего окружения ребенка[2, 12-14]. В профилактической работе акцентировать внимание детей и родителей, что в России одной из ведущих причин пожаров с участием детей является шалость с огнем [15, с. 9].
В организации деятельности по пропаганде и обучению пожарной безопасности сотрудникам МЧС России следует учитывать и корректировать условия формирования безопасного поведения ребенка. Согласно проведенным исследованиям [9], приоритетными видами деятельности детей 5-10 лет (вне образовательной организации) являются: игра в компьютерные игры, просмотр телевизора (мультфильмов) видео, игра в игрушки (не компьютерные), продуктивная деятельность (рисование, лепка и пр.), чтение книг. Ребенок проходит вторичную социализацию с усвоением понятий, предлагаемых такими каналами социализации, как виртуальная реальность компьютерных игр, средств массовой информации, игрушки, средства продуктивной деятельности, литература. При этом наиболее значимыми рисками современной социализации в процессе формирования безопасного поведения ребенка выявлены: искажение реальной картины мира, десоциализация, виктимизация, виртуальная зависимость, видео зависимость, социальное сиротство.
Учебные и информационные материалы, применяемые в процессе пропаганды и обучения в организациях дошкольного и начального образования должны корректировать воздействие рисков социализации и отвечать тематике, рекомендованной подразделениям МЧС России для соответствующей деятельности [6, с. 62; 7, с. 32]. Поскольку у дошкольников и младших школьников происходит активное формирование речи и текстового мышления, следует представлять ребенку понятийный аппарат в рамках тем по пожарной безопасности в формах, стимулирующих формирование и расширение словарного запаса. Решение данной задачи обеспечивается посредством расширения спектра
применяемой авторской художественной литературы и произведений устного народного творчества.
В результате контент-анализа специальных печатных изданий по фольклору и сборников устного народного творчества осуществлен подбор 604 фольклорных текстов, затрагивающих различные темы в области пожарной безопасности: пословицы и поговорки (243 шт.); потешки (7 шт.); скороговорки (17 шт.); народные приметы (58 шт.) заклички (2 шт.); приговорки (3 шт.); считалки (12 шт.); загадки (208 шт.); стихи-рифмовки (11 шт.); сказки народов Российской Федерации про огонь (17 шт.): сказки, мифы и легенды народов мира об огне (26 шт.). В результате контент-анализа вышеуказанных текстов, уточнены лексические единицы, формирующие представления о пожарной безопасности в рамках тем, рекомендованных подразделениям МЧС России.
В своей деятельности сотрудникам МЧС России необходимо совместно с родителями и педагогическим составом образовательных организаций создать единое информационное и предметно-развивающее тематически ориентированное безопасное пространство для ребенка, позволяющее осуществлять комплексное воздействие на ребенка. Решение данной задачи осуществляется посредством применения разнообразных форм, методов и средств пропаганды и обучения.
В ходе опытно-экспериментальной деятельности на базе образовательных организаций выявлены различные формы пропаганды и обучения пожарной безопасности в образовательных организациях [10, 11] (рис.).
Формами взаимодействия сотрудников МЧС России, образовательной организации и семьи по педагогике безопасности определены: родительские собрания с включением бесед по проблемам безопасности; обеспечение родителей литературой по проблемам травматизма, статистическими материалами, учебно-методическими пособиями, рекомендациями (сборники-справочники, хрестоматии, списки литературы и видео и пр.); совместные мероприятия для детей и родителей (конкурсы, соревнования); мероприятия в рамках проектной деятельности (творческие и исследовательско-поисковые задания по темам пожарной безопасности, конкурсы и пр.); индивидуальные консультации для родителей; организация встреч со специалистами-педагогами, психологами и сотрудниками служб спасения; информирование родителей о проводимых в городе мероприятиях по пожарной безопасности; организация мероприятий, направленных на знакомство с различными средствами организации педагогического процесса и навыками оценки педагогической ценности ресурса (выставки литературы и средств обучения пожарной безопасности, показательные выступления, мастер-классы и т.п.).
Формами организации обучения ребенка мерам пожарной безопасности являются: уроки по ОБЖ, спортивные мероприятия; праздники; конкурсы; тематические командные игры (брей-ринг, викторины «Умники и умницы», квесты и т.п.); экскурсии (в пожарные части, музеи и иные подразделения ГПС МЧС России); выставки (пожарно-технического вооружения, пожарных автомобилей и др.); культурно-массовые мероприятия (спектакли, КВН и пр.).
Формами опосредованного контроля подготовки ребенка по пожарной безопасности стали олимпиады, конкурсы, тематические выставки творческих работ детей, тестирование, опрос, интервьюирование родителей, наблюдение за поведением детей, анализ статистики детского термического травматизма за отчетные периоды.
В ходе опытно-экспериментальной деятельности на базе образовательных организаций дошкольного и начального образования определены эффективные методы пропаганды и обучения (рис.):
- устного сообщения: рассказ, внушение, объяснение, разъяснение, пример, беседа, увещевание, инструктаж, чтение взрослыми литературных произведений детям вслух и обсуждение их;
- печатного сообщения: самостоятельное чтение детьми книг, журналов, комиксов, буклетов, информационных листов и т.п.; выполнение тематически-ориентированных заданий в специальных изданиях для детей;
- наглядного воздействия: обучающее рассматривание картинок и дидактического материала, изучение экспозиций выставок, изучение реальных объектов (во время посещения пожарных частей, выставок, показательных мероприятий и пр.);
- средства массовой информации: социальная реклама, детские передачи;
- аудиовизуального воздействия: просмотр обучающего видео с последующим критическим анализом содержания с точки зрения безопасности; обучающее и фоновое прослушивание музыкального материала;
- активизации творческой деятельности: игровое взаимодействие (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры), методы создания художественного изображения (аппликация, раскрашивание, мозаика и т. д.);
- практико-ориентированные методы: приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации, упражнение, соревнование; методы физической культуры (физкультминутки, физические упражнения, подвижные игры, соревнования, эстафеты, праздники); игры-тренинги (сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, обучающие, дидактические, компьютерные);
- методы опосредованного контроля: общественное мнение, поощрение, наказание, опосредованное тестирование (олимпиады, конкурсы), наблюдение.
Применение разнообразных форм и методов пропаганды и обучения пожарной безопасности в организациях дошкольного и начального образования должно быть обеспечено дидактическими средствами поддержки популяризации культуры безопасного поведения в области пожарной безопасности, учитывающими возрастные особенности и приоритетные виды деятельности детей. В результате мониторинга выявлены доступные на территории Российской Федерации средства дидактической поддержки пропаганды и обучения пожарной безопасности для детей дошкольного и младшего школьного возраста (рис.):
- печатные издания: издания для чтения детям (возраст 0+); книжки-игрушки (возраст 0 - одного года); развивающие книжки с наклейками; методическая литература; издания по организации процесса обучения пожарной безопасности дошкольников и младших школьников; методические материалы для сотрудников МЧС России, педагогов и родителей по пропаганде и обучению пожарной безопасности;
- наглядные средства по пожарной безопасности: стенды, щиты и плакаты по пожарной безопасности; плакаты по пожарной безопасности для занятий с детьми 6-10 лет; дидактические наборы по пожарной безопасности для занятий с детьми 3-11 лет (иллюстративный материал); магнитные доски с комплектом карточек по пожарной безопасности;
- аудиовизуальные средства: мультипликационные фильмы с сюжетами по пожарной безопасности; обучающие мультфильмы;
- электронные ресурсы: официальные порталы подразделений и структур ГПС МЧС России с материалами по пожарной безопасности для детей; сайты поддержки преподавателей и родителей;
- средства организации творческой деятельности: специальные печатные издания (раскраски); наборы для творчества по пожарной безопасности (лепка, раскрашивание, мозаика и аппликация, конструирование);
- средства организации развивающей предметно-игровой деятельности: пазлы (рамки-вкладки, кубики-пазлы, классические пазлы); конструкторы; полифункциональные материалы (транспортные средства; одежда и пожарно-техническое вооружение);
- иные товары для детей с пожарной тематикой: полотенца, обувь, одежда, предметы интерьера и быта.
В ходе проведенных исследований актуализирована в новых социально-экономических и образовательных условиях проблема обеспечения непрерывного формирования культуры безопасности в организациях дошкольного и начального образования и определены наиболее значимые риски современной социализации, воздействующие на формирование безопасного поведения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
Получен широкий эмпирический материал, позволяющий повысить эффективность практической деятельности сотрудников МЧС России: экспериментальные данные об условиях социализации и наиболее значимых рисках социализации в процессе формирования безопасного поведения детей 5-10 лет; выделены оптимальные формы совместной деятельности сотрудников МЧС России и педагогов образовательных организаций; подобраны эффективные средства пропаганды и обучения пожарной безопасности; подобрано 604 текста устного народного творчества на темы пожарной безопасности.
В ходе проведенных исследований обоснованы компоненты структурно-интегративной модели профилактической противопожарной деятельности сотрудников МЧС России (пропаганды и обучения) в организациях дошкольного и начального образования. Практическая реализация предлагаемого подхода к организации совместной деятельности сотрудников МЧС России, педагогов и воспитателей образовательных организаций и родителей обеспечивает комплексное воздействие на ребенка в направлении популяризации культуры безопасности и формирования безопасного поведения ребенка в области пожарной безопасности.
Литература
1. The prevention of accidents in childhood. Report of a seminar, Spa, Belgium 16-25 July 1958. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 1960. 120 p.
2. Fire-related burns // The injury chart book: a graphical overview of the global bürden of injurie. Switzerland: World Health Organization. Department of Injuries and Violence Prevention, 2002. P. 27-34.
3. О пожарной безопасности: Федер. закон Рос. Федерации от 21 дек. 1994 г. № 69-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Указ Президента Рос. Федерации от 11 июля 2004 г. № 868. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Основы противопожарной пропаганды / Т. А. Ворошилова [и др.]. М.: Стройиздат, 1984. 183 с.
6. Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обучению населения мерам пожарной безопасности / А.И. Лукашевич [и др.]. М.: ВНИИПО, 2012. 187 с.
7. Шварц-Зиндер С.Н. Организация противопожарного обучения в регионе: учеб. пособие. Иркутск, 2008. 132 с.
8. Концепция информационной политики МЧС России на 2013-2015 гг.: утв. Решением коллегии МЧС России 27 февр. 2013 г. № 2/II. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Шерстнева О.Е. Влияние виртуальной реальности на формирование личности безопасного типа как педагогическая проблема дошкольного воспитания // Вест. С.-Петерб. ун-та МВД России. 2009. № 3 (43). С. 183-188.
10. Шерстнева О.Е. Опыт экспериментально-педагогической деятельности по формированию личности безопасного типа дошкольника в дошкольных учреждениях (г. Железногорск Красноярского края, г. Сосновый Бор Ленинградской области) //
Современное образование - новому обществу XXI в.: материалы I Всерос. распределенной науч.-практ. конф. с междунар. участием. Красноярск, 2009. С. 27-33.
11. Проблемы педагогического обеспечения профилактики детского травматизма от термических повреждений во взаимодействии образовательных учреждений и структур Государственной противопожарной службы / О.Е. Шерстнева [и др.] // Вест. С.-Петерб. ун-та МВД России. 2010. № 2 (46). С. 189-194.
12. Infants under 1 year of age have a significant risk of burn injury / D. Nguyen [et al.] // Burns. 2008. № 34. P. 863-867.
13. Sakallioglu A. Burns in Turkish children and adolescents: nine years of experience // Burns. 2006. № 33. P. 46-51.
14. MacKay M. Child safety summary report card for 18 countries - 2007. Amsterdam: European Child Safety Alliance, 2007. 123 р.
15. Пожары и пожарная безопасность в 2013 г.: стат. сборник / И.Г. Андросова [и др.]. М.: ВНИИПО, 2014. 137 с.