УДК 614.8.01
ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯ ПРОПАГАНДЫ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ
Е.Н. Борзенкова, А.С. Харлан, Ю.М. Богатский, А.В. Калач
В статье рассмотрены проблемы развития пропаганды в области противопожарной безопасности и предложены пути их решения путем разделения объектов пропаганды на возрастные группы. Рассмотрены наиболее эффективные методы пропаганды для каждой группы с учетом использования достижений инновационного медиапространства.
Ключевые слова: пропаганда в области противопожарной безопасности, медиапространство, возрастные группы, ОКСИОН.
Современное восприятие медиа-пространства, сформированное благодаря развитию информационно-коммуникативных технологий, предлагает широкий спектр возможностей в области пропаганды противопожарной безопасности. Важнейшей характеристикой данного вида пропаганды является её эффективность, то есть 100% попадание в конкретную целевую аудиторию с использованием конкретного метода. Так, например, очень важно заранее разделить объекты пропаганды по группам, это могут быть как крупные деления (по возрастному критерию, гендерному признаку), так и, в зависимости от поставленных задач, небольшие группы (например: пассажиры поезда или самолета). Сегодняшнее медиа-пространство предлагает нам следующие каналы пропаганды: многочастотное радиовещание, цифровое и аналоговое телевидение, полиграфическая печать, уличные телевизионные экраны и графические билборды, мобильная связь и, наконец, интернет-коммуникация. Система ОКСИОН, функционирующая на территории РФ, рассчитана больше на информационную помощь непосредственно в условиях ЧС или в условиях проведения учебных запланированных ЧС. В задачи пропаганды входит постепенное накапливание аудиторией знаний о пожарах и верных правил поведения непосредственно в условиях данной ситуации. При современном уровне технического развития цивилизации, когда каждый имеет мобильный телефон, а порой не один и разных сотовых операторов, поразило следующее наблюдение: из 15 опрошенных 12 не знают, как позвонить с мобильного телефона в случае пожара. А если посмотреть на данные статистики за 2011 год, складывается следующая пожарная обстановка в Российской Федерации: зарегистрировано
Борзенкова Елена Николаевна - библиограф библиотеки ФГБОУ ВПО «Воронежский институт ГПС МЧС России», тел. (473) 236-39-28;
Харлан Андрей Сергеевич - курсант 5 курса ФГБОУ ВПО «Воронежский институт ГПС МЧС России»;
Богатский Юрий Михайлович - юрисконсульт юридического отделения ФГБОУ ВПО «Воронежский институт ГПС МЧС России», тел. (473) 242-12-75;
Калач Андрей Владимирович - заместитель начальника ФГБОУ ВПО «Воронежский институт ГПС МЧС России» по научной работе, доктор химических наук, доцент, тел. (473) 220-99-29.
168205 пожаров; прямой материальный ущерб от пожаров составил 16882,3 млн. руб.; при пожарах погибли 11962 человека, в том числе 492 ребенка; при пожарах получили травмы 12425 человек [6].
Возможно, какой-то пожар и не попал бы в печальную статистику, если бы граждане знали, как звонить в пожарную охрану с мобильного. Если мобильный аппарат не поддерживает набор номеров, состоящих из двух цифр, при звонках в экстренные службы после номера службы необходимо набирать знак *: 01* - Вызов пожарной охраны и спасателей; 010 - МТС, Мегафон, Теле-2, и-1е1; 001
- Билайн; 901 - Скай-Линк, Мотив; “112” - экстренный вызов специальных служб на русском и английском языках. Опрос показал, что только возрастные группы «подростки» и «юноши» знают эти номера.
В целом крупное деление объекта пропаганды по возрастному критерию, на наш взгляд, в целях достижения основной функции эффективности является наиболее удачным. У социологов существует следующая шкала: период дошкольного возраста (1 -7 лет), младшего школьного возраста (7-12 лет), подростковый период (12-16 лет), юношеский период (16-23 лет), зрелый возраст (два этапа 24-35 лет и 36-60 лет), преклонный возраст (60-74). Рассмотрим эффективные методы противопожарной пропаганды для каждой группы с учетом использования достижений инновационного медиа-пространства.
Период дошкольного возраста (1-7 лет). Противопожарная пропаганда для этого периода представляет собой устную пропаганду в основном родителей и воспитателей, кроме того, современные дети - это дети «телевоспитания», поэтому очень важно снимать для них добрые мультфильмы пропагандистской направленности, а еще лучше, если уже известные им герои смогут рассказать им о правилах пожарной безопасности, например, сегодня мультипликационный фильм «Маша и Медведь», «Аркадий Паровозов» могут перехватить эстафету пропаганды от советской книжки «Вера и Анфиса». На рис. 1 -2 приведены примеры противопожарной безопасности для детей дошкольного возраста [7, 8].
Для этой группы будут интересны и сувениры пропагандистской направленности - это могут быть и обычные магниты на холодильник, но, например, необычной формы - в виде противогаза, огнетуши-
теля, своеобразная игрушка-напоминание.
0 Ц0 /3 * її ** ЖСК> | пжжзд I ІШІЩГ) I т\
М. \ *8 \'| 2^;
Рис. 1. Иллюстрация из книжки Э. Успенского «Вера и Анфиса»
-
Рис. 2. Фрагмент из мультипликационного фильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь»
Период младшего школьного возраста (7-12 лет). К предыдущим возможностям добавляем уже участие в школьных тренировочных эвакуациях в случае пожара, посещение пожарных частей (в этом году по всей России были организованы дни открытых дверей в пожарных частях), открытые уроки ОБЖ, которые проводят сотрудники МЧС России, не просто с текстовым материалом, но и с демонстрацией возможностей пожарной техники, например, на школьном стадионе. Метод визуального воздействия и чувство вовлеченности в происходящее
однозначно оставит больше впечатлений, чем обычное повествование. В настоящее время торговоразвлекательные центры организуют выставки детских работ, которые периодически посвящены проблемам пожарной безопасности. Это ненавязчивый, легко воспринимаемый метод пропаганды; каждый участник нашего деления по возрастным группам так или иначе оказывается вовлечен в тематику пожарной безопасности. В качестве примеров на рис. 3,4 показаны образцы детских работ с выставок на тему противопожарной безопасности [8,9].
Рис. 4. Детский рисунок на тему «Противопожарная безопасность»
Подростковый период (12-16 лет). Ко всему описанному добавляем следующее: не просто участие, а активное участие в школьных тренировочных эвакуациях в случае пожара, например, с возможностью «выноса на носилках» раненого манекена, тушения небольшого очага возгорания при контроле сотрудников МЧС России. Этот возрастной период характеризуется повальным увлечением компьютерными играми, реальность переносится на экраны ноутбуков. Разработка игры крупными кор-
порациями - дорогостоящее дело, поэтому распространение получили игры-«квесты» опИие. В ходе игры запоминаются автоматические действия, которые при реальной опасности легко можно перенести в настоящую жизнь. На рис. 5-7 приведены «обложки» некоторых игр [10].
Юношеский период (16-23 лет), зрелый возраст (два этапа 24-35 лет и 36-60 лет) - это уже достаточно осмысленный период зрелой личности, поэтому на этих этапах уместно прибегать к проти-
вопожарнои пропаганде, привязанной к месту, например, пропаганда на видеоэкранах или щитах в метро, автовокзалах и железнодорожных вокзалах, общественном транспорте, многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, в помещениях ГИБДД и многих других местах массового скопления людей. Удачным примером является система ОКСИОН - общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. Составной частью системы являются огромные плазменные или жидкокристаллические экраны, камеры видеонаблюдения, звукоусиливающее оборудование, оборудование для радиационного и химического контроля, расположенные как внутри помещений, так и на улицах. На рис. 8 приведены примеры работоспособности системы ОКСИОН [11].
Рис. 6. Фрагмент компьютерной игры «Fire Truck»
Рис. 7. Фрагмент компьютерной игры «American Firefighter»
Рис. 5. Фрагмент компьютерной игры «Iveco Magirus Fire Trucks»
Рис. 8. Фрагменты системы ОКСИОН
Преклонный возраст (60-74 лет) - эта категория воспитана еще на советской пропаганде гражданской обороны; для обеспечения эффективности
пропаганды противопожарной безопасности можно использовать ретро-картинки. На рисунках 9-10 приведены их примеры [8].
Рис. 9. Календарь 1988 года на тему «противопожарная безопасность»
6ЄЯЕГНІЕ:
Э\ЕС :
ОТ ПВИИН
Рис. 10. Фрагмент плаката противопожарной пропаганды советского периода
Для того чтобы все функционировало комплексно и слаженно, а главное эффективно, должна быть подобрана грамотная команда разноплановых специалистов, в которую должны входить не только сотрудники МЧС, но и психологи, мультипликаторы, сценаристы, учителя, журналисты, социологи, рекламисты и многие другие. От эффективности пропаганды зависит далеко не научное, но самое важное - возможность жизни каждого из нас.
Анализируя и обобщая материалы по противопожарной пропаганде, можно сделать следующие выводы: пропаганда является важным этапом в формировании навыков и умений у населения безопасной жизнедеятельности, в том числе и противопожарной безопасности; современное медиапространство предлагает инновационные технологии для создания противопожарной медиапропаганды для каждой категории граждан; в настоящее время система противопожарной пропаган-
ды доказывает свою жизнеспособность и эффективность, она совершенствуется и развивается с учетом запросов современного общества.
Литература
1. Калач Е.В. Киновоспитание гражданина: монография / Е.В. Калач. - Воронеж: Издательско-
полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009. - 62 с.
2. Дзялошинский И.М. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции / И.М. Дзялошинский. - М., 2001.
- 30 с.
3. Модели успеха: развлекательность, популярность, массовость, как явления культуры. - Тамбов, 2001.
- 171 с.
4. Система средств массовой информации России: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. Я.Н. Засурского.
- М.: Аспект - Пресс, 2001. - 259 с.
5. Сметанкина Г.И., Вытовтов А.В.: Проведение
противопожарной пропаганды и обучение мерам пожарной безопасности // Материалы II научно-практической конференции. Воронеж, 2007. С. 287-291.
6. Лупанов С.А., Зуева Н.А. : Обстановка с пожарами в Российской Федерации в 2011 г // Пожарная Безопасность № 1 2012. Москва, 2012. С. 150-153.
7. Фотография предоставлена одним из авторов данной работы - Борзенковой Е.Н.
8. Интернет - ресурс
http://images.vandex.ru/vandsearch7text [доступ 6.12.2012].
9. Интернет - ресурс
http://www.poiarnavabezopasnost.ru/images/foto/poiarnavabe zopasnost-26-big.jpg [доступ 6.12.2012].
10. Интернет - ресурс
http://www.superigri.ru/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0% B0/s/fire+trucks+driver.html [доступ 6.12.2012].
11. Интернет - ресурс
http://www.mchs.gov.ru/powers/oksion [доступ 7.12.2012].
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России»
PROBLEMATICS OF DEVELOPMENT OF PROPAGATION IN THE FIELD OF FIRE-PREVENTION SAFETY IN MODERN MEDIA - SPACE
E.N. Borzenkova, A.S. Kharlan, Y.M. Bogatskiy, A.V. Kalach
In the article there are considered the problems of development of advocacy in the field of fire safety and suggested the ways of their solution by the division of objects of propaganda on the age group. Considered the most effective methods of propaganda for each group with the use of achievements of innovative media-space.
Keywords: advocacy in the field of fire safety, the media-space, age groups, OKSION.