Научная статья на тему 'К вопросу о пожарной безопасности детей старшего дошкольного возраста'

К вопросу о пожарной безопасности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1989
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FIRE SAFETY / GAME TECHNOLOGIES / PRINCIPLES OF PERSONAL AND SOCIAL SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лизунова Елена Владимировна

Данная статья посвящена формированию у детей старшего дошкольного возраста целостного представления о пожарной безопасности. Особое внимание автор уделяет игровым технологиям, применяемым на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лизунова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING FIRE SAFETY AT THE SENIOR PRESCHOOL

The paper dwells upon the problem of teaching fire safety at senior preschool. The author draws attention to the role of game technologies used in class at pre-school educational institutions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о пожарной безопасности детей старшего дошкольного возраста»

Н а Князева

ОБРАЗ АВТОРА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ...

8. Скобелев В.П. Слово далёкое и близкое: Народ -герой - жанр (Очерки по поэтике и истории литературы). Самара: Кн. изд-во. 1991. 179 с.

9. Ковакин Л.Д. Классические основы режиссуры. Краснодар: Искусство, 2001. 127 с.

10. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М.: Академ А,

1999. 162 с.

11. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М.: Академия, 2003. 256 с.

12. Shaw B. Selected plays. Pygmalion Shaw B. М.: Менеджер, 2006. 124 с.

13. Гамильтон Э. Мифы и легенды Греции и Рима. М.: Центрополиграф, 2009. 464 с.

© 2013

THE IMAGE OF THE PLAYWRIGHT IN PYGMALION BY BERNARD SHAW

N.A. Knyazeva, post-graduate student of the Department of English Philology and Cross-Cultural Communication

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The article is concerned with artistic compositional and lingual means of creating the image of the writer whose ideological and aesthetic views are manifested in the character portrayal. The subject of the study is the image of the professor Henry Higgins in Bernard Shaw's «Pygmalion». As the analysis of the dramatic text shows, the image of the character is a vivid reflection of the author's inner self while the study of explicit and implicit devices and means gives a possibility to understand the author's attitude towards his personage.

Keywords: author's image, character portrayal, language means, stylistic devices, Bernard Shaw, Pygmalion.

УДК 614.8

К ВОПРОСУ О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

©2013

Е.В. Лизунова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры зоологии и анатомии, физиологии,

безопасности жизнедеятельности человека

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: Данная статья посвящена формированию у детей старшего дошкольного возраста целостного представления о пожарной безопасности. Особое внимание автор уделяет игровым технологиям, применяемым на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: пожарная безопасность, игровые технологии, основы безопасности жизнедеятельности.

В настоящее время в Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности - первостепенные задачи нашей страны.

Ежегодно в России возникает большое количество пожаров, при которых погибают, получают травмы и увечья не только взрослые, но и дети и подростки. При этом, как свидетельствует статистика, примерно каждый шестой пожар происходит по вине детей. Рост числа и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами, особенно по причине неосторожного обращения детей с огнем, свидетельствует о необходимости повышения роли органов управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений по осуществлению мер пожарной безопасности, проведению противопожарной пропаганды и обучению детей и подростков мерам пожарной безопасности.

В настоящее время можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и во всем мире.

Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.

Дошкольный возраст - это период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который, подбирая правильные ме-

тоды и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить возгорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что детей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.

Очевидной представляется возможность средствами педагогики минимизировать травматизм несовершеннолетних на пожаре через обучение пожарной безопасности. Федеральным законом РФ «О пожарной безопасности» образовательным учреждениям отводится значимая роль в обучении пожарной безопасности учащихся и воспитанников. Необходимость усиления функций социального воспитания в работе общеобразовательных учреждений отмечается в ряде нормативно-правовых и научно-методических документов (Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ» и др.).

Принимая во внимание заинтересованность всех институтов социума в решении данной проблемы, можно говорить о наличии социального заказа на повышение эффективности формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста [1; 2; 4, с.3].

Вопросы привития навыков основ пожарной безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в

научных трудах В.А. Бойчук [1], Р.В. Григорян [2], Л.Ю. Скрипник [4] и другие.

Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности. Дошкольному учреждению и родителям надо объединить усилия для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения. Эффективным средством воспитания дошкольников являются правильно организованные воспитательные мероприятия по обучению детей поведению в чрезвычайных ситуациях. Активизировать деятельность воспитанников можно путем использования разнообразных методов: дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку. Воспитатель обязан быть психотерапевтом, а для этого ему надо знать ребенка, его душу, понимать и придавать значение его трудностям, помогать преодолевать их.

В дошкольном возрасте многие важнейшие жизненные познания, в том числе и элементарные навыки пожарной безопасности, прививаются на основе игровой деятельности, где в наибольшей степени проявляется активность ребёнка. Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим воспитательно-образовательным процессом как во время занятий, так и при проведении самостоятельной деятельности, спортивных досугов, развлечений.

Обучение детей основам пожарной безопасности целесообразно проводить с четырехлетнего возраста. Необходимо вырабатывать у детей серьезное, осмысленное отношение к проблемам пожарной безопасности с учетом того, что полученные в детском возрасте знания через чувственное восприятие перерастают в устойчивые привычки, из которых складываются черты характера ребенка.

Необходимо формировать у детей систему представлений о пожарной опасности окружающих предметов и явлений, которая по мере роста и развития ребенка будет пополняться соответствующими сведениями и новыми знаниями. Прочные навыки по соблюдению требований пожарной безопасности формируются длительной и систематической разъяснительной работой. Занятия на пожарную тематику должны воспитывать у детей чувство ответственности за сохранность общественной собственности, учить их осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средствами бытовой химии и т.д.

Противопожарная разъяснительная работа включает в себя занятия с воспитанниками, беседы с их родителями (законными представителями), организацию тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов на противопожарные темы, выпуск номеров газет для родителей (самиздат), встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в конкурсе рисунков на противопожарные темы; организацию противопожарной агитации в дошкольном учреждении, выставок плакатов и литературы противопожарной тематики, проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ диафильмов, видеофильмов на противопожарную тематику.

Дошкольное учреждение, объединяя воспитанников, воспитателей и родителей, придавая обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей, поэтому привитие воспитанникам навыков пожаробезопасной жизнедеятельности должно стать нормой дошкольной жизни, а раздел «Пожарная безопасность» должен изучаться со всей серьёзностью, ведь те азы, которые впитают дошкольники, останутся у них на всю жизнь, изменяясь и совершенствуясь.

С детьми старшего дошкольного возраста необходимо проводить беседы по предупреждению пожаров в детском саду и дома, формировать навыки безопасного поведения при их возникновении; познакомить детей с 56

основными способами эвакуации из горящего здания, навыками использования первичных средств пожаротушения; обучать способам эвакуации из задымленных общественных зданий с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитных комплектов) и т.д.

Важным средством формирования навыков безопасного поведения при пожарах являются тренировки с детьми по отработке плана эвакуации при пожаре в дошкольном образовательном учреждении, которые рекомендуются проводить не реже одного раза в полугодие.

Для обеспечения эффективности образовательного процесса в области пожарной безопасности необходимо использовать:

- бытовой материал, который дает возможность усилить яркость и достоверность в изображении пожароопасной обстановки (примеры и случаи из жизни, воспоминания воспитателя и обучающихся и т.п.);

- образцы и макеты подручных и первичных средств пожаротушения (огнетушители различных марок, пожарный рукав, пожарный ствол, фрагмент внутреннего пожарного крана и др.);

- средства индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитные комплекты);

- статистику пожаров за определенный период, пострадавших в них и т.п.;

- факты из жизни детского сада, школы, города, района, где расположено образовательное учреждение.

Таким образом, у детей необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем, стремиться к тому, чтобы дети осознали, что спички - не игрушка, а огонь - не забава, чтобы у детей сложилось представление о пожаре как о тяжелом бедствии для взрослых и детей. Возникновение пожаров из-за неосторожного обращения с огнем детей, а в результате - их травмирование и даже гибель - проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых. Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Об опасности этих игр дети знают, они различают «добрый» и «злой» огонь, созидающий и разрушающий огонь. У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на современную пожарную опасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, как необходимо действовать во время пожара, чтобы выжить. В таких случаях дети обычно прячутся под кроватями, одеялами, в шкафах, укромных уголках комнаты. Не пытаются бежать и в тех случаях, когда двери не заперты. Отыскать же их в задымленных помещениях в большинстве случаев нелегко. Недостаточно уговорить детей не играть с огнем, необходимо воздействовать на их сознание, не боясь пускать в ход самые сильные средства. Эту работу надо начинать еще в дошкольном возрасте.

Главная задача взрослых - помочь детям утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести. Чтобы ознакомить детей с правилами пожарной безопасности, прежде всего, необходимо определить тот объем знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков, который следует раскрыть.

Воспитание навыков пожарной безопасности у детей необходимо проводить на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритет отдавать индивидуальным и подгрупповым формам работы с детьми. Беседы с детьми по вопросу противопожарной безопасности (например, «Как появился огонь?», «Не играй с огнем», «Если случился пожар» и др.) должны быть понятными, сопровождаться демонстрацией красочно оформленных картинок с изображениями любых персонажей детских произведений.

Одним из эффективных способов обучения детей является проведение игровых занятий с ними, в ходе которых они совместно с педагогами отрабатывают правила поведения при пожаре, а с помощью физических упражнений развивают ловкость, сноровку и реакцию.

В современных условиях значительно возрастает роль семьи в формировании безопасности детей. Семья, детский сад и общественность - это главные социальные институты, отвечающие за воспитание и обучение детей дошкольного возраста. Они играют ведущую роль в становлении и развитии личности ребенка.

Формирование положительной мотивации дошкольников к безопасности жизнедеятельности, прежде всего, зависит от целенаправленно организованной совместной работы родителей и воспитателей дошкольных учреждений. С целью формирования представлений о пожарной безопасности дошкольников очень важно привлечь к этому процессу не только педагогов, но и родителей.

Именно в семье закладываются основы безопасности человека, его здоровья. Родители своим примером формируют отношение ребенка к собственному здоровью, окружающей природной среде, к безопасности в быту и т.д. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю и чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе [3, с. 22].

Эффективными формами взаимодействия педагогов и родителей в организации совместной работы по формированию представлений дошкольников о пожарной

безопасности являются тематические занятия (например, «Спички - не игрушка, огонь - не забава», «Огонь - друг или враг?», «Пожарная азбука»), спортивные эстафеты (например, «Пожарные забавы»), родительские собрания, дидактические игры (например, «Пожарный эрудит», «Слушай внимательно», «Звонок на номер «01», «Осторожно - огонь!», «Огонь добрый и злой» и др.). Эффективной формой пропаганды является просмотр телевизионных передач, посвященных пожарной безопасности.

Подобные мероприятия, безусловно, помогают достижению основной цели: формированию у детей целостного представления о пожарной безопасности, а также прививают детям навыки безопасного поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бойчук В.А. Обучение младших школьников основам безопасного поведения и культуре здоровья // Основы безопасности жизни. 2008. №4. С. 36-37.

2. Григорян Р.В. Педагогические условия и механизмы формирования навыков безопасного поведения младших школьников. Автореф. дис....кан. пед. наук /Университет Российской академии образования. Москва, 2006. 23 с.

3. Макарова Т.Е. Педагогическое диагностирование современной семьи: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и педагогов дополнительного образования. Самара: СГПУ, 2001. 150 с.

4. Скрипник Л.Ю. Формирование у подростков навыков пожарной безопасности в системе дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата пед. наук. Москва, 2010. 23 с.

TEACHING FIRE SAFETY AT THE SENIOR PRESCHOOL

©2013

E.V. Lizunova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, of the Department of zoology and anatomy, physiology, health and safety of the person

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The paper dwells upon the problem of teaching fire safety at senior preschool. The author draws attention to the role of game technologies used in class at pre-school educational institutions.

Keywords: fire safety, game technologies, Principles of Personal and Social Safety.

УДК 81(075.8)

РЕФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ПАРАДИГМА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

© 2013

Л.Ю. Лисовицкая, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы, художественно-эстетических дисциплин и методик их преподавания

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: Понятие смысловой парадигмы предлагается как инструмент дальнейшей детализации содержания художественного текста, определения лингвистически заданного спектра «дорожек» его осмысления. Референциальные смысловые парадигмы, имея своим основанием ряды кореферентных номинаций, могут быть весьма разнообразны по составу, строению и функциям.

Ключевые слова: художественный текст, интерпретация, смысл, кореференция, распространители именных групп, «Туча», текстообразующая смысловая парадигма, синтаксическая семантика, лингвистический анализ.

Публикации последних лет в области лингвистики художественного текста показывают, что происходит освоение новых текстов на достигнутом уровне анализа, расширение круга специалистов, переход найденных методик в сферу вузовского и школьного образования. Создается впечатление, что лингвистический анализ текста достиг потолка своих возможностей, так и не став базой для всех прочих моделей интерпретации. Между тем продуцирование и восприятие произведений словесного искусства не перестает быть речевой деятельностью, успешность которой зависит прежде всего от уровня речевой способности коммуникантов. Обучение элементам теории литературы, происходящее в массовой школе, может только усовершенствовать речевую деятельность читателя, но не заменить ее. Следовательно, лингвистическая теория художественного текста должна стремиться к тому, чтобы представить пользователю (читателю и учителю читателя) продукт, доступный его

восприятию, т.е. имеющий форму компактную и достаточно обобщенную.

Переход содержательного анализа художественного текста с уровня лингвистической (преимущественно лексической) семантики на уровень смысла может открыть новые перспективы движения в этом направлении. Категория смысла, актуализированная в русле антропоцентрической парадигмы, ближе бытовому сознанию, неосознанной читательской рефлексии, чем семантический анализ. Интегрируя функции языковых единиц всех уровней в речевом потоке, она может представлять лингвосмысловую архитектонику произведений словесного искусства на более высоком уровне обобщения.

Понятие смысловой парадигмы вводится как инструмент тонкой детализации лингвистической и смысловой архитектоники художественного текста. Смысл понимается как совокупный конечный продукт функционирования языковых единиц любого уровня, «мысленное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.