М. М. Борисова, М. А. Бараненко
Дошкольникам об основах противопожарной безопасности в подвижных играх
Борисова Марина Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ (Москва, Россия)
Бараненко Мария Александровна - воспитатель по физической культуре ГБОУ детский сад №1008 Восточного окружного управления образования (Москва, Россия)
Правильное поведение в экстремальных ситуациях зачастую является основным условием спасения. В статье раскрываются содержание образовательной области «Безопасность», значение подвижных игр для физического развития и закрепления представлений об основах противопожарной безопасности в процессе их проведения у дошкольников. Предлагаются подвижные игры, направленные на закрепление знаний о противопожарной безопасности у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: подвижные игры, противопожарная безопасность, образовательная область «Безопасность», источники опасности, пожарные, безопасность жизнедеятельности.
Basics of the fire safety in outdoor games for preschool children
Borisova Marina,
PhD in Pedagogy, Assistant Professor of Department of Preschool Pedagogy of Institute of Pedagogy and Psychology of Education of Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia) Baranenko Mariya,
pedagogue in physical education of preschool establishment #1008 (Moscow, Russia)
The correct behavior in extreme situations is often a key to salvation. The article describes the content of the educational field "Security", the value of outdoor games for physical development and consolidation of ideas about the basics of the fire safety. Outdoor games designed to strengthen the knowledge of the fire safety among children of preschool age are described..
Keywords: outdoor games , fire safety, educational area "Security", hazards, fire, life safety.
Ежегодно в Российской Федерации случается 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе около 800 детей. Нередко виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети. Довольно часто они не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Большинство детей не знают, что им нужно делать во время пожара, чтобы уцелеть. Они обычно прячутся под кровать, в шкаф, не пытаются убежать тогда, когда это можно сделать. Многие из них не знают номер телефона службы спасения - МЧС.
В настоящее время необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности. Детский возраст является самым благоприятным для формирования знаний, в том числе и о правилах пожарной безопасности. Поэтому правилам поведения в экстремальных ситуациях, навыкам борьбы за собственную жизнь следует обучать с дошкольного возраста.
Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности используются разнообразные методы и приемы: беседы, рассказ взрослого, использование художественного слова, рассматривание наглядно-иллюстративного материала (диафильмы, набор картинок и фотографий с изображением пожарных во время тушения пожара и многое другое). Для закрепления знаний, полученных детьми, можно организовать экскурсию в ближайшую пожарную часть.
Художественное слово делает восприятие детей более эмоциональным, осмысленным. Ребятам загадывают загадки, знакомят с пословицами, читают стихотворения, рассказы. Познавательный процесс тесно переплетается с элементами игры - ведущим видом деятельности дошкольников. В подвижных играх дети знакомятся с профессией пожарных, закрепляют знания о том, что пожар - большая беда и что избежать ее можно, только выполняя правила пожарной безопасности. Дети усваивают эти знания, учатся оценивать свои действия и действия товарищей, рассуждать правильно ли они поступили.
В примерных общеобразовательных программах дошкольного образования в разделе «Безопасность собственной жизнедеятельности» образовательной области «Безопасность» предлагается давать детям следующее
содержание. Так, например, детей 2-3 лет предлагается знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.), развивать умения обращаться за помощью к взрослым.
В 4-5 лет предлагается знакомить с работой пожарных, причинами возникновения пожаров и правилами поведения при пожаре.
У детей 5-6 года жизни закрепляют основы безопасности жизнедеятельности человека, расширяют знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.), уточняют знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара, знакомят с работой службы спасения - МЧС, закрепляют знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03», формируют умения обращаться за помощью к взрослым.
В возрасте 6-7 лет предлагается формировать представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, и др.), закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами, уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре, расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03», формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
Ниже предлагаются подвижные игры, направленные на закрепление знаний правил пожарной безопасности у детей дошкольного возраста.
Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста
Топаем, хлопаем
Цель: закреплять знания детей о безопасности жизнедеятельности, способствовать развитию быстроты реакции и ловкости.
Материал: не требуется.
Ход игры: если дети поступают правильно -хлопают, если неправильно - топают.
Ведущий:
Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя! (хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (топают)
Коля убежал за дом, там играет он с костром. ( топают )
Он опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает. (хлопают)
Таня с Ниною играют, на печи газ зажигают. (топают)
Клим увидел: дом горит.
Мальчик «01» звонит. (хлопают)
Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста
На пожар
Цель: способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, воспитывать самостоятельность, смелость, коллективизм, уточнять знания о работе пожарных.
Материал: аудиозапись пожарной сирены, «амуниция пожарного».
Ход игры: от каждой команды выбираются три игрока.
По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульчиков, на которых разложена «амуниция пожарного»: каска, перчатки, ремень и т.п. «Пожарные» должны приготовиться к выезду - облачиться в амуницию. Каждый «одевшийся» игрок бежит к линии старта и передает эстафету товарищу. Выигрывает та команда, игроки которой раньше оденутся и построятся на линии старта.
Опасно, не опасно
Цель: закреплять знания детей о безопасности жизнедеятельности, закреплять умение передавать мяч из рук в руки, развивать быстроту реакции, точность, ловкость.
Материал: мячи разных цветов.
Ход игры: ведущий просит встать детей в круг лицом к центру. Двоим детям дают по большому резиновому мячу разных цветов. Например, красный цвет обозначает опасные предметы, а зеленый - не опасные.
По сигналу ведущего мячи передаются по кругу из рук в руки. Внезапно ведущий произносит одно из названий предметов, например «спички». В этот момент передача мячей прекращается, а игрок, держащий в руках красный мяч, должен поднять его над головой. Затем передача мячей продолжается, и ведущий называет другой предмет. Каждый раз тот, кто перепутает цвет мяча, выходит в центр круга, затем вновь вступает в игру, а его место занимает новый проигравший.
Что нужно при пожаре
Цель: совершенствовать умение строиться в шеренгу, реагировать по сигналу, способствовать развитию быстроты реакции, ловкости., уточнять знания о работе пожарных и пожарной службе.
Материал: предметы или изображения, связанные с профессией пожарного и других профессий.
Ход игры: участники каждой команды выстраиваются друг за другом в одну колонну. На противоположной стороне зала разложены два больших обруча, в которых лежат картинки, связанные с профессией пожарного и других профессий. По команде ведущего ребенок бежит к обручу, в котором разложены предметы или изображения, связанные с профессией пожарного (каска, противогаз, огнетушитель и др.) и не имеющие отношения к этой профессии. Игрок должен быстро выбрать нужный предмет и возвратиться к команде. Затем те же действия выполняет следующий ребенок и т.д. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.
Задымленный коридор
Цель: совершенствовать умение ползать на четвереньках и бег, воспитывать самостоятельность, смелость, активность, уточнять знания детей о правилах поведения при пожаре.
Материал: два тоннеля.
Ход игры: участники двух команд выстраиваются перед своим тоннелем, по очереди ползут по нему на четвереньках с опорой на колени и ладони, затем бегом возвращаются назад в команду.
Огонь и вода
Цель: сформировать у детей понятие о том, что огонь нужно быстро тушить водой. Развивать ловкость, смелость, быстроту реакции, умение бегать, увертываясь от ловящего. Воспитывать уважение, интерес к труду пожарных. Учить выполнять правила игры.
Материал: красные ленточки на группу детей, несколько голубых повязок.
Ход игры: одному-двум детям на руку повязываются голубые повязки, и они становятся «водой». Остальным детям дают красные ленточки («огонь»), которые прикрепляются к одежде сзади. По сигналу ведущего дети с голубыми повязками должны собрать все красные ленты с убегающих детей, т.е. «потушить огонь».
Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста
Спички в коробке
Цель: развивать умение бегать парами; развивать речь, внимание, ориентировку в пространстве, сформировать у детей понятие о том, что нельзя брать опасные предметы и играть с ними.
Ход игры: двоих детей выбирают водящими. Остальные дети стоят полукругом и говорят:
Мы - сестрички,
Мы все - спички.
Разбегайтесь кто куда,
А не то вас ждет беда!
Двое водящих, взявшись за руки, предупреждают:
Ну-ка, спички, берегитесь,
В коробок не попадитесь!
Все разбегаются по площадке. Водящие ловят «спички», заключив их в замкнутый круг, сцепив руки. Когда большинство игроков пойманы, игра повторяется с новыми водящими.
Пожарная команда
Цель: совершенствовать физические навыки, развивать быстроту реакции, точность, ловкость, смелость. Воспитывать уважение, интерес к труду пожарных.
Материал: стулья, музыкальный инструмент.
Ход игры: стулья по числу игроков устанавливаются по кругу, спинками внутрь. Играющие (пожарные) прохаживаются вокруг этих стульев под звуки музыки (бубен, музыкальное сопровождение). Как только музыка замолкает, игроки должны положить на стул, около которого остановились, предмет одежды. Игра продолжается. Когда каждый участник снимет 3 предмета (они оказываются на разных стульях), звучит сигнал тревоги: «Пожар!». Игроки должны быстро отыскать свои вещи и надеть их. Кто быстрее всех оденется, становится победителем.
Пожарные на учениях
Цель: закрепить умения влезать установленным способом (произвольно или чередующимся шагом), не пропускать перекладины, спускаться до конца, не спрыгивать, развивать быстроту реакции, точность, ловкость, смелость. Воспитывать уважение, интерес к труду пожарных, уточнять знания о работе пожарных.
Материал: гимнастическая стенка, колокольчик.
Ход игры: дети стоят лицом к гимнастической стенке на расстоянии 4-5 шагов от нее в 3-5 колоннах (по числу пролетов). На каждом пролете гимнастической стенки на одинаковой высоте на рейке подвешен колокольчик. По сигналу педагога «Раз, два, три - беги!» дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к стенке, влезают на нее и звонят в колокольчик. Затем слезают и идут в конец колонны. Педагог отмечает того, кто позвонил первым. Выигрывает та колонна, в которой больше играющих сумели позвонить первыми.
Похитители огня
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку, формировать чувство отваги, дисциплинированность, воспитывать интерес к работе пожарных.
Материал: разметка на площадке.
Ход игры: по краям площадки (зала) чертят линии опасности (огня). Играющие делятся на две команды и выстраиваются вдоль линий опасности. Игру начинают жеребьевкой. Когда к шеренге соперников приближается игрок, они все обязаны вытянуть руки вперед. Один из играющих подходит к противникам, легким ударом по руке одного из игроков «крадет огонь» и убегает к своей границе. Тот бежит за ним, стараясь поймать до того, как первый игрок добежит до своей границы. Пойманный становится пленником. Так продолжается до тех пор, пока все игроки какой-либо команды не окажутся в плену. Догнавший убегающего имеет право еще раз подойти к шеренге соперников.
Между двух огней
Цель: формировать точность двигательных действий, закреплять знания детей о безопасности жизнедеятельности.
Материал: 3-4 мяча среднего диаметра.
Ход игры: участвуют 2 команды, одна из команд делится на 2 группы, каждая из которых становится на противоположные стороны площадки, остальные игроки расположены между ними. Одна группа получает 3-4 мяча. По сигналу игроки прокатывают по полу мячи с одной стороны площадки на другую, а игроки в центре стараются увернуться от мячей. Дети, которых коснулся мяч, продолжают играть, а команде засчитывается штрафное очко. Затем игроки меняются ролями. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.
Разложи костер
Цель: развивать быстроту, ловкость, формировать умение обращаться за помощью к взрослым, закреплять знания детей о безопасности жизнедеятельности.
Материал: палочки на каждого ребенка, два обруча большого диаметра.
Ход игры: участвуют две команды , построение детей - в колонну за стартовой линией, все игроки держат в руках палочку. Напротив каждой команды на полу лежит обруч. По сигналу первые игроки бегут к своему обручу, кладут в него палочку, бегут обратно, передают эстафету следующему игроку, становятся в конец колонны и т.д. Выигрывает команда, первой разложившая костер.
Пожар
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, уточнять правила поведения при пожаре.
Материал: колокольчик.
Ход игры: в центре площадки (зала) ведущий держит в руке колокольчик. Игроки располагаются произвольно по периметру площадки (зала). По сигналу «Пожар!» все игроки устремляются к колокольчику, кто первым сумеет в него позвонить, тот и побеждает.
Огонь - вода
Цель: укреплять опорно-двигательный аппарат, развивать выносливость, ловкость, память, смекалку, закреплять знания детей о безопасности жизнедеятельности.
Материал: не требуется.
Ход игры: участники игры выбирают по считалке водящего. Далее все становятся в круг, а водящий занимает место в центре этого круга. Задача водящего состоит в том, чтобы запутать в действиях остальных игроков. Водящий произносит команды: «Огонь!» или «Вода!». По команде «Огонь!» все игроки приседают, а по команде «Вода!» начинают бегать по кругу в одном направлении. Водящий может произносить одно и то же слово несколько раз. Тот игрок, который ошибся при выполнении команды, должен покинуть круг. Игра длится до тех пор, пока не останется один участник, правильно выполнивший команды водящего. Этот игрок и считается победителем.
Пожарные
Цель: упражнять детей подлезать в горизонтально приподнятые от пола обручи снизу
и пролезать в них сверху, развивать координацию движений, закреплять знания о работе пожарных, закреплять знания детей о безопасности жизнедеятельности.
Материал: скамейки высотой 50 см, 3-6 обручей диаметром 50 см.
Ход игры: дети строятся в шеренгу. На стоящие рядом скамейки кладут 3-6 обручей (в зависимости от возраста детей). Детям рассказывают о пожарных, которые спасают людей, и говорят, что для этого им надо уметь быстро пролезать сквозь различные препятствия. Детям предлагают преодолеть дорожку из обручей, подлезая в них поочередно то снизу, то сверху. Преодолев препятствия, дети выполняют потягивания рук вверх и переходят к другому заданию (влезание на лестницу или различные переходы с пролета на пролет: прямо по вторым рейкам, поднимаясь или спускаясь по диагонали). Главное правильно держаться за рейку (четыре пальца вверху, большой внизу). Страховка обязательна.
На помощь!
Цель: развивать ловкость, выносливость, ориентировку в пространстве, быстроту реакции, закреплять бег врассыпную, закреплять знания об элементарных правилах поведения во время пожара, о безопасности жизнедеятельности.
Материал: не требуется.
Ход игры: выбирается водящий, остальные дети стоят врассыпную по залу (площадке). Задача водящего поймать одного из игроков. Если водящий приближается к какому-либо игроку, тот имеет право защищаться. Для этого он кричит: «На помощь!» Другой игрок может подбежать к нему и взять его за руку. Водящий не может схватить игроков, если они держатся за руки. Если же он поймает одного, этот игрок становится новым водящим.
Учения спасателей
Цель: развивать скорость реакции, закреплять умения лазать по гимнастической стенке, закреплять знания о работе пожарных.
Материал: гимнастическая стенка, колокольчик.
Ход игры: дети становятся в две колонны (команды). По сигналу: «На старт, внимание, марш!» дети взбираются на гимнастическую стенку (по очереди), дотрагиваются до колокольчика и спускаются вниз, передавая эстафету следующему участнику команды.
Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.
Огонь
Цель: развивать слуховую и моторную координацию, чувство равновесия, умение ориентироваться в пространстве, закреплять знания детей о безопасности жизнедеятельности.
Материал: повязка, мел.
Ход игры: на площадке очерчивают произвольное пространство, за границу которого играющие не могут выходить. Одному из участвующих на глаза надевают повязку. Играющие повертывают его несколько раз, а сами разбегаются, стараясь сохранить полнейшую тишину. Игрок с повязкой, прислушиваясь к малейшему шороху, старается поймать кого-нибудь из игроков. Те увертываются от его широко расставленных рук. Чтобы игрок с повязкой не вышел за черту, его предупреждают криком: «Огонь!». Переступивший черту или пойманный игрок заменяет «повязанного», и игра начинается снова.
Юный пожарник
Цель: развивать быстроту реакции, закреплять знания о работе пожарных.
Материал: два стула, две куртки, веревка длиной 2 м.
Ход игры: две куртки выворачивают наизнанку и вешают их на спинках стульев. Стулья ставят на расстоянии 1 м спинками
друг к другу. Под стульями кладут веревку. Участники стоят у своих стульев. По сигналу они должны надеть куртки, вывернув их на лицевую сторону, застегнуть все пуговицы. Затем, обежав вокруг стула соперника, сесть на свой стул и дернуть за веревку. Побеждает участник, оставшийся с веревкой в руках. ■
Литература
Власенко Н.Э. 300 подвижных игр для дошкольников. - М.: Айрис-пресс, 2011.- 160 с.
Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. - СПб.: Речь, 2007. - 160 с.
Игры детей мира / Сост. Т.И. Линго. -Ярославль: Академия развития, 1998. - 176 с.
Игры на свежем воздухе / Авт.-сост. В.В. Маркевич. - Минск: Харвест, 2004. -112 с.
Силантьева С.В. Игры и упражнения для свободной двигательной деятельности детей дошкольного возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 208 с.
Тимофеева ЕА, Сагайдачная ЕА., Кондратьева Н.Л. Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации. Ч. 2. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2009. - 112 с.
Шамина А.В. Лучшие игры для детей на свежем воздухе. - М.: РИПОЛ.
Статья поступила в редакцию 29.08.2013 г.
Срок приема работ - до 15 ноября 2013 г.
Всероссийский конкурс «Родничок» на лучшее воспитательно-образовательное мероприятие, посвященное Году охраны окружающей среды
Подача заявок и работ на электронный адрес [email protected] и через Личный кабинет на сайте http://sdo-journal.ru
Участие в Конкурсе - бесплатное. Участвовать в Конкурсе имеют право физические и юридические лица (автор или группа авторов - не более трех человек).
Победители и лауреаты Конкурса будут награждены грамотами, ценными призами и бесплатной годовой подпиской на журнал «Современное дошкольное образование».
Участники Конкурса, являющиеся подписчиками журнала «Современное дошкольное образование», получат электронные сертификаты участников конкурса.