Научная статья на тему 'Образ автора драматического произведения (на материале пьесы Б. Шоу «Пигмалион»)'

Образ автора драматического произведения (на материале пьесы Б. Шоу «Пигмалион») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2327
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ АВТОРА / ОБРАЗ ПЕРСОНАЖА / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / БЕРНАРД ШОУ / «ПИГМАЛИОН» / AUTHOR’S IMAGE / CHARACTER PORTRAYAL / LANGUAGE MEANS / STYLISTIC DEVICES / BERNARD SHAW / PYGMALION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Князева Наталья Александровна

В статье рассматриваются художественно-композиционные и собственно языковые средства создания образа автора литературного произведения, чьи идейно-эстетические воззрения воплощаются в создании образа персонажа. Материалом исследования послужил образа профессора Генри Хиггинса в пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион». Как показал анализ драматического произведения, образ персонажа, является ярким выразителем авторского начала, а изучение эксплицитных и имплицитных приёмов и средств его создания даёт возможность понять авторское отношение к своему герою.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE PLAYWRIGHT IN PYGMALION BY BERNARD SHAW

The article is concerned with artistic compositional and lingual means of creating the image of the writer whose ideological and aesthetic views are manifested in the character portrayal. The subject of the study is the image of the professor Henry Higgins in Bernard Shaw’s «Pygmalion». As the analysis of the dramatic text shows, the image of the character is a vivid reflection of the author’s inner self while the study of explicit and implicit devices and means gives a possibility to understand the author’s attitude towards his personage.

Текст научной работы на тему «Образ автора драматического произведения (на материале пьесы Б. Шоу «Пигмалион»)»

И.В.Казанцев, А.И. Шакуров

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ..

- расширить круг специальностей, на которые география являлась бы вступительным испытанием, при этом не подменять предмет «География» предметом «Обществознание»;

- совершенствовать материально-техническое состояние кабинетов географии с обязательным применением информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения;

- планомерно развивать материально-техническое обеспечение кафедры химии, географии и методики их преподавания ПГСГА как основной единицы подготовки учителей географии;

- пропагандировать географическую культуру учащихся посредством их участия в конференциях, семинарах, олимпиадах различного уровня организации, с обязательным участием представителей всех школ области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анализ ЕГЭ по географии в России. Статистический отчет Министерства образования и науки России. Режим доступа: http://mon.gov.ru, свободный. Загл. с экрана. Данные соответствуют 24.08.2013.

2. Анализ ЕГЭ по географии в Самарской области. Статистический отчет Министерства образования и науки Самарской области. Режим доступа: http://educat. samregion.ru, свободный. Загл. с экрана. Данные соответствуют 27.08.2013.

3. Казанцев, И.В. История кафедры географии и методики её преподавания ПГСГА: 75 лет / И.В.Казанцев, Л.Ф.Ляховская, А.С.Яицкий. Самара: ПГСГА, 2011. 52 с.

4. Семенов, А.А. 45 лет в системе высшего педагогического образования России / А.А.Семенов, А.С.Яицкий, И.В.Наливайко, В.О.Алмаева // Высшее образование сегодня. 2011. №8. С. 29-31.

5. Ляховская, Л.Ф. Генрих Сергеевич Калёнов (к 80-летию со дня рождения) / Л.Ф.Ляховская, А.С.Яицкий // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2010. Т. 19, 2. С. 170-188.

6. Стефан Селивёрстович Коноваленко (к 90-летию

со дня рождения) / сост. А.С.Яицкий. Самара: ПГСГА, 2010. 44 с.

7. Драчева, Н.А. Голоценовая эволюция почв речных террас западной части Заволжской лесостепи и степи: дис. ... канд. геогр. наук / Н.А.Драчёва. М., 2002. 273 с.

8. Большакова, Е.А. Десмоэкологический подход к формированию экологоцентрического мышления студентов при изучении курса «Концепции современного естествознания»: дис. . канд. пед. наук / Е.А.Большакова. Самара, 2004. 225 с.

9. Аниськин, С.В. Формирование экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете: на примере естественно-географического факультета: дис. . канд. пед. наук / С.В.Аниськин. Самара, 2005. 231 с.

10. Шиманчик, И.П. Оценка влияния эколого-геогра-фических условий на заболеваемость населения административного района: на примере Кинель-Черкасского района Самарской области: дис. ... канд. биол. наук / И.П.Шиманчик. Тольятти, 2006. 150 с.

11. Сенатор, С.А. Антропогенная трансформация и проблемы охраны флористических комплексов Волго-Иргизского ландшафта: дис. ... канд. биол. наук / С.А.Сенатор. Тольятти, 2007. 258 с.

12. Казанцев, И.В. Экологическая оценка влияния железнодорожного транспорта на содержание тяжёлых металлов в почвах и растениях полосы отвода: дис. . канд. биол. наук / И.В.Казанцев. Тольятти, 2008. 166 с.

13. Овчинников, А.Ю. Палеокриогенез как фактор дифференциации современных почв и почвенного покрова центра Восточно-Европейской равнины: дис. ... канд. биол. наук / А.Ю.Овчинников. Пущино, 2009. 168 с.

14. Иванова, Н.В. Флора в условиях урбанизированной среды г. Самары: дис. ... канд. биол. наук / Н.В.Иванова. Оренбург, 2010. 184 с.

15. Степанова, Е.С. Средства оценивания качества профессиональной подготовки учителя географии (на примере тестирования): дис. . канд. пед. наук / Е.С.Степанова. Самара, 2011. 230 с.

THE PROBLEMS OF SCHOOL GEOGRAPHY EDUCATION OF SAMARA OBLAST

© 2013

I.V.Kazantsev, candidate of biology, associate professor of department of chemistry, geography and methods of training

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russian Federation)

A.I.Shakurov, geography teacher City Public School №147, Samara (Russian Federation)

Annotation: identified problems of geographical education in the schools of the Samara oblast. Given static data describing the results of unified state exam in the Samara region. The measures to help solve the problems of school geography education.

Keywords: unified state exam, geography education, Samara oblast, federal state educational standard.

УДК 811.111-26

ОБРАЗ АВТОРА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (на материале пьесы Б.Шоу «Пигмалион»)

© 2013

Н.А. Князева, аспирант кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации

Поволжская государственная социально-гуманитарной академия, Самара (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются художественно-композиционные и собственно языковые средства создания образа автора литературного произведения, чьи идейно-эстетические воззрения воплощаются в создании образа персонажа. Материалом исследования послужил образа профессора Генри Хиггинса в пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион». Как показал анализ драматического произведения, образ персонажа, является ярким выразителем авторского начала, а изучение эксплицитных и имплицитных приёмов и средств его создания даёт возможность понять авторское отношение к своему герою.

Ключевые слова: образ автора, образ персонажа, языковые средства, стилистические приемы, Бернард Шоу, «Пигмалион».

Понятие «образ автора» было введено В.В. дожественного произведения...» [1, с. 151]. Виноградовым и стало основным в его теории художе- В отечественных исследованиях мы находим не-ственной речи. «Образ автора - это «индивидуальная сколько определений этого понятия. «Образ автора - это словесно-речевая структура, пронизывающая строй ху- та цементирующая сила, которая связывает все стилевые

средства в цельную словесно-художественную систему», это «внутренний стержень, вокруг которого группируется вся стилистическая система произведения» [2, с. 254]. Образ автора - это организующая сила произведения, объединяющая в единое целое его отдельные части, пронизывающая его единым мировоззрением [3].

Как отмечает Н.В. Шевченко, в художественной литературе образ автора имеет множество форм выражения: через этот образ автор литературного произведения непосредственно выражает свою личность как человека и писателя, а также старается максимально приблизиться к персонажу, рассказчику, не тождественному автору

[4].

Под образом персонажа мы понимаем «разновидность художественного образа, совокупность всех элементов, составляющих характер, внешность, поступки, речевую характеристику, которые показаны с помощью определенного набора художественно-композиционных и языковых средств» [5, с. 218].

«Образ персонажа вне текстовых связей - это схема, скелет, который обрастает плотью смысла только в контексте всего произведения и, прежде всего, в контексте авторских интенций» [6, с. 142].

Литературному персонажу как художественному образу присуща двойственность природы: с одной стороны, в нём воплощаются личностные качества человека в их внутреннем единстве, сложившиеся под воздействием многих исторических, социальных и психологических факторов, с другой - художественная природа творческого метода, специфика авторской манеры письма [7]. Автор общается с читателями при посредничестве действующих лиц. Именно с помощью персонажа он открывает нам художественно воссозданную действительность, своё отношение к ней. [8]. Таким образом, исследование образа персонажа приводит не только к обнаружению авторской манеры письма, но и к пониманию идейно-эстетических воззрений писателя.

Обратимся к рассмотрению образа автора драматического произведения. Следует отметить, что изучение образа автора осложнено значительным ослаблением описательного элемента и отсутствием повествователя. Драматург не рассказывает о жизни своих героев, а показывает их в действии. Всё, что происходит с героями драмы, читатель узнаёт от самих героев [9]. «Драма показывает героя в действии; описания, кроме тех, которые содержатся в ремарках и словах персонажей - отсутствуют. Повествования в драме нет, последовательность событий воссоздаётся на основе реплик, монологов и диалогов действующих лиц, а также ремарок автора» [10, с. 151].

Авторская позиция скрыта в монологах, диалогах и ремарках пьесы. Слитый с персонажем голос автора, а точнее - заимствованный им у персонажа голос, имплицитно передаёт авторскую позицию.

Раскрытию позиций драматурга также способствует определение в произведении героев-резонёров, то есть таких героев, которые близки автору, выражают их мысли и представления о человеке. Это герои, которые служат рупором идей автора, его alter ego. Так, например, в «Ревизоре» автор «напрямую обращается к читателям от лица сатирического персонажа: «Чему смеётесь? Над собою смеётесь. Эх, вы!...» [11, с. 247] Помимо этого, авторская позиция раскрывается при рассмотрении заглавия пьесы. Следует обратить внимание на наиболее скрытые способы проявления автора в драматическом произведении, которые выражаются через построение сюжета и композицию пьесы. Кроме того, текст драматического произведения требует внимательного наблюдения за «смысловыми потоками» произведения, с целью выявления подтекста, не вытекающего непосредственно из линейно реализуемых значений единиц текста.

Интерпретация художественного замысла пьесы «Пигмалион» привела нас к выбору персонажа Генри

Хиггинса, который, будучи ярким выразителем авторского начала, послужил предметом настоящего исследования.

Делом жизни профессора Генри Хиггинса является преданное служение благородному языку Джона Мильтона, Уильяма Шекспира. За пафосной декламацией учёного о величии языка и за необходимостью упоминания им великого поэта и драматурга, читается гордость автора за родной язык:

THE NOTE TAKER... Remember that you are a human being with a soul and the divine gift of articulate speech; that your native language is the language of Shakespeare and Milton and The Bible; and don't sit there crooning like a bilious pigeon [12, c. 17].

Особое значение для интерпретации образа персонажа имеют аллюзии на Библию. Прообразами профессора Хиггинса, которому был дарован великий ум и его ученицы, принесшей этому уму триумф, явились библейские персонажи: царь Соломон и царица Савская:

THE NOTE TAKER. Yes, you squashed cabbage leaf, you disgrace to the noble architecture of these columns, you incarnate insult to the English language: I could pass you off as the Queen of Sheba. (To the gentleman.) Can you believe that [12, c. 18]?

The Queen of Sheba - это аллюзия на библейский сюжет, когда правительница королевства Saba или Sheba, местонахождение царства которой до сих пор остается неизвестным, однажды отправилась в путешествие, чтобы испытать загадками мудрость израильского царя Соломона. Царь успешно прошел испытания. Необыкновенный расцвет государства Соломонова, после посещения его легендарной женщиной, создают особенный контекст восприятия мудрости и величия героя, вызвавшие у неё благоговейный страх.

Наиболее полному раскрытию образа персонажа способствует творческий метод автора, сочетающий эксплицитные и имплицитные характеристики, что делает пьесу уникальной.

Метод прямой характеризации персонажа проявляется при описании внешности и эмоционального состояния героя, которое мы находим в ремарках. Так, отношение писателя к персонажу эксплицировано в пространной ремарке ко второму акту пьесы:

He is, in fact, but for his years and size, rather like a very impetuous baby «taking notice» eagerly and loudly, and requiring almost as much watching to keep him out of unintended mischief. His manners varies from genial bullying when he is in a good humor to stormy petulance when anything goes wrong; but he is so entirely frank and void of malice that he remains likeable even in his least reasonable moments [12, c. 23].

Эпитеты genial bullying, stormy petulance создают представление Шоу - отца, который, безусловно, любит персонажа как своего ребёнка, и готов простить ему все шалости, несмотря на то, что тот иногда грозится и бурно выказывает раздражение. Эпитеты frank, void of malice, likeable эксплицируют симпатию автора, даже когда Хиггинс теряет благоразумие.

Имплицитная характеристика представлена посредством восприятия героя другими персонажами.

Реплики Элизы Дулиттл играют важную роль в ускорении развития действия, обострении конфликта и выступают катализатором развязки. Приведём пример:

LIZA (defiantly non-resistant)...And I can be civil and kind to people, which is more than you can. Aha! That's done you, Henry Higgins, it has [12, c. 122].

Реплика героини свидетельствует о том, что она переросла профессора в морально-нравственном отношении. Элиза умеет сдерживать свои эмоции, вежлива и доброжелательна по отношению к окружающим. Обращение к персонажу (Henry Higgins) получает эмфатическое ударение, в то время как она сравнивает себя со своим учителем.

Что касается речевой партии полковника Пикеринга,

то следует заметить, что данного персонажа возмущает жестокий метод обращения Хиггинса с Элизой, а не сам факт того, что её личность может подвергнуться полной трансформации:

HIGGINS. Put her in the dustbin.

LIZA. Ah-ah-ah-ow-ow-oo!

PICKERING. Oh come, Higgins! Be reasonable [12, c. 30].

Обращает на себя внимание междометный оборот Oh, come, где эллиптическое опущение on выражает приятельский призыв Пикеринга к гуманным мерам обращения с подопечной. Важный акцент имеет подчёркнутое повторение имени героя, которое напоминает нам о его прототипе, упомянутом в предисловии, где Генри Суит описывается как фанатичный фонетист, ошеломляющий своими яростными нападками и презрительным отношением ко всем, кто не ставил фонетику на пьедестал царицы наук.

Мысль автора о том, что личность должна быть свободной в выборе своего жизненного пути передаётся через уста экономки Хиггинса. Высказывания миссис Пирс вызывают у нас определенный интерес, поскольку ее вопросы формально не представляют, но фактически имплицируют несогласие принять цветочницу:

1. MRS. PEARCE. But what's to become of her? Is she to be paid anything? Dо be sensible, sir [12, с. 33].

2. MRS. PEARCE (to Pickering). Well, did you ever hear anything like that, sir [12, с. 31]?

Лексический повтор личного местоимения you и существительного sir в репликах миссис Пирс наводят на мысль о том, что автор осуждает самовольность, с которой Хиггинс решает распорядиться чужой судьбой.

Одним из главных выразителей авторского отношения к герою является мать Генри Хиггинса, которую писатель наделил голосом резонёра. Любезные манеры, учтивость и порядочность в общении, почтительный возраст, говорят о благородстве и внутреннем достоинстве персонажа. Именно её любящими устами автор может себе позволить повергнуть Хиггинса критике:

MRS. HIGGINS... She had become attached to you both. She worked very hard for you, Henry! I don't think you quite realize what anything in the nature of brain work means to a girl like that. Well, it seems that when the great trial came, and she did this wonderful thing for you without making a single mistake, you two sat there and never said a word to her, but talked together of how glad you were that it was all over and how you had been bored with the whole thing. And then you were surprised because she threw your slippers at you! [12, с. 106].

Лексическая репрезентация интенсификации высказывания, выраженная словами without a single mistake, never said a word to her передают огорчение тем, что её сын, равно как и Пикеринг, оказался невнимательным к молодой девушке. Обращение к сыну по имени и учащенное повторение личного местоимения звучат упреком из её уст, ведь она видит в нем возможность идеала. Особенно нравоучительными оказываются восклицательные предложения в начале и в конце её обращения к своему дарованию.

Название пьесы отсылает нас к античному мифу о кипрском царе и скульпторе Пигмалионе, который вёл уединённое существование и был ярым женоненавистником. Несмотря на это, статуя, которую изваял скульптор, и которой он отдал весь свой гений, оказалась статуей женщины. Пигмалион не мог отрешиться чувствами от того, чего не одобрял умом и отрицал, что создал образ идеальной женщины. Когда далее совершенствовать её уже стало невозможным, со скульптором произошло нечто удивительное: он влюбился в собственное творение. Так искусство преисполненного профессиональной гордостью молодого человека заставило страдать его. Это не могло долго оставаться скрытым от богини любви Венеры, которая оживила сотворенную им статую [13]. Название пьесы «Пигмалион» приобретает неодобри-

тельную коннотацию и оборачивается по отношению к Хигинсу усмешкой, поскольку он сравнивается с гордым скульптором, привязавшимся к своему творению, и встретившим отмщение за грубое обращение с «рабочим материалом».

На протяжении всего произведения писатель оперирует антитезой, поскольку восприятие героя строится на противоречащих друг другу средствах номинации. Положительной оценкой обладает восприятие героя в роли professor, baby, preacher. Отрицательной коннотацией обладает номинация персонажа, выраженная лексемами brute, bully, tyrant, devil.

Идея о трансформации человека под влиянием языка - вот, что главенствует над Хиггинсом. Чувства и переживания героя поглощены этой затеей, поэтому, кажется, что он неспособен проявлять эмпатию по отношению к другим людям.

Шоу чувствует себя ответственным за развитие литературного языка и показывает на примере Хиггинса, что подлинная чистота речи подразумевает не только фонетическую правильность, но и непротиворечие нормам морали, заботу о ближнем и благородное желание бескорыстно служить людям.

Итак, эксплицитное выражение авторской позиции по отношению к герою обнаруживается в ремарках, предисловии и заглавии, органично обрамляющих пьесу. Ремарки играют весомую роль для правильного восприятия интенций и мотивов героя, обнаруживая его искренность и непосредственность реакций.

Драматург имплицитно выражает свое отношение к Хиггинсу посредством восприятия персонажа другими действующими лицами, а именно: Элизой, мистером Пикерингом и миссис Пирс. В речевых партиях данных персонажей особое значение приобретает лексических повтор личного местоимения you, существительного sir, имени героя. С помощью этих средств драматург подчеркивает, что для Хиггинса нет ничего важнее достижения научных целей и поэтому взывать к его рассудку, когда он целиком поглощен идеей эксперимента, напрасно. Реплики резонёра в лице матери героя приобретают особенное значение для анализа его поступков. Парадоксальный стиль мышления писателя придаёт речевой характеристике профессора подлинность самовыражения. Создавая образ персонажа, писатель оперирует антитезой, основанной на противоречащих друг другу средствах его номинации: положительных (professor, baby, preacher) и отрицательных (brute, bully, tyran, devil).

Обобщая сказанное, мы делаем вывод, образ автора драматического произведения может быть раскрыт только с учётом всех текстовых связей через комплекс разноуровневых способов выражения в текстовой ткани произведения.

Выделенный набор характерных содержательных параметров образа автора и средств их реализации открывает новые возможности для дальнейших исследований образа автора драматических произведений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. 240 с.

2. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: АН СССР, 1963. 255 с.

3. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. Л.: Просвещение, 1979. 192 с.

4. Шевченко Н.В. Основы лингвистики текста. М.: Приор-издат, 2003. 156 с.

5. Борисова Е.Б. Художественный образ в английской литературе XX века: типология - лингвопоэтика - перевод: дисс. .. .докт. филол. наук. Самара, 2010. С. 37 - 383.

6. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. М.: Флинта: Наука, 2003. 496 с.

7. Кирилюк З.В. Искусство создания литературного характера. Киев: Высш. шк., 1986. 119 с._

8. Скобелев В.П. Слово далёкое и близкое: Народ -герой - жанр (Очерки по поэтике и истории литературы). Самара: Кн. изд-во. 1991. 179 с.

9. Ковакин Л.Д. Классические основы режиссуры. Краснодар: Искусство, 2001. 127 с.

10. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М.: Академ А,

1999. 162 с.

11. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М.: Академия, 2003. 256 с.

12. Shaw B. Selected plays. Pygmalion Shaw B. М.: Менеджер, 2006. 124 с.

13. Гамильтон Э. Мифы и легенды Греции и Рима. М.: Центрополиграф, 2009. 464 с.

© 2013

THE IMAGE OF THE PLAYWRIGHT IN PYGMALION BY BERNARD SHAW

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N.A. Knyazeva, post-graduate student of the Department of English Philology and Cross-Cultural Communication

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The article is concerned with artistic compositional and lingual means of creating the image of the writer whose ideological and aesthetic views are manifested in the character portrayal. The subject of the study is the image of the professor Henry Higgins in Bernard Shaw's «Pygmalion». As the analysis of the dramatic text shows, the image of the character is a vivid reflection of the author's inner self while the study of explicit and implicit devices and means gives a possibility to understand the author's attitude towards his personage.

Keywords: author's image, ^ara^er portrayal, language means, stylistic devices, Bernard Shaw, Pygmalion.

УДК 614.8

К ВОПРОСУ О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

©2013

Е.В. Лизунова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры зоологии и анатомии, физиологии,

безопасности жизнедеятельности человека

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: Данная статья посвящена формированию у детей старшего дошкольного возраста целостного представления о пожарной безопасности. Особое внимание автор уделяет игровым технологиям, применяемым на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: пожарная безопасность, игровые технологии, основы безопасности жизнедеятельности.

В настоящее время в Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности - первостепенные задачи нашей страны.

Ежегодно в России возникает большое количество пожаров, при которых погибают, получают травмы и увечья не только взрослые, но и дети и подростки. При этом, как свидетельствует статистика, примерно каждый шестой пожар происходит по вине детей. Рост числа и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами, особенно по причине неосторожного обращения детей с огнем, свидетельствует о необходимости повышения роли органов управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений по осуществлению мер пожарной безопасности, проведению противопожарной пропаганды и обучению детей и подростков мерам пожарной безопасности.

В настоящее время можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и во всем мире.

Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.

Дошкольный возраст - это период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который, подбирая правильные ме-

тоды и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить возгорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что детей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.

Очевидной представляется возможность средствами педагогики минимизировать травматизм несовершеннолетних на пожаре через обучение пожарной безопасности. Федеральным законом РФ «О пожарной безопасности» образовательным учреждениям отводится значимая роль в обучении пожарной безопасности учащихся и воспитанников. Необходимость усиления функций социального воспитания в работе общеобразовательных учреждений отмечается в ряде нормативно-правовых и научно-методических документов (Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ» и др.).

Принимая во внимание заинтересованность всех институтов социума в решении данной проблемы, можно говорить о наличии социального заказа на повышение эффективности формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста [1; 2; 4, с.3].

Вопросы привития навыков основ пожарной безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.