Научная статья на тему 'Формы организации совместной детской деятельности при обучении безопасности в быту и окружающем мире'

Формы организации совместной детской деятельности при обучении безопасности в быту и окружающем мире Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ / ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Наталья Александровна

Современный мир полон неожиданностей, в любой момент можно попасть в сложную ситуацию, столкнуться с проблемами. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан маленьких детей. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Важно познакомить ребенка с общепринятыми нормами поведения, с правилами техники безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы организации совместной детской деятельности при обучении безопасности в быту и окружающем мире»

Н. А. Сорокина

Формы организации совместной детской деятельности при обучении безопасности в быту и окружающем мире

§ Сорокина Наталья Александровна - воспитатель первой квалификационной категории муниципального дошкольного образовательного учреждения №1 «Солнышко», г. Верхняя Салда, Свердловская область

Современный мир полон неожиданностей, в любой момент можно попасть в сложную ситуацию, столкнуться с проблемами. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Важно познакомить ребенка с общепринятыми нормами поведения, с правилами техники безопасности.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком -только тогда она станет действенным регулятором поведения. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны неукоснительно выполнять, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, но и умение правильно себя вести в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации, как дома, так и на улице города, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование у них самостоятельности и ответственности.

Для решения задач безопасного поведения дошкольников в ДОУ реализуется программа Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста». В программу включены основные разделы, направленные на привитие правил поведения с другими людьми, на природе, дома, на улице. Эта программа рекомендует помимо традиционных форм воспитания и обучения дошкольников, больше внимания уделять формам организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта.

Одна из основных задач педагогов развить в ребенке понимание значения собственной безопасности. Важно сделать это до того, пока

ребенок не принял неправильные стереотипы поведения, преобладающие во взрослой среде, так как самостоятельность ребенка в дошкольном возрасте достаточно относительна и его жизнь целиком зависит от влияния на него окружающих взрослых людей.

У детей дошкольного возраста недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать ситуацию и поступки, они неспособны прогнозировать последствия своих действий. Но как научить детей необходимости остерегаться опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности и доверия к миру.

Особое внимание необходимо уделить организации образовательного процесса с дошкольниками по обучению безопасности в быту. Легче всего научить ребенка безопасности в совместной деятельности с ним.

Совместная деятельность объединяет общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело, дети учатся распределять свои обязанности и согласовывать действия. Чем чаще они действуют совместно, тем лучше и прочнее их взаимоотношения. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагает усилия для достижения общего результата.

Совместная деятельность - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Во время организации совместной деятельности педагог должен занимать по отношению к детям партнерскую и равноправную позицию. Поэтому

основой совместной деятельности является взаимодействие и сотрудничество.

В совместной деятельности дети учатся чередовать и согласовывать действия; совместно выполнять одну операцию; контролировать действия партнера, исправлять его ошибки; помогать партнеру, выполнять часть его работы; принимать замечания партнера, исправлять свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Совместная деятельность оказывает влияние на положительные отношения между детьми в дошкольной группе.

Особое внимание уделяется совместной деятельности всех участников образовательного процесса, которая выступает как средство мотивации к познанию и творчеству. Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребенка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал.

Художественный труд и чтение художественной литературы - одни из доступных и эффективных форм совместной творческой деятельности воспитателя с детьми. Как интересны и поучительны для детей игровые занятия по художественному труду (художественное конструирование парковки для автомобилей, экспериментирование с различными материалами при изготовлении макетов-улиц для кукол, рисуют улицу, моделируют транспорт, лепят светофор). Используя образы из любимых художественных произведений (стихов С.В. Михалкова «Дядя Степа», сказок К.И. Чуковского «Кошкин дом», «Путаница», «Доктор Айболит», «Краденое солнце»; русских народных сказок «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят»), дети в рисуют, делают аппликации, оформляют книжки-малышки, выражая таким образом свое отношение к прочитанному произведению. Продуктом совместной творческой деятельности являются выставки семейного и детского творчества «Такие разные автомобили», «Светофор», «Улица города», «Огонь - помощник». Таким образом, детям прививаются навыки дисциплинированного, культурного поведения на улицах и дорогах.

В нашем детском саду в совместной деятельности воспитателя с детьми старшего

дошкольного возраста для формирования основ безопасности дошкольников используются рабочие тетради «Безопасность» авторов Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой. Задания в этих тетрадях помогают детям научиться правильно вести себя на улице города, на дороге и во дворе, в общественном транспорте, узнать, как окружающая природа влияет на жизнь и здоровье человека, для чего нужны витамины, что такое здоровая пища, а также помогают научить-

ся правильно выходить из различных опасных для жизни и здоровья ситуаций, возникающих дома и на улице. Воспитатель рассматривает вместе с ребенком предложенные ситуации и объясняет, как их можно избежать.

В воспитании и развитии ребенка-дошкольника ведущая роль принадлежит игре. Это стало прописной истиной для всех педагогов дошкольного учреждения. Любой воспитатель детского сада скажет, что в игре ребенок осваивает действительность, получает опыт, познает новое и закрепляет полученные знания. Как показала педагогическая практика, наиболее эффективными для реализации данных задач являются творческие игры.

В творческой игре (игры-драматизации, сю-жетно-ролевые, игры-экспериментирования, режиссерские игры, театрализованные игры) дети, принимая на себя различные роли, реализуют общий замысел, правила и жизненные представления в сотруд ничестве со всеми участниками игры. Выдвигая и обсуждая игровые замыслы, ребенок получает возможность для самоутверждения, тем самым получая признания сверстников. Например, в игре-драматизации «Красная Шапочка на лесном перекрестке» дети закрепляли знания о правилах уличного движения. В музыкально-театрализованной игре «Барбарики в городе» дети учились различать дорожные знаки. А в режиссерской игре «Колобок один дома», сюжет которой придумывали сами дети на основе полученных знаний, обучались поведению в экстремальных ситуациях.

В игровых упражнениях «Исправь ошибку Винтика и Шпунтика», «Вопросы и ответы» и «Я начну, а ты закончи...» формируются знания о правильном отношении к своему здоровью, как работает наше тело и как работают внутренние органы.

В играх-экспериментах углубляются и систематизируются знания ребят о здоровом питании. В играх-викторинах закреплялись представления детей о правилах пожарной безопасности.

Новой и интересной формой совместной деятельности в нашем детском саду является агитбригада. Агитбригада - творческий коллектив, выступления которого посвящены различным проблемам, имеющим важное значение для детей.

Команда дошкольников старшего возраста «Солнышки» пропагандирует правила дорожного движения («Мы идем через дорогу»), правила обращения с огнем («Помни каждый

гражданин: этот номер 01»); рассказывает о взаимосвязях всех природных объектов и бережном отношении к ним («Будем беречь и охранять природу»); а также агитирует за здоровый образ жизни («От простуды и ангины помогают апельсины») и безопасное поведение дома («Чем опасно открытое окно?»).

Дети совместно с родителями под руководством воспитателей проводят мероприятия, направленные на формирование основ безопасности не только внутри детского сада, но и распространяют листовки-рисунки внутри микрорайона, выступают в ближайших детских садах.

Еще одной формой организации совместной деятельности всех участников образовательного процесса является проектная деятельность. Метод проектов актуален и эффективен, он дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Педагогами и детьми нашего дошкольного учреждения реализован долгосрочный проект «Экологический марафон», который проводился с целью формирования у детей экологической культуры. Дети узнали, как окружающая природа влияет на жизнь и здоровье человека, как устроено наше тело и как работают наши органы.

Создание и реализация проекта «Юный пешеход» позволили сформировать интерес к познанию правил поведения на дорогах и улицах, во дворе и городском транспорте.

На протяжении каждого этапа проектов воспитатели вместе с детьми обсуждали, что им удалось, а какие проблемы остались нерешенными. Они сталкивались с трудностями и с успехом преодолевали все совместно.

В процессе реализации проектной деятельности дети совместно со взрослыми выпустили книжки со своими иллюстрациями «Что мы знаем про огонь», «Внимание! Пожар!», «Наши помощники - электроприборы»,«Не забудьте отключить»; издали стенгазеты «Друзья природы», «Витаминка», «Неболейка», «Береги свой дом»; изготовили макеты «Моя улица», «Главная дорога», «Пожарная часть»; участвовали в конкурсах семейного и детского творчества «Отходы в доходы», «Один дома», «Зеленая планета».

Реализация задач такого объемного и не всегда доступного для детей дошкольного возраста направления возможна, если исполь-

зовать в совместной деятельности с детьми интересные формы работы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка, его творческий потенциал и возможности. ■

Литература

1. Авдеева Н.Н. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. -СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 144 с.

2. Ананьев ВА. Основы безопасности дошкольников. - М.: Дашков и К, 2007. - 240 с.

3. Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.

4. Валишина Ф.Г. Воспитание дружеских взаимоотношений дошкольников. /vospitaniedr uzheskihvzaimootnosheniy.dock

5. Волобуева Л.М. Педагогические условия по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ // Управление ДОУ. - 2005. - № 7.

6. Григорович Л. Санитарное просвещение по профилактике детского травматизма // Гигиена и санитария. - 2008. - №7. - С. 29-34.

7. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности : сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. -192 с.

8. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 251 с.

9. Ляудис В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Под ред. В.Я. Ляудис. -М., 1984. - С. 64-73.

10. Мезенина Ю.П. Специфика и формы организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста / Консультация для воспитателей детского сада / http://dohcolonoc.ru

11. Проект «ФГОС дошкольного образования». - С. 18.

12. Титова Н.И. Организация сообщества детей дошкольного возраста как условие развития их коммуникативной компетентности // Детский сад: теория и практика. - 2013. - №3. - С. 67.

Статья поступила в редакцию 19.04.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.