Проектирование инновационной модели образования в области безопасности периода дошкольного детства
Погодаева М.В.,
кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности ФГБО ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет»,
Иркутск, Россия
Аннотация. В статье раскрывается методология проектирования образования дошкольников в области безопасности жизнедеятельности. Предлагается инновационная модель образования в рассматриваемой области периода дошкольного детства. Рассматривается организационно-методическое обеспечение данной модели.
Проблемы безопасности, и тем более безопасности детей в современном мире не теряют своей актуальности, а напротив, приобретают все большую остроту в связи с ростом числа социальных, природных и техногенных рисков. Основанием решения этих проблем должно стать образование в области безопасности на всех этапах жизни человека, воспитание личностных качеств, позволяющих человеку гармонично сосуществовать в природе и обществе.
Анализ современных исследований, посвященных решению актуальных проблем безопасности ребенка, показал, что, несмотря на оригинальность подходов и концепций к формированию культуры безопасности у детей младшего возраста (Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л., Стеркина, 2002, Храмцова Т.Г. 2005), в них не нашла отражения проблема разработки методологии проектирования образования в области безопасности дошкольников, безопасной образовательной среды. Методология проектирования образования дошкольников в области безопасности жизнедеятельности -это совокупность подходов, принципов, методов и средств проектирования образования в области безопасности. Проектирование образовательного пространства безопасной жизнедеятельности должно обеспечивать взаимодействие культурологического, деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению.
Культурологический подход основывается на аксиологии - учении о ценностях - и гуманистической психологии. Ведущими ценностями при воспитании и обучении дошкольников мы определяем жизнь и здоровье ребенка, его родных и близких, жизнь каждого живого существа. Культурологический подход определяет связь человека с культурой как системой ценностей.
На основании культурологического подхода происходит воспитание культуры безопасности жизнедеятельности. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста -это целенаправленный и систематический процесс воспитания ценностного отношения к жизни, гуманного взаимодействия со всеми ее компонентами, развития знаний и навыков безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, способности к рефлексии, необходимых ему для успешной адаптации в условиях высокого природного, техногенного и социального риска. Именно культурологический подход определяет стратегические цели образования в области безопасности дошкольников, формы, методы и средства достижения цели.
Личностно-ориентированный подход. Одной из основных задач обучения и воспитания в области безопасности является формирование качеств личности безопасного типа: ответственности, самостоятельности, творческой активности. Педагогическая деятельность должна быть подчинена цели максимального создания условий для развития творческой активности, самобытной и самостоятельной личности
ребенка, раскрытию его потенциала. В рамках личностно-ориентированного подхода к обучению безопасности ребенок рассматривается как равноправный участник образовательного процесса, расширяется степень его свободы, развиваются индивидуальные способности, реализуются интересы . Педагогический процесс организуется как субъект-субъектный и ориентирован на развитие личностных качеств каждого ребенка. Участники педагогического процесса - две стороны: тот, кто воспитывает, и тот, кого воспитывают. При этом педагогический процесс эффективен лишь при условии активности и того, кто воздействует, и того, на кого он направлен. В рамках этого подхода остаются актуальными идеи русской классической педагогики: о значении самосовершенствования личности в условиях несовершенной жизни и о воспитании "внутреннего человека". Содержание и методы обучения должны соответствовать собственным, природным закономерностям и особенностям психического развития конкретного ребенка: духовного, интеллектуального, эмоционального, личностного. При этом приоритет отдается развитию духовно-нравственных основ психики ребенка.
Деятельностно-рефлексивный подход. Освоение способов безопасного взаимодействия в окружающей среде возможно только в процессе разнообразной деятельности, поэтому процесс обучения основывается на совместной со взрослыми, а затем и самостоятельной деятельности ребенка. Ведущей деятельностью на данном возрастном этапе является игра. В ходе игры ребенок познает и осознает мир, формирует свое отношение к нему, проживает самые разнообразные ситуации. Формирование основ культуры безопасности, навыков безопасного поведения в различных ситуациях происходит посредством включения содержания образовательной области «Безопасность» в многообразные виды деятельности ребенка. В зависимости от возраста и от индивидуально-типологических особенностей детей, это в первую очередь разнообразная игровая деятельность. На этапе дошкольного образования овладение игровой деятельностью является условием познания окружающего мира и формирования коммуникативных навыков. В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, в ходе которого ребенок может реализовать свои интересы, потребности, мотивы. Игровая деятельность является одним из важных условий, стимулирующих ребенка к активным действиям, эмоциональным проявлениям, установлению многообразных связей с окружающим миром . В содержание игры включены вопросы и задания, которые требуют активизации мыслительной деятельности, творчества, самостоятельного принятия решений. Воспитатель предлагает детям разыграть сказки «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Колобок», вместе с детьми участвует в разрешении возникшей проблемы, обсуждает различные варианты развития событий, дети сами придумывают, как могли бы развиваться события, если бы главные герои вели себя осторожнее, были внимательны, знали возможные опасности. Воспитатель предлагает ребятам сыграть новую, более оптимистичную историю, где те же герои уже имеют опыт столкновения с опасностью. В ходе обучающей игры используются ситуации, требующие наличия практических навыков: пожар в доме, наводнение, землетрясение, встреча с незнакомыми людьми, встреча с опасными животными, поход в лес, правила поведения на дорогах и др. Эмоциональные переживания, которые ребята испытывают во время игры, помогают оценить и осмыслить ситуацию, сформировать оптимальный алгоритм поведения. Игра - отличная возможность для ребенка проверить себя, потренироваться и одновременно выявить наиболее характерные ошибки, она позволяет подготовить дошкольников к правильным и умелым действиям в реальных ситуациях. Чтение художественных произведений (К.Чуковского, С.Михалкова, С.Маршака, А. Барто, Н.Носова, К.Ушинского и др.) дает неограниченные возможности обратить внимание ребенка на вопросы безопасности, обсудить с ним взаимоотношений между персонажами, пробудить его эмоции и воображение, стимулировать мышление.
Обучение безопасной жизнедеятельности происходит также в ходе познавательно-исследовательской деятельности (наблюдение, экспериментирование, беседы), музыкально-художественной (чтение художественной литературы, театральная деятельность, развлечения), физкультурной (подвижные игры, игры-эстафеты), коммуникативно-познавательной (экскурсии, обсуждения, тренинги), продуктивной (конструирование, рисование), трудовой (правила безопасного обращения с предметами) (Погодаева М.В.,2012).
В ходе направленной совместной деятельности происходит воспитание культуры взаимодействия с другими людьми, контакт с природными объектами позволяет привить основы экологической культуры, деятельность в многообразной предметно-развивающей среде учит видеть опасности и давать им оценку. Такое обучение позволяет приобрести опыт действий в опасных ситуациях, опыт взаимодействия детей друг с другом и с предметной средой. Роль педагога в этом процессе состоит в том, чтобы направлять деятельность ребенка, окультуривать его субъективный опыт, переводя его знания в практические навыки безопасного взаимодействия с окружающим миром. Таким образом, содержание образования должно реализовываться как деятельностное, нацеленное на освоение детьми способов деятельности в различных ситуациях, в том числе и опасных для жизни и здоровья. Активная деятельность позволяет осмысливать полученные знания, осуществлять их анализ и переносить на реальные условия, в соответствии с которыми корректировать полученную информацию.
Рассмотрение и осмысление этих аспектов проблемы образования в области безопасности периода дошкольного детства позволило бы повысить адаптивность детей к существующим в современном мире опасностям и рискам.
Инновационная модель образования в области безопасности включает в себя цели и результат образования, подходы и принципы обучения дошкольников безопасности, субъектов образовательного процесса, содержание, педагогические технологии, с помощью которых организуется обучение и воспитание: методы, формы, средства обучения (рисунок 1).
к
с
о
ь
га
н
С
О
о
ш
га
X
а>
Ю
О)
а
0)
к
ш
1-
а
>5
а>
сг _
о
г
5
га
м
ш
Ф
О
X н
•X. <Х>
ю
о 1-
а>
?
ю
>.
О
Социальный заказ общества на снижение природных, техногенных и социальных рисков
дошкольников
_
цели образования е области безопасности
■Ч
воспитание основ культуры безопасности и ценностного отношения к жизни и здоровью
Т
формирование основ экологической Культуры
формирование качеств личности безопасного типа
подходы и принципы к образованию дошкольников в области безопасности
подходы:
кул ьту рол о гич е ск и й, деятельностный, личностно-ориентированный
принципы: адаптивности, а нтропо-экологический, психологический, интегративности, п ри р одос сюб ра зн ости
содержание обучения и
воспитания в ДОУ в области безопасности
Личнал безопасность. П с ихол о ги ч ее к ая безопасность. Безопасность е чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Пожарная безопасность. Безопасность в быту. Безопасность на транспорте. Экологическая безопасность. Здоровье сбережение. Я гражданин. Правовая защищенность.
формы, методы и средства обучения безопасности в ДОУ
формы: сюжнтно-
ролевая игра, дидактическая игра, экскурсии, занятия
методы: налядные, словесные, практические
средства - это предметно-развивающая среда безопасной
жизнедеятельности: книги, раскраски и др.; модели, обучающие дидзктические игры, наглядно-демонстрационный материал, макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, средства индуальной защиты, муляжи овощей, фруктов, рисунки животных, растений, комплексы занимательных игр, технические средства обучения и упражнений
с
о х о ш г
я с
3 0"
4
тз
Е а
и о
ш о X
о о
Рис. /.Инновационная модель образования дошкольников в области безопасности
жизнедеятельности
Цели образования дошкольников в области безопасности определены потребностью общества и каждого человека в снижении рисков для жизни и здоровья детей. Инновационные изменения в образовательной модели направлены на развитие здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе, закрепление здоровьеформирующих привычек, развитие ответственности по отношению к себе, другим людям, природе, формирование личностных качеств, позволяющих принимать решения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Основной целью образования и воспитания в области безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста мы выделили формирование основ культуры безопасной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста через:
• воспитание ценностного отношения к жизни и здоровью;
• формирование основ экологической культуры необходимых ребенку для гармоничного взаимодействия с окружающим миром;
• развитие представлений о мире людей и природы и своем месте в этом мире;
• формирование качеств личности безопасного типа;
• развитие знаний о правилах безопасного поведения в различных ситуациях;
• выработку навыков безопасного взаимодействия с людьми и окружающей средой,
• формирование ответственного отношения к своим действиям, которые лежат в основе безопасного поведения;
• овладение умениями применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности;
• формирование умения осуществлять рефлексию;
• применение современных форм, методов обучения и воспитания, направленных на формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности дошкольников;
• создание предметно-развивающей среды для обучения детей правилам безопасного взаимодействия с окружающим миром.
Под культурой безопасности мы понимаем интегративные качества личности, позволяющие человеку безопасно взаимодействовать с обществом и природой не нанося ущерба биосфере, оценивать существующие риски и адекватно на них реагировать.
Исходя из целей, можно констатировать, что образование в области безопасности жизнедеятельности дошкольников должно быть направлено не только на процесс получения знаний, а в первую очередь на формирование личностных качеств, позволяющих не растеряться в экстремальной ситуации и активно действовать в случае появления опасности.
Для реализации поставленной цели необходимо педагогическое проектирование образования дошкольников в области безопасности, которое обеспечит возможность формирования у детей культуры безопасности, с учетом существующих и вновь возникающих рисков, и позволит реализовать актуальные потребности и индивидуальные способности ребенка.
Ведущую роль в формировании культуры безопасности играет та образовательно-развивающая среда, в которой развивается ребенок. Среда порождает сознание ребенка, а сознание определяет его взаимодействие со средой. Проектирование среды для развития культуры безопасности в дошкольном учреждении создает предпосылки для воспитания у дошкольников безопасного поведения, выражающегося в умении предвидеть опасности и избегать их, устанавливать доброжелательные отношения с детьми и взрослыми, сохранять и поддерживать свое здоровье, соблюдать гигиенические правила. Игнорирование условий формирования культуры безопасности при проектировании педагогического процесса увеличивает факторы риска для здоровья и жизни детей.
По мнению В.И. Слободчикова, образовательная среда это динамическое образование, продукт развития культуры и образования, характеризующийся насыщенностью (ресурсами) и структурированностью (организацией) (Слободчиков В.И.,2000). С одной стороны она порождается культурными традициями и закономерностями развития культуры, с другой стороны - она же и определяет формирование этой культуры у ребенка. Реализация способностей и возможностей человека в разных видах жизнедеятельности есть не что иное, как его индивидуальная культура.
Психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте системы «человек — окружающая среда» (Панов В.И.,2004). При этом образовательная среда должна создавать систему педагогических и психологических условий, которые позволяют реализовать ребенку свои интересы, развивать индивидуальные способности, в соответствии с природными задатками. Образовательная среда должна быть направлена на применение образовательных технологий, соответствующих психологическим и физиологическим закономерностям развития ребенка, овладение ведущей (в данном случае игровой ) деятельностью как условием познания мира и адаптации к возможным угрозам.
Предметно-развивающая среда безопасной жизнедеятельности должна создавать условия для познания мира и опасностей в нем присутствующих, быть направленной на развитие эмоциональной и духовно-нравственной сферы ребенка. Более того, в дошкольном возрасте есть все предпосылки для развития именно этих сторон личности ребенка. Малыши, как правило, высоко эмоционально чувствительны. Помочь ребенку заметить и понять чувства другого, научить его сопереживать и сострадать чужой боли,
радоваться вместе с другими, научить его милосердию - вот актуальнейшая задача педагога дошкольного воспитания. Исходя из экологического подхода Дж. Гибсона, окружающая среда это возможности окружающего мира для удовлетворения потребностей человека (Гибсон, Дж,1988). Таким образом, Дж. Гибсон указывает на связь и взаимообусловленность характеристик окружающей среды с потребностями человека. Для того чтобы использовать возможности среды, соответствующие потребностям ребенка и, таким образом, мотивирующие его деятельность, ребенок проявляет соответствующую активность, направленную на удовлетворение потребности и в тоже время на саморазвитие (Панов В.И., 2004). Ведущими потребностями малыша выступают биологические и социальные потребности: потребность в движении, в безопасности, познавательные потребности, потребность в общении. Именно на удовлетворение этих потребностей ребенка должна быть направлена предметно-развивающая среда: соответствовать требованиям физической и психологической безопасности, быть приспособленной для двигательной активности, гибкой, многофункциональной, разнообразной и насыщенной книгами, рисунками, играми, предметами декоративно-прикладного искусства, предметами, с которыми ребенку будет интересно и полезно играть, в то же время соответствовать возрастным особенностям и физиологическим потребностям ребенка. В такой среде ребенок включается в самостоятельную познавательную деятельность, активно исследует взаимосвязи в окружающем мире, устанавливает их причины и последствия. Ребенку предоставляется свобода в выборе деятельности в соответствии с его интересами и возможностями. Отношения педагога и ребенка должны основываться на взаимоуважении, позитивном, доброжелательном взаимодействии.
Содержание образования в области безопасности должно охватывать все сферы жизнедеятельности ребенка, включать различные стороны его взаимоотношений с окружающим миром.
Соответственно этому, образовательная технология и образовательная среда в целом должны создавать условия, соответствующие возрастными и индивидуально-психологическими особенностям ребенка и необходимые для формирования основ культуры безопасности.
Литература
1. Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л., Стеркина, Р.Б.2002. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб.
2. Панов В.И. 2004.Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.
3. Погодаева М.В. 2012. Формы организации деятельности при обучении дошкольников безопасности //В мире научных открытий: Проблемы науки и образования. №5.4 (29). С.54-68.
4. Гибсон Дж. 1988. Экологический подход к зрительному восприятию.М.
5. Храмцова Т.Г. 2005. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. М.
6. Слободчиков В.И.2000.0 понятии образовательной среды в концепции развивающего образования 2000// 2ая Российская конференция по экологической психологии. (Москва, 12-14 апреля 2000 года). М. С. 172-176.