Модель безопасной образовательной среды дошкольного учреждения
Бандура Т. А.,
заведующая ДОУ№ 477 ФГБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад № 477», Новосибирск, Россия
Аннотация. В статье представлена модель безопасной образовательной среды, включающая в себя обеспечение безопасных условий пребывания детей в дошкольном учреждении, профессиональной деятельности сотрудников ДОУ. В модель безопасной среды входит профилактика рисков физической и психологической безопасности детей, предотвращение потенциальных угроз техногенно-криминалистического характера и сохранение жизни и здоровья участников образовательного процесса: пожарная безопасность; профилактика дорожно-транспортного травматизма;
антитеррористическая деятельность, гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций.
Массовые заболевания и отравления, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-транспортные происшествия, бытовые несчастные случаи, гибель детей в образовательных учреждений во время пожаров - всё это оборачивается невосполнимыми потерями жизни и здоровья детей. Именно этим определяется важное место и роль обеспечения безопасности образовательных учреждений в системе национальной безопасности России. Так вопросы безопасности, охраны труда и здоровья актуальны и отраженны в (ФЗ № 273) "Об образовании в Российской Федерации. В статье 28 обозначены компетенции, права и обязанности и ответственность образовательной организации. Ст.41 включает в себя охрану здоровья обучающихся. В ст.48 ФЗ № 273 обозначена ответственность и обязанность педагогических работников за формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жжизни.
После введения ФГОС ДО изменился подход к проблеме безопасности. В неё входят не только понятия охраны жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ, но и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. Таким образом, приоритетность обеспечения безопасного образовательного пространства ДОУ очевидна - она является одной из важнейших составляющих деятельности образовательного учреждения.
Анализ работы нашего ДОУ за 2012-2013 учебные годы показывает низкий уровень (35%) сформированности у детей представлений о безопасном поведении и недостаточный уровень ответственности родителей за жизнь и здоровье детей, что подтверждается результатами диагностики, беседами с дошкольниками и наблюдениями за ними. Исходя из анализа мониторинга, включающего разные показатели (анализ статистики детского травматизма и происшествий с детьми в дошкольном учреждении, анализ состояния материально-технической и учебно-методической базы ДОУ, кадрового потенциала, анализ диагностики знаний детей в области безопасности) была разработан проект на 2014 - 2016 учебные годы «Детский сад «Сибирячок» - безопасное образовательное пространство».
Цель проекта: создание безопасного образовательного пространства
В ходе реализации проекта решаются следующие задачи:
1. Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно- правовых, методических и иных
локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства.
2. Разработать модель безопасной образовательной среды дошкольного учреждения.
3. Привести в соответствие с санитарно-гигиеническими требования и требованиями безопасности материально-техническую базу и предметно-развивающую среду в ДОУ.
4. Внедрить в практику работы дошкольного учреждения программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной.
5. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в практике современных программ, технологий по основам безопасности жизнедеятельности.
6. Повысить качество работы по взаимодействию с родителями воспитанников по формированию мировоззрения, ориентированного на приоритетное значение безопасности.
7. Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения
8. Предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса.
9. Профилактика производственного травматизма.
10. Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима.
11. Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Концептуальной основой проекта является: организация безопасности в образовательном учреждении, обеспечивающая возможность заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в образовательном процессе. Девизом проекта стали тезисы: предвидеть, научить, уберечь.
На наш взгляд новизна проекта заключается в обеспечении комплексного подхода к решению задач по безопасности образовательного пространства ДОУ. Комплексная безопасность дошкольного образовательного учреждения - это совокупность мер и мероприятий, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и воспитанников к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.
Разработанная модель безопасной образовательной среды ДОУ направлена на решение задачи с разных сторон, так как проблема безопасности образовательной среды имеет различные аспекты
Модель безопасности ДОУ включает в себя: 1. Работу по обеспечению охраны образовательного учреждения.
Охрану учреждения осуществляют собственные сотрудники. Разработан пакет документов:
• список должностных лиц, педагогического состава и обслуживающего персонала образовательного учреждения;
• список должностных лиц, имеющих право разрешения пропуска посетителей;
• список должностных лиц, имеющих право разрешения на ввоз (внос) или вывоз (вынос) имущества;
• рабочая тетрадь;
• инструкция по охране объекта;
• инструкция по пожарной безопасности;
• памятки по действиям при угрозе проведения террористических актов и обнаружения подозрительных предметов, о правилах обращения с анонимными материалами, о правилах ведения телефонных разговоров с террористами;
• журнал приема и сдачи дежурства;
• журнал выдачи ключей;
• журнал регистрации посетителей;
• журнал регистрации автотранспорта;
• список автомобилей, имеющих право въезда на территорию образовательного учреждения;
• график дежурства должностных лиц;
• график дежурства сторожей;
• список телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, аварийных служб.
Обеспечение сторожей справочными, инструктивными и методическими документами позволяют оперативно и правильно выполнять охранные функции.
Организация инженерно-технической укрепленности объекта: по периметру территории имеется ограждение, освещение территории ДОУ по периметру.
2. Работу по антитеррористической защищенности и противодействию терроризму и экстремизму:
• проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
• непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;
• организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью.
Основанием для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности учреждения, противодействию терроризму и экстремизму является приказ заведующей.
Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:
■ Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности»;
■ Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
■ Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;
■ Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1999 года № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
■ другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, приказы Управления образования.
Опираясь на эти документы, в учреждении разработан пакет документов по организации работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения:
• Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) образовательного учреждения;
• План обеспечения комплексной безопасности на учебный год;
• Инструкции, памятки.
3. Пожарная безопасность
Основная концепция и требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Федеральном законе РФ от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральном законе РФ от 11.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Указом Президента РФ от 21 сентября 2002 года № 1011 «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Обеспечение пожарной безопасности включает:
• соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;
• обеспечение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами;
• неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности;
• совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;
• перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;
• поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
• содержание подвальных и подсобных помещений в противопожарном состоянии.
Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами являются:
1. Приказ о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за пожарную безопасность.
2. Инструкция по пожарной безопасности - основной рабочий документ для пользования, в котором отражены практически все вопросы ПБ и действия в случае возникновения пожара.
3. Инструкция о мерах пожарной безопасности в пожароопасных помещениях учреждения.
4. Инструкция дежурному администратору по пожарной безопасности.
5. План эвакуации людей в случае пожара в учреждении.
6. Инструкция к плану эвакуации людей в случае пожара.
7. Памятка «Порядок действий при пожаре» (на каждом этаже и в каждой группе).
8. Выписки из Инструкции к плану эвакуации людей в случае пожара (на каждом этаже и в каждой группе).
Обеспечение ПБ конкретизируется в приказах заведующей по вопросам обеспечения безопасности в течение года в зависимости от конкретной обстановки. Главная цель по обеспечению ПБ в ДОУ - сохранение жизни и здоровья воспитанников и сотрудников за счет высокой степени противопожарного состояния учреждения, исключения предпосылок к возгоранию и возникновению пожара.
Регулярно проводятся занятия по основам пожарной безопасности, тренировки по эвакуации воспитанников и персонала. Составляется акт.
За последние годы наметилась положительная динамика по улучшению материально-технического обеспечения антитеррористических и противопожарных мероприятий: установлены кнопка тревожной сигнализации, автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения при пожаре, приобретены новые огнетушители.
4. Электробезопасность.
Основными нормативными документами, регламентирующими требования по электробезопасности, являются Правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП). Электрощитовые и электрические щиты освещения (ЩО). Входная противопожарная дверь в электрощитовую комнату постоянно закрыта на замок. На наружной стороне входной двери написано назначение помещения, место хранения ключей и нанесен предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение». Все электрические щиты освещения (ЩО) постоянно закрыты на замки. На наружной стороне дверей электрощитов нанесено: порядковый номер щита, подаваемое на щит напряжение и предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение», а на внутренней стороне дверей электрощитов - однолинейная схема электроснабжения потребителей. Внутри электрощитов не должно быть мусора, скопления пыли и паутины. Требования к электросетям и электроустановочным изделиям. Светильники надежно подвешены к потолку и имеют светорассеивающую арматуру. Во всех помещениях имеются памятки, инструкции.
5. Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации
Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями. Такая подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека.
Так в нашем учреждении проводится плановая работа по вопросам ГО и ЧС, а также обучение сотрудников образовательного учреждения по ГО и ЧС.
В учреждении создан «Уголок гражданской обороны», который:
• поможет людям разобраться в сигналах оповещения, порядке действий при возникновении ЧС как мирного, так и военного времени;
• даст информацию о тех ЧС, которые могут возникнуть на территории края, города (района), на своем или соседнем объекте;
• ознакомит со способами и порядком защиты работников образовательного учреждения при возникновении ЧС;
• напомнит об основных способах оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
• ознакомит со структурой ГО, должностными лицами учреждения, которые отвечают за ее мероприятия, организуют работу по ГО и ЧС.
6. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях. Для решения задачи по воспитанию безопасного поведения у детей в образовательный процесс ДОУ внедрена программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы: Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева). В этот курс ОБЖ для дошкольников вошли шесть разделов, затрагивающих основные сферы жизни ребёнка. Включает систему развивающих заданий для детей старшего дошкольного возраста. Задания предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, тренинги, занятия, беседы) и направлены на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.
7.Наглядная агитация, пропаганда.
В образовательном учреждении ведется разработка и выпуск инструкций, памяток, брошюр на темы «Первая медицинская помощь», «Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации», «Терроризм - угроза обществу» и др. Приобретаются наглядные пособия, учебно-методическая литература. В фойе оформлены стенды: «Внимание - терроризм», «ГО ЧС». Организация дней открытый дверей, просмотров занятий. Информационные проспекты: «Осторожно! Качели!. Папки -передвижки: «Осторожно: сосульки!», «Будьте бдительны!», «Безопасность на спортивной площадке», «Ребёнок один дома» и др. Разработка памяток по организации безопасного поведения при организации игр с песком, снегом, с мячом, при катании с горки и др.
8. Взаимодействие с правоохранительными органами
ДОУ постоянно взаимодействует с правоохранительными органами. Сотрудники регулярно посещают учреждение, проводят проверку объекта с составлением акта обследования антитеррористической укрепленности образовательного учреждения. Проводят лектории, беседы с администрацией, педагогическими и техническими работниками, в ходе которых разъясняют порядок действий при получении информации о возможности совершения террористических актов, нарушении общественного порядка, совершении преступлений, обнаружении взрывных устройств и других подозрительных предметов, при появлении лиц, замышляющих совершение преступлений.
9. Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма включает:
• разработку и реализацию планов по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;
• воспитание у детей культуры безопасного поведения на улицах и дорогах города;
• организацию взаимодействия педагогического коллектива с ГИБДД;
• привлечение родительской общественности к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
• создание учебно-материальной базы по обучению правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах города;
• разработку методических документов по соблюдению ПДД;
10. Психологическая безопасность.
Психологическая безопасность — такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка.
В нашем детском саду для психологической разгрузки проведена работа по созданию в каждой группе психологических уголков - уголков уединения, в которых ребенок может отдохнуть от шума группы, порисовать, полистать детские журналы книги, поиграть с любимой игрушкой, послушать музыку и др.
На психосоматическое состояние ребенка оказывает влияние эмоциональное состояние педагога, стиль его общения с детьми. Педагоги имеют возможность освоить и внедрить с воспитанниками методические приемы и психокоррекционные методы, способствующие сохранению психического здоровья и предупреждению психоэмоциональных перегрузок у дете.
Для обеспечения психологической безопасности ребенка разработана система мероприятий:
- профилактика психоэмоционального состояния ребенка средствами физического воспитания: гимнастика, массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры;
- работа с природными материалами — глиной, песком, водой, красками. арттерапия (лечение искусством, творчеством) увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма;
- музыкальная терапия — регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах. Положительное влияние на развитие творческих способностей оказывает театрализованная деятельность. Дети полностью погружаются в роль;
- предоставление ребенку максимально возможных в этом возрасте самостоятельности и свободы;
- расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми; создание развивающей предметно-пространственной среды.
11. Предметно-развивающая среда.
Согласно ФГОС ДО она должна быть безопасной. ДОУ предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда - это внутреннее оформление помещений. Макросреда - это ближайшее окружение детского сада (участок, экологическая тропа, зимний сад, огород, уголок леса, цветники, стадион, площадка по
БДД).
В нашем дошкольном учреждении оборудование помещений безопасно, здоровье сберегающее, эстетически привлекающее и развивающее.
Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «зоны», «уголки»), оснащенные развивающим материалом (книги, игрушки, материалы для творчества и т.п.). Все предметы доступны детям, находятся на уровне роста ребёнка.
Требования к безопасной среды в группе отражены в разработанных паспортах безопасности. В каждой группе имеется такой паспорт, который включает в себя антропометрический данные детей, наличие инструкций и памяток по охране труда; наличие журнала проведения генеральных уборок; дидактический, наглядный, методический материал, игры, атрибуты для оснащения предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Безопасное расположение мебели, стеллажей; наличие маркировки. Наличие журнала по соблюдению санитарно-эпидемиологические правил и нормативов СанПиН2.4.1.3049-13.
Наличие паспортов группы даёт возможность педагогам группы проводить самообследование развивающего пространства на предмет безопасности, а руководству ДОУ - контроль.
Таким образом, модель безопасного образовательного пространства ДОУ интегрирует все элементы системы безопасности и обеспечивает, на наш взгляд, эффективность решения проблемы безопасности.
Литература
1. Безопасность дошкольного образовательного учреждения: Сборник материалов для руководителей образовательных учреждений. -- М.: МИОО, 2005.
2. Волобуева Л.М. Организация охраны труда в ДОУ: правовой аспект. Управление ДОУ № 7- 2005 год.
3. Лукина Л.И. Безопасность дошкольного образовательного учреждения Управление ДОУ, Москва, 2007 год.
4. О пожарной безопасности/ Федеральный закон от 21.12.1994 г № 69-ФЗ (ред.от 09.05.2005 г)
5. Об основах охраны труда в Российской Федерации / Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181 -ФЗ (с изменениями от 09.05.2002 г)
6. Петров С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. -- М.: НЦ ЭНАС, 2006.
7. Погребняк Л.П. Охрана труда и технической безопасности в образовательном учреждении. Управление ДОУ, № 7- 2005 год.
8. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".
9. СанПиН 2.4.1.3049-13.Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 29 мая 2013 г.
10. Сантаева Т.С. Безопасность детей и взрослых. Управление ДОУ, № 3- 2004 год.
11. Худик В.А., Тельнюк И.В. Организация условий безопасности жизнедеятельности дошкольников // Детский сад. -- 2006.