Научная статья на тему 'Обеспечение комплексной безопасности в дошкольной организации'

Обеспечение комплексной безопасности в дошкольной организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
495
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА / КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ЗАЩИТА ДЕТЕЙ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ОХРАНА ТРУДА / ОТВЕТСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / АТТЕСТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ / PRESCHOOL EDUCATION / SAFE ENVIRONMENT / INTEGRATED SAFETY / SAFETY / CHILD PROTECTION / TECHNICAL MEANS / LABOR PROTECTION / RESPONSIBLE POSITION / PEDAGOGICAL METHODS / REGULATIONS / CERTIFICATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / SAFETY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карьёнов Сергей Рудольфович, Фалько Светлана Николаевна

В статье раскрываются основные аспекты деятельности по формированию безопасной среды в дошкольных организациях. Представлена картина современных реалий, требующих непосредственного анализа и проведения мер для создания безопасного комфортного пространства на разных уровнях взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса. Актуальность всех ресурсотрудозатрат, направленных на создание и поддержание на должном уровне системы комплексной безопасности подтверждается напряженной социально-бытовой обстановкой в стране и в мире. Социальные, техногенные, природные и другие типы распространенных чрезвычайных ситуаций обуславливают приоритетность направления по организации безопасной среды в образовательных организациях. Рассматривается широкий комплексный подход по созданию эффективных мер по предотвращению негативных воздействий антропогенного и природного характера, достижение комфортных условий для жизнедеятельности населения в дошкольном учреждении. Подробно представлены основные аспекты создания системы безопасности жизнедеятельности и здоровья сотрудников и воспитанников ДОУ. Определены цели, задачи и приоритетные направления в работе ДОУ, направленные на организацию эффективной системы безопасности, затрагивающей широкий спектр факторов, начиная от рассмотрения вопроса на педагогических советах и заканчивая подготовкой специальных методических пособий для сотрудников ДОУ, воспитанников и их детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPREHENSIVE SECURITY IN THE PRESCHOOL

The article reveals the main aspects of the work on the formation of a safe environment in pre-school organizations. A picture of modern realities is presented, requiring direct analysis and carrying out measures to create a safe comfortable space at different levels of interaction between all participants in the educational process. The relevance of all resource and labor costs aimed at creating and maintaining at the proper level the integrated security system is confirmed by the tense social situation in the country and in the world. Social, technological, natural and other types of common emergency situations determine the priority of the direction for the organization of a safe environment in educational institutions. A broad integrated approach to the creation of effective measures to prevent the negative impacts of anthropogenic and natural character, the achievement of comfortable conditions for the life of the population in preschool institutions is considered. Details presented the main aspects of creating a system of life safety and health of employees and pupils of DOU. Defined goals, objectives and priorities in the DOE, aimed at organizing an effective security system, affecting a wide range of factors, ranging from consideration of the issue on the pedagogical councils and ending with the preparation of special teaching aids for the staff of the DOW, pupils and their children.

Текст научной работы на тему «Обеспечение комплексной безопасности в дошкольной организации»

педагогические науки

Карьёнов Сергей Рудольфович, Фалько Светлана Николаевна ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ...

УДК 37

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0038

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2019

Карьёнов Сергей Рудольфович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивной медицины Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (105122, Россия, Москва, Сиреневый бульвар, дом 4, e-mail: sergei.karjenov@yandex.ru) Фалько Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления сестринской деятельности и социальной работы Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (119991, Россия, Москва, ул. Трубецкая 8, стр.2., e-mail: falk-13@yandex.ru)

Аннотация. В статье раскрываются основные аспекты деятельности по формированию безопасной среды в дошкольных организациях. Представлена картина современных реалий, требующих непосредственного анализа и проведения мер для создания безопасного комфортного пространства на разных уровнях взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса. Актуальность всех ресурсо- трудозатрат, направленных на создание и поддержание на должном уровне системы комплексной безопасности подтверждается напряженной социально-бытовой обстановкой в стране и в мире. Социальные, техногенные, природные и другие типы распространенных чрезвычайных ситуаций обуславливают приоритетность направления по организации безопасной среды в образовательных организациях. Рассматривается широкий комплексный подход по созданию эффективных мер по предотвращению негативных воздействий антропогенного и природного характера, достижение комфортных условий для жизнедеятельности населения в дошкольном учреждении. Подробно представлены основные аспекты создания системы безопасности жизнедеятельности и здоровья сотрудников и воспитанников ДОУ. Определены цели, задачи и приоритетные направления в работе ДОУ, направленные на организацию эффективной системы безопасности, затрагивающей широкий спектр факторов, начиная от рассмотрения вопроса на педагогических советах и заканчивая подготовкой специальных методических пособий для сотрудников ДОУ, воспитанников и их детей.

Ключевые слова: дошкольное образование, безопасная среда, комплексная безопасность, обеспечение безопасности, защита детей, технические средства, охрана труда, ответственная позиция, педагогические методики, нормативно-правовые акты, аттестация образовательного учреждения, управление безопасностью

THE COMPREHENSIVE SECURITY IN THE PRESCHOOL

© 2019

Carenow Sergey Rudolfovich, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of sports medicine Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism (105122, Russia, Moscow, Lilac Boulevard, 4, e-mail: sergei.karjenov@yandex.ru) Falko Svetlana Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of nursing and social work First Moscow State Medical University I. M. Sechenov (119991, Russia, Moscow, St. Trubetskaya, 8, p. 2., e-mail:falk-13@yandex.ru)

Abstract. The article reveals the main aspects of the work on the formation of a safe environment in pre-school organizations. A picture of modern realities is presented, requiring direct analysis and carrying out measures to create a safe comfortable space at different levels of interaction between all participants in the educational process. The relevance of all resource and labor costs aimed at creating and maintaining at the proper level the integrated security system is confirmed by the tense social situation in the country and in the world. Social, technological, natural and other types of common emergency situations determine the priority of the direction for the organization of a safe environment in educational institutions. A broad integrated approach to the creation of effective measures to prevent the negative impacts of anthropogenic and natural character, the achievement of comfortable conditions for the life of the population in preschool institutions is considered. Details presented the main aspects of creating a system of life safety and health of employees and pupils of DOU. Defined goals, objectives and priorities in the DOE, aimed at organizing an effective security system, affecting a wide range of factors, ranging from consideration of the issue on the pedagogical councils and ending with the preparation of special teaching aids for the staff of the DOW, pupils and their children.

Keywords: pre-school education, safe environment, integrated safety, safety, child protection, technical means, labor protection, responsible position, pedagogical methods, regulations, certification of educational institutions, safety management

Безопасность жизнедеятельности человека давно стала проблемой общемирового значения. ООН считает, что этот вопрос необходимо включить в число ключевых приоритетов в научно-исследовательской деятельности. По данным статистических исследований, только в России от катаклизмов природного и техногенного характера каждый год гибнет население целого города в 300 000 жителей, а свыше 100 000 обречены на инвалидность или серьезные проблемы со здоровьем.

В число приоритетных задач в области государственной политики всегда входило обеспечение защиты населения от отрицательных последствий природного и антропогенного типа, достижение приемлемого уровня в комфортности условий проживания и жизнедеятельности человека [1].

Детям и молодежи в нашей стране присвоен специальный статус и право на защиту. Безопасность детей и

молодежи на всех уровнях в РФ всегда занимала значительное внимание на государственном уровне.

Национальное законодательство РФ основано на стандартах международного права, определяющих проблемы социальной защиты детей и молодежи. Основные положения закреплены в таких законодательных актах, как Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.), Конвенции о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей (1980 г.), Конвенции о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления (1993 г.), Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974 г.) и др.

Государственная политика в области обеспечения социальной защиты детей и молодежи закреплена в статьях Конституции РФ, федеральных законах РФ «Об основ-

Carenow Sergey Rudolfovich, Falko Svetlana Nikolaevna THE COMPREHENSIVE SECURITY ...

pedagogical sciences

ных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др., в Гражданском, Семейном, Уголовном кодексах и др. Выражением стратегически важности проблемы социальной безопасности человека в современной России стало принятие Концепции и Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, где вопросам безопасности детей и молодежи уделяется особое внимание.

Очевидным фактом является то, что именно образованию принадлежит важнейшая роль в области обеспечения государственной безопасности, начиная от жизнедеятельности граждан и заканчивая общегосударственной обороной.

Реалии современного общества прекрасно демонстрируют необходимость в наличии серьезной подготовки по технике безопасности среди населения. Это налагает особую ответственность на сферу обучения аспектам безопасного образа жизни сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников в непростых условиях социальной, техногенной, природной и экологической сферах.

Согласно федеральному закону «Об образовании» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны быть приняты соответствующие меры, должные обеспечить защиту здоровья учащихся, проводить профилактические мероприятия, направленные на предупреждение риска возникновения опасных ситуаций, а также сотрудники учреждения должны уметь оказывать первую медицинскую помощь [2].

Современные дошкольные образовательные учреждения представляют собой сложно-организованную структуру, которая также включает в свой состав и различные объекты материально-технического обеспечения, а главным ее компонентом являются люди. Нет сомнений в том, что все факторы, окружающие людей в процессе трудовой деятельности, нуждаются в повышенном внимании, что создает острую необходимость в принятии ряда мер, направленных на обеспечение безопасности жизни воспитуемых и охрану труда сотрудников ДОУ всех категорий и типов.

В любом детском дошкольном учреждении существует сложная целостная система, в которой все участники, начиная от руководящих сотрудников и заканчивая техническими работниками, обязаны осознавать и нести ответственность в вопросах сохранения здоровья, жизни и безопасности детей, которых им доверили.

Основная проблематика безопасности в ДОУ может определяться потребностями современной системы российского образования дошкольного уровня, а также некоторыми противоречивыми факторами, присутствующими в данной сфере.

Чрезвычайно важное значение отводится и предварительной подготовке детей в области правил безопасного поведения, усвоения ими нужных навыков и умений, но в настоящее время нет должных образовательных программ, которые бы включали в себя обучение детей основным правилам безопасного поведения и жизнедеятельности в тех или иных условиях.

Есть острая необходимость в том, чтобы дети могли накапливать свой опыт безопасного поведения в бытовых условиях, но в то же время пока нет педагогических методик, включающих научное обоснование данного вопроса, направленного на создание у детей предпосылок для накопления этого опыта.

Вопрос безопасности тесно связан с целенаправленной деятельностью родителей, работников детсадов и недостаточно обоснованным и практикоориентирован-

ным уровнем знаний и умений, обеспечивающих должную подготовку педагогического состава.

В исследовании заведующей ДОУ № 477 ФГБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 477» из Новосибирска Бандура Т.А. были получены результаты, которые могут стать наглядным примером для многих дошкольных учреждений: «Анализ работы нашего ДОУ за 2012-2013 учебные годы показывает низкий уровень (35%) сформированности у детей представлений о безопасном поведении и недостаточный уровень ответственности родителей за жизнь и здоровье детей, что подтверждается результатами диагностики, беседами с дошкольниками и наблюдениями за ними» [3].

Разобравшись с рядом противоречий, можно точнее определить актуальную проблему - какие есть пути и возможности в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников детских садов.

Наумова Н. С., старший воспитатель ДОУ «Солнышко» из г. Первомайск Нижегородской области, предлагает целостный подход к решению проблемы безопасности: «Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников МАДОУ «Солнышко», родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь» [4].

Исходя из практического и теоретического опыта, можно выделить несколько направлений по обеспечению комплексной безопасности в ДОУ.

К числу ключевых задач в сфере обеспечения безопасности образовательного пространства относятся:

1. Изучение, анализ и реализация на практике тех аспектов в законодательной сфере РФ, которые касаются вопросов безопасности, разработки и внедрения нормативно-правовой, методической и прочей документации по созданию безопасного образовательного пространства.

2. Увеличение практического опыта межведомственных, комплексных и многоуровневых подходов.

3. Аттестация образовательных учреждений по вопросам создания медико- социальной, организационно-технической основы, обеспечивающей безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса;

4. Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований нормативно-правовых актов, отвечающих за создание здорового и безопасного пространства в рамках образовательного учреждения.

5. Соблюдение всех правил и инструкций по пожарной безопасности и противопожарному режиму.

6. Формирование устойчивого навыка безопасного поведения в условиях чрезвычайной ситуации.

7. Оснащение образовательных учреждений противопожарными и охранными комплексами, средствами защиты и пожаротушения.

8. Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения [5].

Управленческий компонент состоит в выполнении всех вышеперечисленных задач, аналитической работе и прогнозировании. Для ДОУ в первую очередь это основывается на:

1. Нормативно-правовом обеспечении

2. Научно-методическом сопровождении

3. Разработке методических рекомендаций

Обеспечение безопасности всех участников воспитательного процесса - задача, с которая поднимается перед всеми руководителями дошкольных образовательных учреждений [6]. Для эффективного разрешения поставленных задач есть необходимость в создании оптимальной структуры в системе управления ДОУ. Чтобы это было успешно реализовано, нужно обеспечить выполнение ряда предварительных мер:

педагогические науки

Карьёнов Сергей Рудольфович, Фалько Светлана Николаевна ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ...

1. Усовершенствовать механизм контроля и управления за сферой безопасности образовательного пространства.

2. Наладить оптимальное распределение обязанностей среди сотрудников.

3. Довести до оптимального уровня вопрос планирования мероприятий по безопасности образовательных процессов и механизма достижения конкретного результата в сфере создания безопасных условий в ДОУ.

4. Разработать и внедрить приемы мониторинга условия воспитания и обучения.

5. Организовать обучение по вопросу безопасности образовательного пространства и прививанию культуры безопасности целевых групп, куда входят руководители, медперсонал, воспитатели и воспитанники [7].

К следующему этапу отнесем организацию номенклатуры деятельности - формирование перечня нормативно-правовой документации - положений, приказов, инструкций по охране труда.

На базе требований нормативно-правовых актов и других законодательных предписаний разрабатываются организационно-распорядительные документы, представляющие собой правовые акты ДОУ, которые устанавливают правила поведения в рамках своей рабочей территории для всех сотрудников учреждения, направленные на обеспечение сохранения жизни и здоровья работников и воспитанников в отрезок времени, пока они находятся на территории ДОУ.

Основные вопросы ДОУ:

Физическая безопасность

Физическая безопасность - обеспечить правопорядок и антитеррористическую защищенность, безопасность при чрезвычайных ситуациях, охрана труда.

В ДОУ должны быть назначены ответственные лица, контролирующие работу по созданию и реализации безопасной среды для всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Большое значение имеет тщательно проработанный план действий, которым можно руководствоваться при наступлении чрезвычайной ситуации.

Необходимо разработать инструкции, которые будут содержать порядок взаимодействия с городскими службами спасения при ЧС.

Важно иметь специально разработанные методические пособия «Безопасность в дошкольных учреждениях» для всех сотрудников ДОУ [8].

Чтобы довести до автоматизма навыки по безопасному поведению в условиях ЧС нужно каждый месяц проводить учебно-тренировочные мероприятия и занятия по эвакуации детей и персонала учреждения для отработки нештатных ситуаций, связанных с террористической угрозой.

Составить план систематической проверки и обследования учреждения, включая прилегающую территорию, чтобы выявлять слабые места, проверить, насколько защищен периметр, убедиться в работоспособности сигнальной системы, проверить наличие посторонних объектов.

Категорически запрещается сдавать в аренду помещения ДОУ компаниям, которые ведут деятельность, не связанную с основным направлением ДОУ.

Охрана ДОУ осуществляется организацией, соответствующей нормам по разрешительной документации.

Пожарная безопасность

Вопрос пожарной безопасности длительное время не входил в число приоритетных направлений. В постперестроечный период в условиях тотальной экономии и недостаточного финансирования были чрезмерно изношены инженерные сети, пришли в плохое состояние технические системы.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством российской Федерации, норматив-

ными документами или уполномоченными государственным органом [9].

В ДОУ делается особый акцент на соблюдение требований по пожарной безопасности. Со стороны методической службы ДОУ должна проводиться работа с педколлективом по обучению дошкольников основам правил безопасности [10].

В рамках ее можно организовывать:

1. Семинары

2. Прорабатывать вопрос на педсоветах

3. Создать соответствующую развивающую среду

4. Разработать перспективное планирование по обучению воспитанников основам безопасного поведения.

5. Каждый месяц проводить «учебную тревогу» дл отработки действий в результате возникновения ЧС.

6. Создать мини-музей на тему пожарной безопасности.

7. Каждый год устраивать месячник пожарной безопасности.

8. Раз в месяц устраивать тренировку эвакуации сотрудников и воспитанников ДОУ на случай пожара [11].

Итак, можно сделать вывод, что понятие «безопасность в ДОУ» подраземевает не только вопросы организации защиты от ЧС (пожаров, катастроф, терактов и т.п.), но и такие факторы, как травматизм в быту, на транспорте, недоработки в сфере условий труда.

Кроме того, здесь важно акцентировать внимание на адекватной оценке внешних факторов и эффективно и оперативно реагировать на них. Только при одновременной слаженной работе всех факторов можно утверждать, что в ДОУ существует комплексная система безопасности.

Учитывая все вышеназванные аспекты, можно отметить две основных линии для работы в сфере обеспечения безопасности в ДОУ.

1. Обеспечение индивидуальной безопасности личности, в составе которой будут задействованы профилактические меры по попаданию в травматические физические и психологические ситуации, создание навыков безопасного поведения в разных ситуациях.

2. Работы по организации коллективной безопасности, которые предполагают создание защищенной территории, которая не будет источником опасности, с условиями комфортной среды для жизнедеятельности [12].

Вопросы обеспечения безопасности обусловлены не только оснащенностью объектов образования высокотехнологичными средствами, но и прежде всего человеческим фактором, т.е. грамотностью и компетентностью людей, отвечающих за безопасность, успешной и эффективной совместной работой с руководством и педагогами, степени подготовки воспитанников и персонала учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях [13].

Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства позволяет реализовать следующие положения:

1. Систематизация и разработка локальных нормативных актов в сфере обеспечения безопасности.

2. Накопление опыта комплексного и многоуровневого подхода при создании безопасного пространства.

3. Рост профессиональной компетентности сотрудников в рамках культуры безопасности.

4. Разработки и внедрение в практику: систему теоретических, практических занятий, а также учебно-методические материалы для детей, педагогов, родителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г ^ 198 - ФЗ (ред.от 09.05.2005 г).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273 «Об образовании в Российской Федерации.»

3. Бандура Т.А. Комплексный подход формирования безопасного образовательного пространства ДОУ. Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», Новосибирск, 2015 г.

Carenow Sergey Rudolfovich, Falko Svetlana Nikolaevna THE COMPREHENSIVE SECURITY ...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

pedagogical sciences

4. Наумова Т.С. О безопасности в детском саду. Электронный ресурс // Nsportal.ru: социальная сеть работников образования. М. 2010-2018 гг. https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2016/10/13/statya-o-bezopasnosti-detey-v-detskom. (Дата обращения 14.11.2018 г.)

5. Погребняк Л.П. Охрана труда и технической безопасности в образовательном учреждении. Управление ДОУ, ^ 7- 2005 год.

6. Федеральный закон от 17 июля 1999 года No 181 -ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (с изменениями от 09.05.2002 г)

7. Волобуева Л.М. Организация охраны труда в ДОУ: правовой аспект. Управление ДОУ No 7- 2005 год.

8. Лукина Л.И. Охрана труда в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2005 год.

9. Федеральный закон от 21.12.1994 г No 69-ФЗ «О пожарной безопасности (ред.от 09.05.2005 г)

10. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г No 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

11. Лукина Л.И. Как разработать систему управления ДОУ. Управление ДОУ, М.: Сфера, 2007 год.

12. Лукина Л.И.»Безопасность дошкольного образовательного учреждения». Управление ДОУ, Москва, 2007 год.

13. Сантаева Т.С.Безопасность детей и взрослых. Управление ДОУ, No 3- 2004 год.

Статья поступила в редакцию 26.12.2018 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.