Научная статья на тему 'Исследование социально безопасной среды образовательных учреждений в сетевом научнообразовательном центре педагогического вуза'

Исследование социально безопасной среды образовательных учреждений в сетевом научнообразовательном центре педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / SOCIAL SAFE ENVIRONMENT / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / NETWORK RESEARCH AND EDUCATION CENTER / PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кисляков Павел Александрович

Цель: на основе анализа современной образовательной политики обосновать необходимость создания на базе педагогического вуза сетевого научно-образовательного центра по проблемам исследования социально безопасной среды образовательных учреждений. Метод или методология проведения работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, изучение официальных документов и нормативно-правовой базы, регламентирующих обеспечение безопасности образования и модернизации педагогического образования. Результаты: определена цель и задачи сетевого центра, сформулированы принципы формирования социально безопасной среды образовательного учреждения. Область применения результатов: система высшего профессионального, общего образования, дополнительного образования работников образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY SOCIAL SAFE ENVIRONMENT OF THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN NETWORK RESEARCH AND EDUCATION CENTER OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Purpose: on the base of analysis of contemporary educational policy justify the need for creation network research and education center for the study of social security environment of educational institutions. Methodology: a theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, a study of official documents governing the safety of education and upgrading of teacher education. Results: The purpose and objectives of the network center, principles of formation of the social security environment of educational institutions. Practical implications: the system of high education, general education, additional education of educators.

Текст научной работы на тему «Исследование социально безопасной среды образовательных учреждений в сетевом научнообразовательном центре педагогического вуза»

УДК 371.8.062 ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СЕТЕВОМ НАУЧНООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Кисляков П.А.

Цель: на основе анализа современной образовательной политики

обосновать необходимость создания на базе педагогического вуза сетевого научно-образовательного центра по проблемам исследования социально безопасной среды образовательных учреждений.

Метод или методология проведения работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, изучение официальных документов и нормативно-правовой базы, регламентирующих обеспечение безопасности образования и модернизации педагогического образования.

Результаты: определена цель и задачи сетевого центра, сформулированы принципы формирования социально безопасной среды образовательного учреждения.

Область применения результатов: система высшего профессионального, общего образования, дополнительного образования работников образования.

Ключевые слова: социально безопасная среда, образовательное

учреждение, сетевой научно-образовательный центр, педагогический вуз.

STUDY SOCIAL SAFE ENVIRONMENT OF THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN NETWORK RESEARCH AND EDUCATION CENTER OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Kislyakov P.A.

Purpose: on the base of analysis of contemporary educational policy justify the need for creation network research and education center for the study of social security environment of educational institutions.

Methodology: a theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, a study of official documents governing the safety of education and upgrading of teacher education.

Results: The purpose and objectives of the network center, principles of formation of the social security environment of educational institutions.

Practical implications: the system of high education, general education, additional education of educators.

Keywords: social safe environment, educational institutions, network research and education center, pedagogical university.

Безопасность является обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в образовательных учреждений: пожары, массовые заболевания и отравления учащихся,

травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма и экстремизма и др. Место и роль обеспечения безопасности образовательного учреждения в системе национальной безопасности России определяется тем, что в стране проживает около 28 млн.

обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, а с учетом членов их семей - более половины населения страны.

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений, как правило, приоритетными выделяются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они являются взаимозависимыми и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи. Между тем образовательное учреждение представляет собой микросоциум со специфическими угрозами и опасностями социального характера. Обеспечение социальной безопасности образовательного учреждения является приоритетной задачей, как государственных структур, так и всех участников образовательного процесса.

Особенностями систем безопасности в образовательном учреждении до 1990-х годов являлось их государственное финансирование и реальная ответственность руководителей образовательных учреждений за нарушения законов, кодексов, правил пожарной безопасности, охраны труда и иных норм безопасности. В последующее десятилетие в сфере деятельности образовательного учреждения наблюдалось снижение требований к безопасности, объемов инвестирования средств, что незамедлительно привело к снижению уровня безопасности в образовательном учреждении, многочисленным происшествиям, включая отравления, теракты, криминальные происшествия, наркоманию. Эти негативные тенденции, особенно на фоне трагических событий на Северном Кавказе, в Москве, в других городах России, а также в других странах, свидетельствуют о необходимости совершенствования подготовки каждого работника образовательного учреждения, всей системы безопасности в образовательной сфере, ее адаптации к рыночной экономике, усиления механизмов защиты интересов обучающихся и работников образовательного учреждения, гарантий охраны их жизни, здоровья и трудоспособности [2].

Ведомственная программа Федерального агентства по образованию РФ «Комплексная безопасность образовательного учреждения» (2005 г.) позволила

повысить уровень обеспечения противопожарной безопасности, антитеррористической безопасности, экологической безопасности образовательных учреждений. Вместе с тем актуальной остается проблема социальной безопасности образовательного учреждения посредством привлечения сотрудников и обучающихся к решению проблем безопасности, защиты от преступлений против личности и имущества, поддержания благоприятного психологического климата, общественного порядка на территории образовательного учреждения, безопасности труда и обучения, изменения статуса службы безопасности. Особое значение в этой связи приобретает готовность специалистов образования осуществить требования, заложенные в Стратегии национальной безопасности РФ, законах РФ «Об образовании», «О борьбе с терроризмом», «О противодействии экстремистской деятельности», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др. нормативных актах, предусматривающих обеспечение социальной безопасности детей и молодежи. Закон РФ «Об образовании» в качестве одного из принципов государственной политики в области образования зафиксировал гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Согласно Закону РФ «Об образовании» (ст. 51, п. 1.7) «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательного учреждения несут должностные лица образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и Уставом данного образовательного учреждения.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, организация безопасности образовательного учреждения является одной из целей реализации национальной образовательной стратегии-инициативы «Наша новая школа», предложенной Президентом РФ Д.А. Медведевым.

Федеральные государственные образовательные стандарты в число требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования относят наличие программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся. При этом проект Закона «Об Образовании гласит, что каждый педагог должен пропагандировать здоровый образ жизни.

Вышесказанное говорит о необходимости формирования в образовательных учреждениях социально безопасной среды, что в свою очередь требует профессиональной подготовки педагогов в данном направлении. Работник системы образования, как и любой другой области, должен быть подготовлен к безопасному существованию в современном социуме, уметь защитить себя и своих близких в случае возникновения опасной, экстремальной ситуации, а также владеть навыками реализации здорового образа жизни, конструктивными способами разрешения трудных жизненных ситуаций как необходимых условий сохранения жизни и укрепления здоровья [1].

Новой инновационной модели школы нужен «новый учитель» глубоко владеющими психолого-педагогическими знаниями и понимающими особенности развития школьников, являющимся профессионалом в предметной области, способным обеспечить безопасность, сохранить и укрепить здоровье школьника. Сегодня именно от системы педагогического образования зависит, будет ли оказана своевременная качественная помощь работающему в школе и будущему учителю (В.Л. Матросов, В.В. Рубцов, И.И. Соколова). Совершенно очевидно, что подготовка будущих педагогов, повышение квалификации специалистов образования должны проходить на базе передовых

педагогических вузов, которые в перспективе должны быть преобразованы в «крупные базовые центры подготовки учителей» (из послания Президента РФ Д.М. Медведева Федеральному собранию 2010 года).

В рамках реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Председателем Правительства РФ В.В. Путиным 8.12.2011 г.) для подготовки и повышения квалификации педагогических кадров планируется реформирование сети педагогических вузов, превращение их в современные организации, ориентированные на широкую гуманитарно-педагогическую, информационно-коммуникационную и аналитико-управленческую подготовку, также планируется создать сеть консультационно-методического сопровождения профессиональной

деятельности педагогов.

В этом отношении педагогический вуз как сетевой центр сможет оказать действенную научно-образовательную помощь образовательным учреждениям в разработке и практической реализации комплексной системы обеспечения социальной безопасности, сохранения и укрепления жизни и здоровья детей.

Сопоставительный анализ перечисленных выше социальнопедагогических факторов и реальной ситуации формирования социально безопасной среды образовательных учреждений позволяет выявить ряд противоречий между:

- объективной необходимостью сохранения жизни и здоровья учащихся, обеспечения их безопасного пребывания на территории образовательного учреждения, и ограниченностью возможностей системы обеспечения безопасности образовательного учреждения, построенной на основе традиционных подходов;

- признанием роли «нового учителя» в сохранении и укреплении здоровья, обеспечении безопасности учащихся и отсутствием методической системы подготовки и переподготовки работников образования в данном направлении;

- необходимостью преобразования педагогического вуза в центр подготовки педагогов и отсутствием сопровождения создания сетевого научнообразовательного центра подготовки педагогов по проблемам обеспечения социальной безопасности образовательного учреждения.

В Шуйском государственном педагогическом университете накоплен опыт подготовки и переподготовки педагогических кадров на базе социогуманитарного научно-образовательного центра (НОЦ). Целью НОЦ является высококачественная подготовка молодых специалистов и специалистов высшей квалификации в областях социогуманитарных наук на основе интеграции научно-педагогического потенциала вуза в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований, разработке новых программ, технологий и методов развивающих и объединяющих научные исследования и учебный процесс; методическое обеспечение образовательного процесса [3].

В рамках НОЦ Шуйского государственного педагогического университета активно формируется и развивается направление, связанное с научно-методической поддержкой сетевого научно-образовательного центра педагогического вуза по проблемам формирования социально безопасной среды образовательных учреждений (далее сетевой центр). Центр входит в структуру лаборатории социальной безопасности учащейся молодежи.

Главная цель сетевого центра заключается в разработке единых научнообоснованных организационных подходов и методов формирования социально безопасной среды образовательных учреждений, направленных на укрепление здоровья обучающихся, предупреждение и/или снижение последствий возможных опасных ситуаций, формирование здорового и безопасного образа жизни учащихся и педагогов. При этом необходимо учитывать, что социально безопасная среда образовательного учреждения является составляющей частью региональной социально-педагогической системы, в которой низший уровень во взаимосвязях поглощается более высоким, образуя единую сетевую систему.

В соответствии с этим, для проектирования социально безопасной среды необходимо комплексирование деятельности всех служб и подразделений не только внутри образовательного учреждения, но и вне его в рамках межведомственного и сетевого взаимодействия.

Задачами сетевого центра являются:

- подготовка студентов педагогического вуза к прохождению стажировки на базе образовательных учреждений в рамках курса «Социальная безопасность образовательной среды»;

- подготовка учителей, руководителей образовательных учреждений, социальных педагогов и школьных психологов по дополнительной профессиональной образовательной программе «Безопасная и здоровьесберегающая среда образовательного учреждения»;

- методическое обеспечение системы безопасности образовательного учреждения;

- методическая помощь в обеспечении условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты учащихся, педагогов и сотрудников;

- методическая помощь в специализированной (психологопедагогической) подготовке специалистов служб безопасности образовательных учреждений;

- консультирование руководителей образовательных учреждений по разработке программ формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся, паспорта безопасности образовательного учреждения, паспорта здоровья школьников;

- раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций социального характера, их предотвращение и устранение;

- поиск направлений снижения ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера;

- формирование у участников образовательного процесса готовности к противодействию опасностям, через изучение видов опасностей, способов их преодоления.

Чтобы выстроить эффективную концепцию безопасности образовательного учреждения, необходимо постоянно осуществлять мониторинг и прогнозирование возможных опасностей и угроз и на этой основе определять желаемые параметры элементов будущей системы безопасности, на что также направлена деятельность сетевого центра. В рамках исследования социально безопасной среды образовательных учреждений нами проводятся исследования особенностей образа жизни учащихся, изучение потребностей детей и молодежи в социально-образовательных услугах в области безопасности и здоровьесбережения, исследование психологического микроклимата, исследование готовности педагогов к обеспечению социальной безопасности.

Основу построения и реализации в образовательном учреждении концепции социальной безопасности составляют следующие принципы.

Гуманность: уважение и учет интересов личности независимо от ее возраста и положения.

Законность: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Конституция РФ, ч. 3 ст. 55).

Демократичность: учет мнений родителей, органов правопорядка,

коллектива работников и обучаемых, а также специалистов.

Организованность, непрерывность. Обеспечение безопасности образовательного учреждения - непрерывный повседневный процесс, он не может быть одноразовым актом.

Предвидение и упреждение. Главная идея системы обеспечения безопасности образовательного учреждения звучит следующим образом: безопасность и охрана труда в образовательном учреждении должны быть организованы так, чтобы заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе. Поэтому осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер.

Системность и целостность, комплексный охват всех элементов системы безопасности образовательного учреждения как единого целого. Реальная безопасность может быть обеспечена только при комплексном учете всех ее аспектов, при использовании всех средств защиты и противодействия во всех структурных элементах образовательного учреждения, на всех этапах образовательного процесса, а также на путях перемещения учащихся [2].

Принцип активного участия участников образовательного процесса говорит о том, что комплексное обеспечение безопасности образовательного учреждения возможно при условии активной деятельности как сотрудников службы безопасности, так и педагогов и учащихся.

Принцип обязательного использования личного примера педагога говорит о том, что педагог должен являться образцом безопасного и здорового образа жизни.

Принцип оптимистического характера на фоне положительного эмоционального микроклимата - формирование у участников образовательного процесса уверенности в возможности предупреждения или преодолении опасных и экстремальных ситуаций.

Разработка системы обеспечения социально безопасной среды образовательного учреждения в структуре сетевого научно-образовательно центра педагогического вуза позволит решать принципиально новые задачи подготовки «нового учителя» и, как следствие, сохранить жизнь и здоровье

учащихся, обеспечить их безопасное пребывание на территории образовательного учреждения.

Список литературы

1. Кисляков П.А. Новый учитель - здоровому и безопасному образу жизни // Высшее образование сегодня. 2011. № 10. С. 68-71.

2. Петров С.В., Кисляков П.А. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: Учебное пособие. М.: Издательство «Русский журнал», 2010. 260 с.

3. Шмелева Е.А. Акмеологическое сопровождение исследований в области здоровьесбережения в социогуманитарном научно-образовательном центре // Культура физическая и здоровье. 2010. №2. С. 43-46.

References

1. Kislyakov P.A. Novyy uchitel - zdorovomu i bezopasnomu obrazu zhizni [New teacher - healthy and safe lifestyle]. Vysshee obrazovanie segodnya, no. 10 (2011): 68-71.

2. Petrov S.V., Kislyakov P.A. Obespechenie bezopasnosti obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Ensuring the safety of the educational institution]. Moscow: «Russian journal», 2010. 260 p.

3. Shmeleva E.A. Akmeologicheskoe soprovozhdenie issledovaniy v oblasti zdorovesberezheniya v sotsiogumanitarnom nauchno-obrazovatelnom tsentre [Acmeological support research in the socio-humanitarian scientific and educational center in the field of health savings]. Kulturafizicheskaya i zdorove, no. 2 (2010): 4346.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Кисляков Павел Александрович, декан технологического факультета, старший научный сотрудник лаборатории социальной безопасности учащейся молодежи, кандидат педагогических наук

Шуйский государственный педагогический университет

ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия

e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Kislyakov Pavel Aleksandrovich, head of Technological Department, senior researcher of the Student Social Safety Laboratory, Ph.D. in Pedagogical Science

Shuya State Pedagogical University

24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: pack.81@mail. ru

Рецензент:

Маджуга А.Г., заведующий кафедрой психологии, доктор педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.