Научная статья на тему 'Современные угрозы социальной безопасности образовательной среды и их профилактика'

Современные угрозы социальной безопасности образовательной среды и их профилактика Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9556
768
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / УГРОЗЫ / ПРОФИЛАКТИКА / SOCIAL SAFETY / EDUCATION ENVIRONMENT / SAFETY OF STUDENTS / THREATS / PREVENTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кисляков Павел Александрович

Цель: выявить современные угрозы безопасности образовательного учреждения и обосновать направления их профилактики. Метод проведения работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам обеспечения безопасности учащихся; анкетирование педагогов. Результаты: на основе теоретико-эмпирического анализа выявлены следующие угрозы социальной безопасности образовательной среды: криминальные угрозы, угрозы экстремизма и терроризма, физическое и психическое насилие, межличностные конфликты, аддиктивное поведение учащихся. С целью профилактики выявленных угроз, обосновывается необходимость проектирования социально безопасной среды, включающей здоровьесберегающее пространство, толерантное пространство, психологически комфортное пространство, исключающее насилие, и предусматривающее соответствующую профессиональную подготовку работников образования. Область применения результатов: система общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN THREATS OF SOCIAL SAFETY OF THE EDUCATION ENVIRONMENT AND THEIR PREVENTION

Purpose: identify modern threats of safety of the school and substantiate the direction of their prevention. Methodology: a theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the issues of safety of students. Results: on the basis of theoretical and empirical analysis identified the following threats of social safety of the education environment: criminal threats, threats of extremism and terrorism, physical and mental abuse, interpersonal conflicts, addictive behavior of students. Substantiates the necessity the design of social safety protection, including space of health, space of tolerance, psychologically comfortable space without violence also providing appropriate training of educators. Practical implications: the system of education.

Текст научной работы на тему «Современные угрозы социальной безопасности образовательной среды и их профилактика»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-2-2 УДК 371.8.06

СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Кисляков П.А.

Цель: выявить современные угрозы безопасности образовательного учреждения и обосновать направления их профилактики.

Метод проведения работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам обеспечения безопасности учащихся; анкетирование педагогов.

Результаты: на основе теоретико-эмпирического анализа выявлены следующие угрозы социальной безопасности образовательной среды: криминальные угрозы, угрозы экстремизма и терроризма, физическое и психическое насилие, межличностные конфликты, аддиктивное поведение учащихся. С целью профилактики выявленных угроз, обосновывается необходимость проектирования социально безопасной среды, включающей здоровьесберегающее пространство, толерантное пространство, психологически комфортное пространство, исключающее насилие, и предусматривающее соответствующую профессиональную подготовку работников образования.

Область применения результатов: система общего образования.

Ключевые слова: социальная безопасность, образовательная среда, безопасность учащихся, угрозы, профилактика.

MODERN THREATS OF SOCIAL SAFETY OF THE EDUCATION ENVIRONMENT AND THEIR PREVENTION

Kislyakov P.A.

Purpose: identify modern threats of safety of the school and substantiate the direction of their prevention.

Methodology: a theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the issues of safety of students.

Results: on the basis of theoretical and empirical analysis identified the following threats of social safety of the education environment: criminal threats, threats of extremism and terrorism, physical and mental abuse, interpersonal conflicts, addictive behavior of students. Substantiates the necessity the design of social safety protection, including space of health, space of tolerance, psychologically comfortable space without violence also providing appropriate training of educators.

Practical implications: the system of education.

Keywords: social safety, education environment, safety of students, threats, prevention.

Принятый в декабре 2012 года Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных принципов государственной политики в сфере образования называет «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности...» (ст. 3). Закон также обязывает образовательные организации «создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации» (п. 6 ст. 28). Таким образом, безопасность является

обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения.

Вместе с тем, отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности правоохранительных органов, недостаточная правовая грамотность и межведомственная разобщенность лиц, обеспечивающих безопасность образовательного пространства, отток квалифицированных кадров из сферы образования и обеспечения её безопасности являются серьезной угрозой для жизни и здоровья участников образовательного процесса.

Рисков и угроз в образовательной среде много, они разнообразны и раз-ноплановы. Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются социально-психологическая, пожарная, электрическая и техническая безопасность. Сегодня актуальной остается проблема социальной безопасности образовательного учреждения посредством привлечения сотрудников и обучающихся к решению проблем безопасности, защиты от преступлений против личности и имущества, поддержания благоприятного психологического климата, общественного порядка на территории образовательного учреждения, безопасности труда и обучения [9].

Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угроз социального характера в образовательном учреждении, являются:

- рост напряженности вследствие нестабильности экономической, финансовой ситуации, увеличение стрессогенных и психогенных факторов в семье, в учебных заведениях, на работе, на улице и т.д.;

- усиление криминогенных факторов и соблазнов;

- социальная и психологическая оторванность детей и подростков от взрослых;

- отсутствие правовой и психологической культуры у некоторых педагогов, представителей органов власти и у населения в целом;

- разрушение и отсутствие целенаправленных способов формирования духовно-нравственных, культурных, социальных и экономических оснований для объединения общества;

- снижение общей гуманитарной культуры в системе образования, нарушение преемственности социально-культурных, национальных традиций и, как следствие, усвоение чуждых российскому менталитету нормативов и образцов (российский менталитет - соборность, западный - индивидуализм);

- ослабление государственного и социального контроля за противоправным поведением;

- резкое уменьшение возможностей для продуктивной и соответствующей моральным нормам реализации активности детей и подростков, из-за чего их активность реализуется в противоправных и аморальных формах (от вандализма до криминала);

- агрессивность информационного пространства, демонстрация актов насилия (СМИ, телевидение, интернет) [12].

Эти явления ведут:

- к появлению атмосферы страха и неуверенности;

- к парализации воспитательного и образовательного процесса отдельных образовательных учреждений;

- к обесцениванию демократических ценностей в сознании обучаемых.

Проблеме обеспечения безопасности образовательных учреждений в общенаучном и организационно-методическом плане посвящены работы С.В. Петрова, В.Н. Латчука, Л.А. Михайлова, И.А. Баевой, В.В. Рубцова, Н.В. Андреевой, О.О. Андронниковой, Н.В. Дашковой, Г.А. Минаева, Л.З. Сидоровой, Э.Э. Сыманюк и др.

Сегодня перед образовательными учреждениями стоит задача проектирования социально безопасной среды, обеспечивающей состояние защищённости образовательного учреждения, участников образовательного процесса (педаго-

гов, учащихся) от реальных и прогнозируемых внутренних и внешних угроз социального характера.

Социально безопасная среда образовательного учреждения включает непосредственное окружение обучающихся и факторы образовательной среды и представляет собой функционирующую систему, обеспечивающую обучаемому адекватные условия развития его психофизических свойств, удовлетворяющую его потребность в безопасности, двигательной и интеллектуальной активности, а также профилактику отрицательного воздействия учебных факторов риска

[9].

При проектировании такой системы необходимо определить, какие угрозы присущи образовательной среде как микросоциуму.

Рассматривая системные компоненты, обеспечивающие безопасность образовательной среды авторы в большинстве случаев указываю на наличие внешних и внутренних угроз.

К внешним угрозам социальной безопасности образовательной среды авторы относят следующие:

• социально-политические: социальная нестабильность общества; массовые беспорядки и нарушения, общественного порядка; угрозы правам и свободам граждан; акты экстремизма и терроризма; участие детей в социальных конфликтах вне образовательного учреждения и др.;

• социально-экономические: экономические кризисы; бедственное экономическое положение; пропуски уроков с целью заработка и др.;

• социально-криминогенные: телефонный терроризм, захват заложников из числа детей, похищение детей с целью выкупа; противоправное проникновение посторонних лиц в образовательные учреждения; хищения имущества обучающихся, воспитанников, работников образовательных учреждений; хулиганские действия, насилие, вандализм; причинение вреда здоровью; вымогательство, мошенничество; употребление и распространение наркотиков; негативное

влияние преступной и молодежной субкультуры; уличные проявления экстремизма, наличие преступных группировок;

• социально-биологические: ухудшение здоровья детей; эпидемии опасных инфекционных заболеваний; массовые отравления некачественными продуктами питания и водой и др.

В числе внутренних угроз авторы называют:

• организационные: слабая система безопасности и охраны образовательного учреждения; неорганизованность досуга обучающихся; сокрытие фактов правонарушений и непринятие соответствующих мер к правонарушителям; недостаточное изучение педагогами реальной жизни учащихся, их интересов и контактов; со стороны персонала школы, учителей проявление агрессивности по отношению к учащимся, вымогательства, сексуальные домогательства, негативные высказывания учителя о внешности ученика; недостатки в организации учебного процесса; нарушение санитарно-гигиенических норм обучения, угроза наркотизации учащихся и др.;

• групповые: малые неформальные группы отрицательной направленности, участие учащихся в религиозных сектах; конфликты внутри класса, унижения, агрессия со стороны учащихся, распространение слухов среди учащихся, запугивания учащимися друг друга; ксенофобия и экстремизм, межнациональные столкновения среди детей, низкая толерантность и неготовность участников образовательного процесса к конструктивному разрешению конфликтов и преодолению стрессовых состояний;

• личностные: применение учащимися токсических веществ, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, детская проституция суицидальное поведение и другие виды зависимостей, асоциального и делинквентного поведения; недостаточные знания, умения и навыки безопасного поведения [1, 6, 7, 11].

Ряд авторов особое значение уделяют психологическим угрозам личности (психологическое давление, манипулирование, ложь, зомбирование, отрица-

тельное эмоциональное заражение, отчуждение, психосексуальные посягательства, морально-психологическая дискредитация личностных смыслов, девало-ризация социально значимых ценностных ориентации и др.) поскольку они оказывают деструктивное воздействие на такие личностные характеристики обучающегося, как жизненная активность, инициативность и ответственность, самостоятельность, познавательная и личностная конкурентоспособность, способствуют закреплению иждивенческого, потребительского образа жизни, деструктивному поведению, приводят к деформациям личности, развитию психологической беспомощности, неадекватности оценки психологической опасности [2, 4, 7].

Проектирование социально безопасной среды образовательного учреждения должно осуществляться с учетом данных опытно-экспериментальной работы в этом направлении: проявления опасностей и угроз в образовательных учреждениях и вблизи него; информационных потребностей работников образования, современных взглядов на роль педагога в охране здоровья и обеспечении безопасности школьников. С целью исследования названных тенденций нами был изучен практический опыт по обеспечению социальной безопасности учащихся в условиях образовательного учреждения. При этом применялся инструментарий, который включал: анкетирование, индивидуальные и групповые беседы. Всего было проанкетировано 140 педагогических работников (учителя, воспитатели, руководители образовательных учреждений, социальные педагоги, школьные психологи) Ивановской области, проходивших обучение на курсах повышения квалификации Шуйского государственного педагогического университета, Ивановского института развития образования. Проведенный опрос позволил выявить информированность педагогов относительно проявления негативных социальных явлений в образовательной среде. В таблице 1 представлен список деструктивных социальных явлений, которые имеют место в образовательной среде.

Первое место в рейтинге занимают опасности криминального характера: узнали о краже у учащихся, педагогов, что вызвало чувство дискомфорта, тревоги, страха (61%); приставание хулигана (грубое оскорбление в нецензурной форме, толчки, удары) (55%); приставание грабителей и вымогателей карманных денег, мобильных телефонов (31%); кражи личных вещей (18%). Примерно 80% педагогам приходилось встречаться с пьяным человеком вблизи образовательного учреждения, создающего, помеху в движении.

Таблица 1.

Высказывания педагогов о проявлении в образовательном учреждении или вблизи него негативных социальных явлений

(частота на 100 опрошенных)

сталкивался сталкивался

Опасные ситуации социального характера несколько хотя бы раз

раз в неделю в год

Приставание хулигана (грубое оскорбление в нецензурной форме, толчки, удары) 20 35

Появление пьяного в непосредственной близо- 41 41

сти, создающего помеху в движении, отдыхе

Предложение учащимся наркотиков (были свидетелем) 9 12

Чрезмерное употребление учащимися алкоголя (были свидетелем) 9 21

Стало известно о том, что кто-то их учащихся заразился ВИЧ-инфекцией 0 9

Появление вблизи активных попрошаек, нищих, лиц БОМЖ 3 12

Появление активных сектантов или вербовщиков 0 9

Приставание грабителей и вымогателей карманных денег, мобильных телефонов 3 29

Опасные ситуации социального характера сталкивался несколько раз в неделю сталкивался хотя бы раз в год

Узнали о краже у учащихся или коллег, что вызвало чувство дискомфорта, тревоги, страха 3 59

Стали жертвой кражи вещей 0 18

Конфликты и ссоры между учащимися 29 36

Конфликты и ссоры в стенах образовательного учреждения с учащимися 12 29

Стало известно о проявлениях у учащихся нетерпимости по отношению к представителям той или иной национальности (моральные или физические издевательства, неадекватное поведение) 3 24

Стало известно о проявлениях у учащихся национализма (демонстрирование нацистской атрибутики, разжигание национальной розни) 0 12

Были случаи, когда испытывали раздражение по отношению к некорректному поведению приезжих торговцев или работников представителям той или иной национальности 12 29

Агрессивные действия представителей неформальных молодежных группировок, в том числе из числа учащихся (скинхеды, готы, эмо, и др.) (были свидетелем) 3 6

Усиление криминализации различных сторон жизни общества наносит серьезный ущерб идеям демократизации, нарушает нормальную жизнь населения.

К основным криминальным угрозам в образовательном учреждении относятся:

- кражи (деньги, мобильные телефоны, украшения и др.);

- физическое насилие (драки, избиение, сексуальные домогательства, порча вещей и др.);

- психическое насилие (вымогательство, насмешки, унижение, унижение в присутствии других людей, отторжение, изоляция и др.);

- распространение наркотиков.

В последнее время в российских школах растёт волна подросткового насилия, причём дети снимают избиения сверстников на камеры мобильных телефонов. Ежегодно в поле зрения милиции попадают тысячи случаев подобного насилия. Явление стало настолько масштабным, что на этом уже начали делать деньги. По оценкам экспертов, среди детей в возрасте от 8 до 17 лет более 60% с радостью согласятся участвовать в сценах насилия. А 6% ребят допускают возможность убийства человека, если оно будет щедро вознаграждено. В итоге, как утверждают эксперты, растёт новое поколение, для которых жестокость является нормой жизни. Подражание увиденному на экране - главная особенность подростковой психики.

Встречаются и случаи «немотивированной агрессии», когда подростки в состоянии эмоционального стресса после перенесенной психотравмы совершают нападения на других учеников и учителей, в том числе с применением огнестрельного оружия.

Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в семье, дошкольных учреждениях, школах, детских домах и интернатах. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается, прежде всего, на детях как наименее защищенной части населения. Их проблемам и переживаниям стали уделять меньше внимания не только в семье, но и в школе. От так называемых трудных детей и подростков школы стараются избавиться. Опрос детей,

выбывших из 5-9-х классов средней школы, проведенный Генеральной прокуратурой РФ, показал, что 43% опрошенных детей связывают свой уход из школы с конфликтами с учителями, 38% ответили, что их из школы выгнали.

Нередко положение усугубляется тем, что должностные лица, ответственные за обучение, воспитание и содержание детей, недобросовестно относятся к выполнению своих обязанностей. Иногда на работу с детьми принимаются не только малоквалифицированные люди, но и те, кто по своим человеческим, моральным качествам не могут и не должны работать с детскими коллективами. Жестокое обращение взрослых с детьми и подростками приводит их к отчаянию, безысходности, депрессиям и, как следствие, к самоубийству.

По данным официальной статистики, от самоубийств ежегодно погибают около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству. Приведенные факты свидетельствуют о заметном снижении воспитательных функций учреждений образования, когда подростки, оставаясь наедине со своими проблемами и попадая в острые конфликты, в условиях социально-правовой незащищенности не в состоянии самостоятельно найти выход из кризисной ситуации, адекватно и критически ее оценить, оставаясь предоставленными сами себе, ищут выход в самоубийстве (Письмо Министерства образования РФ от 26 января 2000 г. № 22-06-86).

Насилие в подростковой среде имеет и другую сторону - над детьми нередко издеваются и педагоги. Это показывает важность профессионального психологического отбора поступающих в педвузы и периодических проверок психологического состояния уже работающих учителей. Отдельной проблемой, выходящей за рамки нашего исследования, являются случаи сексуальной агрессии педагогов к своим воспитанникам, встречающиеся в интернатах и других образовательных учреждениях.

Второе место в рейтинге опасностей образовательному учреждению, заняли такие явления как конфликты и ссоры между учащимися (65%). Данные явления можно отнести к сфере социально-психологических опасностей, кото-

рые опосредованы конфликтами во взаимодействиях личности с окружающим социумом. При этом конфликты с между учащимися и педагогами отмечают около 40% опрошенных.

Значительные нагрузки на психику и сознание учащихся, вызываемые социальными, криминальными опасностями, создают для личности, социальных групп и общества в целом угрозы психологического характера. К угрозам социально-психологического характера в образовательном учреждении относятся: рост психологической напряженности вследствие увеличения стрессовых ситуаций в обществе, в коллективе образовательного учреждения, в семьях; повышение психологической напряженности вследствие усиления ощущения социальной незащищенности: от невозможности понимания происходящего в мире; необеспеченных слоев населения - от отсутствия материальной обеспеченности [12].

Реализация угроз психологического характера в образовательном учреждении может привести: к нарушению психического здоровья; к увеличению количества психических заболеваний, самоубийств и преступлений.

Одним из основополагающих требований к образовательной среде является создание условий и возможностей для формирования психологически-здоровой личности, гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций (Баева И.А., Кабаченко Т.С., Грачев Г.В. и др.).

Ключевым понятием для анализа психологической безопасности образовательной среды является уровень психологического насилия. Сегодня обучающимся приходится сталкиваться с негативной стороной человеческого взаимодействия - с насилием. Усвоенные в детстве образы человеческого поведения, отношения, нормы и ценности имеют тенденцию транслироваться во все сферы жизни.

Принуждение, злоупотребление властью часто неосознанно происходит в образовательной среде, но это незамеченное, неучтенное, повседневное психо-

логическое воздействие имеет очень серьезные последствия. При всех формах социальной дезадаптации, в том числе и школьной, практически всегда выявляется психологическое насилие.

С другой стороны, многое из того, что считается насилием, подчас объясняется неадекватным состоянием человека - психологической безграмотностью, незрелостью личности, несбалансированностью показателей психического здоровья, несовершенством социальных условий. В этом случае на помощь может прийти образование, обеспечивающее человека знаниями и важными жизненными умениями; собственное личностное психическое развитие и работа по изменению социальных условий жизни.

Психологическое сопровождение образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении, защита от всех форм дискриминации может выступать альтернативой агрессивной социальной среде, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Обеспечение психологической безопасности участников образовательной среды выступает при этом как особая научно-практическая задача (Баева И.А., Кабаченко Т.С., Грачев Г.В. и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании подходов И.А. Баевой и В.В. Рубцова мы включаем в структуру социально безопасной среды образовательного учреждения психологически комфортное пространство.

Именно психологическая безопасность обеспечивает образовательной среде развивающий характер, а обучающимся - состояние психологической защищенности. Параметр психологической безопасности является необходимым для формирования, развития и сохранения личности. Только при удовлетворении потребности в безопасности возникает тенденция к развитию личности. Исследователями установлены два главных аспекта психологических характеристик образовательной среды - безопасность социальной среды как сре-

ды жизнедеятельности человека и безопасность поведения человека (угрозы, опасности, риски) [8].

И.А. Баева под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [2].

Психологически безопасно функционирующая образовательная среда определяет успешность сформированности (развитости) личностных компетенций, касающихся жизни в многокультурном обществе: понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий; политические и социальные компетенции: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов и т.п. [10].

Одной из актуальных проблем современного российского общества является проявление расовой нетерпимости, национализма, ксенофобии. Проведенный опрос позволил выявить следующие тенденции указанной проблемы в школьной среде: 27% опрошенных учителей отметили, что за истекший с момента опроса год они испытывали раздражение по отношению к некорректному поведению приезжих - представителям той или иной национальности; 12% -указали свою информированность о проявлениях в подростковой среде нетерпимости по отношению к представителям той или иной национальности (моральные или физические издевательства, неадекватное поведение), а также о проявлениях национализма (демонстрирование нацистской атрибутики, разжигание национальной розни). Такое же количество педагогов отметило информированность о появлении вблизи образовательных учреждениях активных сектантов или вербовщиков.

Молодежь в силу психологической неустойчивости и социальной незрелости более подвержена влиянию различных идеологий. Возрастное желание самореализоваться может стать хорошей почвой для экстремистского поведения. В современной социально-экономической ситуации все большее число подрастающего поколения вовлечено в информационное взаимодействие, в котором явственно прослеживается увеличение агрессии. Чрезвычайно мобильное и динамичное общество требует, чтобы человек был готов к неожиданной мысли, способен отстаивать свою точку зрения и при этом сосуществовать с другими, отличными от своих, взглядами, убеждениями, традициями. Однако это приводит к появлению противостояния между взаимодействующими субъектами (индивидами, группами, нациями). В массовом сознании возникают негативизм и агрессия к иной точке зрения. Одной из первых и важнейших характеристик демократического государства в наши дни признается толерантность взглядов, суждений людей. Развитие гуманного общества невозможно без развития и повышения уровня толерантности современного человека. Признание суверенности и ценности другого является необходимым условием не только интеграции, но и элементарного выживания в современном мире [3].

Важным направлением проектирования социально безопасной среды образовательного учреждения является гармонизация межэтнических и культурных отношений, профилактика проявлений ксенофобии, укрепление толерантности в образовательной среде.

Толерантное пространство также рассматривается нами как необходимый компонент социальной безопасной среды образовательного учреждения.

Толерантная среда характеризуется атмосферой ненасилия, поддержкой и толерантным взаимодействием, принятием субъектами друг друга независимо от различий, демократическим стилем руководства, и предусматривающая формирование морально-правовой культуры жизнедеятельности и толерантного сознания, культуры толерантного общения и поведения, культуры самоутверждения и самореализации [5].

В образовательном учреждении обучающийся проводит зачастую больше времени, чем в семейной среде, поэтому степень влияния данного микросоциума на развитие, здоровье и поведение ребенка или юноши трудно переоценить. Профилактика вредных привычек в подростковой среде является важным компонентом воспитательной работы в образовательном учреждении. Саморазрушающее поведение - табакокурение, алкоголизм, наркомания и токсикомания -оказывают губительное воздействие на все компоненты здоровья: духовное, нравственное, эмоционально-психическое, физическое, сексуальное, а так же на социальное благополучие человека. Употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ приводит к деградации личности, снижению интеллектуальных способностей, психическому и физическому истощению, эмоциональной неуравновешенности, к утрате моральных установок и ценностей.

Проведенный опрос показал, что около 30% педагогов отметили свою информированность относительно чрезмерного употребления учащимися алкоголя, причем 21% респондентов сталкиваются с этим явлением не менее раза в неделю. Каждый пятый педагог (21%) отметил наличие факта распространения в образовательном учреждении или вблизи него наркотиков, что вызывает тревогу. Один из десяти педагогов (10%) указал, что за истекший с момента опроса ему стало известно, что кто-то из учащихся заразился ВИЧ-инфекцией.

На основании подходов Т.В. Карасевой и Т.В. Гиголаевой (2004), Г.И. Тушиной (2005), Н.К. Смирнова (2005), А.М. Митяевой (2008), Т.С. Ивановой с соавт. (2009) и др. мы включаем в структуру социально безопасной среды образовательного учреждения здоровьесберегающее пространство.

Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения представляет собой совокупность социально-педагогических условий, физиологических компонентов, способствующих реализации адаптивных возможностей обучающихся, сохранению и развитию их здоровья [13].

Авторы выделяют следующие компоненты здоровьесберегающей среды образовательного учреждения:

- Здоровьесберегающая и безопасная инфраструктура, обеспечивающая нормативные санитарно-гигиенические условия воспитания и обучения, питания (в каких-то случаях проживания) обучающихся.

- Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе: рациональная организация учебно-воспитательного процесса, гигиенический контроль инновационных методов и средств обучения и воспитания.

- Организация физкультурно-оздоровительной работы: условия для активного отдыха обучающихся, занятий физической культурой и спортом, гибкость содержания программы по физической культуре, снятие физической напряженности в процессе учебных занятий, лечебная физическая культура и другие меры по оздоровлению обучающихся и педагогов, имеющих отклонения в здоровье.

- Система комплексного профилактического медицинского обслуживания обучающихся. Осуществление медико-физиологического, социологического и психолого-педагогического контроля за состоянием здоровья субъектов образовательного процесса.

- Организация агитационно-просветительской и консультационной работы с педагогами и обучающимися (в рамках учебной работы, семинаров, воспитательной работы).

- Система профилактики курения и употребления обучающимися алкоголя и наркотиков.

В целом педагоги отметили те деструктивные социальные опасности, которые имеют место не только в образовательной среде, но в целом распространены в обществе. Таким образом, образовательное учреждение как микросоциум не изолировано от общества, от его проблем, противоречий, девиаций и данные факты необходимо учитывать при проектировании социально безопасной среды образовательного учреждения, что в свою очередь требует соответ-

ствующей подготовки и переподготовки педагогов. О чем также свидетельствую результаты проведенного опроса.

Потребность педагогов в образовании в области социальной безопасности была выявлена при их самооценке знаний и навыков поведения в опасных ситуациях социального характера (таблица 2).

В большинстве случаев педагоги указали на наличие лишь теоретических знаний по безопасности в тех или иных опасных ситуациях социального характера (от 40 до 60%). Некоторые педагоги указали на отсутствие знаний и навыков безопасного поведения при угрозе перестрелки на улице или дома (15%), насилия (12%), взрыва (9%), захвата в качестве заложника (6%), массовой паники (6%).

Таблица 2.

Самооценка педагогов знаний и навыков поведения в опасных ситуациях

(частота на 100 опрошенных)

Опасные ситуации Имею практические навыки Знаю теоретически Слышал, поверхностно знаком Не знаю что делать

Кража 41 59 15 0

Грабеж 15 53 21 0

Насилие 9 56 15 12

Захват в качестве заложника 3 62 15 6

Взрыв в здании, на улице 3 59 9 9

Перестрелка на улице, в здании 6 41 9 15

Активные действия сектантов по отношению к Вам 0 47 21 3

Давка в толпе, массовая паника 18 56 15 6

При этом, указывая на отсутствие навыков безопасного поведения, большинство педагогов (около 70%) отмечают необходимость повышения своей квалификации по проблемам социальной безопасности учащихся, а именно:

- профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (алкоголизм, наркомания, игромания, ВИЧ/СПИД и др.);

- профилактика правонарушений в подростковой среде (воровство, грабеж, насилие и пр.);

- профилактика насилия (морального, физического) в подростковой среде;

- профилактика конфликтов в коллективе, создание благоприятного психологического климата;

- профилактика проявлений национализма, нетерпимости по отношению к представителям той или иной национальности;

- предупреждение и правила поведения при теракте (взрыв, захват заложников);

- предупреждение и правила поведения в случае массовых беспорядков, паники в толпе.

Таким образом, проведенный опрос показал, что педагоги, указывая на отсутствие (в большинстве случаев) у них данных навыков обеспечения социальной безопасности, выражают потребность в образовании в данном направлении.

Отличием социально безопасной среды от простого соблюдения требований СанПиНов заключается в том, что за выполнением требований СанПиНов следят медицинские работники и администрация образовательного учреждения. В формировании же социально безопасной среды участвуют все субъекты образовательного процесса - и педагоги, и учащиеся.

Силовая защита граждан и общества от социальных опасностей является важнейшей функцией специально созданных для этого государственных и общественных структур. Она заключается, прежде всего, в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Однако в сфере

личной жизни вмешательство государства не всегда полезно для обеспечения безопасности человека и его интересов, в том числе в условиях образовательного учреждения. Поэтому для обеспечения социальной безопасности обязательно требуется и соответствующая собственная психологическая, информационная, юридическая, силовая и иная подготовленность человека, позволяющая ему адекватно действовать в опасных ситуациях. Собственно весь процесс обучения человека с его первых шагов и до ухода из жизни - есть непрерывный процесс преодоления всевозможных опасностей и обучения мерам защиты.

Список литературы

1. Андронникова О.О. Психологическая безопасность образовательной среды ВУЗа. URL: http://obrazovanie9.ru/articles/338-psy-bezopasnostj-vuza.html (дата обращения 15.07.2010).

2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб., 2002. 271 с.

3. Байбаков А.М. Воспитание толерантности у старшего подростка в условиях взаимодействия малых групп: Автореферат дис. ... к.п.н.. Волгоград, 2003.

4. Варданян Ю.В., Руськина Е.Н. Субъектная и компетентностная обусловленность развития психологической безопасности в системе образования // Интеграция образования. 2011. № 1. С.79-82.

5. Гаряев Н.В. Формирование у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности: Дисс. ... к.п.н. Екатеринбург, 2007.

6. Гаязова Л.А. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 142. С. 27-33.

7. Гераськина М.Г. Психологическая характеристика безопасности образовательных учреждений // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 3. С. 167-171.

8. Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Образовательная среда - феноменология и практика безопасности // Безопасность образовательной среды: Сб. статей: В 2 ч. Ч. II / Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. М., 2008.

9. Кисляков П.А. Исследование социально безопасной среды образовательных учреждений в сетевом научно-образовательном центре педагогического вуза// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. №2(10). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/2/kislyakov.pdf (дата обращения: 20.01.2013).

10. Ковров В.В. Создание модели психологически безопасной образовательной среды на экспериментальных площадках МГППУ // Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова. М.: Экон-Информ, 2008. С. 75-80.

11. Латчук В.Н., Каръёнов С.Р. Комплексный подход к обеспечению безопасности образовательных учреждений // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. 2012. № 1. С. 80-91.

12. Петров С.В., Кисляков П.А. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: учебное пособие. М.: Издательство «Русский журнал», 2010. 260 с.

13. Тушина Г.И. Педагогические условия формирования здоровьесбере-гающей среды общеобразовательной школы: Автореф. дис ... к.п.н. Кемерово. 2005.

References

1. Andronnikova O.O. Psikhologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noy sredy VUZa [Psychological safety of the educational environment of the university].

http:// obrazovanie9.ru/articles/338-psy-bezopasnostj -vuza.html (accessed: January 20, 2012).

2. Baeva I.A. Psikhologicheskaya bezopasnost' v obrazovanii [Psychological safety in education]. St. Petersburg, 2002. 271 p.

3. Baybakov A.M. Vospitanie tolerantnosti u starshego podrostka v uslo-viyakh vzaimodeystviya malykh grupp [Teaching Tolerance in the older teenager in small-group interaction]. Volgograd, 2003.

4. Vardanyan Yu.V., Rus'kina E.N. Integratsiya obrazovaniya [Integration of education], no. 1 (2011): 79-82.

5. Garyaev N.V. Formirovanie u studencheskoy molodezhi tolerantnogo soznaniya kak osnovy sotsial'noy bezopasnosti [Forming students tolerance as the basis of social security]. Ekaterinburg, 2007.

6. Gayazova L.A. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogi-cheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [Proceedings of the Russian State Pedagogical University A.I. Herzen]. no. 142 (2011): 27-33.

7. Geras'kina M.G. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitar-nye nauki [Bulletin of the University of Tambov. Series: Humanities]. no. 3 (2007): 167-171.

8. Zabrodin Yu.M., Rubtsov V.V. Bezopasnost' obrazovatel'noy sredy: Sb. Statey [Security of the educational environment: Sat. Story]. Moscow, 2008. pp. 155158.

9. Kislyakov P.A. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem, no. 2 (2012). http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/2/kislyakov.pdf (accessed: January 20, 2013).

10. Kovrov V.V. Bezopasnost' obrazovatel'noy sredy [Security of the educational environment]. Moscow, 2008. pp. 75-80.

11. Latchuk V.N., Kar"enov S.R. VestnikMoskovskogo gorodskogo pedago-gicheskogo universiteta. Seriya: Estestvennye nauki [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Natural Sciences]. no. 1 (2012): 80-91.

12. Petrov S.V., Kislyakov P.A. Obespechenie bezopasnosti obrazovatel'no-go uchrezhdeniya: uchebnoe posobie [Ensuring the safety of the educational institution]. Moscow: "Russian journal", 2010. 260 p.

13. Tushina G.I. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya zdorov'esbere-gayushchey sredy obshcheobrazovatel'noy shkoly [Pedagogical conditions of formation of health-medium secondary school]. Kemerovo. 2005.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Кисляков Павел Александрович, декан технологического факультета, доцент кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук, доцент

Шуйский филиал Ивановского государственного университета ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Kislyakov Pavel Aleksandrovich, head of Technological Department, docent of department of ecology and life safety, Ph.D. in Pedagogical Science, docent

Shuya branch of Ivanovo State University

24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: pack.81@mail. ru

Рецензент:

Мальцева Л.Д., доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.