9. Факторович А. А. Управление качеством педа- 10. Ширяева Т. Н. Экономическая эффективность
гогической деятельности преподавателя вуза в совре- и качество профессиональных образовательных ус-менных условиях. - М., 2010. луг : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - СПб., 2004.
Gridina L. V. INDICATORS FOR ASSESSING MANAGEMENT EFFECTIVENESS OF THE QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES OF THE UNIVERSITY
In the article the system of indicators for assessing the quality of education
Keywords: efficiency, management efficiency and quality of educational services, quality of educational services, performance indicators, quality management education services
УДК 378 Кисляков П. А.
МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ ВУЗА1
В статье обосновывается необходимость обеспечения безопасности учащихся в условиях образовательного учреждения. Представлен опыт создания социально-безопасной среды вуза на основе иерархической взаимосвязи субъектов ее проектирования: администрация, служба безопасности, факультет, кафедра, преподаватель, студент.
Ключевые слова: социально-безопасная среда вуза, субъекты проектирования, культура безо-
пасности в социуме.
В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в образовательных учреждениях: пожары, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма и др. Место и роль обеспечения безопасности образовательного учреждения в системе национальной безопасности России определяется тем, что в стране проживает около 28 млн. обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, а с учетом членов их семей - более половины населения страны. В связи с этим одной из важнейших задач общего и профессионального образования становится создание социально-безопасной, здоровьесберегающей образовательной среды, формирование у участников образовательного процесса культуры безопасности [2].
Социально-безопасная среда образовательного учреждения представляет собой функциони-
рующую систему, обеспечивающую обучаемому адекватные условия развития его психофизических свойств, удовлетворяющую его потребность в безопасности, двигательной и интеллектуальной активности [1]. Социально-безопасная среда вуза характеризуется совместной деятельностью администрации, преподавательского состава и студентов.
Необходимым условием проектирования социально-безопасной среды педагогического вуза является иерархическая взаимосвязь субъектов проектирования. В число внутренних субъектов системы проектирования социально-безопасной среды педагогического вуза входят администрация, профессорско-преподавательский состав и сотрудники, студенты. На внешнем уровне организация социально-безопасной среды будет успешной при создании комплексной межведомственной системы проектирования социальнобезопасной среды вуза (рис. 1).
В Шуйском государственном педагогическом университете в рамках деятельности социогума-нитарного научно-образовательного центра актив-
* Статья подготовлена в рамках выполнения государственного контракта (№ П1028 от 20.08.2009) по Федеральной целевой программе “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” на 2009-2013 годы.
> к ценностно-методологический администрация Меж-
технико-организационный служба безопасности ведомственное взаимодействие
организационно-педагогический технолого-методический факультет кафедра
Будущий педагог:
психолого-педагогический рефлексивный г преподаватель студент культура безопасности в
> социуме
и ^________________________________
Социально-безопасная среда: здоровьесберегающие технологии, безопасная и здоровьесберегающая инфраструктура, благоприятный психологический климат, социальная защита, обучение правилам безопасности в социуме и др.
Рис. 1. Модель системы проектирования социально-безопасной среды педагогического вуза
но формируется и развивается научное направление, связанное с подготовкой будущих педагогов к обеспечению безопасности в социуме, сохранению и укреплению здоровья. Проектирование социально-безопасной среды в вузе осуществляется на шести уровнях: ценностно-методологическом, технико-организационном, организационно-педагогическом, технолого-методическом, психолого-педа-гогическом и рефлексивном.
На ценностно-методологическом уровне субъектом проектирования социально-безопасной среды педагогического вуза выступает ректорат (администрация). На уровне ректората основными направлениями проектирования социально-безопасной среды вуза являются:
- обеспечение охраны учебных корпусов и общежитий вуза с использованием технических средств и интегрированных систем безопасности;
- создание специализированных кафедр, реализующих образовательные программы в области безопасности в социальной среде и систематическое оценивание эффективности их работы;
- создание научно-исследовательской лаборатории социальной безопасности учащейся молодежи, реализующей поисковые и прикладные исследования в данном направлении;
- создание отдела воспитательной работы, координирующего воспитательную работу, в том числе по формированию культуры безопасности в социуме, здорового образа жизни студентов;
- обеспечение учебного процесса учебно-методическими материалами, техническими и про-
граммными средствами по вопросам культуры безопасности в социуме в соответствии с нормами и стандартами;
- кадровое обеспечение вуза: привлечение специалистов в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесберегающих технологий;
- непрерывное последипломное образование преподавателей в области обеспечения безопасности в социальной среде;
- обеспечение безопасности и охрана здоровья участников образовательного процесса.
На технико-организационном уровне субъектом проектирования социально-безопасной среды выступает система безопасности вуза. Данная система обеспечивает безопасное и, в то же время, эффективное осуществление учебного процесса, работу преподавательского и технического состава образовательного учреждения, функционирование систем жизнеобеспечения.
Для обеспечения безопасности вуза, защиты от возможных террористических и криминальных угроз рекомендуется организовывать охрану с привлечением специализированных организаций, как правило, частных охранных предприятий, либо вневедомственной охраны ОВД.
Охрана образовательного учреждения организуется в соответствии с требованиями, изложенными в Федеральном законе от 27.05.96 № 57-ФЗ «О государственной охране», приказе Минобразования от 10.09.04 №1697 «О комплексе мер по усилению антитеррористической защищенности образовательных учреждении».
В систему безопасности вуза помимо организационных и технических входят профилактические мероприятия, такие как проведение тренировок по действиям в чрезвычайных ситуациях; теоретические занятия по безопасности жизнедеятельности; взаимодействие с правоохранительными органами; организация стажировки студентов, обучающихся по специальности 050502.65 Безопасность жизнедеятельности со специализацией Охранная деятельность в образовательном учреждении [2].
На организационно-педагогическом уровне субъектом проектирования социально-безопасной среды вуза выступает факультет. Факультет является учебным, научным, воспитательным и административно-управленческим подразделением, осуществляющим подготовку студентов. Факультет как подсистема образовательной системы создает профессиональную и научную среды взаимодействия студентов и преподавателей. На уровне факультета основными механизмами проектирования социально-безопасной среды являются:
- анализ учебных планов, программ обучения;
- рассмотрение и утверждение предложений кафедр по составу дисциплин и курсов по выбору в области безопасности в социальной среде. Так разработаны и реализуются курсы «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасная и здоровьесберегающая среда образовательного учреждения» и др.;
- характеристика здоровья студентов по результатам медицинского осмотра и по признакам пропусков занятий по медицинским показателям;
- анализ качества подготовки студентов в области безопасности по результатам сессий с учетом успеваемости студентов;
- координирование педагогических практик в оздоровительных лагерях и школах;
- изучение качества внеучебной работы студентов;
- привлечение студентов к участию в олимпиадах, конференциях, творческих конкурсах по тематике социальной безопасности и здоровьес-бережения;
- привлечение студентов к научно-исследовательской работе в области безопасности в социальной среде;
- организация спортивно-оздоровительных мероприятий;
- создание на факультете здоровьесберегающей среды.
Вышеуказанные задачи носят организационный характер и входят в сферу деятельности не только деканата, но и учебного управления, административно-хозяйственной части, профсоюзного комитета, спортивного клуба.
В структуру социально-безопасной среды также входят видеэкологический, вербальный, эмоционально-поведенческий, культурологический и другие компоненты, обеспечение которых входит в сферу профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава, сотрудников и кураторов.
Субъектом проектирования социально-безопасной среды вуза на технолого-методическом уровне выступает кафедра. Кафедра как подсистема образовательной системы представляет собой специализированную научную платформу, осуществляет учебную, методическую, научно-исследовательскую и воспитательную работу со студентами.
В проектировании социально-безопасной среды вуза ведущая роль принадлежит специализированным кафедрам, но необходимо подчеркнуть, что успех работы по формированию культуры безопасности жизнедеятельности в социуме зависит от общей идеологии университета, так и от возможностей каждого участника образовательного процесса в отдельности.
На уровне кафедр безопасности жизнедеятельности, общетехнических дисциплин и методики обучения, здоровьесберегающих технологий и адаптивной физической культуры ШГПУ основными механизмами проектирования социально-безопасной среды вуза являются:
- изучение потребности региона в специалистах образования, готовых к работе по формированию безопасной среды образовательного учреждения, в том числе через систему повышения квалификации педагогических работников;
- изучение особенностей образа жизни и уровня здоровья студентов, в том числе первокурсников;
- изучение состояния и использования учебно-методического, информационного и библиотечного обеспечения в данном направлении;
- разработка информационного обеспечения образования в области социальной безопасности;
- материально-техническое обеспечение занятий;
- анализ деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры, качества его подготовки и повышения квалификации;
- привлечение ведущих специалистов к оцениванию соответствия учебных программ современным требованиям;
- организация семинаров для кураторов и краткосрочных курсов повышения квалификации по направлению социальной безопасности в образовательном социуме (курс «Социальная безопасность образовательной среды»);
- проведение лекционных, практических, лабораторных, семинарских и других занятий по основам социальной безопасности, предусмотренных учебными планами;
- контроль усвоения студентами знаний, практических умений и навыков и их самостоятельной работы;
- организация олимпиад по безопасности жизнедеятельности и медицинским знаниям, конференций («Образование и здоровье» и «Безопасность жизнедеятельности глазами студентов»), конкурсов творческих разработок (презентаций, плакатов, сочинений и т.д.), научных проектов («Безопасность общества: инициативы и инновации») по тематике социальной безопасности;
- организация спортивно-оздоровительных мероприятий (эстафета «Спасатель»), проведение «Дней здоровья» с санитарно-просветительской направленностью;
- организация занятий студентов по программе «Спасатель», в рамках формирования добровольных спасательных формирований и молодежных объединений Ивановской области.
На психолого-педагогическом уровне проектирование социально-безопасной среды вуза осуществляет преподаватель, средствами преподаваемой дисциплины. Педагогическим условием проектирования социально-безопасной среды вуза является расширение преподавателем содержания, форм и методов образования в области безопасности в социальной среде, с учетом особенностей и специфики подготовки будущих педагогов.
Преподавателями реализуется проектно-технологическое обеспечение, включающее обучение студентов способам и средствам обеспечения безопасности жизнедеятельности в социальной среде, сохранения и укрепления здоровья. Активные формы обучения направлены на проектирование поведения в нормальных условиях жизнедеятельности и условиях чрезвычайной, кризисной ситуации. В русле данного подхода студенты выполняют коллективный проект «Школа - территория безопасности». Целью проекта является
разработка программы безопасности образовательного учреждения, включающей объекты и субъекты безопасности, виды опасностей и угроз, технологии профилактики опасных ситуаций, средства защиты образовательного учреждения, технологии оказания помощи учащимся и персоналу в кризисных и опасных ситуациях. Демонстрация проекта сопровождается электронной презентацией с фото- и видеоматериалами.
Отличительной чертой образовательных технологий способствующих формированию социально-безопасной среды вуза является использование здоровьесберегающих педагогических технологий. В качестве элементов таких технологий используются предупреждение перегрузок памяти, способствующих стрессу, чередование видов учебной деятельности, обучение на фоне положительных эмоций, создание благоприятного психологического микроклимата в образовательном процессе [1].
Студент как объект системы проектирования социально-безопасной среды жизнедеятельности рассматривается нами в контексте трех проекций:
- во-первых, студент является индивидом юношеского возраста, с присущими ему анато-мо-физиологическими особенностями, уровнем здоровья и накопленными факторами риска;
- во-вторых, студент - будущий педагог, который в перспективе должен проектировать социально-безопасную среду образовательного учреждения, быть носителем эталонов безопасного и здорового образа жизни, безопасного поведения для учеников, а также иметь хорошее физическое, психическое и нравственное здоровье, необходимое для успешной профессиональной деятельности;
- в-третьих, студент - субъект образовательного процесса, испытывающий комплекс негативных воздействий психологического, биоритмологического, биомеханического, информационного и социального характера.
Образовательный результат как элемент системы проектирования социально-безопасной среды педагогического вуза выражается в развитии у будущих педагогов культуры безопасности в социуме.
Культура безопасности в социуме представляет собой такое состояние развития личности, которое характеризуется осознанным отношением к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, практической деятельностью по снижению социальных рисков, развито-
стью психологических и духовно-нравственных качеств, владение нормами безопасного и продуктивного поведения в социуме, ведение здорового образа жизни, развитостью умений пользоваться информацией [1].
Социально-безопасная среда в образовательном учреждении является составляющей частью многоуровневой региональной социально-педагогической системы, в которой низший уровень во взаимосвязях поглощается более высоким, образуя единую межсекторальную систему. В соответствии с этим, для проектирования социально-безопасной среды необходимо комплексиро-вание деятельности всех служб и подразделений не только внутри образовательного учреждения, но и вне его.
На локальном уровне межведомственное взаимодействие по проектирование социально-безопасной среды вуза осуществляется в рамках координации деятельности образова-
тельных, медицинских учреждений и учреждений социальной защиты, учреждений обеспечения общественного порядка с целью, с одной стороны, удовлетворения потребностей молодежи в медико-психологической и социальной помощи при нарушениях их здоровья и социальной дезадаптации, а с другой -с целью разработки эффективных мер по совершенствованию системы сохранения здоровья и социализации подрастающего поколения, обеспечения безопасности участников образовательного процесса.
Библиографический список
1. Кисляков П. А. Акмеологические условия подготовки будущих педагогов к формированию социально-безопасной среды образовательного учреждения // Экономика образования. - 2010. - № 2. - С. 87-91.
2. Петров С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения / С. В. Петров, П. А. Кисляков. - М. : Изд-во «Русский журнал», 2010. - 264 с.
Kislyakov P. A. MULTILEVEL MODEL OF DESIGN OF SOCIAL-SAFE AMBIENCE TO HIGH SCHOOL
The article explains the need to ensure the safety of students in educational institutions. Presents the experience of creating a safe social environment of high school based on its hierarchical relationship with the subjects of design: the administration, security, faculty, department, teacher, student.
Keywords: social-safe ambience to high school, subjects of design, safety culture in the society.
УДК 338.46 Пахомова Е. А., Зацепа Е. С.
ОЦЕНКА ЛЕВЕРИДЖА В ОБРАЗОВАНИИ НА РАЗЛИЧНЫХ ИЕРАРХИЧЕСКИХ УРОВНЯХ*
Предложена методика оценки левериджа в образовании. Исследована опережающая функция образования на различных иерархических уровнях: макроуровне (для России и Великобритании), мезоуровне (для ряда российских регионов). Показана различная динамика левериджа в образовании для разных регионов России. Идентифицированы макропроблемы в сфере образования.
Ключевые слова: леверидж опережающая функция образования, экономический показатель, образовательный показатель, макроуровень, мезоуровень, микроуровень, регион, макроэкономические проблемы.
Для того чтобы система образования реали- тия образования не опережают темпы роста эко-
зовывалась в качестве наиважнейшего фактора номики, что означало бы отсутствие опережающей
развития и формирования качественно новой функции образования [9].
экономики и гражданского общества в целом, Проведем исследование для выявления нали-
а не была «обузой» для бюджета, сегодня не сра- чия опережающей функции образования на двух
батывает эффект «рычага», то есть темпы разви- экономических уровнях:
Впервые опубликовано в Вестнике Уральского государственного технического университета. 2009. № 6.