Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности воспитательной работы по формированию культуры безопасности студентов'

Психолого-педагогические особенности воспитательной работы по формированию культуры безопасности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL PRINCIPLES / FUTURE TEACHER / SAFETY CULTURE / EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кисляков Павел Александрович

В статье обосновывается необходимость формирования у студентов педагогического вуза культуры безопасности. Приводится описание программы воспитательной работы со студентами в вузе в данном направлении, построенной на основе психолого-педагогических принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кисляков Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article explains the necessity of forming a safety culture students of pedagogical university. The description of the program of educational work with students at the university in this direction, built on the basis of psychology-pedagogical principles.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности воспитательной работы по формированию культуры безопасности студентов»

УДК 37.014 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ*

Кисляков Павел Александрович, декан технологического факультета, старший научный сотрудник лаборатории социальной безопасности учащейся молодежи, кандидат педагогических наук Шуйский государственный педагогический университет, г. Шуя, Ивановской области, Россия

pack.81@m ail. ru

В статье обосновывается необходимость формирования у студентов педагогического вуза культуры безопасности. Приводится описание программы воспитательной работы со студентами в вузе в данном направлении, построенной на основе психолого-педагогических принципов.

Ключевые слова: психолого-педагогические принципы; будущий педагог; культура безопасности; воспитательная работа.

PSYCHOLOGI-PEDAGOGICAL FEATURES OF EDUCATIONAL WORK ON THE FORMATION OF SAFETY CULTURE STUDENTS

Kislyakov Pavel Alexandrovich, head of Technological Department, senior researcher of the Student Social Safety Laboratory,

Ph.D. in Pedagogical Science

Shuya State Pedagogical University, Shuya-Ivanovo Region, Russia pack.81@m ail. ru

The article explains the necessity of forming a safety culture students of pedagogical university. The description of the program of educational work with students at the university in this direction, built on the basis of psychology-pedagogical principles.

Keywords: psychology-pedagogical principles; future teacher; safety culture; educational work.

Угрозы социального характера в современном обществе актуализировали идею самоценности человека, понимание его как цели, а не средства экономической, политической и культурной жизни страны. Особое значение в этой связи приобретает готовность специалистов образования осуществить требования, заложенные в Концепции национальной безопасности, законах РФ «О безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О противодействии экстремистской деятельности», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др. нормативных актах, предусматривающих подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в социуме, прежде всего, к адекватным действиям в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях социального происхождения. Закон РФ «Об образовании» в качестве одного из принципов государственной политики в области образования зафиксировал гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Из принципа, признающего приоритетность жизни и здоровья человека, вытекает требование к деятельности педагога: он должен быть готов к сохранению жизни и здоровья учащихся. Что говорит о необходимости формирования у будущих педагогов культуры безопасности жизнедеятельности.

В российских школах осуществляется подготовка учащихся в области безопасности жизнедеятельности, школьники изучают курс ОБЖ. Практически во всех образовательных стандартах высшей школы присутствует курс БЖД. Изучая данный курс, студенты рассматривают основные опасные ситуации, изучают способы действия в них. При этом, как показывает статистика, риск попадания молодых людей в опасные ситуации, прежде всего связанные с жизнедеятельностью современного социума, достаточно велик. Молодежь зачастую оказывается втянутой в различные криминальные группировки, не уделяет внимания вопросам сохранения своего здоровья, легко поддается на уловки мошенников. Нередки случаи, когда молодой человек оказывается в состоянии растерянности в случае попадания в экстремальную ситуацию, как угрожающую его жизни и здоровью, так и жизни другим. Студенты сегодня, а завтра - специалисты не в должной мере владеют компетенциями в области безопасности жизнедеятельности.

В связи с этим, одной из главных задач вуза является организация обучения студентов - будущих специалистов знаниям и умениям безопасной жизнедеятельности, как в учебное, так и внеучебное время. У каж-

* Статья подготовлена в рамках выполнения государственного контракта № П 1028 от 20.08.2009 года по Федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы.

37

дого студента должна быть сформирована культура безопасности в социуме - состояние развития личности, которое характеризуется осознанным отношением к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, практической деятельностью по снижению социальных рисков, развитостью психологических и духовно-нравственных качеств, владением нормами безопасного и продуктивного поведения в социуме, ведением здорового образа жизни [1].

С этой целью нами разработана и реализуется в Шуйском государственном педагогическом университете программа воспитательной работы «Культура безопасности студента» (Программа).

Цель Программы: целенаправленное и системное воспитание будущих специалистов, готовых к безопасной жизнедеятельности в социуме, в том числе в условиях образовательного учреждения.

Задачи Программы:

- внедрение технологий обучения вопросам обеспечения безопасности в социуме, в том числе в образовательном учреждении;

- пропаганда безопасного и здорового образа жизни в содержании воспитательной работы в вузе;

- создание безопасной и здоровьесберегающей среды, способствующей сохранению и укреплению здоровью в вузе;

- внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе;

- создание условий для активного отдыха студентов и преподавателей, занятий физической культурой и спортом, организация досуга.

Основные психолого-педагогические принципы реализации Программы:

- принцип научности требует, чтобы предлагаемый учебно-воспитательный материал отвечал современным достижениям науки (безопасности жизнедеятельности, социологии, медицины, педагогики, психологии);

- принцип актуальности, который предполагает отражение в содержании образования современных потребностей в области социальной безопасности общества в целом, и обучаемого в частности;

- принцип информационной безопасности, состоящий в четком отборе информации по вопросам безопасности жизнедеятельности, правильном распределении акцентов и строгом соблюдении этических норм и границ психолого-педагогической компетенции;

- принцип личностно-ориентированного подхода к образованию в области социальной безопасности заключаются в учете индивидуальных особенностей студентов: уровня знаний, информационных потребностей, образа жизни;

- принцип здоровьесбережения состоит в формировании, сохранении и укреплении здоровья субъектов педагогического процесса, использовании здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, создании благоприятного психологического микроклимата в учебном процессе;

- принцип активного участия обучаемого говорит о том, что содержание образования становится достоянием личности только в процессе ее собственной активной образовательной деятельности;

- принцип обязательного использования личного примера преподавателя говорит о том, что преподаватель должен являться образцом безопасного и здорового образа жизни;

- принцип оптимистического характера на фоне положительного эмоционального микроклимата -формирование у студента уверенности в возможности предупреждения или преодолении опасных и экстремальных ситуаций социального характера, вредных привычек;

- принцип социального закаливания, способствующего развитию социального иммунитета, стрессо-устойчивости и четкой рефлексивной позиции;

- принцип межпредметной интеграции и единства медико-психолого-педагогических подходов к образованию в области социальной безопасности;

- принцип единства теории и практики, предполагающий возможность использования полученных студентом знаний на практике, в рамках реализации межведомственной интеграции в обеспечении социальной безопасности образовательного учреждения;

- принцип комплексирования воспитательной, учебной и научной работы при формировании культуры безопасности в социуме.

Содержание Программы отражает специфику и возможности вуза, построена на основе междисциплинарной и межведомственной интеграции.

Студент педагогического вуза как объект системы воспитательной работы по формированию культуры безопасности рассматривается нами в контексте трех проекций:

- во-первых, студент является индивидом юношеского возраста, с присущими ему анатомофизиологическими особенностями, уровнем здоровья и накопленными факторами риска;

- во-вторых, студент - будущий педагог, который в перспективе должен проектировать социальнобезопасную среду образовательного учреждения, быть носителем эталонов безопасного и здорового образа

жизни для учеников, а также иметь хорошее физическое, психическое и нравственное здоровье, необходимое для успешной профессиональной деятельности;

- в-третьих, студент - субъект образовательного процесса, испытывающий комплекс негативных воздействий психологического, биоритмологического, биомеханического, информационного и социального характера.

Основными направлениями воспитательной работы являются: философско-мировоззренческое, демократическое, гражданско-патриотическое, обеспечение безопасности в социуме, правовое, физическое воспитание, гигиеническое, семейное, профессионально-педагогическое.

Программа опирается на использование воспитательного потенциала содержания учебных дисциплин общепрофессиональной и предметной подготовки [2] (таблица).

Таблица

Использование воспитательного потенциала дисциплин

Задачи образования в области социальной безопасности Дисциплина Содержание дисциплин

Физическое воспитание Физическая культура Влияние двигательной активности на здоровье и безопасность человека

Философско-мировоззренческое воспитание (воспитание ценности безопасности) Философия Философско-мировоззренческие основы отношения к безопасности личности и общества

Обеспечение безопасности в социуме (воспитание безопасного стиля поведения) Безопасность жизнедеятельности Сохранение жизни и здоровья в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера. Обеспечение безопасности образовательного учреждения

Г ражданско-патриотическое воспитание (формирование исторического сознания, гражданского патриотизма) Отечественная история История социальных конфликтов (в том числе военных) и кризисов (политических, экономических и др.)

Демократическое воспитание Социология Политология Общество и социальные институты. Социальные группы и общности; общность и личность. Социальное взаимодействие

Гигиеническое воспитание (воспитание медицинской активности; направленности на здоровый образ жизни) Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Факторы, формирующие здоровье, приемы оказания первой медицинской помощи, меры профилактики заболеваний и вредных привычек. Здоровый образ жизни и его составляющие

Правовое воспитание (воспитание правовой культуры) Правоведение Права человека, права ребенка. Концепция национальной безопасности РФ. Законы в области обеспечения безопасности личности, общества, государства.

Профессиональнопедагогическое воспитание, семейное воспитание (формирование профессиональной педагогической культуры) Педагогика (педагогические теории, системы, технологии) Современные способы, методы, приемы и средства обучения, воспитания и развития учащихся (в том числе по вопросам безопасности)

Психология (общая, возрастная, педагогическая) Мотивы поведения и способы саморазвития человека. Закономерности психического развития личности на разных возрастных этапах. Психология безопасности человека

Программа содержит следующие мероприятия:

1. Университетская студенческая олимпиад по безопасности жизнедеятельности и медицинским знаниям «Безопасность в социуме».

Современная олимпиада по безопасности жизнедеятельности предполагает поиск инновационных технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности и представляет собой творческое соревнование сту-

дентов, позволяющее выявить уровень теоретического освоения образовательной области безопасность жизнедеятельности, степень сформированности умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях, степень профессиональной компетентности будущих учителей, готовность к безопасному существованию в социуме и предупреждению опасностей.

В ходе Олимпиады проводится оценка уровня знаний и подготовки студентов-участников по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», изучающих их в текущем или закончивших их изучение в прошедшем году (1-3 курс).

Задания охватывают три блока знаний и умений: безопасность в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; оказание первой медицинской помощи, медицина катастроф, пропаганда здорового образа жизни.

Олимпиада включает вариацию из 5-7 конкурсов трех типов: творческие конкурсы являются демонстрацией и защитой выполненных командами домашних заданий: представление команды, методические проекты, фото-, видеоролики; теоретические конкурсы направлены на выявление знаний студентов по курсу БЖД (тестирование и викторина); практикоориентированные конкурсы позволяют публично продемонстрировать не только комплекс знаний, но и умение действовать в экстремальных ситуациях.

2. Научные студенческие конференции «Безопасность жизнедеятельности глазами студентов», «Образование и здоровье».

3. Круглый стол «Комплексный подход к обеспечению безопасности образовательного социума».

4. Публикация студентами научно-практических материалов в сборниках «Здоровье, образ жизни и образование», «Безопасность жизнедеятельности глазами студентов».

5. Конкурс творческих разработок (презентаций, плакатов, сочинений и т.д.) «Скажи жизни «Да»».

6. Конкурс социальной рекламы «Твое здоровье - твое богатство».

7. Интернет-форум по вопросам безопасности жизнедеятельности на информационно-образовательной портале «Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодежи» (http://www.studmol.ru).

8. Всероссийский конкурс научно-исследовательских и проектных работ «Безопасность общества: инициативы и инновации». В процессе участия в подобных конкурсах студенты имеют возможность знакомства с передовым опытом, вхождения в научные сообщества, получения поддержки со стороны государства для дальнейшей реализации своих проектов.

9. Эстафета «Спасатель», по отработке навыков оказания помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях.

10. Консультации, организуемые для студентов и преподавателей, с привлечением специалистов Ивановского областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом, Шуйского межрайонного наркологического диспансера.

Важным условием в воспитании культуры безопасности студентов является создание социальнобезопасной и здоровьесберегающей среды, представляющей собой функционирующую систему, обеспечивающую обучаемому адекватные условия развития его психофизических свойств, удовлетворяющую его потребность в двигательной и интеллектуальной активности [3]. В систему воспитательной работы со студентами по формированию социально-безопасной и здоровьесберегающей среды входят:

- проведение конкурсов на лучшую аудиторию в учебном корпусе и лучшую комнату в общежитии (организация проживания и обучения студентов с учетом санитарно-гигиенических и психофизиологических норм);

- проведение «Дней здоровья» с санитарно-просветительской направленностью (Праздник студенческого городка, Легкоатлетический кросс - «Кросс нации», Лыжный спорт - «Лыжня России», «Веселые старты» между общежитиями, Оздоровительная аэробика - первенство факультетов, «Зимние старты» - первенство общежитий, спартакиада факультетов, первенство факультетов по футболу баскетболу и волейболу, туристический слет и др.);

- тренинги «Антинаркотическая установка», «Взаимоотношения в академической группе»;

- внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе: гигиенический контроль инновационных методов и средств обучения и воспитания; предупреждение перегрузок памяти, способствующих стрессу, чередование видов учебной деятельности, обучение на фоне положительных эмоций, создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном процессе;

- социальная поддержка студентов: установление гуманных взаимоотношений студентов и преподавателей; формирование социальных знаний, умений, которые позволят защитить свои права; создание условий для саморазвития и самоактуализации; психолого-педагогическая коррекция социального поведения и социальных связей; профилактика вредных привычек и асоциального поведения; психологическая помощь в тяжелых жизненных ситуациях (болезнь, смерть близкого человека, трудное материальное положение и др.).

Профессиональная подготовка будущих педагогов к безопасной жизнедеятельности в социуме является составляющей частью многоуровневой региональной социально-педагогической системы, в которой низший уровень во взаимосвязях поглощается более высоким, образуя единую межсекторальную систему. В со-

ответствии с этим, для подготовки будущих педагогов в данном направлении необходима межведомсвенная интеграция с привлечением к образовательному процессу всех служб и подразделений не только внутри вуза, но и вне его.

В русле данного подхода студенты проходят стажировку по программе «Спасатель» на базе городского спасательного отряда МЧС; на базе образовательных учреждений выполняют научно-исследовательские и творческие проекты, а также осуществляют работу по профилактике социальных отклонений подростков.

Студенты, проходя стажировку, выполняют проекты «Паспорт безопасности образовательного учреждения». Целью проекта является разработка программы безопасности образовательного учреждения, включающей объекты и субъекты безопасности, виды опасностей и угроз, технологии профилактики опасных ситуаций, средства защиты образовательного учреждения, технологии оказания помощи учащимся и персоналу в экстремальных и опасных ситуациях.

Необходимым условием успешной реализации системы воспитательной работы в области социальной безопасности является повышение квалификации преподавательского состава в данной сфере. В связи с этим в программу воспитательной работы включена программа цикла тематического усовершенствования для преподавателей вузов по направлению «Социальная безопасность образовательной среды», кроме того, нами проводятся межкафедральные семинары, занятия с кураторами по проблемам социальной безопасности учащейся молодежи. Таким образом достигается цель превращения образовательной среды в профессиональнопедагогическую, когда детерминирующим фактором, обеспечивающим процесс формирования культуры безопасности будущего педагога, является формирование представления об этом процессе как ценности и развитие потребности в его осуществлении у всего преподавательского состава, принимающего участие в подготовке студентов.

Литература

1. Кисляков, П.А. Акмеологические условия подготовки будущих педагогов к формированию социально-безопасной среды образовательного учреждения // Экономика образования - 2010. - № 2. - С. 87-91.

2. Обеспечение безопасности в социальной среде: Сборник учебных программ / Авт.-сост. П.А. Кисляков. - Шуя: Издательство ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. - 107 с.

3. Шмелева, Е.А. Акмеологическое сопровождение исследований в области здоровьесбережения в со-циогуманитарном научно-образовательном центре // Культура физическая и здоровье. - 2010. - № 2. - С. 4346.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.