Научная статья на тему 'Психолого-акмеологические основания развития социальной безопасности субъектов образования'

Психолого-акмеологические основания развития социальной безопасности субъектов образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / СОЦИАЛЬНО БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА / АКМЕОЛОГИ-ЧЕСКИЕ ИНВАРИАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / SOCIAL SECURITY OF THE PERSON / THE SUBJECT OF EDUCATION / A FUTURE TEACHER / SOCIALLY SAFE ENVIRONMENT / ACMEOLOGICAL INVARIANTS OF PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кисляков Павел Александрович

Статья посвящена анализу направлений развития социальной безопасности студентов педагогического вуза как субъектов образования. Работа основана на акмеологическом подходе и включает целостное изучение студента будущего педагога как индивида, личности и субъекта социальной безопасности. На основе проведенного анализа выделены акмеологические инварианты профессионализма педагога как субъекта социальной безопасности, а именно способность к антиципации, саморегуляции и стрессоустойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кисляков Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and acmeological foundations of social security of the person

This article analyzes directions of development of social security pedagogical university students as subjects of education. The work is based on acmeological approach and includes a holistic study of students the future teacher as an individual, the person and the subject of social security. In this paper on the basis of analysis allocated the acmeological invariants of professionalism of the teacher as a subject of social security: the ability for anticipation, self-regulation and stress-stability.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологические основания развития социальной безопасности субъектов образования»

ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Кисляков П.А.

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Происходящие изменения в обществе, в социально-экономической, политической, духовно-нравственной, информационной сферах, с одной стороны создают качественно новые возможности выбора жизненного пути, с другой - оказывают деструктивное воздействие, вызывающее у многих людей дезориентацию в современной социальной ситуации, негативно отражаясь на планах, целях и качестве жизни, повышают социальную напряженность и приводят к нарастанию социального неблагополучия, росту аддикций, кримининализации социальной среды, ухудшению социального здоровья общества.

По мере обострения социальных проблем, тематика безопасности занимает все большее место в научной литературе. В исследованиях последних лет комплексно отражены социально-политические, экономические, военные, демографические, культурные, духовно-нравственные, информационные, криминальные, психологические и иные аспекты безопасности личности, общества и государства. Социальная безопасность рассматривается авторами в разных сферах жизнедеятельности общества, как в широком, так и узком смыслах. В широком смысле социальная безопасность близка к безопасности общества, так как охватывает все сферы жизнедеятельности людей. В узком смысле социальная безопасность предполагает устойчивое развитие некой части социума, например сферы образования, семейнобытовой и пр. Главной структурной единицей любого сегмента общества является личность, поэтому представляется необходимым исследовать проблему обеспечения социальной безопасности применительно к жизни отдельного человека и к его профессиональной деятельности.

В современных условиях неизбежно формируется социальный заказ на разработку психологических основ проблем социальной безопасности, как компонента национальной безопасности страны [1; 3]. Также актуализируется поиск социальных институтов, которые позволили бы вернуть человеку чувство связанности с другими, избавиться от ощущения ничтожности и незащищенности перед окружающим миром. Как справедливо отмечает О.О. Андронникова, в первую очередь это должны быть институты семьи, образовательного пространства (школы, ВУЗа), пространство трудовых отношений.

Перед системой образования стоит задача развития социальной безопасности личности, включая подготовку к безопасному существованию в современном социуме, формирование умений защитить себя и своих близких в случае возникновения экстремальной, кризисной ситуации социального происхождения.

72

Наложение целей развития социальной безопасности личности на систему педагогического образования отражает его дуальный характер. Вуз должен создать условия для развития социальной безопасности студентов - будущих педагогов как субъектов образовательного процесса в вузе. Выпускник, освоивший ООП по педагогическому образованию, уже в новой роли педагога как субъекта образовательного процесса в школе, призван формировать социальную безопасность школьников. От компетентности педагогов в сфере социальной безопасности зависит, насколько школьники будут подготовлены к безопасной жизни в современном социуме, а также степень организации безопасного взаимодействия субъектов образовательного процесса в школе. Именно эта дуалистичность отличает педагогическое образование от любого другого и обязывает искать новые подходы в профессиональной подготовке педагогических кадров в данном направлении.

Данные положения легли в основу разработанной нами Концепции подготовки будущих педагогов к обеспечению социальной безопасности, реализуемой в Шуйском государственном педагогическом университете. В основу концепции положен акмеологический подход, предполагающий целостное изучение человека как индивида, личности и субъекта деятельности.

Остановимся на рассмотрении направлений развития социальной безопасности студентов педагогического вуза как субъектов образования в рамках названных категорий.

Термин «индивид» используется для обозначения отдельного человека как единичного представителя человеческого рода в биологическом плане и как единицы общества в социальном плане [7]. Соответственно категория безопасности индивида представляет собой дуалистическую биосоциальную категорию, неразрывно связанную с человеком как биологическим, так и социальным существом.

Человек как биологическое существо обеспечивает свою физическую безопасность, связанную с необходимостью защиты заложенных природой чисто физиологических жизненно важных потребностей, в первую очередь потребности в самосохранении. Человека как индивида характеризуют психофизиологические качества, которые проявляются в чувствительности человека к обнаружению сигналов опасности, в его скоростных возможностях реагирования на них. Обеспечение физической безопасности требует соблюдения человеком определенных инстинктивных или выработанных опытом норм и правил поведения в профессиональной деятельности, в повседневной жизни, в быту.

На поведении человека в нормальных условиях жизнедеятельности и в условиях экстремальной ситуации сказывается его психическое и физическое состояние. Соответственно подготовка студентов направлена на развитие способностей к психической саморегуляции и реализацию здорового образа жизни. В процессе обучения студенты осваивают технологии психической саморегуляции эмоционального и психофизиологического состояния, необходимые для предупреждения экстремальных ситуаций, снижения социальной напряженности в образовательном пространстве: техника управляемого дыхания, управление вниманием, регуляция мышечного стереотипа, создание чувствительных образов и др. Отрабатываются приемы экстренной само- и взаимопомощи при психических нарушениях и психосоматических расстройствах (стресс, тревожность, депрессия, страх, паника и пр.).

Физическая безопасность характеризуется высоким уровнем здоровья и реализацией здорового образа жизни. Мы рассматриваем понятие «здоровый образ жизни» применительно к студенту, с учетом определения академика Ю.П. Лисицына, как гармоничное единство биологических и социальных свойств индивида, совокупность поведенческих факторов, которые способствуют сохране-

нию и укреплению здоровья, обеспечению личной безопасности, а так же успешному обучению, воспитанию и личностно-профессиональному развитию.

Реализуемое нами здоровьеформирующее образование включает совокупность учебно-воспитательных модулей, раскрывающих факторы риска нарушения здоровья: гигиеническая грамотность, рациональное питание, адекватная физическая активность, рациональный режим труда и отдыха, здоровый психологический климат, направленность на создание здоровой семьи, профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) и заболеваний передаваемых преимущественно половым путем [4].

Подверженным несчастным случаям более свойственна агрессивность, импульсивность, рассеянность, эмоциональная неуравновешенность, высокая динамика истощения и пр. В связи с чем, у студентов необходимо развивать такие качества, как эмоциональная уравновешенность, внимательность, лидерские качества, способствующие в перспективе обеспечению безопасности школьного коллектива.

Социальная часть индивида относится к человеку как социальному существу и связана с процессом социализации личности. Социализация представляет собой процесс становления личностного потенциала, усвоения индивидом ценностей, норм, моделей общественного поведения. Социализация реализуется как процесс целенаправленного воздействия на человека (воспитание, образование), так и спонтанно, под непосредственным воздействием внутрисемейных отношений, ближайшего социального окружения, а также под влиянием средств массовой информации

[6]. Помогая ребенку в процессе социализации адаптироваться к условиям жизни, родители и педагоги, не желая того, одновременно снижают уровень его внушаемости, делают более подверженным любой манипуляции в будущем. Здесь с целью предупреждения опасности манипулирования личностью важно формировать у студентов критическое мышление, обучать основам информационнопсихологической безопасности. Освобождению сознания от однобокой информационной зависимости, его раскрепощению могут способствовать приобщенность к искусству, а также творческое отношение к жизни и профессиональной деятельности. Студентам нужно знать цели, методы и средства современного манипулирования сознанием людей и уметь контролировать степень своей зависимости от внешних воздействий.

Личность как социальное по своей природе, относительно устойчивое образование представляет собой социальное качество индивида; систему мотивационных отношений; индивидуальную форму существования и развития социальных связей и отношений [7].

Человеку, как личности безопасного типа, присущи способности предвидеть опасности, знания современных проблем безопасности, стремление решить эти проблемы и при этом разумно сочетать свои личные интересы с интересами общества (социальной группы).

Одной из базовых потребностей личности является потребность в безопасности (А. Маслоу), без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации. Вместе с тем потребность в безопасности редко выступает как активная сила, она доминирует только в экстремальных ситуациях, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой. У студентов необходимо формировать потребность в безопасности в повседневной жизни, проявляющаяся в виде желания избегать конфликтные ситуации в быту и профессиональной сфере, строить гармоничные отношения с окружающими, избегать потенциально опасные места.

Человеку как личности присуща тенденция к самоосуществлению, направляющая его развитие. Направление развития человека определяется выбором, который он делает [6]. Личность обладает относительной свободой выбора вариантов собственного поведения, осуществляет целеполагание в рамках своей жизнедеятельности. Человек может идти по пути полнейшей свободы и независимости, отречься от всевозможных норм морали, социальных связей и т.д. и обрести сопутствующие этому процессу психическое напряжение, чувство ничтожности и одиночества, противостояния окружающему миру, полному опасностей и угроз, или принять определенные ценности и общественные нормы, правила и социально позитивные формы взаимодействия с другими людьми и группами [1].

При этом, реализуемый нами акмеологический подход к развитию социальной безопасности студентов предполагает осуществление ими дихотомического анализа, направленного на изучение как опасного (девиантного, аддиктивного, де-ликвентного, агрессивного, виктимного, интолерантного и пр.) поведения личности и связанных с этим угроз, так и личности безопасного типа.

С акмеологических позиций субъект рассматривается как источник активности, обладающий способностью самоопределения, саморазвития, самоорганизации, путем саморегуляции и разрешения человеком (личностью, группой) различного рода противоречий. Субъектная природа человека проявляется в его способности изменять окружающий мир и себя вместе с ним [7].

На уровне локальной среды обитания социальная безопасность предполагает устойчивое развитие некой части социума - профессиональной, семейно-бытовой и пр. В акмеологии обращается внимание на необходимость разработки проблемы безопасности не только на личностном, общественном и государственном уровнях, но и на профессиональном - в связи с профессиональной деятельностью субъекта (Б.С. Бусыгина, А.А. Грачев, А.А. Деркач, А.В. Кириченко, С.А. Кучер и др.).

С точки зрения человеческого фактора безопасность организации рассматривается в следующих направлениях: профилактика несчастных случаев и предупреждение опасных ситуаций на производстве; профессионализм специалиста, позволяющий обеспечивать безопасность в деловой коммуникации и учитывать психологическую сущность угроз; повышение уровня индивидуальной защищенности человека путем формирования механизмов организации более безопасного поведения. В этом отношении профессиональная подготовка будущих педагогов должна быть направлена на изучение возможных угроз (внешних и внутренних) в образовательной среде и способов их предупреждения и защиты от них.

Социальные опасности характерные для образовательного учреждения весьма многообразны - это террористические акты, проявления экстремизма и расизма, сектантство и конфликты на религиозной почве, воровство, вымогательство, наркомания (в том числе распространение наркотиков) и пьянство, суициды, все формы физического и морального насилия и другие негативные явления и процессы, наносящие ущерб субъектам образования, образовательному учреждению и обществу в целом. Реализуемая нами профессиональная подготовка будущих педагогов включает изучение в рамках спецкурса «Социальная безопасность образовательной среды» названных социальных опасностей и способов защиты от них в условиях образовательного учреждения.

Реализация концепции подготовки студентов в области социальной безопасности направлена на включение в образовательный процесс психологопедагогических технологий, способствующих развитию личности в контексте ее жизненного и профессионального пути, широко востребующие в процессе их реализации весь спектр личностных качеств и предполагающие реализацию деятель-

ностного подхода. В преподавании сделан акцент на использование проблемного обучения, активных форм обучения, самообразование.

В нашем исследовании принципиально важно развитие у будущего педагога способности к антиципации, которая определяется способностью прогнозировать возможные последствия жизненных событий и ситуаций, в том числе опасных. Развитая антиципация позволит педагогу спрогнозировать результаты собственной активности по обеспечению социальной безопасности, что может являться источником направленности и саморегулируемости осуществляемой деятельности; спрогнозировать возникновение в образовательном учреждении опасных ситуаций социального характера исходящих, в первую очередь, от участников образовательного процесса; предвидеть исход чрезвычайных ситуаций, а, следовательно, поможет предпринять действия по минимизации факторов, отрицательно воздействующих на здоровье учащихся.

Проведенные в последние годы исследования показывают, что около 85% учителей испытывают состояние устойчивого стресса (Т.А. Глухих, Н.Н. Трушина, Л.М. Митина и др.), что является причиной неврозов, соматических заболеваний, оказывает негативное влияние на отношения с учащимися. С позиции психологии здоровья здоровая личность психически устойчива (в том числе стрессоустойчива), что позволяет ей поддерживать собственную надежность и противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и, в конечном счете, достигать поставленных целей. Таким образом, психическое здоровье в целом, и стрессоустойчивость в частности, выступает как характеристика целостного, акмеологического развития человека (М.Ф. Секач). Поэтому для предупреждения профессионально-личностной деформации, поддержания высокой работоспособности, сохранения психического и физического здоровья будущему педагогу необходимо владеть технологиями профилактики длительных стрессовых состояний (дистресса), при этом высокий уровень развитости креативных способностей и адекватная самооценка позволят ему сформировать систему совладания со стрессом, в том числе в экстремальных ситуациях (В.Л. Марищук). Кроме того, педагог, отвечая за безопасность учащихся, должен быть готов к предупреждению стрессовых состояний у учащихся в экстремальных ситуациях социального характера, что говорит о необходимости специальной психологической подготовке к экстренным действиям.

Обеспечение безопасности организации, в том числе и образовательного учреждения, является управляемым процессом, который предполагает целенаправленную активность субъектов-участников (субъектов образования) и возможность специальной организации эффективной деятельности для решения задач в данной области [2].

В этом отношении в образовательном учреждении должна быть создана социально безопасная среда, которая представляет собой функционирующую систему, обеспечивающую обучаемому адекватные условия развития его психофизических свойств, удовлетворяющую его потребность в безопасности, двигательной и интеллектуальной активности. Социально безопасная среда является важным фактором успешной реализации целей и задач учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении, и позволяет минимизировать отрицательные социальные, биологические, психолого-педагогические влияния в образовательной среде [5].

Социально безопасная среда вуза характеризуется совместной деятельностью администрации, преподавательского состава и студентов.

Нами выделены следующие компоненты социально безопасной среды вуза:

- здоровьесберегающая и безопасная инфраструктура, обеспечивающая нормативные санитарно-гигиенические условия питания, обучения и проживания студентов;

- здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе: рациональная организация учебно-воспитательного процесса, гигиенический контроль инновационных методов и средств обучения и воспитания;

- благоприятный психологический микроклимат в академических группах и в вузе в целом, характеризующийся отсутствием проявлений психологического насилия, толерантным взаимодействием, личностно-доверительным и демократическим стилем общения субъектов образования;

- условия для активного отдыха студентов и преподавателей, занятий физической культурой и спортом, организация досуга;

- система профилактики курения и употребления алкоголя в здании вуза и в общежитии.

Таким образом, социальная безопасность личности представляет собой систему взаимодействия личности как индивида и субъекта деятельности с социальной средой (бытовой, образовательной, профессиональной), включающую осознание ее возможных негативных воздействий, умения и навыки самозащиты и предотвращения социальных опасностей, обеспечивающие ей реализацию способностей и удовлетворение потребностей.

В структуре социальной безопасности субъектов образования можно выделить такие компоненты как физическая безопасность и реализация здорового образа жизни, психологическая безопасность, безопасность в опасных/экстремальных ситуациях социального характера, информационно-психологическая безопасность, безопасное взаимодействие в образовательном учреждении. К акмеологическим инвариантам профессионализма педагога как субъекта социальной безопасности можно отнести способность к антиципации (как способность прогнозировать опасные ситуации), саморегуляции и стрессоустойчивости (в том числе в экстремальных условиях).

Литература

[1] Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. - СПб., 2002.

[2] Бусыгина И. С. Корпоративная безопасность как акмеологическое основание продуктивной жизнедеятельности организации. - М., 2010.

[3] Кириченко А.В., Кучер С.А. Психолого-акмеологические основания построения системы безопасности современной коммерческой структуры // Акмеология. №1. 2012. С. 47-52.

[4] Кисляков П.А. Образование и здоровье в педагогическом вузе: опыт реализации и проблемы качества // Стандарты и мониторинг в образовании. № 2. 2010. С. 25-31.

[5] Кисляков П.А. Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодежи: Монография. - М.: ФГБОУ ВПО «ШГПУ»; Логос, 2011.

[6] Кораблин Ю.А. Личность как субъект социальной безопасности общества http://slavzso.narod.ru/1-9/16.html

[7] Селезнева Е.В. Общая акмеология: учебное пособие / Под общ. ред. А.А. Деркача. -М.: Изд-во РАГС, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.