Комплексный подход формирования безопасного образовательного пространства ДОУ
Бандура Т. А.,
заведующая
ДОУ № 477 ФГБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 477»,
Новосибирск, Россия mailto:[email protected]
Аннотация. Статья посвящена внедрению в образовательное пространство ДОУ программы «Детский сад «Сибирячок» - безопасное образовательное пространство».
Для решения проблемы создания в дошкольном учреждении безопасной образовательной среды разработана модель, показана роль администрации, педагогов и родителей дошкольников. Значительное место отведено материалам, раскрывающим различные аспекты обеспечения в дошкольном учреждении физической и психологической безопасности участников образовательного процесса.
Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека (А. Маслоу), не случайно безопасность — один из основных показателей качества жизни населения, а обеспечение безопасности — ключевое условие жизнедеятельности социума и человека. Безопасность - это «... состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446—I «О безопасности»).
Жизнь и здоровье ребенка - важнейший приоритет для каждого человека. Гибель детей образовательных учреждений во время пожаров, массовые заболевания и отравления, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-транспортные происшествия, бытовые несчастные случаи - всё это оборачивается невосполнимыми потерями жизни и здоровья наших детей и персонала образовательных учреждений, тяжелыми психологическими травмами. Именно этим определяется место и роль обеспечения безопасности образовательных учреждений в системе национальной безопасности России.
Вопросы безопасности, охраны труда и здоровья актуальны и отраженны в (ФЗ № 273) "Об образовании в Российской Федерации. В статье 28 обозначены компетенции, права и обязанности и ответственность образовательной организации. Ст.41 включает в себя охрану здоровья обучающихся. В ст.48 ФЗ № 273 обозначена ответственность и обязанность педагогических работников за формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жжизни.
До введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. После введения ФГОС современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения. Обеспечение безопасности образовательного пространства требует от руководителей и персонала образовательного учреждения новых знаний из различных областей: права, криминологии, медицины, психологии, техники; это связано с освоением новой терминологии, огромного объема правовых норм и методических материалов.
Таким образом, приоритетность обеспечения безопасного образовательного пространства ДОУ очевидна - она является одной из важнейших составляющих деятельности образовательного учреждения.
Детский сад - это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную
ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность детей. Решать проблему обеспечения безопасности ДОУ необходимо комплексно с созданием и развитием современных правовых, организационных и методических основ обеспечения безопасности.
Анализ работы нашего ДОУ за 2012-2013 учебные годы показывает низкий уровень (35%) сформированности у детей представлений о безопасном поведении и недостаточный уровень ответственности родителей за жизнь и здоровье детей, что подтверждается результатами диагностики, беседами с дошкольниками и наблюдениями за ними.
Исходя из анализа мониторинга, включающего разные показатели (анализ статистики детского травматизма и происшествий с детьми в дошкольном учреждении, анализ состояния материально-технической и учебно-методической базы ДОУ, кадрового потенциала, анализ диагностики знаний детей в области безопасности) был разработана программа на 2014 - 2016 учебные годы «Детский сад «Сибирячок» -безопасное образовательное пространство».
Цель проекта: создать в детском саду безопасное образовательное пространство.
В ходе реализации проекта решаются следующие задачи:
1. Модернизировать систему управления дошкольным образовательным учреждением в условиях его деятельности в режиме развития.
2. Привести в соответствие с санитарно-гигиеническими требования и требованиями безопасности материально-техническую базу и предметно-развивающую среду в ДОУ.
3. Внедрить в практику работы дошкольного учреждения программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной.
4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в практике современных программ, технологий по основам безопасности жизнедеятельности.
5. Повысить качество работы по взаимодействию с родителями воспитанников по формированию мировоззрения, ориентированного на приоритетное значение безопасности.
Концептуальной основой проекта безопасной образовательной среды в ДОУ является: организация безопасности в образовательном учреждении, обеспечивающая возможность заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в образовательном процессе. Девизом проекта стали тезисы: предвидеть, научить, уберечь.
На наш взгляд новизна проекта заключается в обеспечении комплексного подхода к решению задач по безопасности образовательного пространства ДОУ
Ожидаемые результаты:
1. Разработка модели безопасной образовательной среды ДОУ.
2. Реализация инновационных технологий по основам безопасности жизнедеятельности, повышение профессиональной компетентности сотрудников ДОУ.
3. Приведение в соответствие с требованиями СанПиН и СНиП территории, здания, помещений и коммуникационных систем учреждения. Обеспечение безопасных условий для роста и развития детей раннего и дошкольного возраста посредством постепенного 100% обновления предметно-развивающей среды и материально-технической базы детского сада. Внедрение ресурсосберегающих технологий. Повышение персональной ответственности сотрудников учреждения за обеспечение безопасности жизни и здоровья детей - воспитанников ДОУ.
4. Участие коллектива учреждения в разработке и реализации групповых проектов по безопасности, повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
5. Разработка паспорта безопасности группы, ДОУ.
6. Повышение педагогической компетентности родителей.
7. Отсутствие пожаров, ЧС, травматизма в ДОУ.
Разработанная модель безопасной образовательной среды ДОУ направлена на решение задачи с разных сторон. Проблема безопасности образовательной среды имеет различные аспекты.
Согласно Федеральному закону РФ № 238-Ф3 от 23.07.2013 г «О техническом регулировании» «безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, природными факторами, антитеррористическую защищенность, в области обеспечения безопасности дорожного движения, экологическую, радиационную безопасность, безопасность в области охраны труда и техники безопасности».
В нашей программе мы рассматриваем безопасность среды дошкольного учреждения с позиции охраны физического и психического здоровья воспитанников и педагогов. Проблемы экологической безопасности мы рассматриваем как медицинские (здоровье), педагогические (формирование знаний, культуры), социальные (качество жизни, социальное благополучие). В физической безопасности выделяем три фактора: экологический, медико-гигиенический, биолого-педагогический. К психологической безопасности мы относим следующие факторы: статусно-возрастной, этнический. Выделение данных факторов, по нашему мнению, будет способствовать систематизации работы по проблеме безопасности образовательной среды дошкольного учреждения.
Для эффективной образовательной деятельности необходима безопасная среда. Решение этой задачи предусматривает, в первую очередь, деятельность руководителя. В целях практической организации работы по планированию и проведению мероприятий по обеспечению комплексной безопасности составлена циклограмма издания приказов. Разработан алгоритм действий при организации охраны труда в ДОУ, законодательная база по охране жизни и здоровья детей. Составлен план мероприятий по созданию безопасной среды в ДОУ. По условиям труда аттестованы рабочие места. Уполномоченным по охране труда разработаны инструкции. Разработано положение об организации работы по пожарной безопасности ДОУ, составлен план мероприятий по пожарной безопасности, по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Предметно-развивающая среда является важным фактором воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДО она должна быть безопасной. ДОУ предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда - это внутреннее оформление помещений. Макросреда - это ближайшее окружение детского сада (участок, экологическая тропа, зимний сад, огород, уголок леса, цветники, стадион, площадка по БДД).
В нашем дошкольном учреждении оборудование помещений безопасно, здоровье сберегающее, эстетически привлекающее и развивающее.
Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «зоны», «уголки»), оснащенные развивающим материалом (книги, игрушки, материалы для творчества и т.п.). Все предметы доступны детям, находятся на уровне роста ребёнка.
Кроме того, построение развивающей среды построено на следующих принципах:
Принцип обеспечения половых различий. Предполагает наличие материалов и предметов, стимулирующих деятельность, в процессе которой происходит осознание ребенком принадлежности к определенному полу, возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Принцип эмоциональной насыщенности и выразительности рассматривается, как способность среды воздействовать на эмоции ребенка.
Ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми.
Реализация вышеперечисленных компонентов среды позволяет ребенку комфортно чувствовать себя в помещении детского сада и оказывает благоприятное воздействие на его всестороннее развитие.
Требования к безопасной среды в группе отражены в разработанных паспортах безопасности. В каждой группе имеется такой паспорт, который включает в себя антропометрический данные детей, наличие инструкций и памяток по охране труда; наличие журнала проведения генеральных уборок; дидактический, наглядный, методический материал, игры, атрибуты для оснащения предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Безопасное расположение мебели, стеллажей; наличие маркировки. Наличие журнала по соблюдению санитарно-эпидемиологические правил и нормативов СанПиН2.4.1.3049-13.
Наличие паспортов группы даёт возможность педагогам группы проводить самообследование развивающего пространства на предмет безопасности, а руководству ДОУ - контроль.
Таким образом, программа «Детский сад «Сибирячок» - безопасное образовательное пространство» интегрирует все элементы системы безопасности и обеспечивает, на наш взгляд, эффективность решения проблемы безопасности.
Литература
1. Безопасность дошкольного образовательного учреждения: Сборник материалов для руководителей образовательных учреждений. -- М.: МИОО, 2005.
2. Волобуева Л.М. Организация охраны труда в ДОУ: правовой аспект. Управление ДОУ № 7- 2005 год.
3. Лукина Л.И. Безопасность дошкольного образовательного учреждения Управление ДОУ, Москва, 2007 год.
4. Лукина Л.И. Как разработать систему управления ДОУ. Управление ДОУ, М.: Сфера, 2007 год.
5. Лукина Л.И. Охрана труда в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2005 год.
6. О пожарной безопасности/ Федеральный закон от 21.12.1994 г № 69-ФЗ (ред.от 09.05.2005 г)
7. Об основах охраны труда в Российской Федерации / Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181 -ФЗ (с изменениями от 09.05.2002 г)
8. Петров С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. -- М.: НЦ ЭНАС, 2006.
9. Погребняк Л.П. Охрана труда и технической безопасности в образовательном учреждении. Управление ДОУ, № 7- 2005 год.
10. Пимонова С.В. Развитие творческого потенциала студентов в условиях безопасной образовательной среды: дис. ... канд. психол. наук. -- Ставрополь,2006.
11. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".
12. СанПиН 2.4.1.3049-13.Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 29 мая 2013 г.
13. Сантаева Т.С. Безопасность детей и взрослых. Управление ДОУ, № 3- 2004 год.
14. Худик В.А., Тельнюк И.В. Организация условий безопасности жизнедеятельности дошкольников // Детский сад. -- 2006.