СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 373.2.01
М. В. Погодаева
РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В БОЛЬШОМ МИРЕ» В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Адаптационная программа «Моя безопасность в большом мире» для ДОУ позволит с 3-летнего возраста знакомить ребенка с возможными опасностями в быту, на транспорте, в городе, в природных условиях, обучать навыкам поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Обучение безопасному поведению происходит в процессе разнообразной деятельности: игровой, исследовательской, изобразительной, музыкальной, трудовой, физкультурной, в ходе режимных моментов. Оно помогает ребенку овладевать средствами и способами освоения культуры безопасности, проявлять активность и самостоятельность.
В результате освоения программы возрос интерес детей к исследованию окружающего мира, наблюдениям, активизировалось восприятие, возросло внимание, повысился уровень познавательных процессов. Дети научились общаться друг с другом, оказывать необходимую помощь, эффективно взаимодействовать, активно участвовать в совместной деятельности.
Ключевые слова: безопасность дошкольника, образование в области безопасности жизнедеятельности, культура безопасности.
Безопасность детей в настоящее время остается одной из актуальных проблем, создание пространства для безопасного детства - важнейшая задача взрослых: родителей, педагогов, общественности.
Безопасность среды для физического и психического здоровья ребенка может быть достигнута двумя путями. Первый путь - это полное устранение опасностей в среде, окружающей ребенка. Второй путь - это вооружение ребенка знаниями об опасностях, которые его окружают, навыками адекватной реакции на них, при этом сам ребенок не должен являться источником опасности для других детей.
Первый путь мало реалистичен в современном мире. Это, однако, не исключает обязательств взрослых по минимизации опасностей в среде, где находится ребенок. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей зависит от гигиенических условий среды, средств и технологий обучения, безопасности предметов детского обихода: одежды, игрушек, мебели [1, с. 4-6].
Для реализации второго пути достижения безопасности усилия взрослых, в первую очередь педагогов, должны быть направлены на формирование у ребенка культуры безопасности: обучение безопасному взаимодействию со всеми элементами окружающего мира, развитие толерантности и навыков безопасного общения.
Целью образования в области безопасной жизнедеятельности является формирование культуры безопасности, под которой понимается формирование системы ценностей и на ее основе ценностно-смысловая саморегуляция, творческая активность,
позволяющая принимать адекватные решения в чрезвычайных ситуациях [2, с. 230-233]. По мнению Л. Н. Гориной, культура безопасности жизнедеятельности - это деятельность человека, основанная на системе социальных норм, убеждений и ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни и здоровья, это сформированные качества личности, позволяющие человеку безопасно взаимодействовать с обществом и природой [3, с. 15-24]. Основы такой культуры закладываются в дошкольном возрасте и позволяют сделать всю дальнейшую жизнь человека осмысленно безопасной. Раннее формирование основ безопасного мировоззрения будет способствовать сохранению жизни и здоровья, а в дальнейшем и решению глобальных проблем безопасности и экологических проблем. Дошкольное детство - самое благодатное время для формирования качеств личности, позволяющих активно и безопасно взаимодействовать с природой и людьми в изменяющемся мире: экологического сознания, понимания ребенком того, что Земля - наш общий дом и относиться к ее богатствам нужно аккуратно и бережно. Ключевую роль в этом процессе играет пример взрослого, его ценностные ориентации, поведение, общение с окружающими [4, с. 227-231].
В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях Иркутской области реализуется региональная образовательная программа «Моя безопасность в большом мире» [5], рекомендованная Министерством образования Иркутской области. Программа является первой ступенью непрерывного образования в области безопасности жизнедея-
М. В. Погодаева. Результаты внедрения программы «Моя безопасность в большом мире».
тельности детей и направлена на подготовку детей к действиям в опасных ситуациях, характерных для данной территории, что является важным условием реализации принципа региональности в образовании. В результате у дошкольника появляются элементарные навыки безопасного поведения при землетрясении, пожаре, химическом заражении, он учится правильному отношению к природе, себе и другим людям. Суть программы образования в области безопасности жизнедеятельности дошкольника заключена в идее организации и обеспечения взаимопроникновения разных образовательных областей, различных видов деятельности, которые помогают ребенку овладевать средствами и способами освоения культуры безопасности, дают возможность проявлять самостоятельность, реализовывать позицию субъекта в процессе деятельности. Воспитание безопасного поведения по отношению к себе и окружающему миру должно опираться на элементарные естественнонаучные представления. Предлагаемая программа имеет концентрическую структуру. В каждой возрастной группе содержание расширяется, углубляется, опираясь на предыдущие знания.
Содержание реализуется в разделах:
• Здоровьесбережение.
• Психологическая безопасность.
• Экологическая безопасность.
• Личная безопасность.
• Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
• Пожарная безопасность.
• Безопасность в быту.
• Безопасность на транспорте.
• Правовая защищенность.
Высокие риски природных и техногенных чрезвычайных ситуаций в регионе побудили расширить этот раздел программы, обучать детей правилам поведения при землетрясении, наводнении, при аварийных выбросах отравляющих веществ, при сильном морозе. Детей обучают защищать платком или другой подручной тканью органы дыхания, эвакуироваться из здания детского сада, заучивают номера телефонов аварийных и спасательных служб, адрес и телефон родителей. Для создания условий психологической безопасности ребенка в детском саду проводится совместная работа воспитателей, психолога, родителей и администрации детского сада. Психологические занятия построены на основе личностного подхода. В ходе занятий психолог создает ситуации, требующие проявления социальной активности, в процессе разрешения которых возникают позитивные изменения в поведении, общении, отношении к себе и другим людям. В процессе игр дети учатся общению, разрешению возможных конфликтов. Широ-
ко используются подвижные игры, снимающие эмоциональное напряжение, упражнения на развитие навыков самоуправления своими эмоциями. Особенностями программы является опережающее обучение родителей, которые и должны стать главными проводниками идей безопасной жизнедеятельности для своего ребенка, ежедневно демонстрируя ему примеры гармоничного взаимодействия с природой и социумом. Такое обучение родителей начинается с психологических консультаций, проводимых для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду, и продолжается в течение всего времени пребывания малыша в дошкольном учреждении в форме лектория для родителей «Здоровье и безопасность вашего ребенка», совместных с родителями праздников, экскурсий. Консультации для родителей посвящены обсуждению вопросов режима дня, организации взаимодействия и однонаправленности в воспитательной деятельности родителей и педагогов, правовой защите ребенка, формированию предметно-развивающей среды.
За годы пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении происходит непрерывное развитие содержательного компонента образования в области безопасности, который включается в общую логику, на каждом возрастном этапе создается база для последующего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления опыта взаимодействия с окружающим миром, развития и совершенствования алгоритма безопасного поведения. Преемственность содержания отчетливо прослеживается в тематике занятий, игр, экскурсий, выполнении режима дня и других формах организации деятельности, планируемых по различным разделам безопасности.
Исследование проводилось в МОУ ДО № 26, 64 г. Братска Иркутской области в течение двух лет. В 2012-2013 учебном году программа внедрялась в младшей группе. Акцент был сделан на вопросах психологической безопасности и здоровьесбереже-ния. Активное участие в реализации этих разделов программы принимали психолог ДОУ и медицинский работник. В период адаптации детей к детскому саду была организована серия мероприятий, направленных на создание психологически безопасной образовательной среды ДОУ [6, с. 92-97]. В 2013-2014 гг. в учебно-воспитательный процесс были включены все разделы программы. В процессе реализации программы отслеживалось развитие навыков безопасной деятельности, познавательная активность ребенка, формирование личностных качеств, психоэмоциональное состояние.
Психоэмоциональное состояние детей оценивается психологом исходя из своих наблюдений,
бесед с детьми, детских рисунков. Ребенку предлагается рисование на определенные темы: «Друзья», «Семья», «Дорога», «Прогулка», «Я боюсь», «Радость» и др. Наблюдая, психолог отмечал, какой эмоциональный отклик вызывает у ребенка общение с детьми, взрослыми, животными, умеет ли ребенок сопереживать, понимает ли, какие последствия вытекают из тех или иных поступков. Если полученные знания отражаются в детских играх, значит, они вошли в опыт ребенка.
Развитие наглядно-образного мышления определяли по тому, как ребенок находит несоответствия на картинке и объясняет их. Например: на картинке нарисован веселый зайчик, сидящий в пламени костра, мальчик с букетом цветов, который он с аппетитом поедает, дедушка с полной корзинкой ромашек и мухоморов, жеребенок пасется рядом с тигром, малыш катается на льве, белый медведь загорает в пустыне и др. Ребенку предъявляли три картинки. Максимальный балл за ответы - 3 балла (1 балл за каждое правильно названное несоответствие).
Уровень логического мышления определяется в беседе при ответе на вопросы по картинкам: Почему растаял снег? Почему замерзла вода? Почему загорелся лес? Почему на улице дым? Почему ребенок плачет? Почему огорчена мама? Почему погибла бабочка? Максимальный балл за ответы -3 балла.
Чтобы выяснить, что запомнил ребенок, воспитатель на следующий день спрашивает детей о содержании деятельности предыдущего дня.
Наблюдая за активностью восприятия, педагог обращает внимание на заинтересованность ребенка, его вовлеченность в процесс, участие в беседе. Активность восприятия определяется по трехбалльной системе.
Воспитатели оценивали усвоение детьми изучаемого материала по пятибалльной шкале. Оценка производилась в течение года. В совместной деятельности (это могут быть наблюдения, экскурсии, выполнение проектов и т. д.) воспитатель отмечает активность или пассивность детей. Активная позиция проявляется в том, что ребенок задает вопросы, высказывает собственные суждения, вносит свои предложения. Анализируется самостоятельная деятельность детей, проявление инициативы в организации игр по тематике программы. Эти показатели оцениваются по трехбалльной системе в начале и конце учебного года.
Итоговая оценка определяется в конце года: все баллы, полученные ребенком в течение года, суммируются. Количество баллов от 30 до 46 свидетельствует о высоком уровне усвоения программы, от 15 до 29 - среднем уровне, менее 15 - низком уровне.
Таблица 1
Уровень сформированности знаний в области безопасности у дошкольников
Раздел программы 1-й год 2-й год
Начало года Конец года Начало года Конец года
Здоровьесбережение 2,1 3,5 3,3 3,9
Психологическая безопасность 1,5 3,5 3,3 4,1
Пожарная безопасность 1,5 1,6 1,5 2,1
Безопасность в быту 1 1,3 2 3,1
Безопасность на дороге, в транспорте - - 2,3 3,8
Экологическая безопасность 1,1 1,6 1,5 3,9
Безопасность в чрезвычайных ситуациях 1 2,2
Правовая защищенность - - - 2
Общий результат 9,7 15,8 18,9 28,7
В первый год освоения программы наилучшие результаты были достигнуты по разделам «Психологическая безопасность» и «Здоровьесбереже-ние». В течение года проводились организационные мероприятия и беседы, посвященные профилактике заболеваний: роль правильного питания, закаливания и двигательной активности в укреплении здоровья; привитие навыков личной гигиены. Дети изучали строение и функции своего организма через занятие «Советы Айболита», развлечение «Друзья Мойдодыра», режимные моменты «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья», показали сформированность навыков в режимных процессах: умывания, раздевания, одевания в соответствии с возрастом. По остальным разделам программы оцениваемые показатели также возросли, но менее существенно. К концу учебного года значительно увеличилась активность детей в совместной деятельности, в то же время самостоятельная деятельность младших дошкольников по организации безопасного поведения еще не развита. На втором году освоения программы значимо возросли знания детей по вопросам экологии и экологической безопасности, были освоены навыки поведения в чрезвычайных ситуациях: эвакуация, пользование индивидуальными средствами защиты; дети научились правильно переходить проезжую часть. По разделу «Безопасность в быту» проводились беседы с детьми «Знакомство с опасными и безопасными местами в доме», «Опасные вещества», «Безопасное обращение с электрическими прибо-
М. В. Погодаева. Результаты внедрения программы «Моя безопасность в большом мире»...
рами». Была предложена проблемная игровая ситуация «Зайчик, зайчик, что с тобой?». Юридический лекторий для родителей способствовал осознанию родительской ответственности и родительского долга и тем самым позволил увеличить правовую защищенность детей. Значительно возросла активность в совместной и самостоятельной деятельности детей: дети самостоятельно выполняют гигиенические процедуры, организуют ролевые игры (играют «в больницу», спасателей, зоопарк).
Была проведена оценка уровня освоения программы в конце второго года обучения. Высокому уровню соответствовали дошкольники, активные в совместной деятельности, самостоятельно организующие игры по безопасности в разных областях, экологическую деятельность; среднему -дети, освоившие 50 % содержания программы и применяющие его в деятельности, активные в совместной деятельности, но не инициативные в организации самостоятельной деятельности, направленной на безопасное взаимодействие, сохранение здоровья, или деятельности экологического содержания. Низкому уровню соответствуют дети, освоившие менее 50 % содержания программы, пассивные в совместной деятельности, с отсутствием инициативы в самостоятельной деятельности (табл. 2).
Таблица 2
Уровень освоения программы «Моя безопасность в большом мире»
Количество воспитанников
Уровень Начало года Конец года t, p
Человек % Человек %
Высокий 2 8,7 6 26,0 t = 1,60 р > 0,05
Средний 10 43,4 13 56,5 t = -0,89 р > 0,05
Низкий 11 47,9 4 17,5 t = 2,33 р < 0,05
К концу второго года работы по программе «Моя безопасность в большом мире» высокого уровня освоения достигли 6 детей (26 %), среднего уровня - 13 человек (56,5 % по сравнению с 43,4 % в начале года). Доля детей с низким уровнем достоверно снизилась с 47,9 до 17,5 %.
За время внедрения программы значительно возрос интерес детей к исследованию окружающего мира, наблюдениям, возросла активность восприятия, повысился уровень мыслительных процессов. Дисперсионный анализ показал достоверно значимую связь между уровнем освоения программы «Моя безопасность в большом мире» и развитием познавательных процессов у детей.
Список литературы
Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков в современных условиях: проблемы и пути решения // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8. С. 4-6.
Абдурахманов Г. М., Монахова Г. А., Мурзаканова Л. З., Абдурахманова А. Г., Багомаев А. А., Алиева З. А. Концептуальные основы, реалии и перспективы развития образования для устойчивого развития в России // Юг России: экология, развитие. 2010. № 2. С. 230-233. Горина Л. Н. Многоуровневая педагогическая система формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека на основе изо- и гомоморфизма: автореф. ... д-ра пед. наук. Тольятти, 2002. 43 с.
Кузьмина Л. А., Питерскова М. Н., Шибаева Р. В. Воспитание у детей навыков безопасного поведения // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 10. С. 227-231.
Погодаева М. В., Гречман Л. Н. Моя безопасность в большом мире. Иркутск: ИГЛУ, 2012. 34 с.
Погодаева М. В., Норкина О. В. Психологическая безопасность как фактор адаптации ребенка в дошкольном учреждении // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (ТБРУ БиНейп). 2014. Вып. 6 (147). С. 92-97.
Погодаева М. В., кандидат биологических наук, доцент.
Евразийский лингвистический институт Московского государственного лингвистического университета (г. Иркутск).
Ул. Ленина 8, Иркутск, Россия, 664025. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 01.03.2015.
M. V Pogodaeva
RESULTS OF THE INTRODUCTION OF THE PROGRAM "MY SAFETY IN THE BIG WORLD" IN PRESCHOOL
Important role for making a safe childhood plays the process of teaching preschool children to safe behavior, fostering a culture of safety. Preschool is a sensitive period for the formation of personality traits that allow a child in the future actively and safely interact with nature and people. Adaptation Programme "My Safety in the World" for preschool institutions helps children to learn about the dangers athome and in transport, in the city and in the natural
EecmHUK ^m (TSPUBulletin). 2015. 8 (161)
surroundings, the dangers arising from the people. Skills and behavior in dangerous emergencies. Teaching safe behavior occurs during different activities: games, research, fine art, music, work, sports, during the regime moments. It helps the child to study the means and ways of development of safety culture, to be active and independent. As a result, there are preschooler basic skills of safe behavior during the earthquake, fire, chemical contamination, they learns to respect nature, themselves and others. As a result of the development of the program children's interest in the study of the world and observations increased, the perception intensified, the attention increased, the level of cognitive processes rose. Children learned to communicate with each other, to provide the necessary assistance, to interact effectively and participate actively in joint activities. The program was attended by teachers, psychologists, health workers, parents.
Key words: security preschooler, education in the spheres of safety, culture of safety.
References
1. Kuchma V. R., Suhareva L. M. Sanitarno-epidemiologicheskoye blagopoluchiye detey i podrostkov v sovremennykh usloviyakh: problemy i puti resheniya [Sanitary-epidemiological well-being of children and adolescents in the present conditions: problems and solutions]. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya - Public Health and Environment, 2012, no. 8, pp. 4-6 (in Russian).
2. Abdurakhmanov G. M., Monakhova G. A., Murzakanova L. Z., Abdurakhmanova A. G., Bagomaev A. A., Alieva Z. A. Kontseptual'nye osnovy, realii i perspektivy razvitiya obrazovaniya dlya ustoychivogo razvitiya v Rossii [Conceptual bases, realities and prospects of development of education for sustainable development in Russia]. Yug Rossii: ekologiya, razvitiye - South of Russia: Ecology and Development, 2010, no. 2, pp. 230-233 (in Russian).
3. Gorina L. N. Mnogourovnevaya pedagogicheskaya sistema formirovaniya kul'tury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti cheloveka na osnove izo- i gomomorfizma: avtoref. dis dokt. ped. nauk [Multi-level educational system of creating a culture of safety of human life on the basis of iso- and homomorphism. Thesis of doct. ped. sci.]. Tol'yatti, 2002. 43 p. (in Russian).
4. Kuz'mina L. A., Piterskova M. N., Shibaeva R. V. Vospitaniye u detey navykov bezopasnogo povedeniya [Educating children safe behavior]. Obucheniye i vospitaniye: metodiki i praktika - Teaching: methods and practice, 2013, no. 10, pp. 227-231 (in Russian).
5. Pogodaeva M. V., Grechman L. N. Moya bezopasnost' v bol'shom mire [My safety in the big world]. Irkutsk, IGLU Publ, 2012. 34 p. (in Russian).
6. Pogodaeva M. V., Norkina 0. V. Psikhologicheskaya bezopasnost' kak faktor adaptatsii rebenka v doshkol'nom uchrezhdenii [Psychological safety as a factor of adaptation of the child in preschool institution]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 6, pp. 92-97 (in Russian).
Pogodaeva M. V.
Eurasian Institute of the Moscow State Linguistic University.
Ul. Lenina, 8, Irkutsk, Russia, 664025. E-mail: [email protected]