Научная статья на тему 'Концепция образования в области безопасности жизнедеятельности детей периода дошкольного детства'

Концепция образования в области безопасности жизнедеятельности детей периода дошкольного детства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
572
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ / A PRESCHOOL CHILD’S CULTURE OF SAFETY / SECURITY ARRANGEMENTS / SAFE BEHAVIOR / EDUCATIONAL CONCEPTION IN THE SPHERE OF SAFETY LIFE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погодаева Маргарита Викторовна

Одним из основных механизмов обеспечения безопасности человека является его образование в области безопасности жизнедеятельности, выработка навыков безопасного поведения и взаимодействия в природе и обществе. Развивать культуру безопасности ребенка необходимо с дошкольного возраста. Проектирование образования в области безопасности жизнедеятельности дошкольника строится на основе личностно-ориентированного и рефлексивно-деятельностного подходов, принципа интегративности, подразумевающего тесное взаимодействие и взаимопроникновение всех образовательных областей и включение вопросов безопасности во все виды деятельности. Игровые формы обучения позволяют ребенку проявлять активность и самостоятельность. Содержание образования в области безопасности жизнедеятельности должно отвечать требованию адаптации ребёнка к имеющим место в обществе опасностям и рискам, обеспечивать условия для интеграции образовательной деятельности ребёнка в его самостоятельную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL CONCEPTION IN THE SPHERE OF SAFETY LIFE ACTIVITIES OF PRESCHOOL CHILDREN

One of the main mechanisms of safeguarding security is the man’s education in the sphere of safety life activities, cultivating the skills of safe behavior in the nature and in the society Development of culture in safety behavior is needed since preschool age. Education in safety life activities must be organized on the base of interpenetration of different activities’ kinds. It must help child learn some means and methods in getting a culture of safety and show his or her possibility to do some decision independently. The contents of education in the field of safety life activities must ensure the conditions to form the preschool child’s safety culture basis; answer the requirement of the child’s adaptation to the risks and dangers in the society; ensure the conditions for integration of the child’s educational activities into his independent activities.

Текст научной работы на тему «Концепция образования в области безопасности жизнедеятельности детей периода дошкольного детства»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-9-47 УДК 373

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПЕРИОДА ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

Погодаева М.В.

Одним из основных механизмов обеспечения безопасности человека является его образование в области безопасности жизнедеятельности, выработка навыков безопасного поведения и взаимодействия в природе и обществе. Развивать культуру безопасности ребенка необходимо с дошкольного возраста. Проектирование образования в области безопасности жизнедеятельности дошкольника строится на основе личностно-ориентированного и рефлексивно-деятельностного подходов, принципа интегративности, подразумевающего тесное взаимодействие и взаимопроникновение всех образовательных областей и включение вопросов безопасности во все виды деятельности. Игровые формы обучения позволяют ребенку проявлять активность и самостоятельность. Содержание образования в области безопасности жизнедеятельности должно отвечать требованию адаптации ребёнка к имеющим место в обществе опасностям и рискам, обеспечивать условия для интеграции образовательной деятельности ребёнка в его самостоятельную деятельность.

Ключевые слова: механизмы обеспечения безопасности; безопасное поведение; культура безопасности ребёнка дошкольного возраста; концепция образования в области безопасности.

EDUCATIONAL CONCEPTION IN THE SPHERE OF SAFETY LIFE ACTIVITIES OF PRESCHOOL CHILDREN

Pogodaeva M.V.

One of the main mechanisms of safeguarding security is the man's education in the sphere of safety life activities, cultivating the skills of safe behavior in the nature and in the society Development of culture in safety behavior is needed since preschool age. Education in safety life activities must be organized on the base of interpenetration of different activities' kinds. It must help child learn some means and methods in getting a culture of safety and show his or her possibility to do some decision independently. The contents of education in the field of safety life activities must ensure the conditions to form the preschool child's safety culture basis; answer the requirement of the child's adaptation to the risks and dangers in the society; ensure the conditions for integration of the child's educational activities into his independent activities.

Keywords: security arrangements; safe behavior; a preschool child's culture of safety; educational conception in the sphere of safety life activities.

Введение

Ухудшение экологической ситуации в России, истощение природных ресурсов во многом определяются экономическими проблемами, ростом бюрократизации и нежеланием общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Человек, забывая о своем природном происхождении, все более превращает биосферу в техносферу, вступает в конфликт с естественными природными законами, терпит в этом

противостоянии поражение, которое, в конечном счете, и является причиной экологических бедствий, природных катастроф и техногенных аварий.

В связи с увеличением количества чрезвычайных ситуаций техногенного и экологического характера, возрастает актуальность проблемы обеспечения безопасности в случаях чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Одним из основных механизмов обеспечения безопасности человека является его образование в области безопасности жизнедеятельности, выработка навыков безопасного поведения и взаимодействия в природе и обществе.

Образование в области безопасной жизнедеятельности должно рассматривать вопросы экологизации среды обитания и ее безопасности, в первую очередь, в их мировозренческом аспекте и при этом быть направленным на развитие личностных качеств обучаемых, определяющих безопасное поведение [1,2,3, 5]. Образование должно стать основным механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности и безопасности окружающей среды в целом. В настоящее время образование в области безопасности жизнедеятельности должно стать не просто способом передачи знаний, а превратиться в механизм развития культуры взаимодействия со всеми элементами окружающего мира, эффективное средство формирования личностных качеств, позволяющих переживать и сопереживать события, происходящие в окружающем мире, давать им оценку и действовать в соответствии со сложившейся ситуацией [1].

Формирование безопасной личности

Психолого-педагогическими условиями формирования качеств личности безопасного типа являются следующие:

- осознание единства природы, общества, человека во всех существующих сферах жизнедеятельности, т. е. осознание себя человеком Земли;

- понимание и развитие своих возможностей в обеспечении безопасности природы, общества и своей личной;

- знание источников опасностей, влияющих на человека в обществе и

природе;

- гуманистическое взаимодействия с природой и другими людьми;

- умение организовывать безопасную жизнедеятельность для себя и других людей [1].

Воспитание ответственности за свою жизнь основано на природном инстинкте самосохранения, и поэтому, на первый взгляд, не должно вызывать никаких трудностей. Однако, человек так стремительно удаляясь от своего природного начала, уже давно не чувствует себя частью природы. Это приводит его к значительной утрате природных инстинктов и в том числе инстинкта самосохранения. Примеры тому - брошенные дети, рост числа суицидов, алкоголизация и наркотизация населения. Поэтому воспитание ответственности за свою жизнь, развитие гармоничного взаимодействия со средой обитания и навыков безопасного взаимодействия с миром, должно начинаться в раннем детстве, когда природные инстинкты еще сохранены и благоприятствуют развитию и сохранению ребенка, и продолжаться по мере расширения границ взаимодействия ребенка с окружающим миром, постижения им природных и социальных закономерностей. Параллельно с обучением и формированием навыков взаимодействия в окружающей среде идет и формирование целостного мировоззрения о единстве и обусловленности явлений окружающего мира. Дошкольный возраст это сензитивный период для развития познавательных способностей, личностных качеств, и в целом культуры взаимодействия человека с окружающим миром. Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования и направлено на обеспечение условий для социализации ребенка и гармонизации его отношений с миром людей и природы. Формирование культуры безопасной жизнедеятельности, как средства сохранения и развития ребенка, должно стать целью всего образовательного процесса, ведь именно человеческий фактор в 80% случаев является причиной чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий. Низкий профессионализм, экологическая безграмотность, отсутствие ответственности, алчность, безнравственность,

преобладание экономических приоритетов над экологическими уже стали причиной гибели тысяч людей, и могут привести к исчезновению человечества в целом.

Формирование культуры безопасности в должно начинаться как можно раньше, вместе с воспитанием общей культуры, патриотизма, развитием экоцен-трического мировоззрения. Успешность этого процесса зависит от многих факторов, но наибольшее влияние на него оказывает культурная насыщенность образовательной среды, ее возможности дать развитие способностям ребенка, активизировать его восприятие, прочувствование и осмысление действительности Задача взрослых подготовить своего малыша к встрече с различными жизненными ситуациями, которые ему предстоит разрешать. В связи с этим, решение проблем безопасности детей возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе меры по развитию общей культуры, культуры в области безопасной жизнедеятельности (здоровьесбережение, экологическая культура), обучение безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера [6,8].

Проектирование системы подготовки дошкольника к безопасной жизнедеятельности

В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» образовательная область "Безопасность" стала обязательным компонентом образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Содержание этой области направлено на формирование основ безопасности жизнедеятельности и основ экологической культуры (безопасность окружающего мира). При этом должны решаться следующие задачи:

- изучение факторов риска для здоровья и жизни человека и состояния окружающего мира природы;

- освоение правил уважительного безопасного поведения в отношении людей и окружающего мира;

- развитие навыков безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира;

- формирование осторожности по отношению к опасным природным явлениям и техническим объектам.

Однако, многие аспекты вопроса как и чему обучать малышей, чтобы обеспечить их безопасность, остаются неясными. Это определяет необходимость разработки и апробации научно обоснованных подходов к педагогическому проектированию образования в области безопасности жизнедеятельности периода дошкольного детства, разработки структуры, содержания образования в этой области [7]. Также необходимо научно-методическое обеспечения процесса формирования у детей безопасного поведения, включая важные для ребенка навыки здорового образа жизни, поведения при угрозе похищения, террористического акта, взаимодействия со сверстниками, взаимодействия с незнакомыми людьми, взаимодействия с природными объектами, что предполагает разработку соответствующих возрасту и содержанию методов, форм и средств обучения дошкольников безопасному взаимодействию с окружающим миром [4].

Проектирование образования дошкольников в области безопасности жизнедеятельности должно быть построено так, чтобы создавались условия для формирования у детей культуры безопасного поведения с учётом новых опасностей и рисков, возникающих в обществе. При этом необходимо рефлексивное осмысление структуры и содержания образования дошкольников в области безопасности жизнедеятельности.

Охарактеризуем методологические подходы, использованные нами при проектировании образования в области безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников.

Культурологический подход. На основании культурологического подхода происходит воспитание культуры безопасности жизнедеятельности: системы представлений, ценностей и потребностей; знаний, умений и навыков деятельности, обеспечивающих безопасность человека. Культурологический подход определяет стратегические цели образования, формы, методы и средства достижения цели.

Личностно-ориентированный подход. Организуя проектную деятельность в воспитательном процессе по безопасности, педагог совместно с детьми ставит цель, реализует ее, осуществляет контроль за реализацией целей. Педагогический процесс организуется как субъект-субъектный и ориентирован на развитие личностных качеств каждого ребенка. Участники педагогического процесса - две стороны: тот, кто воспитывает, и тот, кого воспитывают. При этом педагогический процесс эффективен лишь при условии активности и того, кто воздействует, и того, на кого он направлен.

Деятельностно-рефлексивный подход. Освоение способов безопасного взаимодействия в окружающей среде возможно только в процессе разнообразной деятельности, поэтому процесс обучения основывается на совместной со взрослыми, а затем и самостоятельной деятельности ребенка. Это в первую очередь игровая деятельность, в ходе которой можно проигрывать и прочувствовать самые разнообразные ситуации, а также трудовая, художественная, физкультурная, музыкальная и другие виды деятельности. В ходе направленной совместной деятельности происходит воспитание культуры взаимодействия с другими людьми, контакт с природными объектами позволяет привить основы экологической культуры, деятельность в многообразной предметно-развивающей среде учит видеть опасности и давать им оценку. Такое обучение позволяет приобрести опыт действий в опасных ситуациях, опыт взаимодействия детей друг с другом и с предметной средой. Роль педагога в этом процессе состоит в том, чтобы направлять деятельность ребенка, окультуривать его субъективный опыт, переводя его знания в практические навыки безопасного

взаимодействия с окружающим миром. Таким образом, содержание образования должно реализовываться как деятельностное содержание, нацеленное на освоение детьми способов деятельности в различных ситуациях, в том числе и опасных для жизни и здоровья. Активная деятельность позволяет осмысливать полученные знания, осуществлять их анализ и переносить на реальные условия, в соответствии с которыми корректировать полученную информацию

Предлагаемая нами концепция формирования культуры безопасного поведения детей периода дошкольного детства основана на следующем:

- образование в области безопасности жизнедеятельности обеспечит адаптацию ребенка к имеющим место в природе и обществе опасностям и рискам, и поэтому является необходимой составляющей процесса формирования культуры безопасности растущего человека;

- к основным смыслообразующим понятиям концепции относятся такие, как «образование в области безопасности жизнедеятельности периода дошкольного детства», «культура безопасности ребёнка», «формирование культуры безопасности в период дошкольного детства»,

- образование в области безопасности жизнедеятельности детей необходимо организовать как систему, обеспечивающую интеграцию безопасной деятельности ребёнка в его самостоятельную деятельность;

- для подготовки детей к безопасной жизнедеятельности необходимым условием является повышение профессиональной квалификации педагогов дошкольного образования в области безопасности жизнедеятельности, развитие у педагогов экоцентрических мировоззренческих позиций;

- результативность образования в области безопасности зависит от структурирования и практической направленности содержания, адекватности методов и форм организации обучения в соответствии с возрастными особенностями детей;

- качество образования в области безопасности зависит от эффективности обеспечения познавательной активности всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) и направленности обучения на приобретение практически значимых знаний и умений;

- проектирование образования дошкольников в области безопасности жизнедеятельности должно быть построено так, чтобы создавались условия для формирования у детей культуры безопасного поведения с учётом новых опасностей и рисков, возникающих в обществе.

В основу концепции образования в области безопасности жизнедеятельности дошкольника взят принцип интеграции, который заключается в обеспечении взаимопроникновения разных образовательных областей, включение вопросов безопасности во все виды деятельности. Это дает возможность ребенку проявлять самостоятельность, реализовывать позицию субъекта в процессе деятельности.

Таким образом, основными целями образования в области безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста являются следующие: воспитание ценностного отношения к жизни и здоровью; приобщение детей к знаниям правил безопасного поведения в различных ситуациях; выработка навыков безопасного взаимодействия с людьми и окружающей средой, развитие познавательного интереса, овладение умениями применять полученные знания в совместной с детьми и самостоятельной деятельности, формирование рефлксивных умений по отношению к себе и результатам своей деятельности, формирование качеств личности безопасного типа, основ экологической культуры, необходимых ребенку для гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Содержание образования в области безопасности жизнедеятельности должно обеспечивать условия для формирования у ребёнка дошкольного возраста основ культуры безопасности, отвечать требованию адаптации ребёнка к имеющим место в настоящее время и возможным в будущем опасностям и

рискам, обеспечивать условия для интеграции образовательной деятельности а в самостоятельную деятельность ребёнка.

Introduction

The change of the ecological situation for the worse, the deterioration of natural resources are caused by the economical problems, the growth of bureaucracy, and the reluctance of the society to realize the dimensions and the importance of these problems. For Russia this threat is particularly dangerous owing to the fuel and energy industries being developed primarily, the limited usage of nature protected technologies, the low ecological culture. The man has forgotten of his natural origin and is converting biosphere into technosphere starting a conflict with the natural laws, fails in this opposition which eventually becomes a cause of ecological disasters, natural catastrophes and technological accidents.

In connection with the growth of number of extreme anthropogenic and ecological situations there increases the urgency of the problem to ensure safety in case of emergency. One of the main mechanisms of safeguarding security is the man's education in the sphere of safety life activities, cultivating the skills of safe behavior in the nature and in the society.

The education in the sphere of safety life activities must regard the question of making the environment ecologically safe and secure, in the first instance, in their world outlook aspect, and to be aimed at the development of the students' personal characteristics that determine their safe behavior (Moiseev,1989; Zhuravlev, 2010; Moiseeva, 1997; Pogodaeva, 2006). The education must become the main mechanism of cultivating of a person's responsibility towards his safety. Nowadays the education in the sphere of safety life activities must change from the way of rendering knowledge into a mechanism of the development of interaction culture with all the elements of the surroundings. It must help bring up personal qualities that allow experiencing and being in sympathy with the current events around, estimate the situation and behave according to the circumstances

Conditions of personality's traits organization in the safe type.

The conditions of cultivating the personal qualities of safety type from psychological and pedagogical point of view are as follows:

- realization of the nature, society and man unity in all the existing spheres of life and activity, i.e. believing himself as a man of Earth;

- understanding his possibilities in safeguarding the nature, society and personal security;

- knowing dangers that influence the man in the society and nature;

- mastering the technology of rational and humanist interaction with nature, machinery and people;

- acquiring the ability to make new necessary resources of safety existence;

- ability to arrange safety life activities for himself and other people (Mikhailov, 2004) .

Cultivating the responsibility for his life is based on the natural instinct of self-preservation and so, on the face of it, it can't cause any difficulties. Yet, the man coming so far away from his origin has already had no feeling of being a part of the nature, but he is likely to consider himself a part of a technical system. It makes him lose the most of his instincts. Among the examples is the growth of the number of suicides, alcoholism, and drug addiction. Hence, cultivating the responsibility for his life, developing harmonious and safety interaction with the surroundings must start in the early childhood when the natural instincts are still preserved and favour the child's development and safety. Then it must go on while the borders of the child's cooperation with the world are expanding when he cognizes natural and social appropriateness. Together with the education and forming the skills of interaction with the surroundings there is a forming of integral attitude to the unity and conditionality of the elements of the world.

A preschool age is a sensitive period to develop cognition, personal qualities, and in the whole the culture of a person's interaction with the surroundings. Pre-

school education is the initial link of uninterrupted education, and it is aimed at the insurance of conditions for a child's socialization and harmonization of his relationship with the people's world and nature. Forming the culture of safety life activities as a means of a child's preservation and development must become a goal of the whole educational process since it's the human factor that is the cause of extreme situations and ecological disasters in 80 % cases. Poor professionalism, ecological illiteracy, absence of responsibility, greed, immorality, economical prevailing over ecological one have already led to the death of thousands people and can cause the mankind disappearance in general.

The development of the culture of safety behavior must take place throughout the man's life, and it is necessary to start it at the preschool age. The teachers and the parents have a task not only to secure and defend a child but also to prepare him to face different complicated life situations ( Styorkina, 1997, 2000; Hramtsova , 2005).

Designing of the preschooler preparation system to the life safety

The questions of projection the system of preschool child preparation are not elaborated enough nowadays. This system is just under formation. There appears a necessity to work out and approve systems of theoretically substantiated principles and means of educational pedagogical projecting in the field of safety life activities within preschool childhood; to elaborate structure, contents and educational functions in the sphere of preschool children security.

Preschool age is a period of knowledge absorption and accumulation. Distinctive abilities of preschool children (heightened sensitiveness, impressionability, na-ïve-playing attitude to the most things) favour the successful fulfillment of this important life function. And the role of a teacher here is very important: he introduces the child to the social world selecting correct methods and means.

Actuality of the problem is connected with the necessity to work out scientific and methodical maintenance of the process of forming children's safety behavior including important acquired habits of healthy way of life, street behavior, interaction with peer-students, strangers and natural objects, behavior in the case of emergency.

It causes the elaboration of appropriate methods for this age and contents; forms and means of teaching preschool children to safety interaction with the surrounding world.

Educational projecting of preschool children in the field of safety life activities must be arranged in the way to make the conditions for building up children's culture of safe behavior with due regard for new dangers and risks that appear in the society.

In the Russian Ministry of Education letter "About Safe Security in the Educational Establishments" it is said that solving problems of safety is possible only by using a complex approach combining measures for developing general culture of children in the field of life security, training to behave safely in dangerous and extreme situations of natural, technological and social character. For the first time this letter paid attention to building up children's and establishment staff's culture of safety. According to RF law "About Education" the contents of education must be aimed at the solution of problems connected with building up general culture of a person, his adaptation to the life in the society, create the basis for deliberate choice and mastering professional educational programs, i.e. the contents of education must provide a person's formation for valuable integration in the contemporary world.

In accordance with Russian Ministry of Education Instruction (№ 655, November 23, 2009) "About Approval and Introduction the State Federal Demands to the Structure of Main Educational Programme of Preschool Education" the psychological and pedagogical work contains the educational field "Security".

The contents of this field are aimed at the reaching the goals of forming the basis of safety life activities and forming the preconditions of ecological consciousness (safety of the surrounding world) through the solution of the following tasks:

- to form the idea about dangerous situations for the man and the surrounding world and kinds of behavior in them;

- to accustom to the rules of safe behavior;

- to tell the children about the rules of safe street traffic when they are pedestrians and passengers;

- to form careful attitude to the potentially dangerous objects and phenomena.

We offer the conception of building up culture of safe behavior during the period of preschool childhood that is based on the following:

- education in the field of safety life activities will ensure the child's adaptation to the dangers and risks that exist in the nature and society and so it is a necessary part of the process of creating the rising person's culture of safety;

- the main notions lying in the basis of the conception are "education in the field of safety life activities during the period of preschool childhood", "culture of safety of the preschool child", "formation of safety behavior culture during the period of preschool childhood";

- education in the field of safety life activities must be organized as a system the ensures integration of the child safe activity into his independent activity;

- a necessary condition of the system of education functioning and training children for safety life activities is improving preschool teachers' professional competence by means of their special theoretic and methodical training with the aim to create conditions for teaching and educating children that corresponds with up-to-date conditions (Pogodaeva, 2011);

- development of the preschool child preparedness to the safety life activities is stipulated by the following objective laws:

1) effectiveness of education in the field of security depends on the contents structure, selection of forms, methods, means of training and education in compliance with children's age possibilities;

2) educational quality in the field of security depends on the level of practical importance of knowledge perceived by the child;

3) educational quality in the field of security depends on ensuring of cognitive activity of all the participants of the educational process (teachers, children, parents);

4) forming the basis of safety culture depends on the completeness of the educational contents in cognitive and playing activities of the preschool child and proper means of its organization;

5) projecting preschool education in the field of safety life activities must be arranged the way to construct the conditions to form children's culture of safety behavior with due regard for new dangers and risks appearing in the society. For all that there is a necessity in search of specific projecting principles, realization of the structure and contents of preschool education in the field of safety life activities.

The essence of the conception in the field of safety life activities is in an idea to organize and ensure interpenetration of different educational fields; various kinds of activities that help the child master the means and ways of safety culture perception; enable to show out the independence; realize the position of a subject in the activities. The education arrangement at this level must take into account syncretism of children activities (Vigotskiy, 1997). On the other hand, the conception is built on the basis of taking into account the genetic programs given by the evolution (Beltyukov, 1997).

In the "Conception of the Contents of Continuous Education (preschool and primary education)" as one of the main principles is the principle of culture conformity which is understood as ".. .arrangement of conditions for the most complete acquaintance with the achievements and culture development in the contemporary society".

As this document says the main tendencies of the contents of the preschool education note that by the end of preschool childhood it is necessary to lay down the foundations of ecological, speech and language culture. We believe the breeding of safety culture basis also must happen in this period.

Resume

Defining concretely all mentioned above we picked out the following goals of education in the field of safety life activities of preschool children:

- breeding value attitude to the life and health;

- giving children access to the knowledge of safety behavior rules in different situations;

- working out habits of safety interaction with other people and the environment;

- development of cognitive interest;

- mastering the skills to use the knowledge received in the independent practical activity;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- forming the skills to fulfill reflection;

- forming the personal qualities of safety type and the basis of ecological culture that are necessary for children to have harmonious intercourse with the surrounding world.

The contents of education in the field of safety life activities must ensure the conditions to form the preschool child's safety culture basis; answer the requirement of the child's adaptation to the risks and dangers in the society; ensure the conditions for integration of the child's educational activities into his independent activities.

Список литературы

1. Михайлов Л. А. Учитель ОБЖ в XXI веке (Автореферат докторской диссертации)// ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2004. №1. С. 11-15.

2. Моисеев Н. Н. Экология, нравственность и политика // Вопросы философии, 1989. №5. С. 13-26.

3. Моисеева Л.В. Региональное экологическое образование: теория и практика: Автореф. дис ... д-ра пед.наук: 13.00.01/ Урал.проф.пед. у-т. -Екатеринбург, 1997. 32с.

4. Погодаева М.В. Формы организации деятельности при обучении дошкольников безопасности //В мире научных открытий: Проблемы науки и образования. 2012. №5.4 (29). С.54-68.

5. Погодаева М.В. Экологическое образование как механизм перехода к устойчивому развитию // Проблемы современного образования-3: Вестник ИГЛУ. Сер. педагогика и психология. Иркутск: ИГЛУ, 2006. С. 243 - 248.

6. Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2000.

7. Солнцева О.В.К проблеме выбора содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования//Детский сад: теория и практика. 2012. № 4. С. 24-33.

8. Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.

References

1. Mikhaylov L. A. Uchitel OBZh v XXI veke [SLAB's Teacher in the XXI century] (abstract dis. ... doctor). OBZh. Osnovy bezopasnosti zhizni [SLAB. Safety Life Activities Basis], no. 1 (2004): 11-15.

2. Moiseev N. N. Ekologiya, nravstvennost' i politika [Ecology, Morals and Policy]. Voprosy filosofii [Issues of Philosophy], no. 5 (1989): 13-26.

3. Moiseeva L.V. Regional'noe ekologicheskoe obrazovanie: teoriya i praktika [Regional Ecological Education: Theory and). Ekaterinburg: Ural.prof.ped.un-ty, 1997. 32р.

4. Pogodaeva M.V. Vmire nauchnyh otkrytij, no 5.4 (2012): 54-68.

5. Pogodaeva M.V. Ekologicheskoe obrazovanie kak mekhanizm perekhoda k ustoychivomu razvitiyu [Ecological Education as a Mechanism of Transition to a Stable Development]. Problemy sovremennogo obrazovanija 3: Vestnik IGLU. Ser.

pedagogika i psihologija [Issues of Contemporary Education-3: Bulletin ISLU. Ser. Pedagogy and Psychology], Irkutsk: ISLU, 2006, 243-248.

6. Styorkina R.B. Osnovy bezopasnosti detej doshkol'nogo vozrasta [Preschool Children's Security Basis]. Moscow: Prosveshenie, 2000.

7. Solnceva O.V. Detskij sad: teorija ipraktika, no. 4 (2012): 24-33.

8. Hramtsova T.G. Vospitanie bezopasnogo povedenija v bytu detej doshkol'nogo vozrasta [Preschool Children's Breeding Safety Behavior in Life Manual]. Moscow: Russian Pedagogical Society, 2005.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Погодаева Маргарита Викторовна, доцент кафедры психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности, к.б.н.; доцент

Иркутский государственный лингвистический университет ул. Ленина 8, г. Иркутск 664025, Россия Margopog@rambler. ru

DATA ABAUT THE AUTHOR

Pogodaeva Margarita Viktorovna, senior lecturer of chair of psychology and health and safety, Cand.Biol.Sci.

Irkutsk State Linguistic University 8, Lenina street, Irkutsk, 664025, Russia Margopog@rambler. ru

Рецензент:

Моисеева Людмила Владимировна, д.пед.н., профессор, зав.кафедрой естествознания и методики его преподавания, ФГБОУ ВПО «Уральский Государственный Педагогический Университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.