Научная статья на тему 'Формирование знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста'

Формирование знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6376
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ / ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коломийченко Людмила Владимировна, Ванюкова Ксения Алексеевна

Статья раскрывает проблему поиска путей формирования знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста. В ней представлены основные параметральные характеристики знаний детей (показатели, критерии, уровни), раскрываются результаты опытно-поисковой работы на разных этапах эксперимента. Статья предназначена для широкого круга читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коломийченко Людмила Владимировна, Ванюкова Ксения Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста»

УДК 37.035:373.2

Коломийченко Л.В, Ванюкова К.А.

Формирование знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста

Статья раскрывает проблему поиска путей формирования знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста. В ней представлены основные параметральные характеристики знаний детей (показатели, критерии, уровни), раскрываются результаты опытно-поисковой работы на разных этапах эксперимента. Статья предназначена для широкого круга читателей.

Ключевые слова: мультипликационный фильм, старший дошкольный возраст, безопасность детей, формирование знаний о безопасном поведении.

Проблема безопасности жизнедеятельности находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, В.И. Вернадского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых ( А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.). Во всем мире вопросам безопасности детей уделяется особое внимание, идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни [4, 7].

Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях. Современные представления о сущности безопасности и подходах к ее формированию, принципы организации процесса в данном направлении отражены в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО) [6].

Подготовить ребенка к поиску выхода из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только при условии наличия знаний о безопасном поведении. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения на улице, в транспорте, дома. В таких си-

туациях самыми беззащитными оказываются маленькие дети, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность. Следовательно, обучение детей безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.

Обучение детей правилам безопасного поведения, по мнению Н.Н. Подъякова, должно проходить на всех этапах жизни человека, а начинать его необходимо с дошкольного возраста [5]. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Проблема формирования основ безопасного поведения детально исследована в современных работах в области дошкольной педагогики: разработаны содержательные и технологические аспекты организации педагогического процесса; издается методическая специальная детская литература в данной инновационной области.

Необходимость формирования знаний о безопасном поведении в дошкольных учреждениях находит отражение в законодательных, нормативных документах: в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в «Концепции дошкольного воспитания», в «ФГОС ДО».

В качестве одного из основополагающих принципов организации педагогического процесса, в связи с характерными особенностями восприятия дошкольников, выдающиеся ученые (Коменский Я.А., Пе-столлоци Г., Ушинский К.Д.) [4] определяют наглядность. Мультипликационные фильмы, на наш взгляд, в достаточной мере могут реализовать этот принцип. Влияние мультипликационных фильмов на развитие личности ребенка нашло отражение в исследованиях М. Голика, С.Н. Пензина, В. Абраменковой, А. Богатыревой, О.В. Козачек, М.А. Алаевой, И.Я. Медведевой, М. Аромаштам [1]. Универсальность воспитательного потенциала мультипликационных фильмов позволила нам гипотетически обозначить их роль в формировании знаний о безопасном поведении.

При всем многообразии изученных средств возможности использования мультипликационных фильмов в данном направлении личностного развития исследованы недостаточно. Вместе с тем, обладая достаточно высоким воспитательным потенциалом, они могут являться эффективным средством решения задач формирования знаний о безопасном поведении. Подтверждение данному положению мы находим в исследованиях Голика М., Пензина С.Н., Абраменковой В., Богатыревой А., Козачек О.В., Алаевой М.А., Медведевой И.Я., Аромаштам М; работы Тепловой Б.М., Стрелковой Л.П., Кошелевой А.Д., Виноградовой А.М., Карпинской Н.С. и др. [1].

Проблема нашего исследования состоит в поиске путей совершенствования процесса

формирования знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мультипликационных фильмов.

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальное изучение воспитательного потенциала мультипликационных фильмов в формировании знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста.

Нами был проведен социологический опрос педагогов ДОО, результаты которого позволяют констатировать достаточно низкий уровень их профессиональной компетентности по данному вопросу: 40% воспитателей под основами безопасности детей понимают создание безопасных условий жизнедеятельности ребенка и соблюдение правил безопасного поведения. Остальные 60% педагогов отказались от ответа на вопрос. У 80% педагогов ДОУ возникают трудности в отборе содержания и формах организации этого процесса; 60% реципиентов отметили, что специальной работы по формированию основ безопасности детей в детских садах не ведется, поскольку она включается в другие разделы программ (экологическое воспитание, чтение художественной литературы и др.). Затруднились ответить на вопрос об использовании средств и методов в этом процессе 70 % воспитателей.

Разработка параметральных характеристик уровня знаний о безопасном поведении осуществлялась по ряду показателей (знания о себе, о месте жительства, знания о безопасном поведении на природе, на улице, дома, в общении с незнакомыми людьми). Ответы детей оценивались по следующим критериям: полнота знаний (предполагает содержательные и развернутые ответы на вопросы) их аргументированность (способность ребенка объяснить свой ответ); связь с личным опытом (способность ребенка проиллюстрировать свой ответ примерами из своей жизни).

Соотношение обозначенных критериев и показателей позволило определить уровни сформированности знаний о безопасном поведении.

Оптимальный уровень: ребенок знает о том, что такое опасность, какие ситуации опасны для жизни, как нужно вести себя на улице, дома, на природе, с незнакомыми людьми; отвечая на вопросы, аргументирует свои ответы; без затруднений устанавливает в предложенных ситуациях связь с личным опытом; легко прогнозирует свое поведения в конкретных ситуациях.

Допустимый уровень: ребенок имеет неопределенные знания о том, что такое опасная ситуация; при ответе на вопрос надолго задумывается, не может аргументировать свои ответы; в прогнозировании своего поведения в предложенной ситуации испытывает затруднение.

Критический уровень; ребенок имеет минимальные знания о безопасном поведении; не может ответить на большинство вопросов; не аргументирует их; не может применить имеющиеся знания для прогнозирования своего поведения.

Основным диагностическим методом для определения уровня знаний была выбрана беседа, вопросы которой направлены на определение степени выраженности в ответах детей обозначенных выше критериев и разделены на блоки (знания о себе; знания о безопасном поведении дома; знания о безопасном поведении на улице; знания о безопасном поведении в природе;знания о безопасном поведении с незнакомыми людьми).

В исследовании приняли участие 28 детей 5-6 лет. Проанализировав ответы детей в соответствии с разработанными уровнями, мы получили следующие результаты: 14% детей находятся оптимальном уровне знаний; 36% - на допустимом уровне; 50% - на критическом уровне.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о преобладании критиче-

ского уровня знаний о безопасном поведении у обследуемых детей, что обуславливает необходимость проведения целенаправленной работы по обогащению их информационного поля в области безопасного поведения.

В связи с этим нами был разработан проект по формированию знаний о безопасном поведении у детей 5-6 лет посредством мультипликационных фильмов. Данный проект был направлен на формирование у детей знаний по пяти темам (знания о себе, безопасное поведение дома, безопасное поведение на улице, безопасное поведении в природе, безопасное поведение с незнакомыми людьми) и реализован в пять этапов. Формирование знаний по каждой теме решалось через просмотр мультипликационных фильмов. Параллельно с просмотром мультипликационных фильмов использовались различные методы: беседа, экскурсия, показ иллюстраций, рассказ, решение проблемных ситуаций и др.

Для решения экспериментальных задач был осуществлен подбор мультипликационных фильмов с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. В работу с детьми включены такие мультипликационные фильмы, сюжет которых позволяет сформировать уровень знаний о способах безопасного поведения в различных ситуациях. В проекте представлены разнообразные формы и методы работы с детьми, что обусловлено спецификой организации поэтапного руководства просмотра мультипликационных фильмов, решением задач формирования знаний о безопасном поведении. Содержание проекта по формированию знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста посредством просмотра мультипликационных фильмов определялось в соответствии с программой «Дорогою добра» Л.В. Коломийченко [2].

Организация работы осуществлялась по блочно-тематическому плану при помощи различных методов, форм организации про-

цесса в разных видах деятельности. На протяжении всей работы детьми была создана папка «правила безопасного поведения», которая дополнялась по завершении изучения знаний каждого блока. В завершение работы с целью обобщения и проверки знаний нами

было проведено итоговое мероприятие -викторина «Безопасность - это важно» (всех детей экспериментальной группы мы разделили на команды, которые в процессе мероприятия выполняли различные задания) (табл.1).

Таблица 1

Блок «Правила безопасного поведения на улице»

Задачи

Формы работы

Элементы предметной среды

формировать знания о правилах поведения на проезжей части и вблизи дорог:

- знакомить детей с основными частями улиц, элементарными правилами дорожного движения;

- демонстрировать модели культурного и безопасного поведения участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, водителей)

Просмотр м/ф «Смешарики. Азбука безопасности»

Серии: «Светофор», «Пешеходная зебра», «Самая страшная машина», «Гармония светофора», «Метро», «Пляшущие человечки», «Мигающие человечки», «Некультурные автомобили», «Где кататься», «Нетерпеливые водители», «На остановке», «В автобусе», «Пристегните ремни», «Зебры в городе», «Автомобили специального назначения».

Дидактическая игра «Правила поведения на улице»

Дидактическая игра «Дорисуй дорожный знак»

Рисование на тему «Дорога»

Конспект занятия «Правила дорожного движения»

Беседа по просмотренным мультфильмам

Экскурсия на проезжую часть рядом с детским садом

Беседа на тему «Пешеход на дороге»_

Серии мультфильма «Смешарики: Азбука безопасности», плакаты с правилами поведения на дороге и на улице, макет перекрестка с пешеходным переходом, костюм регулировщика, картинки с дорожными знаками, изображение маршрутного транспорта и машин, коврик «зебра», дидактическая игра «Правила поведения на улице», дидактическая игра «Дорисуй дорожный знак»

С целью проверки эффективности реализации блочно-тематического плана была проведена итоговая диагностика (табл. 2).

Полученные результаты показывают, что большая часть детей оказалась на оптимальном уровне, для которого характерны аргументированные знания о том, что та-

Сравнительный анализ результатов уровня знаний детей о

кое опасность, какие ситуации опасны для жизни, как нужно вести себя на улице, дома, на природе, с незнакомыми людьми. Дети без затруднений находят в предложенных ситуациях связь с личным опытом, легко прогнозируют свое поведения в конкретных ситуациях.

Таблица 2

начальной и итоговой диагностики безопасном поведении

Количество детей Уровни

Оптимальный Допустимый Критический

Нач. Итог. Нач. Итог. Нач. Итог.

в процентах (%) 14 46 36 40 50 14

в цифрах (чел.) 4 14 10 11 14 4

Работа по формированию знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста была успешно осуществлена. Для повышения эффективности реализации проекта нами были составлены методические указания по руководству процессом просмотра мультипликационных фильмов.

Актуальность проблемы безопасного поведения детей на сегодняшний день весьма велика. Доказательством того являются проведенные в последнее время многочисленные исследования в данной области, нормативно-правовые документы, отражающие необходимость формирования знаний о безопасном поведении дошколь-

список ЛИТЕРАТУРЫ

ников, а также комплексные и парциальные программы для ДОУ. Мультипликационные фильмы являются важным средством при формировании знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста. В яркой, образной, доступной для ребенка форме осуществляется корректировка и обогащение информации в данной области, знаний о безопасном поведении, усваивается типичная модель поведения. На основании этого можно сделать выводы о том, что мультипликационные фильмы могут выступать в качестве эффективного средства формирования знаний детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении.

1. Голик М. Влияние сказок и мультфильмов на формирование системы ценностей у старших дошкольников. [Электронный ресурс] // Онлайн-библиотека. Наука и философия. Режим доступа: http://tomb-raider6.narod.ru.

2. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2015. 160 с.

3. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б Стеркина. М.: Просвещение, 2007.

4. Плотникова Е.В. Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста // УправлениеДОУ. 2003.

5. Подъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977.

6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 25.11.2013. Федеральный выпуск № 6241.

7. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет: парциальная программа. СПб.: Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.