Раздел IV
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
УДК 37.034:373.2
Баландина М. Д., Коломийченко Л. В. Проектирование инновационной деятельности в ДОО по использованию мультфильмов в нравственном воспитании детей среднего дошкольного возраста
Аннотация: В статье обосновывается актуальность проблемы инновационного поиска реализации воспитательного потенциала мультипликационных фильмов в личностном развитии детей дошкольного возраста. Раскрыты сущность и виды педагогических инноваций, функции проектирования образовательной деятельности в их целенаправленной организации.
Ключевые слова: инновационная деятельность, педагогическое проектирование, нравственное развитие, мультипликационные фильмы.
На современном этапе развития отечественной системы образования в связи введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), c необходимостью реализации 20-й статьи Закона «Об образовании в Российской Федерации» развитие инновационной деятельности рассматривается как один из гарантов совершенствования педагогического процесса в дошкольном образовании. В Законе «Об образовании в РФ» отмечено, что инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования [9].
В условиях неопределенности современного терминологического аппарата педагогической науки однозначного представления о сущности инновационного процесса не существует. Традиционно инновация рассматривается как комплексный, целенаправленный процесс создания,распространения
и использования новшеств, приводящих к определенным качественным изменениям системы. По отношению к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, задачи, содержание, методы и формы обучения и воспитания [8].
Определение целевых ориентиров, функций и задач инновационной деятельности предполагает выбор образовательной организацией типа нововведений.Исследования в области классификации инноваций, анализ существующей практики инновационной деятельности дают основания для выделения наиболее широко используемых в образовательном процессе типов инновационной деятельности.
1. По масштабу нововведений:
• частные, единичные, отражающие одно направление личностного развития, предполагающее работу с одним субъектом образовательного процесса;
• модульные, предполагающие нововведение либо по одному направлению личностного развития, но со всеми субъектами образовательного процесса, либо по разным
направлениям личностного развития, но с одним субъектом образовательного процесса;
• системные, предполагающие нововведения по всем компонентам образовательного процесса (управление, программы, технологии, мониторинг).
2. По инновационному потенциалу:
• модификационные, предполагающие усовершенствование, рационализацию, видоизменения, вносимые в отдельные компоненты образовательного процесса;
• комбинаторные, предполагающие новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись;
• радикальные, предполагающие полный отказ от существующей образовательной системы и переход на новую.
3. По отношению к предшественнику:
• заменяющие (новшество вводится вместо конкретного устаревшего средства);
• отменяющие (прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии);
• открывающие инновации (освоение нового вида услуг, новой программы, технологии);
• ретровведение (обращение к прошлому опыту) [7].
Законодательством установлено, что инновационная деятельность в образовании осуществляется в двух основных формах: через реализацию инновационных проектов и осуществление инновационных программ [9]. Эффективность разработки и решение задач нововведений во многом предопределяется наличием инновационного педагогического проекта. Проектирование образовательного процесса рассматривается как предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагога и обучающихся и прогнозирование ее результатов. Оно ориентировано на создание общего конструкта педагогического процесса, соответствующего поставленным
целям и задачам обучения и воспитания, а также на профессиональное саморазвитие педагога, способного реализовать спроектированную систему обучения [б].
В системе образования существуют следующие направления проектирования: проекты в области финансирования и управления воспитательно-образовательными учреждениями; организации преподавания, разработки содержания образования, образовательных технологий, форм и методов обучения [3]. Эффективность педагогического проектирования предопределяется его логичным построением. В исследованиях В. С. Безруковой обозначены три этапа педагогического проектирования:
• моделирование - разработка общей идеи создания педагогической системы, процесса или ситуации и основных путей ее реализации;
• планирование - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня возможного практического использования;
• конструирование - дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его к реализации в конкретных социокультурных и педагогических условиях [1].
Педагогическое проектирование в условиях осуществления инновационной деятельности позволяет систематизировать образовательный процесс путем создания проекта, который предусматривает формулировку цели и задач предстоящей работы, отбор и разработку содержания, подбор необходимых форм, методов, средств и определение ожидаемых результатов педагогической деятельности.
В современной системе дошкольного образования определяется ряд направлений, необходимых для решения задач полноценного социально-коммуникативного развития детей. Одно из них - нравственное воспитание, ориентированное на формирование ценностных мотивов, самостоя-
тельности, любознательности, приобщение к нормам нравственно-этической культуры, общечеловеческим ценностям, становление эмоционального и социального интеллекта, эмпатии (Р. С. Буре, Т. Н. Доронова, Л. Н. Га-лигузова, А. В. Запорожец, Н. А. Зорина, С. А. Козлова, Л. В. Коломийченко, В. Т. Кудрявцев и др.). Исследованиями отечественных и зарубежных ученых доказано, что в процессе нравственного воспитания у ребенка формируется гуманное отношение к миру, реализуется регулятивная функция морали, формируется направленность личности, ее мировоззрение и нравственное поведение.
В дошкольных учреждениях педагогами организуется работа в данном направлении, но достижение ожидаемых результатов невозможно без учета современных социокультурных условий.Телевидение и Интернет оказывают огромное влияние на нравственное развитие ребенка, в том числе и на его поведение, и заставляют искать новые способы обогащения нравственной сферы.
В настоящее время меняется жизненное пространство ребенка, так как большую часть своего свободного времени дошкольник отводит просмотру мультфильмов, что не может не сказаться на его поведении. Мультфильмы обеспечивают широкие возможности для расширения и углубления знаний ребенка о мире, в том числе и мире нравственных отношений. Анализ ряда психолого-педагогических исследований (А. Ф. Бурухина, М. В. Корепанова, О. В. Куниченко, А. Ф. Ла-летина, Н. Е. Марков, И. Я. Медведева, Е. А. Ту-пичкина, Н. В. Олейник) доказывает, что мультфильмы - довольно эффективное воспитательное средство: они демонстрируют ребенку нравственные нормы и правила культуры поведения, а также самые разнообразные способы общения и взаимодействия с окружающим миром.
Тем не менее исследованию и использованию возможностей мультипликационного
искусства как средства воспитания не уделяется должного внимания. Исходя из результатов опроса воспитателей, можно сделать вывод о том, что большая часть педагогов не использует мультфильмы как средство воспитания детей. Среди наиболее частых причин отказа от использования мультфильмов в ходе педагогического процесса воспитатели выделили недостаточный уровень умений в области использования мультфильмов; отсутствие методических рекомендаций, рабочих программ по использованию мультфильмов в воспитательной работе и риск негативного влияния мультфильмов на детей дошкольного возраста. Отсутствие должного теоретического обоснования и рекомендаций по непосредственному использованию мультфильмов затрудняет процесс их применения в воспитательных целях.
Однако мы убеждены, что процесс нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста значительно усовершенствуется и станет эффективнее при условии использования мультфильмов. По этой причине весьма актуальной является разработка инновационного проекта в ДОО по использованию мультфильмов в нравственном воспитании детей среднего дошкольного возраста.
Тип разрабатываемого нами инновационного проекта по масштабу будет являться локальным, так как он охватывает одно направление личностного развития; по инновационному потенциалу - модифика-ционным, поскольку проект предполагает частичное изменение в общей педагогической системе, то есть усовершенствование, видоизменение, модернизацию работы с мультфильмом, чтобы он помогал нравственному развитию детей дошкольного возраста; по отношению к предшественнику данный проект является замещающей инновацией, так как в содержании проекта выступает использование мультфильмов в нравственном воспитании наряду с основными существующими средствами.
В перспективах разработки инновационного проекта планируется осуществление работы с детьми, включающей в себя использование мультфильмов как средства нравственного воспитания и разработку мультфильмов с нравственным содержанием. Инновационная направленность проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса.
Содержание проекта будет определяться в соответствии с программой Л. В. Ко-ломийченко «Дорогою добра» и будет включать работу в разных видах деятельности: познавательная, речевая, театрализованная, музыкальная, изобразительная, игровая и т. д. [4]. В качестве материала в работе с детьми будут использоваться специально подобранные современные короткометражные российские мультфильмы (длительностью не более 12 минут), имеющие нравственное содержание. В проекте будут использоваться такие методы, как просмотр мультфильмов, беседы по содержанию мультфильмов, рассматривание иллюстраций, инсценировки фрагментов мультфильмов, прослушивание и разучивание песен из мультфильмов, дидактические, речевые и сюжетно-ролевые игры по просмотренным мультфильмам, разработка мультфильмов и т. д.
Реализовывать проект мы планируем по следующему плану, который состоит из трех взаимосвязанных этапов.
На подготовительном этапе будет осуществлен подбор оборудования и средств
реализации проекта, изучение детской и методической литературы, детских песен, мультфильмов для детей, а также подбор наглядно-дидактического материала, пословиц и поговорок, песен, дидактических и сю-жетно-ролевых игр по просмотренным мультфильмам и т. д.
На основном этапе планируется проведение занятий с детьми, включающих в себя просмотр мультфильмов и беседы по ним; проведение драматизаций и инсценировок фрагментов мультфильмов; проведение дидактических и речевых игр по просмотренным мультфильмам; проведение занятий по изобразительной деятельности по тематике мультфильмов. При этом на основном этапе будет происходить знакомство детей с историей анимации, с разными видами мультфильмов, с методикой создания мультфильмов на основе покадровой съемки.
На заключительном этапе планируется анализ результатов реализации плана, демонстрация мультфильмов, созданных совместно с детьми.
Мы предполагаем, что в завершение реализации инновационного проекта у детей будут сформированы представления о нравственных нормах и правилах культуры поведения, о различных эмоциональных состояниях, о правилах взаимоотношений с детьми, а также с помощью данного проекта у детей будет развита способность к проявлению сопереживания, сочувствия и сострадания к взрослым и сверстникам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ
1. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
2. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М., 2011.
3. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие / под ред. И. А. Колесниковой. М: Академия, 2005.
4. Коломийченко Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. М.: ТЦ «Сфера», 2015. -1б0 с.
5. Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Кто соблазнит малых сих: СМИ против детей: статьи разных лет. М., 2006.
6. Мендыбаева М. М., Дюсембаева Т. К. Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). Казань: Бук, 2016. С. 89-91. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/ агсЫуе/207/11151/
7. Поташник М. М., Хомерики О. Б. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении // Магистр. 1994. № 5.
8. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru