ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(по материалам экспериментальной деятельности ГЭП «Разработка проекта ФГОС по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях»)
КУДИНОВА Л.Н., МАНАЕНКОВ А.М.
В статье рассматривается экспериментальное и инновационное развитие колледжа в условиях модернизации профессионального образования.
In article experimental and innovative de velopment of college in the conditions of vo cational training modernization is considered.
Современный образовательный процесс шагнул далеко вперед в сравнении даже с 90-ми годами прошлого века. Реализация государственной политики в области модернизации образования требует адекватного кадрового обеспечения. Как мы подготовим специалистов, во многом будет зависеть и облик нашего общества. Перспективы развития образовательного процесса представляются в обеспечении соответствия всей системы профессионального образования потребностям инновационной экономики [1].
На совместном заседании 31августа 2010 года Государственного совета и комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России профессиональное образование всех уровней оказалось в центре внимания юбилейного заседания Госсовета при президенте РФ. Модернизация России требует радикального изменения подходов к системе ПТУ. «Нам нужно окончательно расчистить основу для развития профессионального образования и встроить профессионально-техническое образование в развитие техпроцессов, которые идут в нашей стране, прежде всего в процесс модернизации. Бизнес-сообщество должно формулировать профессиональный заказ на будущих специалистов. Для этого необходимо завершить разработку профессиональных стандартов, создать систему обязательной общественнопрофессиональной экспертизы, обеспечить рынок труда высококвалифицированными кадрами, которые по настоящему интересны рынку и востребованы работодателем». Ключевым ориентиром в данном случае, подчеркнул президент, должно стать высокое качество подготовки во всех звеньях - и в начальном, и в среднем, и в высшем профессиональном образовании. Именно профессиональное образование обеспечивает подготовку молодых людей к жизни и связано с их будущим жизненным успехом, успехом страны, успехом всего общества. В конечном итоге формирование конкурентоспособной личности специалистов и рабочих кадров обеспечит конкурентоспособность всей страны.
Кроме того, в условиях происходящих изменений и локальных параллельно идущих к внедрению инноваций, процесс формирования жизненной обеспеченности образовательных учреждений среднего профессионального образования становится определяющим. Самостоятельность принятия решений в управлении собственной деятельностью и финансовыми потоками, в управлении имуществом, у колледжей до недавнего времени была весьма незначительна. В целях ее усиления в Федеральном законе от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» уточнен правовой статус государственных и муниципальных учреждений. Установлено, что финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из федерального бюджета. В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 7 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и частью 5 статьи 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях», Правительство Российской Федерации утвердило Положение о формировании государственного
задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания.
Профессиональное образование в образовательных учреждениях начинает новый этап модернизации. Изменения в законодательстве, сотрудничество с бизнесом и ориентация на инновационную экономику России — главные шаги на пути к новой образовательной системе. Работодатели готовы к долгосрочному сотрудничеству с учреждениями НПО/СПО при условии высокого качества подготовки специалистов, готовности и способности учебных заведений быстро реагировать на требования рынка и учитывать запросы предприятий при разработке учебных программ.
Исходя из поставленных задач, сегодня представляется особенно важно актуализировать содержание профессионального образования. С одной стороны, необходимо сохранить его фундаментальность, традиционную для отечественной школы. Фундаментальность — это фактор, обеспечивающий устойчивость выпускника к колебаниям рынка труда. Получая профессиональное образование, человек приобретает способность по мере необходимости овладевать новыми знаниями и осваивать новые технологии: ведь сегодня невозможно предсказать, на каком производстве ему через некоторое время предстоит работать, какие именно технологии будут там использоваться. С другой стороны, задача учреждения профессионального образования — помочь студенту приобрести компетенции, которые будут в максимальной степени соответствовать требованиям конкретного работодателя.
Стандарты профессионального образования нового поколения предусматривают огромную степень свободы образовательных учреждений при выборе содержания образования. Однако свобода дана не для того, чтобы заполнять «свободное время» курсами, которые им легче всего обеспечить. Эта часть содержания должна формироваться с учётом потребностей студентов, с участием работодателей, способных конкретизировать свои требования к будущему работнику. Очевидно также, что содержание образования, которое позволит выпускнику работать в условиях модернизированной экономики, невозможно реализовать с помощью старых образовательных технологий. От традиционных лекций необходимо переходить к новым формам работы, адекватным требованиям современного производства. Таким образом, сами образовательные технологии становятся важнейшей частью содержания образования, поскольку способствуют формированию качеств личности, востребованных на современном производстве.
Нашим главным и основным социальным партнером является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Безусловно, приоритетной задачей колледжа является подготовка специалистов для МЧС России и ГУ МЧС по городу Москве в соответствии с требованиями работодателя. В 2010-2011 учебном году Департамент образования города Москвы выделил экспериментальную работу колледжей как государственное задание. В рамках бюджетных средств под эту деятельность предусмотрено специальное финансирование. Согласно новым требованиям, авторским коллективом колледжа разработано и одобрено НИИРПО техническое задание на проведение научно-исследовательской и экспериментальной работы по заданной теме. Одним из аспектов социального партнерства в профобразовании является его нормативная правовая база. На основании заключенного Соглашения о социальном партнерстве межу ГОУ СПО города Москвы Технический пожарно-спасательный колледж № 57 и Главным управлением МЧС России по г. Москве намечено общее взаимодействие по достижению конкретных результатов деятельности колледжа согласно потребностям регионального рынка труда, приближения подготовки специалистов к требованиям работодателя, укрепления связи учебного процесса с производством. Так творческим коллективом, включающим представителей работодателей (МЧС России) по результатам научно-исследовательской и экспериментальной деятельности разработаны следующие проекты документов:
1. Учебный план для ФГОС СПО по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях»
2. Примерные основные образовательные программы среднего профессионального обра-
зования по новой специальности:ОП.01. Инженерная графика, ОП.02. Техническая механика, ОП.03. Термодинамика, теплопередача и гидравлика, ОП.04. Электротехника и электроника, ОП.05. Теория горения и взрыва, ОП.06. Автоматизированные системы управления и связь, ОП.07. Психология экстремальных ситуаций, ОП.08.Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности, ОП.09. Стандартизация и метрология, ОП.Ю.Правовые основы деятельности аварийно-спасательных формирований, ПМ 01 Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений на чрезвычайных ситуациях, ПМ.02 Организация и проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций, ПМ.03 Ремонт и техническое обслуживание аварийно-спасательной техники и оборудования, ПМ.04 Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций, ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
Содержание разрабатываемых программ основывается на положениях Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях» (сфера предупреждения чрезвычайных ситуаций, спасение, оказание первой медицинской и психологической помощи пострадавшим) Проекты экспериментальных программ отражают процессы формирования специфического умения и навыков, связанного со степенью сформированности общих и профессиональных компетенций. Под общими компетенциями подразумевается умение действовать во многих видах деятельности, и, соответственно, за профессионализм отвечают профессиональные компетенции. При разработке документов мы руководствуемся тем, что компетенции закладываются с первого дня обучения студента, и в течение всего срока освоения основной образовательной программы. Поэтапное их формирование происходит при непосредственном участии педагогического коллектива, а закрепление в условиях прохождения производственной (профессиональной) практики с использованием современной технологической базы социального партнера, современного оборудования и технологий. Такое понимание формирует и новый подход к контролю качества освоения программы образования. Контроль качества образования предполагается включить на каждой его ступени, а также привлекать ведущих специалистов социальных партнеров к обеспечению контроля качества подготовки специалистов путем участия в работе Государственной аттестационной комиссии при проведении итоговой государственной аттестации выпускников. При этом выпускник колледжа по новой специальности может получить и профессиональные навыки, и пройти социализацию, отвечать современным запросам общества, использовать информационно-коммуникационные технологии, работать в коллективе, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного роста.
Совместная работа участников носила характер согласованного взаимодействия с МЧС России, ГУ МЧС России по городу Москве, с УМЦ ГУ МЧС по г. Москве, вузами МЧС России: Академией государственной противопожарной службы, Академией гражданской защиты, ФИРО. Цель работы определялась тем, чтобы все проекты программ общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей учитывали нормативные требования МЧС России по вопросам подготовки и обучения спасателей и удовлетворяли требованиям нашего работодателя для последующего формирования Государственного заказа на подготовку специалистов.
На следующем этапе проводимых исследований разработанные и подготовленные к дальнейшему рассмотрению проекты примерных образовательных программ и профессиональных модулей были направлены нашим социальным партнерам и работодателям на государственнообщественную экспертизу с целью получения отзывов и экспертных заключений на проекты представленных документов.
По результатам рассмотрения целесообразно отметить, что положительные рецензии получены от МЧС России (Центр стратегических исследований Гражданской защиты Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий (ЦСИ ГЗ МЧС России) Академия гражданской защиты МЧС
России), ГУ МЧС России по городу Москве (УМЦ ГО и ЧС г. Москвы). Проекты примерных образовательных программ и профессиональных модулей разработаны на современной научнометодической и профессиональной основе, содержание программ отвечает современному уровню развития науки и техники, что позволит приобрести хороший уровень знаний и умений. Представленные программы соответствуют современным требованиям к подготовке специалистов Министерства Российской Федерации по делам ГО и ЧС и ликвидации стихийных бедствий. По содержанию разработанные программы являются практико-ориентированными, включают необходимый и достаточный объем академических и практических знаний, направлены на качественную подготовку специалистов в области безопасности жизнедеятельности, соответствуют требованиям работодателей, позволяют конкретизировать конечные результаты обучения и практического опыта. Программы могут быть рекомендованы для реализации в средних специальных учебных заведениях в рамках стандарта по специальности 280707 «Защита в чрезвычайных ситуациях».В проводимой экспериментальной деятельности, безусловно, выделяется такое направление как профессиональная подготовка и повышение квалификации руководящих и инженерно-педагогических работников. С октября 2010 года на базе колледжа работали экспресс-курсы НИИРПО в объёме 72 часов по обучению слушателей по теме «Формирование содержания вариативной части основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО» в соответствии с требованиями работодателей. Члены экспериментальной группы активно участвовали в работе семинаров для разработчиков рабочих программ. Программа обучения предусматривала получение практических навыков проектировать структуру вариативной части основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС, разрабатывать учебные планы образовательного учреждения, содержание программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, организовывать и планировать учебную работу студентов и преподавателей, оценивать результаты учебного процесса. На занятиях предложены методические рекомендации по разработке содержания вариативной части ОПОП. Наряду с обучением авторский коллектив экспериментальной группы проводил работу по разработке экспериментальных учебных планов и рабочих программ СПО по новой актуальной специальности. Полученные знания обучения применялись к формированию вариативной части учебного плана на внутри-колледжных совещаниях и консультациях.
В целях реализации решений научно-практической конференции «Итоги работы городских экспериментальных площадок и приоритетные направления экспериментальной деятельности в2010-2011 учебном году» касательно новых подходов к экспертизе и тиражированию результатов экспериментальной деятельности колледжей, предприняты определенные шаги в этом направлении. Колледж предложил к рассмотрению процедуру депонирования результатов экспериментальной деятельности для информирования заинтересованных коллективов, ученых и специалистов. Депонирование (передача на хранение) - особый способ публикации научных работ. Депонированные научные работы приравниваются к опубликованным печатным изданиям. Авторы депонированных научных работ сохраняют права, вытекающие из законодательства об авторском праве. С учетом достигнутых договоренностей о порядке представления документов на заседание Ученого совета НИИРПО, колледжем структурирована работа по передаче материалов экспериментальной научно-исследовательской деятельности ГЭП на рассмотрение ученого совета НИИРПО. Положительное решение Ученого совета НИИРПО позволило направить разработанные проекты примерных программ общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по новой специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях» Квалификация техник-спасатель на депонирование в ВИНИТИ РАН. Согласно требованиям положений «Порядка представления и правилами оформления документов, направляемых на депонирование» разработанные экспериментальные материалы колледжа депонированы в ВИНИТИ-РАН за № 740-В 2010.
Результаты экспериментальной деятельности безусловно будут способствовать инновационному развитию образовательного учреждения в условиях перехода на новые экономико-
правовые формы.
Библиографический список:
1. Орлова В.Н. Организационно-педагогические условия для инновационного развития колледжа // Профессиональное образование. Столица. 2009. № 4. С.32-34.
Ключевые слова: инновационное развитие, модернизация профессионального образования. Keywords: innovative development, vocational training modernization.
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ