Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка по новой специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях»'

Профессиональная подготовка по новой специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / VOCATIONAL TRAINING / EXPERIMENT PROBLEMS / THE EDUCATIONAL STANDARD / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манаенков Александр Митрофанович, Кудинова Лариса Николаевна

В статье представлены принципы и технологии проектирования содержания профессиональной подготовки по новой специальности среднего профессионального образования «Защита в чрезвычайных ситуациях», в соответствии с запросом работодателей.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манаенков Александр Митрофанович, Кудинова Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article principles and technologies of designing of the maintenance of vocational training on a new speciality of average vocational training «Protection in emergency situations», according to inquiry of employers are presented.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка по новой специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях»»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПО НОВОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЗАЩИТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»

МАНАЕНКОВ А.М., КУДИНОВА Л.Н.

В статье представлены принципы и технологии проектирования содержания профессиональной подготовки по новой специальности среднего профессионального образования «Защита в чрезвычайных ситуациях», в соответствии с запросом работодателей.

Сегодня связь между современным, качественным образованием и эффективной экономикой очевидна. Система профессиональной подготовки кадров нуждается в опережающем развитии и повышении эффективности использования выделяемых государственных средств. Внимание российского общества сконцентрировано на проблемах получения профессионального образования на основе механизмов профессионального самоопределения и самореализации и находит отражение в основных правительственных документах, таких как: Закон РФ «Об образовании»(1992), Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.01 N 1756-р, Правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 142. Трудовые ресурсы Российской Федерации являются одним из важнейших факторов развития производительных сил страны и повышения ее конкурентоспособности на мировой арене. В материалах Болонской конференции подчеркивается необходимость формирования человека 21 века - профессионала в своей области, мобильной личности, устойчивой в динамическом развитии и саморазвитии. Акценты переносятся с узкопрофессионального подхода к подготовке специалистов на многостороннее интеллектуально - духовное развитие личности обучающихся.

В настоящее время в различных образовательных учреждениях страны осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов различных направлений для работы в системе безопасности по различным образовательным программам. Современный взгляд на образование требует изменения подходов к подготовке специалистов, востребованных на рынке образовательных услуг, особенно содержания и организации профессиональной практики студентов. Именно в период подготовки специалиста системы непрерывного среднего профессионального образования, возможно, влиять на развитие его творчества, профессиональных способностей, навыков, развитие личностных качеств, а для этого, необходимы усилия всех тех, кто соприкасается с будущим специалиста. Стало очевидно, что осуществлять подготовку квалифицированных специалистов немыслимо в отрыве от реального производства. Сегодня в условиях быстро меняющихся потребностей рынка труда, расширения сфер востребованности специалистов со средним профессиональным образованием, повышения требований к качеству их подготовки одним из важнейших условий развития среднего профессионального образования является взаимодействие с социальными партнерами.

В Москве ГОУ СПО Технический пожарно-спасательный колледж №57 является единственным образовательным учреждением СПО, который готовит специалистов для МЧС России, ГУ МЧС России по городу Москве. Главным и основным социальным партнером колледжа является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Постоянное внимание и плодо-

In article principles and technologies of designing of the maintenance of vocational training on a new speciality of average vocational training «Protection in emergency situations», according to inquiry of employers are presented.

творное сотрудничество со структурами МЧС укрепляет и вносит новый опыт в вопросы профессионального наставничества, формирует мировоззрение современной категории учащихся колледжа. В практику колледжа вошло регулярное проведение рабочих встреч сотрудников колледжа и специалистов МЧС России и ГУ МЧС России по городу Москве, что способствует укреплению дружеских связей, активному развитию социального партнерства и совместного взаимодействия. Главной задачей подготовки поисково-спасательных служб и аварийноспасательных формирований остается повышение их готовности к ведению поисковоспасательных работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Основное внимание необходимо уделять подготовке специалистов по проведению поисково-спасательных работ при обрушении зданий и сооружений, выполнении работ в зонах заражения аварийными химически опасными веществами, дорожно-транспортных происшествиях, по соблюдению мер безопасности и умению оказывать само- и взаимопомощь. Особое значение имеет отработка твердых практических навыков и умений по предметам обучения, а также обязательному соблюдению правил и мер безопасности, особенно в сложных и особо опасных условиях.

В 2009-2010 учебном году, колледж приступил к разработке темы научноисследовательской деятельности Городской экспериментальной площадки Разработка проекта ФГОС СПО и его психолого-педагогическое сопровождение по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях». Бесспорно, тема эксперимента очень актуальна сегодня. Она обусловлена необходимостью:

- создания сертифицированной системы обеспечения качества профессионального образования и обучения;

- оптимизации профориентационной работы в образовательных учреждениях, обучения учащихся в профильных классах, системы проектирования профессиональной и социальной карьеры, обеспечивающей развитие творческих способностей обучающихся, их самостоятельности, волевых качеств;

- дальнейшего развития перспективных и взаимовыгодных форм сотрудничества с социальными партнерами, МЧС России, ГУ МЧС России по г. Москве, постоянной корректировки работы образовательных учреждений с учетом возрастающих требований рынка труда и работодателей, достижения качественного уровня профессиональной подготовки выпускников колледжа в соответствии с комплексным прогнозом потребностей работодателей;

- развития инфраструктуры колледжа, обеспечивающей благоприятные условия профессионального образования и обучения, использования новых образовательных и информационных технологий [1];

- формирования необходимых условий и механизмов повышения престижа колледжа, обеспечения его высокого рейтинга на рынке образовательных услуг города Москвы и повышения привлекательности колледжа у молодежи в качестве эффективного механизма получения образования и построения профессиональной карьеры;

- повышения профессионального уровня преподавателей и сотрудников колледжа;

- расширения предоставления населению качественных образовательных услуг.

Проводимая в колледже работа была направлена на разработку предложений по введению Федерального образовательного стандарта СПО по специальности 280707 «Защита в чрезвычайных ситуациях». Консультанты, принимающие участие в разработке темы эксперимента представлены специалистами Центра профессионального образования ФГУ Федерального института развития образования», социальными партнерами - МЧС России, ГУ МЧС России по г. Москве, специалистами Центра экстренной психологической помощи МЧС России, сотрудниками НИИРПО Департамента образования города Москвы, Московского городского психолого-педа гогического ун и верситета.

Целью проекта является - обеспечение подготовки профессиональных кадров всех на-

правлений деятельности МЧС России и других министерств и ведомств, входящих в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и разработка учебных траекторий для студентов, позволяющие осуществлять обучение и совершенствовать свой профессиональный уровень.

Задачи эксперимента.

1. Разработать разделы проекта и модель программы среднего профессионального образования в рамках содержания проекта ФГОС СПО по новой специальности с привлечением работодателей сотрудников МЧС России

2. Подготовить учебно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение процесса профессиональной подготовки студентов, направленного на формирование у них знаний, навыков, качеств, позволяющих в условиях стрессовых ситуаций выдерживать высокие морально-психологические и физические нагрузки при проведении поисково-спасательных работ в зонах ЧС (в т.ч. специальные учебные программы, учебно-методические комплексы, элементы информационных технологий и др.)

3. Сформировать Концепцию оптимизации психолого-педагогического сопровождения подготовки студентов по специальности 280105 «Защита в чрезвычайных ситуациях» (квалификация техник-спасатель).

На начальном этапе запланированной деятельности работа экспериментальной группы была сосредоточена на разработке разделов проекта ФГОС СПО по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях». Квалификация техник-спасатель. Основу содержания положений Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях» (сфера предупреждения чрезвычайных ситуаций, спасение, оказание первой медицинской и психологической помощи пострадавшим) составляют основные требования МЧС к работнику. Во внимание были приняты, а также учтены все нормативные документы МЧС России по вопросам подготовки и обучения спасателей. Взаимодействие с нашими социальными партнерами по разработке стандарта по новой специальности определялось, прежде всего, формированием специфического умения, связанного со степенью сформированности общих и профессиональных компетенций, исполнять обязанности в рамках основных профессиональных видов деятельности. Мы полагаем, что компетентностный подход очень важен в конструировании содержания образования - от «знаний» к «способам деятельности».

Особо необходимо отметить роль и ответственность специалистов МЧС России в подготовке специалистов по новой профессии. По вопросу разработки стандарта, нашими социальными партнерами были изданы нормативные акты МЧС России: распоряжение Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий о создании рабочей группы по разработке проекта федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования с квалификацией « техник-спасатель». Принимая во внимание важность такой работы над проектом стандарта по новой специальности, мы установили рабочие контакты с МЧС России, с УМЦ ГУ МЧС России по г. Москве, вузами МЧС России: Академией государственной противопожарной службы, Академией гражданской защиты, ФИРО. Совместная работа авторского коллектива основывалась на принципе устранения замечаний и выработке конструктивных предложений для внесения в проект ФГОС СПО «Защита в чрезвычайных ситуациях». В ходе практической работы над содержанием проекта ФГОС СПО по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях» выполнена разработка функциональной карты будущей профессии, в основе которой лежит функциональный анализ (описание трудовой деятельности через ее функции и результаты). Функциональный анализ начался с установления требований работодателей (МЧС) к стандартам деятельности в рамках новой профессии для выявления реальных и перспективных требова-

ний к специалисту. Фактически это привело к «анализу потребностей в умениях». По итогам работы авторским коллективом были сформированы области профессиональной деятельности выпускника (по базовому и повышенному уровню подготовки), а также определены: разработка области, объекта, основного вида профессиональной деятельности, должностные квалификации выпускника. На рабочих совещаниях участников группы сформированы квалификационные характеристики будущих специалистов и коллегиально разработаны необходимые требования к выпускнику, включающие общие компетенции выпускника, освоившего образовательную программу СПО (базовый и повышенный уровень подготовки) и профессиональные компетенции выпускника освоившего образовательную программу СПО (базовый уровень подготовки). При разработке структуры образовательной программы СПО (базовый и повышенный уровень подготовки) выделены отдельными разделами:

- общий гуманитарный и социально-экономический цикл;

- математический и общий естественнонаучный цикл;

- профессиональный цикл (обще-профессиональные дисциплины и профессиональные модули);

Модуль образовательного стандарта понимается как целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и соответствующий определённой функции (вида) профессиональной деятельности, отражённой в профессиональном стандарте.

Модульно-компетентностный подход к построению содержания образования позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их. Общеобразовательный блок дисциплин (общеобразовательные и общепрофессиональные предметы) построен на традиционной основе. Как неотъемлемая часть проекта ФГОС СПО в приложении к нему представлен разработанный проект Базисного учебного плана по специальности среднего профессионального образования 280707 Защита в чрезвычайных ситуациях.

При разработке положений стандарта подготовлены необходимые требования к кадровому обеспечению образовательного учреждения, консультационной помощи обучающимся, а также требования к организации учебной и производственной практики.

С целью проведения экспертизы всех характеристик и требований нового стандарта и выявления недостатков, разработанные разделы проекта документа были представлены в соответствующие службы и структурные подразделения социальных партнеров колледжа: МЧС России и ГУ МЧС России по г. Москве. Содержание проекта стандарта ФГОС СПО полностью согласовано в МЧС России, ГУ МЧС России по г. Москве, Департаменте государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации. Окончательный вариант подготовленного проекта ФГОС СПО в мае 2010 года прошел регистрацию в установленном порядке в Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Необходимые вопросы развития материально-технической базы колледжа, оснащение дополнительным помещением под учебные цели и дополнительным оборудованием мастерских, лабораторий и учебных кабинетов нашли отражение в инновационной программе, представленной на конкурс Департамента образования г. Москвы. Тема инновационного проекта развития колледжа для участия в конкурсе - «Формирование учебно-методических комплексов для подготовки рабочих и специалистов по Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования третьего поколения 280707 «Защита в чрезвычайных ситуациях» в целях комплектования профессиональных кадров для МЧС России».

Положительно решен вопрос о предоставлении дополнительного помещения под учебные цели

по новой специальности, расположенного в Юго-западном административном округе.

В ходе работы над проектом стандарта по новой специальности, участники рабочей группы прошли обучение на семинаре для разработчиков примерных программ на тему «Основные подходы к разработке примерных основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО», организованном Федеральным государственным образовательным учреждением «Всероссийский учебно-научно-методический центр». В работе семинара принимали участие представители Министерства образования и науки РФ, ФГУ «Федеральный институт развития образования». В рамках этого направления проведен анкетный опрос преподавательского состава колледжа по знанию и применению новых педагогических технологий, что представляется необходимым при реализации стандартов третьего поколения. Анализ анкетирования показал, что преподаватели в большинстве своем знакомы с новыми педагогическими технологиями, а материалы проводившегося педагогического контроля говорят о применении в основном традиционных методик. Принимая во внимание полученные результаты анкетирования, по итогам работы семинара в колледже были сформированы локальные авторские коллективы по разработке примерных учебных программ профессиональных модулей и отдельных дисциплин. В рамках разработки темы эксперимента руководством колледжа акцентирована работа на профессиональную подготовку и повышение квалификации руководящих и инженерно-педагогических кадров. На базе колледжа проведено методическое занятие «Разработка ФГОС и ОПОП СПО и НПО третьего поколения. Компетентностный подход в профессиональном образовании» по разъяснению принципов формирования примерных учебных программ профессиональных модулей и отдельных дисциплин с участием специалиста ФГУ ФИРО Министерства образования и науки РФ, на которое были приглашены все участники экспериментальной площадки и члены авторских коллективов. Участники эксперимента совершенствуют свой профессиональный уровень, приобретая знания и повышая уровень квалификации, путем самостоятельного изучения подобранного материала, посещая лекции и семинары по теме ГЭП, участвуя в работе городской научно - практической конференции «Повышение качества профессионального образования в деятельности городских экспериментальных площадок на базе колледжей города Москвы» организованные УМЦ, НИИРПО Департамента образования города Москвы.

Сегодня экспериментальная группа исследователей проводит работу по разработке модели Примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план, примерные программы учебных дисциплин и модулей по новой специальности.

В соответствии с Планом работы и подготовки методического материала научнометодического объединения преподавателей по специальности: 280707 «Защита в чрезвычайных ситуациях подготовлены проекты примерных программ общепрофессиональных дисциплин:

- ОП.01 Инженерная графика;

- ОП.02 Техническая механика;

- ОП.03 Термодинамика, теплопередача и гидравлика;

- ОП.04 Электротехника и электроника;

- ОП.05 Теория горения и взрыва;

- ОП.06 Автоматизированные системы управления и связь;

- ОП.07 Психология экстремальных ситуаций;

- ОП.08 Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности;

- ОП.09 Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия;

- ОП.10 Правовые основы деятельности аварийно-спасательных формирований;

- ОП.11 Безопасность жизнедеятельности.

В январе 2010г. в городе. Санкт-Петербург состоялся круглый стол по подготовке ФГОС СПО 3 поколения « 280707 защита в ЧС» и «280703 Пожарная безопасность» в Санкт-петербургском центре подготовки спасателей, в ходе работы, которого, были выработаны концептуальные подходы к разработке программ профессиональных модулей: ПМ.01., ПМ.03., ПМ.05. и организации учебной и производственных практик. В период командировки были изучены учебноматериальные базы колледжа и методические материалы.

С учетом рекомендаций и результатов обсуждения подготовлены проекты примерных программ профессиональных модулей:

- ПМ.01. Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений на чрезвычайных ситуациях;

- ПМ.02. Организация и проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций;

- ПМ.03. Ремонт и техническое обслуживание аварийно-спасательной техники и оборудования;

- ПМ.04. Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций;

- ПМ.05. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Промежуточным итогом экспериментальной работы стал комплект проектов указанных документов, которые в настоящее время находятся на рецензировании.

Библиографический список:

1. Тимофеев А.Ю. Проблемы реализации сквозных образовательных программ // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 4. С. 36-37.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, задачи эксперимента, образовательный стандарт, компетентностный подход.

Keywords: vocational training, experiment problems, the educational standard, competence approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.