РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС: СОДЕРЖАНИЕ, УСЛОВИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ
СТАНУЛЕВИЧ О.Е.
Как развивается современное профессиональное образование? Какие трудности связаны с внедрением ФГОС в образовательный процесс?
how to develop a modern vocational education? What are the difficulties associated with the implementation of the GEFin the educational process?
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России, до 2020 года»[2] отмечается, что конкуренция национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Стратегической целью государственной политики в области образования концепцией обозначено повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина для достижения которой обозначены следующие задачи:
— обеспечение инновационного характера образования;
— модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;
— создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
— формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.
Все это потребовало внедрения конкуренции и в образовательное пространство страны. Изменение его структуры, содержания и основных направлений развития.
Цель модернизации образования сегодня состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, важнейшей частью которого является учет общих тенденций развития производства, рынка труда, общественных отношений, образования. Социально-экономические преобразования в обществе закономерно вызвали инновации в профессиональном образовании, которые нашли отражение в государственных документах. Особенности модернизации современного образования в первую очередь обусловлены рядом факторов таких как: введением ФГОС; регионализацией систем начального и среднего профессионального образования; консолидация уровней образования; усиление роли работодателей; внедрение сетевого взаимодействия в систему профессионального образования; информатизация образовательного пространства; создание независимой системы оценки и сертификации квалификаций. Введение ФГОС требует решения следующих задач:
— формирование содержания ОПОП, учитывающих специфику региона и конкретного образовательного учреждения;
— создание условий реализации ОПОП по ФГОС;
— разработка методического сопровождения внедрения ФГОС.
Традиционная знаниево-информационная модель, реализуемая в условиях ГОС, задавала структуру, объем и содержание программ профессионального образования, а так же предполагала поурочную технологию организации учебного процесса. Минусами такой модели были
— ориентация на средний уровень обучающихся;
— косность содержания.
На смену ей в образовании пытались внедрить личностно-ориентированный подход, который не позволял быстро менять содержание, но ориентировался на конкретного обучающегося. Его неэффективность связана с удорожанием образовательного процесса, так как при этом подходе необходимо либо много преподавателей, либо отказ от урочного построения учебного процесса,
что было невозможным в рамках действующих стандартов.
С введением федеральных государственных образовательных стандартов на смену лично-стно-ориентированного пришел модульно-компетентностный подход [1].
Общие компетенции это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для нескольких видов профессиональной деятельности [3, с. 10].
Профессиональная компетенция это способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении заданий, решении задач профессиональной деятельности.
Для обеспечения эффективности функционирования стандартизации в профессиональном образовании необходимо понимать, для кого предназначены профессиональные образовательные стандарты. Выделим основных пользователей образовательных стандартов:
— во-первых, они нужны преподавателям и учащимся, которые должны в ходе обучающей и учебной деятельности выполнять требования стандартов и дополнять его с учетом своих возможностей и интересов;
— во-вторых, администраторам — от федеральных чиновников до директоров учебных заведений (независимо от их ведомственной подчиненности) для формирования адекватных механизмов в сфере планирования, регулирования и контроля за учебно-воспитательным процессом;
— в-третьих, — работникам служб занятости, как основной ориентир по переквалификации и трудоустройству безработных и незанятого населения;
— в-четвертых, социальным партнерам — работодателям для ориентации на рынке рабочих кадров; партнерам из ближнего и дальнего зарубежья для обеспечения прав человека и свободного взаимодействия на международном рынке труда;
— в пятых зарубежным и российским образовательным учреждениям для создания единой образовательной среды, обеспечивающей возможность перехода с одной национальной системы образования на другую.
Новые, введенные с сентября 2011 года федеральные государственные образовательные стандарты, построены на модульно-компетентностной основе. В отличие от действующих ранее, они не регламентируют минимум содержания, а согласно п. 4 Статьи 7 Федерального закона «Об образовании» в редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ, имеют процессуальный характер, представляют собой рамочный документ и содержат требования к:
1. структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной профессиональной образовательной программы и их объему, а также к соотношению инвариантной части ОПОП и вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса;
2. условиям реализации основных профессиональных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3. результатам освоения ОПОП.
Сложности сегодняшнего развития профессионального образования связаны с введением ФГОС в образовательный процесс. Принцип их формирования, структура и содержание кардинально отличаются от действующих ранее. Российское образование шагнуло от минимума содержания к минимуму требований. То есть теперь на федеральном уровне не диктуется содержание программ, а задаются выходные параметры выпускников, освоивших программы, структура программ и условия их реализации. Кроме того, часть учебной нагрузки по освоению программ (около 20% в НПО и около 30% в СПО) отдается на вариативную часть, формировать которую образовательные учреждения могут самостоятельно. Реализация этой академической свободы является и правом образовательного учреждения, позволяющим построить содержание программ, обеспечивающее качество профессионального образования, удовлетворяющее запросам рынков труда и образовательных услуг, с одной стороны, и в то же время является
обязанностью требующие от ОУ решения ряда непростых задач.
На ряду, с ФГОС стандартизация в начальном и среднем профессиональном образовании России, на сегодняшний день, регламентируется следующими рекомендательными документами:
— словарь терминов профессионального образования;
— проектом общероссийского классификатора образовательных программ профессионального образования;
— проектом национальной рамки квалификации;
— базисными учебными планами по профессиям (специальностям).
Стандарты и формируемое на их основе содержание профессионального образования, должно учитывать динамично меняющиеся требования рынка труда и соответствовать конкретному уровню профессионального образования.
Специфика профессионального образования по сравнению с общим образованием состоит в большом разнообразии профессий и специальностей, форм подготовки работников, достаточно коротком сроке жизни программной документации. Поэтому результаты внедрения ФГОС в образовательный процесс неоднозначны.
Стандарт призван быть основным инструментом управления качеством профессионального образования на государственном уровне, и обязан служить социальной гарантией членам общества их конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках труда, а также их персональным потребностям. Однако некоторые ФГОС отвечают запросам конкретного работодателя и не включают особенности требований других представителей отрасли. Все это требует проведения более внимательного анализа требований ФГОС по профессии (специальности) и обоснованности введения структурных элементов вариативной части ОПОП.
Сложность внедрения модульно-компетентностного подхода связана и с оценкой результатов профессионального образования. Оценка компетенций, в отличие от традиционных экзаменационных испытаний, ориентированных на выявление объема и качества усвоенных знаний и освоенных умений, требует подтверждения освоения целостного вида профессиональной деятельности и всех профессиональных и общих компетенций. Внедрение ФГОС потребовало создания независимой системы оценки качества образования и сертификации квалификаций. Работы, по созданию которой сегодня, уже организуется на государственном уровне.
Применение такого подхода было необходимо для входа России в международное образовательное пространство. И повышения эффективности профессионального образования на всех уровнях. Основным показателем компетентности выпускника, освоившего ОПОП по ФГОС, является уровень соответствия индивидуальных результатов профессионального образования ожиданиям работодателей и общества является.
Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов предусматривают обязательное участие работодателей в экспертизе, оценке, процедуре утверждения стандартов профессионального образования всех уровней, а Постановление правительства №1015 от 24.08.08 «Порядок участия работодателей в политике профессионального образования»: предписывает участи в процедурах формирования государственного заказ на подготовку кадров, определении структуры системы профессионального образования, экспертизе учебных пособий, разработке требований к квалифицированным кадрам в виде профессиональных стандартов и участия в формировании ОПОП по запросу образовательного учреждения.
ФГОС предусматривает так же ежегодное обновление основной профессиональной образовательной программы, для учета изменяющихся запросов рынка труда. И требует согласования программ с социальными партнерами образовательного учреждения и позволяет сделать содержание профессионального образования более мобильным. Фонды оценочных средств по результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по профессиям (специальностям) тоже формируются с участием работодателей.
Развитие образовательной политики России в области профессионального образования обеспечивается:
— ориентацией на запросы работодателей;
— создание структуры программ, позволяющих мобильно изменять содержание профессионального образования;
— создание единой структуры образовательных стандартов различных уровней профессионального образования, для обеспечения возможностей построения непрерывных траекторий;
— практико-ориентированность профессионального образования;
— модульно-компетентностное построение федеральных государственных образовательных стандартов и разрабатываемых на их основе основных профессиональных образовательных программ;
— предоставление свобод образовательным учреждениям в плане организации учебного процесса и совершенствования содержания профессионального образования.
Кроме того выделение вариативной части формально уменьшило срок освоения программы, так как для достижения требований по профессии (специальности) остается около 80% в НПО (около 70% в СПО), от времени отводимого на освоение программ ранее при реализации ГОС. Часть этого времени, по задумке разработчиков структуры ФГОС, компенсируется исключением повторов в программах отдельных профессиональных модулей и учебных дисциплин, а остальное за счет внедрения интенсивных педагогических технологий, активных форм обучения. Это, в свою очередь, потребовало изменения роли обучающихся и преподавателей.
Обучающийся, из пассивного потребителя, должен стать активным участником образовательного процесса, строящим индивидуальную траекторию обучения и заинтересованным в достижении результатов обучения обозначенных ФГОС. А преподаватель из транслятора содержания образовательной программы должен стать тьютером, консультантом сопровождающим процесс освоения ОПОП. К сожалению, как показывает практика внедрения ФГОС, с одной стороны не все преподаватели готовы к переходу на модульно-компетентностный подход, но и обучающиеся еще не готовы к активной позиции.
Важным условием реализации такого процесса является создание образовательной и социокультурной среды колледжа.
Весь образовательный процесс направлен на освоение компетенций, определенных ФГОС на федеральном уровне и социальными партнерами на уровне колледжа и всё содержание, материально-техническое, кадровое и информационное обеспечение должны служить их формированию.
Структура требований ФГОС к результатам освоения ОПОП может быть представлена рисунком (Рис. 1) на котором, видно, что требования к результатам освоения ОПОП выражаются через общие и профессиональные компетенции, подразделенные по видам профессиональной деятельности. Компетенции, осваиваются при изучении учебных дисциплин и овладении знаниями, умениями и практическим опытом в рамках профессиональных модулей.
Каждый элемент требований к результатам освоения ФГОС должен найти отражение в фондах оценочных средств программ учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Регионализация системы начального и среднего профессионального образования потребовала ориентации на запросы регионального рынка труда, так как региону выгодно финансировать подготовку кадров для предприятий своего региона. И опять же это направление изменений в образовательной политике требует более пристального внимания к формированию вариативной части программ. Программы по ФГОС состоят из двух составляющих инвариантной и вариативной.
Инвариантная (обязательная) часть - содержит требования к результатам освоения программы, задается федеральным государственным образовательным стандартом по профессии (специальности). Примерная программа для её освоения разрабатывается и контролиру-
ется федеральным органом управления образованием и является обязательной для государственных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы и выдающих документы государственного образца.
Рис. 1. Структура требований ФГОС к результатам освоения ОПОП
Вариативная часть — имеет структуру выстроенную в соответствии с логикой ФГОС по профессии (специальности) и формируемая участниками образовательного процесса (региональными органами управления образованием, образовательными учреждениями, обучающимися) для выстраивания индивидуальных траекторий обучения.
Вариативная часть ФГОС позволит учитывать требования к результатам освоения ОПОП по профессии (специальности), выдвигаемые региональным рынком труда, требования к содержанию программ, месту вариативной части в структуре ОПОП и условиям её реализации.
Консолидация уровней профессионального образования требует разработки механизма сопряжения (интеграции) программ различного уровня путем учета, освоенных на предыдущем уровне общих и профессиональных компетенций. А значит этот процесс связан и с формированием содержания ОПОП, и с сетевым взаимодействием колледжей. Профессиональные компетенции предполагают две составляющие начальный уровень образованности - исходные компетенции и приобретаемые в ходе профессионального обучения на данном уровне. Учет объема исходных компетенций, в том числе и освоенных в ходе неформального образования, позволит сократить сроки обучения путем сравнительного анализа структуры программ и пересчета их в зачетные единицы, при сопряжении программ СПО и НПО.
Участие работодателей, как показал анализ нормативно-правовых актов, требуется на всех этапах организации учебного процесса:
На подготовительном этапе при формировании вариативной части образовательного учреждения, и согласовании содержания программ и фондов оценочных средств, согласовании учебных изданий и т.д.
При реализации основного этапа
— для организации и проведения учебной и производственной практики;
— для создания кадровых условий, путем проведения стажировок преподавательского состава и участи инженерных работников предприятий в проведении ряда занятий по МДК и др.;
— для совершенствования материально-технической базы — предоставления лабораторий или оборудования для проведения практических занятий по освоению профессиональных компетенций.
На завершающем этапе — формирование структуры системы независимой оценки и сертификации квалификаций профессионального образования и участие в процедурах текущей и итоговой аттестации.
Сегодня рынок труда выражает свои требования в виде развернутого документа — профессиональных стандартов.
Профессиональный стандарт - многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням и разрабатываемый отраслевыми объединениями работодателей. Российским союзом промышленников и работодателей уже в 2007 году утвержден макет профессионального стандарта (далее ПС) и рекомендации по их разработке. Однако процесс этот идет медленно, так как разработка профессиональных стандартов процесс трудоемкий и дорогостоящий.
Профессиональный стандарт предназначен для:
— проведения оценки квалификации и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования;
— формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам;
— решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры);
— проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.).
На сегодняшний день утверждено и размещено в открытом доступе всего несколько профессиональных стандартов:
— ПС управление организацией (квалификационный уровень (КУ) -5,6,7,8).
— ПС монтаж каркасно-обшивных конструкций (КУ 1-2).
— ПС Индустрии питания (КУ,1-6).
— ПС Индустрии гостеприимства (КУ 1-4).
— ПС в области информационных технологий (КУ 2-5).
— ПС в области авиастроения (КУ 1-8).
И разработан проект профессионального стандарта:
— ПС в области сервиса (КУ 2-5).
Существует ряд профессиональных стандартов, разработанных объединениями работодателей или отдельными представителями рынка труда, не размещенные в открытом доступе, которые являются корпоративными, так как не утверждены Российским союзом промышленников и работодателей.
Для успешности реализации ОПОП по ФГОС, как уже упоминалось выше, нужно создать условия для реализации программ - кадровые, материально-технические, информационные,
научные, методические и др. Решению этой проблемы буде способствовать создание систем сетевого взаимодействия образовательных учреждений и создание отраслевых кластеров, межрегиональных ресурсных центров и др. [3].
Внедрение ФГОС требует информатизации системы образования, которая позволит создать единое информационное пространство для обмена опытом внедрения новых программ, создание сетевых информационных ресурсов для эффективности реализации программ по ФГОС.
Сейчас активное развитие получило создание системы независимой оценки качества профессионального образования. Российский союз промышленников и работодателей уже в 2009 году принял два документа совместно с Министерством образования и науки РФ:
— «Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования»;
— «Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах».
А в декабре 2010 еще ряд документов, необходимых для реализации пилотных проектов по созданию этой системы:
— «Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах»;
— «Порядок наделения организаций полномочиями центра оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах»;
— «Порядок конкурсного отбора организаций для наделения экспертно-методического центров системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах»;
— «Общие требования к экспертам оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах».
В которых регламентируется создание независимых сертификационных центров по отраслям. В некоторых регионах уже созданы такие центры. В дальнейшем планируется разведение оценки результатов профессионального образования на две составляющие:
— оценка образовательного уровня;
— оценка профессиональной компетентности.
Оценка образовательного уровня - результатов освоения ОПОП по профессиям (специальностям) будет проводиться в образовательном учреждении, оценка полученных профессиональных компетенций будет осуществляться путем сертификации в независимых Центрах специально подготовленными экспертами из представителей отрасли.
Содержание профессионального образования в образовательном учреждении определяется основной профессиональной образовательной программой этого образовательного учреждения, составленной на основе соответствующего ФГОС и примерных ОПОП.
Для удобства введем термин рабочая ОПОП - это программа, разрабатываемая образовательным учреждением самостоятельно на основе примерной.
Рабочая ОПОП по профессии начального или специальности среднего профессионального образования представляет собой совокупность учебно-методической документации, включающую в себя:
— рабочий учебный план;
— рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей;
— программы учебной практики (производственного обучения) и производственной практики;
— график учебного процесса;
— методические материалы, обеспечивающие реализацию ОПОП и др.
Структура инвариантной части ОПОП начального профессионального образования, определяемая ФГОС содержит:
1. циклы: общепрофессиональный, профессиональный,
2. разделы: физическая культура, промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестация (защита выпускной квалификационной работы).
Для организации разработки основных профессиональных образовательных программ Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны:
— «Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования», утвержденные Министерством образования и науки РФ 27.08.09.
— «Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования», утвержденные Министерством образования и науки РФ 27.08.09.
— «Разъяснения по формированию учебного плана основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования/среднего профессионального образования» утвержденные Министерством образования и науки РФ 28.10.10.
Кроме того письмом от Министерства определен куратор-консультант по разработке учебных планов и программ по ФГОС, которым ведется форум по данной проблеме и разработан дополнительный справочный документ «Рекомендации разработчикам ОПОП», размещенный на сайте ФГАУ ФИРО.
Все вышеперечисленные документы регламентирующие структуру и содержание ОПОП, носят рекомендательный характер и не являются нормативными актами. В связи с этим у образовательных учреждений возникают проблемы, связанные с неоднозначностью трактовок некоторых положений этих документов.
При разработке ОПОП образовательное учреждение может руководствоваться только ФГОС и базисным планом, если примерные программы на момент разработки рабочих отсутствуют или не удовлетворяют требованиям региональных работодателей и не соответствуют стратегии развития образовательного учреждения.
На сегодняшний день разработано и утверждено чуть более 20 ОПОП по профессиям и специальностям, но не все из них прошли экспертизу. Поэтому вся ответственность за содержание программ лежит на образовательных учреждениях.
Предполагается, что на одну профессию (специальность) возможна разработка нескольких примерных программ, которые будут действовать одновременно, как это произошло по специальности «Банковское дело». Такие программы позволят учесть особенности требований различных работодателей и строить индивидуальные образовательные траектории. Но даже при наличии примерной программы, необходимо помнить что данный документ носит рекомендательный характер и не обязателен к исполнению.
Учебные дисциплины ОПОП предполагают реализацию теоретического и практического обучения. Основными результатами изучения учебных дисциплин являются знания, умения, и общекультурное развитие обучающегося. Содержание данных дисциплин должно создавать основу для овладения общими и профессиональными компетенциями по профессии (специальности).
Профессиональный цикл НПО целиком состоит из профессиональных модулей, каждый из которых соответствует одному виду профессиональной деятельности, а в СПО включает еще общепрофессиональные дисциплины.
Основными результатами освоения профессиональных модулей является формирование профессиональных компетенций по данному виду профессиональной деятельности и развитие
ряда общих компетенций, сопряженных с этим видом деятельности. В Москве накопился богатый опыт по экспериментальной деятельности внедрения ФГОС, например, в Технологическом колледже №14 [4].
Профессиональные модули предполагают практико-ориентированное обучение. В рамках модуля теоретический материал осваивается в результате освоения дидактических единиц междисциплинарного курса (МДК). Практическая составляющая осваивается в ходе лабораторных работ и практических занятий и выполнения работ учебной и производственной практики. Наличие практики в ходе реализации модуля обязательное условие.
При разработке рабочих программы необходимо помнить о соблюдении общей практикоори-ентированности, которая в НПО должна составлять 75-80%, а в СПО 65-70%. То есть соотношение объема нагрузки на все виды практик, лабораторные работы и практические занятия к общему объему нагрузки по освоению профессии (специальности) должно составлять в НПО 0,75-0,8, а в СПО 0,65-0,7.
В соответствии утвержденными ФГОС НПО и ФГОС СПО вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника, в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования на других уровнях. Номенклатура и содержание дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей вариативной части разрабатываются непосредственно образовательным учреждением.
Объем нагрузки вариативной части согласно требованиям к условиям реализации программ по ФГОС может быть использован на:
— увеличение объема теоретической части ОПОП путем введения новых учебных дисциплин и/или дополнительных разделов дисциплин инвариантной части. Этот вариант может быть рекомендован при выстраивании непрерывных ОПОП НПО-СПО или ОПОП СПО - ВПО. Образовательные программы последующих образовательных ступеней должны учитывать преемственность содержания образования;
— введение дополнительных МДК или отдельных тем (разделов) МДК инвариантной части в уже имеющиеся профессиональные модули. При этом варианте за счет вариативной части увеличивается объем часов на профессиональные модули, за счет включения новых МДК или отдельных тем и разделов. Кроме этого увеличивается практическая составляющая ОПОП, количество недель учебной и производственной практики (либо путем перераспределения практик между модулями или в отдельных случаях увеличением недель практик), т.к. освоение МДК предполагает теоретическую и практическую составляющие. При этом может увеличиваться и количество часов на инвариантную составляющую в части общепрофессиональных дисциплин за счет введения новых или увеличения объема нагрузки по дисциплинам инвариантной части, являющихся базовыми для освоения дополнительных МДК.
— введение новых дополнительных профессиональных модулей для приобретения дополнительных профессиональных компетенций, расширяющих и углубляющих квалификацию освоивших ОПОП по профессии (специальности). Введение дополнительных профессиональных модулей предполагает и одновременное введение дополнительных МДК или разделов (тем) МДК инвариантной части увеличение объема на федеральные дисциплины. Освоение дополнительных профессиональных модулей предполагает и увеличение объема учебной и производственной практики;
— на увеличение объема нагрузки по всем элементам учебного процесса, определенными ФГОС НПО (СПО): дисциплинам, профессиональным модулям, МДК, учебной и производственной практике, пропорционально увеличивая все элементы на 20% в НПО и 30% СПО.
Во ФГОС НПО (СПО) вариативная часть задается только объемом отводимого на неё времени. Примерные ОПОП НПО (СПО) разрабатываются только на инвариантную часть и опираются на требования ФГОС. При их разработке необходимо детально проанализировать требования, выдвигае-
мые ФГОС и структуру ОПОП и по возможности скорректировать неточности допущенные разработчиками.
Формирование содержания основной профессиональной образовательной программы содержит следующие этапы:
Уже на стадии разработки основных профессиональных образовательных программ образовательного учреждения при определении целей использования и структуры вариативной части по профессиям и специальностям, в отдельных случаях были определены направления в стратегию развития колледжей. Так, например, в колледже, ведущем обучение по программе начального профессионального образования по профессии «Повар, кондитер» при формировании вариативной части работодателем было высказано пожелание присвоения квалификации по профессии ОК (016-94) кондитер. Для обучения данной профессии колледжу понадобилась закупка нового оборудования, обучение и стажировка преподавателей; корректировка содержания программ обучения, разработка соответствующего методического обеспечения. Все это невозможно осуществить единовременно, поэтому в стратегию развития колледжа на ближайшую перспективу были поставлены конкретные задачи, направленные на поэтапное введение подготовки по данной профессии.
В московском регионе разработана и проходит обсуждение программа развития системы образования города Москвы на период 2012-2016 годов, основными задачами которой обозначены:
— повышение открытости, гибкости и эффективности системы для обеспечения удовлетворения изменяющихся образовательных запросов семей и потребностей экономики города.
— усиление вклада образования в социально-экономическое развитие города и обеспечение его глобальной конкурентоспособности.
— усиление ориентации системы образования на поддержку учебной и социальной успешности каждого школьника и студента.
— превращение Москвы в лидера модернизации образования в России.
На решение этих задач нацелена и существующая ныне система профессионального образования Столицы.
Предоставляемые ФГОС академические свободы не выросли на пустом месте. И в действующих образовательных стандартах был предусмотрен национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения. Однако парадигма профессионального образования не привязывала так жестко содержание профессионального образования к требованиям работодателей, как это происходит сегодня. К тому же вступление в силу Федерального закона Российской Федерации от 8 мая 2010 г N 83-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", изменяющего правовой статус образовательных учреждений, привело к повышению конкуренции среди образовательных учреждений. Рынок образовательных услуг требует от учреждений профессионального образования не только повышения качества образования, учета требований регионального рынка труда, но и создания эксклюзивных образовательных программ, удовлетворяющих, и региональные органы управления образованием, и работодателей, и поступающих на обучение.
Формирование содержания основной профессиональной образовательной программы образовательного учреждения предполагает учет времени отводимого на вариативную часть.
При формировании программ образовательного учреждения на основе базисного учебного плана так же распределяется нагрузка по дисциплинам и модулям с учетом выбранной специфики и целей использования вариативной части.
Затем разрабатывается содержание программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, в ходе, которой корректируется объем нагрузки.
После чего формируется рабочий учебный план и график учебного процесса.
Содержание вариативной части формируется при разработке рабочих программ по профес-
сии (специальности), на основе примерных программ (базисного учебного плана) и требований регионального рынка труда, определяемого путем анализа потребностей в умениях.
Реализация вариативной части дала большие свободы образовательным учреждениям в вопросах формирования содержания профессионального образования, позволяющих с одной стороны реализовывать инновационные интегрированные образовательные программы, с другой, учитывать дополнительные требования, выдвигаемые региональным рынком труда, рынком образовательных услуг в целом и отдельными работодателями и учащимися в частности. Это налагает дополнительную ответственность на педагогический коллектив и руководителей образовательных учреждений и требует повышения квалификации педагогических работников колледжей по вопросам освоения методики формирования содержания профессионального образования на модульно-компетентностной основе.
Реализация основных профессиональных образовательных программ с учетом вариативной части позволит получить новее качество профессионального образования, удовлетворяющее потребностям, как представителей регионального рынка труда, так и конкретного человека, самостоятельно осуществляющего сознательный выбор своей образовательной траектории. Такое содержание профессионального образования позволяет формирование многопрофильной, многоуровневой, многоступенчатой системы подготовки работников, необходимой квалификации.
Для реализации программы понадобится еще создание новых условий реализации программ. Содержание программы не будет строится в соответствии с имеющейся материально-технической базой, а материально-техническая база будет формироваться в соответствии с требования ФГОС и результатами АПУ.
Для определения направлений изменения условий реализации ОПОП, рекомендуется сформировать Перечень материально-технических и информационных ресурсов реализации программы и провести сравнительный анализ его и номенклатуры имеющихся в наличии средств.
Для успешного функционирования в новых экономических условиях современное образовательное учреждение должно
— быть ориентировано на развитие;
— обеспечивать продвижение на рынке оказываемых образовательных услуг;
— динамично корректировать содержание ОПОП по запросам работодателей и рынка образовательных услуг;
— привлекать работодателей для формирования и экспертизы содержания ОПОП, аудита эффективности деятельности колледжа, формирования фондов оценочных средств, проведения независимой сертификации и др.
Все это требует решения целого комплекса новых задач, которые встают перед каждым образовательным учреждением:
— учет требований рынков труда и образовательных услуг, изменений нормативно-правовой базы профессионального образования;
— анализ полученных результатов мониторинга и корректировка по ним направления развития колледжа;
— определение специфики использования вариативной части, формирование структуры и содержания ОПОП образовательного учреждения;
— формирование материально-технической базы и информационного обеспечения реализации ОПОП;
— разработка учебно-методического сопровождения внедрения ФГОС;
— создание условий и организация учебного процесса;
— разработка оценочных средств и проведение промежуточной и итоговой аттестации;
— оценка успешности внедрения ФГОС и т.д.
Библиографический список:
1. Блинов В.И. Концептуальные основы разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения. - М., ФИРО, 2008. - 64 с.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
3. Сергеев В.В. Республика Бурятия: Модернизация профессионального образования// Профессиональное образование . Столица №3, 2011, С.35
4. Словарь-справочник современного российского профессионального образования/авторы. Составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. - Выпуск 1. М., ФИРО, 2010. - 19 с.
5. Соколова Е.И. Формирование профессиональных и общих компетенций специалиста. // Профессиональное образование. Столица №5, 2011, С.35
6. Ярочкина Г.В., Ефимова С.А. Методика проектирования учебных материалов на модульно-компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования. Методическое пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, ФИРО, 2006. - 177 с.
Ключевые слова: разработка программ, участие работодателей, федеральные государственные образовательные стандарты.
Keywords: software development, participation of employers, federal state educational standards.