ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИФИКИ И ЦЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ВОЛОДАРСКАЯ А.А., СТАНУЛЕВИЧ О.Е.
В статье определяется специфика и цели использования вариативной части основных профессиональных образовательных программ.
In article specificity and the purposes of use of an alternative part of the basic professional educational programs is defined.
В Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 г. была поставлена задача совместно с объединениями работодателей, коммерческими организациями с преобладающим государственным участием, саморегулируемыми организациями и национальными исследовательскими университетами обеспечить разработку профессиональных квалификационных стандартов по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития, которые в свою очередь ложатся в основу разработки основных профессиональных образовательных программ по вводимым с 2011/2012 учебного года во всех образовательных учреждениях, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Уже с 1 января 2010 года введены в действие ФГОСы по отдельным профессиям и специальностям, и образовательные учреждения получили право уже в этом учебном году обучать по новым программам в соответствии с ФГОС, которые им необходимо разработать самостоятельно. Некоторые московские колледжи принимают участие в разработке примерных основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) в рамках деятельности региональных учебно-методических комиссий, организованной Минобрнауки РФ. Но уже сейчас возникла необходимость подготовки к разработке основных профессиональных образовательных программ образовательного учреждения, а именно определению специфики вариативной части и целей использования времени, отводимого на неё, а также разработки структуры и содержания элементов вариативной части.
Федеральные государственные образовательные стандарты носят процессуальный, рамочный характер и включают требования к:
1. структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной профессиональной образовательной программы и их объему, а также к соотношению инвариантной части ОПОП и вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса;
2. условиям реализации основных профессиональных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3. результатам освоения ОПОП.
Разработанные на их основе примерные программы и базисные учебные планы оставляют за образовательными учреждениями право самостоятельно распределять около 20% учебной нагрузки в НПО и 30% в СПО. Это дает уникальную возможность каждому образовательному учреждению формировать содержание профессионального образования, отвечающее требованиям современного рынка труда и образовательных услуг в соответствии с требованием ФГОС, регламентирующим ежегодное обновление основных профессиональных образовательных программ с учётом изменяющихся запросов работодателей и рынка образовательных услуг. ФГОСы задают требования к инвариантной части основной профессиональной образовательной программы, а остальной объем
учебной нагрузки (20 - 30%) представляется вариативной частью, формируемой образовательным учреждением.
Вариативная часть — это часть, формируемая участниками образовательного процесса (региональными органами управления образованием, образовательными учреждениями, обучающимися) в соответствии с требованиями работодателей и рынка образовательных услуг.
ФГОСами НПО и СПО устанавливается, что вариативная часть позволяет расширить и (или) углубить подготовку, определяемую содержанием обязательной части, получить дополнительные компетенции, умения и знания, необходимые для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Номенклатура и содержание дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей вариативной части разрабатываются непосредственно образовательным учреждением.
Во ФГОС вариативная часть задается только общим объемом времени и может быть направлена на учет специфики:
— запросов региональных органов управления образованием;
— образовательных программ (интегрированные, сопряженные);
— запросов рынка труда и рынка образовательных услуг.
Время, отводимое на вариативную часть, может быть использовано на введение дополнительных структурных элементов:
— разделов (тем) дисциплин инвариантной части;
— новых дисциплин (различных циклов);
— разделов (тем) междисциплинарных курсов (МДК) инвариантной части;
— новых МДК в рамках модулей инвариантной части;
— дополнительных модулей;
— увеличение объема нагрузки (пропорциональное или непропорциональное) по всем элементам учебного плана инвариантной части, задаваемой ФГОС.
Разработка содержания вариативной части складывается из нескольких основных этапов.
1. Подготовительный этап.
2. Разработка содержания вариативной части.
3. Экспертиза, доработка и утверждение программ вариативной части.
4. Разработка методического обеспечения.
В данной работе подробно рассматривается подготовительный этап, в ходе которого решаются следующие задачи:
1. создание рабочей группы и обучение её участников;
2. предварительное определение специфики и структуры вариативной части (построение функциональной карты);
3. обоснование введения структурных элементов вариативной части;
4. выбор групп опрашиваемых;
5. формирование анкет для различных групп опрашиваемых;
6. проведение анкетирования и интервьюирования;
7. обработка полученных результатов;
8. формирование структуры вариативной части и определение её места в учебном процессе;
9. формирование требований к результатам освоения вариативной части.
Данный этап является ключевым для определения эффективного использования вариативной части и, при необходимости, ежегодной доработки ОПОП образовательного учреждения.
Работа начинается с создания рабочей группы ответственных исполнителей из преподавателей образовательного учреждения и назначения куратора - руководителя группы. Все участники группы должны пройти обучение по освоению методики разработки вариативной части, освоения меха-
низмов составления, обработки анкет, проведения анкетирования и интервьюирования и др. Лаборатория содержания профессионального образования НИИРПО (e-mail: [email protected]) проводит обучение по этой проблематике. В ходе обучения слушатели обучаются эффективно использовать время, отводимое на вариативную часть, осваивают методики проведения функционального анализа, анкетирования и интервьюирования, построения функциональных карт, разработки анкет, формирования содержания программ учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Затем на основе результатов анализа первичных материалов с применением «фокус-групп», «мозгового штурма» и т.п. определяется предварительная специфика использования вариативной части и предполагаемые её структурные элементы. При решении данной задачи участники группы определяют, из каких элементов будет состоять вариативная часть и как она будет использоваться. Использование вариативной части возможно для:
— реализации компетенций, предусмотренных региональными органами управления образованием (для этого изучаются региональные нормативные документы по формированию содержания профессионального образования);
— формирования интегрированных или сопряженных основных профессиональных образовательных программ НПО-СПО или СПО-ВПО (с учетом специфики реализуемых или готовящихся к реализации образовательных программ путем проведения сравнительного анализа ФГОС обоих уровней);
— учета запросов федерального отраслевого рынка труда (для чего проводится сравнительный анализ профессионального стандарта, если он разработан, или квалификационных характеристик и ФГОС по профессии или специальности);
— учета запросов регионального рынка труда (для чего проводят предварительный выборочный опрос региональных работодателей, рекрутинговых компаний, а так же сравнительный анализ полученных результатов и требований ФГОС);
— учета требований рынка образовательных услуг (для этого проводится выборочный анализ профессиональных и общих компетенций по профессии (специальности), полученных в результате опроса абитуриентов, родителей, выпускников и работников данного образовательного учреждения).
Окончательно особенности использования вариативной части определяются по результатам комплексного анализа полученных результатов анкетирования и опроса заинтересованных сторон.
Определение специфики и целей использования вариативной части ОПОП следует проводить комплексно, ориентируясь при формировании анкет на запросы всех участников образовательного процесса. Такой подход позволяет создать современные профессиональные образовательные программы по профессиям (специальностям), востребованные на рынке образовательных услуг и позволяющие успешного трудоустраиваться выпускникам, освоившим данные программы.
Для определения структуры вариативной части проводится сравнительный анализ требований, заложенных во ФГОС, и предварительно выявленных запросов рынка труда и образовательных услуг. Для успешного формирования структуры обосновывается введение тех или иных структурных элементов. Рабочая группа должна, с одной стороны, максимально расширить поле профессиональной деятельности по профессии (специальности), а, с другой, включить только те компетенции и виды профессиональной деятельности, которые усилят востребованность выпускников на рынке труда и повысят спрос на образовательные услуги среди абитуриентов. Следует помнить, что вид профессиональной деятельности - это совокупность трудовых функций, освоение которых требует обязательного обучения и рассматриваемых в контексте определенной сферы их применения, характеризующейся специфическими объектами, условиями, инструментами, характером и результатами труда [1]. В отдельных случаях освоение только одного вида деятельности может позволить человеку трудоустроиться по про-
фессии (специальности). Поэтому целесообразность введения в ОПОП нового профессионального модуля за счет вариативной части может быть обоснована специфичностью объектов, условий, инструментов, характера и результатов труда, а также возможностью трудоустроиться с данной специализацией по профессии (специальности). Например, в ОПОП среднего профессионального образования профессиональным модулем вариативной части может стать модуль по овладению дополнительной рабочей профессией в рамках осваиваемой специальности. В НПО это может быть дополнительный вид деятельности, востребованный в данном регионе, освоение которого возможно в рамках изучаемой профессии. Например, при обучении по профессии «Повар, кондитер» может быть предусмотрено освоение модуля «Приемы карвинга» как вида деятельности.
При введении дополнительного профессионального модуля вариативная часть может быть представлена:
— разделами (темами) учебных дисциплин инвариантной части;
— новыми дисциплинами (различных циклов);
— дополнительным модулем (включающим МДК и темы практик).
Таким образом, введение нового модуля может потребовать введения дисциплин в различные циклы или дополнительных тем (разделов) в дисциплины инвариантной части. Это в обязательном порядке потребует увеличения времени, отводимого на практику, для отработки умений и получения практического опыта по модулю.
Если освоение отдельных умений, знаний и получение практического опыта возможно в рамках вошедших во ФГОС профессиональных модулей или дисциплин, то вариативная часть ОПОП формируется в виде профессиональных компетенций и может быть представлена в виде:
— новых дисциплин (различных циклов);
— разделов (тем) междисциплинарных курсов (МДК) инвариантной части;
— новых МДК в рамках модулей инвариантной части.
Если работодатели настаивают на введении общих компетенций, то структура вариативной части может быть представлена разделами (темами) дисциплин инвариантной части или мероприятий воспитательной работы и т.п.
На основе выделенных в результате первичного анализа требований к освоившим программу обучения по профессии НПО или специальности СПО и разработанной функциональной карты составляются анкеты, в которых для каждого вида опрашиваемого контингента задаются вопросы с возможными вариантами ответов и дополнительными пустыми графами для открытых ответов. В описательной части анкеты у работодателей рекомендуется узнать:
— довольны ли они подготовкой по действующим государственным образовательным стандартам;
— какими необходимыми общими компетенциями, на их взгляд, не обладают выпускники, освоившие программы начального (среднего) профессионального образования;
— какими необходимыми для трудовой деятельности профессиональными компетенциями, на их взгляд, не обладают выпускники, освоившие программы начального (среднего) профессионального образования;
— какие из освоенных видов деятельности могут стать основанием для приема на работу по профессии (специальности) (после чего перечисляются виды деятельности из ФГОС и виды деятельности вариативной части и оставляется свободная строка);
— освоение каких дополнительных компетенций в рамках каждого из видов профессионально деятельности инвариантной части позволит успешнее трудоустроиться по профессии (специальности) (указывается наименование вида профессиональной деятельности и перечисляются профессиональные компетенции инвариантной и вариативной части по каждому виду профессиональной деятельности).
В табличной части анкеты работодателей просят оценить значимость:
— видов профессиональной деятельности инвариантной и вариативной части (если такие выявлены) и дополнить их список;
— профессиональных компетенций инвариантной и вариативной части по каждому виду профессиональной деятельности.
Потребителям образовательных услуг задают примерно следующие вопросы:
— какими общими и профессиональными компетенциями в рамках выбранной профессии (специальности) вы хотели бы обладать дополнительно к заданным во ФГОС;
— какие дополнительные, не вошедшие во ФГОС виды деятельности вы бы хотели освоить в рамках приобретаемой профессии (специальности) и т.п.
По разработанным анкетам проводится анкетирование и интервьюирование выбранных категорий опрашиваемых. Для опроса работодателей целесообразно выбирать передовые компании (предприятия), ориентированные на инновации в своей отрасли, использующие современное оборудование и технологии.
Более эффективным и предпочтительным считается метод интервьюирования, так как дает более достоверные и точные сведения. Анкетирование, интервьюирование и обработка результатов ведутся по традиционным методикам.
Результаты анкетирования и опроса являются основой для последующего анализа потребностей работодателей в умениях по конкретной профессии (специальности) - функциональный анализ, в результате которого выявляются дополнительные общие и (или) профессиональные компетенции и (или) виды профессиональной деятельности, освоение которых необходимо для успешного трудоустройства по профессии (специальности) в данной отрасли региона или которые позволяют повысить востребованность данной профессиональной образовательной программы на рынке образовательных услуг. Таким образом, определяются структурные элементы вариативной части.
При формировании структуры вариативной части и определении её места в учебном процессе проводится разделение объема часов вариативной части, отводимого на освоение отдельных структурных элементов. При введении профессионального модуля общее время распределяется между МДК, учебной и производственной практиками.
Для определения места освоения отдельных структурных элементов в учебном процессе составляется учебный план образовательного учреждения, разрабатываемый на основе утвержденного базисного учебного плана с учетом общей структуры вариативной части, определенной в ходе работы группы.
Требования к результатам освоения вариативной части для выявленных новых профессиональных компетенций удобно представить в виде таблицы (Таблица 1), включающей сведения о необходимых для освоения знаниях и умениях, а также наименованиях дисциплин или междисциплинарных курсов. Сюда же могут быть внесены новые дисциплины, дополнительные разделы или темы дисциплин инвариантной части в зависимости от определенной ранее структуры.
Таблица 1. Требования к результатам освоения вариативной части
П рофессиональные компетенции Уметь Знать Дисциплина (МДК)
1
N
Требования к результатам освоения вновь вводимого вида профессиональной деятельности также могут быть оформлены в виде таблицы (Таблица 2), где указываются профессиональные компетенции, практический опыт, умения и знания с указанием общих компетенций (ОК), осваиваемых в рамках данного модуля, а также наименования дисциплин и МДК, где будут осваиваться данные знания и умения.
Содержание заполненных таблиц следует согласовать с работодателями. Это позволит более полно учесть их требования в содержании ОПОП образовательного учреждения. После завершения подготовительного этапа приступают к следующему этапу, который заключается в разработке содержания основных профессиональных образовательных программ образовательного учреждения с учетом вариативной части.
Таблица 2. Требования к результатам освоения вариативной части Вид профессиональной деятельности:___________________________
Профессиональные компетенции Практический опыт Уметь Знать ОК Дисциплина (МДК)
ПК n.1
ПК
Проведенная работа позволит сформировать содержание профессионального образования, отвечающее запросам рынка труда и образовательных услуг региона, а также определить адекватные педагогические технологии для достижения современных требований к результатам освоения ОПОП ОУ.
Библиографический список 1. Словарь-справочник современного российского профессионального образования/авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. - Выпуск 1. М.: ФИРО, 2010.
Ключевые слова: основные профессиональные образовательные программы, специфика, цели, вариативная часть.
Keywords: the basic professional educational programs, specificity, the purposes, an alternative part.