Научная статья на тему 'Профессиональные модули: формирование структуры и содержания'

Профессиональные модули: формирование структуры и содержания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
776
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочнева Елена Николаевна

Настоящий этап развития среднего профессионального образования характеризуется системным внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Механизмом, обеспечивающим его реализацию, выступает образовательная программа, разрабатываемая образовательной организацией самостоятельно с учетом потребностей регионального рынка труда и работодателей, образовательных интересов и запросов обучающихся. В связи с этим актуальной для образовательных организаций представляется задача выявления кадровых запросов территории и образовательных потребностей личности, формирования содержания основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), целесообразного использования часов ее вариативной части, проектирования содержания и структуры профессиональных модулей (ПМ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочнева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональные модули: формирование структуры и содержания»

Профессиональные модули: формирование структуры и содержания

Настоящий этап развития среднего профессионального образования характеризуется системным внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Механизмом, обеспечивающим его реализацию, выступает образовательная программа, разрабатываемая образовательной организацией самостоятельно с учетом потребностей регионального рынка труда и работодателей, образовательных интересов и запросов обучающихся. В связи с этим актуальной для образовательных организаций представляется задача выявления кадровых запросов территории и образовательных потребностей личности, формирования содержания основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), целесообразного использования часов ее вариативной части, проектирования содержания и структуры профессиональных модулей (ПМ).

КОЧНЕВА

Елена Николаевна,

кандидат педагогических наук, заместитель директора по содержанию и исследовательской работе Камышловского педагогического колледжа, г. Камышлов, Свердловская область

Изучение «социального заказа» осуществляется в трех направлениях: изучение кадровых потребностей, выявление условий и результатов адаптации выпускников в профессиональной среде, изучение образовательных потребностей студентов.

В данной статье представлен опыт конструирования ПМ как структурного компонента ОПОП СПО — программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 050146 Преподавание в начальных классах, особое внимание уделено формированию вариативной части профессионального цикла ОПОП.

Вариативная составляющая ОПОП: этапы разработки

Конструирование вариативной составляющей профессионального цикла ОПОП

СПО представляет собой следующие последовательно осуществляемые этапы: - потребностно-целевой;

- структурно-функциональный;

- ресурсообеспечиваю-щий;

- результативный. Потребностно-целе-

вой этап связан с диагностическими и прогнозными мероприятиями, проводимыми колледжем для определения и формулирования цели разрабатываемой образовательной программы. Содержанием данного этапа становится, во-первых, выявление «социального заказа», изучение потребностей

потенциальных заказчиков образовательной услуги, во-вторых — осуществление прогнозно-исследовательской работы по определению организационно-педагогических условий, необходимых для реализации ОПОП по конкретной специальности, анализ возможностей образовательных ресурсов колледжа и их развития, выявление научно-профессиональных интересов преподавателей.

Изучение «социального заказа», как правило, в колледже осуществляется в трех направлениях:

изучение кадровых потребностей образовательных учреждений территории, требований работодателей к будущим педагогам, их ожиданий относительно компетенций, востребованных на данном этапе развития системы общего образования, профессиональных умений и функций, необходимых для решения новых профессиональных задач;

выявление условий и результатов адаптации выпускников в профессиональной среде, вычленение проблем и противоречий в деятельности молодых специалистов, установление «плюсов» и «минусов» среднего профессионального образования в педагогическом колледже;

изучение образовательных потребностей и интересов студентов колледжа, их планов профессионально-личностного самосовершенствования, построения карьерного роста.

Изучение потребностей потенциальных заказчиков осуществляется посредством разных

механизмов: интервьюирование, анкетирование, проведение круглых столов с принятием резолюции, «письма-заказы» от администрации муниципального образования, муниципальных органов управления образованием, презентация и согласование программ ПМ и т. п.

Дополнительным источником информации выступает анализ профессионального стандарта, классификатора специальностей, квалификационных характеристик должностей работников образования.

результатом данного этапа выступает перечень дополнительных требований в виде профессиональных компетенций, умений, знаний, опыта, сформированный с учетом запросов работодателей, выпускников колледжа, студентов.

Структурно-функциональный этап определяет состав и функцию элементов вариативной части. Этот этап предполагает соотнесение имеющихся в ФгОС СПО структурных единиц ОПОП (уД, МДк, ПМ) и требований к результатам освоения ОПОП с заявленными как дополнительные требования знаниями, умениями, практическим опытом, общими и профессиональными компетенциями, профессиональными функциями. таким образом, на данном этапе происходит «выбор» наиболее востребованных компетенций и профессиональных умений с учетом запросов работодателей, образовательных интересов студентов, возможностей колледжа, организационно-педагогических условий реализации образовательной программы, определяется значимость каждой компетенции для распределения объема времени вариативной части.

Следующим шагом рассматриваемого этапа становится определение структурных компонентов учебного плана (уД, МДк, ПМ), обеспечивающих формирование дополнительных компетенций и профессиональных умений, определение необходимого объема часов, отбор содержания учебного материала. таким образом, на данном этапе фиксируется обоснование включения новых элементов в учебный план, устанавливается объем обязательных учебных занятий.

Структурно-функциональный этап заканчивается построением учебного плана, так как все элементы вариативной части сформированы и определена значимость каждой компетенции для распределения объема времени вариативной части.

Следующим этапом после разработки учебного плана является ресурсообеспечиваю-щий. Данный этап предполагает интеграцию ресурсов, необходимых для реализации ОПОП СПО, в том числе системную работу по формированию кадрового, учебно-методического, информационного, материально-технического обеспечения ПМ.

Результативный этап определяется сформированными программами ПМ, направленными на освоение общих и профессиональных

компетенций, обеспечивающих готовность к реализации видов профессиональной деятельности; представляющими собой содержательно обоснованный, ресурсообеспеченный, педагогически поддерживаемый процесс.

разные модели

Формирование структуры и содержания ПМ, конструирование вариативной части профессионального цикла ОПОП могут осуществляться посредством разных моделей.

Углубляющая модель. Данная модель предполагает изменение содержания инвариантной (обязательной) части циклов ОПОП посредством увеличения объема часов всех структурных элементов ОПОП (уД, МДк, ПМ, учебной и производственной практики) или только теоретической части ОПОП. В этом случае вариативная часть «растворяется» в обязательной.

вариативная часть направляется на освоение дополнительных профессиональных модулей в том случае, когда опрос региональных работодателей выявляет дополнительные профессиональные компетенции.

к проведению такой аналитической работы.

Дополняющая модель. названная модель предполагает только введение новых структурных элементов вариативной части — дополнительных ПМ. Вариативная часть направляется на освоение дополнительных ПМ в том случае, когда опрос региональных работодателей выявляет дополнительные профессиональные компетенции, соответствующие новому виду деятельности, не указанному в ФгОС СПО. В данном варианте для реализации дополнительного вида деятельности вводится новый ПМ. Введение дополнительных ПМ предполагает и одновременное введение дополнительных МДк для реализации этих модулей, дополнительных дисциплин в различные циклы и увеличение объема часов дисциплин обязательной части.

Вариант реализации дополняющей модели представлен в таблице 1. В соответствии с ФгОС СПО ОПОП специальности 050146 Преподавание в начальных классах содержит четыре обязательных модуля, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:

- ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования;

Этот вариант возможен, когда анализ кадровых потребностей работодателей региона и образовательных интересов студентов не выявляет дополнительных требований к результатам среднего профессионального образования, или методическая служба образовательной организации недостаточно подготовлена

Анализ потребностей потенциальных работодателей позволил выявить новый, не указанный в фГоС вид деятельности и сформулировать дополнительные профессиональные компетенции, соответствующие этому виду деятельности.

Структура дополнительного ПМ по специальности 050146 Преподавание в начальных классах

Таблица 1

вид деятельности, не указанный в фГОс спо Дополнительные ПК, соответствующие новому виду деятельности Дополнительный ПМ структурные компоненты ПМ

ПМ.05. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста ПК 5.1. Организация психологического сопровождения освоения ООП НОО ПК 5.2. Организация психолого-педагогической диагностики в начальной школе ПК 5.3. Организация психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих трудности в обучении ПК 5.4. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ ПК 5.5. Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей ПК 5.6. Организация адаптационного периода в школе ПМ.05 Организация психологического сопровождения детей младшего школьного возраста МДК.05.01. Психологическое сопровождение освоения образовательной программы начального общего образования

МДК.05.02. Основы психодиагностики

МДК.05.03 Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в обучении

МДК.05.04. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

МДК.05.05 Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

МДК.05.06. Организация адаптационного периода в школе

УП. Наблюдение и анализ психолого-педагогических условий реализации ООП НОО

ПП. Организация психологического сопровождения освоения ООП НОО

Структура ПМ по специальности 050146 Преподавание в начальных классах Таблица 2

при использовании расширяющей модели формирования структуры и содержания

наименование ПМ в соответствии с фгос спо наименование дополнительных МДК Объем обязательной аудиторной нагрузки

ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников МДК.02.02 Организация образовательной деятельности одаренных и талантливых детей 82

МДК.02.03 Руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся 77

МДК.02.04 Организация внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности в начальной школе // Организация внеурочной деятельности в сфере художественного творчества детей 171

МДК.02.05 Организация социальных и культурных практик 50

ПМ.03 Классное руководство МДК.03.02 Современные воспитательные системы и технологии в деятельности классного руководителя 58

МДК.03.03 Социально-правовая защита ребенка 36

МДК.03.04 Методика работы с родителями 58

МДК.03.05 Организация адаптационного периода в школе 48

- ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников;

- ПМ.03 Классное руководство;

- ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса.

Анализ потребностей потенциальных работодателей позволил выявить новый, не указанный в ФгОС СПО вид деятельности — психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста, сформулировать дополнительные профессиональные компетенции, соответствующие новому виду деятельности. результаты представлены в таблице 1.

Расширяющая модель. Данная модель представляет собой распределение объема часов вариативной части на введение МДК в ПМ обязательной части. При таком подходе включение дополнительного содержания в разработанные ПМ не формирует отдельный вид профессиональной деятельности, а дополняет перечень и содержание профессиональных компетенций по тем видам профессиональной деятельности, которые прописаны в инвариантной части. Одновременно может происходить и увеличение количества часов на обязательную составляющую в части общепрофессиональных дисциплин за счет введения новых дисциплин или увеличения количества часов по дисциплинам инвариантной части, являющихся базовыми для освоения новых МДК.

Вариант использования расширяющей модели представлен в таблице 2.

Комплексная (интегрированная) модель структуры вариативной части представлена в виде схемы.

В практике деятельности нашего колледжа используется именно этот вариант формирования вариативной части ОПОП, так как он позволяет наиболее гибко учитывать дополнительные требования различных субъектов и возможности колледжа в их удовлетворении.

ряд проблем

несмотря на положительный опыт формирования содержания и структуры ПМ, конструирования вариативной части ОПОП, можно выделить ряд проблем, связанных с рассматриваемым процессом:

- низкая активность и инициативность работодателей в предъявлении адресно-целевого заказа на подготовку специалистов;

- формулирование «сиюминутного» заказа, без прогноза на перспективу;

- преобладание в дополнительных требованиях ожиданий относительно личных качеств;

- востребованность со стороны студентов «модных» дополнительных функций («хочу быть и психологом...»);

- дефицит кадровых ресурсов и других условий, обеспечивающих реализацию ПМ (в отдельных случаях);

- недостаточная вариативность и целесообразность в отборе содержания учебного материала (все представляется главным, нужным), сохранение подхода «от содержания к результату»;

- недостаточная гибкость в определении соотношения академизма и практико-ориен-тированности в построении курсов, отборе содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.