Научная статья на тему 'Особенности формирования моделей учебных планов по реализации программ начального профессионального образования'

Особенности формирования моделей учебных планов по реализации программ начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / VOCATIONAL EDUCATION / CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володарская Алла Арнольдовна, Павлова Оксана Анатольевна

Статья посвящена особенностям формирования моделей учебных планов по реализации программ начального профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Володарская Алла Арнольдовна, Павлова Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted features of formation of models of curricula on realization of programs of initial vocational training.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования моделей учебных планов по реализации программ начального профессионального образования»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛОДАРСКАЯ А.А., ПАВЛОВА О.А.

Статья посвящена особенностям формирования моделей учебных планов по реализации программ начального профессионального образования.

Article is devoted features of formation of models of curricula on realization of programs of initial vocational training.

Профессиональное образование в стране претерпевает серьёзные изменения. Развитие высоких технологий во всех сферах промышленности, разнообразие форм экономических отношений, смещение приоритетов при оценке качеств личности в направлении мобильности, ответственности в принятии решений и др., стремление к сопряжённости с зарубежными образовательными структурами - всё это требует адекватной реакции со стороны системы российского профессионального образования.

Одним из шагов, которые позволят профессиональному образованию стать более гибким и актуальным, явились Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) на модульно-компетентностной основе. В отличие от профессиональных образовательных стандартов предыдущего поколения данные стандарты имеют рамочный характер и определяют, в первую очередь, требования к результатам обучения, а также структуру основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), нормативный срок её освоения и требования к условиям её реализации. Образовательные стандарты нового поколения делают ставку на практико-ориентированное содержание профессионального образования, творческие педагогические технологии, предполагающие увеличение доли самостоятельной работы учащихся, на гибкую организацию учебного графика и варьирование содержания профессионального образования.

При определении конкретного содержания профессионального образования важнейшей составляющей этого процесса является организация взаимодействия образовательных структур с работодателями. Требования работодателей к обучению высококвалифицированных рабочих и специалистов в определённой степени отражаются на стадии разработки федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Для некоторых отраслевых траекторий уже разработаны профессиональные стандарты, представленные Российским союзом промышленников и предпринимателей. Например, утверждены уже профессиональные стандарты в области авиастроения, информационных технологий, индустрии гостеприимства, индустрии питания и некоторые другие.

Сотрудничество и обратная связь между профессиональным образованием и производством в дальнейшем реализуется посредством участия отраслевых структур и крупных или значимых в регионе предприятий в проведении производственной практики и аттестации студентов. Такие мероприятия позволяют заинтересованным сторонам оценить эффективность проведённого обучения и при необходимости внести коррективы в его содержание. При определении содержания профессионального образования следует учитывать всё многообразие факторов: рекомендации работодателей, перспективы развития профессии и многообразие возможностей реализации личности. Такой подход позволит выпускнику колледжа активно включиться в трудовую деятельность, обладая именно такой квалификацией, которая востребована на региональном рынке труда и наиболее полно отвечает его способностям и интересам.

На стадии разработки рабочей учебно-программной документации образовательным учреждением существует возможность создать такие учебные планы и программы, которые отразят специфику данного учреждения и региона, а главное, потребности работодателей региона в специалистах, обла-

Профессиональное образование. Столица | № 10 2010 1

дающих конкретными профессиональными компетенциями. Для выполнения этой задачи предназначена вариативная часть ОПОП. В пояснительной записке ФГОС НПО указано: «обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объёма времени, отведённого на её освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) даёт возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением».

На практике основанием для формирования вариативной части учебного плана могут являться следующие процедуры и факторы.

1. Сравнение профессионального и образовательного стандарта и определение расхождений между ними.

Между федеральными государственными образовательными стандартами, разработанными образовательными учреждениями и утверждёнными Министерством образования и науки РФ и отраслевыми профессиональными стандартами, представленные Российским союзом промышленников и предпринимателей существуют вполне ощутимые различия. И тот и другой стандарты содержат требования к освоению профессиональных компетенций. Трудовые функции, которые по каким-либо причинам не нашли отражения в образовательном стандарте, могут быть реализованы или в уже существующих дидактических единицах или во вновь создаваемых за счёт вариативной части междисциплинарных курсах.

2. Определение мнения работодателей о важности конкретных профессиональных и общих компетенций и мере их отражения во ФГОС.

Учёт регионального рынка труда осуществляется за счёт изучения, с одной стороны, тенденции развития отрасли в регионе и, с другой стороны, - потребностей конкретных предприятий, принимающих выпускников образовательных учреждений на работу. Проводя опрос потенциальных работодателей, образовательное учреждение имеет возможность оценить, какие компетенции обладают более высокой значимостью и с реализацией каких функций связаны наибольшие трудности. Таким образом, появляется возможность расставить акценты и ввести новые дидактические единицы (в составе профессиональных модулей, междисциплинарных курсов или отдельных тем и практических работ) для оптимизации освоения профессиональных компетенций.

3. Учёт специфики отдельных направлений в профессии.

Существуют профессии, содержательное наполнение которых зависит от той отрасли или сферы деятельности, в которой они реализуются. Специфика разных направлений в рамках профессии может быть свойственна региону или крупному предприятию, а может следовать за изменяющимся рынком труда. Примером могут служить такие профессии, как «Мастер растениеводства» (овощевод, цветовод, чаевод, табаковод, виноградарь), «Продавец, контролер-кассир» (торговля продовольственными товарами, одеждой, мебелью, книгами, электротоварами), «Монтажник технологического оборудования» (металлургия, нефтяная и газовая промышленность, лёгкая промышленность). Вариативная часть учебного плана даёт возможность организовать изучение и углубить освоение профессиональных компетенций, относящихся к определённой производственной сфере.

4. Определение дополнительных компетенций, важных для повышения конкурентоспособности выпускника образовательного учреждения и ориентации на его профессиональное развитие.

Дополнительные компетенции могут отражать перспективы развития отрасли и профессии; давать новые возможности получения и обработки информации, успешной адаптации в профессиональной среде. Решение о необходимости или желательности введения новых курсов и дисциплин, способствующих профессиональному росту, принимается на основе рекомендаций работодателей, инициативы образовательного учреждения и пожеланий обучающихся.

5. Необходимость компенсации особенностей принимаемых на обучение граждан.

Если базовая подготовка обучающихся недостаточна, или они имеют ограниченные возможности здоровья, вариативная часть учебного плана дает возможность учесть необходимость адекватного подхода к этим категориям граждан.

На основе анализа вышеперечисленных факторов разрабатывается содержание дополнительных дидактических единиц, включаемых в учебный план образовательного учреждения.

В данной работе обозначены общие подходы к разработке вариативной части учебного плана НПО. Более детально этот вопрос изложен в готовящейся к выпуску в издательском центре АПО брошюре «Методика формирования вариативной части ОПОП по профессиям НПО и специальностям СПО», которая станет руководством при работе образовательных учреждений над разработкой содержания вариативной части образовательных программ НПО.

Ниже рассмотрим, как может распределяться объем времени, отводимый на вариативную часть базисного учебного плана начального профессионального образования. В качестве примера взята профессия «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию». Базисный учебный план создан на основе утверждённого ФГОС по этой профессии. Вариативная часть циклов ОПОП составляет в данном случае 21,4% от обязательной части циклов и раздела «Физическая культура», т.е. 108 часов.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

профессия начального профессионального образования

151022.01 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию

Форма обучения - очная нормативный срок обучения на базе среднего

(полного) общего образования - 10 месяцев

Индекс Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы Время в неделях Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося, час Обязательная учебная нагрузка

Всего В том числе лабораторных и практических занятий

Обязательная часть циклов и раздела «Физическая культура» 773 504 224

ОП.00 Общепрофессиональный цикл 237 158 82

ОП.01 Техническая графика 17 12

ОП.02 Технические измерения 17 12

ОП.03 Основы материаловедения 28 18

ОП.04 Основы электротехники 34 20

ОП.05 Основы термодинамики 34 20

ОП.06 Безопасность жизнедеятельности 28

П.00 Профессиональный цикл 468 312 108

ПМ.01 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт базовых моделей торгового оборудования

МДК.01.01 Базовые модели торгового оборудования 52 18

МДК 01.02 Эксплуатация базовых моделей торгового оборудования 104 36

ПМ.02 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт холодильного оборудования

МДК 02.01 Холодильное оборудование 52 18

МДК 02.02 Техническая эксплуатация холодильного оборудования 104 36

ФК.00 Физическая культура 68 34 34

Вариативная часть циклов ОПОП 162 108

Итого по циклам (обязательному и вариативному) и 17 935 612

Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы Время в неделях Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося, час Обязательная учебная нагрузка

Индекс Всего В том числе лабораторных и практических занятий

разделу «Физическая культура»

УП.00 Учебная практика (производственное обучение) 9 324

ПП.00 Производственная практика 12 432

ПА.00 Промежуточная аттестация 1 36

Итого 39 1404

ИГА.00 Государственная (итоговая) аттестация 2

ВК. 00 Время каникулярное 2

Всего 43

МОДЕЛЬ 1. Равномерное распределение часов вариативной части по дисциплинам и междисциплинарным курсам

С целью повышения качества овладения определёнными профессиональными компетенциями, а также, учитывая специфику контингента учащихся, которые проходят обучение в конкретном образовательном учреждении, его руководство имеет возможность использовать вариативную часть на увеличение количества часов по любым позициям учебного плана. Дополнительные часы могут распределяться пропорционально существующей нагрузке или с преимуществом для каких-либо дисциплин или междисциплинарных курсов.

В данном варианте рабочего плана часы вариативной части равномерно распределены между общепрофессиональными дисциплинами и междисциплинарными курсами для их более качественного и углублённого изучения. Часы, отводимые на производственное обучение, разделены пропорционально между двумя профессиональными модулями (ПМ).

Промежуточная аттестация является продолжением профессионального модуля. Часы, отводимые для промежуточной аттестации, суммируются с часами на МДК 01.01 или МДК 02.01 и после этого рассчитывается недельная нагрузка.

РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

профессия начального профессионального образования

151022.01 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию

Форма обучения - очная нормативный срок обучения на базе среднего

(полного) общего образования- 10 месяцев

Индекс Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы Время в неделях Аттестация Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося, час Обязательная учебная нагрузка Распределение учебной нагрузки по полугодиям

I пол. II пол.

17 нед. 10 нед. 12 нед.

ОП.00 Общепрофессиональный цикл 357 238

0П.01 Техническая графика 34 34

Индекс Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы Время в неделях Аттестация Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося, час Обязательная учебная нагрузка Распределение учебной нагрузки по полугодиям

I пол. II пол.

17 нед. 10 нед. 12 нед.

ОП.02 Технические измерения 34 34

ОП.ОЗ Основы материаловедения 34 34

ОП.04 Основы электротехники + 51 51

ОП.05 Основы термодинамики + 51 51

ОП.06 Безопасность жизнедеятельности 34 34

П.00 Профессиональный цикл 511 341

ПМ.01 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт базовых моделей торгового оборудования +

МДК.01.01 Базовые модели торгового оборудования 67 67 -

МДК 01.02 Эксплуатация базовых моделей торгового оборудования 102 102 -

ПМ.02 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт холодильного оборудования +

МДК 02.01 Холодильное оборудование 72 - 72

МДК 02.02 Техническое эксплуатация холодильного оборудования 100 - 100

ФК.00 Физическая культура 51 34 34 -

Итого по циклам (обязательному и вариативному) и разделу «Физическая культура» 17 919 613

УП.00 Учебная практика (производственное обучение) 9 323 153 170 -

ПП.00 Производственная практика 12 432 - - 432

ПА.00 Промежуточная аттестация 1 36 18 18

Итого 39 1404 612 360 432

ИГА.00 Государственная (итоговая) аттестация 2

ВК. 00 Время каникулярное 2

Всего 43

МОДЕЛЬ 2. Использование вариативной части учебного плана на дисциплины, изучение которых продолжается на уровне СПО

В соответствии с возможностью продолжения профессионального образования целью использования вариативной части ОПОП может являться создание условий для успешной интеграции содержания профессии НПО и специальности СПО.

В данном случае рассматриваются профессия «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию» и специальность «Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании». В образовательной программе СПО есть дисциплины, содержание которых базируется на содержании соответствующих предметов НПО, например: «Техническая графика» (НПО) - «Инженерная графика» (СПО). Часть содержания этих дисциплин может быть изучена на ступени НПО, став основой овладения профессиональными компетенциями на более глубоком уровне и, в то же время, являясь примером обеспечения преемственности и непрерывности профессионального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате за счёт резерва вариативной части происходит увеличение часов на дисциплины общепрофессионального цикла, которые соответствуют дисциплинам, изучаемым в СПО, а также расширение тематического наполнения этих дисциплин.

Часы, отводимые на производственное обучение, разделены пропорционально между двумя профессиональными модулями (ПМ.01 и ПМ.02). Промежуточная аттестация является продолжением профессионального модуля. Часы, отводимые для промежуточной аттестации, суммируются с часами на МДК 01.01 или МДК 02.01 и после этого рассчитывается недельная нагрузка.

РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

профессия начального профессионального образования

151022.01 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию Форма обучения - очная нормативный срок обучения на базе среднего

(полного) общего образования - 10 месяцев

Индекс Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы Время в неделях Аттестация всего максимальной учебной нагрузки обучающегося час Обязательная учебная нагрузка Распределение учебной нагрузки по полугодиям

I пол. II пол.

17 нед. 10 нед. 12 нед.

ОП.00 Общепрофессиональный цикл 402 268

0П.01 Техническая графика 34 34 -

0П.02 Технические измерения 51 51 -

0П.03 Основы материаловедения 51 51 -

0П.04 Основы электротехники + 54 34 20

0П.05 Основы термодинамики + 44 34 10

0П.06 Безопасность жизнедеятельности 34 34 -

П.00 Профессиональный цикл 456 304

ПМ.01 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт базовых моделей торгового оборудования +

МДК.01.01 Базовые модели торгового оборудования 50 50 -

МДК 01.02 Эксплуатация базовых моделей торгового оборудования 102 102 -

ПМ.02 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт холодильного оборудования +

МДК 02.01 Холодильное оборудование 52 - 52

МДК 02.02 Техническое эксплуатация холодильного оборудования 100 - 100

ФК.00 Физическая культура 72 34 34 -

Итого по циклам (обязательному и вариативному) и разделу «Физическая культура» 17 909 606

УП.00 Учебная практика (производственное обучение) 9 330 170 160 -

ПП.00 Производственная практика 12 432 - - 432

ПА.00 Промежуточная аттестация 1 36 18 18

Итого 39 1404 612 360 432

ИГА.00 Государственная (итоговая) аттестация 2

ВК. 00 Время каникулярное 2

МОДЕЛЬ 3. Распределение часов вариативной части на дополнительные дисциплины

Результатом освоения новых учебных дисциплин являются дополнительные компетенции и общекультурное развитие обучающихся. Введение новых дисциплин, в данном случае, может преследовать разные цели: теоретическое подкрепление вводимого профессионального модуля, расширение профессионального кругозора, учёт региональных особенностей.

В данном случае рассматривается введение таких курсов:

1. «Основы технической механики». Причина его введения в том, что эта часть необходимых теоретических знаний, по мнению разработчиков учебного плана образовательного учреждения, не отражена в его инвариантной части.

2. «Информационные технологии», «Иностранный язык (технический перевод)» и «Профессиональная адаптация выпускника». Предполагается, что изучение этих дисциплин расширит круг общих компетенций нового специалиста и будет способствовать повышению его конкурентоспособности и привлекательности для работодателя.

Часы, отводимые на производственное обучение, разделены пропорционально между двумя профессиональными модулями (ПМ). Промежуточная аттестация является продолжением профессионального модуля. Часы, отводимые для промежуточной аттестации, суммируются с часами на МДК 01.01 или МДК 02.01 и после этого рассчитывается недельная нагрузка.

РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

профессия начального профессионального образования

151022.01 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию Форма обучения - очная нормативный срок обучения на базе среднего

(полного) общего образования - 10 месяцев

Индекс Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы Время в неделях Аттестация Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося, час 0бязательная учебная нагрузка Распределение учебной нагрузки по полугодиям

I пол. II пол.

17 нед. 10 нед. 12 нед.

Вариативная часть циклов ОПОП 147 98

0.1 0сновы технической механики 34 34 -

0.2 Информационные технологии 17 17 -

0.3 Иностранный язык (технический перевод) 37 17 20

0.4 Профессиональная адаптация выпускника 10 - 10

Обязательная часть циклов и раздела «Физическая культура» 762 508

ОП.00 Общепрофессиональный цикл 255 170

0П.01 Техническая графика 17 17 -

0П.02 Технические измерения 17 17 -

0П.03 0сновы материаловедения 34 34 -

0П.04 0сновы электротехники + 34 34 -

0П.05 0сновы термодинамики + 34 34 -

0П.06 Безопасность жизнедеятельности 34 34 -

П.00 Профессиональный цикл 456 304

ПМ.01 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт базовых моделей торгового оборудования +

МДК.01.01 Базовые модели торгового оборудования 50 50 -

МДК 01.02 Эксплуатация базовых моделей торгового оборудования 102 102 -

ПМ.02 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт холодильного оборудования +

МДК 02.01 Холодильное оборудование 52 - 52

МДК 02.02 Техническая эксплуатация холодильного оборудования 100 - 100

ФК.00 Физическая культура 68 34 34 -

Итого по циклам (обязательному и вариативному) и разделу «Физическая культура» 17 909 606

Индекс Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы Время в неделях Аттестация Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося, час Обязательная учебная нагрузка Распределение учебной нагрузки по полугодиям

I пол. II пол.

17 нед. 10 нед. 12 нед.

УП.00 Учебная практика (производственное обучение) 9 330 170 160 -

ПП.00 Производственная практика 12 432 - - 432

ПА.00 Промежуточная аттестация 1 36 18 18

Итого 39 1404 612 360 432

ИГА.00 Государственная (итоговая) аттестация 2

ВК. 00 Время каникулярное 2

МОДЕЛЬ 4. Введение дополнительных междисциплинарных курсов в рамках существующих профессиональных модулей как возможность распределение вариативной части учебного плана

Обобщив требования работодателей, руководство образовательным учреждением может счесть необходимым введение дополнительных междисциплинарных курсов (МДК) в рамках уже существующих в учебной программе профессиональных модулей. Целью такого использования вариативной части может быть как учёт современного состояния отрасли, более широкое или более глубокое освоение профессиональных компетенций, так и включение дополнительных специализаций по профессии. На введение дополнительных МДК влияют сложность профессии, её подверженность технологическим новациям и региональная специфика. Распределение дополнительных часов может быть как пропорциональным, так и избирательным.

В данном примере в рабочий план вводятся два междисциплинарных курса: «Новые модели торгового оборудования, их монтаж, наладка и ремонт» и «Новые модели холодильного оборудования, их монтаж, наладка и ремонт». Часы вариативной части распределяются пропорционально между двумя междисциплинарными курсами и учебной практикой (производственным обучением).

Однако допускается непропорциональное распределение объёма часов вариативной части в зависимости от значимости составляющих МДК.

Часы, отводимые на производственное обучение, разделены пропорционально между двумя Профессиональными модулями (ПМ). Промежуточная аттестация является продолжением профессионального модуля. Часы, отводимые для промежуточной аттестации, суммируются с часами на МДК профессиональных модулей (ПМ 01 и ПМ 02) и после этого рассчитывается недельная нагрузка.

РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН профессия начального профессионального образования

151022.01 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию Форма обучения - очная нормативный срок обучения на базе среднего

(полного) общего образования - 10 месяцев

Индекс Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы Время в неделях Аттестация Всего максимальной учебной нагрузки об\/чаюшегоса час Обязательная учебная нагрузка Распределение учебной нагрузки по полугодиям

I пол. II пол.

17 нед. 11 нед. 12 нед.

ОП.00 Общепрофессиональный цикл 255 170

0П.01 Техническая графика 17 17 -

0П.02 Технические измерения 17 17 -

0П.03 Основы материаловедения 34 34 -

Индекс Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы Время в неделях Аттестация Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося час Обязательная учебная нагрузка Распределение учебной нагрузки по полугодиям

I пол. II пол.

17 нед. 11 нед. 12 нед.

0П.04 Основы электротехники + 34 34 -

0П.05 Основы термодинамики + 34 34 -

0П.06 Безопасность жизнедеятельности 34 34 -

П.00 Профессиональный цикл 519 346

ПМ.01 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт базовых моделей торгового оборудования +

МДК. 01.01 Базовые модели торгового оборудования 50 50 -

МДК 01.02 Эксплуатация базовых моделей торгового оборудования 102 102 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МДК 01.03 Новые модели торгового оборудования, их монтаж, обслуживание и ремонт 34 34

ПМ.02 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт холодильного оборудования +

МДК 02.01 Холодильное оборудование 44 - 44

МДК 02.02 Техническая эксплуатация холодильного оборудования 94 - 94

МДК 02.03 Новые модели холодильного оборудования, их монтаж, обслуживание и ремонт 22 22

ФК.00 Физическая культура 72 34 34 -

Итого по циклам (обязательному и вариативному) и разделу «Физическая культура» 15 825 550

УП.00 Учебная практика (производственное обучение) 11 386 204 182 -

ПП.00 Производственная практика 12 432 - - 432

ПА.00 Промежуточная аттестация3 1 36 18 18

Итого 39 1404 612 360 432

ИГА. 00 Государственная (итоговая) аттестация 2

ВК. 00 Время каникулярное 2

МОДЕЛЬ 5. Введение за счёт вариативной части учебного плана дополнительного профессионального модуля

На основе изучения потребностей регионального рынка труда и с учётом пожеланий работодателей в основную профессиональную образовательную программу за счёт времени вариативной части могут вводиться новые профессиональные модули, расширяющие круг профессиональных компетенций нового специалиста. В случае взятой для примера профессии «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию» в качестве дополнительного профессионального модуля может быть приведен модуль «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования». Время, отводимое в этом примере на вариативную часть, распределяется в дополнительном модуле пропорционально между двумя введёнными МДК и учебной практикой.

Часы, отводимые на производственное обучение, разделены пропорционально между тремя профессиональными модулями (ПМ).

Промежуточная аттестация является продолжением профессионального модуля. Часы, отводимые для промежуточной аттестации, суммируются с часами на МДК профессиональных модулей (ПМ 01 и ПМ 02) и после этого рассчитывается недельная нагрузка.

РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

профессия начального профессионального образования

151022.01 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию

Форма обучения - очная

нормативный срок обучения на базе среднего (полного) общего образования - 10 месяцев

Индекс Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы Время в неделях Аттестация Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося, час Обязательная учебная нагрузка Распределение учебной нагрузки по полугодиям

I пол. II пол.

17 нед. 10 нед. 12 нед.

ОП.00 Общепрофессиональный цикл 255 170

0П.01 Техническая графика 17 17 -

0П.02 Технические измерения 17 17 -

0П.03 Основы материаловедения 34 34 -

0П.04 Основы электротехники + 34 34 -

0П.05 Основы термодинамики + 34 34 -

0П.06 Безопасность жизнедеятельности 34 34 -

П.00 Профессиональный цикл 579 386

ПМ.01 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт базовых моделей торгового оборудования +

МДК.01.01 Базовые модели торгового оборудования 51 51 -

МДК01.02 Эксплуатация базовых моделей торгового оборудования 90 90 -

ПМ.02 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт холодильного оборудования +

МДК02.01 Холодильное оборудование 51 51 -

МДК02.02 Техническая эксплуатация холодильного оборудования 102 102 -

ПМ 03 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования +

МДК03.01 Медицинское оборудование 20 - 20

МДК03.02 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования 38 - 38

ФК.00 Физическая культура 72 34 34 -

Итого по циклам (обязательному и вариативному) и разделу «Физическая культура» 16 834 556

УП.00 Учебная практика (производственное обучение) 10 380 102 278 -

ПП.00 Производственная практика 12 432 - - 432

ПА.00 Промежуточная аттестация 1 36 12 24

Итого 39 1404 612 360 432

ИГА.00 Государственная (итоговая) аттестация 2

ВК. 00 Время каникулярное 2

Библиографический список:

1. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266.

2. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" Принят Государственной Думой 14 ноября 2007 года.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 151022.01 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию. — Утверждён приказом № 474 Минобрнауки РФ от 28 октября 2009 г.

4. Блинов В.И. Концептуальные основы разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения. — М., 2008, 64 с.

5. Муравьева А.А., Олейникова О.Н. Качество профессионального образования. Европейская стратегия и практика. — М., 2004. -111 с.

6. Муравьева А.А., и др. разработка модульных программ основанных на компетенциях. — М., 2006. -283 с.

Ключевые слова: профессиональное образование, учебный план.

Keywords: vocational education, curriculum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.