Научная статья на тему 'Технология введения стандартов третьего поколения в систему довузовского профессионального образования Республики Бурятия'

Технология введения стандартов третьего поколения в систему довузовского профессионального образования Республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОДУЛИ / МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЕ КОМИССИИ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAM / PROFESSIONAL MODULES / MODULE AND COMPETENCE APPROACH / EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL COMMISSIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцева Елена Валентиновна

В статье представлено теоретическое обоснование необходимости перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и среднего профессионального образования нового поколения, даны концептуальные основы разработки основных профессиональных образовательных программ, описаны основные направления деятельности Министерства образования и науки Республики Бурятия в рамках внедрения ФГОС III поколения в учреждения начального и среднего профессионального обрКазлоювачнеивяы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казанцева Елена Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of introduction of standards of the third generation in the system of elementary and secondary vocational training of Republic Buryatiya1«Professional school №8»

The article presents the theoretical substantiation of the necessity of transition to federal state educational standards (FSES) of primary and secondary vocational training of new generation, gives conceptual bases of working out of the basic professional educational programs, describes the main directions of activity of the Ministry of Education and Science of the Republic Buryatia within the introduction FSES of III generation in institutions of primary and secondary vocational training.

Текст научной работы на тему «Технология введения стандартов третьего поколения в систему довузовского профессионального образования Республики Бурятия»

Замбулаева Наталья Гомбоевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Боханского филиала Бурятского государственного университа.

Zambulaeva Natalia Gomboevna,cand. of pedagogical sci., the senior teacher.Buryat State University п .Бохан, Иркутская область, тел.раб. 8 39538 25541,e-mail: z amb al ai @mail. ru

УДК 378(571.54) КВ. Казанцева

Технология введения стандартов третьего поколения в систему довузовского профессионального образования Республики Бурятия

В статье представлено теоретическое обоснование необходимости перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и среднего профессионального образования нового поколения, даны концептуальные основы разработки основных профессиональных образовательных программ, описаны основные направления деятельности Министерства образования и науки Республики Бурятия в рамках внедрения ФГОС III поколения в учреждения начального и среднего профессионального обрКивиевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, основная профессиональная образовательная программа, профессиональные модули, модульно-компетентностный подход, учебнометодические комиссии.

E V Kazantseva

Technology of introduction of standards of the third generation in the system of elementary and secondary vocational training of Republic Buryatiya

The article presents the theoretical substantiation of the necessity of transition to federal state educational standards (FSES) of primary and secondary vocational training of new generation, gives conceptual bases of working out of the basic professional educational programs, describes the main directions of activity of the Ministry of Education and Science of the Republic Buryatia within the introduction FSES of III generation in institutions of primary and secondary vocational training.

Keywords: federal state educational standards, basic professional educational program, professional modules, module and competence approach, educational and methodological commissions.

С переходом экономики России на рыночные механизмы выпускники учреждений начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО), не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда. Кроме того, в условиях рыночных отношений

профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и в ближайшее время. Большому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую профшшннщее время сфера труда и сфера подготовки кадров разошлись далеко в разные стороны. В последние полтора десятилетия произошли радикальные изменения в содержании всех профессий. Ряд профессий оказался невостребованным, в то же время возникло много новых профессий. Эти изменения, как отмечают исследователи, вызваны следующими причинами: переориентацией спроса на новые умения и изменения организации труда; падением спроса

на неквалифицированный ручной труд; распространением автоматизированных систем управления производственными процессами; спадом массового производства; повышением индивидуальной ответственности работников за качество труда; растущей необходимостью непосредственного общения работников с клиентами и заказчиками; повышением уровня взаимодействия работников в коллективе; размыванием границ между профессиями и т.д.

Анализ действующих государственных образовательных стандартов (ГОС)

профессионального образования на предмет соответствия требованиям современного производства, работодателей, международной практике стандартизации профессионального образования и результаты мониторинга применения действующих ГОС в различных регионах России позволили выявить основные недостатки существующих стандартов НПО и СПО ориентация профессиональных характеристик в основном на действующие квалификационные требования ЕТКС (отсутствие профес-

сиональных стандартов на основе требований работодателей к подготовке кадров);

- отсутствие общих требований к проверке качества знаний и умений учащихся и студентов, к описанию и порядку проведения контрольной процедуры проверки их соответствия требованиям ГОС и др.;

- ориентация ГОС НПО на начальный уровень квалификации, что не отвечает по ряду профессий требованиям работодателя к подготовке кадров;

- отсутствие основных требований к уровню

подготовки выпускников учреждений профессионального образования и

преемственности между общим образованием, начальным и средним профессиональным обрЭазтоиванииемд.ругие недостатки подтвердили необходимость совершенствования

методологии разработки ГОС нового поколения. 1 декабря 2007 г. был принят

федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)" № 309-Ф3, устанавливающий

понятие «федеральный государственныйо обрЗшвав’ельФГ© &андараюФГО[{р)щ ессуальный характер, построены на модульно-компетентностной основе, ориентированы на результаты обучения, т.е. на требования рынка труда. Модульно-компетентностный подход находится в русле концепции непрерывного образования («образования в течение всей жизни»), поскольку имеет целью формирование высококвалифицированных специалистов,

способных адаптироваться к изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжение профессионального роста и обраЬвде|вни1зацидрпрофессионального образования предусматривает структурные и институциональные преобразования в рамках квалифицированной подготовки рабочих кадров и специалистов различных уровней. Таким образом, на первый план выдвигается задача определения соответствия образовательных продуктов требованиям работодателей и формирования оптимальной структуры профессионального образования, результатом которой должна явиться качественная подготовка профессионалов, востребованных на рынке труда. Одним из наиболее значимых вопросов является придание нового импульса развитию профессионального образования и обучения, что может быть достигнуто только на основе эффективного взаимодействия

государства, бизнеса и академического сообщества. Инновационные процессы в сфере профессионального образования, необходимые для решения поставленной задачи, невозможно реализовать без активного взаимодействия образовательных учреждений с работодателями, нацеленного на максимальное согласование интересов участников образовательного пространства.

Система профессионального образования должна иметь четкие представления о том, для каких конкретных видов работ/

профессиональной деятельности она

осуществляет подготовку, а не просто готовит унифицированных работников, обладающих компетенциями, часть из которых, возможно, устарела. Анализ потребности в умениях

необходимо проводить на максимально возможной выборке предприятий,

ориентированных на развитие, поскольку

только так можно сформировать ориентиры на лучшие соотвешбраииы с замфесааеньдтвой Реяшйшштги. Федерации ФГОС

профессионального образования

разрабатываются в порядке, установленном правительством Российской Федерации, с

участием государственных органов власти, общественных организаций, объединений

работодателей и представляют собой систему

нескольких групп требований. Среди них, во-первых, в обязательном порядке требования к результатам освоения основной

профессиональной образовательной программы (ОПОП); во-вторых, требования к структуре ОПОП; в-третьих, комплекс требований к условиям реализации ОПОП, связанный с необходимыми материальными условиями, с описанием процедур государственной итоговой аттестации т.д. Построенный таким образом ФГОС представляет собой комплекс требований с минимальным прописыванием содержания и с минимальным указанием на конкретные дисциплины. Необходимость указания на дисциплины связана с реализацией охранительной функции ФГОС, призванной предотвращать перегрузку образовательных программ и учебных планов, возникающую в резДанный щрйнсргавашшкже ншредеияегвх роли иФнГыОхСд иксацкиопслнионв.ы для формирования не только образовательных программ, но и контрольноизмерительных материалов, которые должны быть ориентированы на проверку целостных компетенций и видов деятельности.

ФГОС помимо вышеперечисленных требований включают требования к соотношению

обязательной (базовой) части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (вариативной), в отличие от прежнего деления образовательной программы на компоненты (федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения).

Вариативная часть основной

профессиональной образовательной программы дает возможность расширения и (или)

углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной (инвариантной) части, получения дополнительных

компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника, в соответствии с запросами

регионального рынка труда и возможностями продолжения образования; позволяет учесть требования к результатам обучения по профессии (специальности), выдвигаемые региональным рынком труда. Правильно

сформированная вариативная часть

образовательной программы позволит учесть современные требования опережающего

профессионального образования и осуществлять оперативную корректировку содержания

образовательных программ с учетом изменяющихся требований рынка труда, и

главным образом через вариативность отражается специфика подготовки специалиста имеШоlHмшрнlБЖшш кошi]Дffiшшнмcнбразнв^пиельшнм цирлжнеЩйжзовательной программы зависит от выбранного направления ее использования (для расширения или углубления подготовки). В случае, когда вариативный компонент планируется для расширения знаний обязательного цикла, вводятся дополнительные дисциплины, междисциплинарные курсы (МДК) или модули. В случае же углубления

содержания обязательной части планируется, как правило, только увеличение объема часов обязательных дисциплин, МДК или модулей. Номенклатура и содержание дисциплин, МДК и профессиональных модулей вариативной части разрабатываются непосредственно

образовательным учреждением.

В ФГОС НПО и СПО впервые отмечено, что пользователями ФГОС являются обучающиеся, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению образовательной программы по данной профессии (специальности). Обучающиеся имеют право в пределах объема вариативной части выбирать

конкретные дисциплины и /или профессиональные модули.

Образовательная программа НПО/СПО разрабатывается и утверждается на основе ФГОС учебным заведением (возможно, в нескольких вариантах) и не требует согласования на федеральном уровне при внесении изменений. Кроме того, в сферу полномочий и ответственности

образовательного учреждения входит ежегодное обновление вариативной части программы с учетом динамики квалификационных

требований работодателей региона, выявленных изменений в технико-технологическом

оснащении предприятий/ организаций,

организационно-экономических механизмах, нормативно-правовом обеспечении местных рынков труда и т.д. Периодическое обновление содержания образования в соответствии с изменением квалификационных запросов

соответствующей сферы профессиональной деятельности может касаться состава дисциплин (модулей) в структуре образовательной программы и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, а также методических материалов, обе1спеч0вающихсревл>иза]нрво сдaпнлпсн'ве'вмш№Iх опбрроафзеосвсаитоенлаьлньынхытхе хкноомлпоегтиейн.ций определяется и периодически корректируется на основе выявления требований рабочих мест региона (территории) методом структурно-

функционального анализа деятельности (в том числе в рамках проведения фокус-групп с

представителями передовых предприятий

соответствующей отрасли). При этом

учитываются особенности ресурсного

оснащения образовательного учреждения.

Отсутствие (недостаточность) кадровых, материально-технических, методических и других ресурсов не освобождает образовательное учреждение от обязанности обеспечить условия для достижения качества образования выпускников, соответствующего требованиям регионального рынка труда. В этом случае образовательное учреждение организует сетевое взаимодействие при реализации ОПОП: компенсирует ресурсные дефициты кооперацией с соответствующими ресурсными центрами профессионального образования, использует оборудование и кадры работодателей и т.д. На уровне образовательного учреждения перечни дополнительных регионально значимых образовательных результатов в составе вариативной части обра-

зовательной программы НПО/СПО ежегодно утверждаются совместно с работодателями, их ассоциациями (объединениями), как правило, решением органа государственно-общественного управления учебным заведением (попечительский, управляющий, наблюдательный совет).

Образовательное учреждение

самостоятельно выбирает образовательные технологии освоения профессиональных и общих компетенций из числа интерактивных и имитационных технологий, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности будущих квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

С целью координации действий по разработке, экспертизе и сопровождению процесса адаптации ФГОС нового поколения в образовательных учреждениях СПО/НПО Республики Бурятия Министерством

образования и науки Республики Бурятия было принято решение о создании с 1.02.2011 г. Республиканского центра экспертизы основных профессиональных образовательных программ по специальностям СПО и профессиям НПО (центр) на базе АОУ СПО РБ "Колледж спорта и сержилирование деятельности центра, процесс разработки и экспертизы образовательных программ по специальностям СПО и профессиям НПО осуществляется Экспертным советом по профессиональному образованию при Торгово-промышленной палате Республики БурСяотгиляа. сно п. 2.2 Протокола заседания коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 января 2011 г. № ПК-2вн «Организовать системную работу по методическому и информационному обеспечению реализации ФГОС и мониторингу качества образовательных программ нового поколения: для среднего профессионального образования и начального профессионального образования - через систему учебно-методических комиссий по укрупненным группам специальностей и профессий с привлечением Федерального института развития образования», в Республике Бурятия создаются республиканские учебно-

методические комиссии по укрупненным группам специальностей СПО и профессий НПО Министерства образования Республики Бурятия по введению ФГОС начального и среднего профессионального образования. В состав комиссий входят представители образовательных учреждений, в которых реализуются образовательные программы по закрепленным за ними

специальностям СПО и профессиям НПО, могут привлекаться представители центра, объединений работодателей (предприятий), а также научных учреждений, организаций различных организационно-правовых форм и профессиональных сообществ, заинтересованные в совершенствовании подготовки кадров по соответствующим видам экономической деятельности.

Руководство деятельностью комиссий

осуществляет председатель, утверждаемый Министерством образования Республики

Бурятия, координацию и научно-методическое обеспечение - центр.

Основными задачами комиссий являются:

- разработка предложений по вопросам развития профессионального образования, обновления содержания ОПОП;

- разработка учебно-программной и учебнометодической документации, необходимой для обеспечения образовательного процесса;

- развитие инновационных форм, методов и технологий профессионального образования;

- сетевое взаимодействие с учебнометодическими объединениями учреждений

профессионального образования с целью обеспечения преемственности содержания

образования;

- обеспечение связи с работодателями и их объединениями по вопросам развития профессионального образования, разработки образовательных программ.

Для решения поставленных задач комиссии выполняют следующие функции:

- анализ содержания ФГОС НПО и СПО;

- участие в разработке ОПОП НПО и СПО,

а также учебно-программной и учебно-

методической документации по обеспечению профессиональных образовательных программ и образовательного процесса;

- анализ педагогических инноваций и

внесение предложений о развитии содержания образования, совершенствовании

образовательного процесса, организации экспериментальной работы, методического обеспечения учебного процесса в образовательных учреждениях в Министерство образования Республики Бурятия и центр;

- выработка общих подходов к формированию содержания, форм и методов профессиональной практики по укрупненной группе профессий и специальностей.

Центр организует техническую (на соответствие ФГОС и требованиям к структуре и

оформлению программ) и содержательную экспертизу базисных учебных планов, учебных планов, примерных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей согласно регламенту. Экспертизу проводят сертифицированные региональные эксперты федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования». При экспертизе базисных учебных планов и учебных планов кандидатуру эксперта определяет директор центра из числа своих сотрудников, при экспертизе примерных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей кандидатуру эксперта утверждают на заседании комиссий. Экспертное заключение направляется в Экспертный совет по профессиональному образованию при Торгово-промышленной палате Республики Бурятия для окончательного утверждения.

Повышение квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования по проблемам реализации ФГОС, разработке образовательных программ на новых принципах было организовано после введения изменений в действующее законодательство, касающихся введения ФГОС. Так, с февраля 2011 г. на базе центра были проведены семинары "Разработка и экспертиза примерных и основных профессиональных

образовательных программ НПО/СПО", "Организационное, учебно-методическое

сопровождение введения ФГОС в учреждениях НПО/СПО" с привлечением федеральных и региональных экспертов федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования». На сегодняшний день обучение прошли более 150 челТоавкеик.м образом, в Республике Бурятия создана необходимая нормативная правовая база для перехода учреждений профессионального образования на ФГОС. Вместе с тем Министерству образования и науки Республики Бурятия предстоит значительная работа по формированию нового сознания всех участников образовательного процесса по новым возможностям, заложенным в идеологии федеральных государственных образовательных стандартов.

Литература

1. Блинов В. И. Компетентностный подход как методологическая основа разработки федеральных государственных образовательных стандартов

начального и среднего профессионального

образования // Образовательная политика. - 2008. -№ 9. - С. 21-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Блинов В. И. Принципы разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения // Департамент профессионального образования. - 2009. - № 1. - С. 12-20.

3. Об утверждении Положения об учебной и

производственной практике студентов (курсантов),

осваивающих основные профессиональные

образовательные программы среднего

профессионального образования: Приказ

Минобрнауки РФ от 26.11.2009 г. №673. - URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d 09/m673.html (13 мая42 01К).б утверждении Положения об учебной практике (производственном обучении) и

производственной практике обучающихся,

осваивающих основные профессиональные

образовательные программы начального

профессионального образования: Приказ

Минобрнауки РФ от 26.11.2009 г. №674. - URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d 09/m674.html (13 мая5201К).б утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных

образовательных стандартов: Постановление

Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 142 // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №9. - Ст. 1110.

6. Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования: Постановление

Правительства РФ от 24.12.2008 г. № 1015 // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №1. -Ст. 745. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования: Федеральный закон РФ от 1.12.2007 г. №307-ФЗ // Собрание

законодательства РФ. - 2007. - №49. - Ст.6068.

8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта: Федеральный закон РФ от 1.12.2007 г. №309-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2007. - №49. - Ст.6070.

Казанцева Елена Валентиновна, государственное образовательное учреждение начального

профессионального образования «Профессиональное училище №8», руководитель по научно-методической рaбKrmamtseva Elena Valentinovna, the state educational institution of initial vocational training «Professional school №8», the head on scientifically-methodical work.

Тел. 8(3012)212918, 89149836944, e-mail: m97001@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.