Научная статья на тему 'Модели рабочих учебных планов по реализации программ среднего профессионального образования с учётом требований работодателей'

Модели рабочих учебных планов по реализации программ среднего профессионального образования с учётом требований работодателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1490
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / VOCATIONAL EDUCATION / CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полумордвинова Алла Алексеевна

Рассматриваются модели и этапы конструирования, а также общие принципы разработки учебных планов по реализации программ среднего профессионального образования с учётом требований работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полумордвинова Алла Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Models and designing stages, and also the general principles of working out of curricula on realization of programs of average voca-tional training taking into account require-ments of employers are considered.

Текст научной работы на тему «Модели рабочих учебных планов по реализации программ среднего профессионального образования с учётом требований работодателей»

ОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

ПОЛУМОРДВИНОВА А.А.

Рассматриваются модели и этапы конструирования, а также общие принципы разработки учебных планов по реализации программ среднего профессионального образования с учётом требований работодателей.

Models and designing stages, and also the general principles of working out of curricula on realization of programs of average vocational training taking into account requirements of employers are considered.

В условиях обновления экономической и производственной сферы страны в системе профессионального образования произошли значительные изменения, связанные с процессом адаптации к складывающимся новым экономическим реалиям. Претерпевает изменение социальноэкономическая система, в рамках которой будет работать профессиональное образование в ближайшие годы. Особенностью современного постиндустриального общества является возрастающая неопределенность и ускорение темпов технологического развития, быстрые изменения требований развивающихся рынков и потребителей, совершенствование организации труда и организационной культуры, что приводит к изменению требований к работникам, которые должны быть адаптивными, ориентированными на постоянное обучение и самосовершенствование.

Подготовка специалистов и квалифицированных рабочих новой формации, способных грамотно решать поставленные задачи; обладающих опытом освоения новых отраслевых технологий, использования современного оборудования и организации производственных процессов; нацеленных на самореализацию и самообразование, должно строиться в практикоориентированной образовательной среде.

Новые законодательные и нормативные документы Министерства образования и науки РФ предоставляют региональным участникам образовательного процесса больше возможностей и ответственной творческой инициативы.

Ключевым принципом нового поколения образовательных стандартов ФГОС является модульно-компетентностный подход с ориентацией на цели, значимые для региональной сферы труда.

Регионализация образования связана с вопросами диагностики и прогнозирования потребностей рынка труда в рабочих кадрах и специалистах. Региональный прогноз предполагает соответствующее развитие и наполнение содержания образования.

Регионализация образования приводит к увеличению степени свободы и ответственности региональных органов по управлению профессиональным образованием, образовательных учреждений и разработчиков основных профессиональных образовательных программ (далее ОПОП) на основе ФГОС. Потребности регионального развития в области профессионального образования в условиях реализации новых ФГОС должны быть отражены в вариативной части ОПОП. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями и потребностью в продолжение образования. За счет вариативной части должно быть обеспечено максимальное соответствие обучения меняющемуся спросу и гибкость профессиональных образовательных программ. Вариативная часть должна учитывать региональные особенности в требованиях к функциональным обязанностям по специальностям, удовлетворять потребность в расширении функциональных обязанностей, соответствующих новым современным наименованиям квалификации по специальности. Через вариативную часть ОПОП возможно отразить специфику подготовки специалиста конкретного учреждения СПО.

Региональное участие, реализуемое через формирование вариативной части ФГОС СПО, отражает социальный образовательный заказ. Этот заказ связан с потребностями и ожиданиями сферы труда (работодателя). Заказной характер дополнительных компетенций, как результатов образования определяет механизм их определения и формулирования - путём согласования интересов и возможностей представителей профессиональной сферы, с одной стороны, и представителей сферы образования - с другой.

Вариативная часть должна быть направлена:

- на удовлетворение потребностей региональных объединений работодателей;

- на учёт интересов конкретных социальных партнёров образовательного учреждения;

- на удовлетворение потребностей студентов, через учет интересов и познавательных возможностей обучающегося и реализацию принципа индивидуализации и дифференциации образования, с целью реализации индивидуальных образовательных траекторий.

За счёт вариативного компонента ОПОП должны реализовываться современные требования опережающего образования, возможность оперативной корректировки содержания образовательных программ с учётом изменяющихся требований сфера труда.

Конкретные структурные элементы вариативной части, и их сочетание определяются концепцией ОПОП, определяемой колледжем. ОПОП - самостоятельный (отчуждаемый) методический продукт образовательных учреждений. Формирование же концепции ОПОП зависит от стратегии развития профессионального образования в регионе и определяется органом управления образованием с учётом требований столичного рынка труда. В столичном регионе сформирована инфраструктура, обеспечивающая связь системы профессионального образования и рынка труда, действует программа развития профессионального образования, согласованная с программой социальноэкономического развития региона.

В соответствии с проектом интегрированного «Закона об образовании в Российской Федерации» примерные основные образовательные программы разрабатываются по заказу уполномоченных государственных органов исполнительной власти и (или) в инициативном порядке образовательными и научными организациями, объединениями образовательных организаций, общественными и государственно-общественными объединениями, иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования. В этой связи НИИРПО создает региональную систему разработки, апробации и реализации учебно-методических материалов, сопровождающих введение ФГОС. В рамках этой Программы планируется организация работы региональных учебно-методических комиссий (РУМК) по профессиям и специальностям, реализуемым в городе Москве. В состав РУМК входят представители всех учреждений среднего профессионального образования (УСПО). Дополнительно будет осуществляться организационное сопровождение разработки, апробации и реализации ОПОП в её вариативной части, состоящее из следующих организационных мероприятий:

- проведение организационно-установочных совещаний с представителями НМО по всем отраслям;

- определение ведущих колледжей по разработке вариативной части ОПОП по отдельным профессиям и специальностям;

- обеспечение сетевого взаимодействия колледжей для участия в разработке типовых ОПОП. Планируется осуществлять научно-методическое обеспечение разработки примерных и основных профессиональных образовательных программ. Среди планируемых к разработке:

- рекомендации по формированию вариативной части ОПОП НПО и СПО;

- рекомендации по составлению региональных учебных планов;

- рекомендации по формированию содержания профессиональных модулей и профессиональных дисциплин;

- рекомендации по промежуточной и итоговой аттестации;

- рекомендации по оценке качества образования;

- рекомендации по проведению производственной практики.

В НИИРПО планируется создать банк моделей вариативной части по подготавливаемым в регионе профессиям и специальностям.

Конструирование вариативной части образовательной программы - это большая научнометодическая деятельность педагогов-экспериментаторов образовательных учреждений. В 2010-2011 учебном году более чем в пятнадцати колледжах города Москвы экспериментальная работа будет связана с разработкой вариативной части ОПОП по определенным профессиям и специальностям.

Учреждения СПО самостоятельно формирует концепцию использования вариативной части, этапы формирования и введения в действие вариативной части образовательной программы. Для реализации вариативной части разрабатываются:

- методическая база (ФГОС СПО, рекомендации по разработке учебных планов, программы профессиональных дисциплин и профессиональных модулей и т.д.);

- совместно с конкретными работодателями дополнительные новые профессиональные компетенции (готовность выполнять новые или дополнительные трудовые функции, связанные с изменением или расширением наименования квалификации по данной специальности);

- особенности миссии ОУ на конкурентном образовательном рынке, среди профессиональных учреждений, подготавливающих специалистов аналогичной квалификации;

- различные варианты реализации вариативной части через введение специализации, введение дополнений в реализуемые дисциплины и междисциплинарные курсы модулей ФГОС СПО, введение новых дополнительных профессиональных и общих компетенций и т.д.);

- содержания вариативной части: от компетенций до дидактических единиц.

Алгоритм разработки вариативной части ОПОП зависит от того, имеется ли профессиональный стандарт по профессии или специальности, или еще не разработан. При наличии профессионального стандарта, алгоритм разработки вариативной части сводится к сравнению, уточнению профессиональных компетенций и выявлению недостающих трудовых функций и компетенций по видам трудовой деятельности и формированию дополнительных компетенций за счет вариативной части ОПОП. Вариативная часть ОПОП при этом обеспечивает последовательность, непрерывность и преемственность в освоении профессиональных и общих компетенций, взаимоувязывает теорию и практику с учетом комплексного освоения и развития профессиональных компетенций, заложенных в профессиональных стандартах.

В условиях отсутствия профессионального стандарта, образовательному учреждению необходимо дополнительно провести исследование рынка труда для дополнения Федеральных требований к квалификациям специалистов СПО современными региональными требованиями и требованиями конкретного работодателя - социального партнёра по данным квалификациям в той отрасли, для которой готовится специалист. Для этого образовательное учреждение должно определить методы и процедуру проведения анализа рынка труда.

Конструирование вариативной части образовательных программ, проводимое образовательным учреждением, позволяет выделить следующие последовательные этапы: прогностический, целевой, структурный, функциональный, ресурсный, результативный.

Прогностический этап включает прогноз развития рынка труда, социально-экономического развития региона, конкуренции на рынке образовательных услуг и др. Этот этап связан с диагностическими и прогнозными мероприятиями, проводимыми колледжем для правильного определения и формулирования цели предполагаемой к реализации образовательной программы. Прогностический этап предполагает также и прогнозно-исследовательскую работу по определению организационнопедагогических условий для реализации ОПОП по конкретной специальности. После осуществления прогноза и анализа результатов наступает момент целеполагания.

Целевой этап призван определить основную стратегическую идею - цель реализуемой образовательной программы и соответственно назначение её составляющей - вариативной части. Главной целью любой образовательной программы является успешное формирование профессиональных компетенций выпускника востребованных современным рынком труда. Кроме этого, цель использования вариативной части определяется видом реализуемой образовательной программы, преемственностью и непрерывностью профессионального образования. Целевой этап должен учитывать стратегические цели развития профессионального образования в регионе. Концепция регионального образования предполагает создание за счет вариативного компонента ОПОП условий преемственности профессиональных образовательных программ НПО и СПО, СПО и ВПО (прикладной бакалавриат).

Структурный этап определяет состав элементов вариативной части (номенклатуру структурных составляющих). Этот этап представляет собой уточнение структуры профессиональных и общих компетенций на основе изучения требований конкретных работодателей, профессиональных сообществ (объединений работодателей), анализ профессиональных стандартов, классификаторов профессий и специальностей, справочников квалификационных характеристик. Анализируется дополнительно социально-экономическая ситуация регионального рынка труда и занятости населения, интересы обучающихся, возможности образовательных ресурсов и организационно-педагогические условия.

Анализ потребности в дополнительных профессиональных и общих компетенциях предполагает обследование объединения работодателей (группы работодателей), представляющих организации (предприятия) одной отрасли различных форм собственности и обработку результатов опросов. Обследование может проводиться следующими способами: анкетирование, интервьюирование, анализ рынка труда и рынка профессиональных образовательных услуг (в т.ч. по сети Интернет).

Анкеты и планы интервью должны быть созданы основной группой разработчиков вариативной части ОПОП. Отправной точкой разработки анкет или планов для интервью является перечень видов профессиональной деятельности и компетенций, предложенный в инвариантной части ФГОС.

В результате обследования определяется перечень дополнительных компетенций по квалификации с учетом запросов работодателей, выпускников колледжа и поступающих на обучение абитуриентов. Кроме определения дополнительных компетенций в результате опроса, определяется приоритетность компетенций в сформированной инвариантной части программы. Определение приоритетности компетенций по специальности и соответствующее распределение объема времени на освоение того или иного профессионального модуля тоже является вариативной особенностью образовательной программы по конкретной специальности. Определение приоритетности, значимости компетенции позволяет разработчикам ОПОП рационально распределить объем часов, выделенный в ФГОС на профессиональные модули. Формирование структурных элементов вариативной части напрямую зависит от содержания дополнительных компетенций. Образовательное учреждение определяет возможности внесения этих дополнений в ОПОП посредством углубления содержания обязательной части ФГОС СПО или её расширения за счёт дополнительных профессиональных и общих компетенций. Структурный этап заканчивается построением рабочего учебного плана, т.к. все элементы вариативной части сформированы и определена значимость каждой компетенции для распределения объема времени вариативной части.

В данной статье намечены общие принципы разработки вариативной части учебного плана СПО. Продемонстрируем некоторые варианты Моделей учебных планов по специальности СПО 151034 «Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании» по проекту ФГОС. Модели учебных планов демонстрируют представление вариативной части разными структурными элементами: дисциплинами, междисциплинарными курсами (МДК), профессиональными модулями.

Приводимые Модели выполняют роль рекомендаций. Окончательная формулировка структуры вариативной части и составление рабочего учебного плана - компетенция колледжей.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

на основе базисного учебного плана и проекта ФГОС

специальность среднего профессионального образования 151034 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании базовый уровень квалификации (51): техник-механик

Форма обучения - очная Нормативный срок обучения на базе среднего

(полного) общего образования - 2года 10 месяцев

Индекс Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы Время в неделях Макс. учебная нагрузка обучающегося, час. Обязательная учебная нагрузка Рекомендуемый курс изучения

Всего В том числе

лаб. и практ. занятия курс. работа (проект)

Обязательная часть циклов ОПОП 3252 2168 1098

ОГСЭ. 00 Общий гуманитарный и социальноэкономический цикл 660 440 352

ОГСЭ. 01 Основы философии 48 10 2

ОГСЭ. 02 История 48 10 1

ОГСЭ. 03 Иностранный язык 172 172 1-3

ОГСЭ. 05 Физическая культура 172 160 1-3

ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл 240 160 80

ЕН.01 Математика 40 20 1

ЕН.02 Основы технической термодинамики 120 60 1

П.00 Профессиональный цикл 2352 1568 666

0П.00 Общепрофессиональные дисциплины 1524 1016 406

0П.01 Инженерная графика 120 120 1

0П.02 Техническая механика 140 40 1

0П.03 Материаловедение 80 20 1

0П.04 Электротехника и электроника 180 40 1

0П.05 Обработка металлов резанием, станки, инструмент 48 20 1

0П.06 Метрология, стандартизация, сертификация 40 20 3

0П.07 Информационные технологии 62 40 3

0П.08 Электрооборудование 110 40 1

0П.09 Экономика отрасли 60 20 3

0П.10 Правовое обеспечение профессиональной деятельности 48 6

ОП.11 Охрана труда и техника безопасности на производстве 60 20 1

ОП.12 Безопасность жизнедеятельности 68 20 3

ПМ.00 Профессиональные модули 828 552 260 1-3

ПМ.01 Техническая эксплуатация базовых модулей механического и теплового оборудования предприятий торговли и общественного питания 120 65 2

МДК. 01.01 Базовые модели торгового оборудования 40 15

МДК. 01.02 Организация монтажа и технического обслуживания базовых моделей торгового оборудования 50 30

МДК. 01.03 Организация ремонта оборудования 30 20 2

ПМ.02 Техническая эксплуатация холодильного оборудования предприятий торговли и общественного питания 120 65 2

МДК 02.01 Холодильное оборудование 40 15

МДК 02.02 Организация монтажа и технического обслуживания холодильного оборудования 50 30

Индекс Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы Время в неделях Макс. учебная нагрузка обучающегося, час. Обязательная учебная нагрузка п £ ® нз еи 1 & ф ^ о.

Всего В том числе

лаб. и практ. занятия курс. работа (проект)

МДК 02.03 Организация ремонта холодильного оборудования 30 20

ПМ.03 Проектирование и техническая эксплуатация систем кондиционирования воздуха в предприятиях торговли и общественного питания 150 70 3

МДК 03.01 Системы кондиционирования 80 30

МДК 03.02 Организация процессов монтажа и технического обслуживания систем кондиционирования воздуха 70 40

ПМ.04 Участие в организации производственной деятельности в рамках структурного подразделения 40 6 3

МДК 04.01 Планирование и организация работы структурного подразделения 40 6

ПМ.05 Выполнение работ по профессии рабочего «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию» 122 70 1

Вариативная часть циклов ОПОП 1392 928

Итого по циклам 86 4644 3096 1084

УП.00. Учебная практика 22 1

ПП.00. Производственная практика (практика по профилю специальности) 2

ПДП. 00 Производственная практика (преддипломная практика) 4 3

ПА.00 Промежуточная аттестация 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация 6

ГИА.01 Подготовка выпускной квалификационной работы 4

ГИА.02 Защита выпускной квалификационной работы 2

МОДЕЛЬ 1. Распределение объема часов вариативной части по всем структурным

элементам

Вариативная часть направлена на углубление и расширение компетенций, предписанных федеральной частью. Планируется изменение содержания инвариантной (обязательной) составляющей ФГОС через увеличение объема часов всех структурных элементов (дисциплин, профессиональных модулей, МДК и производственной практики) пропорционально на 30%. Все цифры отмечены курсивом. Вариативная часть в этом случае «растворяется» в федеральной. Этот вариант возможен в том случае, когда анализ потребностей региональных работодателей и обучающихся не выявляет дополнительных компетенций и потребностей, или методическая служба колледжа не достаточно подготовлена к проведению такой аналитической работы.

РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

специальность среднего профессионального образования 151034 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании базовый уровень квалификации (51): техник-механик Форма обучения - очная нормативный срок обучения на базе среднего (пол-

ного) общего образования - 2года 10 месяцев

Индекс Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы Время в неделях Макс.учебная нагрузка обучающегося, час. Обязательная учебная нагрузка Рекомендуемый курс изучения

Всего В том числе

лаб.и практ. занятий курс. работа (проект)

Обязательная часть циклов ОПОП 79 4266 2844 1378

ОГСЭ. 00 Общий гуманитарный и социальноэкономический цикл 560 452

0ГСЭ.01 Основы философии 60 2

0ГСЭ.02 История 60 12 1

0ГСЭ.03 Иностранный язык 220 220 1-3

0ГСЭ.05 Физическая культура 220 220 1-3

ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл 210 70

ЕН.01 Математика 80 30 1

ЕН.02 Основы технической термодинамики 130 40 1

П.00 Профессиональный цикл 2074 856

0П.00 Общепрофессиональные дисциплины 1300 506

0П.01 Инженерная графика 160 160 1

0П.02 Техническая механика 170 50 1

0П.03 Материаловедение 116 30 1

0П.04 Электротехника и электроника 220 60 1

0П.05 Обработка металлов резанием, станки, инструмент 60 20 1

0П.06 Метрология, стандартизация, сертификация 60 20 3

0П.07 Информационные технологии 80 40 3

0П.08 Электрооборудование 130 40 1

0П.09 Экономика отрасли 80 30 3

0П.10 Правовое обеспечение профессиональной деятельности 64 16 3

ОП.11 Охрана труда и техника безопасности на производстве 80 20 1

ОП12 Безопасность жизнедеятельности 80 20 3

ПМ.00 Профессиональные модули 774 350

ПМ.01 Техническая эксплуатация базовых модулей механического и теплового оборудования предприятий торговли и общественного питания 170 80 2

МДК.01.01 Базовые модели торгового оборудования 50 20 2

МДК.01.02 Организация монтажа и технического обслуживания базовых моделей торгового оборудования 70 40 2

МДК.01.03 Организация ремонта оборудования 50 20 2

ПМ.02 Техническая эксплуатация холодильного оборудования предприятий торговли и общественного питания 170 80 2

МДК 02.01 Холодильное оборудование 50 20 2

МДК 02.02 Организация монтажа и технического обслуживания холодильного оборудования 70 40 2

МДК 02.03 Организация ремонта холодильного оборудования 50 20 2

Индекс Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы Время в неделях Макс.учебная нагрузка обучающегося, час. Обязательная учебная нагрузка Рекомендуемый курс изучения

Всего В том числе

лаб.и практ. занятий курс. работа (проект)

ПМ.03 Проектирование и техническая эксплуатация систем кондиционирования воздуха в предприятиях торговли и общественного питания 200 120 3

МДК 03.01 Системы кондиционирования 120 80 3

МДК 03.02 Организация процессов монтажа и технического обслуживания систем кондиционирования воздуха 80 40 3

ПМ.04 Участие в организации и руководстве производственной деятельностью в рамках структурного подразделения 80 20 3

МДК 04.01 Планирование и организация работы структурного подразделения 80 20 3

ПМ.05 Выполнение работ по профессии рабочего «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию» 154 50 1

Итого по циклам 79 4266 2844 1378

УП.00. Учебная практика 29 1

ПП.00. Производственная практика (практика по профилю специальности) 2

ПДП.00 Производственная практика (преддипломная практика) 4 3

ПА.00 Промежуточная аттестация 6

ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация 6

ГИА.01 Подготовка выпускной квалификационной работы 4

ГИА.02 Защита выпускной квалификационной работы 2

ВК.00 Время каникулярное 23

Итого 147

МОДЕЛЬ 2. Распределение объема часов вариативной части на увеличение объема

теоретической части

Вариативная часть направлена на углубление и расширение компетенций, предписанных федеральной частью. Планируется изменение содержания инвариантной (обязательной) составляющей ФГОС через увеличение объема часов теоретической части ОПОП. Этот вариант распределения объема часов вариативной части применяется при выстраивании непрерывных образовательных программ СПО - ВПО (прикладной бакалавриат). Обеспечение преемственности образовательных программ среднего профессионального образования с содержанием образовательных программ высшего профессионального образования (прикладного бакалавриата) реализуется через содержание вариативной составляющей ОПОП СПО. Вариативная составляющая ОПОП СПО в данном варианте ее использования должна быть представлена дополнительным перечнем дисциплин общепрофессионального цикла, идентичным по наименованию дисциплинам ОПОП ВПО соответствующего профиля подготовки. За счет дополнительного объема часов вариативной части, направленной на теоретическую составляющую ОПОП можно вводить и дополнительные дидактические единицы в дисциплины федеральной части. При этом варианте увеличивается на 30% общий объем дисциплин теоретической части. Цифры отмечены курсивом.

РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

специальность среднего профессионального образования 151034 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании базовый уровень квалификации (51): техник-механик

Форма обучения - очная нормативный срок обучения на базе среднего (пол-

ного) общего образования - 2 года 10 месяцев

Индекс Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы Время в неделях Макс.учебная нагрузка обучающегося, час. Обязательная учебная нагрузка Рекомендуемый курс изучения

Всего В том числе

лаб.и практ. занятий курс. работа (проект)

Обязательная часть циклов ОПОП 86 4644 3096 1572

ОГСЭ. 00 Общий гуманитарный и социальноэкономический цикл 568 448

0ГСЭ.01 Основы философии 64 2

0ГСЭ.02 История 64 8 1

0ГСЭ.03 Иностранный язык 220 220 1-3

0ГСЭ.05 Физическая культура 220 220 1-3

ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл 332 140

ЕН.01 Математика 80 70 1

ЕН.02 Основы технической термодинамики 160 40 1

ЕН.03 Экологические основы природопользования 32 3

ЕН.04 Информатика 60 30 1

П.00 Профессиональный цикл 2196 888

0П.00 Общепрофессиональные дисциплины 1644 612

0П.01 Инженерная графика 160 160 1

0П.02 Техническая механика 180 40 1

0П.03 Материаловедение 100 30 1

0П.04 Электротехника и электроника 240 80 1

0П.05 Обработка металлов резанием, станки, инструмент 64 26 1

0П.06 Метрология, стандартизация, сертификация 52 20 3

0П.07 Информационные технологии 80 40 3

0П.08 Электрооборудование 150 40 1

0П.09 Экономика отрасли 80 30 3

0П.10 Правовое обеспечение профессиональной деятельности 64 16 3

ОП.11 Охрана труда и техника безопасности на производстве 80 20 1

ОП12 Безопасность жизнедеятельности 88 20 3

ОП.13 Автоматизация оборудования 128 44 1

ОП.14 Менеджмент 94 24 2-3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОП.15. Документационное обеспечение профессиональной деятельности 84 22 3

ПМ.00 Профессиональные модули 552 276

ПМ.01 Техническая эксплуатация базовых модулей механического и теплового оборудования предприятий торговли и общественного питания 120 65 2

МДК.01.01 Базовые модели торгового оборудования 40 15 2

МДК.01.02 Организация монтажа и технического обслуживания базовых моделей торгового оборудования 50 30 2

МДК.01.03 Организация ремонта оборудования 30 20 2

Индекс Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы Время в неделях Макс.учебная нагрузка обучающегося, час. Обязательная учебная нагрузка Рекомендуемый курс изучения

Всего В том числе

лаб.и практ. занятий курс. работа (проект)

ПМ.02 Техническая эксплуатация холодильного оборудования предприятий торговли и общественного питания 120 65 2

МДК 02.01 Холодильное оборудование 40 15 2

МДК 02.02 Организация монтажа и технического обслуживания холодильного оборудования 50 30 2

МДК 02.03 Организация ремонта холодильного оборудования 30 20 2

ПМ.03 Проектирование и техническая эксплуатация систем кондиционирования воздуха в предприятиях торговли и общественного питания 150 70 3

МДК 03.01 Системы кондиционирования 80 30 3

МДК 03.02 Организация процессов монтажа и технического обслуживания систем кондиционирования воздуха 70 40 3

ПМ.04 Участие в организации и руководстве производственной деятельностью в рамках структурного подразделения 40 6 3

МДК 04.01 Планирование и организация работы структурного подразделения 40 6 3

ПМ.05 Выполнение работ по профессии рабочего «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию» 122 70 1

Итого по циклам 86 4644 3096 1572

УП.00. Учебная практика 22 1

ПП.00. Производственная практика (практика по профилю специальности) 2

ПДП.00 Производственная практика (преддипломная практика) 4 3

ПА.00 Промежуточная аттестация 6

ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация 6

ГИА.01 Подготовка выпускной квалификационной работы 4

ГИА.02 Защита выпускной квалификационной работы 2

ВК.00 Время каникулярное 23

Итого 147

МОДЕЛЬ 3. Распределение объема часов вариативной части на введение дополнительных профессиональных модулей

Вариативная часть направляется на освоение дополнительных профессиональных модулей в том случае, когда опрос региональных работодателей выявляет дополнительные профессиональные компетенции, соответствующие новому виду деятельности, не прописанному в федеральной части образовательного стандарта. В данном варианте для реализации дополнительного вида деятельности по разработке конструкторских проектов введен одноименный профессиональный модуль «Разработка конструкторских проектов». Для приобретения квалификации по дополнительной смежной рабочей профессии «Машинист холодильных установок» и возможности построения интегрированной образовательной программы НПО-СПО. Введе-

ние дополнительных профессиональных модулей предполагает и одновременное введение дополнительных МДК для реализации этих модулей, введение дополнительных дисциплин в различные циклы и увеличение объема часов федеральных дисциплин. При введении дополнительных профессиональных модулей предполагается увеличение не только объема теоретической части ОПОП, но и производственной практики за счет вариативной части.

РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

специальность среднего профессионального образования 151034 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании базовый уровень квалификации (51): техник-механик Форма обучения - очная нормативный срок обучения на базе среднего (пол-

ного) общего образования - 2года 10 месяцев

Индекс Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы Время в неделях Макс.учебная нагрузка обучающегося, час. Обязательная учебная нагрузка Рекомендуемый курс изучения

Всего В том числе

лаб. и практ. занятий курс. работа (проект)

Обязательная часть циклов ОПОП 78 4212 2808 1316

ОГСЭ. 00 Общий гуманитарный и социальноэкономический цикл 660 440 352

0ГСЭ.01 Основы философии 48 2

0ГСЭ.02 История 48 8 1

0ГСЭ.03 Иностранный язык 172 172 1-3

0ГСЭ.05 Физическая культура 172 160 1-3

ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл 240 160 50

ЕН.01 Математика 40 20 1

ЕН.02 Основы технической термодинамики 120 30 1

П.00 Профессиональный цикл 2208 914

0П.00 Общепрофессиональные дисциплины 1368 498

0П.01 Инженерная графика 170 170 1

0П.02 Техническая механика 180 40 1

0П.03 Материаловедение 124 40 1

0П.04 Электротехника и электроника 230 60 1

0П.05 Обработка металлов резанием, станки, инструмент 70 20 1

0П.06 Метрология, стандартизация, сертификация 60 20 3

0П.07 Информационные технологии 100 40 3

0П.08 Электрооборудование 130 40 1

0П.09 Экономика отрасли 80 20 3

0П.10 Правовое обеспечение профессиональной деятельности 64 8 3

ОП.11 Охрана труда и техника безопасности на производстве 80 20 1

ОП12 Безопасность жизнедеятельности 80 20 3

ПМ.00 Профессиональные модули 840 416

ПМ.01 Техническая эксплуатация базовых модулей механического и теплового оборудования предприятий торговли и общественного питания 120 65 2

МДК.01.01 Базовые модели торгового оборудования 40 15 2

Индекс Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы Время в неделях Макс.учебная нагрузка обучающегося, час. Обязательная учебная нагрузка Рекомендуемый курс изучения

Всего В том числе

лаб. и практ. занятий курс. работа (пппект)

МДК.01.02 Организация монтажа и технического обслуживания базовых моделей торгового оборудования 50 30 2

МДК.01.03 Организация ремонта оборудования 30 20 2

ПМ.02 Техническая эксплуатация холодильного оборудования предприятий торговли и общественного питания 120 65 2

МДК 02.01 Холодильное оборудование 40 15 2

МДК 02.02 Организация монтажа и технического обслуживания холодильного оборудования 50 30 2

МДК 02.03 Организация ремонта холодильного оборудования 30 20 2

ПМ.03 Проектирование и техническая эксплуатация систем кондиционирования воздуха в предприятиях торговли и общественного питания 150 70 3

МДК 03.01 Системы кондиционирования 80 30 3

МДК 03.02 Организация процессов монтажа и технического обслуживания систем кондиционирования воздуха 70 40 3

ПМ.04 Участие в организации и руководстве производственной деятельностью в рамках структурного подразделения 40 6 3

МДК 04.01 Планирование и организация работы структурного подразделения 40 6 3

ПМ.05 Выполнение работ по профессии рабочего «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию» 122 70 1

ПМ.06 Разработка конструкторских проектов 144 70

МДК 06.01 Основы проектной и компьютерной графики

МДК 06.02 Методы расчета основных техникоэкономических показателей

ПМ.07 Выполнение работ по профессии рабочего «Машинист холодильных установок» 144 70 1

Итого по циклам 78 4212 2808

УП.00. Учебная практика 30 1

ПП.00. Производственная практика (практика по профилю специальности) 2

ПДП.00 Производственная практика (преддипломная практика) 4 3

ПА.00 Промежуточная аттестация 6

ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация 6

ГИА.01 Подготовка выпускной квалификационной работы 4

ГИА.02 Защита выпускной квалификационной работы 2

ВК.00 Время каникулярное 23

Итого 147

МОДЕЛЬ 4. Распределение объема часов вариативной части на введение МДК в профессиональные модули федеральной части

Вариативная часть направлена на углубление и расширение компетенций, предписанных федеральной частью. Введение МДК в профессиональные модули федеральной составляющей рекомендуется в том случае, когда при разработке ОПОП достаточным является включение дополнительного содержания в уже сформированные профессиональные модули федеральной части. Дополнительное содержание в разработанные профессиональные модули не формирует отдельный вид профессиональной деятельности, а дополняет перечень и содержание профессиональных компетенций по тем видам профессиональной деятельности, которые прописаны в инвариантной части.

При этом варианте увеличивается объем часов на профессиональные модули. Кроме этого, увеличивается практическая составляющая ОПОП, количество недель производственной практики, т.к. освоение МДК предполагает и теоретическую и практическую составляющие.

Одновременно происходит и увеличение количества часов на федеральную составляющую в части общепрофессиональных дисциплин за счет введения новых дисциплин или увеличения количества часов по дисциплинам инвариантной части, являющихся базовыми для освоения новых МДК. Все цифры отмечены курсивом.

РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

специальность среднего профессионального образования

151034 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании базовый уровень квалификации (51): техник-механик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Форма обучения - очная нормативный срок обучения на базе среднего

(полного) общего образования -2года 10 месяцев

Индекс Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы Время в неделях Макс.учебная нагрузка обучающегося, час. Обязательная учебная нагрузка Рекомендуемый курс изучения

Всего В том числе

лаб.и практ. занятий курс. работа (проект)

Обязательная часть циклов ОПОП 82 4428 2952 1556

ОГСЭ. 00 Общий гуманитарный и социальноэкономический цикл 440 352

0ГСЭ.01 Основы философии 48 12 2

0ГСЭ.02 История 48 8 1

0ГСЭ.03 Иностранный язык 172 172 1-3

0ГСЭ.05 Физическая культура 172 160 1-3

ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл 144 50

ЕН.01 Математика 40 20 1

ЕН.02 Основы технической термодинамики 104 30 1

П.00 Профессиональный цикл 2368 1154

0П.00 Общепрофессиональные дисциплины 1356 708

0П.01 Инженерная графика 140 140 1

Индекс Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы Время в неделях Макс.учебная нагрузка обучающегося, час. Обязательная учебная нагрузка Рекомендуемый курс изучения

Всего В том числе

лаб.и практ. занятий курс. работа (проект)

0П.02 Техническая механика 140 40 1

0П.03 Материаловедение 80 20 1

0П.04 Электротехника и электроника 180 60 1

0П.05 Обработка металлов резанием, станки, инструмент 60 20 1

0П.06 Метрология, стандартизация, сертификация 60 20 3

0П.07 Информационные технологии 62 40 3

0П.08 Электрооборудование 110 40 1

0П.09 Экономика отрасли 60 20 3

0П.10 Правовое обеспечение профессиональной деятельности 48 6

0П.10 Охрана труда и техника безопасности на производстве 60 20 1

ОП11 Безопасность жизнедеятельности 68 20 3

ОП. 12 Основы проектной и компьютерной графики 120 120 2

ОП.13 Методы расчета основных техникоэкономических показателей 120 120 2

ОП.14 Документационное обеспечение профессиональной деятельности 48 20 2

ПМ.00 Профессиональные модули 1012 446

ПМ.01 Техническая эксплуатация базовых модулей механического и теплового оборудования организаций торговли и общественного питания 300 120 2

МДК.01.01 Базовые модели торгового оборудования 40 15 2

МДК.01.02 Организация монтажа и технического обслуживания базовых моделей торгового оборудования 50 30 2

МДК.01.03 Организация ремонта оборудования 30 20 2

МДК.01.04 Организация монтажа, технического обслуживания и ремонта оборудования санитарно-технических систем 82 30 2

МДК.01.05 Оформление технической и отчетной документации на все виды работ по технической эксплуатации механического и теплового оборудования 98 25 2

ПМ.02 Техническая эксплуатация холодильного оборудования организаций торговли и общественного питания 234 100 2

МДК 02.01 Холодильное оборудование 40 15 2

МДК 02.02 Организация монтажа и технического обслуживания холодильного оборудования 50 30 2

МДК 02.03 Организация ремонта холодильного оборудования 30 20 2

Индекс Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы Время в неделях Макс.учебная нагрузка обучающегося, час. Обязательная учебная нагрузка Рекомендуемый курс изучения

Всего В том числе

лаб.и практ. занятий курс. работа (проект)

МДК 02.04 Оформление технической и отчетной документации на все виды работ по технической эксплуатации холодильного оборудования 114 35 2

ПМ.03 Проектирование и техническая эксплуатация систем кондиционирования воздуха в организациях торговли и общественного питания 316 150 3

МДК 03.01 Системы кондиционирования 80 30 3

МДК 03.02 Организация процессов монтажа и технического обслуживания систем кондиционирования воздуха 70 40 3

МДК.03.03 Основы проектирования систем кондиционирования 166 80 3

ПМ.04 Участие в организации и руководстве производственной деятельностью в рамках структурного подразделения 40 6 3

МДК 04.01 Планирование и организация работы структурного подразделения 40 6 3

ПМ.05 Выполнение работ по профессии рабочего «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию» 122 70 1

Итого по циклам 82 4428 2952 1556

УП.00. Учебная практика 26 1

ПП.00. Производственная практика (практика по профилю специальности) 2

ПДП.00 Производственная практика (преддипломная практика) 4 3

ПА.00 Промежуточная аттестация 6

ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация 6

ГИА.01 Подготовка выпускной квалификационной работы 4

ГИА.02 Защита выпускной квалификационной работы 2

ВК.00 Время каникулярное 23

Итого 147

РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

специальность среднего профессионального образования 151034 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании базовый уровень квалификации (51): техник-механик Календарный график учебного процесса

Месяцы Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

I 16 э к

II 12 У У У У э к

III 10 У У У У У У э к

Месяцы Январь Февраль Март Апрель

Недели 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

I к 17

II к 17

III к 10 У У У э п

Месяцы Май Июнь Июль Август

Недели 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

I У У У У У У У э к к к к к к к к

II У У У У У У э к к к к к к к к к

III п п п г г г г г г

д

г

-теоретическое обучение

- выпускная квалификационная работа

- государственная (итоговая) аттестация

э

п

У

-экзаменационная

сессия

-учебная практика

- производственная практика

к

-каникулы

О

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГО

со

о

X

0

О

0

<

0

С

о

го

0_

го

0

о

о

о

о

го

а

■ о

со

£ о

Обязательные учебные занятия, ч. Распределение обязательных Учебных занятий по кУрсам и семестрам

Всего в том числе 1 курс 2 курс 3 курс

занятия на уроках лаб. раб., практич. занятия курс. проект (работа) 1 семестр 16 недель 2 семестр 17 недели 3 семестр 12 недель 4 семестр 17 недель 5 семестр 10 недель 6 семестр 10 недель

тН см 00 ю со 1^ 00 СП о тН тН тН тН 00 тН тН ю тН СО тН ь- тН 00 тН

Т0.00 Теоретическое обучение 00 см ф г- тН СЧ Ю Ф СЧ 00 со тН 00 СЧ Ю тН о ф г- ю CN тН CN со CN тН ф о со о ф со

0ГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл ю со ф о тН СЧ Ю СЧ г- 00 00 со со ф ф ю 00 00 о о

0ГСЭ.01 Основы философии о г- СЧ СЧ 00 ф со СЧ тН 00

0ГСЭ.02 История СО ("— СЧ тН 00 СЧ со г- тН

0ГСЭ.03 Иностранный язык сч СЧ 00 тН тН сч СО со сч со о CN о сч

0ГСЭ.04 Физическая культура сч СЧ 00 тН о тН ю тН СЧ СО со CN со О сч о CN

ЕН.00 Математический и общий естественно - научный цикл со г- сч сч тН 00 тН ф СЧ тН СЧ Ю Ф Ф ю 00

ЕН.01 Математика со г- СЧ ф сч О сч СЧ СО г- тН

ЕН.02 Основы технической термодинамики о о сч 00 СЧ СО тН о о тН СЧ СО 00

П.00 Профессиональный цикл о сч ю со 1174 (О со сч 1168 1138 о сч ю 4 4 3 6 со 3 4 ю о сч 3 О сч 3

0П.00 Общепрофессиональные дисциплины о о ф тН 00 СЧ Ф СЧ Г- СЧ тН СЧ 00 ю О ф ф 00 00 со о со о CN тН о г- тН о тН 00 CN тН

0П.01 Инженерная графика 00 ф тН Ф Ф СЧ СО тН СЧ СО тН 00 ф

0П.02 Техническая механика 00 ф тН Ф Ф СЧ СО тН СЧ о 00 ф

0П.03 Материаловедение ф ф сч со о СЧ

0П.04 Электротехника и электроника о СЧ сч СЧ Г- 00 тН 00 00 О Ф о 00 00

0П.05 Обработка металлов резанием, станки, инструмент о г- СЧ СЧ 00 00 сч О СЧ 00

0П.06 Метрология, стандартизация, сертификация о ф О СЧ о о СЧ О сч о CN о CN

0П.07 Информационные технологии о СЧ тН О о 00 О о О О

0П.08 Электрооборудование о ю тН 00 сч о тН СЧ Ф о CN о тН

0П.09 Экономика отрасли о ф О со о ф О о СЧ О

ОП. 10 Правовое обеспечение профессиональной деятельности о о сч о СО (О О

Индекс Наименования дисциплин Распределение по семестрам Кол-во конт-рольных работ Макс. учебн. нагрузка студента, ч. Самост. учебн. нагрузка студента, ч. Обязательные учебные занятия, ч. Распределение обязательных учебных занятий по курсам и семестрам

Экзаменов Курсовых проектов (работ) Зачетов Всего в том числе 1 курс 2 курс 3 курс

занятия на уроках лаб. раб., практич. занятия со т о б а С1 іЕ 0 о р п .с р £ 1 семестр 16 недель 2 семестр 17 недели 3 семестр 12 недель 4 семестр 17 недель 5 семестр 10 недель 6 семестр 10 недель

тН см 00 ю со 1^ 00 СП о тН тН тН тН 00 тН тН ю тН СО тН тН 00 тН

ОП.11 Охрана труда 102 со 00 ф 00 о СЧ 00 ф

ОП.12 Безопасность жизнедеятельности 102 со 00 00 О сч о 00 сч

ОП.13 Основы проектной и компьютерной графики 174 00 ю 116 116 00 00 ф

ОП.14 Методы расчета основных технико-экономических показателей 4 1 00 ю 116 6 тН 1 00 00

ОП.15 Документационное обеспечение профессиональной деятельности 00 ф сч 00 ю 00 со о СЧ СЧ со

ПМ.00 Профессиональные модули о сч (0 н (0 ю о 1 588 6 о (0 00 ш 216 со 160 192

ПМ.01 Техническая эксплуатация базовых модулей механического и теплового оборудования предприятий торговли и общественного питания о ю 150 0 о со 160 120 о сч (О О) о 2

МДК.01.01 Базовые модели торгового оборудования о ф СЧ тН 00 сч со тН 00

МДК.01.02 Организация монтажа и технического обслуживания базовых моделей торгового оборудования 4 сч 1 СЧ СЧ 00 СЧ о 00 со

МДК.01.03 Организация ремонта оборудования ю о 1 Г- СО 00 ф 00 СЧ о 00 ф

МДК.01.04 Организация монтажа, технического обслуживания и ремонта оборудования санитарно-технических систем ю о 1 Г- СО 00 О 00 сч 00

МДК.01.05 Оформление технической и отчетной документации на все виды работ по технической эксплуатации механического и теплового оборудования ф ю сч СЧ со 00 тН ф тН со

Индекс Наименования дисциплин Распределение по семестрам Кол-во конт-рольных работ Макс. учебн. нагрузка студента, ч. Самост. учебн. нагрузка студента, ч. Обязательные учебные занятия, ч. Распределение обязательных учебных занятий по курсам и семестрам

Экзаменов Курсовых проектов (работ) Зачетов Всего в том числе 1 курс 2 курс 3 курс

занятия на уроках лаб. раб., практич. занятия со т о б а С1 іЕ 0 о р п .с р £ 1 семестр 16 недель 2 семестр 17 недели 3 семестр 12 недель 4 семестр 17 недель 5 семестр 10 недель 6 семестр 10 недель

тН см 00 ю со 1^ 00 СП о тН тН тН тН 00 тН тН ю тН СО тН тН 00 тН

ПМ.02 Техническая эксплуатация холодильного оборудования предприятий торговли и общественного питания ю со 145 о О) сч 170 100 о сч 120 0 1

МДК.02.01 Холодильное оборудование сч г- сч 00 00 сч О СЧ 00

МДК.02.02 Организация монтажа и технического обслуживания холодильного оборудования о тН сч о г- 0 1 о 00 О Ф сч г- 00 ф

МДК.02.03 Организация ремонта холодильного оборудования сч о тН со 00 00 сч О 00

МДК.02.04 Оформление технической и отчетной документации на все виды работ по технической эксплуатации холодильного оборудования тН ю г- тН со 00 тН тН со

ПМ.03 Проектирование и техническая эксплуатация систем кондиционирования воздуха в предприятиях торговли и общественного питания о 148 сч О) сч 142 150 160 132

МДК.03.01 Системы кондиционирования о СЧ тН о о 00 о ю О со О 00

МДК.03.02 Организация процессов монтажа и технического обслуживания систем кондиционирования воздуха о о СЧ 00 2 со 1 СЧ ф о 2 СО 1

МДК. 03. Основы проектирования систем кондиционирования 120 о о 00 о о о 00

Индекс Наименования дисциплин Распределение по семестрам Кол-во конт-рольных работ Макс. учебн. нагрузка студента, ч. Самост. учебн. нагрузка студента, ч. Обязательные учебные занятия, ч. Распределение обязательных учебных занятий по курсам и семестрам

Экзаменов Курсовых проектов (работ) Зачетов Всего в том числе 1 курс 2 курс 3 курс

занятия на уроках лаб. раб., практич. занятия )а т о б а р( 0 о р п .с р £ 1 семестр 16 недель 2 семестр 17 недели 3 семестр 12 недель 4 семестр 17 недель 5 семестр 10 недель 6 семестр 10 недель

тН см 00 ю со 1^ 00 СП о тН тН тН тН 00 тН тН ю тН СО тН тН 00 тН

ПМ.04 Участие в организации и руководстве производственной деятельностью в рамках структурного подразделения О О) о со о (0 ю ш о (0

МДК.04.01 Планирование и организация работы структурного подразделения о ф о со о со ю со о СО

ПМ.05 Выполнение работ по профессии рабочего «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию» ю о сч со 132 сч (0 о (0 00 (0

Пояснения к рабочему учебному плану

1. Рабочий учебный план разработан на основе проекта ФГОС СПО и предназначен для реализации ОПОП по специальности 151034 «Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании» на базе среднего (полного) общего образования. Срок обучения 2 года 10 месяцев с присвоением квалификации техник-механик.

2. Рабочий учебный план составлен с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП. Объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП использован на введение дополнительных МДК в профессиональные модули федеральной части (инвариантной части): в ПМ.01 «Техническая эксплуатация базовых модулей механического и теплового оборудования предприятий торговли и общественного питания» введен МДК.01.04 «Организация монтажа, технического обслуживания и ремонта оборудования санитарнотехнических систем», МДК,01.05 «Оформление технической и отчетной документации на все виды работ по технической эксплуатации механического и теплового оборудования»; в профессиональный модуль ПМ.02 «Техническая эксплуатация холодильного оборудования предприятий торговли и общественного питания» введен МДК.02.04 «Оформление технической и отчетной документации на все виды работ по технической эксплуатации холодильного оборудования»; в ПМ.03 «Проектирование и техническая эксплуатация систем кондиционирования воздуха в предприятиях торговли и общественного питания» введен МДК 03.03 «Основы проектирования систем кондиционирования». Для освоения перечисленных МДК, дополнительно запланировано введение общепрофессиональных учебных дисциплин в П.00 Профессио-

нальный цикл, для создания теоретической основы для овладения дополнительными профессиональными компетенциями. Дополнительно включены дисциплины: «Основы проектной и компьютерной графики», «Методы расчета основных технико-экономических показателей», «Документационное обеспечение профессиональной деятельности». Кроме дополнительного введения новых общепрофессиональных дисциплин, увеличено количество часов на изучение дисциплины федеральной составляющей «Инженерная графика» на 12 часов, относительно примерного учебного плана. Использование объема вариативной части запланировано также на увеличение объема практической составляющей ОПОП. Увеличение объема практической составляющей связано с тем, что включение в профессиональные модули инвариантной части дополнительных МДК, формирующих дополнительные профессиональные компетенции для освоения которых необходимо приобрести практический опыт. Общий объем учебной практики (УП.00) и Производственной практики (практики по профилю специальности) (ПП.00) увеличен на 4 недели и составил 26 недель.

3. В рамках реализации профессионального модуля ПМ.05 «Выполнение работ по профессии рабочего» студенты осваивают родственную профессию рабочего «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию».

4. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

6. Общий объем каникулярного времени составляет 23 недели:

на первом курсе 10 недель, на втором курсе -11 недель, на третьем - 2 недели.

7. Выполнение курсовых работ запланировано по двум профессиональным модулям: ПМ.01 и ПМ.02 на 2 курсе. Выполнение курсовых работ рассматривается как вид учебной работы по профессиональным модулям и реализуются в пределах времени, отведенного на их освоение.

8. Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа обязательных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях и т.д.).

9. Нормативный срок освоения ОПОП по специальности при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1год) из расчета:

- теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 39 нед.

- промежуточная аттестация 2 нед.

- каникулярное время 11 нед.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. На предпоследнем курсе в период летних каникул с юношами проводятся пятидневные учебные сборы на базе воинских частей, определенных военными комиссариатами.

11. Учебным планом предусмотрены следующие виды практик: учебная (У) и производственная (П). В объем недель учебной практики включены и недели производственной практики по профилю специальности в соответствии с Проектом стандарта ФГОС по этой специальности. Общее количество недель учебной практики увеличено за счет вариативной части на 4 недели. Количество недель учебной практики составляет 7 недель, практики по профилю специальности 19 недель, производственной (преддипломной практики) 4 недели.

Учебная практика и практика по профилю специальности проводится образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций и реализуются концентрированно. На 1 курсе запланировано освоение профессионального модуля ПМ.05 и 7 недель

учебной практики, на втором курсе - освоение ПМ.01 и ПМ.02 и 10 недель практики по профилю специальности, на 3 курсе - освоение ПМ.03 и ПМ.04 и 9 недель практики по профилю специальности и 4 недели преддипломной производственной практики. Распределение освоения профессиональных модулей и реализация учебной и производственной практики по курсам обучения строится на основе дисциплинарно модульных связей и последовательности освоения технологического процесса по организации монтажа, технического обслуживания и ремонта оборудования предприятий (организаций) торговли и общественного питания. Овладение первичными профессиональными приемами слесарных, электромонтажных и работ на механообрабатывающем оборудовании, которые осваиваются в профессиональном модуле ПМ.05 на первом курсе предваряет освоение последующих профессиональных модулей.

12. Обучение по дисциплинам и профессиональным модулям завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия.

13. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку (4 недели) и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа) (2 недели). Тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. К государственной (итоговой) аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные программой и успешно прошедшие все промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные программами учебных дисциплин и профессиональных модулей. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. Для этих целей выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов и т.п., творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики и так далее.

Следующими этапами после разработки рабочего учебного плана являются: функциональный и ресурсный.

Функциональный этап определяет функцию каждого элемента вариативной части. МДК (междисциплинарные курсы) и ПМ (профессиональные модули) вариативной части должны формировать определенные компетенции, соотнесение МДК и компетенций представляет функциональный этап конструирования вариативной части. На этом этапе фиксируется обоснование включения данного элемента (дисциплины, МДК, модуля); определяются знания, умения и практический опыт по каждой новой компетенции; формируется основа для овладения новыми компетенциями (необходимые для освоения новой компетенции умения, знания и практический опыт, осваиваемый в рамках других дисциплин и модулей); определяется связь с освоением общих компетенций; определяется тематика практических занятий по формированию компетенций; определяется место вариативной части в рабочем учебном плане ОПОП образовательного учреждения.

Ресурсный этап служит для интеграции материально-технических, педагогических, студенческих и ресурсов профессиональных сообществ. Во время этого этапа формируются новые требования к профессиональным компетенциям педагога. Необходима готовность педагога к инновациям в области содержания образования, образовательных технологий, но и расширение его деятельностного блока, в силу изменения его роли в учебном процессе. Решение такой задачи лежит в русле повышения компетентности педагогов в рамках самого колледжа, в форме системного проведения школы профессионального роста, мастер-классов, семинаров.

Результативный этап определяется сформированными условиями реализации ОПОП. Результатом конструирования вариативной части является сформированная основная образовательная программа по специальности и её составная часть - рабочий учебный план. Эта

программа призвана обеспечить возможность выбора и реализации индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося. В этом случае формирование его профессиональной компетентности представляет собой индивидуализированный, ресурсообеспеченный, педагогически поддерживаемый процесс. В соответствии с концепцией ФГОС именно этот процесс позволит выпускнику быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда. Данная статья предлагает различные модели региональных (рабочих) учебных планов в условиях разных вариантов использования вариативной части, представлена методика поэтапной конкретизации структуры и содержания вариативной части, технология моделирования рабочего учебного плана на основе компетентностного результата, специфических требований работодателей и выпускников, практико-ориентированной направленности обучения, выявленных образовательных ресурсов и организационно-педагогических условий.

Библиографический список:

1. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266.

2. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-

ской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" Принят Государственной Думой 14 ноября 2007 года.

3. Блинов В.И. Концептуальные основы разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения. — М., 2008, 64 с.1.

4. Муравьева А.А., Олейникова О.Н. Качество профессионального образования. Европейская стратегия и практика. — М., 2004. -111 с.

5. Муравьева А.А., и др. разработка модульных программ основанных на компетенциях. —

М., 2006. -283 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по специальности 151034 «Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании» — Утверждён приказом № 575 Минобрнауки РФ от 10 ноября 2009 г.

Ключевые слова: профессиональное образование, учебный план.

Keywords: vocational education, curriculum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.